Лекции: Этнология

Этнология

Преподаватель: Бармина Надежда Игоревна

Тема: Этнология как наука

План:

  1. Становление этнологии как науки.
  2. Современное состояние науки этнология в России.
  3. Предмет этнологии.
  4. Методы этнологии.
  5. Связь этнологии с другими науками.

Литература:

  • Дробижева Н.М.
  • Сусоколов А.А. Этносоциология
  • Брамлей Ю.В. Очерки теории этноса
  • Лурье С.В. Историческая этнология
  • Тишков В.А. «Пожар способствовал и многим украшениям»
  • Мельникова Е.В. Культура и традиции народов мира (этнопсихоличсекий аспект)
  • Этнология под ред. Миськовой, Михедовой, Пименовой.
  1. Этнология – это область научного знания о народах.

Этнография – описательная наука.

Этнология близка к философии. Это осмысление жизни народов. Взаимодействие народов с другими нациями.

Задание: Взять культуру того или народа (вместо билетов)

Народов на земле 1000. И они разные. Есть малочисленные народы, а есть многочисленные. Становление этнологии как самостоятельной науки не стало исключением. Многие исследования убеждают в том, что на протяжении всей человеческой истории у людей существует потребность в знаниях не только о своей жизни, но и о культурах окружающих народов, так как знания позволяют легче ориентироваться в окружающем мире. Шло накопление материала о разных народов на протяжении тысяч лет. Уже в древности предпринимались попытки сделать описание не только своего народа, а именно окружающего мира.

Возникновение этнологии как самостоятельной науки относится к середине 19 века. Почему? Великие географические открытия дали толчок появлению новых знаний о мире и жизни новых народов. Необходимо было выяснить расовые причины различий; установить взаимосвязь этнических особенностей и общественного устройства; определить причины расцвета и упадка культуры и исторической роли того или иного народа. в ответ на эти проблемы стали возникать теории и концепции, которые постепенно складываются в научное направление и школы. Вплоть до середины 19 века понятие «этнология» не обозначало как особенную науку.

Французский учёный Жан Жак Ампер предложил использовать этот термин для обозначения науки. Официальным фактом утверждения этнологии как самостоятельной науки стало основание в 1839 г. Парижского общества этнологии.

4 стр., 1946 слов

В. 10. Этнология как наука, ее основания и особенности

... на протяжении многих столетий. Становление этнологии как самостоятельной науки в значительной степени произошло благодаря непосредственному изучению жизни народов или, как это принято называть ... психологии, социологии). Интересно проследить становление этнологии как науки. Само название науки, «этнология», образовано греч. словами – etnos (народ) и logos (слово, наука). В античные времена др. греки ...

Возник вопрос о содержании и смысле самого названия данной науки. В результате обсуждений сложилась пёстрая картина интерпретации этнологии.

Колониальная политика развитых стран требовала самых разнообразных знаний о покорённых народах. И конечно это могла дать этнология. И новая наука поддерживалось государством. Очень быстро развивается этнология в Англии, Германии, Франции, Австрии. Особенно поддерживает Германия, где возникло течение, направленное на изучение культуры не европейских народов. Особенность Германии заключатся в том, что там возникает ещё одно направление Болкскюнде (народоведение).

Волкскюнде изучает немецко-язычное население и культуры.

В других странах этнология рассматривалась как биологическая наука о прошлом населения. В 1596 г. Гасман выпускает книгу «Антропология человечества» в развитых европейских странах в 19т века возникают различные направления, направленные на изучения современного человека.

К середине 19 в. многочисленные исследования инициировали задачу реконструкции историю человечества и культуры.

Таким образов, в западных государствах возникает социальная антропология. В 1906 г. это название вошло в науку (Д.Фрезер).

этим термином он определили своё направления исследованиям. Это противостояло Э.Тайлеру. он выделял культурную антропологию. Всё это имеет к этнологии.

Этнология в США. Она возникает позднее, по причине этнического своеобразия США. И по причине расовых отношений. Г. Моргана интересовала система родства в примитивных культурах, структурировал семейно-базовые отношения, дал периодизацию человеческой истории (дикость, варварство, цивилизация).

