Министерство образования Республики Коми
Государственная общеобразовательная школа-интернат
«Гимназия искусств при Главе Республики Коми им. Ю.А. Спиридонова»
Государственнцй общеобразовательнцй школа-интернат
«Коми Республикаса Юралысь бердын искусство гимназия
им. Ю.А. Спиридонова»
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Исполнитель: Алексеенко Юлия,
учащаяся 10 класса
Сыктывкар, 2012
Введение
Появление информационно-коммуникационных технологий буквально разделило мир на тех, кто пользуется достижениями прогресса и тех, кто не пользуется, но в принципе, готов осваивать новые технологии социального взаимодействия. Социальные сети — платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, сравнительно недавно появившееся на просторах всемирной информационной паутины. Разработчики популярных программ социальных сетей играют на основной потребности человека — быть принятым на уровне какой-либо группы, восполняя дефицит реального общения, например, у людей с ограниченными возможностями, дезадаптированных или замкнутых в социальном пространстве. Однако наряду с позитивными моментами, связанными с использованием социальных сетей в качестве средства коммуникации, существуют проблемы: проблема деструктивного выхода из сложных психологических состояний (лёгкость использования ненормативной лексики, оскорблений и пр), замещения реального общения виртуальным, появление зависимости. Все эти проявления никак не способствуют выработке адаптивных форм поведения человека, разрушают его контакты с близкими.
В нашей стране Интернет появился с опозданием, но темпы роста Рунета оказались выше, чем любой другой части Сети. Согласно масштабному исследованию мотивации обращения к Интернету, по мнению пользователей, теперь он помогает удовлетворить большую часть потребностей. Это позволяет взглянуть на возможности, предоставляемые Интернетом, как на новые культурные средства, опосредствующие деятельность современного человека и способные принять участие в формировании его высших психических функций. Сам же Интернет в целом может рассматриваться как феномен культуры, обладающий семиотическими и психологическими особенностями. Интернетом пользуются, как правило, большое количество подростков, которые общаются, смотрят фильмы и т.д.
Возможные меры борьбы с негативным контентом в сети интернет
... возможности будут ещё увеличиваться по мере расширения сети интернет, развития облачных технологий и технологий безопасной передачи ... политических оппонентов и правозащитных организаций, ЛГБТ-пропаганда, социальные сети и поисковики). Отдельной графой идут ресурсы, нарушающие ... понимают информацию, оказывающую деструктивное воздействие на психику человека и (или) общественное сознание или же ...
В данный момент уже не вызывает сомнений тот факт, что воздействие, которое Интернет может оказать на личность пользователя, является более глубоким и системным, чем воздействие любой другой технической системы, в том числе персонального компьютера.
Центральное новообразование подросткового периода — становление нового уровня самопознания, «Я-концепции». Этот новый уровень характеризуется стремлением понять себя, свои возможности и особенности, своё сходство с другими людьми и своё отличие — уникальность и неповторимость. Однако система представлений о себе формируется на основании самоанализа в сравнении себя с другими. Желание общаться со сверстниками, стремление иметь друзей отмечаются и на предыдущих стадиях возрастного развития, сейчас эта потребность приобретает новое качество. Общение со сверстниками, дружба — основная потребность подростков.
Данная работа посвящена изучению степени удовлетворённости подростков -пользователей социальными сетями в определении качеств друга.
Выбор объекта, предмета и методов междисциплинарного исследования обусловлен рядом теоретических положений. Р.С. Немов определяет дружбу как очень близкие, эмоционально положительные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности, постоянной готовности людей в любой момент прийти другу на помощь.
Некоторые ученые рассматривают дружбу как:
социальное пространство, где люди относятся друг к другу нравственнее, сердечнее, чем к тем, кто находится за пределами этого пространства;
отношения, построенные на взаимной симпатии.
Таким образом, общим во всех определениях дружбы является то, что это взаимоотношения между людьми и основаны они на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.
