Теория свойств нервной системы

Проблема индивидуально-психологических различий между людьми всегда рассматривалась в отечественной психологии как одна из фундаментальных. Наибольший вклад в разработку этой проблемы внесли Б.М. Теплев и В.Д. Небылицын, а также их коллеги и ученики. Подавляющее большинство работ отечественных исследователей проблемы индивидуально-психологических различий было выполнено в рамках единой методологии, интегрирующей представления об основных уровнях организации индивидуальности. Теоретическая и методологическая целостность этих работ особенно отчетливо выступала на фоне необозримого количества исследований по этой проблематике, проведенных в мировой психологии. Именно поэтому в данной главе рассматриваются главным образом работы отечественных дифференциальных психофизиологов, оказавших наибольшее влияние на развитие теоретических и методологических оснований психологии индивидуальных различий.
В качестве теоретической основы в этих исследованиях выступала концепция свойств нервной системы, разработанная И.П. Павловым. Данная концепция была подвергнута анализу рядом авторов как в нашей стране, так и за рубежом [Biological bases of individ. differ., 1972; Русалов, 1979; Mangan, 1982; Strelau, 1983]. Рассмотрим некоторые наиболее существенные аспекты этой концепции, которые важны для понимания развития исследований в области индивидуально-психологических различий.
Главным аспектом концепции свойств нервной системы в том виде, в каком она была представлена И.П. Павловым, является то, что они не могут рассматриваться как эндогенная часть павловской теории высшей нервной деятельности (ВНД).

Индивидуальные особенности организации поведения могли быть объяснены в рамках теории ВНД И.П. Павлова путем анализа индивидуальной истории функциональных межрефлекторных взаимоотношений. Однако вместо этого было введено и использовано понятие элементарных характеристик нервной ткани (клеток), экзогенных по отношению к сущности организации поведения. Это очень четко было определено И.П. Павловым для силы нервной системы – базового свойства в его классификации. И.П. Павлов предположил, что сила нервной системы непосредственно связана с индивидуальным уровнем содержания гипотетического «возбудимого вещества». Так, понятие свойства нервной системы было интерпретировано в терминах нейрофизиологической (нейрохимической) характеристики, относительно независимой от высших механизмов функционирования нервной системы (по Павлову – механизмов условных рефлексов).
Данная особенность концепции свойств нервной системы сделала возможным использование объяснительной ее силы при рассмотрении проблемы индивидуально-психологических различий (несмотря на изменения в представлениях об организации поведения).

9 стр., 4370 слов

Возрастные особенности нервной системы и высшей нервной деятельности

... деятельности первостепенную роль начинает играть нервная регуляция, которая осуществляется нервной системой. Нервная система объединяет и связывает все клетки ... в различные возрастные периоды, но и закономерности индивидуального развития. Согласно его данным, особенности энергетических ... приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в себя ...

Главное назначение концепции свойств нервной системы состояло в том, что она должна была объяснить интериндивидуальные вариации в динамике поведения, но не его механизмы.
Другая немаловажная особенность концепции свойств нервной системы состояла в их чисто дименсиональной природе. Свойства нервной системы могли быть соотнесены с любым измеримым (непрерывным или дискретным) индивидуальным параметром, а не только с некоторыми типами поведения (например, с павловскими типами).

Концепция свойств нервной системы сыграла решающую роль в развитии исследований индивидуально-психологических особенностей поведения, несмотря на существенные различия в теоретических и методологических основах для его анализа, разработанных разными авторами.
Упрощая до некоторой степени особенности различных теоретических схем, можно выделить, по крайней мере, три основных класса подходов к исследованию индивидуально-психологических различий. Первый класс исходит из моделей мозга (нервной системы).

