Инструкция 2

Пятифакторный тест-опросник состоит из 75 парных, противо­положных по своему значению высказываний, с помощью которых можно выявить свойства личности, проявляющиеся в тех или иных житейских ситуациях. Между парными высказываниями размещена оценочная шкала (-2; -1; 0; 1; 2).

В опроснике нет утверждений пра­вильных или неправильных, также как нет хороших или плохих черт личности. Степень выраженности каждого из 75 парных высказыва­ний определяется с помощью приведенной выше оценочной шкалы.

Прочтите первое парное высказывание и определите, какое из двух альтернативных высказываний вам больше всего подходит. Ес­ли подходит высказывание, записанное слева от оценочной шкалы, то используйте для оценки этого высказывания значение «-2» или «-1». Если вам подходит правое высказывание, то оно оценивается значениями «2» или «1». Значения «-2» или «2» выбираются в том случае, если оцениваемое высказывание выражено сильно. Если это высказывание выражено слабо (слабее), то выбирается значение «-1» или «1». В том случае, когда ни одна из альтернатив вам не под­ходит, а подходит нечто среднее между ними, то выбирается значе­ние «0».

Выбранное значение по первому высказыванию записывается в бланк ответов в левую ячейку под номером 1. Таким образом, выбира­ются значения для всех последующих высказываний-альтернатив с записью в левые ячейки, соответствующие порядковым номерам вы­сказываний.

