9
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по образовательной
деятельности, д.с.н., профессор
_____________ Минзарипов Р.Г.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Введение в специальность»
Цикл: ДН(М).Ф.1
Направление: 522700 Конфликтология
Принята на заседании кафедры конфликтологии
(протокол №__ от «___» _________ 2012 г.)
Заведующий кафедрой конфликтологии __________ (А.Г. Большаков)
Утверждена учебно-методической комиссией философского факультета
(протокол №__ от «___» __________ 2012 г.)
Председатель учебно-методической комиссии ____________ (В.В. Mуругова)
Методические указания (Пояснительная записка)
Рабочая программа дисциплины «Введение в специальность»
Предназначена для студентов 1 курса (2 семестр)
По направлению подготовки 522700 «Конфликтология», бакалавриат
АВТОР(Ы): заведующий кафедрой конфликтологии, профессор, доктор политических наук А.Г. Большаков, ассистент кафедры конфликтологии, кандидат политических наук Т.З. Мансуров
- Краткая аннотация
Данная дисциплина относится к циклу дисциплин направления ДН(М).
Для её успешного изучения необходимы знания и навыки, приобретённые в рамках школьных курсов «Обществознание», «История», желательно предшествующее или параллельное освоение вузовских курсов «Социология», «Социальная психология», «Экономика», «Правоведение», «История», «Философия». Курс является вводным по отношению к основным дисциплинам профессионального блока.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО КУРСУ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»
... для обсуждения Философские и общенаучные принципы исследования конфликтов. Методические принципы конфликтологии Этапы анализа конфликтов. Программа конфликтологического исследования. Применение методов ... также освоение ими профессиональной роли психолога - конфликтолога. Методические рекомендации предназначены для изучения дисциплины «Конфликтология» студентами 5 курса специальности 020400 – психология. ...
Целью курса «Введение в специальность» является знакомство студентов с основами конфликтологического знания. Программа курса направлена на то, чтобы сориентировать студентов в их будущей профессиональной деятельности, дать представление о сферах работы специалиста в области конфликтологии, объяснить основные параметры обучения в университете по направлению «Конфликтология».
- Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины.
Студент, завершивший изучение данной дисциплины, должен:
Знать:
- основные теории и методологии исследования конфликтов;
- этапы обучения конфликтологическим знаниям на уровне бакалавриата;
- этапы развития самого конфликтологического знания;
- основные навыки и правила при написании письменных студенческих работ и их оформления;
- место конфликтологии в системе социально-гуманитарных наук.
Уметь:
- анализировать совокупность конфликтов различных уровней (от личностных до социетальных и международных);
- интерпретировать влияние конфликтов различной интенсивности на принятие управленческих решений;
- применять методы конкретных эмпирических исследований социальных наук в анализе организационных образовательных конфликтов.
Владеть:
- понятийным аппаратом конфликтологии как междисциплинарной науки;
- навыками определения и интерпретации государственно-административных и муниципальных конфликтов;
- методиками обучения основам теории конфликта.
