Лекция 1: . Введение в изучение курса «социальНая педагогика» — 1 час план:

8

  1. Социальная педагогика в системе педагогических дисциплин.
  2. Социализация как социально-педагогическое явление.
  3. Предмет, функции, задачи социальной педагогики.
  4. Ретроспективный анализ системы педагогической работы в социальной сфере.

1.

  • Социальная педагогика как раздел общей педагогики. Педагогика – древнейшая наука, которая определяла темп и ритм развития человека и человеческого сообщества (микро и макрокосм).

    Развитие культуры – значение специальной подготовки подрастающего поколения к жизни в социуме. Каждое новое поколение: 3 задачи – П – Н — Б

  • освоение предыдущего опыта человечества,
  • его обогащение и приумножение,
  • передача новому поколению.
  • Педагогика – наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и усвоения младшим поколением социального опыта, необходимого для существования человека и общества в целом. Объект педагогики – человек, развивающийся в процессе воспитательного воздействия. Предмет педагогики – особая социальная функция – образования (воспитание и обучение), исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка теории и методики образования как специально организованного педагогического процесса.
  • Основная проблематика педагогики:
  • изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияния на процесс воспитания и обучения;
  • определение аксиологических основ образования (цели и перспективы);
  • разработка содержания воспитательно-образовательного процесса;
  • исследование и конструирование технологий воспитательного воздействия на личность.

:примеры содержания и технологий (методов)

  • Система педагогических наук: общая педагогика, исследующая основные закономерности образования, история педагогики, сравнительная, возрастная (…андрогогика и др.), специальная (дефектология (сурдопедагогика –слух, тифлопедагогика – зрение, олигофренопедагогика – недоразвитие, логопедия — речь), профессиональная, военная, ПВШ, экологическая, социальная, медицинская, методики преподавания (технологический инструментарий).
  • Педагогика как наука и искусство (К.Д.Ушинский)

:

5 стр., 2102 слов

Концепции научного статуса педагогики. Взаимосвязь педагогической науки и педагогической практики

... экономических факторов в сфере образования. Социология выявляет основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения. Социальная педагогика изучает закономерности социализации и ... 7. Структура педагогической науки Развитие связей педагогикис другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики — пограничных научных дисциплин. Сегодня педагогика представляет собой сложную ...

обоснуйте свое понимание данного положения

  • Педагогика решает комплекс задач (теоретических и практических):

Теоретические:

  1. Определение закономерностей процесса образования (воспитания и обучения)
  2. Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности
  3. Разработка инновационных технологий, средств и форм управления образовательными структурами.
  4. Перспективное планирование развития образования как системы.

Практические:

  1. Воплощение теории на практике
  2. Развитие системы образовательных услуг населению

2.

  • Социализация – процесс усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни» (Ф.Г.Гиддингс – 1887 «Теория социализации»); это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры в процессе взаимодействия человека со стихийными (спонтанными), относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления (адаптации) человека в условиях конкретного социума.
  • Социальная адаптация – это процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж.Пиаже, Р.Мертон), т.е. становление индивида социальным существом.
  • Обособление – процесс автономизации человека в обществе, результатом которого становится развитие потребности иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), собственные привязанности (эмоциональная автономия), формирование потребности самостоятельно противостоять негативным жизненным ситуациям и самоутверждение (поведенческая автномия), т.е. процесс и результат становления человеческой индивидуальности.
  • Социализация — сложный процесс, который трактуется как:
  1. присвоение отношений, адаптация к условиям микросреды, изменения себя под мир, принятие ценностей, сформированных обществом, обеспечивающих нормативное функционирование человека в системе отношений, сопровождаемое социальной успешностью (как фактор традиции)
  2. преобразование отношений, творение собственной микросреды, самореализацию себя в отношениях с людьми, изменение мира под себя, социальное конструирование реальности, актуализацию субъектных основ социализации (как фактор инновации)

:

29 стр., 14122 слов

Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека в процессе формирования межличностных отношений.