Он предопределил исследования этнологии на целое десятилетие.

В середине 50-х гг. 20 в. усилиями Ф. Боаса американская этнология сужается. Стали изучать только культурные особенности народов. Это направление было названо культурная антропология. Но оно отличалась от европейской.

Во Франции процесс становления этнологии отмечен специфическими особенностями. В связи с колонизаций, французское правительство требовало обстоятельную информацию о покорных народах. Наука о народах была первоначально названа этнография. Это название сохранилось во Франции до конца 19 в. в начале 20 в. часть этнографов переходят в новое значение – этнологию.

8 стр., 3996 слов

Понятие предмета и метода этнологии

... убеждение об отсутствии «отсталых» и «передовых» народов — все народы равноправны. Культуры народов могут быть оценены лишь функционально, по отношению ... из этой классификации, примитивные народы н их культуры стали главными объектами формирующейся этнологии, о чем самым убедительным образом ... развития и условиям жизни. В связи с этим возникают межэтнические столкновения, войны, напряженность и т.д. ...

В России интерес появился в конце 18 в. возникли вопросы о месте и роли России с другими народами. Здесь большую роль сыграло движение славянофилов. Они считали своей задачей развитие национального самосознания русского народа. Государственные интересы требовали сведения о народах Сибири, Востока и Кавказа. в 1846. Возникает русское географическое общество. Создаются научные экспедиции. И создаётся этнографическое отделение. Его главная цель – исследовать умственные способности русского народа, его способов жизни, нравов, языческой и православной религии, предрассудков, языка, сказок т.д. тогда же была принята программа о изучении народности русской. Но Россия отлична от Запада. Здесь долгое время было крепостное правою и поэтому этнологией занималось дворянство, студенчество, т.е. образованное сословие.

На рубеже 19-20 вв. значительный вклад внесли труды философа Шпето по этнической психологии. В своей книге Шпет высказал мысль что национальная психология народа надо изучать через постижение смысла объективных культурных явлений в которых есть типичное субъективное культурное чувство народа. Дух народов символизирует смысл и идею народа, которые раскрываются в его составе и изменении.

В 40-50-х гг. 19 в. Берг, Надеждин, Кавелин сформировали принцы этнографической науки. Нужно описывать быт вещественный, житейский, нравственный (все явления духовной культуры).

Особое место занимает работа Миклухо-Маклая. Он стремился доказать единство человеческого рода, вне зависимости от расового происхождения. Все различия между народами вызваны природными и социальными условиями жизни. Он изучил особенности материальной и духовной культуры папуасов Н. Гвинеи и Океании. И он обоснованно отрицал сущность российских теорий.

В советский период – изучение межнациональных отношений. Но отношения изучались на основе статистических данных. Но статистика может быть завышена или занижена. Поэтому в этот период развития этнологии не наблюдалось.

Пассионарная личность – это та личность, которая находится в состоянии возбуждения.

Конец 70-80 –гг. связано с Л.Н. Гумилёвым.

13 стр., 6243 слов

Этнология 2

... Малиновский). Американская школа исторической этнологии этнологи должна конкретно и всесторонне изучать каждый народ отдельно (язык культуру) взаимодействия культур разных народов создает их культурную общность внутри ...

В настоящее время – институт антропологии Российской академии наук в Москве. Современная этнология обогатилась. Тепеоь в изучения входят не только отсталоын ароды, но и народы индустриальные общества. Возникло много смежных дисципли: Этносоциология, этнопсихология, этнолингвистика, этнодемография. Вырисовываются черты новой социальной науки.

Таким образом, в течении 20 в. в рамках этнологии был сконцентрировал теоретический и эмпирический материал, источником дальнейшего развития этнологии стало научное переосмыслении и переоценка разных исторических данных, а так же результаты многочисленных полевых исследований. В начале века исследования носили академический характер, а со второй половины 20 в. стало очевидным прагматическая ценность исследований.

  1. Возникает новый интерес и новые ресурсы в обществе к сохранению этнокультурной мозаики.

Внутренние факторы – мобилизация академического сообщества, т.е. снятие запретов, ослабление внутренней иерархии оказалось важнее научных сотрудников важнее материальных вознаграждений. Профессиональное сообщество этнологов не пережила массовый отток сотрудников.