Подход Б.М.Теплова и В.Д. Небылицына принадлежит (главным образом) к этому первому классу. Второй класс исходит из моделей поведения. Исследования П.В. Симонова, а также выполненные в последние годы работы В.М. Русалова могут быть отнесены к этому классу. Наконец, третий класс относится к моделям человека. К данному классу принадлежат исследования B. C. Мерлина. Безусловно, необходимо принимать во внимание то, что эти три класса подходов к исследованию индивидуально-психологических различий тесно взаимодействуют. Однако является обоснованной дифференциация этих трех классов подходов для лучшего понимания сущности исследований, проводимых различными группами ученых и школами в отечественной психологии индивидуальных различий.
Наиболее развитая отечественная школа дифференциальной психофизиологии была основана Б.М. Тепловым и В.Д. Небылицыным. Сам термин «дифференциальная психофизиология» был впервые использован В.Д. Небылицыным в 1963 г. для обозначения мульти-дисциплинарной области психологии, которая образовалась на пересечении физиологии высшей нервной деятельности (и нейрофизиологии) и дифференциальной психологии (психологии индивидуальных различий).

Эта дисциплина была сфокусирована на изучении механизмов детерминации индивидуально-психологических различий (в том числе различий в темпераменте и способностях) особенностями нейродинамической организации индивидуальности. До настоящего времени представители этой школы, а также их последователи и ученики составляют наиболее влиятельную в России группу психологов, которые имеют дело с проблемой природы индивидуальных психологических различий.
Ключевой концепцией, которая использовалась почти всеми членами этой группы, являлось и является понятие свойства нервной системы. Данное понятие определяется в терминах базисных (нейрофизиологических) аспектов функционирования мозга. Это стало особенно очевидным, когда В.Д. Небылицын начал использовать электроэнцефалограмму (ЭЭГ) для диагностики свойств нервной системы. Основные усилия исследователей были направлены на анализ различных аспектов природы свойств нервной системы, а также их психологических проявлений.
Другое важное понятие, которое было использовано членами данной группы (как и другими дифференциальными психологами), касается релевантного психологического проявления свойств нервной системы. Согласно Б.М. Теплову, свойства нервной системы проявляют себя, прежде всего и преимущественно, в динамическом (или формально-динамическом) аспекте поведения (скорость, темп, напряженность, вариабельность и т.д.) и в меньшей степени обнаруживаются в содержательных аспектах деятельности (побуждения, мотивы, цели, знания и т.д.).

17 стр., 8458 слов

Свойство нервной системы и успешность учёбы у младших школьников

... критериев определяющими успешность обучения в школе, являются особенности типа нервной системы. Свойства нервной системы относятся к врожденным факторам, предпосылкам формирования индивидуально-психологических характеристик, проявляющихся в силе реакций, в их скорости ...

Различие между этими аспектами поведения и деятельности впервые было определено С.Л. Рубинштейном [1946]. Согласно С.Л. Рубинштейну, темперамент – это динамическая характеристика психической деятельности личности. Б.М. Теплов был полностью согласен с С.Л. Рубинштейном в вопросе о динамической природе темперамента и предпосылок способностей (общих и специальных) – двух основных компонентов структуры индивидуально-психологических различий. Он сформулировал предположение о том, что темперамент и задатки способностей определяются свойствами нервной системы. Б.М. Теплов предложил трехфакторную структуру темперамента, которая состоит из следующих компонентов: 1) эмоциональная возбудимость; 2) выражение эмоций; 3) общая быстрота движений [Умрихин, 1987]. При этом Б.М. Теплов отмечал, что достаточные основания для синтеза имеющегося знания относительно психодинамических и нейродинамических характеристик темперамента еще не определены. Он предупреждал о возможности ошибочного отождествления психологических характеристик и свойств нервной системы в определении темперамента.
Важный шаг в развитии исследований индивидуально-психологических различий сделал ученик Б.М. Теплова – В.Д. Небылицын.

Он внес значительный вклад в разработку концепции свойств нервной системы. В.Д. Небылицын предложил понятие общих свойств нервной системы, которые являются детерминантами индивидуальных особенностей поведения в наиболее общих его проявлениях и чертах. Согласно гипотезе В.Д. Небылицына, в качестве общих свойств нервной системы следует рассматривать физиологические параметры комплексов мозговых структур, которые имеют значение для целостной психической деятельности индивида и детерминируют проявления общеличностных характеристик индивидуальности. В качестве одной из основных он рассматривал темперамент, который (наряду с общими способностями) выступал для него одним из важнейших референтов при выделении показателей общих свойств нервной системы. Исходя из представлений Б.М. Теплова, В.Д. Небылицын предложил новое, более структурированное определение темперамента. Он подчеркнул, что темперамент является важнейшим компонентом организации индивидуальности, который характеризует динамику индивидуального поведения. В.Д. Небылицын различал два главных ортогональных параметра в структуре темперамента: общую активность и эмоциональность.
Общая активность, выступающая в качестве одного из внутренних условий деятельности, обусловливает «…внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, к самовыражению относительно внешнего мира» [Небылицын, 1976, с.251].

