Возрастные и индивидуальные особенности развития подростка

Возрастные и индивидуальные особенности развития подростка

Воспитание и обучение, будучи ведущими факторами развития, лишь тогда могут быть успешными, если они учитывают возрастные особенности детей. Дети одного и того же возраста имеют ряд общих отличительных особенностей, выраженных в структуре сознания, в своеобразии деятельности и т.д. [11].

Вопрос о необходимости учета возрастных особенностей при обучении и воспитании поставлен давно и выдвигается, в частности, Я.А.Каменским, Д.Локком, Ж.-Ж.Руссо, а позже А.В.Дистервегом, Л.Н.Толстым и другими деятелями педагогической науки.

В современной педагогике и психологии возрастная периодизация формирования растущей личности основана на учете единства биологического и социального в ее развитии. Для того, чтобы обучать, воспитывать и всесторонне развивать личность человека, надо знать его возрастные и индивидуальные особенности. Индивидуальный подход к учащимся необходим для рациональной организации их учебной деятельности и развития их способностей.

Индивидуально-психологические особенности учащихся проявляются в типе их высшей нервной деятельности, в свойствах их темперамента. Учет их необходим. Известно, например, что крайняя живость и подвижность сангвиников в формировании личности школьников может иметь и положительное и отрицательное значение. Ученики-сангвиники сравнительно легко и быстро усваивают знания, но им нелегко сделать эти знания прочными и устойчивыми. Сангвиник легко приспосабливается к новым условиям жизни, но у него труднее, чем, скажем, у флегматиков, вырабатываются такие качества личности как трудолюбие, прилежание, усидчивость, основательность в работе, привычка доводить дело до конца.

Таким образом, учет индивидуальностей, типологических особенностей школьников позволяет найти точку опоры в каждом из них для приложения педагогических усилий, делает воспитание причинно-обусловленным воздействием на личность школьника и приводит его в соответствие с внутренними закономерностями психологического развития [11].

Хотя тип нервной деятельности во многом определяется врожденным свойством нервной системы, он не является неизменным. Почти любой ребенок в процессе развития совершает эволюцию от холеристического характера к уравновешенному, мыслительному.

Развитие личности, совершаясь во времени, имеет свои внутренние закономерности, определенную периодичность в сфере норм отражения. Один этап развития подготавливает новый этап, качественно отличный от первого, хотя и включающий прошлый этап. Каждый возрастной период связан с количеством прожитых лет, со степенью созревания различных органов, их функций, а также с накоплением жизненного и познавательного опыта, с типичными для данного возраста видами деятельности. Для каждого возраста характерны свои особенности в протекании сенсорных, интеллектуальных, эмоциональных процессов. Так, например, если высокий познавательный интерес в младшем возрасте формируется чаще всего через обновление содержания изучаемого материала, частой смены информационного блока, предъявляемого для усвоения, то в подростковом возрасте он обусловлен осознанными мотивами познавательной деятельности. В подростковом возрасте очень заметно совершенствуется мышление: наряду с конкретно-образным развивается абстрактное мышление. Постепенно формируется активность, самостоятельность, школьник может рассуждать, сравнивать, делать достаточно глубокие обобщения и выводы, усиливается его избирательность к учебным предметам.

11 стр., 5249 слов

Особенности высшей нервной деятельности

... в определении психофизиологической структуры ТИМ исходить из параметров основных свойств нервной системы, характеризующих особенности деятельности мозга. Степень выраженности процессов возбуждения не только оказывает позитивное ... дифференциально-диагностическим подспорьем. Например, при возникновении сомнений о принадлежности определенной личности к ТИМ СЭЭ или ЛСЭ, следует выявить по табл. 13 ...

Уровень развития не только результат прошлых лет. Решающее влияние на развитие в любом возрасте оказывает система воспитательного воздействия. Поэтому воспитание по содержанию, формам и методам должно быть динамичным, строиться с учетом этапов возрастного развития. Возрастные периоды — необходимые стадии развития каждого нормального человека. Однако продолжительность того или иного этапа развития личности в разные общественно-исторические эпохи неодинакова. Относительно продолжительности возрастного развития ученые отмечают, что для современных детей характерен рост темпов соматического развития, более раннее начало окостенения скелета, ускорение сроков полового созревания, что, как правило, не сопровождается столь же быстрыми темпами психического развития.

