ТЕМПЕРАМЕНТ И ЕГО ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА. ТЕОРИИ ТЕМПЕРАМЕНТА. План: I. Понятие темперамента. 1. Четыре типа темперамента 2. История возникновения классификации типов темперамента. 3. Описательная характеристика типов темперамента. II. .Экстраверты и интроверты.III. Виды темперамента. IV. Соотношение темперамента и времени. V. Темперамент и эмоции. VI. Влияние темперамента на профессию. VII. Темперамент и характер. ТЕМПЕРАМЕНТ Темперамент — постоянные и устойчивые, индивидуально-неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания. Люди еще в древности интересовались индивидуальными особенностями человеческого поведения.
Они пытались выделить характерные комбинации, сочетания этих особенностей, назвать их и описать.
Так появились четыре известных темперамента: флегматический, сангвинический, холерический и меланхолический. Они прочно укоренились в литературе и в быту и существуют до настоящего времени. За каждым из них стоит определенный человеческий тип, или, по выражению И. П. Павлова, «картина поведения». Флегматик — говорим мы о медлительном, невозмутимом человеке, не склонном к частой и быстрой смене настроений, не спеша обдумывающем свои планы и неторопливо воплощающем их в жизнь. Сангвиником называем человека подвижного, легко загорающегося всякой новой идеей, с живой мимикой и жестикуляцией, общительного и впечатлительного, с быстрой сменой настроений и увлечений.
Когда мы думаем о холерике, то представляем себе человека неуравновешенного, бурно и глубоко переживающего и радости, и печали, склонного иногда к необдуманным поступкам под действием аффекта, т. е. сильного и бурного чувства. А меланхоликами зовем людей, чувствующих глубоко, но большей частью без видимых эмоциональных проявлений, весьма постоянных в своих переживаниях и привязанностях, часто вялых, замкнутых и болезненно воспринимающих даже незначительные огорчения и неприятности, не склонных к решительным действиям и многочисленным знакомствам.
Таким образом, каждый темперамент характеризует человека с точки зрения его эмоциональной возбудимости и динамики (быстроты, силы, темпа) его поступков. Присмотритесь к окружающим вас людям, и вы обнаружите у одного характерные черты сангвиника, у другого — флегматика и т. д. Но скоро вы заметите и другое: мало найдется людей, которые были бы «чистыми» сангвиниками или холериками, флегматиками или меланхоликами.
Связь темперамента человека с его поведением в экстремальных ситуациях
... с глубокой древности называли типами темпераментов. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказывать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных или ... него часто резко меняется. Причем внешних причин эти изменения часто не имеют, настроения возникают «вдруг», ниоткуда, сам холерик обычно с трудом может объяснить, отчего это ...
Чаще встречаются люди, у которых есть черты двух или трех темпераментов, причем одни признаки выражены ярче, другие — слабее, и каждый из них проявляется в определенных жизненных ситуациях. Например, спортсмен в семье, в кругу товарищей может вести себя как флегматик, а в условиях соревнований он совершенно преображается и обнаруживает черты, свойственные холерическому темпераменту.
Следовательно, индивидуальный темперамент человека — всегда более сложное явление, чем любой из тех четырех темпераментов, к которым мы привычно относим людей. Почему же все-таки и в науке, и в быту укоренилось представление о существовании именно этих, а не каких-нибудь других темпераментов? Почему их именно четыре, а не больше и не меньше? С точки зрения современной науки такие вопросы вполне резонны, тем более что принятая классификация темпераментов не является результатом каких-либо новейших научных исследований; она создана еще в глубокой древности и существует, скорее, по традиции.
Еще 2400 лет назад, в V в. до н. э Гиппократ создал свое учение о том, что здоровье определяется правильным сочетанием четырех основных жидкостей, входящих в состав человеческого тела: крови (по-латыни «сангвис»), лимфы (по-гречески «флегма»), желтой желчи (по-гречески «холе») и черной желчи (по-гречески «мелайна холе»).