Прорыв в этнологии произошёл в:

-расширение тематики

-увеличение количества научной продукции

-расширились контакты с мировым сообществом

-образовались новые неформальные сообщества (ассоциация этнологов и антропологов)

-сложились новые факультеты и кафедры

-сохранились старые институты и подразделения

-появились новые журналы и интернет издания

Более сложен анализ в сфере теории. Завидная устойчивость теоретического багажа советской этнографии 60- гг.

  1. Предмет этнологии.

-материальную культуру народов

-ритуалы, обычаи, верования различных народов, система родства у различных этносов, системы родственных отношений

-социальную и политическую структуру народов, семейные отношения (отношения власти)

-поведенческие системы присущие разным народам

-систему воспитания, которую придерживаются разные народы

-взаимосвязи компонентов культуры одного народа

-сравнивание комплекса культурных черт того или иного народа

-психологические особенности народов

Предметы исследования – генезис этнических культур и межэтнических отношений. Первоначально учёные строили обобщающие этнологические теории. Однако результаты исследования необходимо отождествлять, что это было на самом деле.

9 стр., 4100 слов

Методы избежания конфликтов

Способы разрешения педагогических конфликтов В школе мы сталкиваемся с самыми разнообразными конфликтными ситуациями, которые в зависимости от участников, могут быть разделены на следующие группы: 1. Конфликты между учителем и учеником.  2. Конфликты между учителем и группой детей (иногда целым классом).  3. Конфликты между учителем и родителем (родителями).  4. Конфликты между ...

Таким образом, первым предметом этнологии как науки стали народы культурный уровень которых был ниже чем у европейцев. Эти народы для цивилизации были живыми предками, заслуживающими изучения. И именно они и подарили нам такое обозначение примитивные народы (в переводе – первый).

Примитивные народы стали г. лавным объектом этнологии. Об этом говорят работы Моргана и Тайлера.

На рубеже столетий этнология становится университетской наукой и её начинают преподавать.

Другая часть учёных выступала против термина «первобытные народы». Были предложены другие термины и понятия. Например вошли архаическая культура, доиндустриальные общества, традиционные общества, бесписьменные культуры, племенной союз и т.д.

Любой народ имеет на самостоятельную жизнь, культуру и право быть в сообществе народов.

В настоящий момент можно сказать, что этнология не стала ещё самостоятельной наукой.

Этнология – изучает процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, и взаимосвязи личности и социальной среды.

  1. Методы этнологии.

Это гуманитарная наука.

Методы:

  • историческая этнология
  • географическая этнология (место появление того или иного этноса=формирование ментальности человека)
  • этнология и антропология. Этнология намного шире чем антропология. Но антропологию рассматривают как часть этнологии. В первой половине 19 века этнология включала в себя и физическую антропологию.
  • Источниковедческий метод – один из самых важных методов этнологии.
  • Полевые исследования – дают описания жизни народа в определённый исторический период (костюм).
  • Устные предания (мифы, сказки, предания)
  • Метод изучения археологических материалов.
  • Сравнительный метод языкознания
  • Социологический и культурологический метод – этнос является социальной и культурной общностью.
  • Статистический метод
  • Картографический метод – составление карт, отражающих те или иные моменты распространения культуры народов.

08.06. 13

6 стр., 2936 слов

Какие существуют трудности в использовании различных методов при изучении педагогики?

Лекция 3 МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Методы педагогического исследования – это способы сбора информации о педагогических фактах, а также анализа теоретических понятий, способы решения научно-исследовательских задач. Методы педагогического исследования – это способы, пути изучения эффективности учебно-воспитательного процесса. С их помощью педагог получает новые возможности для повышения ...

Тема:

Новый этнос обретает самосознание и самоназвание (долганы – в 18 в., население 3.5 тыс. чел., говорят на диалекте якутского народа, но имеют другое самосознание)

2. Современны концепции этноса.

Распространились идеи постмодернизма (явление, отрицающее объективное существование факторов культуры и признающее их наличие в субъективном сознание как носителе культуры и её исследователей.)

