Билет 1 Основные понятия и предмет психологии

Термин «психология» появился в 18 веке в книгах философа Вольфа: «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология».

Рациональный (от лат. rationalis — разумный) — постижимый с помощью разума, разумно обоснованный, целесообразный,  благоразумный, здравомыслящий.

Эмпирический — Опытный, основанный на опыте, руководствующийся опытом.

Психология ( «психе» — душа, «логос» — учение) – наука, изучающая взаимодействие высокоорганизованных живых систем с окружающим миром.

Психика (человеческая) – внутренний мир личности ( внутреннее отражение действительности), который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим миром.

Психика– субъективный образ объективного мира.

Психика определяет своеобразие поведения человека.

Психические явления человека.

1.Психические процессы( чувства, познавательные процессы, воля)

Психические процессы развиваются во времени (имеют начало и конец).

Психические процессы вызываются внешними и внутренними раздражителями.

Психические процессы подразделяются на:

— познавательные ( ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение).

— эмоциональные (переживания).

— волевые ( решения, исполнения, усилия и т.д.).

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и регуляцию поведения и деятельности человека.

2.Психическое состояние (эмоциональный подъем, удовлетворенность, усталость и т.Д.)

Под психическим состоянием понимают сложившийся на определенный момент времени относительно устойчивый уровень психической деятельности.

Психическое состояние влияет на уровень активности личности и качественные и количественные результаты деятельности человека.

Психическое состояние может изменяться под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени, словесных воздействий.

3.Психические свойства (темперамент, характер, способности и т.Д.)

Устойчивыми результатами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека понимают типичные для данного человека особенности его психики, реализации (внешние проявления) его психических процессов.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепления в практике. Оно является результатом отраженной и практической деятельности.

2 стр., 901 слов

Руководство развитием личности в процессе деятельности

... отношений руководство развитием личности в процессе деятельности 5. авторитарность руководителей педагогического процесса 405. Для эффективного воспитательного процесса характерны: 1. авторитарность воспитания | ... условиях. 327. Педагогический процесс относится к системе: 1. «Человек - техника» 2. «Человек - человек» 3. «Человек - художественный образ» 4. «Человек - знак» 5. «Человек - природа» 347. ...

Психические свойства синтезируются (получение целого \ объединение) и образуют сложные структуры, образуя личности:

— направленность личности (система потребностей, интересов, убеждений, идеалов)

— темперамент (система природных свойств личности: подвижность, уравновешенность поведения, уровень активности)

— способности (система интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющая творческие возможности личности)

— характер (система способов поведения)

(+-) 4.Психические образования (знания, умения, навыки, привычки)

Психические образования – это то, что становится результатом работы психики человека.

__________________

Психические процессы, состояния, свойства и поведения человека выделяются довольно условно в целях изучения. В действительности они неразрывны и перетекают друг в друга.

Изучая психику и поведение человека, ученые ищут их объяснение через биологическое и социальное.

Кроме индивидуального поведения людей психология изучает межличностные отношения людей.

Предметом психологии являются психические процессы, свойства и состояния.

Билет 2

Методы психологического исследования.

Существуют 4 группы методов.

1.Организационные методы:

— сравнительный (например, сопоставляется группа людей разного возраста, работающих на заводе, и все они «болеют» за «Спартак»)

— лонгитюдный (многократное обследование одних и тех же людей на протяжении многих лет)

— комплексный (участвуют разные направления: физиологи, психологи и т.д.)

2.Эмпирические методы:

— наблюдение:

1)срез ( в какой-то момент времени кто чем был занят)

2)лонгитюдное

3)выборочное

4)сплошное

5) включенное (исследователь участвует в процессе)

— эксперимент:

1)лабораторные

2)естественные

3) формирующий (обучающий, например, родители учат ребенка переходить дорогу, они ведут его к светофору, но все происходит под их присмотром)

3.Психидиагностические методы:

— тесты ( например, достижения, интеллект, креактивность, личностный, проективный)

— беседы

— анамнез (по памяти)

— интервью

— анкета

— социометрия ( изучает отношения людей в группе)

4.Интерпритационные методы:

Варианты генетического и структурного (связи между отдельными характеристиками психики) анализа.

Психика и организм.

Особенности психики человека связаны с особенностями его организма, в первую очередь мозга.

Левое полушариеведает речью, письмом, счетом, вербальной (словесной) памятью, логическими рассуждениями.

Правое полушарие ведает музыкальном слухом, пространственными отношениями, формами и структурами, опознаванием целого по частям.

Выключение правого полушарияслабо влияет на интеллект, окружающие могут не заметить, сильно влияет на эмоции, охватывает эйфория, человек возбужден, словоохотлив, реакция маниакальна, подробнейший ответ на любой вопрос, человек лишается художественной жилки.

3 стр., 1384 слов

Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные ...

... даёт следующее определение темперамента: « Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной ... свои силы. Но быстро схватывают и доводят свою роботу до конца. Психические процессы протекают очень медленно. Длительные напряжения вызывают у них замедленную деятельность, ...

Выключение левого полушария– творческие способности, не связанные с вербализацией, остаются (нарисовать, сфантазировать), плохое настроение, депрессия, человек немногословен, видит все в мрачном свете.

Мужской мозг:скорость обработки эмоциональной информации втрое ниже, слабее выражаются межполушарные связи, выше скорость и координация движений, ориентация в пространстве, понимают механику и математику, лучше анализируют и рассуждают.

Женский мозг:ловкие руки, выше скорость восприятия, лучше считают, запоминают, беглая речь, лучше осмысливают информацию и синтезируют.

Сознание и подсознание.

Сознание имеет мотивационно -ценностный характер. Сознание осуществляет самопознание, а оно основа самоконтроля и саморегуляции.

По Фрейду, в сфере бессознательного выделяют то, что ушло из сознания на некоторое время, — это образует подсознание ;и то, что никогда не будет осознано (часто это переживания, для которых сознание создает мощное препятствие – собственное бессознательное.

Физическое нездоровье, травмы, увечья, внутренние болезни, как правило, существенно влияют на психику человека, но возможно и обратное влияние – исцеление путем целенаправленной работы мозга, либо изменение состояния психики.

Билет 3 Психология познавательных процессов

Познавательная деятельность складывается из следующий познавательных процессов:

  • Ощущения;
  • Восприятия;
  • Внимания;
  • Памяти;
  • Воображения;
  • Мышления;
  • Речи;

Два уровня познания:

  1. Чувственное (ощущение, восприятие, представление);
  2. Логическое (понятие, суждения, умозаключение);

Ощущение- это психическое отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующий на наши органы чувств.