1. Мне нравиться зани­маться физкультурой

-2 -1 0 1 2

Я не люблю физические нагрузки

2. Люди считают меня от­зывчивым и доброжела­тельным человеком

-2 -1 0 1 2

Некоторые люди считают меня холодным и черст­вым

3. Я во всем ценю чистоту и порядок

-2 -1 0 1 2

Иногда я позволяю себе быть неряшливым

4. Меня часто беспокоит мысль, что что-нибудь мо­жет случиться

-2 -1 0 1 2

«Мелочи жизни» меня не тревожат

5. Все новое вызывает у меня интерес

-2 -1 0 1 2

Часто новое вызывает у меня раздражение

6. Если я ничем не занят, то это меня беспокоит

-2 -1 0 1 2

Я человек спокойный и не люблю суетиться

7. Я стараюсь проявлять дружелюбие ко всем людям

-2 -1 0 1 2

Я не всегда и не со всеми дружелюбный человек

8. Моя комната всегда ак­куратно прибрана

-2 -1 0 1 2

Я не очень стараюсь сле­дить за чистотой и поряд­ком

9. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков

-2 -1 0 1 2

Я не обращаю внимания на мелкие проблемы

1 0. Мне нравятся неожи­данности

-2 -1 0 1 2

Я люблю предсказуемость событий

1 1 . Я не могу долго оста­ваться в неподвижности

-2 -1 0 1 2

Мне не нравится быстрый стиль жизни

12. Я тактичен по отноше­ния к другим людям

-2 -1 0 1 2

Иногда в шутку я задеваю самолюбие других

1 3. Я методичен и пунк­туален во всем

-2 -1 0 1 2

Я не очень обязательный человек

14. Мои чувства легко уязвимы и ранимы

-2 -1 0 1 2

Я редко тревожусь и редко чего-либо боюсь

15. Мне не интересно, ко­гда ответ ясен заранее

-2 -1 0 1 2

Я не интересуюсь вещами, которые мне не понятны

16. Я люблю, чтобы дру­гие быстро выполняли мои распоряжения

-2 -1 0 1 2

Я не спеша выполняю чу­жие распоряжения

17. Я уступчивый и склон­ный к компромиссам че­ловек

-2 -1 0 1 2

Я люблю поспорить с окружающими

18. Я проявляю настойчи­вость, решая трудную за­дачу

-2 -1 0 1 2

Я не очень настойчивый человек

19. В грудных ситуациях я весь сжимаюсь от напря­жения

-2 -1 0 1 2

Я могу расслабиться в лю­бой ситуации

20. У меня очень живое воображение

-2 -1 0 1 2

Я всегда предпочитаю ре­ально смотреть на мир

21. Мне часто приходится быть лидером, проявлять инициативу

-2 -1 0 1 2

Я скорее подчиненный, чем лидер

22. Я всегда готов оказать помощь и разделить чу­жие трудности

-2 -1 0 1 2

Каждый должен уметь по­заботиться о себе

23. Я очень старательный во всех делах человек

-2 -1 0 1 2

Я не очень усердствую на работе

24. У меня часто выступа­ет холодный пот и дрожат руки

-2 -1 0 1 2

Я редко испытывал напря­жение, сопровождаемое дрожью в теле

25. Мне нравится мечтать

-2 -1 0 1 2

Я редко увлекаюсь фанта­зиями

26. Часто случается, что я руковожу, отдаю распоря­жения другим людям

-2 -1 0 1 2

Я предпочитаю, чтобы кто-то другой брал в свои руки руководство

27. Я предпочитаю сотруд­ничать с другими, чем со­перничать

-2 -1 0 1 2

Без соперничества общест­во не могло бы развивать­ся

28. Я серьезно и прилежно отношусь к работе

-2 -1 0 1 2

Я стараюсь не брать до­полнительные обязанно­сти на работе

29. В необычной обстанов­ке я часто нервничаю

-2 -1 0 1 2

Я легко привыкаю к новой обстановке

30. Иногда я погружаюсь в глубокие размышления

-2 -1 0 1 2

Я не люблю тратить свое время на размышления

31. Мне нравится общать­ся с незнакомыми людьми

-2 -1 0 1 2

Я не очень общительный человек

32. Большинство людей добры от природы

-2 -1 0 1 2

Я думаю, что жизнь делает некоторых людей злыми

33. Люди часто доверяют мне ответственные дела

-2 -1 0 1 2

Некоторые считают меня безответственным

34. Иногда я чувствую се­бя одиноко, тоскливо и все валится из рук

-2 -1 0 1 2

Часто, что-либо делая, я так увлекаюсь, что забы­ваю обо всем

35. Я хорошо знаю, что та­кое красота и элегантность

-2 -1 0 1 2

Мое представление о кра­соте такое же, как и у дру­гих

36. Мне нравится приоб­ретать новых друзей и знакомых

-2 -1 0 1 2

Я предпочитаю иметь только несколько надеж­ных друзей

37. Люди, с которыми я общаюсь, обычно мне нра­вятся

-2 -1 0 1 2

Есть такие люди, которых я не люблю

38. Я требователен и строг в работе

-2 -1 0 1 2

Иногда я пренебрегаю своими обязанностями

39. Когда я сильно рас­строен, у меня тяжело на душе

-2 -1 0 1 2

У меня очень редко быва­ет мрачное настроение

40. Музыка способна так захватить меня, что я те­ряю чувство времени

-2 -1 0 1 2

Драматическое искусство и балет кажутся мне скуч­ными

