Конфликтологическая компетентность рассматривается как вид социально-психологической компетентности (Л.А. Петровская).
Она включает в себя следующие составляющие: понимание природы противоречий и конфликтов между людьми; формирование конструктивного отношения к конфликтам в организации; обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях; умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации; наличие навыков управления конфликтными явлениями; умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов; умение предвидеть возможные последствия конфликтов; умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты; наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов.
Деятельность социальных служб по регулированию и разрешению конфликтов заключается в медиаторстве. Медиатор — специалист, призванный содействовать сторонам в урегулировании споров с помощью медиации. Он участвует в процедуре медиации как нейтральная, независимая сторона. В процессе переговоров медиатор помогает сторонам понять интересы свои и оппонента, выявить истинные потребности. Стороны, опираясь на профессиональную помощь медиатора, находят свое собственное решение, опирающееся на взаимоприемлемые договоренности, отражающие их глубинные интересы.
Данная услуга применяется в различных областях, таких как: конфликты в семье, школе (между представителями администрации, учителями, учащимися и родителями), в системе высшего образования, в судебной практике (в частности, в работе судебных приставов), в сфере защиты прав потребителей и иных гражданских прав, в работе с трудными детьми и подростками, а также несовершеннолетними правонарушителями, в сфере опеки и попечительства.
Все же данная услуга не пользуется популярностью в России, поэтому чаще специалистам социальных служб приходится применять свои навыки в конфликтных ситуациях между клиентами и работниками этих самых служб, связанных с неудовлетворенностью клиента качеством услуг или же.
13. Концепция медико-социальной работы в рф: основные направления, базовая модель, формы и методы.
Медико-социальная работа — это новый вид мультидисципдинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленный на восстановление, сохранение и укрепление здоровья. Она предполагает проведение системных медико-социальных воздействий также на более ранних этапах развития болезненных процессов и социальной дезадаптации, потенц ведущих к тяжелым осложнениям, инвалидности. мед-соц раб приобретает не только выраженную реабилитационную, но и профилактическую направленность. Основные направления. Медико-социальная работа профилактического направления включает выполнение мероприятий по предупреждению социально-зависимых нарушений сомат, псих и репродукт здоровья; формирование установок на зож, обеспечение доступа к инфо по вопросам здоровья, участие в разработке целевых программ мед-соц помощи на различных уровнях, обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др. Медико-социальная работа патогенетического (реабилитационного) направления включает мероприятия по организации мед-соц помощи, проведение медико-социальной экспертизы, осуществление мед, соц и профес реабилитации инвалидов, ср в отдельных областях медицины и здравоохранения, коррекцию психического статуса клиента, обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др.
Определение основных направлений реформирования системы социального ...
... населения Алтайского края. Главной целью настоящей работы является определение основных направлений реформирования системы социального обслуживания населения Алтайского края, в новых экономических условиях, на основе анализа ведущих ...
Базовая модель медико-социальной работы. А в рамках концепции необходимо отметить, что построение такой модели основывается на двух положениях. Первое. Мы выделяем пять групп клиентов: 1) группа повышенного риска; 2) члены семьи клиента и его ближайшее окружение; 3) больные с выраженными социальными проблемами; 4) длительно, часто и тяжело болеющие; 5) инвалиды. Второе. В работе с каждой из перечисленных групп клиентов специалист выполняет два блока основных мероприятий: медико-социальную работу профилактического направления и медико-социальную работу патогенетического (реабилитационного) направления. Формы и методы медико-социальной работы. Являясь видом мультидисциплинарной деятельности медико-социальная работа использует формы и методы, сложившиеся в системе здравоохранения, — профилактические, реабилитационные, психотерапевтические и др.; в системе социальной защиты населения — социальное консультирование, социальные пособия, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, предоставление временного приюта и др. Наряду с этим в данной сфере деятельности могут использоваться также формы и методы, сложившиеся в педагогике, психологии, правовой сфере. Конкретная структура медико-социальной работы в каждом случае определяется конкретным профилем патологии или проблемой жизненной ситуации, в которой оказался клиент. Умение на практике сочетать необходимые формы и методы является важнейшей задачей профессиональной подготовки специалиста.
