8
- Социальная педагогика в системе педагогических дисциплин.
- Социализация как социально-педагогическое явление.
- Предмет, функции, задачи социальной педагогики.
- Ретроспективный анализ системы педагогической работы в социальной сфере.
1.
- Социальная педагогика как раздел общей педагогики. Педагогика – древнейшая наука, которая определяла темп и ритм развития человека и человеческого сообщества (микро и макрокосм).
Развитие культуры – значение специальной подготовки подрастающего поколения к жизни в социуме. Каждое новое поколение: 3 задачи – П – Н — Б
- освоение предыдущего опыта человечества,
- его обогащение и приумножение,
- передача новому поколению.
- Педагогика – наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и усвоения младшим поколением социального опыта, необходимого для существования человека и общества в целом. Объект педагогики – человек, развивающийся в процессе воспитательного воздействия. Предмет педагогики – особая социальная функция – образования (воспитание и обучение), исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка теории и методики образования как специально организованного педагогического процесса.
- Основная проблематика педагогики:
- изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияния на процесс воспитания и обучения;
- определение аксиологических основ образования (цели и перспективы);
- разработка содержания воспитательно-образовательного процесса;
- исследование и конструирование технологий воспитательного воздействия на личность.
:примеры содержания и технологий (методов)
- Система педагогических наук: общая педагогика, исследующая основные закономерности образования, история педагогики, сравнительная, возрастная (…андрогогика и др.), специальная (дефектология (сурдопедагогика –слух, тифлопедагогика – зрение, олигофренопедагогика – недоразвитие, логопедия — речь), профессиональная, военная, ПВШ, экологическая, социальная, медицинская, методики преподавания (технологический инструментарий).
- Педагогика как наука и искусство (К.Д.Ушинский)
:
Концепции научного статуса педагогики. Взаимосвязь педагогической ...
... Социальная педагогика изучает закономерности социализации и воспитания личности в различных социальных институтах. Далее: история, эстетика, этика, кибернетика (изучает закономерности оптимального управления сложными динамическими процессами). 7. Структура педагогической науки Развитие ...
обоснуйте свое понимание данного положения
- Педагогика решает комплекс задач (теоретических и практических):
Теоретические:
- Определение закономерностей процесса образования (воспитания и обучения)
- Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности
- Разработка инновационных технологий, средств и форм управления образовательными структурами.
- Перспективное планирование развития образования как системы.
Практические:
- Воплощение теории на практике
- Развитие системы образовательных услуг населению
2.
- Социализация – процесс усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни» (Ф.Г.Гиддингс – 1887 «Теория социализации»); это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры в процессе взаимодействия человека со стихийными (спонтанными), относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления (адаптации) человека в условиях конкретного социума.
- Социальная адаптация – это процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж.Пиаже, Р.Мертон), т.е. становление индивида социальным существом.
- Обособление – процесс автономизации человека в обществе, результатом которого становится развитие потребности иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), собственные привязанности (эмоциональная автономия), формирование потребности самостоятельно противостоять негативным жизненным ситуациям и самоутверждение (поведенческая автномия), т.е. процесс и результат становления человеческой индивидуальности.
- Социализация — сложный процесс, который трактуется как:
- присвоение отношений, адаптация к условиям микросреды, изменения себя под мир, принятие ценностей, сформированных обществом, обеспечивающих нормативное функционирование человека в системе отношений, сопровождаемое социальной успешностью (как фактор традиции)
- преобразование отношений, творение собственной микросреды, самореализацию себя в отношениях с людьми, изменение мира под себя, социальное конструирование реальности, актуализацию субъектных основ социализации (как фактор инновации)
:
Влияние музыки на состояние человека и на процессы формирования личности у детей
... точки зрения философов Античности Внимание к музыке, её влияние на развитие человека имеет глубокие корни: люди сочиняют и слушают её с тех пор, как зародилась культура. Более ... тяга к музыке имеет врождённую природу. Младенцы, еще только находясь в процессе адаптации к окружающей среде, поворачиваются к источнику приятных звуков (консонансов) и отворачиваются ...
