- Учет возрастных и психофизиологическим особенностей детей в процессе обучения.
- Учет индивидуальных особенностей школьников в процессе обучения.
- Обучение как педагогический процесс.
- Образование как система.
- Роль отечественных дидактов в развитии теории образования и обучения.
- Учебная программа и ее функции.
- Структура учебного процесса.
- Сущность классно-урочно системы обучения.
- Типы и структура урока.
- Познавательно-обучающие формы.
- Модели и типы обучения.
- Ассоциативные модели оубчения.
- Условно-рефлекторные модели обучения.
- Операциональные модели обучения.
- Знаковые модели обучения.
- Парадигма традиционной системы образовании.
- Современное традиционное обучение.
- Традиционное обучение: суть, достоинства и недостатки.
- Взаимодействие учителя и учащегося при традиционном обучении.
- Проблемное обучение: суть, достоинства и недостатки.
- Типы проблемных ситуаций (по Т.В.
Кудрявцеву).
- Взаимодействие учителя и учащегося при решении проблемной ситуации.
- Программированное обучение: суть, достоинства и недостатки.
- Взаимодействие учителя и учащегося при программированном обучении.
- Системы развивающего обучения.
- Классификация инновационных моделей обучения (на основе модернизации и модификации традиционной системы обучения).
- Сравнительный анализ традиционного и личностно-ориентированного подхода к обучению.
Тематика контрольных работ по курсу «Теория обучения и нормативно-правовое обеспечение образования»
1. Сущность и содержание процесса обучения. Обучение как специфический процесс познания, управляемый педагогом. .
2. Двусторонний характер процесса обучения.
3. Цели, задачи теории обучения как науки. Объект и предмет дидактики.
- Движущие силы процесса обучения.
- Логика учебного процесса и структура процесса усвоения.
- Закономерности обучения.
- Общее понятие о дидактических принципах. Принципы и правила обучения.
- Виды обучения и их характеристика.
- Характеристика принципа сознательности и активности.
- Функции обучения. Единство образовательной, развивающей, воспитывающей функций.
- Теория целостного педагогического процесса.
- Понятие о педагогической системе. Виды педагогических систем. Понятие об авторской педагогической системе.
- Двусторонний и личностный характер обучения.
- Обучение как сотворчество преподавателя и ученика. Единство преподавания и учения.
- Понятие о методах обучения. Выбор методов обучения.
- Классификация методов обучения. Характеристика методов формирования сознания. Методы стимулирования.
- Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
- Содержание общего среднего образования.
7 стр., 3445 слов
Процесс конфликта. Модель конфликта
... так же предъявление взаимоисключающих требований к работе. 3. Модель процесса конфликта Модель конфликта как процесса представлена на рис. 2. Из нее видно, что ... от другого человека или группы. Поскольку все организации являются системами, состоящими из взаимосвязанных элементов, при неадекватной работе одного подразделения ... Как у многих понятий у конфликта имеется множество определений и ...
Государственный образовательный стандарт.
- Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Стратегия развития вариативного образования в России.
- Современные модели организации обучения. Моделирование разных типов уроков.
- Типология и многообразие образовательных учреждений.
- Инновационные образовательные процессы.
- Философские и психологические основы обучения. Зарубежные концепции обучения: бихевиоризм, прагматизм.
- Основные категории дидактики: преподавание, учение, обучение, образование, знание, умение, навыки, цель содержания, виды, формы, методы, средства, результаты обучения.
- Технология планирования урока.
- Анализ урока как образец повышения мастерства учителя.
- Исторически известные и современные формы обучения.
- Частнопредметные педагогические технологии и их характеристики.
- Альтернативные педагогические технологии и их характеристики.
- Природосообразные педагогические технологии и их характеристики.
- Характеристика технологий развивающего обучения.
- Педагогические технологии авторских школ и их характеристики.
- Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
- Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса.
- Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса.
- Принцип наглядности и его характеристика.
- Характеристика принципов систематичности и наглядности.
- Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса и их характеристики.
- Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.
- Частнопредметные технологии и их характеристики.
- Альтернативные образовательные технологии и их характеристики.
- Характеристика принципов прочности, доступности и научности обучения.
- Характеристика принципа связи теории с практикой.
- Типы и структура уроков. Подготовка учителя к уроку.
- Традиционный и инновационный урок.
- Диагностика обученности.
- Контроль и оценка знаний, умений и навыков.
