Социологическая анкета.
Логическая и организационная структура социологической анкеты. Основные принципы и правила проектирования социологической анкеты. Выше мы уже говорили о том, что для того чтобы провести анкетирование, необходим специфический инструментарий – анкета. В данной части нашей лекции мы подробно остановимся на том, что такое анкета, из чего она состоит, как правильно и грамотно ее составить. Составление любой анкеты – ответственное и трудное дело. Здесь необходимо соблюдать определенные правила и принципы конструирования анкеты, а также знать особенности разных видов вопросов, уметь правильно их формулировать и рационально располагать, а также уметь использовать различные психологические приемы, чтобы получить более полную и точную характеристику изучаемого объекта. Работа по проектированию вопросника начинается с эмпирической интерпретации основных понятий, поиска необходимых эмпирических индикаторов и показателей. Процедура операционализации понятий проверяется выводами (следствиями) из ранее сформулированных рабочих гипотез. Каждый вариант ответа в любом вопросе анкеты – это уже предположение о возможных связях, отношениях, характеризующих объект исследования.
Поэтому анкета – это способ выражения рабочих гипотез исследования в форме вопросов и ответов. Однако, ошибочно думать, что анкета – это механическая последовательность вопросов, которые располагаются в ней только от личного желания исследователя. Анкета – это определенная взаимосвязь вопросов, образующих особое целое, направленных на получение необходимой информации. 2.2. Классификация вопросов. В предыдущем пункте нашей лекции мы выяснили, что анкета состоит из вопросов. Теперь мы рассмотрим, что такое вопрос анкеты, какие виды вопросов существуют, как лучше их сформулировать и расположить в анкете. Вопросы анкеты – это все речевые высказывания социолога респонденту, которые могут иметь не только вопросительную, но и утвердительную или отрицательную формулировку и которые побуждают респондента ответить на них письменно. Это могут быть собственно вопросы, какие-то высказывания, таблица, незаконченное предложение, на которые необходимо самостоятельно сформулировать ответ. А если социолог предлагает закрытый вопрос с готовым набором возможных ответов, то это может быть выбор одного или нескольких вариантов ответов, соответствующих истине. Для выяснения различных признаков могут быть использованы различные формулировки: альтернативные вопросы, вопросы-меню, вопросы-иллюстрации, шкальные вопросы и т.д. Для этого необходимо знать классификацию существующих видов вопросов, это поможет правильно сформулировать и расположить вопрос, чтобы получить достоверную информацию. Рассмотрим классификацию вопросов анкеты, предложенную Новиковой С.С. (наглядное пособие 1).
IV. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования.
... • снижение количества пропусков в ответах; • лучшую реализацию функции контрольных вопросов; • возможность получения достаточно полной информации о мнениях, оценках, мотивах респондентов; ... беседу по жестко фиксированному опроснику, где четко представлены варианты ответа на вопросы. - полустандартизованное (полуформализованное) интервью. - нестандартизованное (свободное). Не предполагает жесткой ...
Как вы видите из данной схемы, автор выделяет четыре типа вопросов: по форме, по конструкции ответов, по целям и по содержанию. По форме вопросы делятся на закрытые, открытые, полузакрытые, прямые и косвенные. Рассмотрим эти формы вопросов подробнее. В закрытых вопросах приводится все возможные варианты ответов. Для ответа на данный вопрос респонденту необходимо только выделить выбранный вариант ответа. Рассмотрим один из возможных закрытых вопросов. Посмотрите, пожалуйста, карточку 2 (наглядное пособие 2).
«Что Вам нравится в вашей работе? 1. Хороший заработок. 2. Разнообразная работа. 3. Удобная сменность. 4. Хорошее отношение товарищей. 5. Работа дает возможность повышать квалификацию». С одной стороны, такой вопрос можно считать закрытым, так как перечислены ответы, из которых надо выбрать соответствующие истине. Но с другой стороны, в данном случае нет полной уверенности в том, что исследователь привел все возможные варианты ответов на данный вопрос. Ведь могут существовать и другие факторы, благодаря которым опрашиваемому нравится его работа. Например, предприятие находится через дорогу от его дома, или предприятие предоставляет жилье своим сотрудникам и т.д. А так как таки варианты ответов не даны, то респондент или не ответит на данный вопрос, или отметит другой, не такой существенный для него вариант ответа. В результате, полученная информация не будет соответствовать истине. Таким образом, если не предусмотрены все возможные варианты ответов, то закрытые вопросы не выполняют своей функции. Поэтому лучше в данном случае употребить полузакрытый вопрос. Полузакрытые вопросы дают возможность респонденту уклониться от выбора данных альтернатив, отмечая в конце списка ответов такие варианты: «Не помню», «Не думал» или ответить по-своему в строке: «Что-то еще» или «Другие ответы», где для записи ответов оставлено место. Посмотрите, пожалуйста, карточку 3 (наглядное пособие 3).
Пример из анкеты: Какие положительные изменения произошли в этом году в Вашей жизни? 1. Продвинулся по службе. 2. Увеличилась заработная плата. 3. Приобрел новых друзей. 4. Получил новую квартиру. 5. Что-то еще……………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………… 6. Никаких положительных изменений не произошло. 7. Затрудняюсь ответить. Открытые вопросы в отличие от закрытых не содержат подсказок и не «навязывают» какой-то вариант ответа респонденту. Он должен самостоятельно сформулировать и записать ответ. Благодаря этим вопросам опрашиваемые имеют возможность выразить свое мнение во всей полноте, со всеми подробностями. Поэтому открытые вопросы дают более богатую по содержанию информацию в отличие от закрытых вопросов. Посмотрите, пожалуйста, карточку 4 (наглядное пособие 4).
Ответы ТиМФКиС
... логич изложен препод сложн вопр) г)беседа- вопрос ответ форма обмен информац. д) разбор- (это форма беседы анализ и оцен достиг резуль) е)лекция; ... (школа, вуз, детский сад), на государственные и общественные формы организации (массовая физическая культура, спорт высших достижений и ... 1)м. строго регламен упр.(каж упр вып в строго задан форме и точн нагруз) раздел на 2подгр: а)м.обуч двиг дей. ...