41. Я люблю находиться в больших и веселых компа­ниях

-2 -1 0 1 2

Я предпочитаю уединение

42. Большинство людей честные, и им можно дове­рять

-2 -1 0 1 2

Иногда я отношусь подоз­рительно к другим людям

43. Я обычно работаю доб­росовестно

-2 -1 0 1 2

Люди часто находят в мо­ей работе ошибки

44. Я легко впадаю в де­прессию

-2 -1 0 1 2

Мне невозможно испор­тить настроение

45. Настоящее произведе­ние искусства вызывает у меня восхищение

-2 -1 0 1 2

Я редко восхищяюсь со­вершенством настоящего произведения искусства

46. «Болея» на спортив­ных соревнованиях, я за­бываю обо всем

-2 -1 0 1 2

Я не понимаю, почему лю­ди занимаются опасными видами спорта

47. Я стараюсь проявлять чуткость, когда имею дело с людьми

-2 -1 0 1 2

Иногда мне нет дела до интересов других людей

48. Я редко делаю необду­манно то, что хочу сделать

-2 -1 0 1 2

Я предпочитаю принимать решения быстро

49. У меня много слабо­стей и недостатков

-2 -1 0 1 2

У меня высокая самооцен­ка

50. Я хорошо понимаю свое душевное состояние

-2 -1 0 1 2

Мне кажется, что другие люди менее чувствитель­ны, чем я

51. Я часто игнорирую сигналы, предупреждаю­щие об опасности

-2 -1 0 1 2

Я предпочитаю избегать опасных ситуаций

52. Радость других я раз­деляю как собственную

-2 -1 0 1 2

Я не всегда разделяю чув­ства других людей

53. Я обычно контролирую свои чувства и желания

-2 -1 0 1 2

Мне трудно сдерживать свои желания

54. Если я терплю неуда­чу, то обычно обвиняю се­бя

-2 -1 0 1 2

Мне часто «везет», и об­стоятельства редко быва­ют против меня

55. Я верю, что чувства де­лают мою жизнь содержа­тельнее

-2 -1 0 1 2

Я редко обращаю внима­ние на чужие переживания

56. Мне нравятся карна­вальные шествия и демон­страции

-2 -1 0 1 2

Мне не нравится нахо­диться в многолюдных местах

57. Я стараюсь поставить себя на место другого че­ловека, чтобы его понять

-2 -1 0 1 2

Я не стремлюсь понять все нюансы переживаний дру­гих людей

58. В магазине я обычно долго выбираю то, что на­думал купить

-2 -1 0 1 2

Иногда я покупаю вещи импульсивно

59. Иногда я чувствую се­бя жалким человеком

-2 -1 0 1 2

Обычно я чувствую себя нужным человеком

60. Я легко «вживаюсь» в переживания вымыш­ленного героя

-2 -1 0 1 2

Приключения киногероя не могут изменить мое ду­шевное состояние

61. Я чувствую себя счаст­ливым, когда на меня об­ращают внимание

-2 -1 0 1 2

Я скромный человек и стараюсь не выделяться среди людей

62. В каждом человеке есть нечто, за что его мож­но уважать

-2 -1 0 1 2

Я еще не встречал челове­ка, которого можно было бы уважать

63. Обычно я хорошо ду­маю, прежде чем действую

-2 -1 0 1 2

Я не люблю продумывать заранее результаты своих поступков

64. Часто у меня бывают взлеты и падения настрое­ния

-2 -1 0 1 2

Обычно у меня ровное на­строение

65. Иногда я чувствую се­бя фокусником, подшучи­вающим над людьми

-2 -1 0 1 2

Люди часто называют ме­ня скучным, но надежным человеком

66. Я привлекателен для лиц противоположного пола

-2 -1 0 1 2

Некоторые считают меня обычным и неинтересным человеком

67. Я всегда стараюсь быть добрым и внимательным с каждым человеком

-2 -1 0 1 2

Некоторые люди думают, что я самонадеянный и эгоистичный

68. Перед путешествием я намечаю точный план

-2 -1 0 1 2

Я не могу понять, зачем люди строят такие деталь­ные планы

69. Мое настроение легко меняется на противопо­ложное

-2 -1 0 1 2

Я всегда спокоен и урав­новешен

70. Я думаю, что жизнь — это азартная игра

-2 -1 0 1 2

Жизнь — это опыт, пере­даваемый последующим поколениям

71. Мне нравится выгля­деть вызывающе

-2 -1 0 1 2

В обществе я обычно не выделяюсь поведением и модной одеждой

72. Некоторые говорят, что я снисходителен к окружающим

-2 -1 0 1 2

Говорят, что я часто хва­стаюсь своими успехами

73. Я точно и методично выполняю свою работу

-2 -1 0 1 2

Я предпочитаю «плыть по течению», доверяя своей интуиции

74. Иногда я бываю на­столько взволнован, что даже плачу

-2 -1 0 1 2

Меня трудно вывести из себя

75. Иногда я чувствую, что могу открыть в себе нечто новое

-2 -1 0 1 2

Я не хотел бы ничего в се­бе менять

Бланк ответов пятифакторного опросника

Ф.И.О. _____________________________________________ Пол М Ж

Возраст ________ лет Дата заполнения _________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1.1=

