Тема 4 . Эмоциональный вариант нарушений психического развития

Тема 4 . Эмоциональный вариант нарушений психического развития

План

  1. Проблема классификации нарушений эмоциональной сферы в психологии.
  2. Понятие девиантного поведения, его критерии и виды. Причины и факторы формирования девиантности. Современные психологические концепции девиантного поведения.
  3. Психологическая характеристика нервных нарушений и пограничных психических расстройств.
  4. Понятие об эндогенных заболеваниях (шизофрения, депрессия, ранний детский аутизм).

    Эпилепсия: специфика заболевания, причины, проявления, учет в практике обучения и воспитания.

Содержание лекции.

Природа агрессивного поведения. Этологический, психоаналитический, фрустационный, бихевиористский и другие подходы в объяснении причин агрессивного поведения. Виды агрессивного поведения. Методы диагностики и коррекции агрессивного поведения.

Проблема отклоняющегося поведения в современных условиях. Понятие девиантного поведения. Современные психологические концепции девиантного поведения. Типология девиантного поведения. Понятия «делинквентное» и «криминальное» поведение. Проявления девиантного поведения.

Причины и факторы формирования девиантности. Роль общества и роль личности в формировании отклоняющегося поведения. Биологические теории обоснования девиантности (Грофф, Магнюссон, Статтин и др.).

Личностные особенности, определяющие характер поведения. Роль семьи, школы и других общественных групп и институтов в коррекции отклоняющегося поведения.

Теория социальной наследственности Г. Джонсона, теория контроля Хирши, теория ярлыков Беккера и др.

Комплексная характеристика взаимосвязанных факторов, обусловливающих генезис девиантного поведения. Типичные подростковые проблемы и типичные подростковые реакции.

Формы проявлений отклонений характера, нарушений поведения, вредных привычек и психолого-педагогическая коррекция. Проблема классификации недостатков характера в психологии и педагогике. Сравнительный анализ подходов В.П. Кащенко, И.С. Кона, К. Леонгарда, К. Личко, Эйдемиллера и др.

11 стр., 5467 слов

Выготский Нарушение понятий при шизофрении

... же точно путем экспериментального исследования, что самой существенной чертой шизофренической психики является нарушение функции образования понятий. Расщепление той психологической системы, которая лежит в основе мышления в ... сравнению с методом Аха. Опираясь на эту методику, мы могли констатировать нарушение функции образования новых понятий не только у тех больных, у которых наблюдалось уже в ...

Типы акцентуаций характера в подростковом и юношеском возрасте. Их проявление в поведении. Диагностика и коррекция акцентуированного поведения. Семейная психотерапия при психопатиях и акцентуациях характера у подростков.

Суицидальное поведение как вид аутоагрессии. Ложь, воровство, побеги из дома, бродяжничество в детском возрасте, противоправное поведение: причины, проявления, диагностика, психолого-педагогическая коррекция.

Табакокурение, ранний алкоголизм, наркомания, токсикомания, подростковая проституция: причины, проявления, диагностика, профилактика, психолого-педагогическая коррекция.

Понятие об эмоциях и чувствах. Классификация эмоциональных состояний и чувств человека. Стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Травматический стресс. Посттравматические стрессовые нарушения. Психология горя. Психология насилия. Психологическая помощь детям, пережившим психологическую травму.

Понятие тревоги, тревожности и страхов в психологии. Понятие о фобии. Виды фобий. Проявления тревоги и страха. Происхождение и возрастная динамика страхов у детей. Виды страхов. Методы диагностики тревожности и страхов. Условия устранения страхов. Школьные страхи. Использование игры, изобразительного творчества и других методов в целях преодоления страхов.

Подходы к определению нервных нарушений. Пограничное личностное расстройство. Системный анализ механизмов психической дезадаптации, сопровождающейся пограничным личностным расстройством. Основные подсистемы единой системы психической адаптации. Барьер психологической адаптации. Общие закономерности возникновения эмоционально-стрессовых и невротических состояний. Реакции дезадаптации как кратковременные психогенные расстройства. Профилактика реакций дезадаптации.