Этапы приёма информации

  • Раздражитель воздействует на органы чувств, в результате чего возникают нервные импульсы, которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг, обрабатываются там и формируются в отдельные ощущения, затем складывается целостный образ восприятия предмета, который сопоставляется с эталоном памяти, в результате чего происходит опознание предмета, а затем при мысленном сопоставлении текущей информации и прошлого опыта по средством мыслительной деятельности происходит осмысленное понимание информации;
  • Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель (а как психическое, явление носит рефлекторный характер);
  • Анализаторы принимают воздействие определённых раздражителей и перерабатывают их в ощущения;

Анализаторы состоят из:

  • Рецепторов;
  • Проводящих нервных путей;
  • Проекционных зон головного мозга;

Классификация ощущений:

  1. По модальности (качественной характеристике):
  • Зрительные;
  • Слуховые;
  • Обонятельные;
  • Вкусовые;
  • Осязательные;
  • Двигательные;
  • Внутреннее состояние организма;
  1. По контакту с раздражителем:
  • Контактные;
  • Дистанционные;
  1. По свойствам:
  • Качественным;
  • Интенсивности;
  • Продолжительности;

Характеристики анализаторов:

8 стр., 3856 слов

43-Понятие о памяти. Виды и закономерности. Развитие памяти

... видов человеческой памяти, например по времени сохранения материала; по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору; по участию волевых процессов. По времени сохранения информации ... то, что является объектом активной деятельности Произвольное запоминание является специальным ... же преобладающую роль играют слуховые восприятия и представления; у третьего – ...

  1. Нижний порок ощущений- это минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметные ощущения;
  2. Верхний порок ощущений- максимальная величина раздражителя, которую анализатор способен воспринимать адекватно;
  3. Диапазон чувствительности- это интервал между верхним и нижним пороками;

Дифференциальный порок— наименьшая величина различия уровня раздражительности, когда разница между ними ещё улавливается.

Латентный период реакции— промежуток времени от подачи сигнала до момента возникновения ощущения.

Чувствительность анализаторов не постоянна и изменяется под действием физиологический и психологический условий.

Органы чувств обладают свойством приспособления (адаптации).

Воздействие на другой анализатор может изменять чувствительность первого. Под воздействием раздражителя на некоторый анализатор могут возникать ощущения, характерные для другого анализатора.

Восприятие— это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие:

  • Стереотипно;
  • Субъективно;

Свойства восприятия:

  • Целостность;
  • Предметность;
  • Обобщённость;
  • Константность;
  • Осмысленность;
  • Избирательность;

Виды восприятия:

  • Предметов и явлений;
  • Человека человеком;
  • Времени;
  • Движений;
  • Пространства;
  • Виды деятельности;

Нарушение восприятия:

  • Гиперстезия-повышенная восприимчивость;
  • Гипостозия- пониженная;
  • Галлюцинации- восприятие чего- либо без наличия объекта;
  • Иллюзии- ошибочное восприятие;
  • Внимание- направленность и сосредоточенность сознания на определённых объектах, явлениях и определённой деятельности при отвлечении от всего остального;

Билет 4

Функции внимания:

  1. Отбор значимых и игнорирование несуществующих факторов. Удержание направленности внимания до завершения деятельности;
  2. Регуляция и контроль за протеканием деятельности;

Вниманием определяется:

  • Точность и детализация восприятия;
  • Прочность и избирательность памяти;
  • Направленность и продуктивность мышления;

Виды внимания:

  • Непроизвольное (возникает случайно без заранее поставленной цели);
  • Произвольное (активное сосредоточение в сочетании с волевым усилием);
  • Постпроизвольное (возникает после произвольного но уже не требует специальных волевых усилий);

Свойства внимания:

  1. Сосредоточенность (удержание внимания на одном объекте);
  2. Устойчивость (длительность сосредоточения внимания на объекте);
  3. Объём внимания (количество объектов, которые воспринимаются одновременно);
  4. Распределение внимания (умение одновременно заниматься двумя или более видами деятельности);
  5. Переключение внимания (способность быстро включаться в другие виды деятельности);

Память

Память– накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение того, что произошло с человеком в прошлом.

Память образует синтез трех главных процессов:

— запоминание (анализ и идентификация информации)

— хранение (организация и удержание информации) + забывание

— воспроизведение

Виды памяти:

1.двигательная

2. образная (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая)

3. эмоциональная

4.вербальная (семантическая, т.е. содержательная \ смысловая)

Запоминание может быть произвольным (целенаправленным волевым усилием) и непроизвольным.

Законы памяти:

1.з-н осмысления (осмысленное лучше запоминается; запоминается не текст, а мысль)

2. з-н интереса (если есть причина для возникновения и поддержания интереса, то информация запоминается без особых усилий)

3. з-н установки (запомнить всерьез и надолго самое главное)

4. з-н усиления первоначального впечатления (записать, повторить либо вызвать максимум эмоций)

5. з-н контекста (информация легче запоминается, если ее соотнести с другой информацией, ассоциации облегчают запоминание и вспоминание)

6. з-н объема знаний (чем больше объем знаний по теме, тем лучше запоминается новое по этой теме. Практическая рекомендация: освежать старые знания перед изучением нового материала)

7. з-н оптимальной длины запоминаемого ряда (длина не должна превышать средний объем коротковременной памяти более, чем на 2\7

8. з-н торможения (всякое последнее запоминание тормозит предыдущее, особенно, если информация по сходной тематике)

9. з-н края (лучше запоминается то, что сказано(написано) в начале и в конце текста)

10. з-н повторения (повторение способствует лучшему запоминанию)

Уровни памяти.

— непосредственный (сенсорный)

Длительность от 0.1 до 0.5 сек. Это память на уровне рецепторов.

— коротковременная (без повторного воспроизведения сигнала раздражителя)

Длительность 20 сек.

— промежуточная

Длительность в течении нескольких часов одного дня до засыпания. Во время сна информация сортируется (малая часть без волевых усилий переходит в долговременную память, а большая часть забывается).

Если человек спит менее трех часов, промежуточная память не успевает очиститься и это мешает запоминанию новой информации, а также мышлению и действиям, проявляется в виде ошибок.

— долговременная

Длительность от трех дней до конца жизни. Объем весьма неопределенный и различный у разных людей.

