Исследование качеств подростков – пользователей социальными сетями

Министерство образования Республики Коми

Государственная общеобразовательная школа-интернат

«Гимназия искусств при Главе Республики Коми им. Ю.А. Спиридонова»

Государственнцй общеобразовательнцй школа-интернат

«Коми Республикаса Юралысь бердын искусство гимназия

им. Ю.А. Спиридонова»

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Исполнитель: Алексеенко Юлия,

учащаяся 10 класса

Сыктывкар, 2012

Введение

Появление информационно-коммуникационных технологий буквально разделило мир на тех, кто пользуется достижениями прогресса и тех, кто не пользуется, но в принципе, готов осваивать новые технологии социального взаимодействия. Социальные сети — платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, сравнительно недавно появившееся на просторах всемирной информационной паутины. Разработчики популярных программ социальных сетей играют на основной потребности человека — быть принятым на уровне какой-либо группы, восполняя дефицит реального общения, например, у людей с ограниченными возможностями, дезадаптированных или замкнутых в социальном пространстве. Однако наряду с позитивными моментами, связанными с использованием социальных сетей в качестве средства коммуникации, существуют проблемы: проблема деструктивного выхода из сложных психологических состояний (лёгкость использования ненормативной лексики, оскорблений и пр), замещения реального общения виртуальным, появление зависимости. Все эти проявления никак не способствуют выработке адаптивных форм поведения человека, разрушают его контакты с близкими.

В нашей стране Интернет появился с опозданием, но темпы роста Рунета оказались выше, чем любой другой части Сети. Согласно масштабному исследованию мотивации обращения к Интернету, по мнению пользователей, теперь он помогает удовлетворить большую часть потребностей. Это позволяет взглянуть на возможности, предоставляемые Интернетом, как на новые культурные средства, опосредствующие деятельность современного человека и способные принять участие в формировании его высших психических функций. Сам же Интернет в целом может рассматриваться как феномен культуры, обладающий семиотическими и психологическими особенностями. Интернетом пользуются, как правило, большое количество подростков, которые общаются, смотрят фильмы и т.д.

10 стр., 4943 слов

Возможные меры борьбы с негативным контентом в сети интернет

... возможности будут ещё увеличиваться по мере расширения сети интернет, развития облачных технологий и технологий безопасной передачи ... политических оппонентов и правозащитных организаций, ЛГБТ-пропаганда, социальные сети и поисковики). Отдельной графой идут ресурсы, нарушающие ... понимают информацию, оказывающую деструктивное воздействие на психику человека и (или) общественное сознание или же ...

В данный момент уже не вызывает сомнений тот факт, что воздействие, которое Интернет может оказать на личность пользователя, является более глубоким и системным, чем воздействие любой другой технической системы, в том числе персонального компьютера.

Центральное новообразование подросткового периода — становление нового уровня самопознания, «Я-концепции». Этот новый уровень характеризуется стремлением понять себя, свои возможности и особенности, своё сходство с другими людьми и своё отличие — уникальность и неповторимость. Однако система представлений о себе формируется на основании самоанализа в сравнении себя с другими. Желание общаться со сверстниками, стремление иметь друзей отмечаются и на предыдущих стадиях возрастного развития, сейчас эта потребность приобретает новое качество. Общение со сверстниками, дружба — основная потребность подростков.

Данная работа посвящена изучению степени удовлетворённости подростков -пользователей социальными сетями в определении качеств друга.

Выбор объекта, предмета и методов междисциплинарного исследования обусловлен рядом теоретических положений. Р.С. Немов определяет дружбу как очень близкие, эмоционально положительные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности, постоянной готовности людей в любой момент прийти другу на помощь.

Некоторые ученые рассматривают дружбу как:

социальное пространство, где люди относятся друг к другу нравственнее, сердечнее, чем к тем, кто находится за пределами этого пространства;

отношения, построенные на взаимной симпатии.

Таким образом, общим во всех определениях дружбы является то, что это взаимоотношения между людьми и основаны они на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.

Обязательными признаками дружбы являются взаимное уважительное отношение к мнению друга, доверие и терпение. Дружба может быть мимолетной и пройти вместе с симпатией. Иногда дружба длится годами и постоянно в это время укрепляется. Людям, которые дружат, психологически друг с другом комфортно. Часто друзья бывают эмоционально ближе друг к другу, чем родственники.

Развитие дружбы предполагает следование неписаному «кодексу норм и правил поведения друга». Серьезные нарушения «кодекса» ведут либо к прекращению дружбы, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению дружбы в противоположность — вражду.

Противопоставление дружбы, при всей ее интимности, деловым, служебным и другим отношениям — относительно. Дружба зависит от общности цели, интересов, идеалов, намерений; в ней необходимо проявляется ценностно-ориентационное единство. Богатство отношений дружбы определяется социальной ценностью деятельности, коей посвятили себя друзья, и тех идей и интересов, на которых основан их союз.

Объект исследования — социальные сети и их влияние на личность и общение подростка.

Предмет исследования — потребность в общении и дружбе как основная потребность подростков, выборы качеств друга пользователями социальных сетей.

Цель: выявить влияние социальных сетей на выборы характеристик друга подростков 15-18 лет.

Мы гипотететически предположили, что показатели качеств у виртуального и реального друга буду отличаться от качеств настоящего друга.

Задачи:

Изучить литературу по теме исследования.

