Лекция 3. Психологическая характеристика делового общения
- Личность, психологические типы, архетип.
- Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров.
Эффективное взаимодействие с деловыми партнерами невозможно без знания психологических особенностей делового общения, понимания процесса восприятия собеседниками друг друга, механизмов такого восприятия и возможных искажений представлений о другом человеке.Для успешного сотрудничества работников и руководства и тем и другим необходимо понимать основные установки, определяющие поведение людей. Поэтому следует разбираться и понимать типологию человеческого их характера и темперамента. Черты темперамента и характера, определяющие поведение людей, проявляются как в повседневной жизни, так и в трудовой деятельности, поэтому следует знать свою типологию личности и по возможности корректировать свое поведение, если оно приводит к конфликтным ситуациям с окружающими вас людьми.
Для начала следует разобраться, что же такое личность, какова структура личности?
Основные компоненты личности следующие:
Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных установок.
Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности.
Третий компонент в структуре личности — характер или стиль поведения человека в социальной среде.
Xapaктep – сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.
Четвертым компонентом, надстраивающимся над всеми остальными, будет система управления, которую обычно обозначают понятием «Я». «Я» –
это образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию.
Структура психики по З. Фрейду
Моделирование образовательного процесса суворовцев, склонных ...
... всех участников образовательного процесса СВУ по проблеме девиантного поведения воспитанников система мер, позволяющих повысить адаптационные возможности обучающихся, обеспечить психологически грамотный ... У педагогического коллектива появляется уникальная возможность реализовать полное погружение личности подростка в особое образовательное пространство. Психолого-педагогическое сопровождение видится ...
Человеческая психика, согласно Фрейду, включает в себя три области — системы психического: сознательное, бессознательное и предсознательное, которые находятся между собою в состоянии непрерывного взаимодействия. Для первых двух систем (сознательного и бессознательного) характерна постоянная напряженная борьба, определяющая функционирование всей психической жизни человека. Результатом этой борьбы выступает каждый душевный акт и человеческий поступок.
Необходимой и крайне важной составной частью психической структуры и является система бессознательного («Оно», «it»).
Именно она, по утверждению Фрейда, служит источником всех психических сил и энергий личности.
Что же представляет собой бессознательное?
Прежде чем дать его определение, Фрейд делает замечание, что «психиче-ское» и «сознательное» — понятия не идентичные. Их нельзя отождеств-лять, так как в психике человека наличествуют очень интенсивные скрытые представления, присутствие которых человек не замечает и не осознает, но они проявляются в оговорках, ошибках памяти и речи, забывании имен и т.д.
Для практики делового общения это замечание Фрейда представляется очень существенным. Затянувшиеся паузы перед некоторыми словами, оговорки, обмолвки делового партнера могут свидетельствовать о некоторой неискренности его речевых (вербальных) суждений, о скрытых и неосознанных его стремлениях.
Характеризуя бессознательное как «закономерную неизбежную фазу процессов, которые проявляет наша психическая деятельность», Фрейд выделяет такие его важнейшие особенности, как:
1) оно — несловесное (невербальное);
2) «оно никогда не умирает», не теряет своей динамической
силы и энергии;
3) ему закрыт прямой доступ в сознательное;
4) по динамике своего образования бессознательное есть вытесненное, формирующееся на протяжении всей жизни человека без всякого участия сознания;
5) законы его функционирования отличаются от законов сознательной деятельности; бессознательное «как бы не обращает внимание» на смену дня и ночи, рождения и смерти, живет «все временно», — сразу прошлым, настоящим и будущим.
По своему содержанию бессознательное представляет внутреннюю стихию психических процессов, «кипящий котел» инстинктов, аффектов, базальных (врожденных) эмоций, влечений. Кроме бессознательного в человеческой психике есть сознательная компонента: сознание, «Я». Наконец, третьим компонентом структуры личности у Фрейда является «Сверх-Я», которая представляет собой общественную цензуру, запреты, а во внутреннем мире существует в виде совести, «внутреннего шпиона». Все три элемента человеческой сущности находятся в состоянии борьбы.
Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Они обеспечивают связь личности с действительностью. Через них формируются свойства личности.Образовавшиеся свойства, в свою очередь, сами влияют на течение психических процессов.