3 стр., 1170 слов

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .doc

... взаимосвязь первой и второй сигнальных систем, возможность их непрерывного взаимодей­ствия. Разделение функций полушарий относительно, оно возник­ло в процессе обучения человека языку и ... синтез заканчивается формированием программы действия: 1) эфферентной програм­мы действия (последовательности нервных команд, поступающих к исполнителям: мышцам, внутренним органам) и 2) акцептора результата ...

В.Д. Небылицын выделил три уровня (или аспекта) в этом индивидуальном измерении – моторный, интеллектуальный и социальный, – различия между которыми определяются спецификой поведенческой реализации данной тенденции. Общая активность, согласно В.Д. Небылицыну, объединяет такие индивидуальные качества, которые соответствуют понятию формально-динамических особенностей личности, образующих континуум от «…инертности и пассивного созерцательства… до высших степеней энергии» [Небылицын, 1976, с. 178].
Под эмоциональностью В.Д. Небылицын понимал целый комплекс качеств, «…описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения различных эмоциональных состояний» [Небылицын, 1976, с. 251]. В.Д. Небылицын отмечал, что, по сравнению с другими компонентами темперамента, эмоциональность представляет собой более сложную и неоднородную структуру. Он выделял три аспекта эмоциональности: впечатлительность (эмоциональную чувствительность), импульсивность и эмоциональную лабильность. Впечатлительность (эмоциональная чувствительность) выражает эмоциональную восприимчивость индивида, его чувствительность к эмоциогенным стимулам (или ситуациям).

Импульсивность отражает, насколько легко трансформируются эмоции в побуждение (мотив) к действиям без их предварительного обдумывания. Эмоциональная лабильность характеризует скорость перехода от одного эмоционального состояния к другому.
Обсуждая проблему физиологических основ структуры темперамента, В.Д. Небылицын предположил, что индивидуальные характеристики активности как черты темперамента связаны с особенностями лобно-ретикулярного комплекса мозговых структур, тогда как параметры эмоциональности детерминируются лобно-лимбической системой мозга [Небылицын, 1976]. Принимая во внимание функциональную специфичность систем мозга, В. Д. Небылицын предложил структурно-системный подход к анализу физиологических факторов человеческого поведения. Он объединил этот подход с предположением, согласно которому свойства нервной системы имеют многоуровневую организацию. В.Д. Небылицын выделил два главных уровня: уровень нервных элементов (нейронов) и уровень структурных комплексов мозга.
Согласно В.Д. Небылицыну, роль и проявление одного и того же свойства нервной системы на разных уровнях могут быть совершенно различными. При этом, как он отмечал, наиболее общие формально-динамические характеристики индивидуального поведения (включая свойства темперамента) связаны преимущественно с более высоким уровнем комплексов мозга.

В.Д. Небылицын полагал, что решающую роль в детерминации особенностей темперамента играют комплексы, ведущей составной частью которых является лобная кора. В то же время, имея в виду идеи П.К. Анохина, В.Д. Небылицын отмечал, что эти комплексы не могут существовать и функционировать изолированно друг от друга и от других систем мозга [Небылицын, 1976]. Экспериментальные данные, которые были получены В. Д. Небылицыным и его коллегами (Н.И. Александровой, Т.Ф. Базылевич, Э.А. Голубевой, А.И. Крупновым, В.Д. Мозговым, В.М. Русаловым и М.В. Бодуновым) с использованием ЭЭГ-показателей, продемонстрировали не только различия между разными областями мозга, но также их сходство [Проблемы диф. психофизиол., 1974; Небылицын, 1976].
Важно отметить, что коллегами Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына, наряду с темпераментом, были изучены также и другие целостные характеристики индивидуальности. Разрабатывая проблему опосредующего звена между физиологическими параметрами и характеристиками индивидуальности, Н.С. Лейтес предложил структуру общих способностей, которая включает два компонента: активность и саморегуляцию [Проблемы диф. психофизиол., 1972]. Активность рассматривалась как общая часть в двух динамических структурах – темпераменте и способностях – и представляла собой наиболее общий параметр индивидуальности.