Это учение было принято древней медициной и философией и господствовало в науке на протяжении более двух тысячелетий — до наступления нового времени.
Сначала считалось, что правильность пропорций, в которых смешаны эти жидкости (кстати, слово «темперамент» и означает в переводе с латинского «правильное смешение»), определяет только здоровье человека. Затем учение о темпераменте постепенно вышло из рамок медицины и стало использоваться для объяснения индивидуальных особенностей не только больных, но и здоровых людей.
Была создана первая классификация темпераментов; это сделал римский врач и естествоиспытатель Гален, живший во II в. н. э.— почти на 600 лет позже Гиппократа. Гален описал 13 темпераментов. На протяжении многих веков эта классификация постепенно упрощалась и сокращалась, и в конце концов в ней остались названия только четырех темпераментов, которые по традиции признаются и в наши дни. Разумеется, теория четырех жидкостей, якобы определяющих четыре темперамента, была весьма наивной, и по мере углубления круга медицинских, физиологических и психологических знаний это становилось все очевиднее.
Более поздние теории темперамента старались использовать последние достижения науки. И все же иногда эти теории были просто фантастическими. Алхимики, например, учили, что различия темпераментов зависят от преобладания в организме серы, ртути или соли. Сторонники другой теории утверждали, что эти различия определяются смешением в теле воздуха и эфира.
Позже начали появляться уже гораздо более обоснованные предположения. Их авторы опирались на точные научные знания о процессах, происходящих в живом организме. Так, русский педагог и анатом П. Ф. Лесгафт считал, что темперамент человека зависит от строения кровеносных сосудов, их диаметра, толщины и упругости стенок. Но и эта попытка объяснения темперамента, как и многие другие, тоже оказалась неудовлетворительной. Общий недостаток старых теорий заключался в том, что они были односторонними, их создатели учитывали только какую-нибудь одну сторону деятельности организма и не подкрепляли своих исследований опытом.
Нервная система человека
... Посредством соматической нервной систем человек может управлять движениями, произвольно вызывать или прекращать их. Часть нервной системы, регулирующую деятельность внутренних органов называют автономной. Работа автономной нервной системы не подчиняется воли человека. Нельзя, например, ...
Подлинно научное объяснение природы темперамента дал великий русский физиолог И. П. Павлов в своем учении основных свойствах нервной системы. Изучая высшую нервную деятельность животных, а затем и человека, он установил, что нервные процессы возбуждения и торможения можно характеризовать: 1) по их силе, зависящей от работоспособности нервных клеток; 2) по их подвижности, т. е. по способности быстро сменять друг друга; 3) по равновесию между ними. Опыты И. П. Павлова и его сотрудников показали, что эти основные свойства проявляются и сочетаются у людей по-разному: у одних, например, нервная система сильная, у других — слабая, а у третьих — занимает какое-то среднее место по этому признаку. Оказалось также, что люди с сильной нервной системой делятся на две группы.
У одних возбуждение преобладает над торможением, и такие люди поэтому весьма возбудимы, «безудержны», по выражению И. П. Павлова.
У других возбуждение и торможение находятся в равновесии. Люди второй группы, в свою очередь, подразделяются на «живых» (с подвижными нервными процессами) и «спокойных» (с менее подвижными нервными процессами).
В результате такого деления получается четыре основных типа нервной системы, каждый из которых, по И. П. Павлову, соответствует одному из традиционных темпераментов: слабый тип — меланхолическому; сильный, неуравновешенный — холерическому; сильный, уравновешенный, подвижный — сангвиническому; сильный, уравновешенный, инертный — флегматическому.
Павлов понимал, что должны существовать еще и другие комбинации свойств нервной системы и что им должны соответствовать какие-то нетрадиционные темпераменты. В настоящее время психологи и физиологи работают над тем, чтобы осветить эту проблему более полно и точно. Усилия ученых направлены прежде всего на то, чтобы выяснить природу и содержание основных свойств нервной системы, а затем уже установить, какие бывают типические сочетания этих свойств у человека и как они проявляются в его поведении, т. е. какие темпераменты соответствуют этим типическим сочетаниям.
