Пятифакторный тест-опросник состоит из 75 парных, противоположных по своему значению высказываний, с помощью которых можно выявить свойства личности, проявляющиеся в тех или иных житейских ситуациях. Между парными высказываниями размещена оценочная шкала (-2; -1; 0; 1; 2).
В опроснике нет утверждений правильных или неправильных, также как нет хороших или плохих черт личности. Степень выраженности каждого из 75 парных высказываний определяется с помощью приведенной выше оценочной шкалы.
Прочтите первое парное высказывание и определите, какое из двух альтернативных высказываний вам больше всего подходит. Если подходит высказывание, записанное слева от оценочной шкалы, то используйте для оценки этого высказывания значение «-2» или «-1». Если вам подходит правое высказывание, то оно оценивается значениями «2» или «1». Значения «-2» или «2» выбираются в том случае, если оцениваемое высказывание выражено сильно. Если это высказывание выражено слабо (слабее), то выбирается значение «-1» или «1». В том случае, когда ни одна из альтернатив вам не подходит, а подходит нечто среднее между ними, то выбирается значение «0».
Выбранное значение по первому высказыванию записывается в бланк ответов в левую ячейку под номером 1. Таким образом, выбираются значения для всех последующих высказываний-альтернатив с записью в левые ячейки, соответствующие порядковым номерам высказываний.
1. Мне нравиться заниматься физкультурой |
-2 -1 0 1 2 |
Я не люблю физические нагрузки |
2. Люди считают меня отзывчивым и доброжелательным человеком |
-2 -1 0 1 2 |
Некоторые люди считают меня холодным и черствым |
3. Я во всем ценю чистоту и порядок |
-2 -1 0 1 2 |
Иногда я позволяю себе быть неряшливым |
4. Меня часто беспокоит мысль, что что-нибудь может случиться |
-2 -1 0 1 2 |
«Мелочи жизни» меня не тревожат |
5. Все новое вызывает у меня интерес |
-2 -1 0 1 2 |
Часто новое вызывает у меня раздражение |
6. Если я ничем не занят, то это меня беспокоит |
-2 -1 0 1 2 |
Я человек спокойный и не люблю суетиться |
7. Я стараюсь проявлять дружелюбие ко всем людям |
-2 -1 0 1 2 |
Я не всегда и не со всеми дружелюбный человек |
8. Моя комната всегда аккуратно прибрана |
-2 -1 0 1 2 |
Я не очень стараюсь следить за чистотой и порядком |
9. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков |
-2 -1 0 1 2 |
Я не обращаю внимания на мелкие проблемы |
1 0. Мне нравятся неожиданности |
-2 -1 0 1 2 |
Я люблю предсказуемость событий |
1 1 . Я не могу долго оставаться в неподвижности |
-2 -1 0 1 2 |
Мне не нравится быстрый стиль жизни |
12. Я тактичен по отношения к другим людям |
-2 -1 0 1 2 |
Иногда в шутку я задеваю самолюбие других |
1 3. Я методичен и пунктуален во всем |
-2 -1 0 1 2 |
Я не очень обязательный человек |
14. Мои чувства легко уязвимы и ранимы |
-2 -1 0 1 2 |
Я редко тревожусь и редко чего-либо боюсь |
15. Мне не интересно, когда ответ ясен заранее |
-2 -1 0 1 2 |
Я не интересуюсь вещами, которые мне не понятны |
16. Я люблю, чтобы другие быстро выполняли мои распоряжения |
-2 -1 0 1 2 |
Я не спеша выполняю чужие распоряжения |
17. Я уступчивый и склонный к компромиссам человек |
-2 -1 0 1 2 |
Я люблю поспорить с окружающими |
18. Я проявляю настойчивость, решая трудную задачу |
-2 -1 0 1 2 |
Я не очень настойчивый человек |
19. В грудных ситуациях я весь сжимаюсь от напряжения |
-2 -1 0 1 2 |
Я могу расслабиться в любой ситуации |
