—развитие(процесс становления личности и индивидуальности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов)
—воспитание (систематическое целенаправленное влияние воспитателя на воспитуемых с целью развития у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира)
—образование (процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности)
—обучение (целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося по передаче и усвоению знаний)2. Назовите приоритетные принципы модернизации образования согласно Закону об Образовании.
- Демократизация образования (ликвидация монополии государства на образование и переход к общественно-государственной основе)
- Принцип непрерывности образования (создание единой, с учетом разных вариантов, школы)
Две системы:
- Школа — среднепроф. учебное заведение – ВУЗ
- Школа – ВУЗ
- Вариативность образования (возможность выбора форм получения образования)
- Открытость образования (деполитизация образования)
- Гуманизация образования (очеловечивание – уважение личности воспитуемого и т .д. + создание условий для развития его способностей)
- Гуманитаризация образования (связан с познанием мира, человеческих ценностей – доброта, толерантность…)
- Регионализация образования (наделение регионов правом выбора форм развития образования)
- Принцип национального самоутверждения школ
- Дифференциация образования (уклон на какой-либо предмет)
- Введение нового базисного учебного плана и ГОСТов (необходимых для сохранения единого образовательного пространства в РФ)
- Развивающий характер образования
3. Раскройте формы организации процесса обучения
—Непосредственное общение:парная (1х1, ученик-учитель, ученики в паре),групповая (микрогруппы, 1 выступает, другие слушают),коллективная формы(общение в парах сменного состава)
—Опосредованное общение:индивидуальная форма(по Дьяченко) – нет диалога, ученик выполняет задание)
Невербальное общение в процессе межкультурной коммуникации
... работы - раскрытие сущности и проблем невербального общения в процессе межкультурной коммуникации. Объект работы - процесс невербального общения между людьми двух разных культур на примере ... основных элементов невербальной коммуникации; выделить сущность процесса невербальной коммуникации; провести сопоставительный анализ невербальных средств общения в русской и китайской лингвокультурах. Методы ...
+ фронтальная (управление),групповая(микрогруппа),индивидуальная(1х1)
(по Чередову)
4. Приведите классификацию методов обучения.
— по источнику передачи и восприятия материала (по источнику знаний)
а) словесные
б) наглядные
в) практические (Голанд, Перовский)
— по нарастанию исследовательского элемента
а) объяснительно-иллюстративные
б) репродуктивные
в) проблемного изложения
г) эвристические
д) исследовательские
+ активные
5. В чём заключаются преимущества и недостатки классно-урочной системы образования?
+: экономичность, коллектив,
-: большое количество человек, отсутствие обратной связи, фиксированная продолжительность, дисциплина..
6. Дайте характеристику выполняемых функций процесса проверки и оценки знаний учащихся.
Функции оценки — это слагаемые той работы, которую призваны выполнять рецептивно — сопоставительные действия оценивающего. В этой связи имеет смысл проанализировать функции оценки, выделяемые некоторыми методистами .
Обучающая функция оценки.
Сущность обучающей, или развивающей, функции проверки ученые видят в том, что при выполнении контрольных заданий учащиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания. Считается, что уроки, на которых учащиеся применяют знания и умения в новой ситуации или объясняют физические явления, способствуют развитию речи и мышления, внимания и памяти школьников.
Воспитывающая функция оценки в целом является сопутствующей, но может быть и доминирующей, когда, например, учитель стремится приучить отдельных учащихся к систематической работе, старается воздействовать на их психологические особенности ( развивать волю, память и пр.), стимулируя их оценкой, при проявлении излишней самоуверенности осуществляется более строгий подход к оценке .
Ориентирующаяфункция проверки состоит в ориентации учащихся и учителя по результатам их труда, снабжении учителя информацией о достижении целей обучения отдельными учениками и классом в целом. Результаты контрольных мероприятий помогают учителю направлять деятельность учащихся на преодоление недочетов и пробелов в их знаниях, а учащимся — выявить и исправить собственные ошибки. Кроме того, результаты проверки информируют дирекцию школы и родителей об успешности учебного процесса.
Стимулирующая функция.
