8. Категория образа в психологии. Психогностическая проблема

Программа государственного экзамена по общей психологии

  1. Развитие представлений о предмете психологии

Психология как наука, ее предмет и объект. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Сознание и бессознательное. Житейские и научные знания о психике.

Развитие представлений о предмете психологии. Представления древних философов о душе (Демокрит, Платон, Аристотель).

Сознание как предмет психологии (Р. Декарт, У. Джемс).

Роль метода интроспекции в психологии сознания. Психология как наука о поведении – бихевиоризм (Дж. Уотсон).

Введение объективного метода в изучение психических явлений. Философские подходы к трактовке психики.

Современные представления о предмете психологии. Применение категории отражения для характеристики психики (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов).

Ориентировочная деятельность как предмет психологии (П.Я. Гальперин).

Специфические особенности психического отражения. Активность психического отражения. Связь психики с деятельностью. Основные функции психики в деятельности.

  1. Развитие психики в процессе эволюции

Происхождение и развитие психики в филогенезе. Приспособительная роль психики в биологической эволюции. Проблема объективного критерия психического.

Психика и эволюция нервной системы. Развитие центральной нервной системы. Раздражимость и чувствительность Гипотеза А.Н. Леонтьева о возникновении психики.

Стадии развития психики. Основные формы поведения животных. Инстинкты, их механизмы. Инстинкт и научение. Интеллектуальная форма поведения животных.

  1. Сознание: условия возникновения, основные характеристики, структура

Психологические проблемы антропогенеза. Роль трудовой деятельности и возникновения языка в происхождении сознания. Различия в психике животных и человека.

Психологическая характеристика сознания. Общественно – историческая природа психики человека. Культурно-историческая теория Л. Выготского.

Предмет и метод классической психологии сознания.

Структура сознательных образов: чувственная ткань, значение, личностный смысл.

Становление сознания и личности в процессе присвоения общественно – исторического опыта.

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... психология, психосоматика, психология аномального развития и тд. 4.Психика: сущность, содержание, структура Психика ( «дыхание, душа») — сложное понятие в философии, психологии и медицине. Психика ... сознании. Формы мышления. 1)Понятие - отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов ... активности психики. 5.Деятельность: понятие, структура, основные психологические ...

Общественное и индивидуальное сознание. Принцип единство сознания и деятельности.

  1. Неосознаваемые психические процессы.

Сознание и неосознаваемые процессы.Неосознаваемые процессы в поведении человека. Неосознаваемые механизмы сознательных действий. Первичные автоматизмы и навыки. Понятие установки (Узнадзе Д.Н.).

Неосознаваемые сопровождения сознательных действий и психических состояний. Неосознаваемые побудители действий.

Проблема бессознательного в психоанализе. Методы выявления неосознаваемых процессов.

  1. Понятие личности в психологии. Структура личности

Понятие личности в философии, социологии и психологии. Соотношение понятий: «индивид», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность», «интегральная индивидуальность».

Психология личности как самостоятельная отрасль психологического знания. Предмет психологии личности. Понятие отношения и его место в теориях личности (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин).

Отношение и установка (Д.Н. Узнадзе, В.Н. Мясищев).

Отличительные признаки системы психических свойств, процессов, состояний и свойств личности. Проблема биологического и социального, генотипического и фенотипического в развитии личности. Этапы и механизмы формирования личности.

Подходы к пониманию и структуре личности в отечественной психологии (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов).

Личность в психоаналитической теории. Структура личности по З. Фрейду. Структура личности в аналитической психологии К. Юнга. Структура личности в индивидуальной психологии А. Адлера. Личность в трудах неофрейдистов. Концепция К. Хорни. Межличностные защитные стратегии. Э. Фромм о человеческой дилемме.

Гуманистическая и экзистенциальная психология о развитии личности человека. Теория самоактуализации А. Маслоу. Понятие самоактуализации. Иерархия мотивов по А. Маслоу. Теория К. Роджерса.

Законы научения по Э. Торндайку. Теория оперантного обусловливания Б.Ф. Скиннера. Социально-когнитивная теория и обучение путем наблюдения (А. Бандура).

Личность человека в когнитивной психологии: теория личностных конструктов. Диспозициональное (Р. Кеттелл, Г. Айзенк, Г. Оллпорт) и когнитивное направления. Теория личностных конструктов Дж. Келли.