20. У меня очень живое воображение |
-2 -1 0 1 2 |
Я всегда предпочитаю реально смотреть на мир |
21. Мне часто приходится быть лидером, проявлять инициативу |
-2 -1 0 1 2 |
Я скорее подчиненный, чем лидер |
22. Я всегда готов оказать помощь и разделить чужие трудности |
-2 -1 0 1 2 |
Каждый должен уметь позаботиться о себе |
23. Я очень старательный во всех делах человек |
-2 -1 0 1 2 |
Я не очень усердствую на работе |
24. У меня часто выступает холодный пот и дрожат руки |
-2 -1 0 1 2 |
Я редко испытывал напряжение, сопровождаемое дрожью в теле |
25. Мне нравится мечтать |
-2 -1 0 1 2 |
Я редко увлекаюсь фантазиями |
26. Часто случается, что я руковожу, отдаю распоряжения другим людям |
-2 -1 0 1 2 |
Я предпочитаю, чтобы кто-то другой брал в свои руки руководство |
27. Я предпочитаю сотрудничать с другими, чем соперничать |
-2 -1 0 1 2 |
Без соперничества общество не могло бы развиваться |
28. Я серьезно и прилежно отношусь к работе |
-2 -1 0 1 2 |
Я стараюсь не брать дополнительные обязанности на работе |
29. В необычной обстановке я часто нервничаю |
-2 -1 0 1 2 |
Я легко привыкаю к новой обстановке |
30. Иногда я погружаюсь в глубокие размышления |
-2 -1 0 1 2 |
Я не люблю тратить свое время на размышления |
31. Мне нравится общаться с незнакомыми людьми |
-2 -1 0 1 2 |
Я не очень общительный человек |
32. Большинство людей добры от природы |
-2 -1 0 1 2 |
Я думаю, что жизнь делает некоторых людей злыми |
33. Люди часто доверяют мне ответственные дела |
-2 -1 0 1 2 |
Некоторые считают меня безответственным |
34. Иногда я чувствую себя одиноко, тоскливо и все валится из рук |
-2 -1 0 1 2 |
Часто, что-либо делая, я так увлекаюсь, что забываю обо всем |
35. Я хорошо знаю, что такое красота и элегантность |
-2 -1 0 1 2 |
Мое представление о красоте такое же, как и у других |
36. Мне нравится приобретать новых друзей и знакомых |
-2 -1 0 1 2 |
Я предпочитаю иметь только несколько надежных друзей |
37. Люди, с которыми я общаюсь, обычно мне нравятся |
-2 -1 0 1 2 |
Есть такие люди, которых я не люблю |
38. Я требователен и строг в работе |
-2 -1 0 1 2 |
Иногда я пренебрегаю своими обязанностями |
39. Когда я сильно расстроен, у меня тяжело на душе |
-2 -1 0 1 2 |
У меня очень редко бывает мрачное настроение |
40. Музыка способна так захватить меня, что я теряю чувство времени |
-2 -1 0 1 2 |
Драматическое искусство и балет кажутся мне скучными |
41. Я люблю находиться в больших и веселых компаниях |
-2 -1 0 1 2 |
Я предпочитаю уединение |
42. Большинство людей честные, и им можно доверять |
-2 -1 0 1 2 |
Иногда я отношусь подозрительно к другим людям |
43. Я обычно работаю добросовестно |
-2 -1 0 1 2 |
Люди часто находят в моей работе ошибки |
44. Я легко впадаю в депрессию |
-2 -1 0 1 2 |
Мне невозможно испортить настроение |
45. Настоящее произведение искусства вызывает у меня восхищение |
-2 -1 0 1 2 |
Я редко восхищяюсь совершенством настоящего произведения искусства |
46. «Болея» на спортивных соревнованиях, я забываю обо всем |
-2 -1 0 1 2 |
Я не понимаю, почему люди занимаются опасными видами спорта |
47. Я стараюсь проявлять чуткость, когда имею дело с людьми |
-2 -1 0 1 2 |
Иногда мне нет дела до интересов других людей |
48. Я редко делаю необдуманно то, что хочу сделать |
-2 -1 0 1 2 |
Я предпочитаю принимать решения быстро |
49. У меня много слабостей и недостатков |
-2 -1 0 1 2 |