Приемы запоминания надолго (требуют волевых усилий) : требуется минимум 4 повторения, чтобы запомнить надолго.

1.повторить сразу же

2. через 20-30 минут повторить то же самое

3. через 1 день

4. через 2-3 недели

Лучше повторять в виде воспроизведения, а не повторного обращения к информации.

Мнемотехника:

а) структурирование информации ( пример: в каком году была французская революция? 1789 ( по порядку 7,8,9))

б) ассоциации

в) метод связок ( пример: как звали в детстве Тутан Хамона? Тутан Хатон)

г) метод мест

Билет 5 Воображение.

Воображение– психический процесс создания новых (ранее никогда не воспринимающихся образов, предметов и явлений на основе ранее воспринятых).

Виды воображения:

— активное ( по собственному желанию, усилием воли для решения практических задач):

1.творческое (возникает в труде и предполагает самостоятельное создание образов, которое затем реализуется в технических изделиях, художественных произведениях и т.д.)

2. воссоздающее (возникает под влиянием описания чего-либо)

3. антиципирующее (можно рассматривать, как вариант творческого предвосхищения будущих событий)

— пассивное

1.преднамеренное (чаще всего никогда не реализуется, направленно на поддержание и\или усиления положительных эмоциональных состояний и вытеснение отрицательных)

2. непреднамеренное (во сне или при расстройстве сознания)

— эмпатия (способность воображать себя на месте другого человека, проникнуться его мыслями, чувствами, сопереживать ему)

Формы воображения:

1.мечты – отодвинутые во времени желания, связанные с действительностью, могут осуществиться в жизни.

2. грезы – не имеющие перспективы воплотиться в жизнь фантазии (уход от неразрешимости реальных задач.

3. галлюцинации – пассивное непреднамеренное воображение.

Мышление

Человек замечает связи между явлениями либо внутренние связи самих явлений, нередко эти связи устанавливаются апосредственно (с помощью приборов).

Человек ищет обоснование всеобщности либо условности этих связей. Так человек познает мир.

Мышление– это обобщенное и апосредованное отражение человеком действительности в ее существующих связях и отношениях.

Формы мышления:

— понятие – это форма мышления, отражающая существенные свойства связи и отношений связи предметов и явлений, которая выражена одним или несколькими словами.

Различают по:

— степени отвлеченности (конкретные, абстрактные)

— объему (единичные, общие)

На совокупности понятия строится суждение.

Виды суждений:

  • Частное;
  • Общее;
  • Условное;
  • Категорическое;
  • Утвердительное;
  • Отрицательное;

В суждениях часто отражены: объективные знания, субъективное отношение к этому знанию, степень уверенности в истинности этого знания.

Работа мысли над суждениями (рассуждение) является основанием появления новых суждений, умозаключений.

  1. Умозаключение-это форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод- новое суждение.

К умозаключению приводят:

  • Индукция;
  • Дедукция;
  • Аналогия;

Мыслительные операции:

  • Сравнение;
  • Анализ;
  • Синтез (соединение элементов в единое целое);
  • Обобщение;
  • Абстрагирование (выделение какой- либо стороны явления, которая в действительности как самостоятельная не существует);
  • Конкретизация;
  • Систематизация;

Типы мышления:

  1. По степени развёрнутости:
  • Дискосивное (умозаключающее);
  • Интуитивное (с минимальной осознанностью);
  1. По решаемым задачам:
  • Теоретические (концептуальное);
  • Практические;
  1. По содержанию решённых задач:
  • Практически- действенное (наглядно- действенное);
  • Наглядно- образное;
  • Теоретически- абстрактное (словесно- логическое);

Виды мышления:

  • Практическое;
  • Теоретическое;
  • Художественное;

Структура мыслительного процесса решения проблемы:

  1. Мотивация (желание);
  2. Анализ проблемы (с исходными данными);
  3. Поиск решения;
  4. Логическое обоснование правильности решения;
  5. Реализация решения (практическая);
  6. Проверка решения;
  7. Коррекция решения (при необходимости возврат к пункту 2).);

Качество мышления:

  • Широта;
  • Глубина;
  • Самостоятельность;
  • Гибкость;
  • Быстрота (частный случай торопливости);
  • Критичность;

Три трактовки понятия интеллект:

  1. Способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации;
  2. Способность к обучению;
  3. Способность адаптации средств к цели;

Билет 6 Психология личности Понятие «личность».

Личность— это совокупность социально-приобретенных качеств, т.е. социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе.

Личностьприжизненно формирующаяся и индивидуально-своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления, чувства и поведения человека.

Личность– это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляющиеся по природе в связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенные значения для него самого и окружающих.

Сформировавшаяся личность– есть субъект свободного самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Структура личности

По Фрейду:

Структура личности состоит из 3 компонентов:

1.«ОНО»

2. «Я» (эго)

3. «СВЕРХ Я» (супер эго)

«ОНО»- бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических враждебных инстинктивных влечений.

«ОНО» насыщенно сексуальной энергией – либидо.

«ОНО» подчиняется принципу удовлетворения в поведении и гомеостазу (т.е. тенденция к сохранению внутреннего равновесия).

«Я»- самосознание человека, восприятие и оценка им собственной личности и поведения.

«Я» ориентируется на реальность.

«СВЕРХ Я»представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях.

«СВЕРХ Я» руководствуется идеальными представлениями, принятыми в обществе нормами, моралью и ценностями.

Неосознанные влечения от «ОНО» чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в «СВЕРХ Я», т.е. социальными и нравственными нормами поведения.

Конфликт разрешается с помощью «Я», т.е. сознания, которое стремится разумно примерить обе стороны таким образом, чтобы влечения «ОНО» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не нарушены нормы морали.

По Платонову:

Структура личности имеет 4 подструктуры:

Направленность личности (высшая) определяет поведение человека в изменяющихся внешних условиях, оказывает влияние на изменение компонентов подструктур.

