№5. Интеракционистский подход в социальной психологии.
План:
- Происхождение интеракционизма
- Символический интеркационизм
- Чикагская и Айовская школы интеракционизма
- Ролевые теории
- Основные подходы к определению роли
- Классификация ролей
- Ролевые конфликты
- Социальная драматургия Гофмана
5. Теории референтной группы.
Название интеракционистской ориентации происходит от понятия «интеракция», которое здесь обозначает не любое, а лишь «социальное взаимодействие», т.е. взаимодействие людей в общении, в группе, в обществе.
Наиболее значимым критерием для выделения данной ориентации является ее общий теоретический источник. Этим источником послужили социально-психологические концепции Джорджа Мида. Интеракционистская ориентация пришла в социальную психологию из социологии. Работы представителей интеракционистской ориентации печатаются как в социологических, так и в психологических журналах. Они служат весьма наглядным примером «социологической социальной психологии». Понятийный аппарат и проблематика интеракционистской ориентации взяты в основном из социально-психологических концепций Дж. Мида. Отправным пунктом анализа здесь является не отдельный индивид, как в других теоретических ориентациях социальной психологии, а социальный процесс, понимаемый как процесс интеракции индивидов в группе, обществе.
В интеракционистской ориентации можно выделить следующие направления:
1. Символический интеракционизм.
2. Ролевые теории.
3. Теории референтной группы.
Символический интеракционизм.
Наиболее значимым трудом в этой области до сих пор является работа Дж. Мида «Сознание, личность и общество». Те, кто считает себя представителями данного направления, являются наиболее последовательными выразителями идей и концепций Дж. Мида. Среди них наибольшей известностью пользуются такие авторы, как Г. Блумер, Н. Дензин, М. Кун, А. Роуз, А. Стросс, Т. Шибутани и др.
Символический интеркационизм.
Разрабатывая весь комплекс идей, выдвинутых Дж. Мидом, представители символического интеракционизма уделяют особенно большое внимание проблемам «символической коммуникации», т.е. общению, взаимодействию, осуществляемому при помощи символов.
Теория личности Зигмунда Фрейда 2
... что для всех людей, у которых произошла фиксация на этой стадии, характерна ориентация на себя, стремление использовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и желаний, эмоциональная ...
По мнению Блумера, символический интеракционизм в конечном итоге базируется на трех основных предпосылках:
- первая предпосылка указывает, что люди действуют в отношении «вещей» на основе значений, которыми для них обладают вещи.
- во второй предпосылке утверждается, что значения вещей создаются или возникают во взаимодействии с социальным окружением.
- третья теоретическая предпосылка указывает, что эти значения используются и изменяются в процессе интерпретации человеком окружающих вещей».
Представители символического интеракционизма всячески подчеркивают существование человека не только в природном,физическом, но и в «символическом окружении», а также опосредствующую функцию символов в процессе социального взаимодействия. По их мнению, в символическом взаимодействии они интерпретируют жесты друг друга, ситуацию общения и действуют на основе значений, полученных в процессе интеракции. Для успешного осуществления коммуникации человек должен обладать способностью «принять роль другого», т.е. войти в положение того человека, которому адресована коммуникация, и посмотреть на себя его глазами. В случае более сложного взаимодействия, в котором участвует группа людей, для его успешного осуществления индивиду, входящему в группу, приходится как бы обобщить позицию большинства ее членов.
Основной тезис символического интеракционизма: индивид, личность всегда социальны, т.е. личность не может формироваться вне общества.
Интеракционисты выделяют три основных компонента в структуре личности: /, те, self.
- Первый компонент — I (дословно — Я) — это импульсивное, активное, творческое, движущее начало личности.
- Второй компонент — те (дословно — меня, т.е. каким меня должны видеть другие)— это рефлексивное нормативное Я, своего рода внутренний социальный контроль, основанный на учете ожиданий-требований значимых других людей и прежде всего «обобщенного другого».
- Третий компонент — self («самость» человека, личность, личностное я) — представляет собой совокупность импульсивного и рефлексивного Я, их активное взаимодействие. Личность у интеракционистов понимается как активное творческое существо, которое способно оценивать и конструировать собственные действия.
Чикагская и Айовская школы интеракционизма.
Различия двух направлений.