Пример из анкеты: Кого бы Вы назвали политиком года России? …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… Выбирая форму вопроса, необходимо решить, какую информацию Вы хотите получить, а также исчерпывают ли предложенные Вами ответы все возможные варианты. Если главная задача познавательная, т.е. необходимо получить данные об особенностях словарного языка респондента, о структуре его представлений по опрашиваемой проблеме и т.д., то необходимо использовать открытый вопрос. Если главная задача выявление фактов и отношений, при этом перечень всех возможных ответов заранее известен и единообразен, то используют закрытый вопрос Хорошая анкета обычно состоит из всех трех форм вопросов: закрытых, открытых и полузакрытых. Закрытые и открытые вопросы могу быть заданы в прямой или косвенной форме. Прямой вопрос позволяет получить прямую информацию от респондента, т.е. когда вопрос ответ совпадают по смыслу. Эти вопросы обычно формулируются в личной форме: «Нравится ли Вам ваша работа?». Косвенный вопрос позволяет респонденту высказаться с позиции группы, коллектива. Информация получается не прямо, а посредством серии вопросов. Если при опросе затрагивается личная жизнь опрашиваемого, его отношение к негативным явлениям и т.д., то лучше ставить вопрос не в прямой, а в косвенной форме, так как благодаря этому будет проще выяснить интересующую Вас проблему. Вместо вопроса о том, как респондент реагирует на имеющиеся негативные явления, рекомендуется спрашивать, как к этому относится большинство людей или их знакомые. Как показывает практика, респонденты охотнее отвечают на косвенные вопросы, чем на личные или прямые. Косвенные высказывания обычно более доверительные, особенно если речь идет об интимных или чисто личных вопросах. Чаще всего эти вопросы выражаются в такой форме: «Принято считать, что… А как думаете Вы?» Посмотрите, пожалуйста, карточку 5 (наглядное пособие 5).
Пример косвенного вопроса: Как Вы думаете, почему студенты прогуливают занятия, понимая, что за это их могут отчислить из университета? 1. На самом деле, они уверены, что их не отчислят. А все эти угрозы – пустые разговоры. 2. Они, как истинные социологи, хотят на практике убедиться, что данное правило работает безотказно. И пусть им придется пожертвовать собой ради науки! 3. Таким образом они выражают протест против угнетения народов Африки. 4. С научной точки зрения это не объяснимо. 5. Знаю, но всеравно не скажу. 6. Другое………………………………………………………………………………………. 7. Затрудняюсь ответить. Теперь рассмотрим классификацию вопросов в зависимости от особенностей конструкции вариантов ответа. Обратимся вновь к нашей схеме (наглядное пособие 1).
Как вы видите, автор выделяет здесь следующие виды вопросов: дихотомические, поливариантные, шкальные вопросы, вопросы-диалоги, вопросы-иллюстрации. Дихотомические вопросы включают в себя вопросы типа «да-нет» и альтернативные вопросы. Ответы в таких вопросах носят взаимоисключающий характер. Вопрос типа «да-нет» является самым простым и известным. Используется, в основном, для получения информации о фактах и действиях. Это могут быть такие вопросы, как: «Учитесь ли Вы в университете?», «Подписываетесь ли Вы на газеты?». Специфика этого вопроса заключается в том, что формулировка не уравновешена. Респонденту предоставляется возможность выбрать только один вариант ответа из возможных. Этот вид вопроса не рекомендуется при изучении знаний, мнений и установок респондентов. Например, если задается вопрос: «Знаете ли Вы…?», «Любите ли Вы…?», «Хотели бы Вы…?» и т.п., то ответы в основном бывают смещены в положительную сторону. Человеку проще ответить, что он знает что-то, что он на самом деле не знает, чем признаться кому-то в своем незнании. Поэтому этот вид вопроса следует употреблять как можно реже, а вместо него ставить альтернативный вопрос. Альтернативный вопрос предпочтительнее тем, что здесь формулировка более уравновешена.
1) Пример: теория детского развития л.С. Выготского
... для применения объективного метода в психологии. Приведите несколько примеров теорий верхнего уровня. Объясните почему вы относите их ... научных категорий (деятельность, субъект, сознание и др.). Приведите примеры теории среднего уровня. Объясните, почему именно эти теории ... вы отнесли к этому уровню. Объясните. ОТВЕТ: 1) Пример: теория фрустрации Розенцвейга Все реакции на фрустрирующие обстоятельства ...
Поэтому смещение ответов гораздо меньше, чем в вопросе типа «да-нет». Сумма ответов на альтернативный вопрос равняется 100%. Например, после вопроса: «Назовите Ваш курс» указываются курсы с 1-го по 5-ый, а респонденту остается только отметить на каком он курсе. Ответы на эти вопросы носят взаимоисключающий характер. Нельзя одновременно учиться на 1-ом и 4-ом курсе отделения «Социология». Рассмотрим теперь следующий вид вопросов, выделяемых по конструкции ответов. Это поливариантные вопросы или их еще называют вопросы-меню. В таких вопросах дается набор ответов, из которого респондент может выбрать несколько, в этом главное их отличие от альтернативных вопросов. Вопрос-меню содержит перечень фактов, предметов, суждений. Посмотрите, пожалуйста, карточку 6 (наглядное пособие 6).
Пример из анкеты: Какие газеты Вы выписываете? «Никольское кольцо» 1 «Комсомольская правда» 2 «Аргументы и факты» 3 «Спорт» 4 . и т.д. Иногда респонденту предлагается проранжировать выбранные ответы, т.е. упорядочить их по степени значимости и привлекательности для него. Посмотрите, пожалуйста, карточку 7 (наглядное пособие 7).
