Министерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный торгово-экономический университет (РГТЭУ)
челябинский институт (филиал)
Кафедра «Менеджмент и мировая экономика»
по дисциплине «Антикризисное управление»
Вариант 6, 20, 26
Выполнил: студентка 5 курса
специальности «Экономика и управление
на предприятии (торговли и общ.питания)»
заочной формы обучения
шифр ЭТз-09-28
______________________ А.Х. Ожегова
Проверил: ______________________ А.В. Плешакова
Челябинск – 2014
Содержание
Введение 3
4
1. Основные черты модели антикризисного управляющего 5
2. Фактор риска антикризисного управления 12
2.1. Природа и классификация управленческих рисков 12
2.2. Классификация рисков в антикризисном управлении 16
3. Характеристика основных принципов управления персоналом в условиях кризиса организации 23
3.1 Система антикризисного управления персоналом 23
3.2 Принципы антикризисной политики в управлении персоналом 25
3.3 Кадровый потенциал и кадровые стратегии в антикризисном управлении 27
Заключение 31
31
Список используемых источников и литературы 32
Введение
Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления заключается в реформировании российской экономики и постепенном вхождении России в зону кризисного развития. Не многие ожидали, что результатом реформ станет кризис, но многие сегодня понимают, что из кризиса экономику способен вывести только новый тип управления. Такое управление и получило название «антикризисного».
Практика показывает, что важным фактором, который может способствовать осуществлению эффективного антикризисного управления, является хорошо подобранный, управляемый, быстро и гибко реагирующий на любые изменения во внешней среде персонал фирмы.
вопросы Антикризисное управление. Понятие и роль кризиса…
... на современном этапе. 53 49. Характеристика принципов управления персоналом, их классификация. 54 50. Особенности антикризисного управления персоналом. 55 1. Понятие кризиса. Роль кризиса в ... психологические, технологические причины кризисов. Экономические причины вызваны острыми противоречиями в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы. Это кризисы производства ...
Необходимо, чтобы корпоративные цели и ценности воспринимались трудовым коллективом как свои. Нужны, следовательно, их пропаганда, постоянная работа с коллективом. При этом в качестве условия появления заинтересованности в делах фирмы выступают объективная оценка результатов работы сотрудника и признание его заслуг руководством и коллегами, а также возможность проявления инициативы. Поэтому одна из важных задач антикризисного управления — превращение этой возможности в действительность.
Коллектив должен знать суть антикризисной стратегии фирмы, понимать, в чем заключается и почему проводятся изменения в вознаграждении, быть уверенным в стимулирующем проявлении инициативы. Наличие нужной информации рождает доверие персонала и облегчает проведение непопулярных решений.
Зарубежный, да и отечественный опыт управления персоналом показывает, что реализация механизма антикризисного управления предполагает решение проблемы качества работников. На данном этапе реформирования экономической системы в России предприятиям, фирмам, корпорациям, различным организациям приходится осваивать современные методы управления и уметь управлять в этих сложных условиях, используя технологии антикризисного управления.
Субъекты экономических отношений должны располагать высококвалифицированным персоналом, способным быстрее и эффективнее реагировать на изменения во внешней среде, принимать необходимые решения в сложных, кризисных ситуациях, в условиях дефицита времени. Поэтому одной из приоритетных задач для российских предприятий является создание эффективной системы обучения кадров, переподготовки специалистов, повышения их квалификации, в том числе и осуществление мер по обучению и повышению квалификации руководящих кадров предприятий и организации регионального народно-хозяйственного комплекса, местных органов власти и управления.
В данной контрольной работе мы рассмотрим:
1. Основные черты модели антикризисного управляющего;
2. Фактор риска антикризисного управления;
3. Характеристику основных принципов управления персоналом в условиях кризиса организации.
1. Основные черты модели антикризисного управляющего
Антикризисный управляющий — это тип руководителя, который определяется специальной подготовкой (содержание и структура знаний), условиями работы (предкризисное состояние, кризисная ситуация, этап ликвидации последствий кризиса), особенностями системы управления (цели, стимулы, организация, контроль индивидуальными качествами человека. Наиболее полное описание специалиста по АКУ дает его модель. Остановимся на каждой составляющих подробнее.
Структура знаний представляет собой знания и умения, которыми должен обладать специалист по АКУ. Но это не просто перечень знаний, а определенное их соотношение и взаимосвязь. Они должны обеспечит менеджеру по АКУ свободу ориентации в разнообразных проблемах организационно-технологического и социально-экономического развития организации, экономическое мышление и широту взглядов, хозяйственную расчетливость, навыки аналитической оценки ситуации, предприимчивость и организованность, изобретательство и творчество в делах, инициативность.
Методы управления персоналом: административные, экономические, ...
... раскрыть методы управления персоналом, надо выделить качества, которыми должен обладать успешный в своем деле менеджер. Для выделения характерных черт управляющего, я обратилась к работе Рассела ... проекта. 6. Широкий круг личных интересов. 7. Уравновешенность, энтузиазм, умение творчески мыслить, искренность. 8. Умение сопоставлять технические решения со временем, необходимым на их реализацию, ...
Квалификационные требования к специалистам, претендующим на получение аттестата антикризисного управляющего, предписывают ему знания в следующих областях:
— право в объеме, необходимом для работы по антикризисному управлению;
— основы оценки бизнеса и оценки недвижимости;
— основы теории маркетинга;
— основы менеджмента, финансового учета, аудита и планирования;
— основные правила работы с ценными бумагами, банковским и биржевым законодательством.