Определить проблемы исследования объекта, предмета и цели гипотезы.

Определить структуру работы.

Сделать вывод и заключение по поводу состоятельности гипотезы.

Разработать практические рекомендации.

Методы исследования:

Теоретические

Анализ

Сравнение

Обобщение

Изучение литературы по избранной теме и последующий аналитический обзор и методы психологической диагностики

В учебном исследовании приняли участие 50 человек (14-18 лет).

Данная выборка по полу распределилась следующим образом: 21 человек мужского пола, 29 человек женского пола. Выборку составили учащиеся гимназии искусств подросткового возраста. Респондентам была предъявлена анкета, состоящая из 14 вопросов.

В результате опроса нами было получено 70 ответов на 1-й вопрос (30 ответов юношей и 40 ответов девушек); 50 ответов на 2-й вопрос (20 и 30 соответственно); 56 ответов на 3-й вопрос (21 и 35 соответственно); 48 ответов на 4-й вопрос (19 и 29 соответственно); 50 ответов на 5-ый вопрос (19 и 31 соответственно); 52 ответа на 6-ой вопрос (19 и 33 соответственно); 49 ответов на 7-ой вопрос (19 и 30 соответственно); 344 ответа на 8-ой вопрос (150 и 194 соответственно); 43 ответа на 9-ый вопрос (19 и 24 соответственно); 42 ответа на 10-ый вопрос (18 и 24 соответственно); 48 ответов на 11-ый вопрос (18 и 30 соответственно); 50 ответов на 12-ый вопрос (17 и 33 соответственно); 354 ответа на 13-ый вопрос (156 и 198 соответственно); 403 ответа на 14-ый вопрос (172 и 231 соответственно).

Для сопоставления из всех ответов были отобраны 10 наиболее часто встречающихся качеств, присущих виртуальному, реальному и настоящему другу.

социальная сеть подросток общение

Таблица

Особенности выбора качеств друга (виртуального, реального, «настоящего») подростков-пользователей социальных сетей

Качество

Виртуальный друг

Реальный друг

Настоящий друг

ранг

%

ранг

%

ранг

%

1

Открытый к общению

1

68

1

60

4

56

2

Оказывающий поддержку

2

60

2

56

3

60

3

Уважающий других

3

52

10

30

8

36

4

Решительный

4

42

8

34

5

48

5

Терпимо относящийся с твоим проблемам

5

40

6

38

5

48

6

Дружелюбный

6

38

3

54

5

48

7

Честный

6

38

4

50

1

68

8

Эмоциональный

7

34

5

42

8

36

9

Умеющий прощать

8

30

5

42

6

46

10

уверенный

9

28

11

28

9

34

11

Уважающий себя

10

26

5

42

7

44

12

Независимый

11

24

13

18

10

26

13

уравновешенный

12

22

9

32

6

46

14

Справедливый

13

20

7

36

5

48

15

Гибко оценивающий людей

13

20

14

16

12

6

16

Способный

13

20

12

26

10

26

17

Самостоятельный

13

20

13

18

10

26

18

Невозмутимый

13

20

15

14

12

6

19

Добрый

14

16

9

32

2

64

20

Требующий поддержки

14

16

16

12

12

6

21

Самоуверенный

15

12

17

10

11

18

22

Нетерпимый

16

10

20

2

13

2

23

Неуверенный

16

10

20

2

0

0

24

Закрытый, скованный

17

8

0

0

13

2

25

Категоричный в оценивании людей

18

6

19

4

13

2

26

Подчиняющий других

19

4

19

4

13

2

27

Подчиняющийся другим

19

4

18

6

13

2

Выводы по таблице: Данные обработки опросника свидетельствуют о том, что в первую десятку рейтинга предпочтений выбора качеств друга как виртуального, так и реального входят практически идеальные качества, которыми респонденты-подростки наделяют настоящего друга. Как видим, то на первом месте у виртуального и реального друга стоит такое качество, как открытый к общению, а вот у настоящего друга по рангу это качество стоит на 4-ом месте, на первом стоит честность. Так же у виртуального и реального друга на 2-ом месте по рангу стоит качество оказывающий поддержку, а у настоящего по рангу это качество стоит на 3-ьем месте, а на 2-ом такое качество, как добрый. На 3-ьем месте у виртуального друга, на 10-ом у реального друга и на 8 у настоящего друга стоит такое качество как уважающий других. Такое качество как решительный стоит на 4-ом месте у виртуального, на 8-ом у реального и на 5-ом у настоящего. А такое качество как терпимо относящийся к твоим проблемам стоит на 5-ом месте как у виртуального, так и у настоящего друга, а у реального на 6-ом. А вот такое качество как дружелюбный расположилось по рангу на 6-ом месте у виртуального друга, на 3-ьем у реального и на 5-ом у настоящего друга. Такому качеству как честный виртуальные друзья уделяют 6 место по рангу, реальные 4, а вот настоящие 1-ое место. Эмоциональный стоит на 7-ом месте у виртуальных друзей, на 5-ом у реальных и на 8-ом у настоящих друзей. Такому качеству как умеющий прощать виртуальные друзья уделяют 8-ое место, 5-ое реальные друзья и 6-ое настоящие. А вот такое качество как уверенный стоит на 9-ом месте у виртуального и настоящего друга и на 11-ом месте у реального.

Результаты исследования выбора качеств друга подростками-пользователями социальными сетями отражены в диаграммах.

Размещено на