— контролирующая (нужно осуществлять контроль)
— воспитывающая (очень важна адекватная оценка, которая может простимулировать учащегося к дальнейшим успехам)
— развивающая (=)
— изучающая
Оценке обычно подлежат наличные знания школьников и проявленные ими знания и умения. Знания, умения и навыки должны быть оценены прежде всего для того, чтобы наметить как для педагога, так и для школьника пути их совершенствования, углубления, уточнения. Важно, что оценка (отметка) учащегося отражает перспективы работы с данным учеником и для педагога
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся младших классов
... видов контроля учебных достижений учащихся младших классов. 1. Значение оценки учебных достижений учащихся младших классов 1.1 Понятие оценки знаний, умений и навыков контроль достижение оценка учащийся Оценка - это процесс, деятельность (действия) оценивания ...
Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Обратная связь позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого учащегося. Она составляет одно из важнейших условий успешного протекания процесса усвоения. Обратная связь должна нести сведения не только о правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность осуществлять контроль за ходом процесса, следить за действиями обучаемого.
7. Перечислите и раскройте виды воспитания по институциональному признаку
— семейное (до 6-7 лет в семье, бытовое)
— школьное (школьные тематические мероприятия)
— внешкольное (дополнительные занятия)
— конфессиональное (посредством рел. традиций и учреждений)
— по месту жительства (кружки, клубы, ДТЮ по месту жительства) 8. Назовите принципы, на основе которых должен строиться процесс воспитания.
— принципы по Пидкосистому:
а) ориентация на ценности воспитуемого
б) зависимость воспитания от воспитателя
в) субъективность
г) целостность
Принципы воспитательного процесса:
- принцип гуманистической направленности деятельности педагогов и учащихся;
- принцип адекватности системе социальных отношений;
- принцип целенаправленности и комплексности педагогических воздействий;
- принцип интеграции и дифференциации в организации изучения различных предметов;
- мотивация учебной деятельности;
- принцип индивидуализации в организации учебно-воспитательной деятельности;
- принцип педагогического оптимизма;
- принцип демократизации в воспитании.
9. Приведите правила взаимоотношений учителя и учащихся на уроках.
— совмещение интересов ученика и учителя
— контролируемое доверие
— защита прав учащегося
— тактичность оценки
— обеспечение минимального успеха
— исключение принуждения
— развитие интереса
— соблюдение норм межличностных отношений
10. Раскройте одну из образовательных технологий.
— опорные конспекты Шаталова
— кубики Зайцева
— КСО (пары сменного состава)
— КТД
====================================================================
2 Вариант1. Соотношение основных категорий педагогики.
— Развитиесоотносится с воспитанием и обучением так как процесс становления личности идет в ходе воздействия на воспитуемого и в ходе процесса усвоения знаний
— такая категория, как Образованиевключает в себя и воспитание, и обучение т.к. это процесс усвоения системы знаний обеспечения развития личности
— воспитаниеблизко к категориям образования и обучения, т.к. в школе идет воспитательный процесс в рамках тематических мероприятий, так как учитель «воспитывая учит, а уча – воспитывает». И желаемые результаты воспитания должны определяться в рамках гуманистической системы образования
2. Структура образовательной системы РФ.Раскройте подробнее среднее образование.
— дошкольное
-начальное
-среднее неполное
-среднее полное
-средне-профессиональное — высшее
-постдипломное
Общее среднее образование является центральным звеном системы образования в Российской Федерации которое включает в себя: средние общеобразовательные школы; школы с углубленным изучением отдельных предметов; гимназии; лицеи; вечерние школы; образовательные учреждения типа интернатов; специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии; внешкольные образовательные учреждения (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.).
Взаимодействие школы и семьи в воспитании младших школьников
... школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. Поэтому немаловажную роль играет семья в процессе воспитания. ... Теоретическая значимость курсовой работы состоит в обобщении, осмыслении и оценке роли семьи в воспитании младшего школьника. Практическая значимость: на основе обработки и интерпретации ...
Выпускники средних школ являются основными поставщиками студенческого контингента в высшие учебные заведения
3. Определите понятие «оценка». Что оно включает?
Оценка — процесс оценивания, осуществляемая учителем для определения подготовки обучаемых по существующим оценочным требованиям.
В табелях успеваемости, классных журналах, базах (банках) данных и т.д. оценки фиксируются в виде отметок (условных обозначений, кодовых сигналов, «зарубок», памятных знаках.
Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты) контроля.
Оценка включает в себя квалификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности.
Оценка может быть методом влияния, наказания и стимуляции
оценка, отметка, опосредованная оценка, неопределенная оценка, замечание, отрицание, согласие, одобрение, ободрение..
4. Приведите классическую общую структуру урока.
-орг.момент
-постановка целей и задач
— проверка зун
— изучение нового материала
-закрепление материала
-выводы, итоги
-д.з.