  1. Понятие деятельности в психологии. Структура деятельности. Освоение деятельности

Понятие о деятельности. Активность и деятельность. Деятельность и сознание. Соотношение психики и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

Роль психики в деятельности. Деятельностный подход в психологии. Связь между внешней и внутренней сторонами деятельности. Процессы интериоризации и экстериоризации.

Выделение компонентов деятельности (Б.Ф. Ломов).

Компоненты деятельности и их характеристика. Компоненты действия (П.Я. Гальперин).

11 стр., 5231 слов

Проблема деятельности в психологии: понятие «деятельность» в ...

... структуры, по мнению Выготского, является мышление, развитие которого определяет сущность развития сознания и деятельности, выступает в качестве необходимой предпосылки к развитию личности. ... воплощении в культурно-исторической психологии Выготского, в работах ... второй этаж, мышление в понятиях, низшие чувствования симметрично дополнялись ... «В основе исторической теории высших психических функций лежит ...

Механизмы регуляции действий и операций.

Отличительные особенности совместной деятельности. Проявление компонентов деятельности в совместной деятельности.

Физиологические механизмы регуляции деятельности. Теория построения движений в физиологии активности (Н.А. Бернштейн).

Теория функциональных систем (П.К. Анохин).

Соотношение физиологических схем активности организма с психологической структурой деятельности.

Умение (по Б.Ф. Ломову).

Навыки и их виды. Привычки и их виды (К.К. Платонов).

Освоение деятельности. Условия формирования навыков (Н.А. Бернштейн, П.Я. Гальперин, К.К. Платонов).

Взаимодействие навыков. Этапы развития навыков и умений (К.К. Платонов).

Влияние индивидуальных особенностей субъекта на формирование навыков и умений.

Подходы к выделению видов деятельности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, Ю.Б. Гиппенрейтер).

Характеристика труда. Труд и сознание. Психологические признаки труда (Е.А.Климов).

Психологические особенности труда. Изменение психологического содержания трудовой деятельности по мере ее развития.

Характеристика учения. Связь учения с трудовой деятельностью (С.Л. Рубинштейн).

Учение и сознание. Учение, научение и обучение. Учение и психическое развитие человека (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин).

Характеристика игры. Роль игры в психическом развитии ребенка. Воссоздание и усвоение в игре общественного опыта. Формирование в игре произвольного поведения (Д.Б. Эльконин).

Игра в жизни взрослых.

  1. Психофизическая и психофизиологическая проблема в психологии Сущность психофизической и психофизиологической проблем, их возможное соотношение. Постановка психофизической проблемы Р. Декартом и ее решение как взаимодействие субстанций. Решение психофизической (психофизиологической) проблемы с позиций параллелизма. Возможность решения психофизической проблемы на основе единства психического и физического в философии Б. Спинозы. Решение И.М. Сеченовым психофизической и психофизиологической проблем.

Образ как подобие объекта. Образ и ассоциация. Проблема построения образа. Образ и действие. Целостность образа. Классификации образных явлений. Классификация Р. Хольта. Классификация Б. Петухова. Классификация А. Гостева и В. Рубахина. Представления. Классификация представлений. Когнитивные карты. Психогностическая проблема: контуры проблемы, знание о психическом, субъективное и объективное.

9. Самосознание: структура, функции

Понятие самосознания личности в отечественной и зарубежной психологии и его функции. Понятие и сущность «Я-концепции» (Р. Бернс).

Характеристика основных структурных компонентов «Я-концепции». «Образ Я» (И.С. Кон) и самосознание.

Закономерности формирования и формы проявления самосознания. Самооценка и уровень притязаний (У. Джеймс).

3 стр., 1458 слов

Тема 1. Общая характеристика психологии как науки

... темпераментов. Характеристика типов темперамента. Проявление темперамента в деятельности. Структура и типология характера. Черты характера и отношения личности. Формирование характера. Тема 3. Психология ... характеристики сознания. Человек во взаимосвязи с окружающим миром. Человек: индивид, личность, индивидуальность. Отрасли психологии. Инженерная психология и психология труда. Тема 2. Психология ...

Виды самооценок. Поиск смысла и смысложизненные ориентации личности. Понятие этнического и профессионального самосознания, их роль в развитии личности и индивидуальности человека.

10. Интегральная индивидуальность человека: структура, функции

Теоретические, философские, методологические истоки учения об интегральной индивидуальности человека. Человек как интегральная индивидуальность. Структура интегральной индивидуальности. Функции интегральной индивидуальности.