Помимо вышеуказанных, профессиональные знания специалист по АКУ должны базироваться на таких курсах, как реструктуризации собственности, исследование систем управления, стратегическое планирование, информационные технологии в АКУ, инвестиционный анализ, правовые основы банкротства, хозяйственное право и т. д. Это ядро специальной подготовки, но далеко не полный перечень знаний, которые лежат в основе деятельности антикризисного управляющего. К ряду общепрофессиональных дисциплин можно добавить статистику, теорию вероятностей, математическое моделирование.
Каждый этап работы антикризисного управляющего требует специфических методов, навыков, приемов труда и соответственно определенных умений, которыми должен обладать менеджер. Способности менеджера по АКУ, его «умения» можно классифицировать по следующим основным группам.
Первая группа. Умения, необходимые для реализации функций антикризисного управления (приблизительно 50 %):
— умение реализовать управленческий цикл, направленный на достижение поставленной цели; умение ставить перспективные цели и задачи, рационально планировать работу, оперативно управлять в изменяющихся условиях, четко доводить задания до подчиненных в ясной и понятной форме, организовывать контроль;
— умение реализовать основные формы работы: оперативные совещания, служебную переписку, вести телефонные и другие переговоры;
— умение координировать деятельность управляемой системы: распределять функции, задачи, полномочия и обязанности;
— умения делегировать полномочия, функции, власть;
— умение активизировать работу сотрудников: стимулировать, мотивировать, воодушевлять;
— умение организовать свою личную работу: планировать время, соблюдать режим, не поддаваться текучке.
Формирование конструкторских умений старших
... в достижении цели, умение налаживать деловые отношения и т.п.), что ... трудовое воспитание детей, развиваются умение анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (целеустремлённость, настойчивость ...
Реализация данной группы умений подразумевает наличие следующих индивидуальных качеств в личности антикризисного управляющего: демократичность, целеустремленность, быстрота принятия решений (один способен выбрать оптимальное из пяти вариантов, другой — из двадцати), компетентность, организованность, ответственность, требовательность, коммуникабельность, энергичность, перспективность (предусмотрительность), информированность.
Вторая группа. Умения, связанные с реализацией педагогической функции. Эта группа имеет немаловажное значение на фоне основной деятельности менеджера по АКУ.
Для эффективной реализации данной функции антикризисный менеджер должен обладать высоким уровнем собственных профессиональных и морально-этических качеств, владеть основами социальной психологии и конфликтологии.
Важным требованием и условием эффективной реализации решений является наличие авторитета и престижа у руководителя вообще и у менеджера по АКУ в особенности. Эти характеристики определяются не личностными чертами, а общественным отношением. Авторитет и престиж можно иметь только у других людей (сотрудников, подчиненных, менеджеров высшего уровня).
Они выступают функцией общественной ситуации. К примеру, менеджер может обладать набором личных качеств для высокого авторитета и в то же время иметь весьма низкий фактический авторитет у сотрудников и подчиненных, если последние имеют те же черты на одинаковом или более высоком уровне.
Авторитет и престиж могут снизиться не только по причине ошибок, некорректного поведения или допущенного снижения личностных качеств менеджера, но и в случае, когда повысилась квалификация подчиненных или темпы ее роста обгоняют темпы роста уровня квалификации самого менеджера по АКУ.
Определим:
— Авторитет есть мера того, насколько подчиненные (сотрудники) считаются с мнением руководителя, его советами, указаниями, распоряжениями, стремятся исполнить его приказы.
— Престиж — это мера признания способностей, превосходства знаний, заслуг, успехов руководителя и уровень влияния этих факторов на исполнительность подчиненных.
Итак, высокие авторитет и престиж становятся инструментами эффективного управления. Авторитет обеспечивает менеджеру по АКУ дополнительные возможности воздействия на подчиненных в достижении экстренных задач. Престиж также выступает рычагом воздействия, особенно в интеллектуальных и творческих коллективах.
Индивидуальные качества по данной группе в основном относятся к моральным: корректность, выдержанность, культурность, внимательность к собеседнику и его проблемам, порядочность, человечность, тактичность, справедливость, доброжелательность, интеллигентность и др.
Третья группа умений связана с коммуникативной функцией. Коммуникационная сеть имеет два контура — личностный и информационный. Потребность оптимизации коммуникационной сети, необходимость построения ее с точки зрения экономичности и качества требуют от антикризисного менеджера умения общаться с людьми, налаживать контакты с сотрудниками, партнерами, представителями внешних организаций и государственных структур. К этой группе относятся умения слушать собеседника, входить в его положение и интересы, владеть письменной и устной речью, контролировать собственные эмоции. К индивидуальным качествам, способствующим реализации этой функции с учетом вышеперечисленных, можно добавить: обаятельность, жизнерадостность, сдержанность, воспитанность и т. д.
Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности ...
... игровой Цель исследования: Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности дошкольника, разработать рекомендации по организации игровой деятельности в дошкольном учреждении. Объект - исследования личности дошкольника. Предмет- игра - как средство ...
Профессиональные умения можно сгруппировать и по фазам жизненного цикла организации. Так, на этапе латентного течения кризиса важны такие профессиональные качества, как:
1) умение сформулировать проблему, понять ее содержание, изучить «вглубь»;
2) сформировать комплекс идей для оперативного решения проблемы;
3) организовать исследовательскую программу: рабочий план, расписание, бюджет;
4) обосновать концепции надежности и законности;
5) предусмотреть различные пути проведения контроля;
6) интерпретировать отсутствие адекватного ответа.
Эти умения невозможно реализовать, не обладая способностью исследовательского, инновационного видения проблемы.
Следующей важной составляющей модели антикризисного управляющего является психология личности. Ее определяют три характеристики: тип личности, темперамент и уровень интеллекта.
По типу личности возможны два варианта: экстраверт (направлен на внешний мир) и интроверт (направлен на внутренний мир).
Экстраверт — тип личности, характеризующийся общительностью, способный легко принимать все новое, но часто бросать начатое, не закончив. Представители данного типа личности склонны к резкой смене мотивов и стимулов деятельности, зависимы от мнения окружающих, обладают альтруистическими наклонностями. Интроверт — тип личности, характеризующийся замкнутостью, который в поступках руководствуется внутренними соображениями, поэтому для окружающих зачастую выглядит «белой вороной». У него хорошо развита интуиция: он способен точно просчитать ситуацию, поэтому его решения перспективны. Абсолютные экстра- и интроверты встречаются редко. Тем не менее в личности антикризисного менеджера в большей степени должны присутствовать черты интроверта.
По темпераменту существуют четыре основных типа:
— сангвиник — тип темперамента человека, характеризующийся спокойствием, уравновешенностью, подвижностью, адекватной самооценкой, трудолюбием. Его слабой чертой является неумение быстро перестраиваться в новых условиях;
— флегматик — тип темперамента человека, характеризующийся эмоциональной устойчивостью, замедленностью темпа мышления, заниженной самооценкой, инертностью, необходимостью периода адаптации для вхождения в новую среду;
— холерик — тип темперамента человека, характеризующийся эмоциональной неустойчивостью, подвижной мимикой, ускоренным темпом мышления, высокой коммуникабельностью, активностью. Познавательные процессы (внимание, восприятие, память) у человека, обладающего данным темпераментом, чрезвычайно подвижны. Самооценка завышена;
— меланхолик — тип темперамента человека, характеризующийся эмоциональной чувствительностью, неустойчивостью, высокой степенью тревожности, подверженностью стрессам в изменяющихся условиях. Человек, обладающий данным темпераментом, хорошо адаптируется к социальным ситуациям. Мышление замедленное. Уровень притязаний, как правило, ниже реальных возможностей.
В действительности преобладают смешанные типы темпераментов. Поэтому оценка личности по данной характеристике может быть условной: говорят о склонности к тому или иному типу темперамента или о преобладании черт. Очевидно, что человек с выраженными меланхолическими чертами вряд ли сможет эффективно управлять кризисной ситуацией.
Уровень интеллекта имеет три отметки: низкий, средний и высокий. Очевидно, что решение проблем комплексного характера, «сквозных», а также возникающих на стыке нескольких областей знаний предполагает наличие высокого уровня интеллекта у антикризисного управляющего.
Антикризисный управляющий является лицом, персонифицирующим функции управления. Помимо классических основу его деятельности составляют следующие функции:
1. Стратегическая функция антикризисного управляющего — постановка целей организации на основе анализа ситуации и прогнозов, координация процессов разработки стратегии и составления плана.
2. Административная функция антикризисного управляющего — контроль и оценка результатов, осуществление коррекции деятельности, координация ее по срокам, времени, ресурсам, установление системы мер поощрений и наказаний.
3. Экспертно-инновационная функция антикризисного управляющего — постоянное, целенаправленное изучение новшеств в различных сферах экономики, их квалифицированная оценка и селекция, создание условий для безотлагательного внедрения в практику наиболее значимых из них.
4. Воспитательная функция антикризисного управляющего — создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата, поддержание традиций, предотвращение и разрешение возникающих конфликтов, формирование стандартов поведения.
5. Лидирующая функция антикризисного управляющего — функция инициатора и интегратора деятельности, следящего, чтобы интересы подчиненных и сотрудников не противоречили целям организации. От выполнения этой функции зависят общий настрой в работе и сохранение внутреннего единства группы.
2. Фактор риска антикризисного управления
2.1. Природа и классификация управленческих рисков
Любая управленческая деятельность в той или иной степени имеет рисковый характер, что обусловлено как многофакторной динамикой объекта управления и его внешнего окружения, так и ролью человеческого фактора в процессе воздействия. Понятие «риск» также имеет многофакторную природу, раскрыть которую можно лишь во взаимосвязи с такими понятиями, как «неопределенность», «вероятность», «условия неопределенности», «условия риска».
Согласно математическим определениям неопределенность проявляется в том случае, когда результатом действия является набор возможных альтернатив, вероятность которых неизвестна. Риск имеет место, если действие приводит к набору альтернатив, причем вероятность осуществления каждой из них известна. Отсюда следует, что риск есть неопределенность, которую можно квантифицировать. Понятия риска и неопределенности, широко используемые в теории игр и динамическом программировании, нашли не менее широкое использование в экономике, политике, теории управления и менеджмента, в области права и страхования.
Формирование рыночных отношений в России активизировало процесс исследования предпринимательского риска, в том числе инвестиционного, страхового и банковского, что нашло отражение в издании ряда работ.
Вместе с тем проблема рисков остается мало исследованной, нет достаточно ясных понятий о сущности предпринимательского риска его разновидностях, областях использования, средствах управления им. Риски и неопределенность — неотъемлемые черты хозяйственной деятельности и процессов управления. Неопределенность рассматривается как условие ситуации, в которой нельзя оценить вероятность потенциального результата. Часто такая ситуация возникает, когда воздействующие на ситуацию факторы новы и о них нельзя получить достоверную информацию. Поэтому последствия принятия управленческого решения трудно предусмотреть, например, в быстро меняющихся условиях (наукоемкая и нововведенческая сферы, ценовая и рыночная конъюнктура).
Обычно менеджер, сталкиваясь с неопределенностью, пытается получить дополнительную информацию и при помощи экспертных методов (а чаще интуиции) определить вероятность достижения результата.
Понятие «определенность» связывается с условиями выработки и принятия управленческих решений, когда руководитель с достаточной для данной ситуации достоверностью знает потенциальный результат каждого возможного варианта развития событий. Например, если известна динамика изменения стоимости материала и рабочей силы, арендной платы, то можно рассчитать затраты на производство конкретного изделия и сделать прогноз цены. Следует отметить, что ситуация полной определенности встречается довольно редко.
Понятие «риск» в экономическом смысле предполагает потери, ущерб, вероятность которых обусловлена с наличием неопределенности (недостаточность информации, недостоверность), а также выгоду и прибыль, получить которые можно лишь при действиях обремененных риском, что чаще всего связывается с инновационной деятельностью.
В менеджменте понятие «риск» прежде всего связывается с характером и сложностью проблем, условиями принятия управленческих решений и прогнозированием результата. Управленческий Риск следует рассматривать как характеристику управленческой деятельности, осуществляемой в ситуации той или иной степени неопределенности, вследствие недостаточности информации, при выборе менеджером альтернативного решения, критерий эффективности которого связан с вероятностью проявления негативных условий реализации.
Размер потерь организации как результата деятельности в условиях неопределенности представляет собой цену риска, а величина (дополнительной прибыли) — плату за риск. Риск проявляется в процессе реализации продукции производственно-хозяйственной системы или услуги и выступает одним из конечных результатов деятельности. Сущность, содержание, характер проявления риска в деятельности организации позволяют определить природу риска как экономическую.
В практике менеджмента используются следующие характеристики риска:
— размер вероятного ущерба (потерь) или величина ожидаемого дополнительного дохода (прибыли) как результат деятельности в риск-ситуации;
— вероятность риска — степень свершения источника риска (события), измеряемая в пределах значений от 0 до 1. Иначе говоря, каждый вид риска имеет нижние и верхние (от 0 до 1) границы вероятности;
— уровень риска — отношение величины ущерба (потерь) к затратам на подготовку и реализацию рискованного решения, изменяющийся от нуля до 1, выше которого риск не оправдан;
— степень риска — качественная характеристика величины риска и его вероятности. Различают высокую, среднюю, низкую и нулевую степени;
— приемлемость риска — вероятность потерь и вероятность того, что эти потери не превысят определенный уровень (рубеж);
— правомерность риска — вероятность риска, находящаяся в пределах нормативного уровня (стандарта) для данной сферы деятельности, который нельзя превысить без правовых нарушений.
В кризисных условиях велика вероятность того, что предприятие окажется банкротом, в связи с чем персоналу требуется умение в риск-ситуациях, с одной стороны, избегать неоправданных потерь, а с другой стороны, действовать смело и инициативно. Менеджер должен уметь рисковать, т.е. взвешенно, не преувеличивая опасности, добиваться намеченных целей — конечно, при решении проблем границ правомерности риска.
Иногда выбирается вариант небольшого результата, но при отсутствии риска, что может привести к снижению результативности и конкурентоспособности организации. При принятии решения с максимальным результатом, но и с высоким уровнем риска используется критерий максимакса. В таких случаях надо сопоставить ожидаемую экономическую выгоду и возможные потери в связи с рисковыми действиями. Если потери превышают выгоду, такое решение не оправдано. Очевидно, что в сложных ситуациях требуется использовать совокупность критериев, при выборе которых важен комплексный подход, позволяющий оценить ситуацию с учетом разнонаправленных факторов.
Приступая к анализу рисковой ситуации и разработке решений, в первую очередь следует установить, какие виды рисков ожидают менеджера в процессе управления. В значительной степени это можно определить на основе методологической систематизации рисков и их классификации, которая отражает многофакторную природу риска.
Существует взаимосвязь и взаимодействие внешних и внутренних (системных) факторов или источников риска применительно к менеджменту производственно-хозяйственных организаций. Внешние факторы риска связаны с кризисом социально-экономического развития страны и отдельных регионов, это также рыночные источники, связанные с нарушением надежности или трудностями формирования новых связей с потребителями, поставщиками, связанные с проблемами обеспеченности финансовыми, трудовыми, материальными и другими видами ресурсов.
Внутренние признаки факторов — это функциональные особенности рисковой деятельности (производственной, финансовой, маркетинговой и др.).
Важным признаком классификации рисков является и их содержание как результата рисковой деятельности: экономический, социальный, организационный, правовой, инновационный риски. Последствиями реализации результатов риск-решений являются экологические, социальные, политические риски.
Интеграционные факторы, или факторы взаимодействия, свойственные менеджменту, обеспечивают управление риском как процессом выявления его источников, определения вероятности его проявления в ходе производственного процесса и его воздействия на результат и последствия производственно-хозяйственной деятельности организации.
При использовании средств управления менеджер рискует, выбирая цели, стратегии развития, системы мотивации деятельности персонала и другие средства управления.
2.2. Классификация рисков в антикризисном управлении
Значительная доля риска заключена и в выборе методов и критериев измерения и оценки вероятностей и его величин, например при проведении экспертизы, исследовании статистических данных или определении коэффициента дисконтирования при приведении стоимости будущих доходов к настоящему времени.
Рассмотренная логика формирования риска позволяет более системно оценивать каждый вид риска, что в антикризисном менеджменте чрезвычайно важно.
В таблице представлена классификация рисков по основным признакам. Систематизация и детальное исследование рисков позволяет провести их ранжирование, создать сценарии вероятного хода событий для конкретной ситуации, разработать карты риска, выявить пороги стабильности системы управления посредством имитационного и других видов моделирования. Иначе говоря, классификация рисков является основой организации управления рисками. При этом следует отметить, что каждая производственно-хозяйственная система своеобразна, а состав рисков изменчив, поэтому на предприятии должна разрабатываться на основе общей система управления риском. Решение проблем риска становится профессиональным делом рисковых менеджеров. Классификация рисков — методологическая база профессионального антикризисного управления.
Признак |
Вид риска |
Назначение риска: |
• риск, предполагающий потери |
• риск, предполагающий выгоду |
|
Функциональные особенности риск-процесса: |
• маркетинговый |
• инновационный |
|
• инвестиционный |
|
• производственный |
|
• страховой |
|
• финансовый |
|
Содержание риск-результата: |
• экономический |
• социальный |
|
• организационный |
|
• психологический |
|
• имиджевый |
|
Последствия реализации риск-решения: |
• социальные |
• политические |
|
• экологические |
|
• демографические |
|
Уровень внешних источников(факторов) риска: |
• международный |
• макроэкономический |
|
• региональный |
|
Рыночный фактор риска: |
• конкурентный |
• конъюнктурный |
|
• ценовой |
|
• коммуникационный |
|
Рынки, факторы производства как источники риска: |
• человеческих ресурсов |
• информационный |
|
• финансовых ресурсов |
|
• материальных ресурсов |
|
• временной |
|
Средство воздействия: |
• целевой, стратегический, тактический |
• прогнозируемый, планируемый, концептуальный |
|
• мотивационный, стимулирующий |
|
Характер проявления: |
• структурный |
• субъективный |
|
• объективный |
|
• неправомерный (правомерный) |
|
• неоправданный (оправданный) |
|
• криминогенный |
|
Методология: |
• экспертный |
• экономико-математический |
|
• дисконтирования |
|
• статистический |
|
• интуитивный |
Рассмотрение природы риска, его содержания, многообразия источников (факторов) риска, разнообразия рисковых ситуаций, требующих организации и управления, дают основание трактовать риск как категорию менеджмента.
Приведем отдельные примеры управленческого риска.
Маркетинговый риск конкурентной стратегии развития фирмы может быть выражен в потере доли рынка, снижении объема продаж и размера прибыли, а также в величине вероятности проявления негативных изменений во внешней среде, например, роста цен на энергоносители, повышения процентных ставок по кредитам.
Финансовый риск — риск финансовой стратегии фирмы, который может быть выражен в величине потерь доходности ценных бумаг вследствие финансового кризиса и падения валютного курса и в вероятности возникновения такой ситуации. Финансовые риски наиболее подвижны и разнообразны. Среди них выделяют следующие риски: процентный, кредитный, валютный, неплатежеспособности, ликвидности, рыночный, инфляционный, риск финансовых злоупотреблений.
Производственный риск — превышение текущих расходов предприятия по сравнению с бизнес-планом из-за непредвиденных ситуаций (простои оборудования, недопоставки материалов).
Вероятность возникновения таких ситуаций непосредственно связана со снижением уровня организации управления на предприятии из-за внешних и внутренних факторов.
Инвестиционный риск — это риск неопределенности возврата вложенных средств и получения дохода. Например, риск вложения средств в проект связан с неопределенностью его реализации из-за неполноты и погрешности исходных данных об условиях реализации, о величине затрат и результатов, из-за возникновения негативных ситуаций при проектировании (изменение конъюнктуры рынка), а также из-за воздействия факторов технического, коммерческого, политического характера.
Наиболее распространенные риски социально-экономического развития страны, воздействующие на менеджмент организации:
экономические:
— утрата национального богатства;
— снижение конкурентоспособности страны;
— падение инвестиционной привлекательности экономики;
— уменьшение доли ВВП на душу населения;
— рост уровня инфляции;
социальные:
— ухудшение материальной обеспеченности населения;
— рост заболеваемости и смертности населения;
— негативная демографическая ситуация;
— снижение уровня образованности населения; экологические:
— загрязнение окружающей среды;
— вырубка лесов, эрозия почвы; политические:
— изменение экономической политики;
— угроза национальных конфликтов;
— моратории и торговые эмбарго.
Многие из приведенных рисков присущи кризисному состоянию российской экономики. В России, наряду с рисками, имеющимися в нормально функционирующей рыночной экономике, рисковые ситуации возникают в связи с несовершенством системы управления экономикой, отсутствием нормативных актов, регулирующих рисковую деятельность предприятий.
Наиболее распространенные источники рисков:
— неустойчивая политическая и экономическая ситуация в стране;
— снижение экономического потенциала;
— снижение научного и инновационного потенциала; утрата кадрового потенциала;
— имущественный ущерб вследствие нарушения договорных обязательств и других причин;
— утрата престижа организации;
— потеря доходов из-за преступных действий третьих лиц;
— изменение стоимости факторов производства;
— потеря управляемости;
— снижение качества продукции и услуг;
— изменение внешнеэкономических факторов.
Антикризисный менеджмент в значительной части решаемых проблем является рисковым. В кризисных ситуациях возникает множество рисков, разнообразных по содержанию, источнику проявления, величине вероятности и размеру возможных потерь и негативных последствий для данного бизнеса, а иногда и экономики в целом. Все это обусловливает потребность создания системы управления риском с привлечением квалифицированных «рисковых менеджеров» — специалистов по управлению в рисковых ситуациях. Управление риском наиболее наглядно можно рассмотреть на методологической основе процесса выработки и реализации рисковых управленческих решений. Рисковыми, как уже отмечалось, являются решения, принимаемые в условиях неопределенности, если известна вероятность достижения результата. Напомним, что целенаправленный процесс управления предполагает выполнение в логической последовательности взаимосвязанных управленческих функций (управленческих работ) по решению конкретной проблемы с использованием управленческих средств и методов воздействия на персонал, занятый в совместной производственно-хозяйственной деятельности. Поэтому результаты процесса управления материализуются в продукте и отражаются в итоговых показателях и социальных последствиях деятельности производственно-хозяйственной системы.
Управленческий риск как многофакторная категория менеджмента исследуется в динамике целенаправленного циклического процесса управления, имеющего информационные, временные, организационные, экономические, социальные и правовые параметры. Информационный аспект процесса управления риском представляет собой преобразование информации о факторах и источниках неопределенности в информацию об уровнях вероятности осуществления условий неопределенности в процессах производства и Реализации продукции, которая затем преобразуется в информацию о показателях уровня эффективности или неэффективности результатов деятельности в условиях риска и о негативном воздействии деятельности на экологические и социальные условия жизни.
В управлении риском большое значение имеют функции и средства управления, характеризующие содержание процесса управления Риском.
Стадии процесса выработки и реализации рисковых решений:
- Информационный анализ: мониторинг внешней и внутренней среды, выявление новых источников риска и корректировка известных факторов; зависит от наличия информации об изменяющихся условиях управления.
- Диагностика ситуации, которая определяется спецификой решаемой задачи. Основной акцент делается на учете причин, вызывающих изменения риска, их ранжировании и оценке потерь (выгод) при определенных параметрах ситуации. На данной стадии используются различные методы измерения и оценки риска (математические, статистические, интуиция).
- Разработка вариантов риск-решений. Для каждого варианта решения рассматриваются границы (пределы) возможного негативного проявления риска. Оценка производится по всем содержательным аспектам риска— экономическим, социальным, экологическим, организационным, имиджевым, правовым.
- Принятие решения — комплексное обоснование как самого решения, так и принятой вместе с ним вероятности и параметров допустимого риска. Предусматривается разработка системы ответственности по управлению риском.
- Организация и реализация — виды управленческой деятельности по реализации риск-решения, в процессе которой выявляются новые аспекты проявления организационного риска (невыполнение, задержки и т.п.).
Это требует оперативного принятия мер. Контроль изменений в параметрах риска и корректировка могут иметь существенное значение в антикризисном менеджменте. Своевременность реакций и действий менеджера — главное условие стабилизации ситуации и снижения угрозы потерь.
3. Характеристика основных принципов управления персоналом в условиях кризиса организации
3.1 Система антикризисного управления персоналом
Антикризисное управление персоналом предполагает совокупность факторов социально-психологического, нравственного характера — демократический стиль управления, заботливое отношение к нуждам человека, учет его индивидуальных особенностей и пр.
Антикризисное управление персоналом призвано учесть целый спектр вопросов адаптации сотрудника к внешним и внутренним условиям функционирования и развития организации. Особое внимание должно уделяться анализу мотивационных установок, умению их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Сюда же следует отнести проблемы взаимодействия руководителей организации с профсоюзами и службами занятости, обеспечение безопасности персонала, разработку принципиально новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри организации — работники, а за ее пределами — потребители продукции. Важно повернуть сознание персонала к потребителю, а не к угождению начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к новатору, а не к заскорузлому механическому исполнителю; перейти к социальным нормам, базирующимся на прочном экономическом фундаменте, не забывая о духовности и нравственности.
Система антикризисного управления персоналом представляет собой совокупность подсистем общего и линейного руководства, ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций и связей между ними.
Подсистема общего и линейного руководства осуществляет: управление организацией в целом, управление функциональными и производственными подразделениями. Функции этой подсистемы выполняют: руководитель (менеджер) организации, его заместители, руководители функциональных и производственных подразделений, их заместители, мастера, бригадиры.