- Урок – как одна из основных организационных форм обучения.
- Технические средства обучения. Классификация средств обучения.
- Структурные компоненты процесса обучения.
- Планирование комбинированного типа урока.
- Документы федерального уровня.
- Документы регионального уровня.
- Документы школьного уровня.
- Нормативно-правовое обеспечение функционирования муниципальных образовательных учреждений.
- Нормативно-правовая база общеобразовательной школы.
- Нормативно-правовая основа организации работы с педагогическими кадрами в современной школе
- Номенклатура дел общеобразовательной школы.
56. Должностная инструкция зам. директора по учебно-воспитательной работе.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках трудового ...
... урок, который остается основной формой обучения и воспитания учащегося. Именно в рамках учебной ... возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности». Сущность моих педагогических изысканий заключается в создании определённой системы работы ... процессом познания объективной реальности и развивающейся личности школьника. Способности - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ...
57. Должностная инструкция руководителя методического совета.
58. Содержание деятельности методических объединений учителей предметников.
59. Нормативно-правовая база профильного обучения в общеобразовательной школе.
60.Нормативно-правовая база коррекционно-педагогического процесса в общеобразовательной школе.
Темы контрольных работ по дисциплине «Теория и методика воспитания младших школьников»
- Понятие, сущность и содержание воспитательного процесса.
- Закономерности и принципы воспитания младших школьников.
- Роль и значение личности воспитателя-педагога в воспитательном процессе.
- Особенности воспитательного процесса.
- Системы и структуры воспитательного процесса.
- Характеристика диагностик воспитанности и их критерии.
- Специфика принципов воспитания младших школьников.
- Методы воспитания младших школьников.
- Формы и средства воспитания младших школьников.
- Роль и значение ученического коллектива в воспитании.
- Коллектив и личность.
- Педагогическое руководство школьным коллективом.
- Учение А.С. Макаренко о коллективе и современность.
- Характеристика теорий коллектива в педагогике.
- Методы и приемы воспитания младших школьников.
- Разные подходы к классификации методов воспитания младших школьников.
- Понятие, сущность и значение технологий воспитания.
- Комплексный подход в воспитании младших школьников.
- Характеристика гуманистической воспитательной системы В.А. Караковского.
- Система воспитательной работы школы.
- Методика планирования воспитательной работы.
- Личностно-ориентированный подход в воспитании.
- Методика индивидуальной воспитательной работы.
- Характеристика деятельности классного руководителя в воспитательной работе.
- Характеристика деятельности педагога-воспитателя.
- Сущность и принципы педагогического взаимодействия в воспитательной работе.
- Понятие, сущность и значение педагогических ситуаций в деятельности воспитателя.
- Роль и значение в решении воспитательных задач педагога.
- Этические воспитательные дела.
- Эстетические и физкультурные воспитательные дела.
- Экологическое воспитание младших школьников.
- Трудовое воспитание в ученическом коллективе.
- Компьютерная поддержка воспитания.
- Воспитание в семье и его характеристика.
- Основы педагогического воспитательного взаимодействия с семьей.
- Использование технологического подхода в воспитательном процессе.
- Роль и значение современной психолого-педагогической диагностики в воспитательном процессе.
- Воспитательный процесс его понятие, сущность и цель.
- Воспитательная система в социуме.
- Виды и значение планов воспитательной работы.
Тематика контрольных работ по дисциплине «История педагогики и образования»
- История образования и педагогической мысли как самостоятельная отрасль педагогического знания (объект, предмет, цели, задачи, методы исследования…).
- Взаимосвязь истории образования и педагогической мысли с другими науками (с теорией педагогики, историей общества, историей культуры, философией, психологией, частными методиками).
- Происхождение воспитания и зарождение первых приемов и организующих форм воспитания и обучения в первобытном обществе (матриархат и патриархат).
- Зарождение классового характера обучения и воспитания в период разложения первобытного строя и в рабовладельческом обществе.
- История образования и воспитания. Шумерское царство. Дома табличек.
- Система образования и воспитания в Древнем Египте.
- Система образования и воспитания в Древней Индии.
- Система образования и воспитания в Древнем Китае.
- История образования и воспитания в архаической Греции IX-VIII вв. д. н.э.
- История образования и воспитания в Спарте.
- История образования и воспитания в Афинах.
- История образования и педагогической мысли Пифагора.