Пример из анкеты: Выберите из списка наиболее привлекательные для Вас профессии. (отметьте, пожалуйста не более трех) Летчик 1 Переводчик 2 Врач 3 Социолог 4 И т.д. Теоретически респондент может указать одновременно все перечисленные профессии. Поэтому замечание «не более трех» позволяет выделить наиболее значимые и существенные для опрашиваемого профессии. Следующий вид вопросов, рассматриваемых нами в этой категории, являются шкальные вопросы. Эти вопросы содержат шкалу измерения признака вопроса. При ответе респонденту необходимо отметить интенсивность какого-либо явления или мнения. Посмотрите, пожалуйста, карточку 8 (наглядное пособие 8). Пример из анкеты(в вопросе используется самооценочная шкала): Довольны ли Вы своей учебой? — учебой очень доволен; — скорее доволен, чем недоволен; — учеба для меня безразлична; — скорее недоволен, чем доволен; — учебой очень недоволен. Шкальный вопрос может быть задан и в виде строчной разверстки. Посмотрите, пожалуйста, карточку 9 (наглядное пособие 9).
Пример из анкеты: На сколько для Вас важно, чтобы работа была престижной? (отметьте на шкале степень значимости). совсем неважно очень важно 1 2 3 4 5 …………………………………………………………………………………………… Шкала мажет быть и десятибалльной. При выборе шкалы необходимо учитывать следующее: она должна быть привычной для респондента и удобной для полного выражения его мнения. Шкальный вопрос может быть дан и в табличной форме. Тогда шкала измерений будет располагаться или построчно, или столбцами. В таких вопросах фактически в одном вопросе задается несколько. Посмотрите, пожалуйста, карточку 10 (наглядное пособие 10).
Блок 1 вопрос 14.Стресс и обусловленные им нарушения психических ...
... конфликты, потерю близкого, отрыв от родины и др. В ситуациях, угрожающих жизни, например при землетрясениях, наводнениях, кораблекрушениях, могут наблюдаться аффективно-шоковые психозы, характеризующиеся аффективной ... в быту. 2. Предотвращение ятрогений и дидактогений (правильное воспитание ребёнка, например, не прививать ему мнения о его неполноценности или превосходстве, не порождать чувство ...
Пример из анкеты: Из каких источников как часто Вы узнаете о текущих событиях в жизни страны и зарубежом? (обведите, пожалуйста, соответствующую цифру на каждой строчке). Источник информации Почти всегда Часто Редко Никогда Из газет 3 2 1 0 Из телепередач 3 2 1 0 Из интернета 3 2 1 0 И т.д. 3 1 0 Важно помнить при этом, что не следует увлекаться таблицами, так как они удобны для исследователя, но не неудобны для респондента. Последним видом вопросов, выделяемых по конструкции ответов, являются вопросы-диалоги и вопросы-иллюстрации. Они входят в состав функционально-психологических вопросов. Подробнее о них мы будем говорить ниже. Обратимся вновь к нашей схеме (наглядное пособие 1).
Как вы видите, по цели вопросы бывают содержательными и функциональными, иногда их еще называют основными и неосновными. Содержательные вопросы направлены на раскрытие содержания определенных явлений, служащих объектом исследования, и установление их взаимосвязей. Функциональные вопросы служат упорядочению течения опроса. Они в свою очередь делятся на функционально-психологические, вопросы-фильтры и контрольные вопросы. Функционально-психологические вопросы ставятся для снятия напряжения, для перехода от одной темы к другой, снятия нежелательных установок, чтобы создать и поддержать интерес к анкете. Они служат не столько для сбора информации, сколько для обеспечения отношений между социологом и респондентом. К функционально-психологическиим вопросам относятся: контактные, буферные (с преамбулой) вопросы, вопросы-диалоги и вопросы-иллюстрации. Контактные вопросы. Их цель – заинтересовать респондента, облегчить процесс включения в проблему. Первый вопрос в анкете обязательно должен быть контактным, его цель – установление контакта с респондентом. Эти вопросы должны быть просто сформулированы, а ответы на них – легкими. Например, анкету можно начать с вопросов о семье, воспитании детей, домашних заботах, хоккее, футболе и т. д. При это хорошо построить первые вопросы таким образом, чтобы ответ был утвердительным, чтобы в двух-трех контактных вопросах респондент обязательно ответил бы положительно, выбрал бы альтернативу, начинающуюся с «да». Отрицательный ответ может подспудно нести в себе и нежелание контакта. Пример из анкеты: Нравится ли Вам получать подарки, цветы, различные знаки внимания от близких Вам людей, друзей или хороших знакомых? 1. Да, нравится. 2. Нравится, но не всегда. 3. Как правило, не нравится. Главная цель буферных вопросов – смягчение взаимовлияния вопросов в анкете (нейтрализации эффекта излучения).
«Мы говорили о …, теперь перейдем к другой теме…». Роль буферного вопроса в данном случае может играть любой содержательный вопрос, который не связан с обсуждаемым в вопросах предметом, взаимовлияние которых надо исключить. Часто анкета содержит несколько тематических блоков, и для плавного перехода от одной группы вопросов к другой, желательно разграничивать их буферными вопросами. Если переход сделан неожиданно и резко, это может произвести неблагоприятное впечатление на респондента. В этом случае буферные вопросы играют роль «мостиков» для перехода от одной темы к другой. Например «А теперь давайте поговорим на тему, которая волнует каждого: о ситуации с выплатами зарплат и пенсий в вашем городе». Буферные вопросы также помогают исследователю пояснить ход своих мыслей, эту функцию выполняет не сам вопрос, а преамбула к нему. Такие «буферы» помогают не только предложить респонденту новую тему, но и пояснить, зачем это нужно. Например, после блока вопросов о свободном времени может быть написано: «Работа занимает очень важное место в жизни человека. Пять дней в неделю, а иногда и больше ему приходится выполнять свои профессиональные обязанности. Поэтому вполне естественен наш интерес, с какими трудностями Вы сталкиваетесь во время работы, что доставляет Вам радость, чего Вы достигли, какие планы на будущее и т.д.…». Часто вопрос с преамбулой используется для обоснования различных оценок и поведения, несмотря на то, осуждаются ли они в настоящее время общественным мнением или существующими социальными нормами или нет.