Классификация нервных нарушений у детей, их проявления и распространенность. Минимальная мозговая дисфункция: гипердинамический и гиподинамический синдромы. Невропатия. Неврозы и их проявления в детском возрасте. Психосоматические заболевания. Органические нарушения нервной системы. Анорексия и булимия, энурез в детском возрасте. Реакция протеста в школьном возрасте. Психолого-педагогическая коррекция при нервных нарушениях у детей. Семейная психотерапия при неврозах и психосоматических расстройствах.

Методология исследования самосознания при пограничных личностных расстройствах. Единство аффекта и интеллекта. Личностный этико-психологический подход к пониманию особенностей «пограничного» самосознания.

Особенности самосознания «пограничной» личности: зависимая смысловая позиция и самоотчуждение. Зависимый стиль личности. Порганичная личностная структура. Виды: автономные и конфронтирующие уровни самосознания; слитые монолитные структуры.

Факторы формирования пограничной личностной структуры и особенностей самосознания в онтогенезе. Роль неблагоприятных семейных условий: эмоциональная депривация, дисгармоническая структура общения, оценка и самооценка, нарушенное самосознание взрослых. Мотивационно-потребностная сфера. Особенности невротических потребностей: принципиальная ненасыщаемость потребностей, сверхзависимость, внешний локус контроля, способность к трансформации, защитная мимикрия мотивов.

16 стр., 7595 слов

Актуальные проблемы раннего психолого-педагогического сопровождения

... Э.Л. Фрухт и др.), представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. Теоретическую базу для этих программ составляют основополагающие работы ... получивших возможность стимуляции развития в раннем возрасте. Сравнительные исследования зарубежных ученых показали, что систематическая ранняя медико-психолого-педагогическая помощь ребенку в условиях семьи ...

Феномен нестабильности самоотношения как симптомообразующий фактор при пограничных личностных расстройствах. Нестабильность отношений при депрессии. Психологическая защита при пограничных расстройствах личности.

Классификация психосоматических феноменов: нормальные и патологические реакции. Соматопсихическое направление (С.С. Корсаков, П.Я. Ганнушкин, В.А. Гиляровский, Е.К. Краснушкин).

Пути патогенного влияния соматической болезни на психику: соматогенный, психогенный. Роль личности в патологии. Внутренняя картина болезни. Типология реакций на болезнь; факторы, влияющие на формирование реакций; типы «аутопластической» катрины болезни.

Особенности развития личности ребенка в условиях хронического заболевания. Динамика ВКБ. Социальные факторы и личностные особенности в контексте жизненного пути больных.

Причины дисгармоничного развития. Акцентуации характера и их классификация у подростков. Понятие «психопатия». Конституциональные и органические психопатии.

Патологическое формирование личности. Основные факторы, влияющие на патологическое формирование личности. Патологические реакции (эмоциональная неустойчивость, тревожность, страхи, школьная дезадаптация и т.п.).

Особенности детей с эндогенными заболеваниями, их учет в практике обучения и воспитания, психолого-педагогическая коррекция. Понятие об эндогенных заболеваниях. Шизофрения: причины, виды, проявления в детском и школьном возрасте, учет в практике обучения и воспитания. Своеобразие взаимоотношений в семьях лиц, больных шизофренией. Эпилепсия: специфика заболевания, причины, проявления в детском и школьном возрасте, учет в практике обучения и воспитания. Методы диагностики и психолого-педагогической коррекции в работе с детьми, страдающими эндогенными заболеваниями. Семейная психотерапия при шизофрении и эпилепсии.

Ранний детский аутизма (РДА): подходы к пониманию сущности нарушения в отечественной и зарубежной психологии. Причины аутизма. Клинические критерии выраженных форм РДА: снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию; нарушения в развитии речи вне связи с интеллектуальным уровнем, стереотипность в поведении. Психолого-педагогическая характеристика. Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме.