Этика профессионального поведения медицинской сестры

Оренбургский институт путей сообщения – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет путей сообщения»

Оренбургский медицинский колледж

 

 

Утверждаю

Заместитель директора

по учебной работе

__________________ Г.Г.Гостева

«___»___________ 2012г .

 

Раздел 1 МДК 1

Теория и практика сестринского дела.

Тема 1.5.1 Этика профессионального поведения медицинской сестры

Лекция

 

 

Разработала

преподаватель

по предмету «ТПСД»

Марычева Н.А.

 

Согласовано

на заседании ЦМК

Протокол №_____

от «___»_______2012г.

Председатель ЦМК

Боркун Н.М.

 

Оренбург 2012 г.

Занятие №8 Лекция

Тема 1.5.1 Этика профессионального поведения медицинской сестры

Студент должен иметь представление:

о медицинской этике, как прикладной науке;

— о сущности определения медицинской этики и деонтологии

Студент должен знать:

— моральные и этические нормы,

— исторический очерк этико – деонтологических концепций:

— медицинский этикет, субординация.

— правила и принципы профессионального сестринского поведения

 

ПЛАН

1. Моральные и этические нормы.

2. Исторический очерк этико – деонтологических концепций.

3. Медицинский этикет, субординация.

4. Правила и принципы профессионального сестринского поведения

 

Моральные и этические нормы.

Этические элементы принятой философии и раньше считались незаменимыми для сестринской работы. Моральные и нравствен­ные качества медицинской сестры всегда имели не меньшее зна­чение в её профессиональной деятельности, чем практические на­выки. Этическими элементами философии сестринского дела являют­ся этические обязанности, ценности и добродетель (совершенство).

Медицинская сестра, разделяющая принятую философию сест­ринского дела, принимает на себя следующие этические обязанно­сти:говорить правду, делать добро, не причинять вреда, уважать права пациента, уважать обязательства других (членов бригады), держать слово, быть преданной своему делу, уважать право (паци­ента) на самостоятельность.

12 стр., 5982 слов

Этические аспекты профессиональной деятельности психолога

... работе освещаются вопросы специфики профессиональной деятельности, а также рассматриваются этические требования к специалисту-психологу. Происхождение профессиональной этики. Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного ...

Этическими ценностями(на которых также основана филосо­фия), определяющими цели, к которым стремится медицинская се­стра, являются профессионализм, здоровье, здоровая окружающая среда, независимость, человеческое достоинство, забота (уход).

Добродетель (совершенство)определяет личные качества, кото­рыми должна обладать хорошая медицинская сестра. Доброде­тель — это черты характера, которые располагают человека к хоро­шим поступкам: сострадание, милосердие, терпение, целеустрем­леность, гуманность, доброта.

Частью сестринской этики является деонтология (от греч. deontos — нужное, должное и logos — учение) — раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и дол­жного. Этот термин был впервые введен И. Бентамом, который употребил его для обозначения теории нравственности в целом. Де­онтология учит, как с точки зрения сестринской этики должна поступать медицинская сестра в конкретных ситуациях, возникающих в процессе её профессиональной деятельности.

Впервые основной деонтологический принцип сформулировал Гиппократ (460—377 до н.э.): «Должно обращать внимание, чтобы всё, что принимается, приносило пользу». Он писал: «Лицо, посвя­тившее себя медицине, должно обладать следующими качествами: бескорыстием, скромностью, целомудрием, здравым смыслом, хладнокровием…»

Морально-этические и нравственные нормы профессии медсестры впервые были сформулированы ФЛОРЕНС НАЙТИНГЕЙЛ в своём обязательстве. Оно гласит:
«Я, торжественно, перед Богом и в присутствии этого собрания даю обязательство: провести мою жизнь в чистоте и верно служить моей про­фессии. Я буду воздерживаться от всего, что влечет за собой вред и гибель, и не стану брать или сознательно давать вредоносное лекарство. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддержать и возвысить уро­вень моей профессии, а также обещаю держать в тайне все личные вопро­сы, относящиеся к моему ведению и семейные обстоятельства пациентов, ставшие мне известными в ходе моей практики. С верностью я стану стремиться помогать врачу в его работе и посвя­щу себя благополучию тех, кто доверился моей заботе».

Этический кодекс медицинской сестры России, принятый в 1996 г. Ассоциацией ме­дицинских сестёр России, отражает современные этические прин­ципы, нормы и стандарты, обязательные в профессиональной дея­тельности медицинских сестёр.

 

ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ (ПРАВИЛА)
Правило справедливости Означает обязательность предоставления и равнодоступность медицинской помощи. Обычно он находит отражение в законодательных актах и социально обусловлен. В условиях дефицита дистрибутивная (распределительная) несправедливость становится обыденным явлением и наносит моральный и психический ущерб тем, кто был обделен по тем или иным причинам новым лекарством, не смог оплатить обследование на новом диагностическом приборе или сложную операцию. Правило правдивости. Правило правдивости требует сообщения полной и достоверной информации как медицинским работником пациенту, так и пациентом медицинскому работнику. Правило конфиденциальности. Та информация о пациенте, которую он передает медработнику или сам медработник получает в результате обследования не может быть передана третьим лицам без разрешения этого пациента. Правило информированого согласия. Добровольное информированное согласие означает, что пациент получил полную, достоверную информацию о состоянии своего здоровья, предполагаемом медицинском вмешательстве, рисках причинения ему вреда, альтернативных методах лечения в доступной для него форме, и на основе этой информации дал добровольное согласие на проведение планируемого медицинского вмешательства.

Медицинская сестра, разделяющая принятую философию сест­ринского дела, принимает на себя следующие этические обязанно­сти:говорить правду, делать… Этическими ценностями(на которых также основана филосо­фия), определяющими… Добродетель (совершенство)определяет личные качества, кото­рыми должна обладать хорошая медицинская сестра.…

Таб.2 Этические правила взаимоотношений медицинского работника и пациента.

 

В настоящее время все более утверждается мнение, что нельзя считать справедливой систему здравоохранения, если она не обеспечивает доступной и качественной медицинской помощью всех нуждающихся в ней граждан.

Правило правдивостиопределяется ст. 6 Этического Кодекса медицинской сестры России: «Медицинская сестра должна быть правдивой и честной». И в то же время она имеет «моральное право передавать профессиональные сведения лишь по согласованию с лечащим врачом» (здесь и далее см. Этический Кодекс медицинской сестры России).

Пациент вообще может отказаться от лечения, и с этим теперь приходится считаться. Принудительное лечение социально опасных больных может осуществляться только по решению суда. В настоящее время остается дискуссионным вопрос о целесообразности информирования пациента в случаях наличия у него смертельно опасного заболевания. В зарубежной практике принято сообщать пациенту диагноз, независимо от его содержания. В отечественной – господствует принцип «святой лжи».

Профессиональная тайна.Ст. 31 «Основ…» гласит: «Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья…». Если пациент не хочет знать правды о диагнозе и (или) прогнозе, медицинский работник имеет право придерживаться правила «святой лжи». Если пациент хочет знать правду информация должна сообщаться в деликатной форме пациенту и его близким. Дополненная в 1995 г. «Лиссабонская декларация о правах пациентов» гласит, что в исключительных случаях информация может скрываться от пациента, когда есть основания полагать, что эта информация может причинить серьезный ущерб жизни или здоровью пациента (там же, ст.81).

Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных частями третьей и четвертой настоящей статьи (ст.61 «Основ…»).

Понятие профессиональной тайны — относится и к медсестре. О ней упоминается во всех клятвах и обещаниях медиков мира, начиная с Гиппократа. Сведения о результатах обследования пациента, о диагнозе и прогнозе заболевания сообщаются самому пациенту или его родственникам только самим врачом (это его компетенция), или с его разрешения медсестрой. Особенно осторожно нужно подходить к просьбам о сообщении информации по телефону. Лучше всего попросить приехать в больницу и поговорить с врачом лично.

Конечная цель сестринского дела — это помощь пациенту и/или его семье, но важнейшими средствами достижения этой цели явля­ются забота, уход и выхаживание.

Медсестры являются не просто помощниками врача, исполнителями его поручений, а представителями самостоятельной профессии, которые владеют навыками комплексного, всестороннего ухода за пациентами, облегчения их страданий, реабилитации, располагают знаниями в области психологии и психотерапии в пределах своей компетенции. Вспомним еще раз слова медицинской сестры Флоренс Найтингейл, сказанные ею почти 100 лет назад: “Сестра должна иметь тройную квалификацию: сердечную — для понимания больных, научную — для понимания болезней, техническую — для ухода за больными”.

Каждый из нас хотя бы раз находился в больнице или обращался в поликлинику, и впечатление о лечебном учреждении зависело не только от того, какое лечение было проведено, но и от того, как нас встретили врач и медсестра. В условиях лечебного учреждения первый с контакт пациента с медицинским персоналом и, в частности, с медсестрой имеет особо принципиальное значение; именно он в дальнейшем определяет взаимоотношения с обеих сторон, чувство доверия или недоверия, приязни или неприязни, наличие или отсутствие партнерских отношений.

Все в медсестре должно располагать к себе пациента, начиная с ее внешнего вида (подтянутость, аккуратность, прическа, выражение лица).

Совершенно неприемлемо обращение “больной”, как будто пациент потерял право на имя и отчество. Чтобы между медсестрой и пациентом сложились партнерские отношения, пациент должен чувствовать, что вы хотите ему помочь. Только тогда возникает тот доверительный диалог, во время которого медсестра узнает необходимые ей сведения о пациенте, особенностях его личности, его мнение о заболевании, надеждах на выздоровление, планах на будущее. Во время таких бесед выявляются отношение пациента к родственникам, работе, другие проблемы, а все эти сведения дают медсестре возможность поставить свой сестринский диагноз.

При всем этом медсестра постоянно должна помнить, что партнерские отношения с больными не должны переходить в панибратские: ведущая роль всегда остается за ней. Она сочувствует больному, между ними устанавливается так называемая эмпатия, т. е. медсестра способна познать суть и глубину переживаний и страданий пациента, но она не идентифицирует себя с его переживаниями. Пациент всегда должен быть уверен, что их беседы носят конфиденциальный характер.

Зная особенности переживаний больного, его личности, медсестра тактично объясняет пациенту не только его права, но и обязанности, рассказывает в доступной для больного форме о необходимых обследованиях, подготовке к ним, о предстоящем лечении. Отказ пациента от того или иного вида обследования или лечения не должен вызывать к нему негативного отношения со стороны медицинского персонала.

Обязанность медсестры — быть честной и правдивой по отношению к пациенту, но разговоры о диагнозе, особенностях заболевания не могут выходить за рамки, обозначенные лечащим врачом. Это относится и к беседам медсестры с родственниками пациентов.

Взгляды врача и медсестры на какие-то особенности ухода за больным могут не совпасть. Тогда нужно очень тактично обсудить спорные вопросы с врачом, и, если согласие будет достигнуто, это облегчит работу. Обговаривать же такие ситуации с другими лицами или сразу обращаться с жалобами к руководству не стоит — это может привести к взаимным обидам, нежелательной обстановке в коллективе. Право отстаивать свою точку зрения должно сочетаться с высокой требовательностью к себе, способностью признавать и исправлять свои ошибки, обнаруженные самостоятельно или коллегами.

Гуманизм профессии создает основу для защиты личного достоинства медсестры, ее физической неприкосновенности, права на помощь при исполнении профессиональных обязанностей. Кстати, и ее жизненный уровень должен соответствовать статусу ее профессии. Медицинских работников и медсестер, в частности, нельзя принуждать к работе на неприемлемых для них условиях.

Медицинская сестра должна понимать, что все люди заслужива­ют, чтобы к ним относились так, как гласит золотое правило:

В настоящее время все более утверждается мнение, что нельзя считать справедливой систему здравоохранения, если она не обеспечивает доступной и… Правило правдивостиопределяется ст. 6 Этического Кодекса медицинской сестры… Профессиональная тайна.Ст. 31 «Основ…» гласит: «Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить…

Относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам.

Своим поведением на рабочем месте медицинская сестра дол­жна создавать атмосферу уважения и заботы. Отношение к работе в моральном и этическом плане оказывает непосредственное воздей­ствие и на качество сестринской помощи, и на коллег.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Возникновение биоэтических принципов привело к формированию новых моделей взаимоотношений медицинского работника и пациента. Американский биоэтик Роберт Витч выделяет четыре модели взаимоотношений медицинского работника (врача) и пациента, существующие в условиях современной медицины. Это коллегиальная, контрактная, инженерная и пастырская (патерналистская).
Коллегиальная (совещательная) модель. В данной модели отношения между медицинским работником и пациентом строятся на признании равных прав обоих сторон в принятии решения относительно диагностики и лечения имеющегося заболевания. Пациент может в полной мере использовать свое право выбора форм и объемов влияния на состояние своего здоровья.