Роль генетического и средового факторов в развитии интегральной индивидуальности. Развитие интегральной индивидуальности в онтогенезе. Роль деятельности в развитии интегральной индивидуальности. Индивидуальный стиль в структуре интегральной индивидуальности. Стиль деятельности. Стиль общения. Стиль учения.

Активность в структуре интегральной индивидуальности. Роль активности в развитии интегральной индивидуальности.

Проблемы исследования опосредующих звеньев, межуровневых связей, условий развития интегральной индивидуальности, использования полисистемного подхода в решении вопроса о взаимодействии интегральной индивидуальности с системами «способности», «индивидуальный стиль» и т. д.

11. Темперамент. Отечественные и зарубежные теории темперамента

Общая характеристика темперамента и его специфические особенности. Многозначный характер взаимодействия психофизиологических свойств (темперамента) и свойств личности. Классические теории темперамента: конституциональные (Э. Кречмер, У. Шелдон), нейродинамические концепции. Физиологические основы темперамента. Вклад отечественных психологов в исследование физиологических основ темперамента (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин, Э.А. Голубева, В.М. Русалов).

Многозначный характер взаимосвязи психологических свойств темперамента и физиологических свойств нервной системы и ее биологический смысл.

Общая характеристика свойств темперамента. Понятие о типе темперамента. Подходы к типологии темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента по В.С. Мерлину и В.М. Русалову.

Темперамент и деятельность человека. Деятельности с «узкой» и «широкой зоной неопределенности» (В.С. Мерлин).

Основные пути приспособления темперамента к требованиям деятельности (компенсация и индивидуальный стиль деятельности).

Темперамент и совместная деятельность. Учет свойств темперамента при подборе команд.

Методы исследования темперамента и их использование при профотборе и профессиональной подготовке.

12. Характер: структура и свойства. Акцентуации характера

Понятие о характере в отечественной психологии и его специфические особенности. Физиологические основы характера как проявление фенотипа.

Подходы к структуре характера. Черты характера как отношение к различным сторонам действительности.

Подходы к типологии характера. Типы акцентуаций характера (К Леонгард).

3 стр., 1374 слов

Теории памяти

... одновременного или последовательного действия 2 или нескольких раздражителей. Нейронные и биохимические теории памяти. Человеческий мозг во многом продолжает оставаться тайной. Его строение чрезвычайно сложно. ... временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения.В психологии эти связи рассматривались как ассоциации. Одни из ассоциаций являются отражением ...

Постановка проблемы характера в психоанализе З. Фрейда. Опыт характерологии К.Г. Юнга. Социальные типы характеров по Э. Фромму.

Характер и темперамент: соотношение понятий и формы взаимодействия. Характер и направленность личности. Условия формирования характера.

13.Способности. Виды и уровни развития способностей

Общее представление о способностях в отечественной психологии. Способности и знания, умения, навыки. Природные предпосылки способностей – задатки. Многозначный характер связи задатков и способностей.

Общие и специальные способности: соотношение понятий. Характеристика общих способностей: обучаемость, креативность, интеллект.

Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность.

Способности и склонности. Темперамент и способности. Условия развития способностей и одаренности.

14. Основные проблемы и понятия психологии мотивации.

Потребности как универсальное свойство живых систем и как основа мотивационных процессов. Соотношение биологического и социального уровней мотивации. Историческая природа потребностей человека.

Онтогенетическое и ситуативное развитие мотивации. Мотив как результат опредмечивания потребностей. Мотивы и установки.

Потребности и эмоции. Специфика исследования мотивации в бихевиоризме, психоанализе, гештальтпсихологии, гуманистической психологии.

Проблема мотивации в психологии деятельности. Специфика мотивационной сферы человека. Основные этапы развития мотивационной сферы человека. Понятие «ведущей деятельности» и «ведущей мотивации». Механизм «сдвига мотива на цель». Полимотивация деятельности.

Иерархическое строение мотивационной сферы. Факторы, определяющие иерархизацию мотивов. Ценности, интересы, нормы как мотивационные образования. Проблема осознаваемости мотивов. Ситуативное развитие мотивации.

15. Психология эмоций. Характеристика эмоциональных процессов и состояний.

Эмоции: явление, состояние, процесс. Специфика психического отражения в эмоциях. Эмоции и познание. Предметность эмоций. Эмоции и мотивация. Условия возникновения и закономерности протекания эмоций.