14. Медико-социальная работа в онкологии: принципы, содержание, технологии
Онкология – раздел медицины,иучающий доброкачественные и злокачественные опухоли, механизмы и закономерности их возникновения и развития, методы их профилактики, диагностики и лечения.
основные принципы, предложенные Ю.В. Валентиком, О.В. Зыковым, М.Г. Цетлиным.
Экосистемность — это учет всей системы взаимоотношений человека и окружающей его среды в данной проблемной парадигме.
Анализ медико-социальной работы по профилактике заболеваний, ...
... в год. Таким образом, ИППП имеют большую социальную и экономическую значимость. Цель данной работы - изучить медико-социальную работу по профилактике заболеваний, передающихся половым путем.Исходя ... из цели данной работы, были поставлены следующие задачи: ...
Полимодальность — сочетание в медико-социальной работе различных подходов, способов действия, функционально ориентированных на конкретную цель, на конкретный проблемный контингент.
Солидарность — сочетанное и согласованное организационное взаимодействие в процессе медико-социальной работы государственных учреждений. Конструктивная стимуляция — отказ социальных служб от исключительно патерналистских форм помощи и опеки, порождающих у их субъектов пассивное иждивенчество, и смещение акцента на развитие и поощрение личной активности и ответственности клиентов, максимальное использование и развитие их ресурсов. Континуальность — непрерывность, цельность, функциональная динамичность и плановость медико-социальной работы.
Профилактическая работа проводится с лицами, страдающими предопухолевыми заболеваниями; лицами, родственники которых имеют онкологические заболевания: работающими на вредных производствах; проживающими на загрязненных радионуклидами территориях. Специалист может участвовать в разработке и реализации целевых профилактических программ, проведении социально-гигиенического мониторинга, определении факторов риска, информировать население о состоянии среды обитания и др.
работа с членами семьи пациента и его ближайшим окружением. Первоочередные меры в этой группе — решение психологических проблем. Психологическая дезадаптация пациентов и членов их семей затрудняет лечение и неблагоприятно влияет на качество жизни. Психологические проблемы таких семей усугубляются материальными трудностями, связанными с расходами на лечение и уход за больными, снижением трудовой занятости родственников больных.
Социальная работа с данными группами больных подразумевает организацию специализированной медицинской помощи и ухода за больными, находящимися на разных стадиях онкологического заболевания, оказание им социальной поддержки и психологической помощи. Слабая социальная и психологическая защищенность больных с онкологической патологией неблагоприятно влияет на прогноз заболевания и ухудшает качество жизни излеченных больных. У таких пациентов резко выражены чувства страха, обреченности, изолированности от общества. Вследствие этого медико — социальная работа с онкологическими больными предполагает взаимодействие и координацию усилий специалистов смежных профессий — врачей, психологов, социальных работников. Психологические проблемы вызваны деградацией личности, патологической адаптацией к болезни — в этом случае специфическими являются вопросы биомедицинской этики, т.е. внимательное и бережное отношение родственников и специалистов к умирающим больным.
Правовая база:фз №323 от 21.11.2011г. «об основах охраны здоровья граждан в российской федерации»; порядок оказания медицинской помощи населению волгоградской области при онкологических заболеваниях.//утв. Приказом комитета по здравоохранению администрации волгоградской 30.12.2009 n 2861; Приказ от 15 ноября 2012 г. N 915н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «онкология»».
Медико-социальная работа по профилактике ВИЧ-инфекции среди студентов
... три аспекта составляют основу содержания и медико-социальной работы как вида профессиональной деятельности при оказании медико-социальной помощи. Целью медико-социальной работы является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической ...
15. Медико-социальная работа в психиатрии: принципы, содержание, технологии
Психиатрия — отрасль клинической медицины, изучающая психические расстройства через призму методологии медицины, методы их диагностики, профилактики и лечения. основные принципы, предложенные Ю.В. Валентиком, О.В. Зыковым, М.Г. Цетлиным.