Структура личности по Платонову

Название подструктуры (уровень личности)

Подструктуры подструктур

Соотношение социального и биологического

Виды (способы) формирования

Направленность личности

Убеждения, мировоззрение, взгляды, идеалы, стремления, склонности, интересы, желания, особенности самооценки

Биологического почти нет

Воспитание

Индивидуальный социальный опыт

Знания, умения, навыки, привычки

Значительно больше социального

Обучение

Индивидуальные особенности психологического процесса

Воля, чувства, восприятие, мышление, ощущение, эмоции, память

Чаще больше социального, чем биологического усилия (врожденного)

Упражнения

Биологически обусловленные психологические свойства

Половые, возрастные свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента

Социального почти нет

Тренировка

Билет 7 Темперамент

Темперамент-это индивидуальная, своеобразная, природно- обусловленная совокупность (эмоциональных и) динамических проявлений психики, интенсивности, скорости, темпа, ритма, характеризующих поведение, деятельность, общение человека.

Типы темперамента:

  • Сангвиник;
  • Холерик;
  • Флегматик;
  • Меланхолик;

Гуморальная система связывала состояние психики с соотношением четырёх жидкостей.

Было отмечено сочетание в человеке всех типов темперамента при преобладании одного типа.

Конституциональная система связывала темперамент с телосложением человека.

Идея теории— тело определяет темперамент, который является его функцией.

Четыре типа:

  1. Лептосоматик (хрупкое телосложение, высокий рост, плечи узкие, ноги длинные худые, плоская грудная клетка);
  2. Атлетик (мускулатура развита, крепкое телосложение, рост высокий или средний, широкие плечи, узкие бёдра);
  3. Пикник [ударение на первую «и»](человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, малого или среднего роста, с большим животом);
  4. Дисплатсик (неправильное строение тела, деформации телосложения, чрезмерный рост, непропорциональность размеров рук, ног, головы, их несиметрия);

Три темперамента:

  1. Шизотимик (имеет лептосоматическое (астеническое) телосложение, замкнут, упрям, малоподдатлив к изменению установок и взглядов. С трудом приспосабливаются к новой обстановке);
  2. Иксотимик (атлетическое телосложение, проявляет себя как спокойный, маловпечатлительный человек со сдержанными мимикой и жестами, с невысокой гибкостью мышления, часто характеризуются мелочностью);
  3. Циклотимик (пикническое телосложение, эмоции колеблются между радостью и печалью, легко контактируют с людьми, реалистичен во взглядах;

Недостаток теории-недооценившаяся роль среды социальных условий в формировании психологических свойств индивида.

Падлов типы темперамента связывал с деятельностью центральной нервной системы (ЦНС).

Выделял три свойства ЦНС:

  • Сила;
  • Уравновешенность;
  • Подвижность;

Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости (в способности выдерживать длительное или кратковременное, но очень сильное возбуждение, не переходя при этом противоположное состояние- торможение).

Сила торможения— функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций.

Неуравновешенность- сила одного процесса превосходит силу другого.

Подвижность проявляется в быстроте перехода возбудительного процесса в тормозной и наоборот. Если процесс протекает медленно, то на лицо инертность нервных процессов.

Падлов выделял:

  • Сагвиник (сильный, уравновешенный, подвижный);
  • Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный);
  • Холерик (сильный, неуравновешенный);
  • Меланхолик (слабый);

Технология Падлова была заполнена следущимисвойствами нервных процессов:

  • Лабильность- неустойчивость нервных процессов;
  • Динамичность- лёгкость и быстрота образования положительных условных рефлексов;

Свойства темперамента:

  • Санзитивность (наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения реакции);
  • Реактивность (степень непроизвольности реакции человека на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (эпическое замечание, обидное слово, резкий тон или звук));
  • Активность (степень интенсивность (энергичности) воздействия на внешний мир и/ или преодоления препятствий кдостижении цели (настойчивость, целенаправленность, сосредоточенность внимания));

Пластичность и ригидность

Свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним условиям, или насколько инертно его поведение.

Темп реакции характеризует скорость протекания различных реакций процесса (темп речи, динамика жестов, быстрота ума).

Экстраверсия/ интроверсия

Указывает на зависимость от внешних впечатлений, возникающий в данный момент (экстраверт) или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

Эмоциональная возбудимость определяется эмоциональным воздействием, необходимым для возникновения у человека эмоциональной реакции и скоростью её возникновения.

Билет 8

Характеристики типов темперамента:

Характер (печать, чеканка)