... мальчики и девочки превращаются во взрослых людей, демонстрирующих типичное для своего пола поведение. Процесс гендерной социализации, в результате которой рождается гендерная ... оформляется преобладающее настроение, формируется характер. Этот возраст характеризуется недостаточным развитием воли, импульсивностью поведения (поступки, совершенные без предварительного обдумывания, импульсивно), ...

какой аспект социализации преобладает в современном обществе, обоснуйте свой взгляд

  • Особую значимость процесс социализации приобретает для человека на этапе детства. Это детерминировано тем, что детство является зоной потенциального развития и нуждается в поддержке и активной помощи и правовой защите, становится атрибутом существования взрослого человека.

:

какие аспекты поддержки ребенка являются наиболее актуальными в ХХ1 веке

  • Т.Е. таким образом возникает конфликт между мерой адаптации человека в социуме и степенью его обособления в обществе.
  • Социализация человека имеет как общие закономерности, так и особенности, связанные со спецификой отдельной личности.
  • Выделяются основные этапы социализации:
  1. младенчество (0-1)
  2. раннее детство (1-3) (сенсомоторная стадия –Ж.Пиаже)
  3. дошкольное детство (3-6) (освоение себя, самопознание на биологическом уровне)
  4. младший школьный возраст (6-10) (вхождение в коллектив, активная социализация)
  5. младший подростковый (10-12) (смена авторитетов или агентов социализации, критическое отношение к себе)
  6. старший подростковый (12-14)
  7. ранний юношеский (15-17) (смена физиологии, критическое отношение к себе и окружающему миру, эмоциональная неуравновешенность, период открытий и разочарований)
  8. юношеский (18-23)
  9. молодость (23-30)
  10. раннюю зрелость (30-40) зрелость (28 – 60)
  11. позднюю зрелость (40-55)
  12. пожилой возраст (55-65) (60-75)
  13. старость (65-70) (75 –90)
  14. долгожительство (более70) (более 90)
  • С.И.Гессен (периодизация процесса социализации):

1 ступень – дошкольный период произвольного существования ребенка, преобладание игровой деятельности

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

Основы менеджмента. Менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства. Управление – воздействие управляющей системы на управляемую систему, т.е. целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации координации их деятельности в процессе ...

2 ступень – период активного познания окружающего мира, ввод в мир культуры

3 ступень – этап завершения ее формирования – самообразование, внешкольное и университетской образование, формирование мировоззрения

  • Неравномерность развития ребенка: 6 фаз развития: до 5 лет – интенсивного развития, 5-7 –«первый застой», 7-11 — интенсивного развития, 11-14–«второй застой», 14-17 — интенсивного развития, 17-21 – гармонизации или медленного развития
  • Социализация проходит под воздействием групп факторов:
  1. мегафакторы –(очень большой, всеобщий) космос, планета, мир (влияние опосредованно)
  2. макрофакторы – страна, этнос, общество, гос-во (влияние опосредованно),
  3. мезофакторы (средний, промежут) – по местности, в которой они проживают (регион, село, город, поселок), по принадлежности к сетям коммуникации (радио, ТВ), по принадлежности к субкультурам
  4. микрофакторы (семья, соседи, группы сверстников, воспитательные, общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные заведения, микросоциум.
  • Процесс социализации проходит под влиянием агентов социализации

:

3 стр., 1036 слов

Социализация личности ребенка через трудовую деятельность

Воспитатель первой квалификации МДОУ №29 г. Астрахани  Языкова Ольга Юрьевна Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас» Эрнест Леизве Социальная действительность – это средство, воздействующее на ребёнка, питающее его ум и душу. Ко второй младшей группе можно отнести те виды деятельности, которые дают ребёнку возможность приобщаться к миру людей в реальном плане. В эту группу ...