Врач и пациент видят друг в друге коллег, которые стремятся к одной общей цели – к ликвидации болезни и защите здоровья пациента. Именно в этой модели доверие между врачом и пациентом играет решающую роль. Многие специалисты считают, что коллегиальные отношения в наибольшей степени способствуют выполнению медицинским работником своих обязанностей в соответствии с требованиями биомедицинской этики. Однако при таких взаимоотношениях возникает опасность ложного и неконтролируемого равенства. Препятствием для формирования коллегиальных отношений между медицинским работником и пациентом служат также некомпетентность пациента в области медицины, психологические особенности его личности и другие субъективные факторы. Наиболее эффективной данная модель является в ситуации взаимодействия на протяжении длительного времени с пациентом, страдающим каким-либо хроническим заболеванием.
Контрактная модель. В этой модели соблюдаются принципы свободы, личного достоинства, честности, исполнения обязательств и справедливости.
В отношениях, основанных на контракте, врач осознает, что в случаях значимого выбора за пациентом должна сохраняться свобода управлять своей жизнью и судьбой. Если такие отношения для врача или пациента являются неприемлемыми, то контракт или расторгается, или не заключается. В данной модели отношения строятся на основе взаимного доверия. Если доверие утрачивается, то и контракт расторгается.
Контрактная модель получает все более широкое распространение в связи с расширением сферы медицинских услуг, предоставляемых медицинскими учреждениями на договорной (платной) основе.

Инженерная (техническая) модель. Эта модель отношений существует в условиях, когда пациент воспринимается врачом или другим медицинским работником как биологическая система, в которой возникли неполадки в ее функционировании и необходимо их устранить. Пациент – это всего лишь организм, сходный с другими механизмами. Личностные особенности пациента не имеют особого значения, т.к. на первом плане – анатомо-физиологические, биохимические, биофизические и другие процессы, протекающие в организме. При данном типе отношений пациент не участвует в разработке плана лечения, не пользуется своим правом свободы выбора. Эта модель эффективна только в случаях оказания экстренной медицинской помощи или в случаях, когда пациент находится в бессознательном, недееспособном состоянии.
Интерпретационная модель представляет собой разновидность инженерной модели. Одним из следствий биологической революции стало возникновение врача-ученого. Научная традиция требует от ученого беспристрастности. Он должен опираться на факты, избегая ценностных суждений. Отказ от моральной регуляции деятельности – особенность этой модели.

Во взаимоотношениях с пациентом он опирается только на объективные данных клинико-диагностических исследований. Врач-ученый всегда встает перед вопросом о том, как будут использованы результаты его научных исследований и разработок, в какой степени они принесут благо людям. Поэтому данная модель является не соответствующей современным требованиям биомедицинской этики. История науки показала, что ученый не может избегать ценностных суждений.

Патерналистская модель взаимоотношений в современной медицинской практике существует как форма отношений медицинских работников с пациентами соответствующих этическим принципам Гиппократа и Парацельса.
Понятие «патернализм» (от лат. pater – отец) обозначает такой тип взаимоотношений людей, при котором одна сторона выступает в роли более знающего, опытного, компетентного, заботящегося о благе другой стороны «отца», а вторая полностью принимает главенство первой и безусловно подчиняется ей.
Медицинский работник выступает как заботливый, строгий старший товарищ, который лучше пациента знает, что является для последнего благом. Поэтому пациент полностью доверяет принятие решений в отношении своего здоровья врачу или другому медицинскому работнику, который в данный момент занимается его проблемами со здоровьем. Эта модель остается широко распространенной в современной медицинской практике в связи с разнообразием психологических особенностей пациентов.

Медицинский патернализм предполагает, что врач может опираться лишь на собственные суждения о потребностях пациентов в лечении, информировании, консультировании. Позиция патернализма позволяет оправдывать принуждение пациентов, их обман или сокрытие от них информации на основании того, что это делается (с точки зрения врача) во имя их блага.

В России традиции патернализма вообще и медицинского патернализма в частности имеют глубокие корни. Они были в высшей степени характерны для царской России, где определяющим типом, образцом взаимоотношений врача и пациента были отношения земского врача, берущего на себя заботу о здоровье малограмотных крестьян, не способных понять, в чем заключается их благо.
Патерналистские позиции в области медицины и здравоохранения преобладали вплоть до второй половины ХХ столетия. К этому времени пришло понимание, что при наличии у людей разнообразных систем жизненных ценностей представления врача и пациента о том, что для пациента является благом, могут не совпадать. На смену этой модели приходят коллегиальная и контрактная.

Каждая модель не только соответствует определенным этическим принципам и нормам, но и используется в соответствии с конкретными условиями взаимодействия и общения медицинского работника с конкретным пациентом.

 

Самостоятельная работа:

1.Подготовка рефератов и докладов по темам: «Профессиональная этика и деонтология», «Задачи Ассоциации сестер в России», «Реформаторство в сестринском деле, Концепция «новой» медицинской сестры»