2.Эволюция взглядов на происхождение человека, его место в мире
... личностью становится каждый человек (если нет тяжелых дефектов развития психики). Становление личности – итог взаимодействия человека и общества. Физическая личность- это телесная организация человека, егосамоощущения. К физической личности ... психические и общественные. Люди принадлежат к высшим млекопитающим и в этом смысле человек ... а упорядоченная организованна система, подчиняющаяся законам ...
Таким образом, психотип – это модель поведенческой структуры личности и ее взаимодействия с окружающей средой. Учет психологических характеристик партнеров по общению дает возможность определить стратегию и тактику своего поведения в ходе взаимодействия и таким образом добиться большего результата, увеличить эффективность контакта в рамках делового этикета.
Со времен античности известны различные типологии личности человека. Некоторые из них представляют интерес с точки зрения организации эффективной деловой коммуникации.
Типология темперамента.
Темперамент – это характеристика человека с точки зрения темпа, ритма и интенсивности его отдельных психических процессов и состояний. Самым первым учением о темпераменте является теория Гиппократа, который выделилчетыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.
В ХХ веке академик Иван Петрович Павлов первый обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Согласно учению И.П. Павлова, у сангвиника сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы; у холерика сильный, подвижный, но неуравновешенный тип нервной системы; у флегматика сильный, уравновешенный, но инертный тип нервной системы; у меланхолика слабый тип нервной системы.
Рассмотрим общие характеристики разных типов темперамента, предлагаемые справочной литературой по психологии.
Сангвиник характеризуется высокой психической активностью, работоспособностью, быстротой движений, разнообразием мимики, быстрым темпом речи. Он общителен, стремится к смене впечатлений, испытывает преимущественно положительные эмоции, сравнительно легко переживает неудачи.
Холерик также отличается высокой психической активностью, энергичностью действий. Его движения резки, стремительны, порывисты. У холерика часто меняется настроение, он вспыльчив, нетерпелив, может эмоционально сорваться и даже быть агрессивным. Эмоциональная неуравновешенность может привести к неспособности контролировать свои чувства в сложных жизненных ситуациях, поэтому ребенок-холерик нуждается в надлежащем воспитании.
Флегматику свойствен низкий уровень психической активности, поэтому он медлителен, его мимика невыразительна. Ему тяжело переключаться с одного вида деятельности на другой, приспосабливаться к новым обстоятельствам. Настроение у флегматика, как правило, спокойное, ровное, чувства стабильны. Однако при неблагоприятных условиях у него может развиться вялость эмоций, склонность к выполнению однообразных привычных действий.
Меланхолик также отличается низким уровнем психической активности, замедленностью движений. Он быстро утомляется, эмоционально чувствителен. Глубокие и устойчивые чувства меланхолика (чаще всего отрицательные) внешне слабо выражены. При неблагоприятных условиях у него может развиться болезненная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность.
Детерминация поведения личности в деловом общении
... самовосприятия.(5,120) Макро- и микросреда личности в деловом общении Изучение особенностей группового и ... проблема в системе отношений "руководитель - подчиненный". Ролевое поведение Любой акт делового общения может быть ... людьми и на этой основе формируется определенное отношение, позволяющее при первом знакомстве сформировать положительный имидж, заложить основу для успешного делового общения ...
Следует иметь в виду, что «чистый тип» темперамента встречается редко, но в поведении человека четко проявляется та или иная тенденция. Как правило, сангвиник бывает инициатором общения, в кругу незнакомых людей чувствует себя свободно и уверенно. Меланхолик в этих условиях испытывает смущение, неловкость, он теряется в новой обстановке.
Ученые считают, что среди выдающихся личностей есть представители всех темпераментов. По их мнению, Наполеон, Леонардо да Винчи, Герцен были сангвиниками; Петр I, Пушкин, Суворов – холериками; Кутузов, Крылов – флегматиками; Гоголь, Чайковский – меланхоликами.
Психологическая типология личности К. Юнга.
Широко известна психологическая типология личности, созданная швейцарским психоаналитиком Карлом Густавом Юнгом (1875-1961).