привести пример агентов социализации на различных возрастных этапах

  • Средства социализации — набор универсальных средств, содержание которых специфично для различных социальных групп и возрастов (способы кормления детей, продукты материальной культуры, стиль общения, игры, спорт, способы убеждения и принуждения, предписания, запреты)

:

привести пример средств социализации на различных исторических этапах

  • Механизмы социализации:

Социальные и социально-психологические:

Габриэль Тард – подражание

Ури Бронфенбренер – взаимная аккомодация (приспособляемость)

В.С. Мухина – идентификация и обособление

А.В. Петровский – смена фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности

  • Обобщение:
  • импритинг – (запечатление) фиксирование на рецепторном и подсознательном уровне особенностей воздействующих жизненно важных объектов
  • экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами
  • подражание – следование образцу
  • идентификация (отождествление)
  • рефлексия – оценка и принятие социальных ценностей

Социально-педагогические:

  • традиционный (стихийный) – носители стереотипов – близкие люди
  • институциональный (социальные институты и общественные организации, средства массовой коммуникации)
  • стилизованный – в рамках субкультуры
  • межличностный

:

привести пример наиболее референтных механизмов социализации для себя

6 стр., 2803 слов

Педагогика начального образования: Теория и методика воспитания младшего школьника. Социализация личности ребёнка Учебно-методическая карта дисциплины (озо

... воспитания, задачи воспитания, содержание воспитания, базовая культура личности; теория воспитания, педагогическая парадигма, концепция воспитания, модель воспитания, понятия современной концепции воспитания: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития; ребёнок, дети, ...

  • При этом человек становится субъектом, объектом и жертвой социализации (конформист или диссидент), решая на каждом этапе задачи:
  • естественно-культурные – определенный уровень физического и сексуального развития (телесный канон, кинесический язык (жесты, позы, пантомимика…)

:

привести пример

социально-культурные – познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые

:

привести пример

  • социально-психологические– становление самосознания, самоопределение в жизни и на перспективу, самореализация личности

3.

  • Социальная педагогика – не новая наука, а уже сложившаяся система семейного, сословного, народного и христианского воспитания
  • Социальная педагогика
  1. отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей в организациях, специально для этого созданных (А.В.Мудрик)
  2. научная дисциплина, интегрирующая научные достижения смежных наук и реализующая их в практике общественного воспитания (В.Д.Семенов)
  3. наука о воспитательном воздействии социальной среды (В.Д.Семенов)
  4. область общей П., нацеленная на исследование социальных основ процессов воспитания и образования ребенка с целью включения его в систему социальных отношений (П.Наторп)
  5. область общей П., обращенная к анализу проблемных отношений ребенка и поиску путей их преодоления средствами воспитания и обучения (А.Дистервег)
  6. область общей П., ориентированная на распознание и разрешение проблемных социальных ситуаций, осложняющих процесс социализации ребенка педагогическими средствами (С.А. Расчетина)

:

Интегративные связи сп с другими науками – нарисовать схему

  • Отрасли научного исследования могут формироваться по предметному и проблемному принципу:
  • Предметный — Э. Эриксон – социальная психология – 3 процесса: соматический, эго- и социальный (биология, психология, социальные науки) – различные стороны реальной действительности в их целостности – в педагогике – 3 самостоятельные области: теория социально-педагогической поддержки, теория воспитания и теория образования.
  • Проблемный – когда различные научные сферы объединяются для решения определенной проблемы (локальной или фундаментальной, теоретической или практической)
  • Т.Е. СП можно рассматривать как «интегративный котел», область интеграции знаний о 3 видах социальной практики (воспитание, обучение и социальная поддержка) которые могут быть самостоятельными феноменами и интегрировать для решения социальной проблемы.
  • Основные функции СП подразделяется на
  • теоретические:
  • Информационная
  • Аналитическая (объяснительная)
  • Эвристическая
  • Практическая (воспитательная, социально-правовая, социально-реабилитационная)
  • Прогностическая
  1. Изучение реципиента (ребенка, подростка), его состояния, отношений в семье, в школе, с группой во дворе, его состояние в стадии конфликта.
  2. Оказание помощи реципиенту (ребенку, подростку), попавшему в беду в контексте поиска путей, вариантов выхода из кризиса, психолого-педагогической поддержки.
  3. Анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.
  4. Анализ, изучение, распространение и пропаганда позитивного опыта.
  5. Направление деятельности реципиента (ребенка, подростка) на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовывать свою жизнь и поступки.
  6. Координация и объединение различных специалистов, организаций, решающих проблемы реципиента (ребенка, подростка), имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.
  7. Организация исследований различных проблем социального воспитания, анализу работы социальных педагогов, коллективов, педагогических центров.
  • Практические (прикладные):
  • Диагностическая (социальный диагноз)
  • Предупредительно — профилактическая
  • Правозащитная
  • Социально-психологическая
  • Социально-педагогическая (нравственно-гуманистическая, обучение самоорганизации жизни, развитие познавательных интересов, поддержка в саморазвитии, коммуникативная, организационная, корректирующая)
  1. Воспитывать в сознании реципиента (ребенка, подростка) понятия добра и справедливости, любви к ближнему, живому, творчеству, взаимопониманию и др.
  2. Поставить перед реципиентом (ребенком, подростком) цель самостоятельно выйти из кризиса, наметить пути выхода, научиться общению с окружающими, определить цель и смысл своего существования.
  3. Развивать стремление познавать окружающий мир, человека, его уникальность, физические и духовные особенности, права и обязанности в социуме.
  4. Развивать чувство собственного достоинства, самостоятельность и уверенность в себя.
  5. Формировать у реципиента (ребенка, подростка) умение и желание общаться с людьми (в малых и больших группах, объединениях сверстников, в семье, в работе, учебных заведениях.

  • Социальная педагогика как интегративная полифункциональная наука состоит из разделов:
  • Философия социального воспитания – фундаментальные теоретико-методологические и мировоззренческие вопросы – трактовка сущности социального воспитания, задач, ценностей и принципов,
  • Социология социального воспитания – процесс социализации как контекст социального воспитания, факторы социализации,
  • Социально-педагогическая виктимология – исследование издержек социализации и людей (групп), которые потенциально или реально могут попасть под их влияние (жертва)
  • Теория социального воспитания – обоснование и прогнозирование развития социальной сферы
  • Психология социального воспитания – выявляет социально-психологические условия эффективности субъектов взаимодействия социального воспитания на основе составления их психологических характеристик
  • Технологии социального воспитания – отбор и конструирование способов целесообразной организации процесса социального воспитания
  • Экономика и менеджмент социального воспитания – исследует потребности общества в социальном воспитании и его качественные характеристики, а также экономические ресурсы социума для его организации и оптимального управления.

:

7 стр., 3005 слов

Блок 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ОАБОТЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА СБОРНИК ТЕСТОВ Вологда Печатается по решению УМС ВГПУ Составитель : к.п.н., доцент Макеева И.А. Научный редактор : к.и.н., доцент Чуянов А.Ф. Данное пособие разработано на ...

представьте схему взаимосвязи основных разделов СП с другими науками и учебными дисциплинами

  • Социально-педагогическая поддержка – социальный институт и вид взаимодействия с реципиентом, берущий на себя посреднические функции между ребенком и социальными институтами в контексте оптимизации процесса социализации