2.1=

3.1=

4.1=

5.1=

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

1.2=

2.2=

3.2=

4.2

5.2=

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

1.3=

2.3=

3.3=

4.3=

5.3

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

1.4=

2.4=

3.4=

4.4=

5.4=

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

1.5=

2.5=

3.5=

4.5=

5.5=

I=

II=

III=

IV=

V=

Пятифакторный личностный опросник МакКрае — Коста («Большая пятерка»)

(Из книги: Батаршев А. В. Диагностика темперамента и характера. — СПб., 2006. — Сс. 218-232.)

Пятифакторный личностный опросник, более известный как «Боль­шая пятерка» («Великолепная пятерка»), разработан американски­ми психологами Р. МакКрае и П. Коста в 1983-1985 гг. В последую­щем опросник совершенствовался и в окончательном виде в 1992 г. представлен тестом NEO PP1. По мнению Р. МакКрае и П. Коста, вы­деленных на основе факторного анализа пяти независимых перемен­ных (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, доб­росовестность) вполне достаточно для адекватного описания психо­логического портрета личности.

В настоящее время тест-опросник «Большая пятерка» приобрел большую популярность и практическое значение как за рубежом, так и в России. В русском переводе опросник был адаптирован к усло­виям русской культуры В, Е. Орлом в соавторстве с А. А. Рукавиш­никовым и И. Г. Сениным. Известна японская версия «Большой пя­терки» 5PFQ, (сост. Хийджиро Теуйн), которая также была переведе­на и адаптирована в 1999 г. к отечественным условиям социальной среды психологами Курганского государственного университета. Эта версия пятифакторного личностного опросника в интерпрета­ции А. Б. Хромова [7] представлена ниже.

Пятифакторный тест-опросник представляет собой набор из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных вы­сказываний, характеризующих поведение человека. Стимульный ма­териал имеет пятиступенчатую оценочную шкалу Лайкерта (-2; -1; 0; 1; 2), с помощью которой можно измерять степень выраженности каждого из пяти факторов (экстраверсия — интроверсия; привязан­ность — обособленность; самоконтроль — импульсивность; эмоцио­нальная неустойчивость — эмоциональная устойчивость; экспрессив­ность — практичность).

Обработка результатов тестирования

1. Выбранные оценочные значения высказываний переводятся в баллы:

Оценочная шкала

-2

-1

0

1

2

Баллы

5

4

3

2

1

2. Балльные оценки проставляются в бланк ответов в правые ячей­ки соответствующих высказываний. Каждый из основных пяти фак­торов состоит из пяти первичных факторов. К примеру, основной фактор «экстраверсия — интроверсия» состоит из первичных факто­ров 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5. В количественном выражении первичные факторы определяются суммированием трех балльных оценок. К при­меру, первичный фактор 1.1 «активность — пассивность» оценивает­ся суммой баллов, полученных на высказывания 1, 6, 11.

3. Суммирование балльных оценок первичных факторов по вер­тикали определяет количественную выраженность соответствующе­го основного фактора. К примеру, сумма баллов первичных факторов 1.1, 1.2,1.3, 1.4, 1.5 определяет количественную выраженность перво­го основного фактора «экстраверсия — интроверсия».

Таким же образом определяется количественная выраженность ос­тальных основных факторов: I (привязанность — обособленность); III (самоконтроль — импульсивность); IV (эмоциональная устойчи­вость — эмоциональная неустойчивость); V (экспрессивность — прак­тичность).