В основе данной типологии – преобладающая направленность личности на внешний (экстраверсия) и внутренний (интроверсия) мир.Разделяя людей на экстравертов («обращенных вовне») и интровертов («обращенных внутрь себя»), К. Юнг подчеркивает, что речь идет о «фундаментальной противоположности», которая всегда обнаруживается в человеке: «Наблюдая за течением человеческой жизни, мы замечаем, что судьба одного человека более обусловлена объектами его интереса, тогда как судьба другого более обусловлена его собственной внутренней жизнью, его собственным субъектом. И так как мы все, в известной степени, отклоняемся в ту или иную сторону, то мы <…> всегда склонны понимать все в смысле своего собственного типа».
Экстраверт постоянно расположен к общению с другими людьми. В его представлении собственное «Я» и «Я» другого человека сходны. Ему и в голову не приходит, что кто-то может его не понять, так же как сам он уверен в своей способности понимания любого другого человека. Поэтому на нежелание общаться экстраверт реагирует вопросами: что случилось? Что не так? Кто обидел? Он умеет воспринять другого сочувственно, но дружелюбие его поверхностно и нестойко. Может «ради красного словца» сказать об отсутствующем человеке и нелестное слово. Впрочем, из этого не следует, что он завтра откажется ему помочь. Экстраверт любопытен к людям, к явным и неявным сторонам их личной жизни. Полный внимания к окружающим, он подсознательно жаждет такого же внимания к себе. При контакте с экстравертом желательно не разрушать естественную для него атмосферу взаимной симпатии. Его «перехлесты» (жажду внимания, излишнее любопытство, поверхностность) лучше всего умерять беззлобной иронией.
Прежде чем понять интроверта, обратимся к особенностям внутренней работы сознания. Процесс осознания может быть представлен как внутренний разговор с самим собой, но этот разговор свернут. Мы понимаем себя без того, чтобы точно подбирать слова и правильно строить фразы. Отдельные слова вполне заменяют предложения. Эти удивительные слова, переплетены с весьма субъективными побочными ассоциациями, с чувственными образами, невыразимыми в слове. Перед нами – интуитивный уровень сознания. Когда у нас появляется потребность и необходимость общения, то мы переводим его интуитивный уровень в разумно-словесный. При этом, точно подбираем слова и правильно строим фразы, отсекаем побочные, глубоко личные ассоциации, связи.
«Деловое общение. Правила ведения бесед и совещаний»
... и учет наиболее типичных черт поведения людей, свойств их характера и моральных качеств. Деловое общение должно строиться на основе таких моральных качеств личности и категорий этики, как честность, ... новое дело, но, начав его выполнение, обычно доводит до конца. Настроение, как правило, ровное, спокойное. Холерик активен, предприимчив, отличается большой работоспособностью, упорством в преодолении ...
Особенностью интроверта является несклонность к внешнему общению. Он как бы говорит себе: «Им все равно меня не понять». Ему очень труден переход от внутренней речи к внешней. Он тяготится живым общением, предпочитает книги, инструменты, коллекции. Интроверт молчун. Загадочность другого человека порождает у него тенденцию толковать чужие поступки в отрицательном плане. Если интроверт вступит в тесные, доверительные отношения к вам, то надолго, но долго и будет сторониться тех, кто обидел или высмеял его. Имея дело с интровертом, необходимо избегать панибратства и всякой личной тематики. Постарайтесь побольше молчать и быть готовым к затяжным паузам. Лучше всего разговор с глазу на глаз.
Итак, у экстраверта психическая энергия почти вся направлена в сторону объекта, поэтому он ориентирован на то, что происходит вне его. Он не только легко вступает в общение, но и обладает способностью соотносить свои суждения с мнением других. В практике делового общения экстраверт, естественно, активен, деятелен, его волевой импульс направлен на делового партнера. Он даже склонен идти на риск, но его возможности могут быть ограничены объективными факторами деловой ситуации.
Интроверт, наоборот, отличается некоторым негативным отношением к объекту. Он больше ориентирован на свои собственные ощущения и оценку. По этой причине в практике делового общения интроверт старается отгородиться от обилия информации, исходящей от партнера, и в своих решениях и поступках ориентируется на собственные установки.
Без экстравертов была бы невозможна коллективная жизнь, без интровертов – фундаментальные открытия.Она взаимодействует с обществом и включена в различные социальные группы. Поэтому важнейшими характеристиками личности являются ее групповые и социальные качества.