Чикагская школа |
Айовская школа |
1.Чикагская школа во главе с самым известным учеником Дж. Мида Г. Блумером. — для выявления социально-психологических феноменов и характеристик личности пригодны лишь применяемые в гуманитарных науках описательные методы, которые выявляют лишь наиболее общие характеристики и тенденции. К таким методам относят изучение документов, различного вида наблюдения, интервью и т.п. 2. Г. Блумер вслед за Дж. Мидом считает, что личность находится в непрерывном процессе изменения, суть которого составляет неповторимое и непрерывное взаимодействие между импульсивным Я и рефлексивным Я, постоянный диалог личности с собой, а также интерпретация и оценивание обстановки и поведения других людей. 3. Для Блумера и других представителей Чикагской школы ролевое поведение, для обозначения которого ими часто используется термин «делание роли» («role-making»), представляет собой поисковый, динамичный, творческий процесс. |
1.М. Кун как представитель Айовской школы ставит своей задачей доказать отдельные теоретические положения Дж. Мида эмпирическим путем 2. М. Кун игнорирует воздействие импульсивного Я на поведение личности. Личность превращается лишь в рефлексивное Я и поэтому поведение личности (в принципе) можно предсказать на основе интернализованных ожиданий. Кун и его сторонники рассматривают личность как структуру социальных установок, сформировавшихся на основе интернализованных ролей, и придают им решающее значение в детерминации поведения личности. 3. Представители Айовской школы предпочитают говорить не о «делании роли», а об «исполнении», «проигрывании» роли или о «принятии роли», фактически исключая спонтанный, творческий элемент из поведения личности. |
Критика:
- социальные связи у интеракционистов сводятся лишь к межличностному общению, а при анализе общения они игнорируют его содержание и предметную деятельность индивидов.
- неопределенность большей части используемых понятий.
- игнорирование роли эмоций в человеческом поведении.
Ролевые теории
|
Типы ролевых теорий |
|
Структуралистские |
Интеракционистские |
|
Истоки происхождения |
Основывается на социологических позициях. Закладывались М. Вебером, Г. Зиммелем, Т. Парсонсом |
Опираются на социально-психологические концепции Дж.Мида, связанные с понятие роль, введенным им в обиход социальной психологии. |
Основная идея |
Проблема связи индивидов и общества, и влияния общества на индивида. Рассматривались объективные стороны ролевых теорий, не затрагивая субъективные. |
Рассматривалось понятие роль, изначально заимствованное Мидом из театральной сферы. Использовалось для обозначения ряда феноменов социального поведения, проявление схожего поведения у различных людей в сходных ситуациях. Позже понятие роль разрабатывалось Линтоном. Субъективистский подход к анализу социальных явлений, игнорирование содержательной стороны роли. |
Основные подходы к определению роли.
- Дж. Мид. Понятие роль заимствовано из театра, не дал определения роли. Использовалось как метафора для обозначения ряда феноменов социального поведения, таких как проявление схожего поведения у различных людей в сходных обстоятельствах.
- Р. Линтон. Разрабатывал статусно-ролевую теорию. Статус – то место, которое индивид занимает в общественной системе. Роль – представляет собой внешнее поведение, является динамическим аспектом статуса. Включает в себя установки, Ценности и поведение, приписываемое обществом для каждого из всех людей, имеющих определенный статус.
- Понятие «социальной роли» активно изучалось в отечественной психологии. Это Социальная функция, неразрывное единство между видом деятельности и соответствующего способа поведения, выработанном в данном обществе, которые в конечном итоге детерминируются местом, занимаемым индивидом в системе общественных отношений.
- М.Дойч и Р. Краусс, выделили основные подходы к пониманию роли в социальной психологии:
- Роль как существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами.
- Роль как система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т.е. как он представляет себе модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами.
- Роль как открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение.
Классификация ролей.
- Т. Сарбин и В. Ален выделяют формальные и неформальные роли. Формальные роли – подразумевают у участников взаимодействия четких представлений о правах и обязанностях носителей ролей, часто зафиксированных в письменном виде. Неформальные не имеют таких четких представлений.
- Т. Шибутани выделили «конвенциональные» роли, т.е. те в отношении которых у членов общества имеются общепринятые представления о том, каково должно быть поведение исполнителей ролей, и на «межличностные», в отношении которых нет таких представлений.
- Тибо и Келли ввели деление ролей на «предписанные», т.е. внешне заданные. Не зависящие от усилий индивида, и «достигнутые», т.е. те которые достигнуты благодаря личным усилиям данного индивида.
- Р. Линтон вводит деление на активные и латентные роли. Индивид может являться носителем многих ролей, но в конкретный момент активно исполнять одну.
Ролевые конфликты.
Это ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями.
Бывают межролевые и внутриролевые.