Анкета для родителей и учащихся
... не знаю Окажете ли Вы ребенку помощь? 1.да 2.нет Анкета для учащихся Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы (нужное подчеркнуть). 1) Насколько важна, на Ваш взгляд, проектная ...
Преамбула дает понять, что в реальной жизни имеют место любые отношения и поведение человека, и этим позволяет респонденту заранее оправдать себя в своих глазах при любом ответе. Например, вопросы, цель которых получить знание о каких-то фактах, часто воспринимаются респондентами как оценивающие их, поэтому, чтобы ослабить их оценочный характер, лучше задавать такие вопросы с преамбулой. «Одни люди считают, что необходимо каждый день делать влажную уборку в квартире и ежедневно это проделывают, а другие не считают это строго обязательным и проделывают это от случая к случаю. А как Вы поступаете чаще всего?». Так сформулированная преамбула дает респонденту понять, что не все люди поступают всегда так, как принято, и позволяет ему более откровенно ответить на поставленный вопрос, не боясь осуждения за то, что он не так думает и поступает, как является общепринятым в обществе. Вопросы-диалоги, о которых мы уже упоминали выше, состоят из противоположных высказываний воображаемых лиц. Респондент должен согласиться с одним из псевдособеседников. Хорошо в данном случае использовать рисунки, изображающие собеседников. Пример такого вопроса: «Встретились два школьных друга Иванов и Петров.
Иванов окончил институт, защитил кандидатскую диссертацию, пишет докторскую диссертацию, а Петров сразу после школы пошел работать токарем на завод, женился и все свое свободное время уделяет воспитанию троих детей. Между ними возникает спор о смысле и ценности прожитых лет. Иванов говорит, «Я считаю, что …», а Петров ему возражает: «Ты не прав, главное …». В данном случае вопрос-диалог приближается к вопросу с преамбулой. Если при составлении вопроса использовался рисунок, то это будет вопрос-иллюстрация. Такие вопросы позволяют выполнить несколько психологических функций: позволяют переключить внимание опрашиваемых на новую тему, поясняют содержание задаваемых вопросов, а также за счет разнообразия техники заполнения помогают снять утомление. Например, задается вопрос «Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время? (подчеркните, пожалуйста, картинки, на которых это изображено)». После вопроса дается серия рисунков, на которых может быть изображено: чтение газет, книг, занятие спортом, просмотр телевизора и т.д. Такой вопрос может быть дан в форме незаконченного предложения. На рисунке изображаются, например, две девушки, одна из которых не закончила фразу. Под рисунком пишется: «Вы видите двух беседующих подруг.
Ответы на 172 экзаменационных вопроса
он предполагает активность субъекта,включает в себя мно жество логических приемов.Важнейшими из них выступают анализ и синтез,сравнение,абстрагирование и обобщение. 4)Что такое анализ и синтез? - Анализ-это мысленное разложение предмета на его признаки.Синтез- мысленное соединение прзнаков предмета в одно целое. 5)Что такое сравнение?- Это ...
Одна из них не закончила фразу. Как Вы думаете, что она ответила подруге? Закончите за нее, пожалуйста, предложение». Благодаря такой форме диалога абстрактное становится более наглядным. Одному из собеседников приписывают какое-то определенное суждение или вопрос, респонденту же предлагается исполнить роль второго собеседника, которому надо завершить начатое предложение или ответить на заданный вопрос. При этом надо учитывать, что если опрашиваются мужчины, то вопрос-иллюстрация должен изображать мужчин, а если женщины, то должны быть изображены женщины, т.е. анкеты должны быть напечатаны в двух вариантах: «мужском» и «женском». Следующим подвидом функциональных вопросов являются вопросы-фильтры. Эти вопросы используются, когда необходимо получить данные, которые будут характеризовать не всех респондентов, а только какую-то их часть. В этом случае используется вопрос-фильтр, который позволяет выделить и опросить необходимую часть всей совокупности опрашиваемых. Например, семнадцатый вопрос анкеты звучит так (посмотрите, пожалуйста, карточку 11 (наглядное пособие 11)): Пример из анкеты: 17. Если бы выборы президента состоялись в ближайшее воскресенье, Вы бы приняли в них участие? 1.
Да. 2. Скорее да. 3. Скорее нет………………переход к вопросу 20 4. Нет….…….………………переход к вопросу 20 На два последующих вопроса отвечают только те респонденты, которые собираются принять участие в выборах. Лица, не идущие на выборы, отсеиваются и автоматически переходят к следующему блоку вопросов. Это облегчает респонденту заполнение анкеты, а исследователь освобождается от рассмотрения ненужной информации. Иногда респонденты с удовольствием отвечают на вопросы, выносят оценки и даже высказывают мнение о вещах, не имея о них ни малейшего представления. Вопросы-фильтры как раз и отсеивают таких «некомпетентных», «неинформированных». Другой подвид функциональных вопросов – это контрольные вопросы. Контрольные вопросы направлены на проверку достоверности данных, дают возможность проверить устойчивость и непротиворечивость ответов респондентов. К контрольным вопросам относятся: вопрос-тест и вопрос-ловушка (трюковой вопрос). Вопрос-тест используют обычно при определении информированности. Например, задается вопрос: «Знаете ли Вы хорошо современную научно-фантастическую литературу? 1. знаю хорошо 2. читаю от случая к случаю 3. нет, не знаю ». А после этого вопроса дается перечень нескольких (10-20) наиболее известных научно-фантастических произведений и респонденту предлагается выбрать автора из приведенного рядом списка писателей.