14 стр., 6565 слов

Влияние типа нервной системы на профессиональное самоопределение подростков

... в зависимости от специфики каждого конкретного исследования. Вопросы изучения организации свойств нервной системы и относительной роли их в психофизиологических проявлениях индивидуальности представляют первостепенную ... профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой более высокой планки ...

Я. Стреляу

Тип нервной системы определяется именно сочетаемостью силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, которые можно тестировать с помощью теста-опросника Стреляу. Можно выделить четыре самых ярко выраженных типа нервной системы, их соотношение и связь с темпераментом (см. таблицу).

 

 

Таблица

Меланхолический темперамент, как видно из таблицы, определяется слабостью процессов возбуждения и торможения, при этом их подвижность или инертность нехарактерны. Даже при небольшом перенапряжении, например, в случае решения трудной задачи или жизненной ситуации у меланхолика наступает срыв.

У меланхолика слабый тип нервной системы и, следовательно, нестойкий перед обстоятельствами, требующими преодоления или сильного возбуждения нервной системы. Остальные три типа нервной системы считаются сильными.

Флегматическим темпераментов, называется такой тип темперамента, который, будучи сильным типом, все-таки отличается малой подвижностью нервных процессов. Однажды возникнув в определенных центрах, они отличаются постоянством и силой. Инертная нервная система соответствует этому типу.

Сангвинический темперамент — другой сильный тип темперамента — характерен тем, что процессы возбуждения и торможения у него достаточно сильные, уравновешенные и легко подвижные.

Холерический темперамент — третий сильный тип темперамента — неуравновешенный, безудержный, у него преобладают процессы возбуждения над слабым торможением. Этот тип нервной системы быстро истощается и склонен к срывам.

Если на схеме расположить все темпераменты в системе координат, в точке начала которых сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный), то другие темпераменты отклоняются от него в зависимости от выраженности черт трех координат типа нервной системы, характерных этим темпераментам.

 

 

Методика Яна Стреляу

Ян Стреляу в своих исследованиях исходил из типологии нервной системы Павлова, и смог доказать, что определение свойств нервной системы зависит от специфических свойств раздражителя (степени возбуждения и подавления, подвижности и сбалансированности нервных процессов), при этом он создал свою классификацию темпераментов.

Основываясь на данных своего теста, Стреляу определил, что свойства нервной системы (Павлова) могут использоваться для описания таких показателей темперамента, как экстраверсия-интроверсия, невротизм, тревожность.

Им была создана концепция темперамента — регулирующая теория темперамента (RTT).

12 стр., 5832 слов

Особенности взаимосвязи свойств нервной системы и типов темперамента

... будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведении человека. Только зная свойства нервной системы, их количество и ... личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы в значительной мере определяют стиль его жизни и деятельности. Знание типа темперамента ...

Темпераменту (реактивности и активности) определена важная роль в регуляции взаимоотношений между людьми и окружающей средой, в этом и заключается смысл RTT.

Стреляу считал, что свойства темперамента «… возникая на основе определенных анатомофизиологических особенностей индивида, формируются под воздействием воспитания и общественной среды…» (Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982).

Тест-опросник Стреляу

Тест-опросник Стреляу направлен на изучение трех основных характеристик нервной деятельности, определяющих темпераментные особенности личности:

1. уровня процессов возбуждения,

2. уровня процессов торможения,

3. уровня подвижности нервных процессов (способность нервных процессов быстро сменять друг друга).