В состав системы управления персоналом входит целый набор относительно самостоятельных функциональных подсистем:
— подсистема управления наймом и учетом персонала;
— подсистема управления трудовыми отношениями;
— подсистема обеспечения нормальных условий труда;
— подсистема управления развитием персонала;
— подсистема управления социальным развитием;
— подсистема развития организационной структуры управления;
— подсистема правового обеспечения управления персоналом;
— подсистема информационного обеспечения системы управления персоналом. Структура системы управления персоналом зависит от масштабов организации, ее территориального расположения, характера деятельности и других факторов. В малых и средних фирмах одна подсистема может выполнять функции нескольких функциональных подсистем, в предкризисных и кризисных условиях деятельности организации могут быть упразднены одни подсистемы и созданы другие с набором новых функций, возможны и иные структурно функциональные преобразования.
Концепция антикризисного управления персоналом побуждает руководителей организации сосредоточиваться на стратегических перспективных направлениях работы с персоналом, таких, как массовая переквалификация сотрудников организации в связи с переходом на новые технологии; омоложение кадров путем привлечения молодых специалистов; разработка принципов трудоустройства сотрудников при их массовом высвобождении и пр.
Другим стратегическим направлением антикризисного управления персоналом являются разработка и совершенствование профессиограмм, т. е. определение комплекса качеств, которыми должен обладать сотрудник, претендующий на данную должность. В основе профессиограмм, или моделей должностей, лежит учет будущих потребностей в персонале той или иной квалификации и профессии, которые могут возникнуть в связи с ориентацией организации на новую стратегию развития.
3.2 Принципы антикризисной политики в управлении персоналом
Кадровая политика — это система научно обоснованных целей, задач, ориентиров, приоритетов, потребностей, принципов, методов, определяющих содержание, формы управления персоналом на различных этапах жизнедеятельности организации.
Антикризисная кадровая политика управления персоналом должна быть реалистичной, созидательной, ориентированной на устойчивое развитие организации, на привлечение к работе людей, профессионально подготовленных, предприимчивых, с новаторскими задатками.
Важной чертой антикризисной политики является ее комплексность, базирующаяся на единстве целей, принципов и методов работы с персоналом, учитывающей различные аспекты регулирования управленческих процессов (экономические, социальные, социально-психологические, административные и нравственные и др.)
К группе общих принципов антикризисного управления можно отнести следующие принципы: системности; равных возможностей; уважения человека и его достоинства; командного единства; горизонтального сотрудничества; правовой и социальной защищенности.
Принцип системности. Системный характер управления персоналом предусматривает скоординированный подход ко всем направлениям формирования и регулирования человеческого капитала организации: набору, отбору, расстановке руководящих кадров, их подготовке и переподготовке, селекции и трудоустройству.
Принцип равных возможностей отражает объективные тенденции, происходящие в социально-политической и экономической жизни российского общества.
Принцип уважения человека и его достоинства: максимальное развитие инициативы, талантов, профессиональных навыков: умение найти себя в новой обстановке; поощрение достижений сотрудников и их личного вклада; создание возможностей для творческого роста.
Принцип командного единства. Команда — это тщательно подобранный профессиональный, самоуправляющийся коллектив, в полной мере разделяющий основные цели и ценности организации, выступающий как единое целое. Все члены команды имеют равные условия, несут коллективную ответственность за результаты деятельности команды, планируют деятельность с учетом плана работы каждого члена команды.
Принцип учета долгосрочной перспективы организации. Предполагает осуществление стратегического прогнозирования и планирования развития организации.
Принцип интеграции и сплоченности коллектива. Возможен при воспитании коллектива в духе корпоративной, солидарной ответственности и понимания того факта, что личная судьба каждого зависит от выживания организации, от правильно выбранной стратегии развития. При ее реорганизации не следует увлекаться механическим сокращением рабочих мест, свертывать программы по обучению персонала и повышению квалификации. Такого рода меры могут вызвать у работников стрессовые ситуации, недовольство ее руководством. Наоборот, необходимо делать все возможное, чтобы сотрудники стремились к повышению квалификации, к саморазвитию, готовились к переориентации предприятия для производства новых видов продукции. Важно поддерживать доверительные отношения сотрудников с руководителями разных уровней и уважительное отношение работников друг к другу, обеспечивать справедливую оплату труда.
Принцип участия сотрудников в принятии решений. Подразумевает принятие решений на заседаниях, открытых для широкого круга работников. Обычно все, кто бывает на заседаниях, участвуют в обсуждении предполагаемых вариантов решений, высказывают свои рекомендации и вносят предложения по совершенствованию того или иного варианта.
Принцип опоры на профессиональное ядро кадрового потенциала. Ядро кадрового потенциала представляет собой совокупность способностей работников организации, которые обеспечивают ей стратегическое преимущество на рынках товаров, услуг и знаний.
Принципы действуют эффективно тогда, когда они взаимодействуют и дополняют друг друга.
Таким образом, управление персоналом в условиях неустойчивого, а порой и кризисного состояния организации представляет собой разностороннюю, тщательно спланированную и продуманную деятельность, опирающуюся на систему научно обоснованных принципов, искусство и здравый смысл предпринимателей и менеджеров.
3.3 Кадровый потенциал и кадровые стратегии в антикризисном управлении
Кадровый потенциал — совокупная трудовая дееспособность коллектива предприятия, его ресурсные возможности в области труда, списочного состава предприятия, исходя из его половозрастной, профессионально-квалификационной и социальной структуры. Кадровый потенциал отражает определенный уровень совместных возможностей коллектива предприятия при достижении заданных целей.
Выделяют три базовых стратегии функционирования организаций: минимизация издержек, стратегия повышения качества и инновационная стратегия; каждой из которых соответствует своя кадровая стратегия.