какой аспект социализации преобладает в современном обществе, обоснуйте свой взгляд
- Особую значимость процесс социализации приобретает для человека на этапе детства. Это детерминировано тем, что детство является зоной потенциального развития и нуждается в поддержке и активной помощи и правовой защите, становится атрибутом существования взрослого человека.
:
какие аспекты поддержки ребенка являются наиболее актуальными в ХХ1 веке
- Т.Е. таким образом возникает конфликт между мерой адаптации человека в социуме и степенью его обособления в обществе.
- Социализация человека имеет как общие закономерности, так и особенности, связанные со спецификой отдельной личности.
- Выделяются основные этапы социализации:
- младенчество (0-1)
- раннее детство (1-3) (сенсомоторная стадия –Ж.Пиаже)
- дошкольное детство (3-6) (освоение себя, самопознание на биологическом уровне)
- младший школьный возраст (6-10) (вхождение в коллектив, активная социализация)
- младший подростковый (10-12) (смена авторитетов или агентов социализации, критическое отношение к себе)
- старший подростковый (12-14)
- ранний юношеский (15-17) (смена физиологии, критическое отношение к себе и окружающему миру, эмоциональная неуравновешенность, период открытий и разочарований)
- юношеский (18-23)
- молодость (23-30)
- раннюю зрелость (30-40) зрелость (28 – 60)
- позднюю зрелость (40-55)
- пожилой возраст (55-65) (60-75)
- старость (65-70) (75 –90)
- долгожительство (более70) (более 90)
- С.И.Гессен (периодизация процесса социализации):
1 ступень – дошкольный период произвольного существования ребенка, преобладание игровой деятельности
2 ступень – период активного познания окружающего мира, ввод в мир культуры
3 ступень – этап завершения ее формирования – самообразование, внешкольное и университетской образование, формирование мировоззрения
- Неравномерность развития ребенка: 6 фаз развития: до 5 лет – интенсивного развития, 5-7 –«первый застой», 7-11 — интенсивного развития, 11-14–«второй застой», 14-17 — интенсивного развития, 17-21 – гармонизации или медленного развития
- Социализация проходит под воздействием групп факторов:
- мегафакторы –(очень большой, всеобщий) космос, планета, мир (влияние опосредованно)
- макрофакторы – страна, этнос, общество, гос-во (влияние опосредованно),
- мезофакторы (средний, промежут) – по местности, в которой они проживают (регион, село, город, поселок), по принадлежности к сетям коммуникации (радио, ТВ), по принадлежности к субкультурам
- микрофакторы (семья, соседи, группы сверстников, воспитательные, общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные заведения, микросоциум.
- Процесс социализации проходит под влиянием агентов социализации
:
1 Основные этапы развития социальной психологии как науки
... знакомых. 16 Тема социализации личности. Проблема личности в социальной психологии. Человек – ... экспектаций по отношению к ребенку будут отличаться от экспектаций ... воспитания. Если привычки сформированы под влиянием общественных норм, они диктуют человеку шаблоны социального поведения. Особой формой социального ... и развитие личности отдельного человека существенно зависят от социальной среды. ...