Соответственно, тест содержит три шкалы, которые реализованы в виде перечня из 134 вопросов, и предназначен для изучения типа нервной деятельности лиц юношеского возраста и взрослых

Г. Айзенк

Покойный Ганс Ю. Айзенк (Hans J. Eysenck and Gudjonsson, 1989) был убежден, что социологическая теория может мало помочь пониманию и искоренению преступности. «Во многих случаях мы не соглашаемся с различными социологическими теориями, которые стали так популярны после Второй мировой войны; мы убеждены, что в своей основе эти теории ошибочны и противоречат истине» (Eysenck and Gudjonsson, 1989, p. 1).

Айзенк утверждал, что психологические знания дают ключевые ответы и обеспечивают стратегию для предотвращения преступного поведения. «Мы верим, что психология является основной дисциплиной, которая лежит в основе любых успехов, каких мы можем достичь в предотвращении преступления и перевоспитании преступников» (Eysenck and Gudjonsson, 1989, p. IX).

Айзенк не только говорил, что вопрос о преступности разрешим психологическими методами, но и считал, что неврологические особенности личности являются одним из основных факторов, обусловливающих антисоциальное и преступное поведение.

Айзенк (1977) предполагал, что преступное поведение является результатом взаимодействия между определенными условиями окружения и свойствами нервной системы. Он был уверен, что обстоятельная теория преступности должна включать обследование нейрофизиологической структуры и изучение социальной истории каждого человека. Утверждения о том, что преступления вызывают социальные условия, такие как бедность, плохое образование или безработица, так же неточны, как наследственные и биологические объяснения. Преступление нельзя понять только в свете наследственности, но его нельзя объяснить и одними условиями окружения. В своей работе 1973 года (р. 171) Айзенк также предположил, что различные комбинации нейробиологических, личностных факторов и факторов окружения вызывают различные типы преступления (Eysenck & Eysenck, 1970).

Такая точка зрения означает, что некоторые личности более восприимчивы к определенным преступлениям, чем другие — тема, к которой мы вскоре вернемся.

В отличие от большинства современных теорий преступности, в теории Айзенка большое внимание уделяется генетической предрасположенности к антисоциальному и преступному поведению. Айзенк (1996, р. 146) утверждал: «Генетические причины играют важную роль в антисоциальном и преступном поведении. Этот простой факт больше не вызывает сомнения». Важно отмстить, что автор теории не считал, что люди рождаются преступниками, скорее, он полагал, что некоторые люди появляются на свет со свойствами нервной системы, значительно отличающимися от свойств нервной системы обычных людей, и влияющими на их способности соответствовать социальным ожиданиям и правилам. «Ни само преступление, ни склонность к нему не являются врожденными; это определенные особенности центральной и периферийной нервной системы, которые реагируют на окружающую обстановку, воспитание и другие факторы окружения и повышают вероятность того, что данный человек поведет себя определенным антисоциальным образом» (Eysenck & Gudjonsson, 1989, p. 7).

9 стр., 4091 слов

Практическая работа №1 Исследование типологических особенностей нервной системы

... торможения; ПНП - подвижность нервных процессов; У - уравновешенность нервной системы. У= СВ : СТ. Таблица 1. Критерии оценки типа нервной системы и результаты выполнения теста ... 20.Умеете ли вы, когда это требуется, приспособить свое поведение к поведению окружающих? Да 2 б. 21. Охотно ли вы ... занятий? Нет 0 б. 69. Соблюдаете ли вы правила поведения в общественных местах? Да 2 б. 70. Воздерживаетесь ...

Айзенк выделил особые черты центральной и периферийной нервной системы, от которых зависят особенности личности в целом. Функции нервной системы каждого человека могут быть такими же уникальными, как и личностные характеристики. Рассуждая далее, мы могли бы утверждать, что обладатели некоторых типов нервной системы, похоже, склонны к преступной деятельности из-за своей реактивности, восприимчивости и возбудимости.

На основании опытных работ и статистического анализа Айзенк доказывай, что личности свойственны четыре фактора высшего порядка: один из них — общий интеллект «g» (general intelligence общее умственное развитие), три остальных фактора это факторы темперамента, а именно экстраверсия (extraversion), нейротизм (neuroticisin) и иецхотизм (psychoticism).