Вопрос-ловушка (трюковой вопрос) это разновидность теста. Он строится так, что респонденту заранее предлагается ответить о несуществующем. Например, просят оценить несуществующее произведение несуществующего автора. Эти вопросы широко используются при проверке профессиональной компетентности. Также они помогают определить, можно ли и на сколько доверять респонденту. Вопрос-ловушку можно строить и по-другому. Например, респонденту задается вопрос «Были ли Вы на последней персональной выставке …?», а через несколько вопросов предлагаете ему назвать картины, которые произвели на опрашиваемого наибольшее впечатление и коротко описать, почему. Если респондент ответил, что ходил на выставку, а потом не смог назвать ни одной из картин, то возникает сомнение в его искренности. В качестве контрольного вопроса может быть использован любой содержательный вопрос, близкий по смыслу с вопросом, искренность ответа на который нужно проверить. Так формулируются контрольные вопросы, когда надо проверить ответы на вопросы о внутреннем состоянии респондента. Например, чтобы определить степень общей удовлетворенности работой, можно задать три таких вопроса: «Устраивает ли Вас работа, которой Вы занимаетесь?», «Хотели бы Вы перейти на другую работу?» и «Предположим, что Вы какое-то время не работали, вернулись бы Вы на свое старое место работы?». Два последних вопроса будут выполнять функции контрольных по отношению к первому вопросу и располагаются в разных местах анкеты. Контрольные вопросы ставятся как перед, так и после основного вопроса. После опроса они анализируются все вместе, чтобы иметь представление о внутреннем состоянии респондента. Перейдем к последнему типу вопросов, выделяемых по содержанию. Здесь принято различать вопросы о фактах, вопросы о занятиях и вопросы о внутренних состояниях (мнениях, отношениях, мотивах и т.д.).
Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов. Вопросы по теме занятия
В ОТЛИЧИИ ОТ З.ФРЕЙДА А.АДЛЕР ЦЕНТРОМ ЛИЧНОСТИ СЧИТАЛ 1) бессознательное 2) социальное 3) сексуальное 4) сознание 4. ПО МНЕНИЮ А.АДЛЕРА, ФАКТОРОМ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ 1) социальная среда 2) наследственность 3) активность человека, как субъекта деятельности 4) чувство неполноценности, порождаемое телесными или психическими дефектами 5. В ТЕОРИИ К.ЮНГА, ВОПЛОЩЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ И ГАРМОНИИ, ...
Вопросы о фактах служат для сбора сведений о фактах объективной действительности, которые можно реально наблюдать и измерять (свойства и признаки людей, их поведение и т.п.).
К этой группе относятся вопросы «паспортички». Вопросы о занятиях помогают определить степень информированности респондентов о тех или иных событиях, отношениях. Информированность – это мера соответствия между сведениями, данными респондентом, и объективно существующей действительностью (различные реальные факты, события, высказывания и т.п.).
Чтобы определить истинность ответов на эти вопросы, применяют различные контрольные вопросы, вопросы-фильтры, вопросы-диалоги и используют преамбулы. Такова классификация вопросов, предложенная Новиковой С.С.. Есть и другие классификации вопросов, но принципиального различия в них нет. 2.3. Драматургия анкеты. Собранные вместе вопросы еще не образуют социологическую анкету в ее научном понимании. Но определенное количество собранных вместе, даже в случайном порядке, вопросов уже дает новое качество, независимое от социолога. Однако, то целое, которое образовано совокупностью вопросов, станет социологической анкетой только в том случае, если будет отражать именно основную задачу исследования. Специфика той или иной исследовательской задачи определяет различную структуру анкеты, своеобразие ее формы и содержания. Особенности конкретной анкеты могут быть различными, но существуют некоторые общие правила ее построения, следуя которым можно быть уверенным в том, что задачи будут успешно решены. Правил этих много, но, прежде всего, они должны учитывать особенности восприятия вопросов в анкете и анкеты в целом, манеру подачи материала, макетирование и техническое оформление анкеты.
Правила предусматривают логическое распределение информационного материала, стилистическое его оформление. Все это определяет драматургию анкеты. Исследователь должен определить, какие социально-психологические приемы он будет использовать в анкете для снятия той или иной информации, и какая форма наиболее приемлема для решения исследовательских задач. 2.3.1. Логика построения и психология восприятия анкеты. Часто правильно составленная анкета оставляет такое впечатление: никакой логики в рассуждениях, отсутствие последовательности в вопросах, непонятные переходы от одной темы к другой. Такая анкета часто раздражает несведущего человека. На самом деле внутренняя логика в анкете есть, но она, как правило, не видна внешнему взгляду. Возникает вопрос: «Чем объясняется такая непоследовательность вопросов по их содержанию?». Во-первых, логически построенная анкета (в данном случае речь идет о чисто внешней, визуальной, а не внутренней логике построения анкеты), когда один вопрос следует из другого и имеется их тематическая последовательность, иногда совершенно непреднамеренно может повлиять на чистоту ответов. Дело в том, что ответ на последующий вопрос может быть предопределен ответом на предыдущий.
Вопрос №4. Методы исследования в возрастной психологии, специфика ...
... и понимания роли ранних периодов жизни для психического развития человека. Вопрос №4. Методы исследования в возрастной психологии, специфика их применения при изучении разных ... В экспериментальных исследованиях детской психологии определенное значение имеет «близнецовый метод». Также эксперимент делится на исследовательский и испытательный (тесты). Социометрический метод (анкета). Анкета – метод ...