  • Холерик (преобладает возбуждение, очень быстро необдуманно реагирует на внешние воздействия. Нетерпелив, если увлечётся, то его трудно остановить. Ожидание способно вывести его из себя. Он проявляет порывистость, резкость движений. Необдуманность. В любую минуту готов сорваться с места и мчаться. Сила неравной системы позволяет холерику в критические минуты работать долго и неудержимо. Однако, неуравновешенность, нервные процессы холерика предопределяют цикличность в смене его активности и бодрости, но как только силы истощаются, холерик дорабатывается до того, что ему невмоготу. Появляется раздражение, плохое настроение, упадок сил, вялость. Колебание настроения и энергичности обуславливает неровность поведения и самочувствия, подверженность к срывам и конфликтам. Непостоянство- типичная черта холерика. Трудно предсказуем в новой обстановке);
  • Сангвиник
  • Сангвиник– человек с сильной, уравновешенной подвижной системой, обладающий высокой скоростью реакции.
  • Его поступки обдуманны. Он жизнерадостен, благодаря чему ему свойственна высокая сопротивляемость трудностям. Он любит шутить, часто становится заводилой, душой компании.
  • Подвижность нервной системы обуславливает изменчивость его чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям.
  • Это общительный человек, легко вступающий в контакт с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностям.
  • Сангвиник – продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных ему дел, то есть при возбуждении. В противном случае, он становится скучным, вялым, отвлекается.
  • Сангвиник легко переключается с одного дела на другое.
  • В стрессовой ситуации действует активно, сохраняет самообладание.
  • Флегматик
  • Флегматик– человек с сильной уравновешенной, но инертной нервной системой. Вследствие этого, на внешние раздражители реагирует медленно, неразговорчив, эмоционально-уравновешен.
  • Его трудно развеселить\рассердить. Настроение стабильное, ровное. Даже при серьезных неприятностях он остается внешне спокойным. Он обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, не способен быстро реагировать в неожиданных трудных ситуациях.
  • Предпочитает завершить одно дело и только потом браться за другое.
  • Флегматик – стратег, поэтому он постоянно сверяет свои действия с перспективой.
  • Флегматик прочно запоминает все усвоенное. С трудом отказывается от выработанных навыков и стереотипов. Не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей.
  • Он трудно и медленно приспосабливается к новым условиям, нередко долго колеблется, принимая решения, но в отличие от меланхолика, обходится без посторонней помощи.
  • Меланхолик
  • Меланхолик– человек со слабой нервной системой, обладает повышенной нервной возбудимостью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель может вызвать срыв, растерянность.
  • Поэтому в стрессовой ситуации (экзамен, опасность) результат меланхолика хуже, чем в обычной ситуации.
  • Его повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению, падению работоспособности (требуется продолжительный отдых).
  • Даже незначительный повод может вызвать обиду.
  • Его настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, внешне не проявлять свои чувства, не рассказывать о своих переживаниях, хотя и склонен отдаваться им. Он часто грустен, подавлен, не уверен в себе и тревожен, у него могут возникать невротические расстройства.
  • Обладает высокой чувствительностью нервной системы. Меланхолики нередко имеют ярко выраженные художественные и интеллектуальные способности.
  • От темперамента зависят такие свойства, как импульсивностьитревожность.
  • Импульсивность– проявляется в несдержанности реакции, в их спонтанности и появлении еще до того человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать.
  • Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает правильно ли он поступил, нередко сожалея о преждевременном и неправильном решение.
  • Тревожность – тревожный человек отличается от малотревожного, слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания, боязнь, опасения, страхи.
  • Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет опасность для него. Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений.
  • В трудовой деятельности и личных отношениях большое значение имеет совместимость людей по темпераменту, если рядом на конвейере будут работать холерик и флегматик, то это изначально черевато конфликтами.
  • Холерик будет работать быстрее и будет упрекать флегматика в неповоротливости, однако холерик невнимателен к деталям и склонен допускать брак. Именно поэтому флегматик посоветует холерику работать по собственному признаку «лучше меньше, но лучше».
  • Семейные пары:
  • Самые максимально устойчивые отношения у :
  • Возбудимый холерик + спокойный флегматик
  • Печальный меланхолик + жизнерадостный сангвиник
  • В дружеских отношениях предпочтительнее участие людей одинакового темперамента, кроме холерика. Наиболее универсальные партнеры – флегматики, их устраивает любой темперамент, кроме собственного.
  • Характер– это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которая складывается и проявляется в деятельности и в общении, обуславливает типичные для нее способы поведения.
  • 3 направления зарубежной характерологии:
  • — конституционно-биологическое(характер приблизительно равен конституту (телосложению) + темпераменту)
  • — психоаналитическое(характер объясняется из бессознательных влечений)
  • — идеологическое (характер заключается в торможении инстинктов)
  • В структурах характера Ковалев, Менищев включают пары свойств:
  • 1)уравновешенный \ неуравновешенный
  • 2)широта \ узость
  • 3)глубина \ поверхность
  • 4)сила \ слабость
  • Левитов выделяет в структуре:
  • — определенность
  • — цельность
  • — сложность
  • — динамичность
  • — оригинальность
  • — силу
  • — твердость
  • Отечественная психология выделяет в структуре сложившегося характера:
  • — содержание (жизненная направленность, т.е. материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки)
  • — формы (способ проявления содержания)
  • — индивидуальные способности:
  • 1.интелектуальные
  • 2.волевые
  • 3.эмоциональные
  • Черты характера:
  • Типичное проявление характера индивид., привычные формы поведения человека, которые проявляются в его отношении к действительности.
  • Все черты характера можно разделить на:
  • — основные (ведущие)
  • — второстепенные

Билет 9 Характер (печать, чеканка)

Характер– это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которая складывается и проявляется в деятельности и в общении, обуславливает типичные для нее способы поведения.

3 направления зарубежной характерологии:

— конституционно-биологическое(характер приблизительно равен конституту (телосложению) + темпераменту)

— психоаналитическое(характер объясняется из бессознательных влечений)

— идеологическое (характер заключается в торможении инстинктов)

В структурах характера Ковалев, Менищев включают пары свойств:

1)уравновешенный \ неуравновешенный

2)широта \ узость

3)глубина \ поверхность

4)сила \ слабость

Левитов выделяет в структуре:

— определенность

— цельность

— сложность

— динамичность

— оригинальность

— силу

— твердость

Отечественная психология выделяет в структуре сложившегося характера:

— содержание (жизненная направленность, т.е. материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки)

— формы (способ проявления содержания)

— индивидуальные способности:

1.интелектуальные

2.волевые

3.эмоциональные

Черты характера:

Типичное проявление характера индивид., привычные формы поведения человека, которые проявляются в его отношении к действительности.

Все черты характера можно разделить на:

— основные (ведущие)

— второстепенные

Характер человека проявляется в системе отношений:

1.к другим людям (общительный \ замкнутый, правдивость \ лживость, тактичность \ грубость)

2.к делу (ответственность \ недобросовестность, трудолюбие \ леность)

3.к себе (скромность \ самолюбивость, самокритичность \ не критичность, гордыня \ смиренность)

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является сила убеждения.

Акцентуация характера— чрезмерное выражение отдельных черт характера и их сочетаний (крайние варианты нормы)

Леонгард выделяет 12 типов акцентуации характера:

1.ГИПЕРТИМНЫЙхарактеризуется чрезвычайной контактностью, преобладание приподнятого настроения, повышенная словоохотливость, выразительная мимика и жесты.

В общении прослеживаются спонтанные отклонения от первоначальной темы разговора. Люди этого типа энергичны, инициативны, им свойственен оптимизм и жажда деятельности. Этому типу свойственны отталкивающие черты: легкомыслие, недостаток серьезности отношения к служебным и семейным обязанностям, проявляет раздражительность.

2.ДИСТИМНЫЙхарактеризуется низкой контактностью, немногословностью, пессимистичным настроением. Люди этого типа ведут замкнутый образ жизни, домоседы, склонны подчиняться, а не доминировать.

Привлекательные черты:серьезность, добросовестность, обостренное чувство справедливости.

Отталкивающие черты:медлительность, пассивность, индивидуализм.

3.ЦИКЛОИДНЫЙ ТИПсвойственны довольно частые смены настроения (то гипертимный, то дистимный)

4.ВОЗБУДИМЫЙ ТИП характеризуется низкой контактностью, угрюмостью, занудливостью, у них замедленные вербальные и невербальные реакции.

В спокойном состоянии они добросовестны, аккуратны, любят детей и животных. В состоянии эмоционального возбуждения склонны к бране, конфликтам, плохо контролируют свое поведение, им трудно ужиться в коллективе.

5.ЗАСТРЕВАЮЩИЙчеловек – умеренный, общительный, склонен к нравоучениям и занудству.