  • Тезаурус социальной педагогики:
  • Формирование – процесс развития, становления личности в конкретных условиях жизни социума
  • Просвещение – распространение (спонтанное и упорядоченное) научных знаний о человеке, обществе, мире в разнородной социальной среде (сравнение 18 век и 21 (экономика, право, медицина, педагогика)
  • Воспитание – социально контролируемое, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для освоения общественно-исторического опыта и формирования отношения к нему, мировоззрения, поведения (воспитание умственное, нравственное, физическое и т.д.…), а также выделяется воспитание по форме институционального влияния (семейное, религиозное или конфессиональное, общественное (социальное), диссоциальное (контрсоциальное)
  • Развитие – объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения духовных и физических сил человека, реализация имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека – это процесс и результат его социализации, а также саморазвития и самореализация в обществе
  • Образование – система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека (цель, ценность, процесс и результат (В.Н. Гинецинский)
  • Образование – формирование образа мыслей и действий человека в социуме в форме обучения в различных учреждениях
  • Обучение – процесс реализации социально значимых задач образования личности под руководством педагога, нацеленный на передачу (трансформацию) системы ЗУНов и опыта деятельности. Подразделяется на 2 части (преподавание и учение).
  • Система образования – система взаимосвязанных (взаимодополняющих) воспитательно-образовательных учреждений в обществе
  • Содержание образования – система ЗУНов, овладение которыми закладывает основы развития и формирования личности.
  • Педагогический процесс – процесс развития личности в единстве воспитания и обучения н основе учета закономерностей и противоречий каждого из элементов
  • Социодидактика – теория обучения детей в логике институализированной, формально закрепленной формы процесса социализации (социального развития)
  • Социально-педагогическая деятельность – социальная работа, включающая в себя и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку в организации себя, своего психологического состояния, установления нормальных отношений в группах различного уровня
  • Методы социальной педагогики:
  • Методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок)
  • Методы организации познавательной, практической деятельности и поведения (поручения, задания, упражнения, создание социальных воспитывающих ситуаций)
  • Методы стимулирования деятельности и поведения индивидов (оценка, поощрение, порицание)
  • Они применяются комплексно, обеспечивая целостное воздействие на личность

4.

  • Основные этапы развития СП как науки: (в соответствии с тем какие социальные институты имели прерогативу в воздействии на человека, уровнем «циркуляции» научных знаний и их теоретического осмысления) – 2 этапа: предыстория и собственно история СП, а также ряд исторических эпизодов, т.е. масштабных общественных ситуаций, в ходе которых разрешались социальные противоречия.
  1. 4 в. до н.э. – 19 век – период скрытого развития СП, оформление социальной практики и движение навстречу теоретическому, научному знанию
  • язычество и христианство,
  • перекресток религиозной и светской жизни (новое время)
  • ребенок – представитель 3-го сословия (18 век)
  • ситуация противоборства 2-х культур (западничество и славянофильство 1 половины 19 века)
  • ситуация поиска места детей в социальной жизни

19-Начало 20 века – период становления и научного оформления сп

    • ребенок в ситуации революционных волнений, социальная ориентация воспитания
    • построение социалистических отношений

    3. 30 – 90 Гг. Хх века скрытый период развития сп

    • ребенок на этапе репрессий (идеологический прессинг и единообразие)
    • ситуация социальных противоречий
    1. современный период развития СП
    • ситуация нестабильности в период перестройки (возрождение СП)
    • ситуация перманентной и неустойчивой стабилизации общества, период социального расслоения
    • В различные исторические периоды социализация ребенка имела разнообразные формы и ценностные ориентации
    • Средние века (служение богу)
    • 18 век (служение государству)
    • 19 век – служение обществу)