привести пример агентов социализации на различных возрастных этапах
- Средства социализации — набор универсальных средств, содержание которых специфично для различных социальных групп и возрастов (способы кормления детей, продукты материальной культуры, стиль общения, игры, спорт, способы убеждения и принуждения, предписания, запреты)
:
привести пример средств социализации на различных исторических этапах
- Механизмы социализации:
Социальные и социально-психологические:
Габриэль Тард – подражание
Ури Бронфенбренер – взаимная аккомодация (приспособляемость)
В.С. Мухина – идентификация и обособление
А.В. Петровский – смена фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности
- Обобщение:
- импритинг – (запечатление) фиксирование на рецепторном и подсознательном уровне особенностей воздействующих жизненно важных объектов
- экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами
- подражание – следование образцу
- идентификация (отождествление)
- рефлексия – оценка и принятие социальных ценностей
Социально-педагогические:
- традиционный (стихийный) – носители стереотипов – близкие люди
- институциональный (социальные институты и общественные организации, средства массовой коммуникации)
- стилизованный – в рамках субкультуры
- межличностный
:
привести пример наиболее референтных механизмов социализации для себя
- При этом человек становится субъектом, объектом и жертвой социализации (конформист или диссидент), решая на каждом этапе задачи:
- естественно-культурные – определенный уровень физического и сексуального развития (телесный канон, кинесический язык (жесты, позы, пантомимика…)
:
привести пример
социально-культурные – познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые
:
привести пример
- социально-психологические– становление самосознания, самоопределение в жизни и на перспективу, самореализация личности
3.
- Социальная педагогика – не новая наука, а уже сложившаяся система семейного, сословного, народного и христианского воспитания
- Социальная педагогика
- отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей в организациях, специально для этого созданных (А.В.Мудрик)
- научная дисциплина, интегрирующая научные достижения смежных наук и реализующая их в практике общественного воспитания (В.Д.Семенов)
- наука о воспитательном воздействии социальной среды (В.Д.Семенов)
- область общей П., нацеленная на исследование социальных основ процессов воспитания и образования ребенка с целью включения его в систему социальных отношений (П.Наторп)
- область общей П., обращенная к анализу проблемных отношений ребенка и поиску путей их преодоления средствами воспитания и обучения (А.Дистервег)
- область общей П., ориентированная на распознание и разрешение проблемных социальных ситуаций, осложняющих процесс социализации ребенка педагогическими средствами (С.А. Расчетина)
:
Понятие об акселерации. Влияние среды, режима и воспитания на ...
... времени и пространстве, конструирование, воспроизведение, ощущение цвета, формирование обобщений); социально-культурное развитие (культурно-гигиенические навыки, самостоятельность, трудолюбие, игровая деятельность, взаимоотношения с ... окружающими). Для оценки нервно-психического развития дошкольников и школьников применяются специальные тесты, таблицы, шкалы и ...
Интегративные связи сп с другими науками – нарисовать схему
- Отрасли научного исследования могут формироваться по предметному и проблемному принципу:
- Предметный — Э. Эриксон – социальная психология – 3 процесса: соматический, эго- и социальный (биология, психология, социальные науки) – различные стороны реальной действительности в их целостности – в педагогике – 3 самостоятельные области: теория социально-педагогической поддержки, теория воспитания и теория образования.
- Проблемный – когда различные научные сферы объединяются для решения определенной проблемы (локальной или фундаментальной, теоретической или практической)
- Т.Е. СП можно рассматривать как «интегративный котел», область интеграции знаний о 3 видах социальной практики (воспитание, обучение и социальная поддержка) которые могут быть самостоятельными феноменами и интегрировать для решения социальной проблемы.
- Основные функции СП подразделяется на
- теоретические:
- Информационная
- Аналитическая (объяснительная)
- Эвристическая
- Практическая (воспитательная, социально-правовая, социально-реабилитационная)
- Прогностическая
- Изучение реципиента (ребенка, подростка), его состояния, отношений в семье, в школе, с группой во дворе, его состояние в стадии конфликта.
- Оказание помощи реципиенту (ребенку, подростку), попавшему в беду в контексте поиска путей, вариантов выхода из кризиса, психолого-педагогической поддержки.
- Анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.
- Анализ, изучение, распространение и пропаганда позитивного опыта.
- Направление деятельности реципиента (ребенка, подростка) на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовывать свою жизнь и поступки.
- Координация и объединение различных специалистов, организаций, решающих проблемы реципиента (ребенка, подростка), имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.
- Организация исследований различных проблем социального воспитания, анализу работы социальных педагогов, коллективов, педагогических центров.
