1. Общее понятие дефектология.
2. История дефектологии.
3. Задачи дефектологии.
Дефектология – (от лат. defectus – недостаток и греч. logos – слово, учение) наука о
закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими
нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения.
Основной задачей дефектологии является разработка теоретических и прикладных
основ системы комплексной – медико-психолого-педагогической – помощи детям различных возрастов с различными нарушениями в развитии.
Как область научного знания дефектология начала развиваться в начале ХХ века в связи с
задачами строительства в разных странах государственных систем специального
образования, ядро которого составили школы для слепых, глухих и умственно отсталых детей.
Ведущим и на долгие годы единственным в России научно-исследовательским центром в области дефектологии стал Экспериментальный Дефектологический Институт (ЭДИ),
открытый в 1929 году на базе созданной В.П.Кащенко Медико–педагогической Станции. В
1943г. ЭДИ был переименован в Научно-исследовательский Институт Дефектологии АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО).
Объединяя специалистов разных профилей (медиков, физиологов, психологов и педагогов) и областей дефектологии (сурдо-, тифло-, олиго-, лого- и др.) в решении проблем изучения и обучения разных категорий детей с нарушениями психо-физического развития, институт играет на протяжении всей своей истории ведущую роль в развитии теории и практики дефектологии как интегративной области научного знания, органично соединяющей клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей.
Исключительную роль в создании и закреплении интегративного характера и целостности дефектологии сыграли работы Л.С.Выготского, в которых уже 30-х гг. 20 века были сформулированы и обоснованы общие для всех разделов дефектологии (сурдо-, тифло- и др.) положения о природе и сущности аномального развития, основанные на культурно-
Концепции одарённости и её развития
... дошкольника. Креативность и социализация. Проблемы личностного развития интеллектуальных вундеркиндов в разные периоды детства. Проявление умственной одарённости у детей с физическими недостатками. Биографические и ... белорусских учёных относительно одарённости и её развития. Особенности развития одарённых детей Факторы развития и проявления одарённости. Одарённость как проблема генотипической ...
исторической теории развития высших психических функций (см. Специальная психология, Нарушения в психо-физическом развитии у детей).
В процессе развития Д. систематически расширяла сферу своих исследований. Если исходно предметом внимания Д. являлись дети с выраженными и легко определяемыми нарушениями в развитии (слепота, глухота), то на последующих этапах развития Д. изучались дети с менее выраженными трудностями, а именно слабовидящие, слабослышащие, дети с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, двигательными нарушениями.
Со временем в Д. выделяются и специальные разделы, охватывающие вопросы
воспитания и обучения детей со сложными нарушениями (слепоглухих, слабовидящих
глухих, слепых и глухих детей с интеллектуальными нарушениями).
Начинаются
исследования детей с ранним детским аутизмом, с тяжелыми двигательными нарушениями,
с выраженными нарушениями интеллекта. Разворачиваются исследования детей
дошкольного возраста.
В ходе этих исследований, проведенных в советский период, изучались особенности в
развитии познавательной деятельности и словесной речи разных категорий детей.
Разрабатывались психолого-педагогические основы дифференцированного специального
обучения каждой категории детей. Применительно к разным категориям детей определялись психолого-педагогические условия и специальные педагогические технологии, обеспечивающие предупреждение и коррекцию имеющихся у них нарушений вторичной и третичной природы (см. нарушения в психо-физическом развитии).
Особое внимание уделялось разработке частных методик формирования школьно значимых навыков, обеспечивающих возможность детям с нарушениями в развитии получения цензового образования. Дефектология внесла весомый вклад в изучение особых образовательных потребностей разных категорий детей (см. Дети с особыми образовательными потребностями).
Результаты дефектологических исследований обеспечили научно-методические основы
для создания дифференцированной системы специального образования. К началу 90-х годов эта система имела развитую горизонтальную и вертикальную структуру, включающую восемь видов специальных школ (для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых детей, детей с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата), шестнадцать типов специального обучения, специальные дошкольные и постшкольные (общеобразовательные и профессиональные) учебные заведения.