- Объем дисциплины и виды учебной работы
Форма обучения дневная
Количество семестров 1
Форма контроля 2 семестр – зачет
№ п/п |
Виды учебных занятий |
Количество часов |
1. |
Всего часов по дисциплине |
129 |
2. |
Самостоятельная работа |
95 |
3. |
Аудиторная работа |
34 |
в том числе: |
|
|
— лекции |
34 |
|
— семинарские (практические) занятия |
0 |
|
4. |
Количество контрольных точек |
3 |
Содержание разделов дисциплины
4.1. Требования государственного образовательного стандарта
К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
Индекс |
Наименование дисциплины и ее основные разделы |
Всего часов |
ДН(М).Ф.1 |
Введение в специальность История отечественной конфликтологии как науки и учебной дисциплины; предмет и методы конфликтологии; междисциплинарные особенности конфликтологии; общая теория конфликта и методологические подходы исследования конфликта; отраслевые конфликтологии; общие методы предупреждения и разрешения конфликтов; посреднические отношения и понятие “посредничество”; переговоры как практика посредничества; специфика управления конфликтом. |
4.2. Содержание разделов дисциплины и их распределение по видам занятий
№ п/п |
Наименование темы и ее содержание |
Количество часов |
|||
Всего |
аудитор. занятия в том числе |
Самостоятельная работа |
|||
Лекции |
Практические занятия |
||||
1. |
Тема 1. «Основные цели курса «Введение в специальность». Структура и основные темы курса «Введение в специальность». Адаптация студента-первокурсника в университете. Основы конфликтологического знания. Ориентация студентов в их будущей профессиональной деятельности. Основные проблемы современной конфликтологии, история становления отечественной конфликтологии, связь конфликтологии с другими дисциплинами (политологией, историей, правом, экономикой, психологией, социологией и др.). |
8 |
2 |
— |
6 |
2. |
Тема 2. «Особенности обучения в высшей школе». Новое общественное положение. Организационные и содержательные проблемы обучения в высшем учебном заведении. Отсутствие прямого контроля над успеваемостью студента. Право выбора. Повседневная работа студентов. Ожидания и реальное положение дел в вузе. Студенческие права и обязанности. Формы организации учебного процесса в вузе. Лекции, семинары, коллоквиумы. Игровые формы проведения занятий. Групповые дискуссии. Тестирование. |
8 |
2 |
— |
6 |
3. |
Тема 3. «Задачи в профессиональном обучении конфликтологов». Выбор студентом-конфликтологом собственной стратегии обучения в университете. Некоторые методы (способы) построения образов будущего. Принципы определения предполагаемого пути в профессию. Теоретико-прикладной характер обучения конфликтологии в российском высшем образовании. |
12 |
4 |
— |
8 |
4. |
Тема 4. «Реформа российского высшего образования. Болонская система». Причины современных реформ в российском высшем образовании. Болонская декларация. Болонское соглашение. Болонский процесс в России. ЕГЭ как вступительный экзамен. Двухуровневая система высшего образования. Конкуренция советской и болонской моделей образования в современной России. Система кредитов. Балльно-рейтинговые системы оценки знаний в российском образовании. |
10 |
2 |
— |
8 |
5. |
Тема 5. «Учебный и рабочий планы К(П)ФУ по направлению «Конфликтология». Функции учебного и рабочего планов на отделении конфликтологии. Основные блоки учебных дисциплин. Зачеты и экзамены. Практики для конфликтологов. Основные организации для проведения практик студентов-конфликтологов. ФГОС и учебный план. Внесение изменений в учебный план. ГАК. Балльно-рейтинговые система оценки знаний в КГУ. Ее содержание, основные достоинства и недостатки. |
10 |
2 |
— |
8 |
6. |
Тема 6. «Источники и материалы при изучении конфликтологии». Документы как источник информации. Конфликтологические базы данных как источник информации. Интернет-источники в конфликтологии. |
10 |
2 |
— |
8 |
7. |
Тема 7. «Письменные студенческие работы». Квалификационные работы студентов. Курсовая работа. Выпускная квалификационная работа (диплом). Правила оформления квалификационных работ. Защита и оценивание квалификационных работ. Контрольная работа. Формы контрольных работ. Эссе. Правила написания эссе. Методика «конфликтной автобиографии». |
12 |
4 |
— |
8 |
8. |
Тема 8. «Научная и исследовательская работа студентов». Цели и задачи научной работы. Научная работа в университете. Студенты и научно-исследовательская работа. Конференции, семинары, симпозиумы. Проведение эмпирических исследований. Научные проекты. Гранты. Написание заявок для получения грант. Вузовские, республиканские, общероссийские и международные конкурсы, гранты и проекты научного характера для студентов. Подготовка к поступлению в аспирантуру. |
12 |
4 |
— |
8 |
9. |