Обязательными признаками дружбы являются взаимное уважительное отношение к мнению друга, доверие и терпение. Дружба может быть мимолетной и пройти вместе с симпатией. Иногда дружба длится годами и постоянно в это время укрепляется. Людям, которые дружат, психологически друг с другом комфортно. Часто друзья бывают эмоционально ближе друг к другу, чем родственники.
Развитие дружбы предполагает следование неписаному «кодексу норм и правил поведения друга». Серьезные нарушения «кодекса» ведут либо к прекращению дружбы, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению дружбы в противоположность — вражду.
Противопоставление дружбы, при всей ее интимности, деловым, служебным и другим отношениям — относительно. Дружба зависит от общности цели, интересов, идеалов, намерений; в ней необходимо проявляется ценностно-ориентационное единство. Богатство отношений дружбы определяется социальной ценностью деятельности, коей посвятили себя друзья, и тех идей и интересов, на которых основан их союз.
Объект исследования — социальные сети и их влияние на личность и общение подростка.
Предмет исследования — потребность в общении и дружбе как основная потребность подростков, выборы качеств друга пользователями социальных сетей.
Цель: выявить влияние социальных сетей на выборы характеристик друга подростков 15-18 лет.
Мы гипотететически предположили, что показатели качеств у виртуального и реального друга буду отличаться от качеств настоящего друга.
Задачи:
Изучить литературу по теме исследования.
Определить проблемы исследования объекта, предмета и цели гипотезы.
Определить структуру работы.
Сделать вывод и заключение по поводу состоятельности гипотезы.
Разработать практические рекомендации.
Методы исследования:
Теоретические
Анализ
Сравнение
Обобщение
Изучение литературы по избранной теме и последующий аналитический обзор и методы психологической диагностики
В учебном исследовании приняли участие 50 человек (14-18 лет).
Данная выборка по полу распределилась следующим образом: 21 человек мужского пола, 29 человек женского пола. Выборку составили учащиеся гимназии искусств подросткового возраста. Респондентам была предъявлена анкета, состоящая из 14 вопросов.
В результате опроса нами было получено 70 ответов на 1-й вопрос (30 ответов юношей и 40 ответов девушек); 50 ответов на 2-й вопрос (20 и 30 соответственно); 56 ответов на 3-й вопрос (21 и 35 соответственно); 48 ответов на 4-й вопрос (19 и 29 соответственно); 50 ответов на 5-ый вопрос (19 и 31 соответственно); 52 ответа на 6-ой вопрос (19 и 33 соответственно); 49 ответов на 7-ой вопрос (19 и 30 соответственно); 344 ответа на 8-ой вопрос (150 и 194 соответственно); 43 ответа на 9-ый вопрос (19 и 24 соответственно); 42 ответа на 10-ый вопрос (18 и 24 соответственно); 48 ответов на 11-ый вопрос (18 и 30 соответственно); 50 ответов на 12-ый вопрос (17 и 33 соответственно); 354 ответа на 13-ый вопрос (156 и 198 соответственно); 403 ответа на 14-ый вопрос (172 и 231 соответственно).
Для сопоставления из всех ответов были отобраны 10 наиболее часто встречающихся качеств, присущих виртуальному, реальному и настоящему другу.