Концепции:

-информационная (коммуникативная) – Чебоксаров.

Причины мутаций – внешний энергетический источник, с излучением которого это поле взаимодействует.

Этногенез. Начальные условия.

Началом этногенеза является формирование устойчивой популяции, с отличным стереотипом поведения.

  • Нахождение территорий на линий пассионарного толчка;
  • Сочетание двух или более ландшафтов на территории;
  • Присутствие или более этносов на территории.

Протекание: Л. Гумилёв разработал стадии этногенеза. Точкой отсчёта становится 0 лет и обязательно не отражённый в истории. 0-150 лет – инкубационный период, отражённый в мифах. 150-450 лет и т.д.

600-750 лет – надлом пассионарности, гражданские войны и раскол этнической единицы.

750-1000 – спад пассионарности на уровне около оптимального и сохраняется общее процветание

1000-1150 – спас пассионарности, упадок и деградация.

1150-1300 – агония, для тех, кто не смог войти в супер этнос.

1150 – наступает гомеостаз существование в равновесии со средой.

Вывод: способы ,которыми взаимодействуют этносы определяется уровнями пассионарности.

Против гипотезы Гумилёва выступили его друзья, коллеги. Среди его критиков оказался Л.С. Клейн (известный этнолог, исследователь, автор).

Он считал, что теория Гумилёва построена на песке. Нет ни какого подтверждения. Как можно говорить о преобразовании этноса, если не правильно и не убедительно указы его признаки.

Критики: Я. Лурье и т.д.

Но гипотеза Гумилёва очень жива и изложена в различной литературе.

Требования к реферату:

  • Титульный лист
  • План работы: введение (без нумерации) – обозначение темы, что вы зна6те о теме, количество авторов, личное отношение к теме, цель (1), задачи. Глава 1. Происхождение манси. 1.1 Истоки появления манси. 1.2. Формирование и развитие манси. Глава 2. Расселение манси на территории. 2.1 Географические особости региона расселения. 2.2. Жизнь манси в определённое время. Заключение. Список литературы (чем больше, тем лучше) . Приложение.
  • Реферат на 10-15 страниц

Этнос. Сущность и специфика.

6 стр., 2986 слов

Теория этноса

Введение Человечество подразделяется на более или менее многочисленные группы людей, которые принято обозначать словом "народы". В исследовательских работах для их обозначения используются концепты "этнос" и "этническая общность". В науках об обществе "этнос" является одним из ключевых терминов. В те или иные исторические периоды предлагались различные определения этноса. Учёные высказывали порой ...

План:

  1. Признаки и виды.
  2. Феномен этничности (теоретический аспект)

Литература:

  • Бромлей Ю.В.
  • Подольный Р.Г. Человечество – это народы, М, 1990 г.
  • Зубов Введение в этнологию. М, 1993 г.
  • Иц Р.Ф. Введение в этнографию
  • Козлов В.И. Национализм и этнический нигилизм журнал «Свободная мысль», 1996 г.
  • Гелнер Э. Нации и национализм М, 1992 г.
  • Соколовский С.В. Самоопределение и проблемы меньшинства журнал «Этномнтология», выпуск 2. М, 1995 г.

Сложившийся этнос не всегда сохраняет территорию. И на протяжение истории может её менять (калмыки, венгры)

Историко-этнические области – это народы, живущие на сопредельных территориях и имеющие сходные этнические характеристики (западная, северная, восточная Европа, северная Африка и Полинезия)

Язык. Считается важным признаком этноса. Однако некоторые народы говорят на одном языке, но всё это разные этносы.

Общность языка не является столь важным для обозначения этноса. Однако, по языку проводится лингвистическая классификация. Учитывается генеалогия языка, учитывается словарный запас и грамматического строя.

По степени родства языки объединяют в семьи, группы и ветви.

В мире более 2 тыс. языков.

Группы это вторая ветвь развития языка.

Ветвь – это общий язык для познания этноса.

Хозяйственно-бытовые особенности и этнические черты образа жизни.

-пища

-обычаи

-менталитет – присущ этносу как большой группе людей и возникший в природно-исторических и географических условиях.

9