- Практические (прикладные):
- Диагностическая (социальный диагноз)
- Предупредительно — профилактическая
- Правозащитная
- Социально-психологическая
- Социально-педагогическая (нравственно-гуманистическая, обучение самоорганизации жизни, развитие познавательных интересов, поддержка в саморазвитии, коммуникативная, организационная, корректирующая)
- Воспитывать в сознании реципиента (ребенка, подростка) понятия добра и справедливости, любви к ближнему, живому, творчеству, взаимопониманию и др.
- Поставить перед реципиентом (ребенком, подростком) цель самостоятельно выйти из кризиса, наметить пути выхода, научиться общению с окружающими, определить цель и смысл своего существования.
- Развивать стремление познавать окружающий мир, человека, его уникальность, физические и духовные особенности, права и обязанности в социуме.
- Развивать чувство собственного достоинства, самостоятельность и уверенность в себя.
- Формировать у реципиента (ребенка, подростка) умение и желание общаться с людьми (в малых и больших группах, объединениях сверстников, в семье, в работе, учебных заведениях.
- Социальная педагогика как интегративная полифункциональная наука состоит из разделов:
- Философия социального воспитания – фундаментальные теоретико-методологические и мировоззренческие вопросы – трактовка сущности социального воспитания, задач, ценностей и принципов,
- Социология социального воспитания – процесс социализации как контекст социального воспитания, факторы социализации,
- Социально-педагогическая виктимология – исследование издержек социализации и людей (групп), которые потенциально или реально могут попасть под их влияние (жертва)
- Теория социального воспитания – обоснование и прогнозирование развития социальной сферы
- Психология социального воспитания – выявляет социально-психологические условия эффективности субъектов взаимодействия социального воспитания на основе составления их психологических характеристик
- Технологии социального воспитания – отбор и конструирование способов целесообразной организации процесса социального воспитания
- Экономика и менеджмент социального воспитания – исследует потребности общества в социальном воспитании и его качественные характеристики, а также экономические ресурсы социума для его организации и оптимального управления.
:
Воспитание социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста
... рассмотреть специфику воспитания социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс социального воспитания детей старшего ... социальной компетентности шесть компонентов: коммуникативную компетентность, вербальную, социально-психологическую компетентность, межличностную ориентацию, эго-компетентность и собственно социальную компетентность. Структура социальной ...
представьте схему взаимосвязи основных разделов СП с другими науками и учебными дисциплинами
Развитие личности донаучн. период
... описания и абстрактных моделей к эмпирической, опытной проверке выдвигаемых гипотез о развитии. В педагогике появляется фигура Яна Амоса Коменского (1592-1670), который на педагогической почве ... возродил идею Аристотеля о жизни как внутреннем развитии. Осознание наличия в человеческом развитии ...
- Социально-педагогическая поддержка – социальный институт и вид взаимодействия с реципиентом, берущий на себя посреднические функции между ребенком и социальными институтами в контексте оптимизации процесса социализации
- Тезаурус социальной педагогики:
- Формирование – процесс развития, становления личности в конкретных условиях жизни социума
- Просвещение – распространение (спонтанное и упорядоченное) научных знаний о человеке, обществе, мире в разнородной социальной среде (сравнение 18 век и 21 (экономика, право, медицина, педагогика)
- Воспитание – социально контролируемое, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для освоения общественно-исторического опыта и формирования отношения к нему, мировоззрения, поведения (воспитание умственное, нравственное, физическое и т.д.…), а также выделяется воспитание по форме институционального влияния (семейное, религиозное или конфессиональное, общественное (социальное), диссоциальное (контрсоциальное)
- Развитие – объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения духовных и физических сил человека, реализация имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека – это процесс и результат его социализации, а также саморазвития и самореализация в обществе
- Образование – система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека (цель, ценность, процесс и результат (В.Н. Гинецинский)
- Образование – формирование образа мыслей и действий человека в социуме в форме обучения в различных учреждениях
- Обучение – процесс реализации социально значимых задач образования личности под руководством педагога, нацеленный на передачу (трансформацию) системы ЗУНов и опыта деятельности. Подразделяется на 2 части (преподавание и учение).