Айзенк был уверен, что фактор способностей влияет на склонность к преступности, по роль его менее важна, чем роль факторов темперамента. Он писал: «Мы можем сделать вывод, что умственное развитие влияет на проявления преступности, ноеговлияние, возможно, слабее, чем можно было ожидать» (Eysenck and Gudjonsson, 1989, p. 50).

Большая часть исследований о преступлении и личности была связана с экстраверсией и пейротизмом, которые сое являли основу концепции Айзенка. Айзенк не принимал по внимание психотизм до тех пор, пока ему не потребовалось истолковать некоторые тины поведения, которые невозможно было исчерпывающе объяснить экстраверсией или нейротизмом.

Айзенк представлял себе каждый из трех темпераментов или личностных факторов в виде континуума причем оси нейротизма и экстраверсии пересекаются под прямым углом. Психотизм — это отдельный континуум. Большинство людей попадает на промежуточные или срединные области континуума, па крайних точках люди оказываются очень редко (рис. 3.2: большинство людей попадает в центральный квадрат).

Степень экстраверсии может меняться от крайней экстраверсии до крайней интроверсии, с областью средних значений, которая называется амбиверсией (anibiversion).

В зависимости от того, куда попадает человек на этом пространстве, он может быть экстравертом, интровертом или амбивертом. Континуум нейротизма располагается от полярных уровней нейротизма к состоянию стабильности без среднего уровня. Психотизм варьируется от глубокого расстройства психики (высшая ступень психотизма) до слабого расстройства (низкая ступень психотизма) также без выделения среднего состояния. Считается, что степень экстраверсии отражает основные функции центральной нервной системы (ЦНС), которая состоит из головного и спинного мозга, тогда как степень нейротизма отражает функции периферийной нервной системы (нервные пути за пределами центральной нервной системы).

3 стр., 1036 слов

Моделирование образовательного процесса суворовцев, склонных ...

... всех участников образовательного процесса СВУ по проблеме девиантного поведения воспитанников система мер, позволяющих повысить адаптационные возможности обучающихся, обеспечить психологически грамотный ... У педагогического коллектива появляется уникальная возможность реализовать полное погружение личности подростка в особое образовательное пространство. Психолого-педагогическое сопровождение видится ...

Ни Айзенк, ни другие исследователи не выдвигали мысль о том, что психотизм обусловлен особенностями нервной системы.

Рис. 1. Иллюстрация к оценкам личности Айзенка по степени невротизма и экстраверсии

 

Р.Б. Кеттел

Рэймонд Кеттелл внес фундаментальный вклад в наше понимание теории свойств личности. Он строит дифференцированную сложную систему описания личности, используя для объяснения поведения лишь диспозициональные переменные, но не функциональные. Скрытая предпосылка этой формулы состоит в том, что мы не в состоянии дать полное определение личности до тех пор, пока не проясним те общие представления, которые предполагаем использовать в своих исследованиях.

Кеттелл выделяет три метода исследования личности: бивариантный, мультивариантный и клинический. Кеттелл критикует бивариантный подход за то, что тот не учитывает всю совокупность сложных взаимоотношений между многими факторами, которая и составляет личность. Он считает клинический подход полезным, так как тот позволяет наблюдать важные моменты поведения по мере их возникновения.

Сочетание мультивариантного и клинического подходов позволяет описать и подойти к пониманию сложных моделей поведения.

Для исследования личности Кеттелл разработал четыре экспериментальные методики:

. Р-метод, сравнивающий количество баллов, полученных человеком в серии измерений в различных ситуациях на протяжении некоторого времени;

. Q-метод, при котором по результатам большого количества различных измерений сравнивают двух людей между собой;

. R-метод, при котором большое количество людей сравнивают по сумме баллов, набранных ими, или по результатам большого количества специфических измерений;

. дифференциальный R-метод, при котором измерения повторяют в различных ситуациях, а затем сравнивают различия между ними.