    • Двуречье – законы Хамурапи
    • Иудея – законы Моисея, Декалог
    • Финикия – Карфаген (новый город)
    • Афины – Солон (4 век до н.э.) – выкупал афинян из рабства, бесплатные обеды (параситейн), наказания за праздность, обеспечение родителей при условии получения образования, создание новых рабочих мест для свободных граждан – участие в строительстве (Парфенон)
    • Рим – Гракхи, Цезарь, Октавиан Август – перераспределение свободных земель, завоевание новых, государственные раздачи хлеба, компенсации пострадавшим (Везувий), помощь коллегий, киники – асоциальное поведение – автаркия – независимость от общества (Антисфен, Диоген – что естественно, то нестыдно)
    • Христианство – противопоставление различным философским учениям (стоики, эпикурейцы, жрецы Изиды, иудейство) – милосердие, конфессии (ортодоксия и соборность)
    • Русь – странник (путешественник, тунеядец, бездомный проходимец), Нестор «звериные обычаи» сын Ольги Святослав – в жертву детей, Князь Владимир, ярослав Мудрый, Владимир Мономах (религиозное желание спасения души), Феодосий Печерский (черное монашество)
    • Благотворительность (общественная (общинная), религиозная (слепня, слепая милостыня), частная, личная)
    • 1551 – Стоглавый Собор – рост числа нищих – 3 разряда – больные и престарелые (богадельни), относительно здоровые (питание от боголюбцев), здоровые (общественная работа)
    • 17 век – «встреча с Западом» — Борис Годунов – организация общественных работ (строительство) – Смутное время.
    • 18 век – Петр 1 – развитие государственной благотворительности (приюты и богадельни, «гошпитали», смирительные, прядильные и суконные дома, лотереи (Елизавета), «прошаки» — жесткие карательные меры).
    • Дети: Петр 1 (зазорные младенцы), Екатерина 2 (лишенные родительской ласки), Воспитательные дома, пансионерство – система общественного призрения, сиротские институты, Гатчинский Воспитательный дом (Гугель, Одоевский), детские приютыстроительные дома, Мария Федоровна («Большая дура Шумила Гремиловна), Александр 1 – «Императорское человеколюбивое общество» — Румянцев, Голицын, Муравьев-Апостол, «Женское патриотическое общество», вдовьи или сиротские классы, Общество посещения бедных (Одоевский и Сологуб)
    • Начало 20 века – система социальной работы (до 10.000 благотворительные организаций)
    • 1894 — Фребелевское общество – народный детский сад
    • 1904 – Союз для борьбы с детской смертностью
    • 1909 – скаутское движение (Пантюхов) «Вера в бога, Верность царю, помощь ближнему – Будь готов», св. Георгий Победоносец,
    • 1909 – Союз учреждений, обществ и деятелей по общественному призрению:
    • городские и земские управы
    • полугосударственные благотворительные организации
    • общественные благотворительные организации
    • ведомственные и специализированные благотворительные организации

    (Вентцель, Шацкий «Сетлемент» — «Культурный поселок», колония «Бодрая жизнь, Толстой)

    • 1921 – Деткомиссия ВЦИК (Дзержинский) – детские трудовые колонии, детские дома, организация детского досуга «коммунарское движение», опыт Макаренко (колонии и коммуны), Сорока-Росинский «ШКИД» (Белых и Пантелеев).

    Термин «социальная педагогика» активно употребляется с начала ХХ в., несмотря на то, что само название было предложено немецким педагогом Фридрихом Дистервегом в середине ХIХ в.

    В XVIII в. педагогика стала рассматривать ранний юношеский возраст как самостоятельный этап развития личности. Девушки и юноши стали непосредственным объектом изучения. Внедрение педагогики в общественную жизнь углубилось во второй половине ХIХ в., когда в поле ее зрения стала входить молодежь и более старшие возрастные группы. Рассматривались также представители общества, не вписывающиеся в систему правил и норм. Расширение было связано с социальными и культурными процессами, происходящими в Европе и Америке.