- Система образования – система взаимосвязанных (взаимодополняющих) воспитательно-образовательных учреждений в обществе
- Содержание образования – система ЗУНов, овладение которыми закладывает основы развития и формирования личности.
- Педагогический процесс – процесс развития личности в единстве воспитания и обучения н основе учета закономерностей и противоречий каждого из элементов
- Социодидактика – теория обучения детей в логике институализированной, формально закрепленной формы процесса социализации (социального развития)
- Социально-педагогическая деятельность – социальная работа, включающая в себя и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку в организации себя, своего психологического состояния, установления нормальных отношений в группах различного уровня
- Методы социальной педагогики:
- Методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок)
- Методы организации познавательной, практической деятельности и поведения (поручения, задания, упражнения, создание социальных воспитывающих ситуаций)
- Методы стимулирования деятельности и поведения индивидов (оценка, поощрение, порицание)
- Они применяются комплексно, обеспечивая целостное воздействие на личность
4.
Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие ...
... пособие «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» - Москва, 2012 г. Социально-коммуникативное развитие Месяц Ребенок в семье и обществе Сам-ие, труд, к.г.н., труд в ...
- Основные этапы развития СП как науки: (в соответствии с тем какие социальные институты имели прерогативу в воздействии на человека, уровнем «циркуляции» научных знаний и их теоретического осмысления) – 2 этапа: предыстория и собственно история СП, а также ряд исторических эпизодов, т.е. масштабных общественных ситуаций, в ходе которых разрешались социальные противоречия.
- 4 в. до н.э. – 19 век – период скрытого развития СП, оформление социальной практики и движение навстречу теоретическому, научному знанию
- язычество и христианство,
- перекресток религиозной и светской жизни (новое время)
- ребенок – представитель 3-го сословия (18 век)
- ситуация противоборства 2-х культур (западничество и славянофильство 1 половины 19 века)
- ситуация поиска места детей в социальной жизни
19-Начало 20 века – период становления и научного оформления сп
- ребенок в ситуации революционных волнений, социальная ориентация воспитания
- построение социалистических отношений
3. 30 – 90 Гг. Хх века скрытый период развития сп
- ребенок на этапе репрессий (идеологический прессинг и единообразие)
- ситуация социальных противоречий
- современный период развития СП
- ситуация нестабильности в период перестройки (возрождение СП)
- ситуация перманентной и неустойчивой стабилизации общества, период социального расслоения
- В различные исторические периоды социализация ребенка имела разнообразные формы и ценностные ориентации
- Средние века (служение богу)
- 18 век (служение государству)
- 19 век – служение обществу)
- Двуречье – законы Хамурапи
- Иудея – законы Моисея, Декалог
- Финикия – Карфаген (новый город)
- Афины – Солон (4 век до н.э.) – выкупал афинян из рабства, бесплатные обеды (параситейн), наказания за праздность, обеспечение родителей при условии получения образования, создание новых рабочих мест для свободных граждан – участие в строительстве (Парфенон)
- Рим – Гракхи, Цезарь, Октавиан Август – перераспределение свободных земель, завоевание новых, государственные раздачи хлеба, компенсации пострадавшим (Везувий), помощь коллегий, киники – асоциальное поведение – автаркия – независимость от общества (Антисфен, Диоген – что естественно, то нестыдно)
- Христианство – противопоставление различным философским учениям (стоики, эпикурейцы, жрецы Изиды, иудейство) – милосердие, конфессии (ортодоксия и соборность)
- Русь – странник (путешественник, тунеядец, бездомный проходимец), Нестор «звериные обычаи» сын Ольги Святослав – в жертву детей, Князь Владимир, ярослав Мудрый, Владимир Мономах (религиозное желание спасения души), Феодосий Печерский (черное монашество)
- Благотворительность (общественная (общинная), религиозная (слепня, слепая милостыня), частная, личная)
- 1551 – Стоглавый Собор – рост числа нищих – 3 разряда – больные и престарелые (богадельни), относительно здоровые (питание от боголюбцев), здоровые (общественная работа)
- 17 век – «встреча с Западом» — Борис Годунов – организация общественных работ (строительство) – Смутное время.