Предлагая психологическую типологию, основанную на преобладающей направленности личности, К. Юнг отмечает, что ни один человек не является только экстравертом или только интровертом, а, как правило, сочетает в себе обе установки.
(1 ПИН продолжение)
(1 менеджмент продолжение)
Внутри каждого типа на основе доминирующей психической функции (мышление, эмоции, ощущение, интуиция) К. Юнг выделил мыслительный, эмоциональный, ощущающий и интуитивный типы личности.
В практике делового общения следует учитывать, что мыслительный тип личности отличается склонностью к всестороннему анализу информации, требовательностью к партнеру, стремлением скрыть свои эмоции.
Эмоциональный тип личности, напротив, воздействует на партнера прежде всего своими эмоциями и сам подвержен такому воздействию. Он нередко готов пойти на компромисс, однако обидчив и может прибегнуть к этому средству воздействия на партнера.
Ощущающему типу несложно быстро сориентироваться в ситуации делового общения, он ведет себя уверенно, принимает реалистичные решения и никогда не заключает соглашений, не обещающих практических результатов.
ВОПРОС ╣ 25 Общение со сверстниками ведущий вид деятельности ...
... сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ... включающем в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на ... позволяющие решать вопросы эмоционально-личностного характера. Во второй половине подросткового возраста общение со сверстниками ...
Интуитивный типсклонен к долгому обдумыванию ситуации, нередко колеблется, сомневается перед принятием решения, проявляет беспокойство о будущей реализации делового соглашения[Крегер, Тьюсон].
Психогеометрическая типология. Для деловыхлюдей очень полезным может быть психогеометрический подход к типологии личности, разработанный американским психологом Сьюзен Деллингер. Он описан в книге «Психогеометрия для менеджеров» отечественными авторами А.А. Алексеевым и Л.А. Громовой (Л., 1991).
Психогеометрия – это система анализа типологии личности на основе наблюдения за поведением человека и предпочитаемого им выбора какой-либо геометрической фигуры – квадрата, треугольника, круга, прямоугольника, зигзага.
Авторы названной книги признают психогеометрию уникальной практической системой анализа личности, поскольку она дает возможность: быстро определить форму и тип личности, дать характеристику личных качеств и особенностей поведения человека, предложить сценарий поведения представителей каждого типа личности в типичных ситуациях.
Достоинством психодиагностики на основе психогеометрического теста является то, что она не требует глубоких психологических знаний, осуществляется путем личного наблюдения и ее точность достигает 85%.
Дадим краткую характеристику психогеометрических типов личности.
Квадратный тип человека. «Квадрату» свойственны: пунктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций, аналитичность, внимательность к деталям, ориентация на факты, цифры, пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, практичность, экономность, осторожность, упорство при решении задачи, настойчивость, трудолюбие, профессиональная эрудиция, терпеливость, твердость в решениях, эмоциональная холодность. По этой причине «квадрат» — неутомимый труженик; любит порядок и следит за тем, чтобы его никто не нарушал; живет по плану; прекрасно организует себя и других; эффективно действует только при четком понимании своих функций. «Квадрат» — слабый политик, но хороший администратор. У него узкий круг друзей и знакомых.
Речь – логичная, последовательная, ясная, обстоятельная, медленная, монотонная, сухая; в ней широко используются речевые штампы и точная профессиональная терминология. Голос, как правило, высокий.
Язык тела – скованные, напряженные позы («зажатость»); скупые движения, точные жесты; медленная, солидная походка; бесстрастное лицо; деланный или «нервный» смех.
Внешний вид – деловой, консервативный, опрятный, строгий, неяркий. Рабочее место имеет казенный вид, каждая вещь лежит на своем месте.
Коммуникант-«квадрат» задает очень конкретные вопросы, чтобы выяснить подробности и получить дополнительные комментарии. Требователен к точным определениям слов и понятий. Не любит громкой и быстрой речи, предпочитает все подробно записывать. Думающий и анализирующий собеседник, следит за регламентом. При выполнении поручений требует четких и подробных инструкций.
Процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению ...
... и познания друг друга партнерами по общению в структуре общения представлен следующей стороной: а) коммуникативной; б) интерактивной; в) ... в) стадия поздней социализации. Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей, трансляторы социального ... Т. Ньюкома. 13. О каком психологическом феномене идет речь: данный состав группы возможен для обеспечения выполнения группой ...