Логическая система вопросов может спонтанно предопределить и логическую систему ответов респондентов. Во-вторых, изучая ту или иную проблему, мы, естественно, касаемся ее различных аспектов. Например, выясняя причины разводов, социолог анализирует различные факторы, обусловливающие этот процесс: и личные характеристики супругов, и их материальное положение, и жилищные условия, и т.д. Соединенные в одной анкете, они создают впечатление определенной хаотичности. Видимой внешней связи между этими факторами нет, связь эта заложена в исследовательской программе. Социолог знает, зачем и почему задает тот или иной вопрос, какое место он занимает в системе анализа. Для непосвященных эта связь кажется непонятной, да её и трудно уловить на основании анкетных вопросов. Но респонденту и необязательно знать все хитросплетения вопросов, внутренний механизм устройства анкеты, как, скажем, радиослушателю не нужны знания устройства механизма радиоприемника. Внутренний механизм функционирования анкеты – это дело социолога. Его задача построить анкету таким образом, чтобы понятийная интерпретация используемых показателей и система их взаимосвязей позволяла выйти на те объективные связи, которые и обуславливают изучаемый процесс или явление. Безусловно, исследователю не безразлично, как респондент воспринимает анкету.
Зная, что «внешне» нелогичная анкета может вызвать негативную реакцию, исследователь может привести ее в относительный порядок, используя формальные приемы связи отдельных вопросов и блоков вопросов, например путем введения вводных слов и предложений типа: «А теперь перейдем к новой теме…», или «В следующих вопросах нас будут интересовать такие проблемы…» и т.д. Иногда можно даже подчеркнуть, что мы сознательно перескакиваем с одного вопроса на другой, с одной темы на другую, умышленно задаем разные по тематике вопросы, как бы говоря респонденту, что мы понимаем, что это звучит нелогично, но ничего не можем поделать, так надо, например: «А сейчас совсем другой вопрос: «…?»». Построенная по возможности логично анкета, безусловно, снимет многие вопросы как у респондентов, так и у заказчика. Анкета, составленная и построенная правильно, нередко оставляет впечатление не только хаотичной, но даже примитивной. На самом деле простота эта кажущаяся. Составить простую анкету так же трудно, как написать короткий рассказ. Избегание многословности – вот основная трудность на пути построения простой анкеты. Многословность идет от неумения построить вопрос кратко, лаконично, ясно выразив его смысл, избежав лишних слов. Проблеме многословности касается построения не только построения не только вопросов, но и его альтернатив. Как и вопросы, альтернативы должны быть по возможности краткими, четкими и ясными для понимания. Эмпирически доказано, что многословная анкета заранее обречена на неудачу. Однако, говоря о проблемах многословной анкеты и рекомендуя придерживаться некоторого оптимального количества слов в ней, надо сказать, что речь здесь идет только о так называемых прямых вопросах, которые необходимо отличать от буферных вопросов (с преамбулой) иллюстративных вопросов и вопросов-диалогов. Здесь многословность является необходимым условием, поскольку они должны подробно описать ту или иную ситуацию, чтобы донести до респондентов мысль или понятие, содержащиеся в вопросе. Если говорить об объеме анкеты, то здесь необходимо учитывать, какие факторы, в зависимости от конкретной исследовательской задачи оказываются главными для определения объема анкеты. Если социолог не обладает достаточным исследовательским опытом, на первых порах ему не следует увлекаться большими анкетами (обычно происходит обратное), а строить небольшую по количеству вопросов анкету, переходя по мере накопления опыта к более сложным. В то же время именно с опытом приходит понимание целесообразности работы с небольшими анкетами и несложными для респондента вопросами. 2.3.2. Структура анкеты. Собранные вместе случайным образом вопросы, как уже говорилось, еще не представляют собой анкеты в научном смысле. Только расположенные определенным образом, они могут решить поставленные задачи. По структуре анкеты могут быть самых различных видов и форм, но, как правило, любая анкета должна включать в себя следующие основные части: 1. Вводная часть. 2. Основная часть. 3. «Паспортичка». Вводная часть направлена на то, чтобы возбудить желание отвечать на вопросы анкеты. Она чаще всего располагается на титульном листе. Вводная часть начинается с вступления (обращения к респонденту), где указываются следующие аспекты: — данные организации или учреждения, проводящего опрос; — цель и задачи исследования, а также теоретическое и практическое значение решения этих задач; — значимость роли респондента для решения этих задач; — гарантированность анонимности анкеты (главное здесь не то, будет или не будет фиксироваться фамилия респондента, а то, что полученные от анкетируемого сведения не станут публичным достоянием других без соответствующего на это его согласия); — техника заполнения анкеты (часто эти указания еще располагаются и непосредственно в тексте вопросов или на полях анкеты); — выражение благодарности, высказываемое авансом респонденту, которое побуждает его заполнить анкету. Вводная часть должна быть не очень большой, ясной и понятной для любого респондента и главное мотивировать участие респондента в опросе. Хотя эта часть небольшая по объему, она очень важная по значению. От того, как она составлена, зависит и отношение к анкете респондента. Основная часть является самой важной в анкете. Здесь первыми ставятся контактные вопросы. Об этом виде вопросов мы уже говорили ранее. Напомню лишь то, что контактные вопросы направлены на то, чтобы возбудить у опрашиваемого интерес к опросу и желание отвечать на вопросы анкеты. Далее вопросы могут постепенно усложняться. Благодаря постановке в начале анкеты более простых вопросов, которые потом постепенно усложняются, респондент подготавливается к наиболее важным ответам. Такой переход от простых вопросов к сложным носит название правила воронки. Его использование помогает опрашиваемым постепенно выработать некоторые навыки заполнения анкеты. После контактных вопросов ставятся основные вопросы. Это самые важные и трудные вопросы. Ответы на них дают основную информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание эти вопросов будет соответствовать целям и задачам исследования. Для каждой отдельной задачи лучше разработать свой определенный блок вопросов. Вопросы одного блока могут следовать один за другим, а могут быть расположены между вопросами других блоков. Самый сложный блок вопросов необходимо располагать в середине содержательной части анкеты. На последнее место в этой части анкеты ставятся заключительные вопросы. Главная их функция – снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа. В связи с возможной усталостью респондента это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют большого напряжения памяти, внимания и т.