Диспозиции — фундаментальное понятие в теории личности Кеттелла, и он предлагает два подхода к их различению. Первый предполагает в самом общем виде в качестве причин наблюдаемой модальности рассматривать три вида диспозиций: когнитивные (способности); темперамент; динамические, т. е. мотивационные, диспозиции, которые выходят на передний план в зависимости от побудительных характеристик актуальной ситуации. А второй — различия между поверхностными и исходными чертами. Способности включают в себя разнообразные навыки, в том числе и интеллект. Признаки темперамента относятся к эмоциональной жизни человека, а динамические — к мотивационной. Внешние признаки имеют отношение к таким моментам поведения, которые на поверхностном уровне изменяются сопряженно, но не обязательно имеют общую причину. Глубинные касаются тех моментов поведения, которые изменяются сопряженно и формируют единый, независимый тип личности, Поверхностные черты представляют собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в «неразрывном» единстве, но не обязательно имеют общую причину. Исходные черты напротив, определяют то постоянство, которое наблюдается в поведении человека, и формируют единый независимый тип личности. Поверхностные черты можно идентифицировать при клиническом исследовании или опрашивая людей по поводу того, какие характеристики, по их мнению, сочетаются. Исходные можно выявить только используя мультивариантные статистические методы. Для решения вопросов, связанных со структурой личности, Кеттелл (совместно с К. Е. Спирманом) применил факторный анализ и использовал данные, полученные с помощью трех методов: оценочного, анкетирования и объективного измерения поведения. В результате этой работы была создана серия опросников 16РF(16РF, Н8РО, СРО, Е8ХО) и личностных блоков ОА (Objective Analytic).

13 стр., 6354 слов

ГЛАВА I. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ З. ФРЕЙДА И К. ЮНГА

... следует применять персонологам к изучению личности для объяснения основных аспектов поведения человека. Фактически, на данной стадии развития персонологии сосуществуют различные альтернативные теории, описывающие личность как интегрированное целое и вместе ...

В целом, в области психологической диагностики наиболее важным его вкладом явились таксономические методы факторного анализа, методики диагностики черт личности и мотивации, разработка тестов интеллекта.

В пользу своего структурного понимания личности Кеттелл приводил ряд доказательств, полученных из различных источников: факторный анализ различных данных, повторяемость в культурах, их сходные проявления в различных возрастных группах, предсказывание поведения и доказательства того, что многие особенности генетически обусловлены. Для того чтобы выяснить роль наследственности и факторов окружающей среды для структуры личности, Кеттелл разработал многофакторный анализ абстрактных отклонений от нормы (MAVA, 1960), который знаменовал значительный шаг вперед по сравнению с традиционными методами того времени.

В 60-е он начал серию исследований природы и структуры способностей. Согласно взглядам Кеттелла, способности имеют иерархическую организацию. На вершине иерархической пирамиды находится G — общие способности; ниже последовательно располагаются уровни все более узких способностей; в основании пирамиды располагаются специфические способности Спирмана. На основании эмпирических данных Кеттелл утверждал, что существует двадцать видов первичных способностей и шесть видов вторичных. В дополнение к вышесказанному, Кеттелл ввел различие «жидких» и «кристаллических» способностей. Жидкие способности отражают способность индивидуума решать новые проблемы, тогда как кристаллический интеллект отвечает за процесс приобретения и использования культурно значимых знаний. Наряду с Дж. Л. Горном (1966), Кеттелл утверждал, что кристаллические способности возрастают в течение всей жизни, тогда как жидкие способности достигают максимального уровня в детстве и юности, ослабевая к старости.

Несмотря на то, что экспериментальные и теоретические разработки Кеттелла были восприняты с большим энтузиазмом, применяемые им методы (факторный анализ и сложные математические модели) оказались слишком трудны для широкого использования практикующими психологами. В более поздних работах Кеттелл стал применять динамическое исчисление (систему математических формул для оценки мотивационных факторов поведения) для того, чтобы ввести количественные методы в психоанализ. Их использование позволило психиатрам измерять желание и состояние пациентов (в «эргах») при помощи теста мотивационного анализа. Это исследование обеспечило определенную статистическую поддержку концепции влечений и структуры эго.

«Подход Р. Кеттелла к диагностике личности был подвергнут критике за выраженный эмпиризм, пренебрежение каким-либо несходными теоретическими представлениями о содержании определяемых черт личности, малый объем и перепрезентативность выборки стандартизации». «Претензии к опроснику сводятся, прежде всего, к указаниям на малую ретестовую надежность и томогенность отдельных шкал, а также отмечается низкая воспроизводимость факторов».