В общении с «квадратом» необходимо быть серьезным, строго соблюдать регламент, правила делового этикета. Материал следует излагать последовательно и логично, с резюмированием по каждому рассмотренному вопросу. Информацию следует подкреплять точными цифрами и фактами, со ссылками на источники. Нужно вести себя уверенно, сдерживать эмоции, демонстрировать, что на первом месте у вас дело.
Треугольный тип человека. «Треугольник» склонен к лидерскому поведению, честолюбив, имеет установку на успех, на победу; прагматичен, способен концентрироваться на цели, ориентирован на суть проблемы; уверен в себе, решителен, импульсивен, склонен к риску, энергичен, смел. Обладает высокой работоспособностью, нетерпелив, остроумен, контактен, предрасположен к манипулированию. «Треугольник» стремится к власти. Он сильный эгоцентрик, не способный к самокритике; склонен к интригам и разрушению межличностных отношений. «Треугольник» — великолепный политик. У него широкий круг общения и узкий круг друзей.
Речь – логичная, ясная, краткая, ориентированная на суть проблемы, уверенная, властная, эмоциональная, быстрая, четкая; в ней широко используются жаргонные слова, остроты. Голос, как правило, невысокий, громкий.
Язык тела – ненапряженная поза; плавные, уверенные движения, широкие выразительные жесты; уверенная, энергичная походка; непроницаемая маска, сжатые губы, пронзительный взгляд; властное рукопожатие.
Внешний вид – модный, шикарный, элегантный, ухоженный, холеный; дорогие вещи соответствуют ситуации. На рабочем месте порядок, обязательно наличие символов высокого статуса и успеха.
Коммуникант-«треугольник» имеет, как правило, уверенный внешний вид. Всем своим видом он показывает, что его время стоит дорого и он не намерен тратить его впустую. Его взгляд напорист, проницателен, он все подмечает. Он моментально оценивает ситуацию и мгновенно реагирует на слова собеседника (иногда довольно ядовито).
Устное изложение предпочитает чтению или просмотру документов, материалов. Стремится создать впечатление своей власти над людьми, может подавить неопытных партнеров своей личностью, высказываниями, комментариями.
В общении с «треугольником» нужно демонстрировать уверенность в себе, не бояться его пристального взгляда и периодически устанавливать визуальный контакт. Речь должна быть четкой и лаконичной, информация должна носить ярко выраженный практический и прагматический характер. «Треугольники» любят повышать квалификацию на престижных курсах и семинарах, поэтому их нужно удивлять инновационными сведениями. Рекомендуется соблюдать регламент и делать своевременные перерывы. Будьте готовы к тому, что вас будут перебивать, задавать вопросы, не дослушав до конца, вступать в полемику, не соглашаться с вами и добиваться для себя любого преимущества. Постарайтесь предусмотреть возможные вопросы, продумайте ответы, заучите цифры. Держитесь как человек с солидными связями, которые обеспечивают надежность вашего положения.
Круговой тип человека. «Круг» имеет высокую потребность в общении, контактен, доброжелателен. Он заботится о других, стремится к гармонии межличностных отношений, щедр, спокоен, уступчив, чувствителен, доверчив, ориентирован на мнение окружающих, болтлив, способен к сопереживанию, склонен к самообвинению. У «круга» хорошая интуиция, он умеет «читать» состояния людей по их действиям, способен уговаривать, убеждать других. По этой причине он больше интересуется контактами с людьми, чем делом; склонен к общественной работе; популярен среди коллег; ориентируется на субъективные факторы при анализе проблем; предпочитает гибкий распорядок дня. Руководитель-«круг» предпочитает демократический стиль руководства, избегает конфликтов, старается не принимать непопулярных решений. «Круг» — плохой политик, но прирожденный психолог. У него широкий круг друзей и знакомых.
Общение как условие социальной адаптации и формирования личности ...
... использовались следующие методы – наблюдение, анализ документов, качественный опрос, социометрическими методами. Структура данной работы представлена двумя разделами. В первом разделе рассматривается вопрос: общение – ... как производная от данной потребности возникает коммуникативная задача. Процесс общения следует рассматривать как результат сложного взаимодействия процессов восприятия и мышления. ...