Экосистемность — это учет всей системы взаимоотношений человека и окружающей его среды в данной проблемной парадигме.
Полимодальность — сочетание в медико-социальной работе различных подходов, способов действия, функционально ориентированных на конкретную цель, на конкретный проблемный контингент.
Солидарность — сочетанное и согласованное организационное взаимодействие в процессе медико-социальной работы государственных учреждений. Конструктивная стимуляция — отказ социальных служб от исключительно патерналистских форм помощи и опеки, порождающих у их субъектов пассивное иждивенчество, и смещение акцента на развитие и поощрение личной активности и ответственности клиентов, максимальное использование и развитие их ресурсов. Континуальность — непрерывность, цельность, функциональная динамичность и плановость медико-социальной работы.
Лукьянова И.Е. Социальная работа в психиатрии имеет следующие специфические черты.
1. социальная работа тесно связана с клиническими показаниями, поэтому ее содержание различно на различных стадиях заболевания. При этом учитывают обусловленные нозологией и возрастом психологические аспекты, личностные характеристики, реакции личности на болезнь.
2. Социальные и семейно-терапевтические методы лечения являются равноправными с лекарственными и должны использоваться наряду с ними, причем в некоторых случаях могут их полностью заменить.
3. социальная работа в тех случаях, когда это возможно, должна способствовать активации автономии больного, улучшению его социального функционирования и, в конечном итоге, повышению его социальной компетентности.
Основные направления:
1)социотерапевтическое вмешательство— организация медицинской помощи и наблюдения, ограничение и смягчение последствий заболевания, повышение качества его жизни, укрепление связей больного с окружающим миром, повышение адаптации и социализации, повышение социальной компетентности пациента, обеспечение максимально высокого уровня личностного и социального функционирования, преодоление социального дефицита.
восстановления навыков независимого проживания (элементарные навыки гигиены и самообслуживания, ведение домашнего хозяйства, пользование транспортом, распределение бюджета, структурирование деятельности в течение дня и т.п.) до преодоления дефицита социальных навыков, важных для успешного социального функционирования (улучшение социального взаимодействия, общения, социально приемлемого поведения; обучение навыкам уверенного поведения и самопредъявления).
Медико-социальная помощь семьям "группы риска"
... и детям, и родителям. Цель: выявить особенности деятельности специалиста по социальной работе по оказанию медико-социальной помощи семьям «группы риска». Задачи: 1. определить сущность и особенности семей «группы ... также во много формируются в семье. О необходимости оказания семье медико-социальной помощи говорится в ряде работ (Е.И. Холостовой, А.В. Мартыненко, А.Н. Елизарова и другие), в которых ...
К психосоциальной реабилитации относят
Психообразование пациентов – это процесс обучения, направленный на обеспечение больных необходимыми знаниями в отношении собственного здоровья, влияющими на их установки и поведение.
Тренинг социальных навыков направлен на повышение устойчивости уязвимых в психобиологическом отношении хронически психически больных к стрессовым воздействиям(требованиям общества, семейным конфликтам и т.д.), способствует формированию различных навыков.
2) психосоциальное вмешательство. Оно может проводиться на микросоциальном уровне и быть направлено на работу с ближайшим окружением больного.Здесь решаются такие задачи, как создание благоприятной атмосферы проживания и труда больного вне стен психиатрического окружения, укрепление социальных связей; научение родных правилам общения и навыкам ухода за больным; решение проблем семей, имеющих психически больных и т.д.
3) социальное вмешательствона макросоциальном уровне. повышению толерантности населения к психически больным, преодолению проблемы стигматизации, совершенствованию законодательства в области охраны психического здоровья и в социальной сфере, профилактике психических и психосоциальных расстройств и т.д.
Правовая база: 2 июля 1992 года N3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; ФЗ №323 от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 7 мая 2009 года N 92-ФЗ «Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением».
16. Медико-социальная работа по защите и поддержке здоровья детей
Ребенок — лицо до достижения им возраста 18 лет. Здоровьеявляется состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов.
Социальная педиатрия занимается изучением здоровья конкретного ребенка и различных контингентов детей на групповом и популяционном уровнях в связи с условиями и изменениями социальной среды, разрабатывает мероприятия по сохранению и укреплению здоровья, оказанию медицинской и медико-социальной помощи детскому населению.
Задачи:изучение социальных причин болезней, где приоритетным становится здоровье детей, медико-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, организация мед и мед-соц помощи детям.В мед-соц работе с детьми можно выделить следующие разделы:
-правовые проблемы охраны здоровья детей, которые определяются ведущими международными документами;
-проведение превентивных мероприятий в семьях высокого риска;
-организация медико-социальной помощи детям, находящимся в тжс; медицинское просвещение родителей;
-организация социального и медико-социального мониторинга в организованных детских коллективах;
-организационные и клинико-социальные основы реабилитации и оздоровления детей с хроническими заболеваниями и ограниченными возможностями по состоянию здоровья, инвалидами;
-принципы организации профилактической работы социально-значимых заболеваний;
-формирование здорового образа жизни (ЗОЖ)
-организация межсекторального сотрудничества в деле охраны здоровья детей, прежде всего находящихся и в трудной жизненной ситуации.
Технология работы социального педагога в центре помощи детям, ...
... родителей. Объект работы - работа социального педагога в центрах помощи детям. Предмет работы - технология работы социального педагога в центрах помощи детям. Задачи: 1. Рассмотреть особенности работы социального педагога в центрах помощи детям. 2. Изучить технологию работы социального педагога в центрах помощи детям 3. ...
Выделяют 3 группы факторов, негативно влияющих на здоровье детей:
социально-гигиенические – плохие материально-бытовые условия; низкий уровень общей и санитарной культуры семьи; тяжелые и вредные условия труда родителей, особенно матери; мать или оба родителя являются учащимися и др.;
медико-демографические: неполные семьи; возраст матери до 18 лет и старше 40 лет; наличие в семье ребенка с врожденным или наследственным заболеванием, дефектом развития; случаи выкидышей, мертворождения или смерти ребенка, особенно первого года жизни и др.;
социально-психологические: употребление одним или обоими родителями алкоголя, наркотиков, табака; неблагополучный психологический климат семьи; рождение нежеланного ребенка; жестокое обращение с детьми.
Специфика работы с детьми и подростками и с самими семьями групп риска состоит в первую очередь в необходимости активного посещения их на дому, желательно совместно с участковым педиатром. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет узнать о ней больше информации.
Нормативно-правовая база: Конвенция ООН о правах ребенка (ратифицирована СССР 13.06.1990 г.);
Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; ФЗ №323 от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»(ст.4,7. приоритет охраны здоровья детей.); ФЗ «52 от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ; ФЗ №273 от 29.12.12 г. « Об образовании в РФ».
17. Медико-социальная работа с аддиктивными личностями: принципы, содержание, технологии
Медико-социальная работа — это новый вид мультидисципдинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленный на восстановление, сохранение и укрепление здоровья.
Адди́кция — ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания, применяется и к нехимическим зависимостям: интернет-зависимость, игромания, шопоголизм, психогенное переедание, фанатизм и т. п.
основные принципы, предложенные Ю.В. Валентиком, О.В. Зыковым, М.Г. Цетлиным.
Экосистемность — это учет всей системы взаимоотношений человека и окружающей его среды в данной проблемной парадигме.
Полимодальность — сочетание в медико-социальной работе различных подходов, способов действия, функционально ориентированных на конкретную цель, на конкретный проблемный контингент.
Солидарность — сочетанное и согласованное организационное взаимодействие в процессе медико-социальной работы государственных учреждений. Конструктивная стимуляция — отказ социальных служб от исключительно патерналистских форм помощи и опеки, порождающих у их субъектов пассивное иждивенчество, и смещение акцента на развитие и поощрение личной активности и ответственности клиентов, максимальное использование и развитие их ресурсов. Континуальность — непрерывность, цельность, функциональная динамичность и плановость медико-социальной работы.
Психолого-социальный аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка ...
... самым имеет большое социальное значение. Особую важность при работе с данной категорией семей приобретает психосоциальная практика, целью которой является первичная психологическая помощь и социальная поддержка семей ... М., 2004; Камаев И. А., Позднякова М. А. Ребенок-инвалид: организация медико-социального обеспечения. - Н. Новгород, 2004; Ткачева В.В. Технологии психологического изучения семей, ...
Необходимо учитывать специфику медико-социального статуса различных групп пациентов при составлении программ медико — социальной работы. Необходимо проводить профилактику неблагоприятного развития и декомпенсации соматического и психического статуса, выявлять принадлежность к конкретной группе риска, регулярно контактировать с клиентами, проводить целенаправленную работу с целью заставить клиента отказаться от употребления ПАВ. Требуется комплексная психокоррекционная работа, включающая групповой и индивидуальный тренинг социальных и коммуникативных навыков и приемов саморегуляции, вовлечение в благополучную социальную микросреду
семейное консультирование и семейная психотерапия, выявление потенциальных проблем и их предупреждение, содействие включению в работу терапевтических сообществ.
выявление окружающего больного неблагополучного контингента и его оздоровление, личностно-ориентированная психотерапия, психическая саморегуляция, содействие в проведении наркологического лечения и реабилитации в условиях, оптимизирующих социальный статус (терапевтические сообщества, группы взаимопомощи), комплексная оценка социального статуса и предупреждение потенциальных проблем, содействие в решении материальных проблем больного за счет реализации его собственного потенциала (в частности, профессиональное обучение и трудоустройство).
Технологии медико-социальной работы с наркологическими больными предусматривают профилактические, лечебные и специализированные программы.
Профилактические программы направлены на предупреждение потребления алкоголя и (или) наркотиков, злоупотребления ими, а также предупреждение любых форм отклоняющегося поведения. Объекты целенаправленного воздействия — в основном дети и подростки в целом и те группы, в которых риск приобщения к приему ПАВ особенно велик.
Лечебные программы занимают собственно терапевтические программы, цель которых — оказание больным лечебной помощи, удержание их в режиме трезвости или отказа от приема наркотиков (т.е. в ремиссии), восстановление физического, личностного и социального статуса больных.
Специализированные программы, неразрывно связанные с терапевтическими, предусматривают реабилитацию, реадаптацию, ресоциализацию зависимых. В рамках этих программ преодолеваются разрывы и противоречия между личностью и обществом. Бывший больной вновь интегрируется в макро — и микросоциум с максимальным учетом его индивидуальных особенностей, склонностей, возможностей, а также с учетом реалий его семейного и трудового модуса, данной общины, социально- экономической ситуации в ней.
Правовая база: ФЗ №3 от 08.01.1998 г. « О наркотических средствах и психотропных веществах»; «Уголовный кодекс РФ» от 13.06.1996 г.; ФЗ №323 от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»;293-ОД «О профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и и токсикомании на территории Волгоградской области».
18. Медико-социальная работа с инфекционными больными: принципы, содержание, технологии
Инфекция — опасность заражения живых организмов микроорганизмами (бактериями, грибами, простейшими), а также вирусами.
Кафедра социальной работы Психокоррекционная программа по преодолению ...
... коррекционной программы: Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Для эффективности психокоррекционного воздействия необходимо привлекать к работе близких родственников ... целый ряд социальных, психологических, педагогических проблем, которые прямо или косвенно влияют на все стороны развития ребенка, на его психосоциальное благополучие. ...
основные принципы, предложенные Ю.В. Валентиком, О.В. Зыковым, М.Г. Цетлиным.
Экосистемность — это учет всей системы взаимоотношений человека и окружающей его среды в данной проблемной парадигме.
Полимодальность — сочетание в медико-социальной работе различных подходов, способов действия, функционально ориентированных на конкретную цель, на конкретный проблемный контингент.
Солидарность — сочетанное и согласованное организационное взаимодействие в процессе медико-социальной работы государственных учреждений. Конструктивная стимуляция — отказ социальных служб от исключительно патерналистских форм помощи и опеки, порождающих у их субъектов пассивное иждивенчество, и смещение акцента на развитие и поощрение личной активности и ответственности клиентов, максимальное использование и развитие их ресурсов. Континуальность — непрерывность, цельность, функциональная динамичность и плановость медико-социальной работы.
функции социального работника:
Участие в разработке региональных комплексных целевых программ по профилактики инфекционных заболеваний среди населения на основе федеральной программы.
Участие в реализации программ по раннему выявлению инфекционных больных (организация массовых профилактических осмотров, диспансеризации выявленных больных и пр.).
Организация медико-социальной экспертизы инфекционных больных.
Определение оснований для признания гражданина инвалидом.
Медико-ориентированные функции:
Ранняя диагностика инфекционных заболеваний у различных групп населения путем участия в проведении массовых медицинских осмотров.
–Предупреждение усугубления медицинских последствий и преждевременной смертности от инфекционных болезней и их последствий, внедрение и использование современных эффективных методов и технологий лечения инфекционных болезней.
– Медицинский патронаж больных с инфекционными заболеваниями.
– Пропаганда медицинских знаний по профилактике инфекционных заболеваний.
Правовая база: Федеральный закон от 30 марта 1995 г. №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (вич- инфекции)»; Постановление от 1 декабря 2004 г. N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих»; ФЗ №323 от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
19. Место и роль психосоциальной работы в системе медико-социальной помощи.
Сафонова Л.В. В широком смысле психосоциальная работа понимается как направление социальной работы, основная цель которой — оказание первичной психологической помощи, социальной поддержки и содействия людям, находящимся в тжс, как организация комплекса условий для продуктивной адаптации человека в изменившихся условиях жизнедеятельности. В узком смысле психосоциальная работа — деятельность, направленная на восстановление утраченного психосоциального равновесия, на поиск ресурсов личности и ресурсов социальной среды для преодоления трудностей в жизненной ситуации.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ...
... и подростков; - проанализировать сущность работы отделения социального обслуживания на дому. Методической основой курсовой работы является диалектический метод познания социальных процессов, теоретические выводы и ... отношения, возникающие в процессе организации деятельности учреждений социальной защиты детей. Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных вопросов связанных с правовым ...
цель — преодоление социальной дезадаптации человека, оздоровление межличностных отношений в профессиональной и семейно-бытовой сферах.
Социальная дезадаптация – полная или частичная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды (Яценко).
в каждой трудной жизненной ситуации содержится психологический компонент, что делает необходимым использование психологических методов в социальной работе. Психосоциальная помощь требуется при решении самого широкого круга проблем, на первое место среди которых выходят семейные, включая осложнения и трудности как в детско-родительских, так и в супружеских отношениях. Учитывая разнообразие и сложность всех проблем, требующих психосоциальной помощи, в их решении нередко участвуют различные специалисты, включая социальных работников, психологов с разной специализацией, психотерапевтов и психиатров. При этом элементы психосоциальной работы могут использоваться как частично, например, в деятельности специалиста по социальной работе, так и составлять основное содержание занятий практического психолога и психосоциального работника в рамках различных социальных служб. Элементы психосоциальной работы в деятельности специалиста по социальной работе могут быть представлены в виде первичного психологического консультирования, когда происходит первое ознакомление с проблемой клиента, вычленение ее аспектов, осознание и самоактуализация резервов личности для разрешения возникших затруднений. Социальный работник наряду с оказанием первичной психосоциальной помощи может в процессе консультирования перенаправить клиента в случае необходимости непосредственно к специалистам по психосоциальной работе. Функции первичного психосоциального консультирования выполняют также работники телефонов доверия. Психосоциальная работа, осуществляемая психологом социальных служб, наряду с психологическим консультированием, включает также более углубленную психологическую и социально-психологическую диагностику, в процессе которой выявляются личностные особенности клиента, затрудняющие его социальную адаптацию и эффективное функционирование в системе профессиональных и семейно-бытовых отношений. А также выявляется характер его отношений с ближайшим окружением и основные социально-психологические характеристики этого окружения.