п. Необходимо отметить, что указанный тип расположения вопросов сначала по мере нарастания их сложности, а затем по мере убывания имеет определенный недостаток. Если все вопросы логически взаимосвязаны и тема постепенно сужается, то появляется взаимовлияние предыдущих вопросов на последующие. Такое влияние одних вопросов на другие получило название эффекта излучения или эффекта эха. «Паспортичка» включает в себя вопросы, раскрывающие следующее содержание: профессия, образование, социальное происхождение, семейное положение, пол, возраст. В зависимости от цели и задач исследования количество вопросов может быть уменьшено или увеличено. Правильно составить «паспортичку» не так просто, как кажется на первый взгляд. Нельзя переносить ее структуру из одной анкеты в другую. Если тема Вашего исследования выяснить причины религиозности населения, то общепринятые интервалы образования: «начальное образование», «неполное среднее», «среднее», «высшее образование» — будут неприемлемы. Такая градация не дает вам полной картины, потому что в группу с неполным средним образованием попадут люди с 5-ю и 8-ю классами. А верующих людей с 5-ю классами образования больше, чем с 8-ю классами. Как видите, специфика этой темы исследования требует более частой градации интервалов образования. «Паспортичка» располагается в конце анкеты. О том, где целесообразнее располагать ее, среди ученых шли длительные дискуссии. Если она будет расположена в начале анкеты, то у респондента появится сомнение в том, что анкетирование анонимно, тем более, если в анкете речь будет идти о выяснении внутреннего состояния или знаний опрашиваемого. Многие исследователи считают, что начинать анкету с паспортички не только неэтично, но и нецелесообразно, так как эти вопросы могут насторожить респондента, что повлияет на достоверность информации или даже оттолкнет от заполнения анкеты. В драматургии анкеты необходимо не только войти в беседу с респондентом, но и уметь выйти из нее, то есть правильно закончить работу с ним. Очень важно предусмотреть, какое впечатление останется у респондента после ответа на последний вопрос. Ведь хорошее окончание беседы это, кроме всего прочего, и перекидной мостик к будущим исследованиям. В конце анкеты необходимо поблагодарить респондентов за участие в опросе. Это могут быть высказывания разного типа: «Благодарим за участие в исследовании», «Спасибо за помощь», «Благодарим Вас за то, что, несмотря на занятость, вы нашли время и возможность ответить на вопросы нашей анкеты» и т.п. Некоторые социологи, перед тем как закончить анкету, интересуются у респондентов, насколько своевременным, интересным и полезным был опрос. Например: «Насколько важным Вы считаете проведение данного опроса». В конце некоторых анкет предлагается участвовать в последующих опросах. Например: «Если проведенный опрос заинтересовал Вас и у Вас есть желание принимать участие в последующих опросах, напишите, пожалуйста, свой адрес». 2.4. Техническое оформление анкеты. 2.4.1. Первая страница. Первая страница – как визитная карточка, первое знакомство. И если мы хотим, чтобы это знакомство состоялось и было приятным, необходимо хорошо позаботиться о своем лице, о том, как начать анкету. Прежде всего, на первой странице должна быть указана организация, которая проводит исследование. Например: «Всероссийский центр общественного мнения», «Московский государственный институт прикладной социологии и электоральных технологий», «Смоленский авиастроительный завод» и т.д. Однако, необходимо помнить, что указание организации на титульном листе, особенно если это не научное учреждение, а министерство, завод, различные предприятия, под чьей эгидой проводится исследование, может привести к снижению искренности ответов, поскольку в качестве исследователей здесь выступают люди, которым подчинены опрашиваемые. Выходом в таких ситуациях может быть привлечение научных коллективов или проведение исследований под руководством общественных организаций. 2.4.2. Инструкция к анкете. Поскольку анкета бывает новым и часто довольно сложным документом для респондента, то в обязательном порядке к ней пишется инструкция. Она, как правило, размещается в начале анкеты либо на первой странице, после указания организации, проводящей исследование, либо на втором листе анкеты. Инструкция состоит из двух частей. В первой части инструкции, прежде всего, указываются основные цели и задачи исследования. Например: «Настоящее исследование проводится с целью изучения эффективности воспитательной системы школы, которую посещает Ваш ребенок». Цели и задачи даются в самой общей форме, но обязательно четко и определенно. Говоря о целях и задачах исследования, следует подчеркнуть его общественную значимость, его направленность на улучшение работы чего-либо, прояснение ситуации в области чего-либо и т.д. Например: Уважаемый студент! Ваш дневной, недельный и годовой объем свободного времени достаточно велик. Свободное время студентами расходуется на различные занятия: общественную работу, развлечения, отдых, занятия спортом, общение и т.д. Люди по-разному его используют: одни более рационально, другие менее. А как Вы используете свое свободное время? Анкета – это анонимный документ. Гарантия сохранности анонимности имеет важное психологическое значение. Поэтому в инструкции необходимо указать, что данные, полученные в результате исследования, будут использованы только в обобщенном виде и, что фамилию указывать необязательно. Вторая важная часть инструкции – описание основных правил заполнения анкеты. Обычно здесь выделяются три момента: 1)обращается внимание респондента на то, что он должен выбрать из предлагаемого набора альтернатив ту, которая больше всего соответствует его мнению; 2)он может дописать ответ сам, если ни один из предлагаемых ответов его не устраивает, и для этого оставлено свободное место; 3)он должен определенным образом отметить выбранный им вариант ответа, например, обвести кружочком. Пример из анкеты: Обратите внимание на порядок заполнения анкеты! Большинство вопросов анкеты содержат возможные варианты ответов. Выберите из них те, которые соответствуют Вашему мнению, отметьте их, обведя кружочком стоящую напротив цифру. Если ни один из предлагаемых вариантов ответа Вас не устраивает, Вы можете дописать свой ответ, мы для этого оставили свободное место. Более подробно о порядке заполнения анкеты рассказывается при инструктаже анкетерам, которые потом доносят все тонкости до респондентов. Но необходимо стремиться, чтобы анкета не вызывала трудностей при заполнении. Любая инструкция мало поможет, если анкета составлена плохо и ее заполнение вызывает больше вопросов, чем содержит сама анкета. 