Социальная драматургия Гофмана занимает особую позицию среди ролевых теорий. Наиболее полно идеи И. Гоффмана изложены в его монографии «Представление себя другим в повседневной жизни». Гоффман рассматривает реальных членов общества как актеров и, пользуясь театральной терминологией, очень подробно исследует «технологию» повседневного ролевого поведения, обращая особенно большое внимание на символические формы ролевого поведения. Абстрагируясь от целостных личностных характеристик индивида, Гоффман рассматривает его лишь как носителя самых различных ролей, заданных извне, не связанных ни между собой, ни с особенностями личности, ни с содержанием осуществляемой им деятельности, ни с объективными социально-историческими условиями. Сводя весь смысл ролевого поведения, по существу, лишь к созданию определенного впечатления о себе у партнера по взаимодействию или у «аудитории».
Теории референтной группы.
В работах последователей этих теорий не дается однозначного общепринятого определения референтной группы, однако абсолютное большинство авторов связывают это понятие с обозначением группы, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на ее ценности и нормы. Данная группа служит своеобразным стандартом, системой отсчета для оценки себя и других, а также источником формирования социальных установок и ценностных ориентации индивида. Авторы: Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли, Р. Мертон и др.
Термин «референтная группа» был введен Г. Хайманом в 1942 г. в исследовании представлений личности о собственном имущественном статусе по сравнению со статусом других людей. Он использовал его для обозначения группы людей, с которой испытуемый сравнивал себя при определении своего статуса. Результатом сравнения с референтной группой являлась самооценка испытуемым своего статуса.
Позже понятие «референтная группа» было использовано Т. Ньюкомом для обозначения группы, «к которой индивид причисляет себя психологически» и поэтому разделяет ее цели и нормы и ориентируется на них в своем поведении. Формирование установок является «функцией отрицательного или положительного отношения индивида к той или иной группе или группам». В связи с этим выделялись позитивные и негативные референтные группы. Под первыми понимаются такие группы, нормы и ориентации которых принимаются индивидом и которые вызывают у индивида стремление быть принятым этими группами. Отрицательной референтной группой считается такая группа, которая вызывает у него стремление выступить против нее и членом которой он не хочет себя считать.
Окончательное утверждение понятия «референтная группа» связано с работами М. Шерифа и Р. Мертона. Основные идеи М. Шерифа выражены в его книге «Основы социальной психологии». Он подчеркивал важность референтной группы в связи с тем, что ее нормы превращаются в социальные установки индивидов, в «систему отсчета» не только для самооценки, но и для оценки явлений социальной жизни, для формирования своей «картины мира». Шериф предложил проводить различие между актуальной группой «членства» и референтной группой.
Весьма существенный вклад в разработку проблемы референтной группы внес Р. Мертон. Он применил понятие референтной группы в своей работе 1950 г., написанной в соавторстве с А. Китт «Американский солдат». Он предпринял попытку объяснить обнаруженное в исследовании различие установок солдат, находившихся в одинаковом положении, именно тем, что у них были разные референтные группы, с которыми они сравнивали свое положение и которые служили для них источником формирования определенных социальных установок.
В 1952 г. Г. Келли обобщил предыдущие исследования в области теории референтной группы Г. Хаймана, Т. Ньюкома, М. Шерифа и Р. Мертона. Он отмечает, что понятием «референтная группа» обозначаются два вида различных отношений между индивидом и группой. Эти отношения связаны, с одной стороны, с мотивационными, а с другой — с перцептивными процессами. На этом основании Келли выделяет две функции референтной группы: нормативную и сравнительно-оценочную.
Условия, при которых индивид скорее выберет в качестве нормативной референтной группы не группу членства, а внешнюю группу. Мертон выделяет следующие факторы:
1. Если группа не обеспечивает достаточный престиж своим членам, то в этих условиях они будут склонны выбирать в качестве референтной группы внешнюю, нечленскую группу, которая, на их взгляд, обладает большей престижностью, чем их собственная.
2. Чем больше изолирован индивид в своей группе, чем ниже его статус в ней, тем более вероятно, что в качестве референтной группы он выберет внешнюю группу, в которой он рассчитывает иметь более высокий статус.
3. Чем больше социальная мобильность в обществе и, следовательно, больше возможностей у индивида изменить свой социальный статус и групповую принадлежность, тем более вероятно, что в качестве референтной группы он будет выбирать группу с более высоким социальным статусом.
4. Выбор индивидом той или иной референтной группы зависит от его личностных характеристик
3