Коммуникационные образовательные ресурсы
Информационные ресурсы есть базовая часть образовательных технологий. Условно их можно назвать «знаниевыми» ресурсами, поскольку они содержат предметное содержание, подлежащее усвоению, так называемый образовательный контент. В образовательной деятельности таким ресурсом становится отчужденное от человека предметное содержание, которое фиксируется на информационном носителе – печатном, электронном. Социальный опыт в этих ресурсах преобразован в особую дидактическую форму, эффективную для усвоения обучающимися, за счет учета возрастных и психологических особенностей, конкретного уровня предметной подготовки.
В сетевой среде взаимодействий ситуация коренным образом изменяется. Электронный дискурс сетевых образовательных взаимодействий сохраняется не в памяти субъекта или на пленке, а на сетевом сервисе и доступен пользователям в течение всего жизненного цикла накапливаемого ресурса. Этот цикл может быть достаточно длительным, а затем сохраняться, при необходимости, в виде архива. Это позволяет не только ознакомиться и изучить этот ресурс, но и его использовать в дальнейшем, если сформулированы задачи. Этот тип ресурса становится фактографическим «документом», позволяющим вернуться к прошлым коммуникационным актам не по памяти, а в текущей практике, анализируя дискурс и развивая его, если он не завершен. «Растянутое» время коммуникационного события позволяет, при желании, изменить интеллектуальный ход события, предложив альтернативный вариант обсуждения проблемы. Зафиксированная в электронном образовательном дискурсе, а также предшествующая дискурсу информация, хранящаяся в сети и направленная на его организацию, представляется особым типом ресурсов образовательной практики, которые предлагаем назвать коммуникационным ресурсом.
Значимость таких ресурсов можно проследить, анализируя разворачивание коммуникационных событий в глобальной сети. Разнообразные мотивации пользователей Интернета обусловливают множество дискурсов, в которые может вступить заинтересованный пользователь. Для таких электронных взаимодействий принят термин «компьютерно-опосредованная коммуникация», понятие, не являющееся еще объектом строгих научных исследований. В анализе особенностей разворачивания сетевой компьютерно-опосредованной коммуникации можно выделить следующие виды ресурсов, которые можно отнести к разряду коммуникационных: ресурсы, ориентированные на организацию последующей образовательной коммуникации; ресурсы, образующиеся в результате коммуникативной деятельности субъектов сетевых взаимодействий при использовании различных сервисов (электронная почта, чат, ISQ, телеконференций, форумов); продукты коммуникационных действий пользователей в процессе образовательной коммуникации (коллекции закладок, сетевые проекты, многопользовательские интеллект-карты).
Организация взаимодействия образовательного учреждения с окружающим ...
... того, это особое учреждение, выполняющее функции, предписанные государством. На взаимодействие образовательного учреждения и социальной среды могут влиять условия социума, особенности ... социально-педагогических функций. Являясь динамичной образовательной структурой сельского поселения, сельская школа потенциально располагает значительными ресурсами для опосредованного решения важнейших социально- ...
К этому типу ресурсов можно отнести также продукты электронных средств массовой коммуникации, такие как теле- и радиопередачи, размещенные на сайтах соответствующих каналов, газетные и журнальные публикации в сетевом варианте их функционирования.
Коммуникационными предлагаем считать такой тип электронных образовательных ресурсов, которые предназначены для организации, вовлечения в процесс и поддержания коммуникаций в сетевой образовательной деятельности, а также продукты образовательных коммуникационных взаимодействий субъектов, накапливаемые в сети и позволяющие впоследствии решать различные классы образовательных задач.
Основной целью коммуникационных ресурсов является создание условий для целенаправленных образовательных взаимодействий участников образовательного процесса. Таких взаимодействий, в которых уже не только преподаватель, но и студент выступает источником усвоенных знаний. Он применяет их в различных образовательных ситуациях, организуемых педагогом или инициируемых самостоятельно, на основе самоорганизации, взаимоорганизации с партнерами по обучению.
Задачи коммуникационных взаимодействий, например, могут заключаться в:
- выстраивании субъектом индивидуального образовательного пути в сетевой среде взаимодействий;
- стимулировании и сопровождении взаимодействий субъектов с осваиваемыми сетевыми информационными ресурсами, в процессе самостоятельного усвоения предметного содержания;
- организации потенциальных взаимодействий с другими пользователями, изучающими данный ресурс, для осуществления взаимопомощи (we-learning), взаимокоррекции усвоения предметного содержания, а также получения консультационной помощи со стороны педагога;
- поиске субъектами новых знаний, извлечении новых знаний из разнообразных ресурсов глобальной сети (научных, образовательных, публицистических и др.);
- обмене продуктами образовательной деятельности, их накоплении в сетевом портфеле обучающихся и оперативном информировании педагога, с помощью сетевых агентов, о сетевых действиях субъекта;
- участии в сетевом образовательном дискурсе с целью формирований компетенций;
- коммуникационных взаимодействиях субъектов с широким социальным кругом потенциальных партнеров по решению квазипрофессиональных задач (самоактуализации, профессионализации), на этапах продуктивного, творческого использования полученных знаний и их применения в различных контекстах социальной практики.
Для того, чтобы обеспечить решение подобных задач педагогу предстоит подготовить определенную профессиональную ресурсную базу коммуникационной деятельности: подготовить ресурсы организационно-методического плана; накапливать сетевой ресурс мониторинга, контроля и оценки образовательных действий обучающихся, доступный пользователям для самооценки и самокоррекции своей деятельности; создавать сервисы «часто задаваемых вопросов», создавать масс-коммуникационные ресурсы для решения отдельных задач и т.п. Таким образом, отчуждая профессиональные знания в коммуникативной форме, педагог создает новый тип ресурсов электронной образовательной среды.
Проблемы совершенствования управления деятельностью дошкольного ...
... управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения. Задачи исследования: - обеспечить качество условий образовательного процесса в ДОУ. - создать условия для профессионального совершенствования педагогов детского сада. - совершенствовать процесс взаимодействия между участниками образовательного процесса. ...
Информационные ресурсы сетевой среды есть ресурсы жесткие, малоизменяемые, базовые, они составляют фундамент электронной среды образовательной деятельности. Ресурсы коммуникационные, являясь гибкими, вариативными, изменчивыми, отражают качество протекающего в этой среде образовательного процесса, позволяют оперативно отслеживать достигаемые результаты освоения предметных знаний, формирования компетенций субъектов. Оценить качество профессиональной деятельности педагога, уровни достижений, которые достигаются в той или иной части образовательной среды — по конкретному предмету, профилю, образовательной программе.
Коммуникационные ресурсы имеют иную структуру, свойства и качества, чем образовательные информационные ресурсы. Это обусловлено их целями, решаемыми задачами, условиями функционирования в электронной среде.
Отражение в ресурсах образа коммуникатора. Информационный ресурс практически безличен, в письменной речи учебника, пособия практически отсутствуют эмоции, оценочные позиции, личные мнения автора, текст приводится к форме бесстрастного документа долговременного использования. В коммуникационном ресурсе сообщение отражает образ автора. Это может быть образ аудиовизуальный (телевизионное сообщение, видеоконференсвязь), образ аудиальный, в котором запечатлевается интонационный строй, паралингвистические особенности, вокалика звучащей речи. Образ может выстраиваться и чисто лингвистическими средствами письменноречевого сообщения. Например, дискурс сетевых взаимодействий, кроме обсуждаемого предметного содержания, насыщен субъектными мнениями, суждениями, умозаключениями, эмоциональными репликами, обращенными к партнерам – эти и другие формы высказываний несут отпечаток личности автора сообщения, отражают его внутренний психологический мир. Опытный педагог, в таких сетевых взаимодействиях, умеет «видеть автора», субъекта, сформированность его свойств и компетенций.
Фокусная адресность коммуникационного ресурса. Ресурсы информационные адресованы к усредненной аудитории, обучающимся с определенными возрастными, психологическими характеристиками, уровнем предметной подготовленности. Коммуникационные ресурсы педагога изменяются от группы к группе, с учетом конкретных субъектов образовательной деятельности, могут быть индивидуализированы в работе с малой группой, отдельным субъектом.
Небольшой жизненный цикл ресурса. Жизненный цикл информационного ресурса обычно составляет несколько лет, после чего он требует обновления, переработки, с учетом новых знаний, методик, изменения электронных программных средств, стиля оформления текста и пр. Жизненный цикл коммуникационного ресурса, в среднем, составляет несколько месяцев — время изучения конкретного учебного курса. Однако есть инвариант этих ресурсов, который может использоваться многократно, поскольку они составляют ресурс профессиональной деятельности педагога.
Ема: Критерии диагностики результатов деятельности образовательного учреждения.
... надзору в сфере образования и науки. Принципы психолого-педагогического анализа деятельности образовательного учреждения. Задания для самостоятельной работы: 1. Познакомиться с текстом документа: ... психологическая диагностика и аттестация персонала предприятия в условиях совершенствования кадровой политики [Электронный ресурс] / З.Д. Лобачев. - М. : Лаборатория книги, 2010. - URL: ...
На базе коммуникационных ресурсов в сетевой среде можно решать задачи сложные или практически недоступные традиционным аудиторным взаимодействиям.
В учебной деятельности. Создавать условия коммуникационной активности каждого обучающегося. Они дают возможность продумать и опубликовать свое высказывание, подготовившись, выбрав для себя удобное место и время, может быть, сделать это в совместной деятельности с другими, сообща. Появляется более широкий социальный контекст образовательных действий, со ссылкой на сетевые ресурсы, сетевые высказывания других (привлечение авторитетов).
Принципиально новое качество этого ресурса раскрывается в возможности реализации индивидуального образовательного пути субъекта. Если в традиционной практике субъект, пропустивший по тем или иным причинам аудиторное занятие, практически уже не может с ним ознакомиться, принять в нем участие, то в сетевой среде ситуация иная. Мотивированный и ответственный (самоорганизованный) субъект, желающий «посетить» занятие и в нем поучаствовать, может это сделать, получив от педагога доступ в пропущенный и хранящийся на сервере сетевой дискурс. Прочитав, прослушав высказывания других, субъект во внутреннем плане действий может выполнить все положенные действия, скорректировать свои ошибки, сравнить свои интеллектуальные действия с высказываниями участников дискурса, то есть самостоятельно развернуть пропущенный дискурс и в определенной степени сформировать необходимые компетенции.
Субъект в сети может создавать личный информационный ресурс, который накапливается в его электронном портфеле. Этот ресурс представляет отчужденные от субъекта знания, заключенные в продуктах его образовательной деятельности. Продукты образовательных действий субъектов в сетевой среде накапливаются и определенное время сохраняются, создавая в своей совокупности важный ресурс образовательной деятельности. Следует ли относить продукты деятельности обучающихся к ресурсам коммуникационного типа? Несомненно, ведь обучающийся обязательно эти ресурсы пересылает на оценку, получает ответ, то есть они становятся важной частью обменных действий — образовательной коммуникации.
В профессиональной деятельности педагогов. Педагогу предстоит осуществлять коммуникативное проектирование сетевой среды взаимодействий. Накапливаемый в сети коммуникационный ресурс профессиональной деятельности педагога позволяет ему в дальнейшем «автоматизировать» свои коммуникационные действия, используя накопленные в прошлые годы ресурсы.
Основы деятельности образовательных учреждений. Организация образовательного ...
... Задание 5 Чем отличаются управление функционированием образовательного учреждения и управление развитием образовательного учреждения? Управленческая деятельность в различных сферах профессионального труда, несмотря ... в МДОУ. . Организационные руководство деятельностью педагогов в соответствии с Программой развития, годовым планом, образовательной программой МДОУ; повышение квалификации (педагогов ...
Анализ накапливаемых в сети ресурсов образовательного дискурса позволяет более детально и конкретизированно выявлять наиболее характерные и часто встречаемые ошибки обучающихся, в формировании их компетенций. Это может являться содержательной базой для создания автоматизированного коммуникационного ресурса, который в сети обозначается как «часто задаваемые вопросы», с формализованными ответами педагога в режиме автоответчика.
Коллегам опытного педагога ресурс сетевого образовательного дискурса позволяет ознакомиться с методикой сетевых взаимодействий, найти профессиональные приемы для своего профессионального развития, повышения квалификации.
В управлении. Управленцам (заведующему кафедрой, руководителю методического объединения и пр.) такой ресурс позволяет оценить качество профессиональной деятельности педагога, его профессиональные умения и навыки, раскрывающиеся во взаимодействии с обучающимися в сетевой среде, оценивать качество протекающего образовательного процесса.
Коммуникационные ресурсы дискурса могут составлять конкретно-чувственную базу для анализа и обобщения, рефлексии всех субъектов образовательной деятельности – и педагогов, и обучающихся. Каждый участник коммуникационного события может проанализировать деятельность свою и других участников коммуникационного события, отрефлексировать, сделать определенные выводы и наметить пути своего дальнейшего развития – и в аспекте усвоения предметного содержания, и в аспекте формирования компетенций — коммуникативных, профессиональных, социальных и др.
В социальной деятельности. Социальные цели могут быть достигнуты, если дискурс, представляя социальную ценность, может быть открыт широкому кругу сетевых пользователей для ознакомления с мнениями участников по важной социальной проблеме.
Таким образом, коммуникационные ресурсы представляют отчуждаемую от коммуницирующих субъектов информацию, запечатлевающую их знания, умения, отношения, и это представляет особую ценность в образовательной деятельности. Это не формализованный, а конкретно-чувственный опыт, в котором отпечатана личность субъекта, его компетенции. Этот особый ресурс, в процессе его жизненного цикла, может использоваться с новыми профессиональными и образовательными целями другими субъектами, а не только теми, которые своими речевыми действиями участвовали в его создании.
В чем ценность коммуникационного ресурса?
Этот ресурс может представлять особую ценность для субъекта, осваивающего предметно-практический опыт. Анализируя и рефлексируя по поводу своих действий, субъект осознает пройденный образовательный путь, свои достижения, возможные просчеты гораздо более объективно и продуктивно, чем в анализе своих действий в аудиторном дискурсе. Образцы сетевых действий партнеров могут служить ориентиром дальнейших достижений в образовательной деятельности. Все это способствует формированию более адекватной самооценки и при правильном педагогическом сопровождении может стимулировать саморазвитие субъекта в образовательных взаимодействиях.
Концепция формирования читательской компетентности учащихся в ...
... образовательная среда, в которой культура чтения является базой, инструментом и стимулом общего развития ребенка. 4. Активизация читательской деятельности ... элементов образования, которые составляют информационную и коммуникационно-технологическую основу для достижения разных целей. Ее ... чтения как базовой интеллектуальной технологии, важнейшего ресурса личностного роста, источника приобретения знаний ...
Наиболее мотивированные, подготовленные, активные, инициативные обучающиеся, после овладения необходимыми компетенциями, могут переходить к продуктивным, эвристическим, творческим этапам образовательной деятельности, получая образовательные продукты субъективной или объективной новизны, особенно в художественно-творческой деятельности. На этих этапах субъекту очень важно получить оценку своих достижений со стороны других – и коллег, и педагогов и возможных партнеров, потенциальных потребителей продукции. Сетевая среда открывает для этого широкое поле действий – самопрезентационных, выставочных, проектных. Создавая личный сетевой коммуникационный ресурс субъект может выступать организатором нового образовательного дискурса, становясь его центром – публикуя свои творческие материалы в сети, получая многочисленные обратные связи и обсуждая с заинтересованными пользователями предложения.
Для педагога ценность коммуникационного ресурса заключена в возможности его многократного использования, определенной автоматизации своих профессиональных действий в сети. Сетевой коммуникационный дискурс может быть сохранен как образец продуктивной деятельности обучающихся, как эталон для сравнения, подражания, коммуникативного поведения, сформированности компетенций для последующих групп студентов.
Ценность для образовательной среды. Высокий образовательный потенциал этих ресурсов связан с возможностью расширения и модификации социальных связей в среде, масштабирования коммуникаций — возможности включения в сетевой дискурс субъектов других образовательных профилей, смежных предметов, коллективного модерирования дискурса педагогами разных предметных областей и пр.
В спроектированной и подготовленной коммуникационной среде образовательного учреждения будут накапливаться коммуникационные ресурсы как продукты коммуникационной образовательной деятельности всех субъектов образовательного процесса. Каждый сетевой дискурс, направленный на достижение поставленной цели, решение коммуникативной образовательной задачи, сохраняясь в сетевом пространстве взаимодействий, повышает образовательный потенциал среды и ее коммуникационное «качество», расширяет условия включения в него субъектов образовательного процесса с целью формирования и совершенствования компетенций, с целью самоактуализации, самореализации в образовательной и профессиональной деятельности. Являясь образовательным, ресурс коммуникационный развивает ресурсную базу виртуальной, сетевой среды учреждения, предметно-практической среды педагога, кафедры, факультета.
Для развития, расширения, обогащения электронной части образовательной среды коммуникационные ресурсы представляют особую ценность и значимость. Если информационные ресурсы выполняют функцию электронной библиотеки, то коммуникационные ресурсы отражают образовательные коммуникационные события, которые разворачиваются между взаимодействующими в сети субъектами. Они отражают образовательные действия субъектов, их ценности, их компетенции, их мысли и эмоции. Они отражают человеческое тепло и складывающиеся отношения как сетевой вариант аудиторного общения. Этот ресурс позволяет оценивать используемые в сети педагогические технологии, новые методики образовательных взаимодействий, достигаемые продуктивные результаты, то есть качество протекающего в сети образовательного процесса, который есть продолжение и развитие процесса аудиторного.
Методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста ...
... и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности способствуют совершенствованию элементарных навыков пространственной ориентации (спереди, сзади, посередине, ... элементов иных методов является обычной практикой организации образовательного процесса в любой образовательно-информационной среде. Существует проблема поиска оптимального сочетания данных методов, ...
В виртуальной части среды могут выстраиваться новые связи и отношения, формироваться новые социальные общности. Это расширяет образовательное пространство и «растягивает» во времени дискурсы, обогащая социальные связи. Развивающийся субъект в этом расширенном и обогащенном образовательном пространстве (среде) может отыскивать собственные смыслы, испытывать разнообразные влияния как механизм развития, саморазвития, социализации и профессионализации человека в социальной, образовательной, корпоративной информационной среде.
Таким образом, информационная ресурсная часть виртуальной среды, которая сегодня оценивается и развивается, есть только потенциал новых стратегий и тактик образовательной деятельности в электронной среде взаимодействий. Коммуникационная ресурсная часть среды представляет собой актуальный, используемый потенциал. Можно провести аналогию с преобразованием потенциальной энергии ресурсов в кинетическую энергию саморазвития субъектов образовательной взаимодействий – и обучающихся, и педагогов, управленцев.
Приведем практические примеры коммуникационных ресурсов.
Коммуникационные информационные ресурсы методического, инструктивного плана. Они предназначены для организации коммуникационной деятельности субъекта с изучаемым предметным содержанием в сетевой среде, помогают субъекту включиться и правильно организовать свои коммуникационные действия в сети. Педагогом готовятся задания, вопросы, проблемные ситуации, которые составляют предмет коммуникационных взаимодействий, в которых субъект, используя усвоенные знания, осуществляет их перенос в новые условия, формирует свои компетенции.
В результате использования организационно-методических коммуникационных ресурсов в сети происходят образовательные коммуникационные события – сетевые семинары, форумы, конференции, в которых формируется сетевой коммуникационный дискурс, хранящийся на сервере. Накопленные в этом дискурсе коммуникативные высказывания всех участников обсуждения будут составлять особый ресурс – дискурсный. Этот новый для образовательной практики вид ресурса может в дальнейшем использоваться педагогом для решения различных педагогических задач, которые ранее были недоступны, поскольку высказывания участников коммуникативных образовательных событий в аудиторной среде, к сожалению, не сохраняются.
Ресурс организационно-управленческого плана. Коммуникационные ресурсы используются в процессе управления образовательной деятельностью. В результате мониторинга и контроля за ходом образовательного процесса образуется особый, формализованный дискурс, основанный на замыкании обратных связей. В результате накапливаются рейтинги, оценки, которые обсуждаются педагогом и обучающимися и позволяют корректировать дальнейшую деятельность. Осуществляются коммуникации по согласованию действий участников образовательного процесса. В результате в сети формируется особый формализованный ресурс.
Тема 1. Место психологии журналистики в системе научных знаний ...
... современной журналистике. Группы по интересам в ИНТЕРНЕТ: субъект или объект массово-коммуникационной деятельности? Литература: Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. - СПб., 2001. ... коммуникации. - М., 2000. Тема 8. Межличностное общение в журналистской деятельности. Коммуникативная компетентность журналиста. Вопросы для обсуждения: а)Чем отличаются массовая коммуникация ...
Информационный ресурс можно представить в коммуникационной форме. Перевод печатных учебных пособий в электронную форму позволяет их размещать на сервере и создавать возможность удаленного с ними взаимодействия. Однако, если представить эти учебные тексты в коммуникативной форме, их сетевой потенциал можно существенно повысить.
Например, если печатную книгу перевести в форму аудиокниги, то она становится практически коммуникационным ресурсом. При этом проявляется аудиообраз коммуникатора. Интонационные приемы выделения главного, значимого, а также эмоциональность устной речи заставляют по-новому, по сравнению с печатным текстом, проникнуть в глубину излагаемого содержания, коммуникатор наполняет читаемый текст своими эмоциями, отношениями. Это в определенной степени сравнимо с тем, что делает педагог в аудитории, в устной речи раскрывая учащимся предметное содержание.
Рассмотрим другой пример. Электронное учебное пособие хранится на сервере. Педагог, чтобы привлечь внимание обучающихся к наиболее важным, значимым, ключевым фрагментам изучаемого содержания, определенные части текста переводит в коммуникативную форму (аудиальную или аудиовизуальную форму), повышая сетевой потенциал ресурса. Либо на сервере разворачивать специальные коммуникационные сервисы для обсуждения, комментирования предметного содержания, для консультирования, комментирования.
Коммуникационные ресурсы как личный образовательный ресурс. Перечисленные выше коммуникационные ресурсы организуются и поддерживаются педагогом, составляют определенный аспект его профессиональной деятельности. Однако в сетевой, виртуальной образовательной среде по-новому может разворачиваться деятельность самого обучающегося. В своей коммуникационной сетевой деятельности наиболее успешные и мотивированные студенты создают свои сайты и блоги. Обсуждают на них ход образовательной деятельности и ее результаты. Размещают в сети свои сочинения, творческие работы, фото, видеофайлы. Для них важен отклик со стороны не только педагогов, но и студенческой аудитории, иногда и более широкой социальной среды – абитуриентов, студентов других факультетов и вузов. Эти коммуникационные ресурсы составляют часть индивидуальной виртуальной образовательной среды субъекта и отражают его личностные свойства и качества, сформированность определенных профессиональных компетенций. Обычно они разворачиваются на Интернет-сервисах социальных сетей, что и позволяет им функционировать не только в учебной аудитории, но и в более широком социальном пространств.
В качестве обобщенных выводов, отметим, что информационные ресурсы электронной образовательной среды уже принятое понятие. Однако вопросы, каким образом осуществляются в электронной среде взаимодействия с этими ресурсами, как на их основе формируются компетенции – остаются открытым. Коммуникационные ресурсы же позволяют отслеживать количественно и качественно осуществляемых в сети образовательные взаимодействия, решение разных классов образовательных задач, продуктивность образовательной деятельности. Коммуникационные ресурсы, в отличие от ресурсов информационных, отражают не только изучаемый объект, но и субъектов, вступающих в коммуникационные взаимодействия. В развернутых, насыщенных оценочными позициями, суждениями, эмоциями, высказываниях субъектов проявляется их личностные свойства и качества, ценностные позиции, мотивации, установки, отношения. Это позволяет подготовленному педагогу глубже «видеть субъекта», что необходимо для качественного содействия, сопровождения самостоятельной образовательной деятельности.
Управление качеством образовательной деятельности дошкольного ...
... Объект исследования: управление образовательной деятельностью в дошкольном учреждении. Предмет исследования: особенности управления качеством образовательной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении. Задачи ... образовательные программы, профессиональную компетентность педагога, в первую очередь его личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, предметно- развивающую среду[ ...
Таким образом, коммуникационные ресурсы представляют особый педагогический ресурс, помогающий преподавателю в решении основных профессиональных задач (видеть субъекта, строить образовательный процесс, осуществлять саморазвитие и пр.).
Соответственно, при формировании ресурсной базы сетевой образовательной среды следует создавать не только предметно-содержательные информационные ресурсы, но и ресурсы коммуникационные, необходимые для разворачивания в сети образовательных взаимодействий. Для этого предлагается преобразовывать информационные ресурсы в особые коммуникативные формы — это новый аспект создания электронных образовательных ресурсов нового поколения.
Выводы
Результатами коммуникационных образовательных технологий могут быть новые социальные и образовательные эффекты современной высокотехнологичной образовательной среды.
Посредством коммуникационных технологий не только оптимизируются формы образования, но формируются профессионально и личностно-значимые компетенции социального взаимодействия в соответствии с современными способами информационного поведения, формируются качества, востребованные у перспективного специалиста. Коммуникационные технологии характеризуются обогащением спектра формируемых компетенций, определяющих способность самостоятельно приобретать и применять знания, проявлять свою личностную социальную позицию, выражать себя как субъект образовательной и профессиональной деятельности в современной распределенной информационной и профессиональной среде.
Формируемые новые компетенции, изменяющиеся психологические установки, позиции, система ценностей, стратегии информационной деятельности и поведения, познавательные потребности способствуют расширению информационной картины мира студента. Следовательно, изменяется сознание обучающегося, оно становится системным, критичным, гибким, образным.
В основе применения коммуникационных технологий лежит не определенная последовательность действий, ведущая к планируемым результатам, а вариативные алгоритмы выбора параметров коммуникационной образовательной деятельности, определяющие индивидуализированное качество результатов. Следовательно, сетевое взаимодействие способствует развитию у обучающихся способностей эффективно распоряжаться своим временем, грамотно организовывать рабочее пространство, правильно расставлять приоритеты, планировать и прогнозировать результаты деятельности, принимать самостоятельные решения, координировать свои действия с деятельностью других. Эффект самоорганизации действий субъектов, «запуск» механизмов взаимообучения на основе развитой системы самоуправления, саморегуляции является одним из самых высоких социальных эффектов сетевых образовательных взаимодействий, способствующий проявлению новых стратегии профессиональной деятельности в высокотехнологичной среде.
Коммуникационные образовательные ресурсы — Стр 2
В любой сетевой образовательной среде происходят формализованные информационные обмены — это справки, объявления, информирование, сдача работ на проверку и пр. Эти информационные обмены есть необходимая, но не достаточная часть сетевой образовательной коммуникации. Более высокий уровень коммуникации достигается, если обучающиеся вступают во взаимодействия, обсуждая решение учебных, квазипрофессиональных задач, на основе усвоенных знаний. Здесь дискурс также может быть формализованным, связанным только с усваиваемым предметным содержанием, но эти коммуникационные действия характеризуют новое качество протекания образовательного процесса во внеаудиторных взаимодействиях или во взаимодействиях удаленных (синхронные коммуникации).
Если в коммуникационных взаимодействиях начали формироваться отношения, проявляются эмоции, ценности, личностные смыслы — значит в сетевых взаимодействиях проявляются черты общения, формируются отношения между субъектами. Можно считать, что это характеризует появление коллективного субъекта образовательной деятельности, формируется социальная общность как особая ценность виртуальной среды образовательной. В этом ее особый потенциал – расширение, обогащение социальных связей и формирование новых социальных общностей (например, сетевые сообщества), которым трудно сорганизоваться в аудиторной среде из-за пространственных и временных проблем, а есть общность целей, смыслов и ценностей, которые создают предпосылки актуализации новых целей и задач, особых ценностей виртуальной среды взаимодействий.
Предполагаем, что если студент есть активный субъект сетевого взаимодействия, то он, в перспективе, будет создавать индивидуальную информационную среду своего развития и профессиональной (учебной, образовательной) самореализации. Реализуя свою индивидуальную образовательную траекторию, студент будет преобразовывать индивидуальную информационную среду под цели своего саморазвития, самостоятельно формулируя цели и задачи и стремясь их достигать в опоре на информацию и коммуникацию сетевой среды (в совокупности с обычной).
Конструируя индивидуальную среду, субъект становится готов использовать не только систематизированную образовательную информацию (из среды поддерживаемой профессиональными педагогами), но также привлекать различные электронные информационные базы данных, базы знаний, СМИ, материалы телеконференций, блоги, wiki-статьи, материалы рассылок. Осознанно и целенаправленно организовывать общение не только с коллегами и педагогами, но и специалистами, фокусными социальными группами, разделяющими его взгляды и позиции, позволяющими расширить спектр представлений об успешности в предстоящей профессиональной деятельности, которая динамично изменяется и цели завтрашнего дня не совпадают с сегодняшними. Он ищет новых партнеров, с которыми можно взаимодействовать в достижении поставленных целей и задач, осуществляет в сети самопрезентацию для этого, поддерживает, например, свой сайт, блог; организовывать или участвовать в совместной деятельности (проекты, семинары, вебинары, дискуссионные фокус-группы, флэш-моб).
Кроме того, студент готов взаимодействовать с информацией на разных языках, извлекая новые полезные знания. Важно уметь правильно осознавать преобразуемые цели и задачи и развиваться с опережением по отношению к своим сверстникам. Это и приведет, в итоге, к саморазвитию человека в современном информационном обществе.
Может проявляться и воспитательная ценность сетевой коммуникации. Коммуникационные ресурсы, при определенных условиях, позволяют воздействовать, влиять не только на знания, но и на ценности, психологические установки, направленность потенциальной аудитории, отдельного субъекта образовательной деятельности. Влиять не только на «знаниевую», но и на «ценностную картину мира», то есть реализовывать воспитывающие функции (воспитательные функции образовательной среды).
Поэтому особым ценностным свойством этого ресурса является проявление личностных свойств и качеств субъектов его порождающих, от которых эти ресурсы отчуждаются (отзывчивость, толерантность, ответственность, самостоятельность).