Интерпретация результатов тестирования

1. На основе уже анализа первичных факторов можно составить определенное представление о характерологических особенностях ис­пытуемого. К примеру, высокие баллы (11-15) по первичному фак­тору 1.1 свидетельствуют об определенной активности испытуемого, низкие (3-7) — о его пассивности. В каждом из первичных факторов слева обозначается черта личности, которая по версии «Большой пятерки» соответствует высоким значениям балльных оценок, спра­ва же обозначается черта личности с низкими балльными оценками. К примеру, первичный фактор 1.2 (доминантность — подчиненность) был оценен высокими баллами (11-15).

Можно констатировать, что испытуемому, по-видимому, присущ признак доминантности. Если же по этому фактору получены низкие значения (3-7 баллов), то для испытуемого, скорее всего, характерен признак подчиненности (кон­формности).

2. Ниже перечислены характерологические признаки, которые мо­гут быть определены у испытуемого с помощью первичных факторов «Большой пятерки».

1. Экстраверсия — интроверсия

  1. Активность — пассивность
  2. Доминирование — подчиненность
  3. Общительность — замкнутость
  4. Поиск впечатлений — избегание впечатлений
  5. Избегание — проявление чувства вины

2. Привязанность (доброжелательность) — обособленность

  1. Теплота — равнодушие
  2. Сотрудничество — соперничество
  3. Доверчивость — подозрительность
  4. Понимание — непонимание
  5. Уважение других — самоуважение

3. Самоконтроль (добросовестность) — импульсивность

  1. Аккуратность — неаккуратность (отсутствие аккуратности)
  2. Настойчивость — отсутствие настойчивости
  3. Ответственность — безответственность
  4. Самоконтроль поведения — импульсивность (отсутствие са­моконтроля)
  5. Предусмотрительность — беспечность

4. Эмоциональная неустойчивость — эмоциональная устойчи­вость

  1. Тревожность — беззаботность
  2. Напряженность — расслабленность
  3. Депрессивность — эмоциональная комфортность
  4. Самокритика — самодостаточность
  5. Эмоциональная лабильность — эмоциональная стабильность

5. Экспрессивность (открытость опыту) — практичность

  1. Любопытство — консерватизм
  2. Любознательность — реалистичность
  3. Артистичность — отсутствие артистичности
  4. Сенситивность — нечувствительность
  5. Пластичность — ригидность

3. Сумма баллов первичных факторов по вертикали определяет количественную выраженность основного фактора. Минимальное количество набранных баллов для любого основного фактора равно 15, максимальное количество — 75. Условно балльные оценки можно разделить на высокие (51-75 баллов), средние (41-50 баллов) и низ­кие (15-40 баллов).

Интерпретация основных факторов

Первый фактор

Экстраверсия

Интроверсия

Высокие значения по фактору определяют направленность психи­ки человека на экстраверсию.

Типичные экстраверты отлича­ются общительностью, любят раз­влечения и коллективные меро­приятия, имеют большой круг дру­зей и знакомых, ощущают потребность общения с людьми, с которыми можно поговорить и приятно провести время, стремятся к праздности и развлечениям, не любят себя утруждать работой или учебой, тяготеют к острым, возбуж­дающим впечатлениям, часто рис­куют, действуют импульсивно, не­обдуманно, по первому побужде­нию.

Экстраверты беззаботны, опти­мистичны и любят перемены. У них ослаблен контроль над чув­ствами и поступками, поэтому они бывают склонны к вспыльчивости и агрессивности.

В работе, как правило, ориенти­рованы на скорость выполнения за­дания, от однообразной деятельно­сти у них быстрее развивается со­стояние монотонии. Экстраверты предпочитают работать с людьми.

В деятельности экстраверты бы­стрее, чем интроверты, извлекают информацию из памяти, лучше вы­полняют трудные задания в ситуа­ции дефицита времени.

Экстраверты чувствуют себя бодрее вечером и лучше работают во второй половине дня. Такие лю­ди чувствительны к поощрению.

Низкие значения по фактору характерны для интровертов.