Для изучения, например, силы нервной системы — ее работоспособности или выносливости — разработаны и продолжают разрабатываться специальные методы. Они позволяют в относительно короткий срок определить, сильная или слабая (или, может быть, средняя по силе) нервная система у данного человека.
С помощью других методов можно определить уровень подвижности нервных процессов. Здесь и точное измерение быстроты реакции, и подсчет мышечных импульсов при движении, и определение чувствительности зрения, слуха и других анализаторов, и регистрация биоэлектрических процессов, происходящих в мозге, и многое другое. Применяется очень сложная аппаратура, во многих случаях специально сконструированная в лабораториях, создающих электронную технику. Использование этих новых методов позволило сделать много новых и часто весьма важных наблюдений.
Если мы подвергнем группу людей комплексному исследованию свойств их нервной системы с помощью этих новых методов, то найдем, что эти свойства сочетаются у каждого по-разному. Причем кроме тех комбинаций, которые были выделены И. П. Павловым в качестве четырех типов высшей нервной деятельности, обнаруживаются еще и другие. Так, удалось экспериментально доказать, что кроме неуравновешенности с преобладанием возбуждения над торможением существует и неуравновешенность с преобладанием торможения над возбуждением. Другие опыты показали, что слабая нервная система необязательно всегда инертная, как полагали раньше; во многих случаях слабость может хорошо сочетаться с подвижностью нервных процессов.
Место общения в системе отношений человека
... же и есть реализация всей системы отношений человека. «В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу» (Леонтьев, 1975. ... конформными или независимыми и т.д. Место общения в системе отношений человека. Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте ...
Многими опытами было установлено, что слабость нервной системы, как правило, связана с высокой чувствительностью органов чувств, и в этом заключается определенное преимущество слабой нервной системы перед сильной. Все эти и другие новые данные помогают на основе учения И. П. Павлова о свойствах нервной системы создать более полную и глубокую теорию темперамента.
Многие исследователи часто задавались вопросом: какой из темпераментов лучше? Какой из них больше соответствует требованиям жизни или полнее обеспечивает внутреннее развитие человека? Ответы давались разные. Гениальный ученый древности Аристотель считал, например, что все выдающиеся люди были меланхоликами, а философ И. Кант более других ценил флегматический темперамент.
Теперь мы хорошо знаем, что и тот и другой ошибались: люди выдающихся способностей могут обладать самыми различными темпераментами. Суворов и Герцен были сангвиниками, Петр I и Павлов — холериками, Гоголь и Чайковский — меланхоликами, Крылов и Кутузов — флегматиками. Значит, уровень способностей не зависит от темперамента человека. Не связано с темпераментом и большинство других качеств человеческой личности, например черты характера.
Если раньше всерьез полагали, что холерику, например, свойственны честолюбие и любовь к лести и пышности, а сангвинику — легкомыслие и плутовство, то сейчас такая точка зрения считается безусловно ошибочной. Ни в коем случае нельзя думать, что тип нервной системы и сложившийся на его основе темперамент роковым образом определяют способности человека, черты его характера, его интересы и склонности, мировоззрение и убеждения. Духовное развитие человека обусловлено не врожденными свойствами нервной системы, а тем, как складывается опыт человека, его отношения с окружающим миром.
Большую роль играет и воспитание, то направление, какое будет придано развитию личности в детстве и в течение всей дальнейшей жизни. Хорошие способности, положительные черты характера, общественные наклонности могут быть развиты при любом типе нервной системы и при любом темпераменте. Черты темперамента будут влиять лишь на стиль поведения человека, на его индивидуальную манеру работы, отношений с людьми и т. д. В Московском институте психологии было проведено специальное исследование. Оно, в частности, показало, что учащиеся и с сильной и со слабой нервной системой могут отлично учиться, обладать широкими интересами, быть активными общественниками.