Тема 9: «Предмет и методология конфликтологии». Понятие «конфликт». Основные характеристики конфликта. Междисциплинарный и адисциплинарный подходы в конфликтологии. Насилие в современном социуме. Социальная напряженность. Противоречие и конфликт. Конфликтная ситуация. Объект и предмет конфликтологии. Методологические проблемы изучения конфликтов. Методы конфликтологии. Специальные и частные методы конфликтологии. Методы сбора эмпирических данных в конфликтологии. Измерение социальной напряженности. Описание эмпирических данных, их шкалирование. Типологизация и классификация данных. Методы анализа эмпирических данных в конфликтологии. Социальное моделирование. Методы качественного анализа: смысловая интерпретация данных. Социометрия. Тестирование. Конфликтологический аудит. Конфликтологический мониторинг. |
8 |
2 |
— |
6 |
10. |
Тема 10: «Основные теории и концепции современной конфликтологии». Общая теория конфликта и методологические подходы исследования конфликта. Функциональная и диалектическая теории конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф). Неомарксистская теория конфликта (Д. Локвуд и Дж. Голдторп). Концепция структурного насилия Й. Галтунга. «Общая теория конфликта» (К. Боулдинг, Л. Крисберг). Психологические теории конфликта. Междисциплинарные теории конфликта. Теория разрешения («conflict resolution») в современной конфликтологии. Единая теория конфликта (В.А. Светлов). Отраслевые конфликтологии. |
10 |
2 |
— |
8 |
11. |
Тема 11. «Специфика управления конфликтом. Переговоры и посредничество в конфликте». Понятие «управление конфликтом». Методы и стили управления конфликтами. Общие методы предупреждения и разрешения конфликтов. Переговоры и посредничество как методы урегулирования конфликтов. Переговоры в конфликте. Типы переговоров. Участники переговоров. Технология проведения переговоров. Посреднические отношения и понятие «посредничество». Посредничество в конфликте. Переговоры с участием третьих сторон. Переговоры как практика посредничества. Последствия конфликта. Профилактика и предупреждение конфликтов. |
10 |
2 |
— |
8 |
12. |
Тема 12. «Отечественная конфликтология как научная и учебная дисциплина». История отечественной конфликтологии как науки и учебной дисциплины. Советские общественные науки о конфликтах. «Бесконфликтное общество». Дискуссия о социальных противоречиях в журнале «Вопросы философии» (А. Бутенко). Исследования межличностных, организационных и международных конфликтов. «Конфликтологический бум» в российских социальных науках. Институционализация конфликтологии. Парадигмы в российской конфликтологии. Междисциплинарные особенности конфликтологии. «Социологическая». «Международная». Дисциплинарные исследования конфликтов. Основные центры исследования конфликтов в РФ. Преподавание конфликтологии в современной России. Направление «конфликтология». Бакалавр-конфликтолог. Магистр-конфликтолог. |
8 |
2 |
— |
6 |
13. |
Тема 13. «Сферы деятельности конфликтолога в государственных и частных организациях». Конфликтолог как немассовая профессия. Конфликтологи-эксперты, конфликтологии-консультанты, конфликтологи-аналитики, конфликтологи-менеджеры, конфликтологи-преподаватели. Конфликтолог в коммерческих фирмах, консалтинговых и медиаторских компанииях, банках; в органах государственного, муниципального управления и силовых структурах; в социальных службах и психокоррекционных центрах; в общественных организациях; в дипломатических и миротворческих миссиях, представительствах РФ и РТ за рубежом; в высших учебных заведениях. |
11 |
2 |
— |
9 |
14. |
Тема 14. «Профессиональная этика конфликтолога». Основные этические требования к работе конфликтологов. Этика профессиональных отношений. Трудности, возникающие при использовании этических кодексов конфликтологов. Этические кодексы конфликтологов в зарубежных странах и России. |
10 |
2 |
— |
8 |
|
ИТОГО: |
129 |
34 |
— |
95 |
Рекомендуемая литература
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Анцупов А.Я. Конфликтология: новые способы и приемы профилактики и разрешения конфликтов: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва: Эксмо, 2011. — 509 с. (50 экз.)
- Волков Б.С. Конфликтология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — Изд. 4-е, испр. и доп. — Москва: Академический Проект, 2010. — 411 с. (83 экз.)
- Дмитриев А.В. Конфликтология: учебник по направлению 040300 «Конфликтология» / А. В. Дмитриев. — Изд. 3-е, перераб. — Москва: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. — 335 с. (25 экз.)
- Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальностям «Психология», «Юриспруденция», «Менеджмент организации», «Социальная антропология», «Связи с общественностью», «Социальная работа» / С. М. Емельянов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург [и др.]: Питер: [Питер Пресс], 2009. — 378 с. (30 экз.)