Основными особенностями ин­тровертов являются отсутствие уверенности в отношении правиль­ности своего поведения и невнима­ние к происходящим вокруг собы­тиям; большая опора на собствен­ные силы и желания, чем на взгляды других людей; предпочте­ние абстрактных идей конкретным явлениям действительности.

Интроверты обладают ровным, несколько сниженным фоном на­строения. Они озабочены своими личными проблемами и пережива­ниями. Такие люди обычно сдер­жанны, замкнуты, избегают расска­зывать о себе, не интересуются проблемами других людей. Они предпочитают книги общению с людьми. Интроверты отдают пред­почтение теоретическим и научным видам деятельности. В учебе они достигают более заметных успехов, чем экстраверты.

Интровертированные люди лю­бят планировать свое будущее, все­гда взвешивают свои поступки, не доверяют первым побуждениям и увлечениям, всегда строго контро­лируют свои чувства, редко бывают несдержанными и возбужденными. Интроверты легче переносят одно­образие в деятельности, лучше ра­ботают в спокойной обстановке и в первой половине дня. Они более чувствительны к наказанию, чем к поощрению.

Второй фактор

Привязанность (доброжелательность)

Обособленность

Высокие значения по данному фактору определяют позитивное отношение человека к людям.

Такие лица испытывают потреб­ность быть рядом с другими людь­ми. Как правило, это добрые, от­зывчивые люди, они хорошо пони­мают других людей, чувствуют личную ответственность за их бла­гополучие, терпимо относятся к не­достаткам других людей.

Умеют сопереживать, поддержи­вают коллективные мероприятия и чувствуют ответственность за об­щее дело, добросовестно и ответст­венно выполняют взятые на себя поручения.

Взаимодействуя с другими, та­кие люди стараются избегать раз­ногласий, не любят конкуренции, больше предпочитают сотрудни­чать с людьми, чем соперничать.

В группе такие люди, как пра­вило, пользуются уважением.

Низкие оценки по фактору сви­детельствует о стремлении челове­ка быть независимым и самостоя­тельным. Такие люди предпочита­ют держать дистанцию, иметь обособленную позицию при взаи­модействии с другими. Они избега­ют общественных поручений, не­брежны в выполнении своих обя­занностей и обещаний.

Люди, имеющие низкие значе­ния по этому фактору, холодно от­носятся к другим людям, часто не понимают тех, с кем общаются. Их больше волнуют собственные про­блемы, чем проблемы окружающих их людей. Свои интересы они ста­вят выше интересов других людей и всегда готовы их отстаивать в конкурентной борьбе. Такие люди обычно стремятся к совершенству. Для достижения своих целей они используют все доступные им сред­ства, не считаясь с интересами дру­гих людей. Люди с такими характе­ристиками редко демократичным путем становятся руководителями.

Третий фактор

Самоконтроль (высокий самоконтроль поведения)

Импульсивность (низкий самоконтроль поведения)

Главным содержанием этого фактора является волевая регуля­ция поведения.

На полюсе высоких значений находится такие черты личности, как добросовестность, ответствен­ность, обязательность, точность и аккуратность в делах.

Такие люди любят порядок и комфорт, они настойчивы в дея­тельности и обычно достигают в ней высоких результатов. Они при­держиваются моральных принци­пов, не нарушают общепринятых норм поведения в обществе и со­блюдают их даже тогда, когда нор­мы и правила кажутся пустой фор­мальностью.

Высокая добросовестность и сознательность обычно сочетаются с хорошим самоконтролем, со стремлением к утверждению обще­человеческих ценностей, иногда в ущерб личным. Такие люди редко чувствуют себя полностью раско­ванными настолько, чтобы позво­лить себе дать волю чувствам.

Человек, имеющий низкую оценку по этому фактору, редко проявляет в своей жизни волевые качества, он живет, стараясь не ус­ложнять свою жизнь. Ищет «лег­кой жизни».

Это такой тип личности, для которого характерны естествен­ность поведения, беспечность, склонность к необдуманным по­ступкам.