Функции эмоций. Классификация эмоций. Трёхмерная концепция чувств В. Вундта. Представления Ч. Дарвина о выражении эмоций. Теория Джемса – Ланге. Физиологические теории эмоций. Представления об эмоциях в работах отечественных психологов.

Понятие «эмоциональное состояние». Аффекты, их психологическая характеристика, диагностика аффективных следов. Стресс. Виды и особенности стресса. Тревожность: ситуативный и личностный аспекты. Фрустрация и реакция на неё. Экспериментальные исследования эмоциональных состояний.

16. Психологии воли. Исследования волевой регуляции поведения субъекта.

Понятие воли, волевого действия и волевой регуляции. Критерии выделения волевых действий и волевой регуляции. Произвольная и волевая регуляция деятельности и поведения. Различные подходы к пониманию и исследованию воли. Проблема свободы воли в философии и психологии. Представление о волевом процессе в психологии сознания. Структура волевого акта. Мотивационные конфликты как условие волевого действия. Когнитивный диссонанс. Психологические механизмы волевой регуляции.

13 стр., 6351 слов

Ассоциативная теория мышления

... манипулировании образами предметов, извлеченными из кратковременной памяти. Такое мышление непосредственно связано с восприятием. Наглядно-образное мышление характерно для детей дошкольного и младшего ... непосредственно не воздействующих на органы чувств. Современная когнитивная психология под мышлением понимает процесс формирования ментальных репрезентаций посредством преобразования воспринимаемой ...

17. Психология ощущений. Основные подходы к изучению ощущений

Ощущение и восприятие как различные формы отражения реальности. Физиологические механизмы возникновения ощущений. Специфика перцептивных образов. Роль двигательной активности в развитии чувствительности. Происхождение ощущений. Значение ощущений в жизни человека.

Классификация ощущений. Характеристика ощущений. Пространственно – временная характеристика ощущений. Модальность и интенсивность ощущений.

Психофизические закономерности ощущений. Проблема стимула. Количественная характеристика ощущений. Понятие чувствительности. Закон Вебера – Фехнера. Зависимость между силой ощущения и силой раздражителя по С. Стивенсу. Психофизические закономерности. Психофизиологические закономерности.

18. Психология восприятия. Основные подходы к изучению восприятия.

Характеристика восприятия. Проблема двойственной природы перцептивного образа. Основные подходы к изучению восприятия: объектно – и субъектно–ориентированные подходы. Теория Дж. Гибсона – объектно-ориентированный подход. Теория бессознательных умозаключений – субъектно-ориентированный подход.

Проблема врождённого и приобретённого в развитии восприятия: нативизм и эмпиризм. Экспериментальные исследования А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца.

Основные свойства образа восприятия: предметность, константность, целостность, категориальность. Восприятие пространства, времени и движения. Механизмы восприятия формы предметов и их величины. Восприятие глубины и удалённости, направления и скорости движений. Восприятие времени. Законы восприятия.

Теории восприятия. Теории цветного зрения. Структуралистическая теория восприятия (аналитическая интроспекция Дж. Хохберга), гештальттеория восприятия (Коффка К., Осгуд Ч.), экологическая теория восприятия, теория бессознательных умозаключений (Гельмгольц Г.), восприятие как процесс категоризации (Брунер Дж.), теория перцептивного цикла (Норман А., Найсер У.).

19. Психология внимания. Исследования внимания в когнитивной психологии.

Дискуссия о психическом статусе внимания и его природе. Теории внимания.

Физиологические механизмы внимания. Основные свойства внимания. Объём внимания. Концентрация внимания. Устойчивость внимания. Зависимость устойчивости внимания от характера материала, вида деятельности, установки личности. Переключение и распределение внимания. Факторы, определяющие способность распределять внимание.

Виды внимания. Непроизвольное внимание. Условия возникновения и поддержания непроизвольного внимания. Произвольное внимание. Развитие средств в организации произвольного внимания. Послепроизвольное внимание. Условия возникновения послепроизвольного внимания.

Внимание и селекция. Эксперименты К. Черри. Модели ранней селекции (Бродбент Д., Трейсман Э.).

Модели поздней селекции (Дойч Д. и Дойч А., Норман Д.).

Модели гибкой и множественной селекции (Трейсман Э., Эрдели М.).

Внимание и ресурсы. Внимание как умственное усилие. Теория Д. Канемана. Теория составных ресурсов (Навон Д., Гофер Д.).

4 стр., 1515 слов

16 вопрос: Закономерности восприятия. Сравнительная характеристика ...