- Педагогические идеи Гераклита и Демокрита.
- Педагогические идеи и методы воспитания и обучения в трудах Сократа, Платона и Аристотеля.
- Просвещение в эпоху эллинизма (III-I вв. до н.э.).
- Педагогическая мысль и система образования в Киевской Руси.
- История образования и педагогическая мысль в Русском государстве (XIV-XVвв.) (С. Радонежский (1321-1391 гг.), Нил Сорский (1433-1508 гг.).
- Образование и педагогическая мысль в Русском государстве XIV-XVII вв. (М. Грек, К. Истомин, С. Полозкий).
- Педагогические труды и система образования Я.А. Коменского (Материнская школа, Мир чувственных вещей в картинках, Великая дидактика).
- Воспитание и образование в Древнем Риме (Цицерон, Сенека).
- Педагогические идеи и система образования И.Г. Песталоцци.
- И. Гербарт и его педагогические труды. Авторитаризм в воспитании и обучении.
- Ф.А. В. Дистервег – учитель немецких учителей и его вклад в педагогику.
- Московский, Казанский университеты – Царскосельский лицей – высшие учебные заведения – в системе образования царской России и их характеристики.
- К.Д. Ушинский и его вклад в педагогику и систему образования России.
- И.Я. Яковлев основатель Симбирской чувашской национальной школы и его педагогические идеи.
- Школа и педагогика в России в конце XIX в. и до 1917 г.
- Развитие школы и педагогики с 1917 по 1934 гг. в СССР.
- Образование и педагогическая мысль в СССР во время Великой Отечественной войны и «хрущевской оттепели».
- Образование и педагогика в России на рубеже XX-XXI вв.
- Перестройка и современная система образования и воспитания. Новые технологии и типы образовательных учреждений.
Тематика контрольных работ по дисциплине «Мировая художественная культура»
- Роль и место художественной культуры в системе гуманитарного образования.
- Сущность и функции художественной культуры.
- Отношение эстетики к художественному творчеству.
- Многообразие форм художественной деятельности.
- Культурологические, художественно-эстетические концепции (О. Шпенглер, М. Вебер, К.Г. Юнг).
- Аксиология общечеловеческих ценностей в художественной культуре.
- Художественное, Его сущность и основные формы.
- Взаимодействие национального и общечеловеческого в художественной культуре.
- Искусство как социальное явление.
- Исторический тип художественной культуры (Гегель, К, Маркс, О. Шпенглер, К. Ясперс).
- Искусство – модель деятельности личности и отражение мира.
- Искусство – форма общественного сознания.
- Личное, классовое, национальное, интернациональное и общечеловеческое в искусстве.
- Художественный образ – форма художественного мышления.
- Миф и мифосознание в художественной культуре.
- Художественная реальность в системе образования.
- Психологические механизмы художественного творчества.
- Художественное произведение как форма бытия искусства.
- Теория и психология художественного восприятия.
- Морфология искусства – наука о системе видов художественного творчества.
- Синкретизм первобытного искусства.
- Жанр как морфологическая категория в художественной культуре.
- Египетская художественная культура и искусство, как особенности и место в культуре народов Древнего Востока.
- Культура и искусство Древней Индии.
- Основные достижения и символы художественной культуры Древнего Китая.
- Художественная культура Древней Японии.
- Мифологический реализм античности.
- Исторические особенности культуры Древнего Рима.
- Средневековый символизм.
- Возвращение античности (античность и эпоха Возрождения).
- XVII век и античная культура.
- Основные направления в художественной культуре Нового времени.
- Романтизм как тип художественной культуры.
- Образы античности в русской живописи конца XIX – начала XX вв.
- Основные культурологические идеи в русской мысли XIX в. (от П.Я. Чаадаева до В.С. Соловьева).
- Языческая мифология славян в художественных образах.
- Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв.
- Типология русского реализма второй половины XIX в.
- Традиции, новации и нормы в художественной культуре России конца XIX начала XX в.
- Художественные направления в искусстве XX в.
- Футурология художественной культуры.
- Теория и методология критики формирования чувашской художественной культуры.
- Национальное своеобразие и народные основы в формах художественной культуры чуваш.
- Музыка и театр чуваш в XX в.
- Чувашская художественная культура и ее взаимосвязь с культурой России и традициями художественной культуры мировых цивилизаций.
- Актуальные проблемы современного состояния художественной культуры России.