У меня высокая самооценка |
50. Я хорошо понимаю свое душевное состояние |
-2 -1 0 1 2 |
Мне кажется, что другие люди менее чувствительны, чем я |
51. Я часто игнорирую сигналы, предупреждающие об опасности |
-2 -1 0 1 2 |
Я предпочитаю избегать опасных ситуаций |
52. Радость других я разделяю как собственную |
-2 -1 0 1 2 |
Я не всегда разделяю чувства других людей |
53. Я обычно контролирую свои чувства и желания |
-2 -1 0 1 2 |
Мне трудно сдерживать свои желания |
54. Если я терплю неудачу, то обычно обвиняю себя |
-2 -1 0 1 2 |
Мне часто «везет», и обстоятельства редко бывают против меня |
55. Я верю, что чувства делают мою жизнь содержательнее |
-2 -1 0 1 2 |
Я редко обращаю внимание на чужие переживания |
56. Мне нравятся карнавальные шествия и демонстрации |
-2 -1 0 1 2 |
Мне не нравится находиться в многолюдных местах |
57. Я стараюсь поставить себя на место другого человека, чтобы его понять |
-2 -1 0 1 2 |
Я не стремлюсь понять все нюансы переживаний других людей |
58. В магазине я обычно долго выбираю то, что надумал купить |
-2 -1 0 1 2 |
Иногда я покупаю вещи импульсивно |
59. Иногда я чувствую себя жалким человеком |
-2 -1 0 1 2 |
Обычно я чувствую себя нужным человеком |
60. Я легко «вживаюсь» в переживания вымышленного героя |
-2 -1 0 1 2 |
Приключения киногероя не могут изменить мое душевное состояние |
61. Я чувствую себя счастливым, когда на меня обращают внимание |
-2 -1 0 1 2 |
Я скромный человек и стараюсь не выделяться среди людей |
62. В каждом человеке есть нечто, за что его можно уважать |
-2 -1 0 1 2 |
Я еще не встречал человека, которого можно было бы уважать |
63. Обычно я хорошо думаю, прежде чем действую |
-2 -1 0 1 2 |
Я не люблю продумывать заранее результаты своих поступков |
64. Часто у меня бывают взлеты и падения настроения |
-2 -1 0 1 2 |
Обычно у меня ровное настроение |
65. Иногда я чувствую себя фокусником, подшучивающим над людьми |
-2 -1 0 1 2 |
Люди часто называют меня скучным, но надежным человеком |
66. Я привлекателен для лиц противоположного пола |
-2 -1 0 1 2 |
Некоторые считают меня обычным и неинтересным человеком |
67. Я всегда стараюсь быть добрым и внимательным с каждым человеком |
-2 -1 0 1 2 |
Некоторые люди думают, что я самонадеянный и эгоистичный |
68. Перед путешествием я намечаю точный план |
-2 -1 0 1 2 |
Я не могу понять, зачем люди строят такие детальные планы |
69. Мое настроение легко меняется на противоположное |
-2 -1 0 1 2 |
Я всегда спокоен и уравновешен |
70. Я думаю, что жизнь — это азартная игра |
-2 -1 0 1 2 |
Жизнь — это опыт, передаваемый последующим поколениям |
71. Мне нравится выглядеть вызывающе |
-2 -1 0 1 2 |
В обществе я обычно не выделяюсь поведением и модной одеждой |
72. Некоторые говорят, что я снисходителен к окружающим |
-2 -1 0 1 2 |
Говорят, что я часто хвастаюсь своими успехами |
73. Я точно и методично выполняю свою работу |
-2 -1 0 1 2 |
Я предпочитаю «плыть по течению», доверяя своей интуиции |
74. Иногда я бываю настолько взволнован, что даже плачу |
-2 -1 0 1 2 |
Меня трудно вывести из себя |
75. Иногда я чувствую, что могу открыть в себе нечто новое |
-2 -1 0 1 2 |
Я не хотел бы ничего в себе менять |
Бланк ответов пятифакторного опросника
Ф.И.О. _____________________________________________ Пол М Ж
Возраст ________ лет Дата заполнения _________________________
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