1. Стратегия минимизации издержек. Это направление деятельности приемлемо при производстве (реализации) товаров массового потребления, при котором от работников не требуется высокого уровня профессионализма, а основной упор делается на количество. Кадровая стратегия:
· преобладание внешних стимулов (материальных) над мотиваторами;
· измерение эффективности деятельности работников в краткосрочном периоде на основе индивидуальных критериев оценки;
· предпочтительное использование внешних источников набора персонала (если рынок труда позволяет нанять дешевых работников);
· минимальные возможности карьерного роста для сотрудников;
· низкая гарантия сохранения занятости;
· жесткая иерархия и «дистанция власти»;
· минимизация вложений в персонал.
2. Стратегия повышения качества: ориентация на разнообразный потребительский спрос и выпуск товаров со специфическим дизайном, уникальными качественными характеристиками, оказание услуг VIP-класса. Более высокие цены на такую продукцию (услуги) могут компенсировать значительные инвестиции в работников. Кадровая стратегия:
· подбор квалифицированных работников;
· разработка и внедрение программ по мотивации, обеспечение баланса между целями организации и целями работников;
· создание и внедрение системы вознаграждения, направленной на стимулирования качества;
· измерение эффективности деятельности работников в краткосрочном и среднесрочном периодах как на основе индивидуальных, так и групповых критериев оценки;
· предоставление гарантий занятости;
· создание системы обучения и развития сотрудников, занятых в организации.
3. Стратегия фокусирования (ориентация предприятия на определенные рыночные ниши), например, сбыт в разных географических зонах, выпуск продукции для конкретных групп покупателей. Выбор организацией данной стратегии практически не налагает значительных требований к работе с кадровым ресурсом.
Отдельно можно выделить и инновационную стратегию деятельности предприятия, в основе которой лежит ориентация предприятия на постоянные нововведения, систематическое обновление продукции (услуг).
Создание запаса кадров за счет излишней численности работников по отношению к текущей потребности производства экономически не оправдано.
Переориентация производства на выпуск новой продукции может по-разному отражаться на профессионально-квалификационной структуре персонала. Чем больше конструктивно-технологических различий в старой и новой продукции, тем выше расхождения между имеющейся и требуемой структурой рабочих. Эти различия могут быть столь существенными, что иногда требуется практически полная замена кадров. В этом случае кадровая стратегия должна предусмотреть программы по сокращению старых работников и массовому привлечению новых, соответствующих новым потребностям производства. При незначительных различиях старой и новой продукции можно обойтись переподготовкой имеющегося персонала. Чем шире базовая профессиональная подготовка работников, тем больше возможностей использовать их трудовой потенциал на предприятии. Таким образом, гибкость производства при обновлении ассортимента выпускаемой продукции и других нововведениях в значительной степени зависит от формирования на предприятии достаточно эластичного в использовании персонала. Это достигается за счет профессионального обучения и переобучения работников, а также развития у сотрудников способности эффективно адаптироваться к постоянным изменениям и умения развиваться. При разработке формировании штата, организация должна учитывать необходимость наличия у работников готовности приспосабливаться к новым условиям, желание постоянно развиваться и способность гибко меняться в соответствии с новыми условиями. Кадровая стратегия также должна продумывать соответственную систему морального и материального стимулирования, побуждающую персонал полностью реализовывать свой потенциал и внедрять нововведения (например, привлекать работников к участию в разработке инноваций, премировать их за внесение рацпредложений, идей по усовершенствованию продукции (услуг) и т.д.)
Заключение
Антикризисное управление является неотъемлемой частью современного бизнеса в России, и очень важно, чтобы каждый руководитель был теоретически и практически подготовлен к кризисным ситуациям.
Использование различных форм стимулирования и мотивации труда позволит руководству фирмы сплотить коллектив, повысить профессиональную подготовку персонала и обеспечить хорошую возможность для стремительного развития фирмы.
Успех деятельности фирмы на данном этапе во многом зависит от правильной оценки состояния персонала и своевременных действий, направленных на усиление его сплоченности, увеличения профессионализма и патриотичности, на улучшение трудовой дисциплины, а также поощрение инициативы.
Антикризисный управляющий — это тип руководителя, который определяется специальной подготовкой (содержание и структура знаний), условиями работы (предкризисное состояние, кризисная ситуация, этап ликвидации последствий кризиса), особенностями системы управления (цели, стимулы, организация, контроль индивидуальными качествами человека.
Управление персоналом в условиях неустойчивого, а порой и кризисного состояния организации представляет собой разностороннюю, тщательно спланированную и продуманную деятельность, опирающуюся на систему научно обоснованных принципов, искусство и здравый смысл предпринимателей и менеджеров.
Список используемых источников и литературы
-
Антикризисное управление: Учебник/Под ред. Э.М. Короткова.- М.: ИНФРА_М, 2009.
- Антикризисное управление: макро- и микроуровень. Балдин К.В.,. М.: Дашков и К, 2009
- Жарковская Е.П. Антикризисное управление: Учебник.- М.: Омега-Л, 2007
- Ивасенко, А.Г. Антикризисное управление [Текст]: учеб. пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, М.К. Каркавин. – М.: КНОРУС, 2010
- Згонник Л.В. Антикризисное управление. Учебник для ВУЗов М: Дашков и К, 2010
32