Люди этого типа обидчивы, подозрительны, конфликтны, обладают повышенной чувствительностью к социальной несправедливости.

Для них характерно добиваться высоких показателей в любом деле, предъявлять повышенные требования к себе, а также дисциплинирован.

6.ПЕДАНТИЧНЫЙ ТИПвыделяется в чрезмерной формализации, в служебном рвении, брюзга и зануда, как на работе, так и в быту.

В общении люди этого типа привлекают к себе ровным настроением, серьезностью, надежностью в делах, добросовестностью и аккуратностью.

7.ТРЕВОЖНЫЙ ТИП– свойственна низкая контактность, неуверенность в себе, робость, пониженный фон настроения, нерешительность, долгое переживание неудач.

Люди этого типа редко вступают в конфликт, стремясь в ситуации противостояния опереться на сильную личность.

Их притягательные черты: дружелюбие, самокритичность, исполнительность.

8.ЭМОТИВНЫЙ ТИП– стремление общаться в узком кругу друзей и близких, где их хорошо понимают. Они чрезмерно чувствительны, обидчивы, но обиды носят в себе, часто находяться в подавленном настроении и слезливы.

Привлекательные черты:доброта, сострадательность, исполнительность, умение радоваться чужим успехам.

9.ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ ТИП– очень контактивный, стремятся к лидерству, доминированию, жаждут власть, похвалу, они самоуверенны, самолюбивы, склонны к интригам, хвастовству, лицемерны и эгоистичны.

Привлекательные черты: артистизм, обходительность, неординарность мышления, умение увлечь других людей.

10.ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ ТИПобладает высокой контактностью, словоохотлив, влюбчив, может быть конфликтным, это альтруисты, внимательны к друзьям и близким. Они обладают яркими и искренними чувствами, художественным вкусом.

Отталкивающие черты:паникерство, подверженность отчаянию, сиюминутное настроение.

11.ЭКСТРАВЕРТНЫЙ ТИП– характеризуется открытостью для любой информации, готовы выслушать и помочь любому просящему, они общительны, болтливы, уступчивы, исполнительны, им трудно дается организованность в быту и на работе.

Отталкивающие черты:легкомысленность, необдуманные поступки, склонность к распространению слухов и сплетен.

12.ИНТРОВЕРТНЫЙ ТИП- низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Они ориентируются на свой собственный мир, на свою оценку событий, а не на сами события. Интроверты склонны к одиночеству, они сдержанны, принципиальны, склонны к самоанализу, имеют твердые убеждения, иногда чрезмерно упрямы в отстаивании своих взглядов.

Билет 10

Способности— формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально- психологические способности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.

Задатки— врождённые, анатомно- физиологические особенности мозга, нервной системы, чувств и движений.

Функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей.

Общепринято подразделение способностей (по видам деятельности) на:

  • Музыкальные;
  • Математические;
  • Литературные;
  • Артистические;
  • Организаторские;

В структуре способностей выделяют:

  • Потенциальные (имеются в наличии, но пока не имели условий для реализации);
  • Актуальные (уже реализованные);

Развитие способностей проходит через целенаправленную трудовую деятельность.

Чувства и эмоции

— переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познаём к другим людям, к самому себе.

Эмоциями считают более простое переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Они связаны с первоначальным впечатлением.

Чувство— более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познаёт и делает, к объекту своих потребностей.

Сложность чувства проявляется в том, что оно включает в себя гамму эмоций и затруднительно для описания.

Наиболее простые пары эмоциональных переживаний:

  • Удовольствие/ неудовольствие;
  • Напряжение/ разрешение;

Различают такие эмоции:

  • Стенические (повышают активность, энергию, вызывают бодрость, радость, боевое возбуждение, гнев, ненависть);
  • Астенические (слабость, бессилие) (приводят к снижению активности, бодрости, но вызывают печаль, тоску, уныние, подавленность, созерцательность, сочувствие);

Классификация чувств по содержанию:

  1. Моральные (нравственные) (проявляется в них отношение человека к поведению людей и своему собственному (симпатия, антипатия, уважение, презрение, товарищество, долг, совесть, патриотизм));
  2. Интеллектуальные (возникают в связи с познавательными процессами.Они отражают и выражают отношение человека к своим мыслям, процессу познания, его успешности и не успешности, результативности) (любопытство, удивление, уверенность, сомнение, чувство нового);
  3. Эстетические чувства (отражают отношение субъекта к отображению в искусстве фактов жизни).

(чувства:

  • Гармонии/ дисгармонии;
  • Красоты;
  • Наслаждения;
  • Пошлости;
  • Отвращения
  • И т.д.);

Виды эмоциональных состояний:

  • Настроение;
  • Страсть;
  • Аффект;
  • Воодушевление;
  • Стресс;
  • Фрустрация;

Чувства различаются по скорости возникновения, силе, продолжительности, в зависимости от сочетания этих факторов различают виды эмоциональных состояний:

  • Настроение (отличаются слабой или средней силой и значительной устойчивостью.Преобладающее настроение может стать, а его причина могут быть связаны с событиями в общественной и личной жизни);
  • Страсть (бдительное и устойчивое эмоциональное состояние. Характеризуется сильным эмоциональным накалом. Она возникает при сильном стремлении к определённым действиям по достижению какой- либо цели и помогает этому достижению. Страсть- это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности);
  • Аффект (чрезвычайно сильные, быстро протекающие, кратковременные эмоциональные состояния (отчаяние, ярость, ужас).

    Сильное эмоциональное возбуждение проявляется в виде взрыва, в бурных движениях, беспорядочной речи, скованности. В состоянии аффекта у человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля за своим поведением. Любое чувство может переживаться в аффективной форме, что является признаком неспособности человека к самоуправлению);

  • — Воодушевлениехарактеризуется большой силой и устремленностью к определенной деятельности.
  • Возникает, когда цель деятельности ясна, а результаты представляются как очень важные.
  • При воодушевлении происходит мобилизация душевных сил.
  • — Стресссостоит из чрезмерно длительного и сильного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.
  • Фазы стресса:
  • — тревога (мобилизация сил)
  • — резистентность (приспособление к сгущению в неблагоприятной ситуации)
  • — истощение
  • Стресс дезориентирует деятельность человека, нарушает поведение, негативно влияет на психическое состояние.
  • Однако, относительно слабое перенапряжение может вызвать кратковременную активизацию деятельности, ясность, четкость мысли или даже расширить допустимые границы уровня нагрузки.
  • — Фрустрация– это психологическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванные объективно-непреодолимыми (либо субъективно так понимаемыми и переживаемыми) препятствиями на пути к очень желанной цели.
  • Это следствие внутреннего конфликта между напряженностью личности и объективными возможностями, с которыми личность не согласна.
  • Фрустрация имеет место тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести.
  • Внешняя фрустрация может проявляться как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие, неограниченное самобичевание.