7 |
|
|
8 |
|
|
9 |
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
12 |
|
|
13 |
|
|
14 |
|
|
15 |
|
|
|
1.1= |
|
|
2.1= |
|
|
3.1= |
|
|
4.1= |
|
|
5.1= |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
17 |
|
|
18 |
|
|
19 |
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
|
|
22 |
|
|
23 |
|
|
24 |
|
|
25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
26 |
|
|
27 |
|
|
28 |
|
|
29 |
|
|
30 |
|
|
|
1.2= |
|
|
2.2= |
|
|
3.2= |
|
|
4.2 |
|
|
5.2= |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31 |
|
|
32 |
|
|
33 |
|
|
34 |
|
|
35 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
36 |
|
|
37 |
|
|
38 |
|
|
39 |
|
|
40 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
41 |
|
|
42 |
|
|
43 |
|
|
44 |
|
|
45 |
|
|
|
1.3= |
|
|
2.3= |
|
|
3.3= |
|
|
4.3= |
|
|
5.3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
46 |
|
|
47 |
|
|
48 |
|
|
49 |
|
|
50 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
51 |
|
|
52 |
|
|
53 |
|
|
54 |
|
|
55 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
56 |
|
|
57 |
|
|
58 |
|
|
59 |
|
|
60 |
|
|
|
1.4= |
|
|
2.4= |
|
|
3.4= |
|
|
4.4= |
|
|
5.4= |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
61 |
|
|
62 |
|
|
63 |
|
|
64 |
|
|
65 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
66 |
|
|
67 |
|
|
68 |
|
|
69 |
|
|
70 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
71 |
|
|
72 |
|
|
73 |
|
|
74 |
|
|
75 |
|
|
|
1.5= |
|
|
2.5= |
|
|
3.5= |
|
|
4.5= |
|
|
5.5= |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I= |
|
|
II= |
|
|
III= |
|
|
IV= |
|
|
V= |
|
Пятифакторный личностный опросник МакКрае — Коста («Большая пятерка»)
(Из книги: Батаршев А. В. Диагностика темперамента и характера. — СПб., 2006. — Сс. 218-232.)
Пятифакторный личностный опросник, более известный как «Большая пятерка» («Великолепная пятерка»), разработан американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста в 1983-1985 гг. В последующем опросник совершенствовался и в окончательном виде в 1992 г. представлен тестом NEO PP1. По мнению Р. МакКрае и П. Коста, выделенных на основе факторного анализа пяти независимых переменных (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность) вполне достаточно для адекватного описания психологического портрета личности.
В настоящее время тест-опросник «Большая пятерка» приобрел большую популярность и практическое значение как за рубежом, так и в России. В русском переводе опросник был адаптирован к условиям русской культуры В, Е. Орлом в соавторстве с А. А. Рукавишниковым и И. Г. Сениным. Известна японская версия «Большой пятерки» 5PFQ, (сост. Хийджиро Теуйн), которая также была переведена и адаптирована в 1999 г. к отечественным условиям социальной среды психологами Курганского государственного университета. Эта версия пятифакторного личностного опросника в интерпретации А. Б. Хромова [7] представлена ниже.
Пятифакторный тест-опросник представляет собой набор из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Стимульный материал имеет пятиступенчатую оценочную шкалу Лайкерта (-2; -1; 0; 1; 2), с помощью которой можно измерять степень выраженности каждого из пяти факторов (экстраверсия — интроверсия; привязанность — обособленность; самоконтроль — импульсивность; эмоциональная неустойчивость — эмоциональная устойчивость; экспрессивность — практичность).