А различаются они тем, что по-разному организуют процесс умственной работы, больше или меньше нуждаются в отдыхе, придерживаются разных темпов деятельности. Итак, нет хороших или плохих темпераментов, хороших или плохих свойств и типов нервной системы.
Положительные (как и отрицательные) качества могут появиться при всяком темпераменте. Все зависит от того, в какие условия поставлена личность, как она воспитывается. ОПИСАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА № п/п Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик 1 Неуравновешенное поведение Хорошо уравновешенное поведение Отлично уравновешенное поведение Очень неуравновешенное поведение 2 Сильные, кратковременные эмоциональные переживания Поверхностные, кратковременные эмоциональные переживания Слабые эмоциональные переживания Глубокие и длительные эмоциональные переживания 3 Настроение неустойчивое с преобладанием бодрого Настроение устойчивое, жизнерадостное Настроение устойчивое, без больших радостей и печалей Настроение неустойчивое с преобладанием пессимизма 4 Речь громкая, резкая, неравномерная Речь громкая, живая, плавная Речь монотонная, медленная Речь тихая с затрудненным дыханием 5 Терпение слабое Терпение умеренное Терпение очень большое Терпение очень слабое 6 Адаптация хорошая Адаптация отличная Адаптация медленная Адаптация трудная 7 Общительность высокая Общительность умеренная Общительность невысокая Общительность низкая (замкнутость) 8 Агрессивность в поведении Миролюбивое поведение Сдержанность в поведении Истеричность поведения (возмущение и уход от любых сложностей) 9 Отношение к критике возбужденное Отношение к критике спокойное Отношение к критике безразличное Обидчивое отношение к критике 10 Страстные, увлеченные поведение и деятельность Энергичные (деловые или болтливые) поведение и деятельность Поведение неутомимого труженика Неравномерное, реактивное поведение (как ответ на активность других) 11 Отношение к новому положительное Безразличное отношение к новому Отрицательное отношение к новому Оптимистичное отношение сменяется пессимистичным, и наоборот 12 Отношение к опасности боевое, рискованное, без особого расчета Расчетливое, без особого риска отношение к опасности Хладнокровное, невозмутимое отношение к опасности Тревожное, растерянное, подавленное отношение к опасности 13 Стремление к цели сильное, с полной отдачей Стремление к беспрепятственному быстрому достижению Достижение цели медленное, упорное Стремление к цели то сильное, то слабое, с уходом от препятствий 14 Значительная переоценка своих способностей Некоторая переоценка своих способностей Более реальная оценка своих способностей Чаще недооценка своих способностей 15 Умеренная внушаемость и мнительность Небольшая внушаемость и мнительность Слабая внушаемость и мнительность Большая внушаемость и мнительность
Особенности взаимосвязи свойств нервной системы и типов темперамента
... конкретному человеку и лучше построить отношения с ним и в коллективе. Объектом данного исследования является связь свойств нервной системы и типов темперамента. Предметом ... понятие и классификацию особенностей свойств нервной системы и типов темперамента человека. 3. Определить особенности взаимосвязи свойств нервной системы и типов темперамента человека. Методы исследования: теоретические - анализ ...
Экстраверты и интроверты
Помимо типов темперамента, в психологии различают тесно с ними связанные понятия экстраверсии—интроверсии, представляющие собой характеристику индивидуально-психологических различий человека, крайние полюса которой соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления его собственного субъективного мира. Экстравертированный тип отличает обращенность личности на окружающий мир. Экстравертам (сангвиники и холерики) свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность.
Противоположный тип личности представляют интроверты (меланхолики и флегматики), для которых характерны фиксация интересов на явлениях собственного внутреннего мира, необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затрудненность социальной адаптации.