5. Дайте определение процесса воспитания.
— процесс целенаправленного воздействия воспитателя на воспитуемого с целью формирования желаемого отношения к окружающему миру (в рамках гуманитарного образования) 6. Определите задачи трудового воспитания.
— формирование трудовых навыков, культуры труда, развитие способности к труду, потребности в нем, накопление профессионального опыта, формирование творческих моментов и ответственности. 7. Охарактеризуйте возрастные периоды детей школьного возраста. —младшая(начальная) школа – 7-10 лет. Происходит адаптация, серьезные психические изменения, переход к осознанности, развитие (непроизвольного запоминания, формирование качеств личности
— средняяшкола10-15 лет — подростковый возраст (Возраст «Бури и Натиска». Бурный подъем жизнедеятельности организма. Происходит интенсивное формирование личности ребенка. Но ребенок еще психически не созрел в этот период)
— старшаяшкола – 15-17 — Ранняя юность (Это период физического расцвета человека. Нервная система совершенствуется. Меняется подход к обучению. Происходит проф. ориентация. Действует закон неравномерности индивидуального психологического развития. Увеличивается объем памяти, мышление становится критичным)
8. В чём состоит процесс индивидуализации.
Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации субъективной реальности. Индивидуализация — это самоопределенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальность есть самобытная личность, активно и творчески проявляющая себя в жизни. Индивидуальность — это прорыв за границы самости, выход на границы вечного, вселенского, универсального.
Проблемы развития личности в учебной деятельности
... и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания. В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: ... ещё в детстве, и здесь важнейшую роль играют семейное воспитание и учебная деятельность. Эти два аспекта моделируют личность и закладывают фундамент для её дальнейшего развития. Поэтому так ...
развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей.
9. Раскройте общепедагогические умения по Н.В. Кузьминой.- познавательные (добывать знания)
— проектировочные (длит.план)
— конструктивные (ближ. План)
— организационные (орг. Деят.)
— коммуникативные (общение)
10. Перечислите возможные стили руководства учителем образовательного процесса.- авторитариный
— демократический
-либеральный
=================================================================== 3 вариант 1. Система педагогических наук.
- — общая педагогика
- — дошкольная
- — общеобразовательной школы
- — специальная (дефектология)
- — проф-тех и среднеспец. образования
- — высшей школы
- — исправительно-трудовая
- -военная
- — история педагогики
2. Взаимосвязь педагогики с другими науками
Взаимосвязь – когда науки объединяются и дают развитие новой отрасли науки. (Например, математика + педагогика = методика преподавания математики).
— Психология, преподаваемый предмет
3. Строение образовательного стандарта рф.
— минимум знаний, которые все должны освоить
— максимальный объем учебной нагрузки
— требования к уровню подготовки выпускников
4. Перечислите оценочные суждения по б.Г. Ананьеву.
оценка может быть: а) ориентирующей, воздействующей на умственную работу школьника, содействующей осознанию учеником процесса этой работы и пониманию им собственных знаний; б)стимулирующей, воздействующей на аффективно-волевую сферу посредством переживания успеха и неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений. в)воспитывающей— под непосредственным влиянием отметки происходит «ускорение или замедление темпов умственной работы, качественные сдвиги (изменение приемов работы), изменение в структуре апперцепции, преобразование интеллектуальных механизмов»
Б.Г. Ананьев исследовал жизнь и учебный процесс студентов, считал что оценки должны быть парциальными: -оценки может не быть -она м.б. опосредованной(пример из жизни) -неопределенной (найди ошибку) -замечание (исправь) -отрицание, -порицание, -согласие, -одобрение, -ободрение.
5. Раскройте классические дидактические принципы.
- — научности (достоверно)
- — самостоятельности и сознательности (отношение, деятельность)
- — преемственности (предшествующее развивается в последующем) — последовательности (порядок и логика)
- — систематичности (регулярность занятий с учителем)
- — наглядности (наглядный материал помогает понять)
- — доступности (на понятном языке)
- — прочности (закрепление, повторение, зубрежка)
6. Дайте классификацию урока исходя из дидактических целей.
Самоконтроль в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.
... Предложите методические приемы реализации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе фитнес-тренировки силовой направленности. Указать основные критерии дифференцирования, постановку задач, ... пол, уровень подготовленности, особенности телосложения) и дифференциации (соматотип) в процессе фитнес тренировки силовой направленности. Постановка задач с учетом индивидуально-типологических ...