- Козырев Г.И. Конфликтология: учебник для студентов высших учебных заведений / Г. И. Козырев. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. — 303 с. (25 экз.)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов / В.И. Андреев. — М.: Народ. образование, 1995. – 127 с.
- Анцупов А.Я. Словарь конфликтолога: более 1700 понятий / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. — 3-е издание, исправленное и дополненное. — Москва: Эксмо, 2010. — 652 с.
- Вишнякова Н.Ф. Конфликтология: Учеб. пособие для слушателей системы повышения квалификации работников образования / Н.Ф. Вишнякова. — Минск: Университетское, 2000. – 246 с.
- Гришина Н.В. Психология конфликта: учеб. пособие / Н. В. Гришина. — СПб.: Питер, 2004. — 464 с.
- Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций / О.Н. Громова. — М.: ЭКМОС, 2000. – 319 с.
- Зайцев А.К. Социальный конфликт / Зайцев А.К.; Калуж. ин-т социологии и консультирования. — 2-е изд. — М.: Academia, 2001. – 461 с.
- Конфликтология: учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. «Менеджмент орг.», «Упр. персоналом», «Гос. и муницип. упр.» / А. Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова; под ред. А. Я. Кибанова. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2005. — 300 с.
- Конфликтология: Учеб. для студентов вузов, обуч. по спец. философия, социальная работа, психология, юриспруденция / Аллахвердова О.В., Викторов В.И., Иванов М.В. и др.; Отв. ред. А.С. Кармин. — СПб.: Лань, 1999. – 443 с.
- Конфликты в современной России: Проблемы анализа и регулирования / Степанов Е.И., Васильева Е.И., Романенко Л.М. и др.; Рос. АН, Центр конфликтологии, Ин-т социологии. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 343 с.
- Кроули, Джон. Медиация для менеджеров: разрешение конфликтов и восстановление рабочих отношений / Джон Кроули, Кэтрин Грэм. — Москва: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2010. — 299 с.
- Международные конфликты современности / Отв. ред. В. И. Гантман. — Москва: Наука, 1983. — 407 с.
- Новосельцев В.И. Системная конфликтология / Новосельцев В.И. — Воронеж: Кварта, 2001. – 174 с.
- Самарин А.Н. Социальные конфликты в меняющемся обществе / А.Н. Самарин // Социологические исследования. — 1997. — № 2. — С.145-149.
- Светлов В.А. Конфликтология: учебное пособие для студентов вузов и послевузовской системы образования / В. Светлов, В. Семёнов. — Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2011. — 350 с.
- Степанов Е.И. Отечественная конфликтология: к вопросу о становлении и развитии / Е.И. Степанов // Социологические исследования. — 1998. — № 10. — С. 50-57.
- Терешина Е.А. История конфликтологии: (с древних времен до эпохи Возрождения): учебное пособие / Е.А. Терешина. — Казань: Казанский университет, 2012. — 142 с.
- Хесль, Герхарт Гаттус. Посредничество в разрешении конфликтов: теория и технология / Г. Хесль; пер. с нем. Е. Яковлевой. — Санкт-Петербург: Речь, 2004. – 140 с.
- Цой (Авдеева) Л.Н. Взгляд конфликтолога на «онтосинтез конфликта» / Л.Н. Цой (Авдеева) Любовь Николаевна // Социологические исследования. — 1997. — № 9. — С.103-112.
- Цой Л. Н. Конфликтология: от теории к практике / Л. Н. Цой // Мир психологии. — 2005. — № 2. — С. 47-62.
- Шварц, Герхард. Управление конфликтными ситуациями: диагностика, анализ и разрешение конфликтов / Герхард Шварц; пер. с нем. Л. Конторовой. — Санкт-Петербург: Изд-во Вернера Регена, 2007. — 292 с.
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
- Сайт международной ассоциации конфликтологов —
- Журнал «Социологические исследования» — http://www.isras.ru
- Журнал «Политологические исследования» — http://www.politstudies.ru
- Международный институт исследований проблем мира (Стокгольм) — http://www.sipri.org
- Берхов-центр по проблемам конструктивного регулирования конфликтов — http://www.berghof-center.org