- 18 век – Петр 1 – развитие государственной благотворительности (приюты и богадельни, «гошпитали», смирительные, прядильные и суконные дома, лотереи (Елизавета), «прошаки» — жесткие карательные меры).
- Дети: Петр 1 (зазорные младенцы), Екатерина 2 (лишенные родительской ласки), Воспитательные дома, пансионерство – система общественного призрения, сиротские институты, Гатчинский Воспитательный дом (Гугель, Одоевский), детские приютыстроительные дома, Мария Федоровна («Большая дура Шумила Гремиловна), Александр 1 – «Императорское человеколюбивое общество» — Румянцев, Голицын, Муравьев-Апостол, «Женское патриотическое общество», вдовьи или сиротские классы, Общество посещения бедных (Одоевский и Сологуб)
- Начало 20 века – система социальной работы (до 10.000 благотворительные организаций)
- 1894 — Фребелевское общество – народный детский сад
- 1904 – Союз для борьбы с детской смертностью
- 1909 – скаутское движение (Пантюхов) «Вера в бога, Верность царю, помощь ближнему – Будь готов», св. Георгий Победоносец,
- 1909 – Союз учреждений, обществ и деятелей по общественному призрению:
- городские и земские управы
- полугосударственные благотворительные организации
- общественные благотворительные организации
- ведомственные и специализированные благотворительные организации
(Вентцель, Шацкий «Сетлемент» — «Культурный поселок», колония «Бодрая жизнь, Толстой)
2. Понятия «коммуникация» и «социальная коммуникация» Этапы исследования ...
... массовой коммуникации: - массовая аудитория, кот. обладает определенной общей ценностной ориентацией. - социальная значимость информации – способствующая возникновению, распространению и поддержанию функционирование массовой коммуникации - ... трактует миф как способ понимания и размышления чего-то. Основной социально-технологической функцией мифа Барт, считает искажение реальности в интересах ...
- 1921 – Деткомиссия ВЦИК (Дзержинский) – детские трудовые колонии, детские дома, организация детского досуга «коммунарское движение», опыт Макаренко (колонии и коммуны), Сорока-Росинский «ШКИД» (Белых и Пантелеев).
Термин «социальная педагогика» активно употребляется с начала ХХ в., несмотря на то, что само название было предложено немецким педагогом Фридрихом Дистервегом в середине ХIХ в.
В XVIII в. педагогика стала рассматривать ранний юношеский возраст как самостоятельный этап развития личности. Девушки и юноши стали непосредственным объектом изучения. Внедрение педагогики в общественную жизнь углубилось во второй половине ХIХ в., когда в поле ее зрения стала входить молодежь и более старшие возрастные группы. Рассматривались также представители общества, не вписывающиеся в систему правил и норм. Расширение было связано с социальными и культурными процессами, происходящими в Европе и Америке.