Такой человек может недобро­совестно относиться к работе, не проявляя настойчивости в дости­жении цели. Он не прилагает дос­таточных усилий для выполнения принятых в обществе требований и культурных норм поведения, может презрительно относиться к мораль­ным ценностям. Человек, имеющий такую черту, склонен совершать асоциальные поступки. Ради собст­венной выгоды он способен на не­честность и обман.

Такой человек, как правило, жи­вет одним днем, не заглядывая в свое будущее.

Четвертый фактор

Эмоциональная неустойчивость

Эмоциональная устойчивость

Высокие значения по этому фактору характеризуют лиц, неспо­собных контролировать свои эмоции и импульсивные влечения. В поведении это проявляется как отсутствие чувства ответственно­сти, уклонение от реальности, ка­призность.

Такие люди чувствуют себя бес­помощными, неспособными спра­виться с жизненными трудностями. Их поведение во многом обуслов­лено ситуацией.

Они с тревогой ожидают непри­ятностей, в случае неудачи легко впадают в отчаяние и депрессию.

Такие люди хуже работает в стрессовых ситуациях, в которых испытывают психологическое на­пряжение. У них, как правило, за­нижена самооценка, они обидчивы и в неудачах.

Низкие значения по этому фак­тору свойственны лицам самодос­таточным, уверенным в своих силах, эмоционально зрелым, смело смотрящим в лицо фактам, спокой­ным, постоянным в своих планах и привязанностях, не поддающимся случайным колебаниям настроения.

На жизнь такие люди смотрят серьезно и реалистично, хорошо осознают требования действитель­ности, не скрывают от себя собст­венных недостатков, не расстраива­ются из-за пустяков, чувствуют се­бя хорошо приспособленными к жизни. Эмоционально устойчивые люди сохраняют хладнокровие и спокойствие даже в самых неблаго­приятных ситуациях. Они чаще пребывают в хорошем расположе­нии духа, чем в плохом.

Пятый фактор

Открытость опыту (экспрессивность)

Практичность

Для человека с такой чертой ха­рактерно легкое отношение к жиз­ни. Он производит впечатление беззаботного и безответственного, которому сложно понять тех, кто рассчитывает каждый свой шаг, от­дает свои силы созданию матери­ального благополучия. К жизни он относится как к игре, совершая по­ступки, за которыми окружающие видят проявление легкомыслия.

Человек, имеющий высокие оценки по этому фактору, удовле­творяет свое любопытство, прояв­ляя интерес к различным сторонам жизни. Он легко обучается, но не­достаточно серьезно относится к систематической научной деятель­ности, поэтому редко достигает больших успехов в науке.

Такой человек часто не отлича­ет вымысел от реальностей жизни. Он чаще доверяет своим чувствам и интуиции, чем здравому смыслу, мало обращает внимания на теку­щие повседневные дела и обязанно­сти, избегает рутинной работы. Это эмоциональный, экспрессивный, с хорошо развитым эстетическим и художественным вкусом человек.

Человек с выраженной чертой практичности по своему складу реалист, хорошо адаптирован в обыденной жизни. Он трезво и реа­листично смотрит на жизнь, верит в материальные ценности больше, чем в отвлеченные идеи.

Такой человек часто озабочен своими материальными проблема­ми, упорно работает и проявляет завидную настойчивость, воплощая в жизнь свои планы.

Негибкий и неартистичный, часто простой и лишенный чувства юмора в обычной жизни, он прояв­ляет постоянство своих привычек и интересов.

Такой человек не любит резких перемен в своей жизни, он предпо­читает постоянство и надежность во всем, что его окружает. Он не­сентиментален, поэтому его трудно вывести из равновесия, повлиять на сделанный выбор.

Ко всем жизненным событиям такой человек подходит с логиче­ской меркой, ищет рациональных объяснений и практической вы­годы.

1Аббревиатура английского словосочетания: «Нейротизм, экстраверсия, открытость — личностный опросник».