Все это ставит перед педагогами задачу: внимательно наблюдать за развитием учащихся, заботиться об эффективных условиях организации их учебного труда, создавать условия для творческого развития и формирования положительной мотивации к процессу познания. Учащийся должен осознавать свои возможности, уметь их трезво оценивать, стремиться к дальнейшему самосовершенствованию, уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и саморазвития. Духовные, интеллектуальные и физические силы его достаточно крепки, чтобы стать взрослым, чтобы осуществлять свои далеко идущие планы. В этом состоит внутренняя положительная мотивация школьного возраста.

Необходимость развития самостоятельности учащихся при обучении черчению в итоге подкрепляется рядом психологических особенностей школьников. Незнание основ графической грамоты, несформированность основных чертежных умений (работа с чертежными инструментами, карандашом, рациональное использование приемов выполнения чертежа и т.п.) управления своей деятельностью не позволяет учащимся выполнить в срок и качественно даже несложные графические задания, а нарастающий объем выполнения графических заданий и их сложность постоянно увеличивают объем задолженности, что приводит к неверию в свои силы, подавленности и т.п. Неумение управлять своей самостоятельной деятельностью при обучении затормаживает развитие школьников с достаточно развитыми способностями, снижает их мотивацию к обучению, формируя такие отрицательные качества личности как самонадеянность, индивидуализм, эгоизм. Все это свидетельствует о том, что развитие самостоятельности необходимо и для организации наиболее полного и глубокого развития учащихся, проявляющих отличные способности.

2 стр., 570 слов

Развитие личности подростка

... развитии личности играет подростковый кризис, который можно определить как ломку всей системы переживаний ребенка, содержания личности и структуры. Кризисный период воспринимается взрослыми как трудновоспитуемый. Причина этого в стремлении подростка ... самоанализу и саморегуляции; самостоятельность. Развитие личности подростка Об адекватности поведения подростков возрастная психология спорит ...

Возрастное новообразование определяют в личности ребенка: 1) сознание, 2) его отношение к среде, 3) его внутренний мир и 4) его внешнюю жизнь (деятельность).

Подростничество — это возраст вырастания из детства, завершение его, начало переходного периода от детства к взрослости. Смежное промежуточное, противоречивое положение подростка в системе социальных отношений обуславливает особенности его как полуребенка, полувзрослого. Переход обычно описывается как ярко выраженный кризис трех лет: резкое противопоставление себя взрослым, внутренняя дисгармония, требования самостоятельности и т.д. Так называемые кризисы — результат несоответствия между возросшими потребностями и способностями ребенка и устаревшим («сверху-вниз») отношением к ребенку со стороны окружающих. У подростка происходит качественная перестройка личности, а следовательно, необходима смена типа отношений между подростком и взрослым, переход с детского на взрослый тип отношений, основанный на определенных общественных нормах.

Исходя из понимания личности как органичной системы, у подростка начинается становление личности как саморазвивающейся, самоорганизующейся системы, становящейся субъектом саморазвития как целенаправленного самосовершенствования. Но у подростка это самоизменение еще эпизодично, направлено на отдельные несовершенные, на его взгляд, качества.

Ведущей у подростка становится потребность в общении, причем в общении избирательном, т.е. с человеком, в первую очередь сверстником, обладающим определенными качествами. Подросток уже умеет объяснить многие природные и социальные явления, становится разнообразнее мир его духовных переживаний. Появляется потребность в самостоятельности. Он желает по своему усмотрению определять круг общения, иметь свое мнение по любому вопросу, выстраивать приоритеты в смыслах своей жизни.

Самостоятельность — не столько умение исполнять какое-то действие без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Самостоятельность как бы перетекает из одной сферы активности в другую (из детства во взрослость) и локализуется где-то между уже освоенным и еще только осваиваемым — здесь она и фиксируется сознанием как особое качество, возвышающее его в собственных глазах.

Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности — целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок не обладает достаточным опытом, чтобы самостоятельно определить, достигнут ли устраивающий всех результат. Носитель этого знания — взрослый.

Функция самоконтроля — завершающий этап формирования самостоятельности в предметной деятельности. Овладев способностью самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать ее, подросток становится уже в какой-то степени независимым от взрослого [65].

11 стр., 5011 слов

Влияние стрессовых ситуаций на психику детей-подростков

... личности, что типично для 35 % подростков.(3) Первая стадия подросткового возраста характеризуется тем, что на рубеже между 9--10 годами появляется тенденция ребенка к самостоятельности ... работы является влияние стрессовых ситуаций на психику детей-подростков. Объектом исследования являются стрессовые ситуации, возникающие у детей-подростков. Предположение заключается в том, что стрессовые ситуации ...

Отсутствие произвольности, усидчивости, ответственности за порученное дело — все это прямое следствие личностных деформаций при становлении самостоятельности.

88

«Пробелы» в самостоятельности ребенка на любом из этапов ее развития чреваты «цепной реакцией» — минусами в последующем. Основные ошибки взрослых в развитии самостоятельности — это две прямо противоположные тактики: гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий. В первом случае у него развивается инфантилизм, во втором -синдром беспомощности. Инфантилизм возникает в ответ на активное подавление взрослым инициативы ребенка. Синдром беспомощности — это еще более глубокая задержка в развитии самостоятельности.

Было установлено, что с возрастом изменяется самостоятельный перенос обобщенных приемов учебной работы. Он становится межпредметным, повышается возможность нахождения новых приемов учебной работы. Возрастные изменения связаны с самостоятельным применением знаний из всё более сложных систем, они перестраиваются, комбинируются.

Угадать проявления самостоятельности, помочь первым росткам окрепнуть и развиться — непростая задача. Как переоценка, так и недооценка зарождающейся детской самостоятельности весьма небезразличны для развивающейся личности ребенка и чреваты одним и тем же результатом -беспомощностью наших детей перед лицом жизненных проблем, а то и грубыми задержками в развитии.

Нельзя оценивать по одним и тем же меркам самостоятельность людей разного возраста, разного уровня умственного и психического развития, разного социокультурного слоя. Это понятие относительное — не только при сопоставлении групп людей, резко отличающихся между собой по каким-то признакам (этнографическим, возрастным или образовательным), но и при сравнении «однородных» групп.

Ученые определили ряд видов деятельности, максимально обеспечивающих психологическое развитие детей на том или ином этапе детства; овладение ими в полном объеме и позволяет ребенку стать самостоятельным «по возрасту». Так, от рождения до года общение с

89

близкими взрослыми и есть ведущая деятельность ребенка; от 1 года до 3 лет — действия с предметами, от 3 до 7 лет — игра, от 7 до 14 лет — учение, от 14 до 18 лет — снова общение, но уже со сверстниками, а от 18 лет и выше — профессиональное самоопределение, труд [144].

Каждый ребенок — уникальная личность, развивающаяся индивидуально, хотя и по общим закономерностям. Дети развиваются не только разными темпами, но и проходят через различные ступени, которые находятся в тесной взаимосвязи не только с возрастом непосредственно, но и с конкретным содержанием жизнедеятельности. Естественно, что каждая ступень развития любого человека включает и единичные, и особенные, и общие черты. Это связано с тем, что люди находятся в прямой зависимости от природных задатков и условий жизни (связь биологического и социального), поэтому в большинстве существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каждого из них характеризуется индивидуальными различиями, особенностями. Все это является решающим фактором …

7 стр., 3028 слов

процесс развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.

... деятельность, посупки, поведение. Динамика развития самостоятельности зависит от особенностей, потребностей и интересов детей в разные периоды жизни. Это значит, что на разных возрастных этапах присутствуют ... такие виды деятельности, в которых развитие самостоятельности проходит более ...

**************************************************************