    Прогресс в промышленности и технике породил определенные проблемы в области общественных отношений. Миграция населения из деревень в города заставила людей адаптироваться к вновь создавшимся условиям. Стала увеличиваться преступность, так как созданные семьи не имели твердо устоявшихся моральных ценностей, число беспризорных и нищих росло с геометрической прогрессией. В Америку прибывали жители слабо развитых стран Европы. Церковь продолжала занимать главенствующее место в воспитании людей, но все же потеряла авторитет. Появление некоторой пустоты дало возможность социальной педагогике занять определенное место в сфере воспитания и становления человека. Педагогика развивалась, и новой ступенью стало появление андрогогики – педагогики взрослых. Но она с самого начала (т. е. с середины XIX в.) и по настоящее время занималась в основном проблемами образования взрослых. В последние десятилетия от андрогогики отсоединилась герогогика, которая стала заниматься развитием людей пожилого возраста. В XIX в. зародилась и в течение нашего столетия сформировалась педагогика перевоспитания детей и подростков, которые имеют трудности и проблемы поведения в обществе. Ответы, которые дала традиционная педагогика на изменившийся социальный заказ, оказались ограниченными. Консерватизм педагогики оказался столь силен, что даже появившуюся новую отрасль – социальную педагогику – ряд ученых стремились свести к изучению проблематики традиционных «клиентов» педагогики – детей, подростков, юношей. Это нашло отражение в том, что ряд основоположников социальной педагогики (Г. Ноль, Г. Боймер и др.) предметом ее исследования считали социальную помощь обездоленным детям и профилактику правонарушений несовершеннолетних.

    Другое определение предмету «социальная педагогика» дал немецкий ученый Пауль Наторп. По его мнению, социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Такое понимание в полной мере соответствовало социальному заказу новейшего времени и позволяло рассматривать социальную педагогику как отрасль знания о воспитании человека на протяжении всего жизненного пути.

    В России социальная педагогика появилась в конце ХIХ в. в виде разработки и попытки реализации идеи связи школы с жизнью и социальной средой. Эта идея получила теоретическое обоснование и относительно адекватное практическое воплощение у С. Т. Шацкого, а также в трудах и опыте ряда ярких педагогов.

    Проблемы, которые характерны для социальной педагогики, стали проявляться в обществе в 1970-е гг. Возник новый кризис системы воспитания. Появились разработки новых вариантов работы с детьми по месту жительства и соответствующие методические рекомендации. В своем становлении в качестве научной дисциплины педагогика неизбежно прошла три этапа.

    Первый этап – этап эмпирический. Это этап сбора данных опытной деятельности большого количества практических работников социальной сферы, привносящих (осознанно или неосознанно) в свою деятельность педагогический компонент. Такая деятельность существовала всегда, и всегда находились люди, которые этот компонент усиливали, развивали, совершенствовали, выводили его в своей работе на ведущее место. Вместе с практической социально-педагогической деятельностью проводился и ее научный анализ в определенной форме.

    После изучения истории социально-педагогической деятельности становится ясно, что она отражает социально-педагогическую практику различных субъектов и институтов общества. Они существовали в разрозненном виде в рамках профессиональной деятельности учителей, священнослужителей, врачей, работников учреждений культуры, спорта, политических деятелей и других специалистов различных отраслей.

    Второй этап развития социальной педагогики – научно-эмпирический. Этот этап заключается в построении моделей социально-педагогических объектов (процессов, систем, видов деятельности), приближенных к идеальным. На этом этапе образуются практико-ориентированные и теоретико-ориентированные социально-педагогические модели, с помощью некоторых допущений отражающие познавательную и преобразовательную стороны социально-педагогической действительности.

    Третий этап становления социальной педагогики – теоретический. Именно на этом этапе происходит развитие социально-педагогической теории.

    Социальная педагогика – отрасль знания, которая дает ответы на вопросы:

    1) что произойдет или может произойти в жизни людей разных возрастов в тех или иных обстоятельствах;

    2) как можно создать благоприятные условия для успешной социализации человека;

    3) как можно уменьшить эффект влияния неблагоприятных обстоятельств, которые случаются с человеком в процессе социализации.

    Социальная педагогика как учебный предмет пытается нарисовать будущим педагогам картину социально-педагогической действительности.

    Социальная педагогика как отрасль знания разъясняет социальное воспитание непосредственно в контексте социализации.

    Это определяет построение учебного курса «Социальная педагогика».

    1. Он начинается с рассмотрения социализации как социально-педагогического явления.
    2. Затем раскрываются обстоятельства, в которых происходит социальное воспитание, его содержание и методика.
    3. Завершает курс краткая характеристика проблемы социализированности человека и издержек социализации.