Для каждого типа специальных школ были определены принципы обучения, формы построения учебного процесса, разработаны средства и методы обучения. Для каждой учебной дисциплины, изучаемой в специальной школе, создана система специальных
специальные школы, за исключением вспомогательных школ (для умственно отсталых детей), давали выпускникам цензовое образование, сопоставимое с определенным уровнем общего образования, что делало возможным для них поступление в средние специальные учебные
заведения и ВУЗы.
Задача дефектологии на современном этапе – научное обеспечение процесса перехода к
Роль обучения в развитии аномальных детей
... в развитии. В ряде случаев специальное дошкольное обучение и воспитание может совсем снять проявления нарушений в развитии и тем самым предупредить затруднения детей при их обучении в ... не охваченных специальным образованием (глубоко умственно отсталые, в том числе с синдромом Дауна, с тяжелыми и множественными нарушениями); • создание и развитие специальных образовательных ...
системе специального образования нового типа, ориентированной на ценности открытого
гражданского общества.
Приоритетами современной дефектологической науки являются:
* создание научных основ системы раннего (с первых месяцев жизни ребенка) выявления
нарушений в развитии детей и ранней комплексной (медико-психолого-педагогической)
помощи;
* разработка научных основ интегрированного обучения и новых форм взаимодействия
массового и специального образования;
* переосмысление соотношения стандартов образования и жизненной компетенции в
системе специального школьного образования, определяющее новое содержания
специального обучения,
* разработка методов и технологий качественной индивидуализации специального
образования, психологического сопровождения детей с различными нарушениями в развитии
в процессе образования,
* определение содержания и методов взаимодействия специалистов с семьей,
воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии.
Решая эти сложнейшие задачи, дефектология продолжает развиваться как комплексная
наука, в основе которой лежит идея о необходимости целостного подхода к изучению
проблемного ребенка.
Противоречие между этимологией термина Д. и реальным содержанием той интегративной
области научного знания, которую он обозначает резко обозначилось после ратификации в
1991 г. Российской Федерацией Конвенций ООН «О правах инвалидов» и «О правах умственно
отсталых», когда обществом была осознана необходимость отказа от употребления терминов,
указывающих на дефект, которые теперь воспринимались как определения уничижительного
характера. В число таких неприемлемых «ярлыков» в это время попадает и термин
дефектология, который, также как и термины аномальные дети, аномальное развитие
начинает выходить из широкого употребления.
Проблема, однако, состоит в том, что до сих пор не найден адекватный эквивалент термина Д., социально приемлемого, «политически корректного» и в то же время адекватно отражающего содержание данной науки именно как интегративной области знания.
Вследствие этого научный термин «дефектология» продолжает использоваться
специалистами в данной области, используется он и в языке междисциплинарного общения, что является предметом острых разноаспектных дискуссий: от столкновения мнений, касающихся формальных, этимологических аспектов данного термина до разногласий в области методологических основ самой науки и в понимании ее места в системе современных наук.
Литература
1.Леонгард Э.И. Бисенсорный подход в обучении произношению дошкольников с нарушениями слуха. Основные принципы обучения. «Дефектология», 1975, № 5.
2. Леонгард Э.И. Особенности обучения устной речи в детском саду для глухих и слабослышащих детей. В кн. «Методика обучения глухих речи». М., «Просвещение», 1976.
3. Леонгард Э.И. Основные принципы работы по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих дошкольников. «Дефектология», 1977, № 6.
4. Статьи Э.И. Леонгард в ж. «В едином строю», начиная с 1968 г.
Система специального коррекционного обучения в РФ
... детей, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования (специальных средств и методов, при участии педагогов-специалистов). Интегрированное обучение возможно в обычном классе (группе) с ...
5. «Развитие речи детей с нарушенным слухом в детском саду». Методические рекомендации. Под ред. Э.И.Леонгард. АПН СССР, НИИ дошкольного воспитания, М., 1988.
6. Выготский Л.С. Основы дефектологии. М.: Просвещение, 1990, 593 с.