Обработка результатов тестирования
1. Выбранные оценочные значения высказываний переводятся в баллы:
Оценочная шкала |
-2 |
-1 |
0 |
1 |
2 |
Баллы |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
2. Балльные оценки проставляются в бланк ответов в правые ячейки соответствующих высказываний. Каждый из основных пяти факторов состоит из пяти первичных факторов. К примеру, основной фактор «экстраверсия — интроверсия» состоит из первичных факторов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5. В количественном выражении первичные факторы определяются суммированием трех балльных оценок. К примеру, первичный фактор 1.1 «активность — пассивность» оценивается суммой баллов, полученных на высказывания 1, 6, 11.
3. Суммирование балльных оценок первичных факторов по вертикали определяет количественную выраженность соответствующего основного фактора. К примеру, сумма баллов первичных факторов 1.1, 1.2,1.3, 1.4, 1.5 определяет количественную выраженность первого основного фактора «экстраверсия — интроверсия».
Таким же образом определяется количественная выраженность остальных основных факторов: I (привязанность — обособленность); III (самоконтроль — импульсивность); IV (эмоциональная устойчивость — эмоциональная неустойчивость); V (экспрессивность — практичность).
Интерпретация результатов тестирования
1. На основе уже анализа первичных факторов можно составить определенное представление о характерологических особенностях испытуемого. К примеру, высокие баллы (11-15) по первичному фактору 1.1 свидетельствуют об определенной активности испытуемого, низкие (3-7) — о его пассивности. В каждом из первичных факторов слева обозначается черта личности, которая по версии «Большой пятерки» соответствует высоким значениям балльных оценок, справа же обозначается черта личности с низкими балльными оценками. К примеру, первичный фактор 1.2 (доминантность — подчиненность) был оценен высокими баллами (11-15).
Можно констатировать, что испытуемому, по-видимому, присущ признак доминантности. Если же по этому фактору получены низкие значения (3-7 баллов), то для испытуемого, скорее всего, характерен признак подчиненности (конформности).
2. Ниже перечислены характерологические признаки, которые могут быть определены у испытуемого с помощью первичных факторов «Большой пятерки».
1. Экстраверсия — интроверсия
- Активность — пассивность
- Доминирование — подчиненность
- Общительность — замкнутость
- Поиск впечатлений — избегание впечатлений
- Избегание — проявление чувства вины
2. Привязанность (доброжелательность) — обособленность
- Теплота — равнодушие
- Сотрудничество — соперничество
- Доверчивость — подозрительность
- Понимание — непонимание
- Уважение других — самоуважение
3. Самоконтроль (добросовестность) — импульсивность
- Аккуратность — неаккуратность (отсутствие аккуратности)
- Настойчивость — отсутствие настойчивости
- Ответственность — безответственность
- Самоконтроль поведения — импульсивность (отсутствие самоконтроля)
- Предусмотрительность — беспечность
4. Эмоциональная неустойчивость — эмоциональная устойчивость
- Тревожность — беззаботность
- Напряженность — расслабленность
- Депрессивность — эмоциональная комфортность
- Самокритика — самодостаточность
- Эмоциональная лабильность — эмоциональная стабильность
5. Экспрессивность (открытость опыту) — практичность
- Любопытство — консерватизм
- Любознательность — реалистичность
- Артистичность — отсутствие артистичности
- Сенситивность — нечувствительность
- Пластичность — ригидность
3. Сумма баллов первичных факторов по вертикали определяет количественную выраженность основного фактора. Минимальное количество набранных баллов для любого основного фактора равно 15, максимальное количество — 75. Условно балльные оценки можно разделить на высокие (51-75 баллов), средние (41-50 баллов) и низкие (15-40 баллов).