Билет 11 Воля

— это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Воля ≈ саморегулированию в условиях наличия трудностей.

Признаки волевого акта:

1.приложение усилий для исполнения волевого акта

2.наличие предварительного плана действий входе волевого акта

3.усиленное внимание к действиям волевой направленности при отсутствии удовлетворения в процессе исполнения (часто и в результате) волевых действий

4.основные направления волевого акта – победа над обстоятельствами и\или собой.

Входе волевого акта происходит усиление мотивации, мобилизация сил и возможностей, концентрация усилий в необходимом напряжении при осознанном отвлечении от всего, что мешает, исполнение волевых действий.

Волевые качества:

— первичные:

1.сила воли (уровень достижимого волевого усилия)

2. настойчивость (долговременная, вплоть до успеха мобилизации сил и возможностей)

3.выдержка (осознанное управление действиями , чувствами, мыслями)

— вторичные:

1.решительность (умение принимать и претворять в жизнь решения)

2.смелость ( способность идти на действия в условиях необязательности получения желаемого результата и существующих потерь в следствие неполучения такого результата)

3.самообладание (самоконтроль своих чувств)

4.уверенность (предполагаемая надежность получения желаемого результата в конкретных жизненных обстоятельствах)

— третичные(связанные с нравственностью по отношению к труду):

1.ответственность (моральная готовность нести наказание за результат своих действий)

2.дисциплинированность (сознательное исполнение установленных норм поведения)

3.принципиальность (верность убеждениям и последовательность в их реализации)

4.обязательность (строгое исполнение своих обещаний)

5.организованность (разумное планирование и упорядочивание своего труда)

6.инициативность (реализация не только чужих или стандартных способов достижения цели, но и уникальных личных)

7.исполнительность ( все, что поручено, сделано с надлежащим качеством и в срок)

В основном все сформировано уже в подростковом возрасте.

Педагогика Предмет, функции и задачи педагогики

(ребёнок и гогос (вождь)- сочетание этих слов- педагогика).

Единого устоявшегося мнения относительно понятия и предмета педагогики нет.

Предмет педагогики:

  • Воспитание (изменение потребностей и ценностей);
  • Обучение (изменение норм деятельности);
  • Образование (формирование личных качеств в соответствии с общественными идеалами, нормами, традициями);
  • Развитие (изменение способностей);
  • Формирование (самоформирование) личности;

Функции педагогики:

  1. Познание законов воспитания, образования, обучения;
  2. Определение целей и задач;
  3. Разработка путей достижения (технологий поставленных педагогических целей);

Задачи педагогики:

  • Выявление закономерностей воспитания, образования, обучения и управления этими процессами;
  • Изучение и обобщение опыта педагогической деятельности;
  • Разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания и управления образовательными структурами;
  • Прогнозирование развития образования;
  • Внедрение лучших достижений педагогики в широкую практику;

Методы педагогических исследований:

  1. Наблюдение (изучение опыта);
  2. Беседа;
  3. Эксперимент;
  4. Тестирование;
  5. Анкетирование;
  6. Моделирование;

Факторы развития личности:

  • Наследственность (наследственная предрасположенность к агрессии, жестокости, лживости, возможность влияния на развитие зародыша);
  • Среда;
  • Воспитание;

Билет 12 Педагогика как теория обучения

Дидактикаизучает проблемы образования и обучения.

Объект дидактики– обучение.

Предмет– система отношений в блоках:

— учитель\ ученик

— ученик\ учебный материал

— ученик\ другой ученик

Базовое понятие дидактики – преподавание, учение, образование (овладение знаниями, умениями, навыками, развитие умственных способностей, нравственности, мировоззрения, культуры).

Принципы обучения:

1.развивающее и воспитывающее

2.метод научности содержания и методов научного процесса

3.систематичности и последованности

4.сознательности

5.творческой активности

6.самостоятельности

7.наглядности (единство конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного, как выражение комплексного подхода)

8.доступности обучения (без необоснованной перегрузки)

9.обучение на высоком уровне трудности

10.прочности результатов обучения и развития

11.взаимосвязи обучения с жизнью

12.рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения

Методы обученияразделяют на:

— наглядные

— практические

— словесные

И по типу познавательной деятельности:

— информационно-рецептивный:

Знания предлагаются в «готовом» виде. Преподаватель организует восприятие знаний, учащиеся осуществляют восприятие (рецензию) и осмысление знаний, фиксируют их в памяти.

— репродуктивный метод:

Знания предлагаются в «готовом» виде. Преподаватель не только сообщает знания, но и объясняет их, учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их запоминают; критерий усвоения – правильное воспроизведение (репродукцию) знаний. Прочность усвоения обеспечивается многократным повторением.

— метод проблемного изложения:

Преподаватель показывает путь исследования проблемы от начала до конца, учащиеся только наблюдатели процесса.

— частично-поисковый (эвристический) метод:

Знания предлагаются не в «готовом» виде, их нужно «добывать». Преподаватель организует поиск новых знаний, учащиеся самостоятельно рассуждают, делают выводы, прочно усваивают знания.

— исследовательский метод:

Преподаватель вместе с учащимися формирует проблему, цель проблемы, знания учащимся не сообщаются, а полностью «добываются», преподаватель оперативно управляет процессом исследования, обеспечивается глубокое усвоение знаний.

Педагогика как теория воспитания

Воспитаниепроцесс целенаправленного формирования личности.

Воспитание должно переходить в самовоспитание в деятельности человека по развитию и совершенствованию своих качеств и преодолению недостатков.