Речь – непоследовательная, отклоняющаяся от главнойтемы; эмоциональная, расслабляющая, успокаивающая, плавная, скорее медленная, чем быстрая; голос сочный, густой, скорее низкий. Для речи «круга» характерны восторженные оценки, комплименты, вместо «я» он часто говорит «мы».
Язык тела – расслабленная поза; свободные, плавные движения; доброжелательная улыбка; частые кивки головой в знак поддержки; «зеркальное» поведение; минимальная социальная дистанция. У «круга» жизнерадостная походка, легко подстраивающаяся под походку другого; подчеркнуто доброжелательное приветствие.
Внешний вид – неофициальный, часто без галстука, небрежный, моложавый (у мужчин).
Женщина-«круг», как правило, неизысканная, женственная, полная. На рабочем месте уютная, домашняя обстановка.
Коммуникант-«круг» в общении часто первым устанавливает контакт, приятно улыбаясь, говоря комплименты. Деловые встречи часто использует как возможность общения. На совещании он никогда не садится отдельно от других, так как ему нужен партнер, с которым он будет обмениваться репликами. Наряду с вопросами по существу часто задает вопросы личного характера. Иногда заполняет собой все «коммуникативное пространство», умолкая лишь в момент принятия решения.
В общении с «кругом» нужно держаться естественно; для обсуждения проблем лучше использовать непринужденную, доверительную беседу. Для того чтобы вызвать интерес к информации, предпочтительно ссылаться на личный опыт. «Круг» любит рассказывать о себе, поэтому ему нужно задавать вопросы личного характера, отмечать его человеческие достоинства. Он высоко ценит уют, поэтому уместны будут мягкие кресла, теплое помещение, внимательная, доброжелательная атмосфера.
Для «круга» очень важна обратная связь, поэтому ему следует задавать уточняющие вопросы и проверять, правильно ли он понял вашу информацию. При этом нужно иметь в виду, что кивок головой вовсе не означает, что «круг» вас понял или уловил смысл сказанного.
Зигзаговый тип человека. «Зигзагу» свойственны: креативность, жажда изменений, жажда знаний, одержимость своими идеями; великолепная интуиция; устремленность в будущее, позитивная установка на будущее; мечтательность, энтузиазм, восторженность, непоследовательность, импульсивность, непрактичность, разбросанность, недисциплинированность; непостоянство настроения, поведения и отношения. Ему присуща философия бунтаря, поэтому он во всем стремится к независимости, не заинтересован в консенсусе, любит заострять конфликт идей, стремится работать в одиночку и испытывает отвращение к бумажной работе. «Зигзаг» — прекрасный генератор идей, мастер самопрезентации, он хорошо чувствует социодинамику в группах, но не умеет довести начатое дело до конца. Он душа компании, остроумен, иногда язвителен, однако у него узкий круг друзей.
Вопросы к зачету. Психология общения
... играет расположение собеседников в пространстве. Особенности вербальной коммуникации. Функции невербального общения. Функции вербального общения. Активное и пассивное слушание. Приемы слушания. Какие техники вербализации вы ... Л. Д. Психология делового общения и управления. Учебник / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 416 с.-(СПО). Социальная психология личности в вопросах и ответах / ...
Речь – непоследовательная, ассоциативная, яркая, образная, эмоциональная, зажигательная, быстрая; богатые голосовые вариации. Для речи «зигзага» характерны восторженные оценки, богатая лексика, использование жаргона, остроты.
Язык тела – ненапряженные, быстро меняющиеся позы; быстрые, плавные движения; оживленная жестикуляция; живая мимика, «всевидящий» взгляд; стремительная походка.
Внешний вид – растрепанный, неряшливый, небрежный, демонстративный, экстравагантный, иногда супермодный. На рабочем месте беспорядок, запущенность или театрально-демонстративное оформление.
Коммуникант-«зигзаг» импульсивен, может без всякого стеснения уйти с совещания, собрания, если его не устраивает содержание доклада, качество подачи материала или способы взаимодействия оратора со слушателями. «Зигзаг» постоянно куда-то спешит, иногда создается впечатление, что он случайно попал на деловую встречу; часто перескакивает от одного вопроса к другому; задает вопросы, не дожидаясь на них ответа. «Зигзаг» быстро и откровенно оценивает ситуацию, партнера, коллег. В момент принятия решения он погружается в себя.