... эпизодичная 9) процедурная Процессы памяти: Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в ... построение теоретических моделей, создание теорий, обобщение опыта, раскрытии закономерности развития различных явлений. Таким образом, можно сказать, что мышление это психический процесс ...

Внимание и действие. Внимание как перцептивное действие. Теория У. Найссера.

Моторное действие и внимание. Теория А. Олпорта. Внимание как управление действием. Теория Д. Норманна и Т. Шаллиса. Деятельность и внимание.

20. Психология памяти. Исследования памяти в когнитивной психологии

Память в структуре психических процессов. Теории памяти (ассоциативная психология, бихевиоризм, гештальтпсихология).

Запоминание. Непроизвольное запоминание. Экспериментальные исследования П.И. Зинченко и А.А. Смирнова. Произвольное запоминание и условия его продуктивности. Эффекты памяти. Сохранение и забывание. Узнавание и воспроизведение.

Классификация видов памяти по характеру психической активности. Двигательная память. Эмоциональная память. Образная память. Словесно-логическая память. Эйдетическая память. Классификация видов памяти по характеру целей деятельности. Непроизвольная память. Произвольная память. Классификация видов памяти по времени сохранения материала. Кратковременная память. Теория двойственности. Модели кратковременной памяти (Бродбент Д., Аткинсон Р.. Сперлинг Дж.).

Сенсорная память. Иконическая память. Соотношение сенсорной и иконической памяти. Кодирование информации в кратковременной памяти Объём кратковременной памяти.

Модели долговременной памяти. Семантические модели долговременной памяти. Кластерная модель. Групповая модель. Модель сравнительных семантических признаков. Сетевые модели. Пропозициональные сети. Уровневая организация процессов памяти. Теория глубинной переработки информации Ф. Крейка и Г. Локхарта. Сверхдолговременная память. Современные представления о механизмах памяти. Теория затухания следов. Теория интерференции.

21. Психология мышления. Теории мышления. Мышление как форма познавательной деятельности субъекта.

Мышление и познание. Особенности формирования мысленного образа, природа мышления. Особенности мышления как познавательного процесса. Теоретические подходы к изучению мышления. Ассоциативная психология. Вюрцбургская школа. Гештальтпсихология. Теории научения. Социокультурный подход. Процессуально-деятельностный подход. Регуляционный подход. Развитие мышления в фило- и антропогенезе. Социальная и культурная обусловленность мышления.

Мышление и самосознание. Основные типы (стили) мыслительной деятельности.

  1. Развитие мышления в онтогенезе.

Стадии развития мышления в онтогенезе. Виды мышления в онтогенезе. Представление о субъекте мыслительной деятельности. Характеристика основных этапов мыслительного процесса. Проблемная ситуация. Задача. Операциональный состав процесса решения задач. Специфика мотивации мыслительной деятельности. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности.

23. Речь и речевая деятельность. Проблемы образования понятий.

Специфика изучения речи в психологии. Значение речи в жизни человека. Виды и функции речи. Речь как средство общения и обобщения. Особенности коммуникации у человека и обезьян. Язык и речь. Значение и смысл. Освоение речи как развитие значений и смыслов. Связь мысли со словом. Значение слово как единица мышления и речи. Генетические корни мышления и речи. Речевое мышление как единство мышления и речи. Основные линии формирования понятий. Стратегии образования понятий. Психолингвистическая модель порождения и функционирования речи.

13 стр., 6171 слов

1.Теория деятельности в трудах а.Н. Леонтьева

... из характеристик понятия «действие» как основного элемента анализа деятельности, формулируются основополагающие принципы психологической теории деятельности: Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом ... изменяются и качественные параметры запоминания. Вместе с тем существует болезнь памяти, при которой запоминание становится совершенно невозможным (корсаковский синдром), поскольку ...

24. Общая характеристика воображения

Понятие о воображении, его основные отличия от образов памяти и восприятия. Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное. Роль воображения в жизни человека. Основные функции воображения. Связь творчества с воображением. Сновидения, галлюцинации, грёзы как виды воображения.

25. Методы психологии

Общее представление о методе наблюдения. Виды наблюдения. Интроспекция как специфический метод психологии. Сущность и специфика психологической беседы. Опросные методы. Интервью. Измерение. Виды шкал измерений. Номинальная шкала. Порядковая шкала. Интервальная шкала. Шкала отношений. Общая характеристика психологического эксперимента