социальная сеть подросток общение
Таблица
Особенности выбора качеств друга (виртуального, реального, «настоящего») подростков-пользователей социальных сетей
№ |
Качество |
Виртуальный друг |
Реальный друг |
Настоящий друг |
||||
ранг |
% |
ранг |
% |
ранг |
% |
|||
1 |
Открытый к общению |
1 |
68 |
1 |
60 |
4 |
56 |
|
2 |
Оказывающий поддержку |
2 |
60 |
2 |
56 |
3 |
60 |
|
3 |
Уважающий других |
3 |
52 |
10 |
30 |
8 |
36 |
|
4 |
Решительный |
4 |
42 |
8 |
34 |
5 |
48 |
|
5 |
Терпимо относящийся с твоим проблемам |
5 |
40 |
6 |
38 |
5 |
48 |
|
6 |
Дружелюбный |
6 |
38 |
3 |
54 |
5 |
48 |
|
7 |
Честный |
6 |
38 |
4 |
50 |
1 |
68 |
|
8 |
Эмоциональный |
7 |
34 |
5 |
42 |
8 |
36 |
|
9 |
Умеющий прощать |
8 |
30 |
5 |
42 |
6 |
46 |
|
10 |
уверенный |
9 |
28 |
11 |
28 |
9 |
34 |
|
11 |
Уважающий себя |
10 |
26 |
5 |
42 |
7 |
44 |
|
12 |
Независимый |
11 |
24 |
13 |
18 |
10 |
26 |
|
13 |
уравновешенный |
12 |
22 |
9 |
32 |
6 |
46 |
|
14 |
Справедливый |
13 |
20 |
7 |
36 |
5 |
48 |
|
15 |
Гибко оценивающий людей |
13 |
20 |
14 |
16 |
12 |
6 |
|
16 |
Способный |
13 |
20 |
12 |
26 |
10 |
26 |
|
17 |
Самостоятельный |
13 |
20 |
13 |
18 |
10 |
26 |
|
18 |
Невозмутимый |
13 |
20 |
15 |
14 |
12 |
6 |
|
19 |
Добрый |
14 |
16 |
9 |
32 |
2 |
64 |
|
20 |
Требующий поддержки |
14 |
16 |
16 |
12 |
12 |
6 |
|
21 |
Самоуверенный |
15 |
12 |
17 |
10 |
11 |
18 |
|
22 |
Нетерпимый |
16 |
10 |
20 |
2 |
13 |
2 |
|
23 |
Неуверенный |
16 |
10 |
20 |
2 |
0 |
0 |
|
24 |
Закрытый, скованный |
17 |
8 |
0 |
0 |
13 |
2 |
|
25 |
Категоричный в оценивании людей |
18 |
6 |
19 |
4 |
13 |
2 |
|
26 |
Подчиняющий других |
19 |
4 |
19 |
4 |
13 |
2 |
|
27 |
Подчиняющийся другим |
19 |
4 |
18 |
6 |
13 |
2 |
|
Выводы по таблице: Данные обработки опросника свидетельствуют о том, что в первую десятку рейтинга предпочтений выбора качеств друга как виртуального, так и реального входят практически идеальные качества, которыми респонденты-подростки наделяют настоящего друга. Как видим, то на первом месте у виртуального и реального друга стоит такое качество, как открытый к общению, а вот у настоящего друга по рангу это качество стоит на 4-ом месте, на первом стоит честность. Так же у виртуального и реального друга на 2-ом месте по рангу стоит качество оказывающий поддержку, а у настоящего по рангу это качество стоит на 3-ьем месте, а на 2-ом такое качество, как добрый. На 3-ьем месте у виртуального друга, на 10-ом у реального друга и на 8 у настоящего друга стоит такое качество как уважающий других. Такое качество как решительный стоит на 4-ом месте у виртуального, на 8-ом у реального и на 5-ом у настоящего. А такое качество как терпимо относящийся к твоим проблемам стоит на 5-ом месте как у виртуального, так и у настоящего друга, а у реального на 6-ом. А вот такое качество как дружелюбный расположилось по рангу на 6-ом месте у виртуального друга, на 3-ьем у реального и на 5-ом у настоящего друга. Такому качеству как честный виртуальные друзья уделяют 6 место по рангу, реальные 4, а вот настоящие 1-ое место. Эмоциональный стоит на 7-ом месте у виртуальных друзей, на 5-ом у реальных и на 8-ом у настоящих друзей. Такому качеству как умеющий прощать виртуальные друзья уделяют 8-ое место, 5-ое реальные друзья и 6-ое настоящие. А вот такое качество как уверенный стоит на 9-ом месте у виртуального и настоящего друга и на 11-ом месте у реального.
Результаты исследования выбора качеств друга подростками-пользователями социальными сетями отражены в диаграммах.
Размещено на