Прогресс в промышленности и технике породил определенные проблемы в области общественных отношений. Миграция населения из деревень в города заставила людей адаптироваться к вновь создавшимся условиям. Стала увеличиваться преступность, так как созданные семьи не имели твердо устоявшихся моральных ценностей, число беспризорных и нищих росло с геометрической прогрессией. В Америку прибывали жители слабо развитых стран Европы. Церковь продолжала занимать главенствующее место в воспитании людей, но все же потеряла авторитет. Появление некоторой пустоты дало возможность социальной педагогике занять определенное место в сфере воспитания и становления человека. Педагогика развивалась, и новой ступенью стало появление андрогогики – педагогики взрослых. Но она с самого начала (т. е. с середины XIX в.) и по настоящее время занималась в основном проблемами образования взрослых. В последние десятилетия от андрогогики отсоединилась герогогика, которая стала заниматься развитием людей пожилого возраста. В XIX в. зародилась и в течение нашего столетия сформировалась педагогика перевоспитания детей и подростков, которые имеют трудности и проблемы поведения в обществе. Ответы, которые дала традиционная педагогика на изменившийся социальный заказ, оказались ограниченными. Консерватизм педагогики оказался столь силен, что даже появившуюся новую отрасль – социальную педагогику – ряд ученых стремились свести к изучению проблематики традиционных «клиентов» педагогики – детей, подростков, юношей. Это нашло отражение в том, что ряд основоположников социальной педагогики (Г. Ноль, Г. Боймер и др.) предметом ее исследования считали социальную помощь обездоленным детям и профилактику правонарушений несовершеннолетних.
Другое определение предмету «социальная педагогика» дал немецкий ученый Пауль Наторп. По его мнению, социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Такое понимание в полной мере соответствовало социальному заказу новейшего времени и позволяло рассматривать социальную педагогику как отрасль знания о воспитании человека на протяжении всего жизненного пути.
В России социальная педагогика появилась в конце ХIХ в. в виде разработки и попытки реализации идеи связи школы с жизнью и социальной средой. Эта идея получила теоретическое обоснование и относительно адекватное практическое воплощение у С. Т. Шацкого, а также в трудах и опыте ряда ярких педагогов.
Проблемы, которые характерны для социальной педагогики, стали проявляться в обществе в 1970-е гг. Возник новый кризис системы воспитания. Появились разработки новых вариантов работы с детьми по месту жительства и соответствующие методические рекомендации. В своем становлении в качестве научной дисциплины педагогика неизбежно прошла три этапа.
Первый этап – этап эмпирический. Это этап сбора данных опытной деятельности большого количества практических работников социальной сферы, привносящих (осознанно или неосознанно) в свою деятельность педагогический компонент. Такая деятельность существовала всегда, и всегда находились люди, которые этот компонент усиливали, развивали, совершенствовали, выводили его в своей работе на ведущее место. Вместе с практической социально-педагогической деятельностью проводился и ее научный анализ в определенной форме.
После изучения истории социально-педагогической деятельности становится ясно, что она отражает социально-педагогическую практику различных субъектов и институтов общества. Они существовали в разрозненном виде в рамках профессиональной деятельности учителей, священнослужителей, врачей, работников учреждений культуры, спорта, политических деятелей и других специалистов различных отраслей.
Второй этап развития социальной педагогики – научно-эмпирический. Этот этап заключается в построении моделей социально-педагогических объектов (процессов, систем, видов деятельности), приближенных к идеальным. На этом этапе образуются практико-ориентированные и теоретико-ориентированные социально-педагогические модели, с помощью некоторых допущений отражающие познавательную и преобразовательную стороны социально-педагогической действительности.
Третий этап становления социальной педагогики – теоретический. Именно на этом этапе происходит развитие социально-педагогической теории.
Социальная педагогика – отрасль знания, которая дает ответы на вопросы:
1) что произойдет или может произойти в жизни людей разных возрастов в тех или иных обстоятельствах;
2) как можно создать благоприятные условия для успешной социализации человека;
3) как можно уменьшить эффект влияния неблагоприятных обстоятельств, которые случаются с человеком в процессе социализации.
Социальная педагогика как учебный предмет пытается нарисовать будущим педагогам картину социально-педагогической действительности.
Социальная педагогика как отрасль знания разъясняет социальное воспитание непосредственно в контексте социализации.
Это определяет построение учебного курса «Социальная педагогика».
- Он начинается с рассмотрения социализации как социально-педагогического явления.
- Затем раскрываются обстоятельства, в которых происходит социальное воспитание, его содержание и методика.
- Завершает курс краткая характеристика проблемы социализированности человека и издержек социализации.