Коммуникация (в широком смысле) – социальное объединение индивидов с помощью языка (знаков), установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности.
Коммуникация (в узком смысле) – специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания.
Условия коммуникации:
- Всякая коммуникация – это взаимодействие, то есть должно быть не менее двух сторон коммуникации.
- Коммуникация основана на принципе обратной связи, которая выступает необходимым условием осуществления коммуникационного акта.
- Коммуникация имеет знаковый характер. Ядро исследования коммуникации – изучение используемых в ее процессе знаков и правил, которым они подчиняются.
- Закон минимального основания: для осуществления коммуникации нужно существования хотя бы одного общего источника и приемника основания в виде системы знаков, правил их приема и передачи, кодирования и декодирования информации.
- Закон гетерогенности коммуникационных систем: коммуникация возможна лишь при несовпадении информационных потенциалов взаимодействующих систем.
3 уровня коммуникации:
1. Межличностная – означает процесс обмена сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом.
2. В малых группах. Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой находятся в непосредственном личном общении, объединены общей социальной деятельностью, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и процессов. Признаки: контактность; целостность; стабильность состава; устойчивость взаимодействия; наличие внутренней структуры; удовлетворение личных запросов через принадлежность к группе.
3. Массовая
Массовая коммуникация – это процесс распространения информации с помощью технических средств (пресса, радио, ТВ и т.д.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.
Характеризуется:
- Наличием технических средств, обеспечивающих регулярность выхода и тиражирование.
- Социальной значимостью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации.
- Массовостью аудитории, которая вследствие рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации.
- Многоканальностью и возможностью выбора коммуникационных средств, обеспечивающих вариативность и нормативность массовой коммуникации.
Уникальность свойств:
Средства коммуникации невербальные средства общения
... Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует невербальный аспект обмена информацией – невербальную коммуникацию. К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и ... сжатый кулак, знак победы и т. п.). Жесты - это различного рода движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека ...
- Диахронность (последовательность по времени) – свойство, благодаря которому сообщение сохраняется во времени.
- Диатопность (перенос в пространстве)– свойство, которое позволяет информации преодолевать пространство.
- Мультиплицирование (многократное воспроизведение)– свойство, которое позволяет повторять информационное сообщение многократно с относительно неизменным содержанием.
- Симультанность (одновременность)– свойство, которое позволяет представлять адекватное сообщение множеству людей почти одновременно.
- Репликация (устранение различий между копиями) – свойство, которое реализует регулирующее воздействие массовой коммуникации.
Функции массовой коммуникации:
- Информационная – заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о различных сферах деятельности — деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п. Получая большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают творческий потенциал. Знание информации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время. При этом заметно усиливается мотивация к совместным действиям. В этом смысле данная функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида.
- Регулирующая — имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и кончая контролем над обществом. Массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию социального контроля.
- Культурологическая – включает в себя ознакомление с достижениями культуры и искусства и способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций.
При помощи СМИ люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур. Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности и, в конечном счете, способствует интеграции общества. С данной функцией связано понятие массовой культуры, отношение к которой в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление познакомить широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями является несомненной заслугой СМИ. С другой стороны, низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования воспитывают дурной вкус у потребителей массовой культуры.
Средства массовой коммуникации – это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории.
Структура массовой коммуникации (по Лассуэллу):
Кто сообщает что сообщает по какому каналу кому с каким эффектом.
1. Коммуникаторы – создатели информационных сообщений, понятных и доступных потенциальным потребителям.
Профессиональные коммуникаторы делятся на 2 группы: «редакции» и «издатели».
«Редакции» — непосредственные создатели и передатчики текстов. Делятся на: 1) журналистов и пиарменов (кто собирает информацию, создает первичный текст и выступает перед аудиторией);
Информации, ее свойства и виды
... коммуникация. «Понятия "массовая коммуникация" и "массовая" информация" неразрывно связаны между собой, но отражают разные процессы»[2]. В итоге складывается особое духовное образование или медиакультура - часть общей культуры ... срока; • точность - степень близости информации к реальному состоянию источника информации; • достоверность - свойство информации отражать источник информации с необходимой ...
2) техников (кто обеспечивает материализацию текста, его размножение, хранение и передачу; это дикторы, операторы, работники типографий и т.д.).