Воспитательный процесс:

  • Многофакторный;
  • Целенаправленный;
  • Двусторонний;
  • Сложный (динамический);
  • Длительный;
  • Непрерывный;
  • Комплексный;
  • Вариативный;
  • Неопределённый;
  • С обратной связью;

Группы методов воспитания:

  1. Методы формирования сознания личности:
  • Рассказ;
  • Объяснения;
  • Разъяснения;
  • Лекция;
  • Беседа;
  • Увещевания;
  • Внушение;
  • Инструктаж;
  • Доклад;
  1. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения:
  • Упражнение;
  • Приучение;
  • Педагогическое требование;
  • Общественное мнение;
  • Поручение;
  • Воспитывающие ситуации;
  1. Методы стимулирования поведения и деятельности:
  • Соревнования;
  • Поощрения;
  • Наказание;

Семейное воспитание

Условия для становления нормальной личности:

  • Атмосфера любви и взаимного уважения(но не слепая любовь);
  • Избыток дозволенности (делает ребёнка самовлюблённым эгоистом, эксплуататора родителей);
  • Наличие высоконравственного воспитателя (который учит ребёнка размышлять, быть правдивым, стремится не допускать расхождения слова и дела);
  • Регулярный радостный общественно — полезный труд в присутствии ребёнка;
  • Исключение «прибавочных раздражителей» (роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя, азартных игр, то есть лёгких способов получения удовольствия);
  • Гармоничное развитие способностей ребёнка;
  • Соблюдение принципа постепенности и последовательности;
  • Ограждение от контактов с безнравственными людьми (пока у ребёнка не выработано собственное твёрдое представление о добре и зле и умение сказать нет при давлении со стороны безнравственных людей);

В рамках семьи ребёнок получает опыт организации внутрисемейных отношений возникают в результате совместного решения личных и общих проблем ухода за собой и т.д.

В семейном воспитании особо велика роль личного примера.

Билет 13 Психотехнология защиты от манипулятивного воздействия

Манипуляция-способ достижения цели манипулятора засчётманипулируемых при сокрытии от последних цели манипулятора.

Причины манипуляции:

  • Необходимость привлекать других людей для достижения своих целей (недостаточность собственных возможностей), при наличии опасений осуждения, смыслового и/или морально- этического содержания цели, а также способа их достижений;
  • Сильно выраженное нежелание позволить окружающим узнать истинную сущность личности манипулятора;

Признаки манипуляции:

  • Чувство неудобства (вам не хочется что-то делать, говорить (из-за внутреннего несогласия), а отказать неудобно);
  • Нарушение правил этики;
  • Обозначение или актуализация (вызывание) чувства вины, опасности, зависимости (оказывается, вы что-то должны, от кого-то зависите и если что-то не так, то …..);
  • Демаскирующие слова, позы, жесты, интонации, говорящие о неискренности, сокрытия чего-то существенного, демонстрация превосходства и т.д.;
  • Необычность поведения (например, необычное излишнее возбуждение, показное безразличие, демонстративность и т.д.);
  • Подчёркивание, что ответственность (часто в случае непринятия предложения манипулятора) целиком ложится на манипулируемого;
  • Наличие элементов скрытого принуждения;
  • Обоснование необходимости высокой платы за что- либо;

Защита от манипуляции базируется на осознании своих интересов и того, что вы:

  • Не обязаны:
  • Отвечать, если вам не хочется;
  • Стремится всем нравится;
  • Быть рабом ранее сказанных слов;
  • Разбираться во всём незамедлительно;
  • Высказывать своё решение по любой проблеме;
  • Имеете право:
  • На ошибку;
  • Быть непонятливым или чего-то не знать;
  • Быть нелогичным (вообще либо с точки зрения манипулятора);
  • Просто заявить «я не хочу»;
  • Не требовать от себя жертв;
  • Не оправдываться, тем более, если кто-то хочет решать, правы вы или нет;
  • Не зависеть от мнения других людей, кроме особых случаев, оговорённых описанными правилами;

Психотехнологии пассивной защиты от манипуляции

Пассивная защита применяется, когда вы не знаете, как поступить, когда не хотите портить отношения с манипулятором или зависите от манипулятора.

Главное, совершенно распознать факт манипуляции, проявить выдержку, не показать своего возмущения планами манипулятора.

Формы защитного поведения:

  • Никак не реагируете (сделайте вид, что не расслышали, не обратили внимание, не поняли, заговорите совсем о другом);
  • Сделайте вид, что вы непонятливы, не от мира сего- этот приём сбивает манипулятора с уже подготовленной схемы разговора, а у вас появляется возможность обдумывать свою линию поведения, задавать неудобные вопросы, проявляющие его истинную позицию, но без обвинительного уклона или окончательного разоблачения с общественным осуждением;
  • Переспросите и держите паузу (например, повторив просьбу манипулятора с вопросительной интонацией).

    Манипулятор будет вынужден продолжить свою речь и обосновать своё предложение;

  • Соглашайтесь, но обусловливайте выполнение просьбы манипулятора не зависящими от вас обстоятельствами;

Смысл пассивной защиты в задержке провоцируемых реакций, в сбивании темпа и напора психологической атаки, в выигрыше времени для обдумывания, в побуждении к дополнительным разъяснениям, неизбежно проявляющим истинные намерения манипулятора. При этом манипулятор не должен догадываться, что его замысел раскрыт, что даёт шанс избежать открытого конфликта.

Сохранению самообладания, когда задето ваше достоинство, честь могут сопутствовать приёмы:

  • Переключение. Негативная информация чаще воздействует через слух. Для снижения дезорганизующего ваше сознание влияния полезно волевым усилием переключить мозг с обработки аудиальной информации на визуальную (осмысленно рассмотреть какой- либо объект, запоминая его);
  • Мысленная визуализация (представить манипулятора карликом в нелепой одежде в руках палача и т.п.);
  • Успокойте дыхание;
  • Тяните с ответом (сохраняйте лицо.Пауза может также и манипулятора побудить занять более мягкую позицию);

Психотехнологии активной защиты

Активная защита ориентирована на разоблачение тайных замыслов манипулятора, придания им огласки, либо на ответную манипуляцию с использованием выявленных уязвимых точек, намерений или личности манипулятора.

Часто манипуляторы используют воспитанность, интеллегентность в общении, исключающую возможность нанесения обиды собеседнику или создания для него неловкого положения.

Основа активной защиты освобождения себя от мешающих условностей, («тогда и я могу себе позволить»).

Не следует стесняться того, что вы думаете, чего опасаетесь, что не собираетесь «миндальничать», потребность честного разъяснения манипулятором истинных намерений позволит себе дать оценку этим намерениям. Такие действия конфликтны.

Манипулятор пугает вас неприятной тёмной конфликта. Вы озвучиваете другую тему конфликта в большей степени опасности для манипулятора.