Дж. Грэй

Теория Грея объясняет природу разнообразия в поведении и эмоциональном реагировании людей свойствами двух нейропсихологических систем: торможения поведения и его активации. Предполагается, что чувствительность этих систем лежит в основе индивидуальных особенностей, обобщенных в суперфакторах Айзенка. Для измерения чувствительности систем торможения и активации поведения созданы опросники Грея – Уилсона. Изучение физиологических основ личности традиционно является сильной стороной отечественной психологии. Достаточно назвать такие имена, как И. П. Павлов, Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын и В. М. Русалов. Идеи русского физиолога И. П. Павлова оказали большое влияние на развитие мировой науки, в том числе и психологии. Как минимум две зарубежные психологические школы считают себя последователями И. П. Павлова. Во-первых, это школа Яна Стреляу в Польше и, во-вторых, британская школа, яркими представителями которой являются Ганс Айзенк и Джеффри Грей. Введенные И. П. Павловым представления о «силе торможения» и «силе возбуждения» как фундаментальных свойствах нервной системы, определяющих индивидуальные различия в поведении животных и людей, оказались очень плодотворными. У И. П. Павлова это было скорее гениальным предвидением, так как эмпирические данные того времени не позволяли конкретизировать эти понятия в терминах физиологии или психологии. Накопленный позднее, в основном в экспериментах на животных, эмпирический материал позволил Дж. Грею разработать теорию физиологических основ личности, основными конструктами которой являются система торможения поведения (СТП) и система активации поведения (САП).

СТП реагирует на стимулы наказания и вызывает поведение избегания и субъективное чувство тревоги. САП реагирует на стимулы награды и является нейрофизиологическим субстратом поведения приближения. Эти две системы по теории Грея составляют основу таких личностных черт, как тревожность и импульсивность. Представление о торможении и активации поведения как основе личностных различий получили развитие и в работах других теоретиков. Однако, безусловно, влиянием СТП и САП не исчерпывается все многообразие свойств личности. Психофизиологические теории, например, теория Грея, дают представление о причинах личностных различий, но видимые проявления этих различий рассматриваются в рамках других теорий. Наиболее влиятельные в настоящее время в мировой психологии теории, описывающие личность, — это трехфакторная модель Айзенка и пятифакторная модель, или «Большая пятерка». Развитие и эмпирическое подтверждение теории Айзенка сопровождалось конструированием опросников, которые в настоящее время переведены на все основные языки мира, приобрели большую популярность и доказали свою надежность и полезность в различных сферах теоретической и прикладной психологии. Психометрический инструментарий для определения конструктов теории Грея разработан гораздо меньше. В большинстве работ, посвященных ее проверке, использовали либо шкалы Айзенка, либо опросники на личностную тревожность и импульсивность. Однако эти инструменты не позволяют точно оценить свойства СТП и САП.

 

 

ФГБОУ ВО ««МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ»

АКАДЕМИЯ ИМЕНИ МАЙМОНИДА

 

Реферат по психофизиологии

на тему:

Теории свойств нервной системы в концепциях зарубежных психофизиологов и персонологов (Я. Стреляу, Г. Айзенк, Р.Б. Кеттел, Дж. Грэй)

студент 4-го курса факультета

социальной медицины

специальность «Психология»

Ноженко А.А.

Проверил:

Самко Ю. Н.

Москва 2016 г.
Список литературы:

 

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии.М., 1982. —

Айзенк Г. Структура личности. М.: «КСП+», СПб.: «Ювента», 1999

Грей Дж. А. Нейропсихология темперамента // Иностранная психология № 2 1993

Стреляу Я. Местоположение регулятивной теории темперамента (PTS) среди других теорий темперамента // Иностранная психология. 1993. Т. 1, № 2.

Небылицын В. Д. Темперамент. Психология индивидуальных различий. / Тексты. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982..

Немов Р.С. Психология // Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн.1, М.: Просвещение ВЛАДОС, 1998.