В общении с «зигзагом» следует говорить быстро, кратко и по существу. Речь не должна быть шаблонной, допускаются уместные шутки, остроты. Установить и поддерживать контакт с «зигзагом» помогает внимательное, доброжелательное отношение и юмор. За успешную работу его обязательно нужно хвалить, демонстрируя его преимущества. «Зигзаг» с удовольствием выполняет творческую работу. Следует помнить, что эмоциональные «зигзаги» не всегда срабатываются с «квадратами», а скучная, однообразная работа без внешних побуждений может довести их до стресса.
Прямоугольный тип человека. «Прямоугольник» символизирует состояние перехода и изменения; это «временная» форма личности. «Прямоугольнику» свойственны: изменчивость, непоследовательность, неопределенность; любознательность, позитивная установка ко всему новому; смелость до безрассудства; возбужденность, импульсивность, нервозность; быстрые, резкие колебания настроения; забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность. «Прямоугольник» неудовлетворен своим образом жизни; тяжело переживает изменения своего статуса; непоследователен и непредсказуем; нуждается в общении для получения поддержки. У него низкая самооценка, он неуверен в себе, доверчив, поэтому часто становится объектом манипуляций. «Прямоугольник» избегает конфликтов, легко «примеривает» на себя роли других людей, имитируя их поведение.
Речь – неуверенная, неясная, сбивчивая, эмоциональная; с
ЛЕКЦИЯ 03 — Стр 2
паузами «нерешительности», скороговорками; колебания громкости и высоты тона, высокий, срывающийся голос. Для нее характерны междометия, «слова-паразиты», путаные вопросы.
Язык тела – неуклюжие, резкие, отрывистые движения; неуверенные, незаконченные жесты; бегающий взгляд, хихиканье; неуверенная, меняющаяся походка. «Прямоугольник» часто краснеет.
Внешний вид – меняющийся, неопрятный, не соответствующий ситуации. На рабочем месте беспорядок.
Коммуникант-«прямоугольник» часто не знает, что ему нужно, плохо «вписывается» в ситуацию. Он ведет себя робко, застенчиво, неуверенно, не проявляет интереса к информации, неоднократно задает одни и те же вопросы и не слушает ответы на них; может задавать вопросы не по теме разговора. «Прямоугольник» иногда делает вид, что удовлетворен работой, но на самом деле может потерять к ней интерес, стать равнодушным («уйти в себя») и даже критически настроенным.
В общении с «прямоугольником» необходимо держаться просто, демонстрировать свое уважение, говорить четко и кратко, доверительным тоном; можно начать со сдержанного комплимента. «Прямоугольник» старается рассказать о своих проблемах и неудачах, поэтому нужно быть терпеливым и корректным, особенно если у вас нет возможности его выслушать; можно самому жаловаться на свою жизнь. Следует проявить участие, но не быть навязчивым, если он пришел в замешательство или смущен. Настаивать рекомендуется мягко, не показывая в чем-либо своего превосходства. Предлагая «прямоугольнику» какую-либо информацию, для повышения мотивации нужно сделать акцент на ее практической значимости в решении его проблем. Чтобы проинструктировать «прямоугольника» по выполнению конкретной работы, потребуется больше времени, чем для инструктажа других «фигур». Важно вовремя обнаружить, что он находится в состоянии стресса, так как в этот момент он может прийти в сильное замешательство, у него резко снижается самооценка, мгновенно меняется настроение, поведение становится непоследовательным и изменчивым, возрастает доверчивость и внушаемость, что может превратить его в объект манипуляций.
Таким образом, владея информацией по психогеометрии, можно быстро определить характер партнера по общению, выбрать эффективный стиль поведения для эффективного взаимодействия и достижения поставленных целей.
Следует помнить, что в реальной практике «чистые» типы людей не встречаются. В каждом человеке, как правило, сочетаются признаки разных типов, например, встречаются так называемые диады: треугольник с зигзагом (сам генерирует идеи и сам их реализует) или квадрат с кругом (организованный, педантичный, но человечный), а также триады, в которых ведущая фигура треугольник, сопутствующая – квадрат и некоторые элементы круга. Поэтому важно научиться выделять доминирующие признаки личности и строить процесс общения, опираясь на них.