«Издатели» — лица, определяющие главные цели органа информации. Делятся на: 1) медиократы – владельцы СМК; 2) спиндокторы – люди, которые в силу личного авторитета, обладания властью, хорошего знания информационной инфраструктуры имеют возможность воздействовать на подготовку информационных сообщений.
«Издатели» организуют продвижение сообщения о событиях в СМК. Схема:
— первые отрывочные сведения о событии;
— появление полноценной информации;
— добавление первичных комментариев авторов данного сообщения;
— увеличение значимости события в глазах общественности;
— высказывание мнений общественных авторитетов в СМК;
— попытки аналитического осмысления проблемы;
— разрастание и углубление проблемы;
— выработка и озвучивание единого решения признанными авторитетами;
— выработка стереотипа по решению данной проблемы в общественном сознании.
2. Массовая информация – это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с помощью искусственных каналов.
Ценность массовой информации измеряется степенью востребованности и эффектом ее воздействия на индивидов (представительность, доступность, полнота, достоверность, своевременность, этичность).
3. Средства передачи массовой информации – 3 вида: средства массовой информации; телекоммуникация; информатика.
СМИ – это организационно-технические комплексы, позволяющие осуществлять быструю передачу, массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации.
Структура: пресса; аудиовизуальные СМИ; информационные службы (телеграфные агентства, рекламные бюро, ПР-агентства, профессиональные журналистские клубы и ассоциации).
Телекоммуникация – это технические службы, обеспечивающие передачу и прием сообщений. Специалисты по телекоммуникации – инженеры и техники.
Информатика – это система средств обработки данных при помощи вычислительной техники.
Все виды СМК объединены в открытой информационной среде социальных коммуникаций – Интернете.
4. Массовые аудитории – индивиды, потребляющие информационные потоки и объединяющиеся в массы.
Стадии взаимодействия аудиторий с информацией:
— контакт с источником информации;
— контакт с самой информацией;
— прием информации;
— освоение информации;
— формирование отношения к информации.
Продукция СМК, формально доступная большинству населения, потребляется по-разному. Культурно-информационные страты современного общества:
- Низший уровень – представители уходящих в прошлое форм общественной жизни, фактически исключенные из сферы потребления массовой информации (иммигранты, пенсионеры, жители сельской местности, безработные и т.д.);
- Низко квалифицированные рабочие – в основном ориентированы на развлекательную продукцию;
- Активные потребители продукции СМК – служащие, ориентированные на вышестоящих начальников, исполняющие чужие решения;
- «Технократы» — управленцы, производители новых знаний и ценностей, сочетающие профессиональные интересы и аристократическое искусство.
5. Реакция аудитории на потребление определенной массовой информации. Основные типы:
Имидж организации структура и психологические факторы эффективности
... модели имиджа организации, имеющие сходную структуру. Разработчики этих моделей полагали, что общее впечатление об организации формируется на основании интегрирования различной информации о самой организации, ее деятельности, ... есть информация о том, по каким признакам формируется имидж. В этом случае имидж бывает: внешним , то есть проявляющемся в основном во внешней среде, ориентированной ...
1) реакции, связанные с особенностями деятельности индивидов в социальных общностях: ценностные (создание новых идей и установок, побуждение к выражению личных взглядов и к дискуссиям); организационные (практические действия в соответствии с полученной информацией); тонизирующие (изменение или поддержка психофизиологического состояния индивидов и масс); коммуникативные (распространение и обсуждение полученной информации, установление обратное связи).
2) явные (доступные непосредственному наблюдению) и скрытые (ограниченные областью сознания индивидов и внешне не проявляющиеся);
3) желательные и нежелательные; основные и побочные; предусмотренные и неожиданные;
4) характеризующиеся изменения в сознании и деятельности индивидов;
5) связанные с временными параметрами происходящих изменений в поведении и сознании аудитории: ближние, дальние, краткосрочные и продолжительные.
Виды профессионально ориентированной коммуникации
1. Коммуникация в организациях.
Коммуникация в организации – это информационные взаимодействия, в которые люди вступают при выполнении своих функциональных обязанностей или должностных инструкций.
Организация – группа людей, деятельность, которых сознательно координируется для достижения общих целей.