— изучение нового материала (тогда из структуры урока убираем проверку д/з) — семинар (тогда без изучения нового материала) — обобщающий урок (без дз,без нового — только закрепление) — лабораторный урок (то же самое) — комбинированный, интегрированный, традиционный — все пункты структуры урока
7. Приведите общую структуру процесса воспитания.
1)определение четкой и конкретной цели (соотнести цель и результаты) 2)разработка пакета теоретических оснований 3)поэтапная,пошаговая структура деятельности 4)анализ результатов(мониторинг,коррекция,рефлексия-по виду,сост.,деятельности,отношениям —возможность коррекции
8. Перечислите основные направления воспитания, осуществляемого в общеобразовательной школе.
1) умственное
2) нравственное
3) трудовое
4) эстетическое
5) экономическое
6) экологическое
7) гражданское
8) правовое
9) физическое
9. Охарактеризуйте процесс социализации.
Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей.
процесс включения индивида в систему общественных отношений.
10. Назовите методы изучения учащихся
— анкетирование
— социометрия
— беседа, интервью
— наблюдение
-контент-анализ — специальные психологические тесты
=========================================================================
4 Вариант 1. Связь педагогики с другими науками.
Связь педагогики и других наук– когда знания из других наук обогащают знания педагогики.
Педагогика опирается на результаты исследований других наук. Характер связи педагогики с другими науками определяется тем, что требуется самой педагогике из того, что изучает конкретная отрасль знаний. Психология позволяет педагогике более точно и правильно понять сущность психики, личности и группы и, опираясь на это, добиваться наиболее эффективного изучения педагогических явлений и процессов. Философия и социология позволяет педагогике учитывать социальные особенности жизни и деятельности людей и принимать во внимание их влияние на обучение, воспитание и педагогическую деятельность.
Модель социального воспитания личности в семейном социуме
... основы воспитания личности в семейном социуме 1.1 Социальное воспитание Понятие «социальное воспитание» - одно из основных понятий в социальной педагогике. В современной науке социальное воспитание трактуется как особый вид педагогической деятельности по ...
Физиология позволяет педагогике учитывать особенности строения тела и закономерности работы нервной системы человека показывать их роль и значение в обучении, воспитании и развитии людей.
-физиология, антропология, правоведение, экономика…
2. Компоненты образовательного стандарта.
-федеральный
-региональный
-школьный
3. Перечислите и раскройте современные дидактические принципы.
- — развивающего обучения (учить мыслить не только на фактологическом, но и на теоретическом, и на методологическом уровне)
- — создания оптимальных условий (атмосфера)ш
- — обучение на высшем уровне сложности (в сочетании с доступностью)
- — сознательности отношения к процессу (установка)
- — опоры
- — опережающего обучения (сводить темы)
4. Определите понятие «процесс обучения».
— Двусторонний процесс взаимной деятельности учителя и ученика, направленный на передачу и усвоение зун
5. Раскройте формы учебной работы.
— урок (фикс. Время, сотав, тыердое расписание, план, ведущая роль учителя…)
-лекция (90-120 мин, обшая форма передачи объема информации ориентированного на самостоятельную работу студентов. М.б. вводная, обзорана, проблемная, информационная, с заранее запланированными ошибками, бинарная, консультация, конференция)
-семинар (практическая работа всей группы)
-практикум ( работа груупы с использованием практических инструментов, направления ппна расширение, закрепление и контроль полученных зун)
6. Определите понятие «цели воспитания».
Ожидаемые изменения в человеке (группе людей), осуществляемые под воздействием специально подготовленных и планомерно проводимых воспитательных акций и действий
Цели измений в психологическом состоянии, сознании, знании, мировоззрении, способах деятельности, личности…
7. Приведите и охарактеризуйте виды воспитания по стилю отношений между воспитанниками и воспитателем.
— авторитарный («я- командующий», «я- отец»)
— демократический (1 среди равных, равный среди равных)
— либеральный
— попустительский
8. В чём состоят задачи нравственного воспитания.
— в формировании общечеловеческих ценностей, развитии нравственных качеств, накоплении нравственного опыта и знаний о правилах поведения в обществе
Внимательность, долг, честь, заботливость, скромность, чувство человеческого достоинства
9. Какие особенности учащихся необходимо учитывать учителю в профессиональной деятельности.
— возрастные
— половые
— индивидуальные
10. Охарактеризуйте одну из известных вам систему воспитания.
— афинская
-спартанская
-Макаренко
-Сухомлинский
— КТД