2.4.3. Технический аппарат анкеты. В анкете используется довольно разнообразный технический аппарат. Он включает в себя пояснительные фразы, метод выделения отдельных слов, словосочетаний или предложений, различные обозначения, места, оставленные для ответов на открытые и полузакрытые вопросы, и т.п. Важное место в анкете занимают пояснительные фразы. Они необходимы, чтобы: а) объяснить респонденту, как отвечать на тот или иной вопрос. Например: «В данном вопросе Вы можете выбрать только один вариант ответа». б) указывать, каким группам респондентов необходимо отвечать или не отвечать на вопрос или альтернативу. Например: «На данный вопрос отвечают только студенты пятого курса». в) обратить внимание на техническое заполнение анкеты в целом или отдельных вопросов: «При ответе на данный вопрос поставьте «галочку» напротив выбранной Вами альтернативы». Метод выделения отдельных слов, словосочетаний или предложений применяется в анкете путем их подчеркивания или разрядки. Это чаще всего используется для привлечения внимания респондента к ключевым словам и словосочетаниям, чтобы респондент одинаково с исследователем понял смысл того или иного вопроса. Но нельзя прибегать к этому методу слишком часто, иначе это отвлечет внимание респондента от остальных вопросов. Для того чтобы переключить внимание респондента, направить его мысли в нужное русло, чтобы он отвечал только на те вопросы, которые касаются только его, используются различные обозначения: звездочки, стрелки, литеры и т.д. Необходимо предусмотреть в анкете место и для ответов респондентов на полузакрытые и открытые вопросы. Обычно в таких вопросах проводятся несколько сплошных линий, и дается пояснение, что здесь респондент может написать свой ответ. Каждый исследователь выбирает свой технический аппарат анкеты. Но необходимо помнить два правила. Первое. Выбрав систему технического оформления анкеты, необходимо придерживаться ее до конца, а не менять от вопроса к вопросу без особой нужды. Это может сильно мешать опрашиваемым. Технический аппарат должен упрощать работу, а не усложнять ее. Второе. Техническое оформление анкеты – не самоцель и имеет значение и смысл в рамках тех задач, которые ставятся перед исследованием. Только в этом случае может быть оправдан тот или иной технический прием и успешно использован в анкете. 2.4.4. Графическое оформление анкеты. Для облегчения восприятия респондентом предлагаемой информации, спокойного, ненапряженного и достаточно быстрого чтения, свободного понимания смысла требуется грамотное графическое оформление. При оформлении анкеты следует соблюдать следующие правила: 1.Анкета должна быть напечатана на белой бумаге. Не рекомендуется использовать цветную бумагу, особенно серую. 2.Анкета должна быть напечатана удобочитаемым, достаточно крупным и, главное, четким шрифтом. 3.Текст вопроса и возможные варианты ответов на него лучше печатать разным шрифтом. 4.Пояснения к смысловым вопросам и инструкцию как отвечать на вопрос лучше набрать особым шрифтом, чтобы респондент смог обратить на них внимание. 5.Для ответа на открытые и полузакрытые вопросы должно быть оставлено достаточно чистых строк. 6.Вопросы в табличной форме рекомендуется разлиновать, чтобы при ответе на них у респондентов не возникало путаницы. Это облегчит и обработку этих вопросов. 7.На ответы влияет и длина альтернатив. Поэтому следует их графически уравновесить, проставить ряд точек. 8.Ни в коем случае нельзя допускать переноса одного или нескольких вариантов ответов на вопрос на другую страницу. Чтобы окончательно оценить качество составленной анкеты, необходимо провести пробное исследование или как его еще называют — пилотажное. 2.5. Пилотаж анкеты. Когда анкета готова, она выносится на обсуждение небольшой группы специалистов-социологов. Такое совещание позволяет всесторонне обсудить методику исследования, выявить его сильные и слабые стороны. Здесь обсуждается все: вопросы, правильность их постановки, драматургия анкеты, техническое оформление и многое другое. Но и обсуждением анкеты в рабочей группе не заканчивается процедура разработки и проверки методики исследования. Окончательная проверка правильности построения анкеты происходит с помощью так называемого пилотажного исследования. Проведение пилотажного исследования помогает уточнить правильную формулировку и содержание вопросов, полноту набора вопросов и вариантов ответов, а также последовательность расположения вопросов. Проверка позволяет не только выявить и исключить лишние вопросы, которые общеизвестны или не имеют прямого отношения к исследуемой проблеме, но и определить, какие вопросы будут наиболее сложными для респондентов, и постараться сделать их более доступными. Обычно пилотажное исследование проводится на небольшом массиве. Точная численность обследуемых в этом случае не устанавливается, поскольку в каждом конкретном случае она может быть различной. Чаще всего численность опрашиваемых составляет 50-100 человек. Необходимое условие заключается в том, что объектом пилотажного исследования должны быть те люди, которые по своим основным характеристикам соответствуют основному объекту исследования. При этом пилотажный опрос проводится не на основном объекте, а на другом «поле», близком по своим характеристикам основному. Несмотря на то, что анкета готовится для заочного опроса, в пилотажном исследовании ее лучше представить в виде формализованного интервью, так как это даст возможность наблюдать за непосредственной реакцией респондента на тот или иной вопрос и на всю анкету в целом. В качестве интервьюеров чаще всего выступают члены исследовательской группы или специально подготовленные для этого люди. По окончании опроса они пишут небольшие отчеты по результатам каждого интервью. Анализ обсуждения анкеты группой специалистов и письменных отчетов интервьюеров служит основанием для принятия окончательного решения: оставить тот или иной вопрос в прежнем виде, переформулировать его, ввести новые вопросы, перестроить анкету и т.д. И только после окончательно корректировки можно использовать полученный инструментарий в исследовании для получения необходимой информации. Именно качественно разработанный инструментарий (анкета) – необходимое условие успешного проведения социологического исследования.