С системной точки зрения организация сумеет выжить и преуспеть, если ее различные функции и компоненты действуют в согласии друг с другом и система как единое целое поддерживает интенсивную связь со своим окружением.
Система взаимосвязей (вертикально):
Внутренняя среда организации (социальная, техническая, административная структуры) Среда прямого воздействия Конкурирующая среда Общественная среда Макросреда
Каждая организация имеет внутреннюю и внешнюю среды деятельности.
Внутренняя среда организации – та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Формируется в соответствии с целями и задачами и ресурсами организации. Состоит из структур, состояние которых в совокупности определяет потенциал и возможности, которыми располагает организация. Структуры:
— кадровая структура – взаимодействие менеджеров и рабочих, найм, обучение и продвижение кадров, оценка результатов труда и стимулирование, создание и поддержание отношений между работниками;
— организационная структура – коммуникационные процессы, организационные нормы, правила, процедуры распределения прав и ответственности, иерархия подчинения;
— производственная структура – изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства, обслуживание технопарка, осуществление исследований и разработок;
— маркетинговая структура – стратегия ценообразования, стратегия продвижения продукта на рынке, выбор рынков сбыта и систем распределения;
— финансовая структура – включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного взаимодействия.
Внутренняя среда пронизана организационной культурой, которая может способствовать выживанию в конкурентной борьбе либо ослаблять организацию даже при высоком уровне технического и финансового потенциала. Информацию об организационной культуре можно получить из различных публикаций, в которых организация сама себя представляет. Для организации с сильной организационной культурой характерно подчеркивание важности человеческого фактора, а для организации со слабой организационной культурой характерно стремление говорить в публикациях о формальных организационных и количественных аспектах своей деятельности.
Характеристики внешней среды:
— подвижность среды – скорость, с которой происходят изменения в окружении организации.
— неопределенность среды – объем информации, которую получает организация, и уверенность в ее надежности.
Среда прямого воздействия:
— поставщики;
— потребители;
— партнеры по бизнесу.
Конкурирующая среда:
— общие конкуренты (борьба за размещение денег вообще);
— конкуренты отрасли (конкуренция в сфере избранных клиентом потребностей);
— конкуренты организации (соперничество в сфере торговой марки).
Общественная среда, влияющая на организацию:
— технологии;
— законы и государственные органы;
— состояние экономики;
— социокультурные факторы (преобладающие жизненные ценности, установки, культурные традиции);
— политические факторы.
Макросреда (международное окружение) – любая организация представляет собой часть национальной и международной структуры и зависит от определенных условий макросреды, к которым относятся: законы потребления, культура тех стран, с которыми происходит взаимодействие.
Эффективность существования организации зависит от того, насколько налажены внутренние и внешние коммуникации между всеми ее элементами.
Структура внутренних коммуникаций – определяет принципы разделения труда, структуру и размеры подразделений, правила делегирования полномочий.
Психологические типы коммуникаторов в организации:
— «сторож» — работник, контролирующий прохождение информации к другим сотрудникам (секретари, операторы телефонной связи, координаторы, диспетчеры и т.д.);
— «лидер мнений» — работник, оказывающий влияние на мнения и поведение других работников (может быть неформальный лидер, чье мнение противоречит официальному);
— «связной» — работник, служащий связующим звеном между различными группировками;
— «пограничник» — работник, имеющий высокую степень связей с внешней средой.
Все внутренние коммуникации делятся на вертикальные и горизонтальные (интерактивные).
Вертикальные – возникают между лицами, обладающими разными статусами в организации. Бывают:
— нисходящие – осуществляются в помощью различных письменных и устных средств. Проблема – не уделяется должного внимания получателю.
Закономерности воздействия нисходящего потока информации на получателя:
- Интерпретируя информацию, человек действует по пути наименьшего сопротивления.
- Человек более открыт для сообщения, которое соответствует его представлениям, идеалам, ценностям.
- Сообщения, которые противоречат ценностным установкам человека, вызывают меньше сопротивления, чем сообщения, противоречащие рациональной логике.
- Так как человек испытывает постоянное желание удовлетворения своих потребностей, сообщения, которые способствуют их удовлетворению, воспринимаются легче.
- Когда человек видит изменения в окружающей среде, он более открыт для поступающей информации.
- На коммуникацию оказывает влияние ситуация в организации в целом. Сообщение, которое может показаться сообразным в одной ситуации, в другой может не быть таковым.
— восходящие – свободный подход, вовлекающий работников в процесс управления и наделяющий их полномочиями; происходит в форме отчетов, предложений и объяснительных записок.
Методы повышения эффективности:
- Процедура обжалования – возможность обратиться к высшему руководителю, минуя непосредственного.
- Политика «открытых дверей» — наличие у высшего руководства приемного времени.
- Консультации, опросы, собеседования с работниками.
- Принятие решений с участием работников.
- Использование руководителем приемов активного слушания.
Эффективная обратная связь |
Неэффективная обратная связь |
Имеет целью помочь работнику |
Имеет целью унизить работника |
Конкретная |
Имеет общий характер |
Описательная |
Имеет оценочный характер |
Полезная |
Неадекватная |
Своевременная |
Несвоевременная |
Готовность к восприятию обратной связи |
Заставляет работника оправдываться |
Ясная |
Невразумительная |
Достоверная |
Неточная |
Информация, которая передается по восходящим коммуникациям:
— техническая, касающаяся производственной деятельности (обязательная);
— личная (наиболее важная в организации).
Современные инновационные организации стремятся использовать в своей политике практике восходящие коммуникации.
Горизонтальные – возникают в процессе взаимодействия с лицами, равными по положению в компании.
Цели интерактивных коммуникаций:
- Координация заданий (для сотрудников, отделов, команд).
- Решение проблем.
- Обмен информацией.
- Разрешение конфликта.
Неформальные каналы коммуникации – каналы распространения слухов. Существуют всегда, информация передается намного быстрее, чем по каналам формального общения.
Деловая коммуникация в организации – беседы, совещания, собрания, переговоры, конференции, деловые встречи, обеспечивающие эффективность как внутренних, так и внешних взаимодействий. Особенности каждой формы деловой коммуникации определяется критериями: цель проведения, участники, регламент, коммуникативные средства реализации намерений, организация пространственной среды, ожидаемый результат.
Маркетинговые коммуникации – процесс передачи обращения от производителя к потребителю с целью предоставить ему товар или услуги организации в привлекательном для целевой аудитории свете.
Цель – воздействие на поведение потребителей. Задачи:
— информирование аудитории о существовании товаров и услуг, объяснение их предназначения;
— убеждение – формирование благоприятного отношения потребителя к организации и ее маркам;
— создание образа – формирование образа организации, связанного с дифференциацией потребителем марок выпускаемого продукта;
— подкрепление – удержание постоянных потребителей.
Маркетинговые коммуникации включают в себя: личные продажи, реклама в СМИ, прямой маркетинг, мероприятия по продвижению продукта, связи с общественностью. Выводы:
- Значительная часть маркетинговых коммуникаций неэффективна, большая часть обращений теряется в информационном океане.
- Сила воздействия коммуникаций на потребителя зависит от степени новизны товара, творческого подходы к его созданию, объема и частоты презентации => требуются значительные материальные и творческие инвестиции в их разработку.
- Коммуникация должна быть направлена на интересы целевой аудитории.
- Функции коммуникаций изменяются в зависимости от типа решения о покупке.
- Тип коммуникации определяется особенностями покупательского поведения.
- Маркетинговые коммуникации эффективнее использования для изменения марочных предпочтений покупателей, чем для увеличения объема сбыта товаров данной категории.
2. Политическая коммуникация
Политическая коммуникация – это процесс информационного обмена между политическими деятелями, осуществляемый в ходе их формальных и неформальных взаимодействий.
Уровни информационных потоков:
- Обслуживает органы власти и управления (в основном служебная информация).
- Образует информационную среду деятельности партий, профсоюзов, общественных движений (циркулируют программы, уставы и т.д.).
- Обращается непосредственно к общественному мнению, массовому сознанию, политическому поведению.
Способы политической коммуникации:
— через печатные и электронные СМИ;
— через организации, когда передаточным звеном служат политические партии, группы интересов и т.д. (научные институты, центры, консультационные службы);
— через неформальные каналы с использованием личных связей.
В системе политико-коммуникационных процессов важную роль играет электоральная коммуникация.
Электоральная коммуникация – разновидность политической коммуникации, связанной в сюжетно-тематическом, временном и пространственном отношениях с выборами.
Избирательная кампания как разновидность коммуникационной кампании: направлена на получение конкретных результатов в пределах четко обозначенного периода времени посредством организационного комплекса коммуникационных действий.
Модели избирательных кампаний:
- Неструктурированная модель – независимый кандидат сплачивает вокруг себя группу единомышленников, помогающих ему в подготовке и проведении выборов. Основной ресурс кампании – личный имидж кандидата. Эффективно в условиях слабости органов власти и партийных организаций.
- Рыночная модель – отношение к кандидату или избирательному объединению как к товару, который нужно продвинуть на политическом рынке с помощью методов политической рекламы. Избиратели – объект манипулирования, кандидат выступает в качестве суммы сконструированных организаторами кампаний имиджей. Основной ресурс кампании – деньги, на которые закупается реклама и оплачивается труд политконсультантов, имиджмейкеров.
- Административно-командная модель – строится на обладании кандидатом властно-распорядительных ресурсов. Используется главами администраций. Государственный аппарат может ограничивать рекламное время конкурентов, изымать агитационные материалы, фальсифицировать результаты выборов. Успех зависит от отношения избирателей к самим носителям власти и степени жесткости контроля за проведением избирательной кампании.
- Организационно-партийная модель – на основе функционирования партийной избирательной машины. Основной ресурс – сила организации избирательного объединения. Успех зависит от авторитета партии, степени уважения к ней избирателей.
- Комплексная модель – сочетание различных ресурсов. Успех при наличии практически неограниченных ресурсов по всем направлениям избирательной деятельности.
Типы действий в электоральной коммуникации:
— мобилизационный – включает агитацию и пропаганду;
— маркетинговый – представлен ПР и политической рекламой.
Значительную роль в электоральной коммуникации играет политический маркетинг – комплекс мероприятий в области исследований политического рынка по изучению поведения избирателей и воздействия на них с целью победы кандидатов на выборах. В основе – представление о политическом пространстве как о рынке, на котором одни заинтересованы сбыть свой продукт (программы), а другие хотят его получить, рассчитывая на выгоду.
Комплекс коммуникаций политического маркетинга включает:
— политическую рекламу, использующую различные каналы распространения информации и существующие в рамках этих каналов рекламные обращения.
— организацию общественного мнения (ПР) – через специальные публикации в СМИ, организацию теледебатов, выступлений и т.д.
— «личную продажу» — встречи кандидата и его доверенных лиц с избирателями, митинги и т.д.
— «стимулирование сбыта» — различные формы материального стимулирования электората (подарки, бесплатные обеды и т.д.).
3. Публичная коммуникация
Публичная коммуникация – вид устного общения, при котором информация в обстановке официальности передается значительному числу слушателей. Характерна передача информации, затрагивающей общественный интерес, с одновременным приданием ей публичного статуса. Публичный статус подразумевает сообщение информации лицом, обладающим определенным социальным статусом, и связан с официальностью обстановки общения. При публичном общении слушатели должны находиться в поле зрения говорящего. Слушатели – специально организованная аудитория, параметры которой (численность, пол, возраст, профессия) должны быть известны говорящему.
Жанры публичной коммуникации – типичное речевое поведение в типических ситуациях социального взаимодействия людей.
Человек овладевает ими в процессе социализации. Жанры речи присутствуют в сознании языковой личности в виде готовых образцов, влияющих на развертывание мысли в речи. Чем шире круг освоенных речевых жанров, тем выше уровень коммуникативной компетенции человека.
В учебной сфере деятельности: объяснение учителя на уроке, педагогический диалог учителя и учеников, лекция, семинар, защиты курсовой, дипломной работ. Основная цель учебного публичного общения – передача знаний и контроль за их уровнем.
В научной сфере: научный доклад, научное сообщение, круглый стол, защита диссертаций. Основная функция устного научного публичного общения – нахождение научной истины или признание ее признание.
В деловой сфере: общие жанры общения (собрание, банкет, юбилей, панихида), цель – обеспечить функционирование трудового коллектива как единого организма. Существуют специальные жанры делового публичного общения, специфические для парламентской, судебной деятельности: парламентские дебаты, судебное заседание. Цель их – обеспечение функционирования государства, безопасности граждан, вынесение наказания. Среди общих жанров публичного делового общения выделяют и ПР-жанры, служащие для создания позитивной известности организации.