Интерпретация основных факторов
Первый фактор |
|
Экстраверсия |
Интроверсия |
Высокие значения по фактору определяют направленность психики человека на экстраверсию. Типичные экстраверты отличаются общительностью, любят развлечения и коллективные мероприятия, имеют большой круг друзей и знакомых, ощущают потребность общения с людьми, с которыми можно поговорить и приятно провести время, стремятся к праздности и развлечениям, не любят себя утруждать работой или учебой, тяготеют к острым, возбуждающим впечатлениям, часто рискуют, действуют импульсивно, необдуманно, по первому побуждению. Экстраверты беззаботны, оптимистичны и любят перемены. У них ослаблен контроль над чувствами и поступками, поэтому они бывают склонны к вспыльчивости и агрессивности. В работе, как правило, ориентированы на скорость выполнения задания, от однообразной деятельности у них быстрее развивается состояние монотонии. Экстраверты предпочитают работать с людьми. В деятельности экстраверты быстрее, чем интроверты, извлекают информацию из памяти, лучше выполняют трудные задания в ситуации дефицита времени. Экстраверты чувствуют себя бодрее вечером и лучше работают во второй половине дня. Такие люди чувствительны к поощрению. |
Низкие значения по фактору характерны для интровертов. Основными особенностями интровертов являются отсутствие уверенности в отношении правильности своего поведения и невнимание к происходящим вокруг событиям; большая опора на собственные силы и желания, чем на взгляды других людей; предпочтение абстрактных идей конкретным явлениям действительности. Интроверты обладают ровным, несколько сниженным фоном настроения. Они озабочены своими личными проблемами и переживаниями. Такие люди обычно сдержанны, замкнуты, избегают рассказывать о себе, не интересуются проблемами других людей. Они предпочитают книги общению с людьми. Интроверты отдают предпочтение теоретическим и научным видам деятельности. В учебе они достигают более заметных успехов, чем экстраверты. Интровертированные люди любят планировать свое будущее, всегда взвешивают свои поступки, не доверяют первым побуждениям и увлечениям, всегда строго контролируют свои чувства, редко бывают несдержанными и возбужденными. Интроверты легче переносят однообразие в деятельности, лучше работают в спокойной обстановке и в первой половине дня. Они более чувствительны к наказанию, чем к поощрению. |
Второй фактор |
|
Привязанность (доброжелательность) |
Обособленность |
Высокие значения по данному фактору определяют позитивное отношение человека к людям. Такие лица испытывают потребность быть рядом с другими людьми. Как правило, это добрые, отзывчивые люди, они хорошо понимают других людей, чувствуют личную ответственность за их благополучие, терпимо относятся к недостаткам других людей. Умеют сопереживать, поддерживают коллективные мероприятия и чувствуют ответственность за общее дело, добросовестно и ответственно выполняют взятые на себя поручения. Взаимодействуя с другими, такие люди стараются избегать разногласий, не любят конкуренции, больше предпочитают сотрудничать с людьми, чем соперничать. В группе такие люди, как правило, пользуются уважением.
|
Низкие оценки по фактору свидетельствует о стремлении человека быть независимым и самостоятельным. Такие люди предпочитают держать дистанцию, иметь обособленную позицию при взаимодействии с другими. Они избегают общественных поручений, небрежны в выполнении своих обязанностей и обещаний. Люди, имеющие низкие значения по этому фактору, холодно относятся к другим людям, часто не понимают тех, с кем общаются. Их больше волнуют собственные проблемы, чем проблемы окружающих их людей. Свои интересы они ставят выше интересов других людей и всегда готовы их отстаивать в конкурентной борьбе. Такие люди обычно стремятся к совершенству. Для достижения своих целей они используют все доступные им средства, не считаясь с интересами других людей. Люди с такими характеристиками редко демократичным путем становятся руководителями. |
Третий фактор |
|
Самоконтроль (высокий самоконтроль поведения) |
Импульсивность (низкий самоконтроль поведения) |