В общественно-политической и социально-культурной сферах: политическое выступление на митинге, публичные телевизионные интервью и дискуссии. Функции – воздействие на сознание слушающих с целью привлечения внимания к общественно значимым проблемам и создания общественного мнения.
Религиозная сфера: проповедь, направленная на формирование нравственных ценностей и общий духовный рост прихожан.
Таким образом, публичная коммуникация дает человеку возможность:
— осуществлять совместную деятельность с другими по успешному решению жизненных задач;
— получать знания о мире;
— формировать образцы и модели своего поведения;
— организовывать мышление, развивать способность к анализу и оценке, создавать образ мира.
4. Межкультурная коммуникация.
Культура – универсальная для общества система ценностных ориентаций, стереотипов сознания и поведения, форм общения и организации совместной деятельности людей, которые передаются от поколения к поколению.
Межкультурная коммуникация – адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам.
Уровни межкультурной коммуникации:
- Межличностный уровень – на первый план в построении коммуникации выступают индивидуальные качества вступающих в общение: национальные особенности мышления, специфическая мимика, жесты, приемы общения, пол, возраст, профессия и т.д.
- В малых группах – запланированные переговоры, незапланированное общение в поездках, на конференциях, семинарах. Будет плодотворной при условии, что все участники способны адаптировать свои коммуникативные действия к конкретным условиям данной группы. Необходимо учитывать поведение в монокультурной и межкультурной группах.
- В больших группах. Выделяют:
Этнический уровень – между локальными этносами, этноязыковыми, историко-этнографическими, этно-конфессиональными и другими общностями. Этническая культура касается преимущественно обыденной жизни этноса, включает язык, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, знания, верования, виды народного искусства и т.д.
Национальный уровень – возможен при наличии национального единства (общая хозяйственная деятельность, государственно-политическое объединение).
Разновидности межкультурной коммуникации на национальном уровне: между субкультурами внутри единой национальной культуры и между собственно национальными культурами.
Формы межкультурной коммуникации:
- Аккультурация – процесс и результат взаимного влияния культур, при котором все или часть представителей одной культуры перенимают нормы, ценности и традиции другой.
- Культурная экспансия – расширение сферы влияния доминирующей национальной культуры за первоначальные пределы или государственные границы.
- Культурная диффузия – взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении.
- Культурный конфликт – столкновение субъектов культуры – носителей различных культурных ценностей и норм.
Виды культурных конфликтов:
— конфликты между различными этническими группами и их культурами;
— конфликты между религиозными группами, представителями различных религий или течений внутри отдельных религий;
— конфликты между поколениями, носителями разных субкультур;
— конфликты между различными частями единой нормативной системы доминирующей культуры;
— конфликты между традициями и новациями в культуре;
— конфликты между различными лингвокультурными сообществами и их отдельными представителями, возникающие из-за языковых барьеров.
Коммуникативные барьеры
- Барьеры, обусловленные факторами среды:
— акустические помехи;
— отвлекающая окружающая обстановка;
— температурные условия;
— погодные условия.
2. Технические барьеры – все, что искажает (прерывает) передаваемый сигнал и в результате влияет на сообщение в целом.
3. Человеческие барьеры коммуникации:
— психофизиологические (какие-либо индивидуальные психические и/или физиологические нарушения, особенности психики, поведения, характера);
— социокультурные (принадлежность людей к различным социальным группам или организациям, языковые барьеры, проблемы различия национальных культур).
Практические выводы:
— никогда не следует настаивать на том, что единственно правильными являются только те представления, которые сложились в данной культуре; необходимо знакомить с ними представителей других культур, объясняя причины их возникновения;
— важно иметь правильное представление о психологии и культуре людей, с которыми осуществляется общение; именно в недостатке этого кроются причины большинства коммуникативных неудач;
— необходимо рассматривать сообщения с точки зрения получателей, фокусировать внимание на получателе сообщения, его интересах, чувствах, приоритетах;
— нужно использовать различные средства доставки сообщения;
— следует добиваться обратной связи и в процессе коммуникации сверять свои действия с ответной реакцией получателя.