Главным содержанием этого фактора является волевая регуляция поведения. На полюсе высоких значений находится такие черты личности, как добросовестность, ответственность, обязательность, точность и аккуратность в делах. Такие люди любят порядок и комфорт, они настойчивы в деятельности и обычно достигают в ней высоких результатов. Они придерживаются моральных принципов, не нарушают общепринятых норм поведения в обществе и соблюдают их даже тогда, когда нормы и правила кажутся пустой формальностью. Высокая добросовестность и сознательность обычно сочетаются с хорошим самоконтролем, со стремлением к утверждению общечеловеческих ценностей, иногда в ущерб личным. Такие люди редко чувствуют себя полностью раскованными настолько, чтобы позволить себе дать волю чувствам. |
Человек, имеющий низкую оценку по этому фактору, редко проявляет в своей жизни волевые качества, он живет, стараясь не усложнять свою жизнь. Ищет «легкой жизни». Это такой тип личности, для которого характерны естественность поведения, беспечность, склонность к необдуманным поступкам. Такой человек может недобросовестно относиться к работе, не проявляя настойчивости в достижении цели. Он не прилагает достаточных усилий для выполнения принятых в обществе требований и культурных норм поведения, может презрительно относиться к моральным ценностям. Человек, имеющий такую черту, склонен совершать асоциальные поступки. Ради собственной выгоды он способен на нечестность и обман. Такой человек, как правило, живет одним днем, не заглядывая в свое будущее. |
Четвертый фактор |
|
Эмоциональная неустойчивость |
Эмоциональная устойчивость |
Высокие значения по этому фактору характеризуют лиц, неспособных контролировать свои эмоции и импульсивные влечения. В поведении это проявляется как отсутствие чувства ответственности, уклонение от реальности, капризность. Такие люди чувствуют себя беспомощными, неспособными справиться с жизненными трудностями. Их поведение во многом обусловлено ситуацией. Они с тревогой ожидают неприятностей, в случае неудачи легко впадают в отчаяние и депрессию. Такие люди хуже работает в стрессовых ситуациях, в которых испытывают психологическое напряжение. У них, как правило, занижена самооценка, они обидчивы и в неудачах. |
Низкие значения по этому фактору свойственны лицам самодостаточным, уверенным в своих силах, эмоционально зрелым, смело смотрящим в лицо фактам, спокойным, постоянным в своих планах и привязанностях, не поддающимся случайным колебаниям настроения. На жизнь такие люди смотрят серьезно и реалистично, хорошо осознают требования действительности, не скрывают от себя собственных недостатков, не расстраиваются из-за пустяков, чувствуют себя хорошо приспособленными к жизни. Эмоционально устойчивые люди сохраняют хладнокровие и спокойствие даже в самых неблагоприятных ситуациях. Они чаще пребывают в хорошем расположении духа, чем в плохом. |
Пятый фактор |
|
Открытость опыту (экспрессивность) |
Практичность |
Для человека с такой чертой характерно легкое отношение к жизни. Он производит впечатление беззаботного и безответственного, которому сложно понять тех, кто рассчитывает каждый свой шаг, отдает свои силы созданию материального благополучия. К жизни он относится как к игре, совершая поступки, за которыми окружающие видят проявление легкомыслия. Человек, имеющий высокие оценки по этому фактору, удовлетворяет свое любопытство, проявляя интерес к различным сторонам жизни. Он легко обучается, но недостаточно серьезно относится к систематической научной деятельности, поэтому редко достигает больших успехов в науке. Такой человек часто не отличает вымысел от реальностей жизни. Он чаще доверяет своим чувствам и интуиции, чем здравому смыслу, мало обращает внимания на текущие повседневные дела и обязанности, избегает рутинной работы. Это эмоциональный, экспрессивный, с хорошо развитым эстетическим и художественным вкусом человек. |
Человек с выраженной чертой практичности по своему складу реалист, хорошо адаптирован в обыденной жизни. Он трезво и реалистично смотрит на жизнь, верит в материальные ценности больше, чем в отвлеченные идеи. Такой человек часто озабочен своими материальными проблемами, упорно работает и проявляет завидную настойчивость, воплощая в жизнь свои планы. Негибкий и неартистичный, часто простой и лишенный чувства юмора в обычной жизни, он проявляет постоянство своих привычек и интересов. Такой человек не любит резких перемен в своей жизни, он предпочитает постоянство и надежность во всем, что его окружает. Он несентиментален, поэтому его трудно вывести из равновесия, повлиять на сделанный выбор. Ко всем жизненным событиям такой человек подходит с логической меркой, ищет рациональных объяснений и практической выгоды. |
1Аббревиатура английского словосочетания: «Нейротизм, экстраверсия, открытость — личностный опросник».