Темперамент и личность
... настоящего исследования; 2. Выявить взаимосвязь темперамента и личности; Объект исследования – личность и темперамент. Предмет исследования – влияние темперамента на становлении личности. В исследовании приняло участие 30 человек: 15 человек подросткового возраста, спортивный стаж ...
Нейротизм — состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, плохим самочувствием, вегетативными расстройствами (повышенная потливость, покраснение—побледнение кожных покровов и др.).
Ригидность — тенденция к сохранению своих установок, принципов, способов мышления, неспособность изменить личную точку зрения.
Виды темперамента
Темперамент можно разделить на три следующих вида. Первый: подвижный темперамент.
У мужчин с таким темпераментом телосложение, как правило, мускулистое, у женщин — правильное телосложение.
Черты лица резки и определенны.
Такому темпераменту соответствуют ловкость, сила воли, храбрость, внимательное отношение к обязанностям и труду, смелость, самостоятельность.
Энергия и исполнительность могут быть ослаблены или не иметь применения при условии недостаточного духовного развития данного человека. Второй: жизненный темперамент — выражается в еще большей мускулатуре тела; такому темпераменту свойственны добродушие, откровенность, великодушие, милосердие и живость.
Темперамент этот скорее отличается слабостью воли, чем твердостью.
Третий: духовный темперамент — выражается слабым телосложением, большим черепом, высоким и широким лбом. Черты лица очень выразительные. Сила, выносливость человека с таким темпераментом находится в зависимости от развития его мозга и очень быстро поддается утомлению. Все три вышеназванных темперамента являются слишком характерными и противоположными и в такой определенной форме встречаются редко.
Они чаще всего смешаны, причем в таких случаях преобладают признаки того темперамента, который в организме данного человека играет преобладающую роль. Достоинства и недостатки людей в таких случаях зависят от силы или недостатка их воли.
Соотношение темперамента и времени
Психологическое время представляет собой отражение в психике каждого человека системы временных отношений между различными событиями его жизненного пути. Если учесть, что еще И. П. Павлов в условном рефлексе на время усматривал динамику возбуждения и торможения нервных процессов, то можно предположить, что в акте восприятия времени человеком скрываются динамические свойства его психики, называемые темпераментом.
Своеобразным «шагом измерения» переживаемого человеком времени является «действительное настоящее». На основе этого шага у каждого типа темперамента существует сугубо индивидуальное отношение к реальному времени.
Исследования, проведенные Б. И. Цукановым, позволили получить следующие результаты: у холерика (ч = 0,7 с) субъективно переживаемое время сильно опережает течение реального времени. Поэтому он всегда устремлен вперед, в будущее (прошлое его не интересует), испытывает острый дефицит времени. Субъективно переживаемое время сильно спрессовано, кажется летящим. У этого типа высокая экстраверсия, а возбуждение в два раза преобладает над торможением, поэтому его невозможно остановить в потоке объективного времени, а если на пути движения вперед возникает препятствие, то оно вызывает агрессию и ярость; у сангвиника (ч = 0,68 с) субъективно переживаемое время не так сильно опережает течение объективного времени, как у холерика. Постоянное стремление вперед (в будущее) сочетается с боязнью опоздать, не успеть.
Этот тип тоже «спешит жить» и поэтому испытывает постоянный дефицит времени. У него высокие экстраверсия, уровень возбуждения и торможения, которые уравновешивают друг друга; для меланхолика (ч =1,0 с) нет ни опережения, ни отставания времени, он как бы «привязан» к объективному времени, обездвижен и заторможен в нем. Образно говоря, этот тип как бы «стоит во времени», и если его не подвергать каким-либо внешним изменениям, то движение времени для него не существует.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Обездвиженности во времени соответствует внешняя обездвиженность, замкнутость и постоянная тревога: «что-то должно произойти». У него выраженная интроверсия и высокий нейротизм, а торможение в два раза выше, чем возбуждение. Он привязан к прошлому; у флегматика (ч = 1,1 с) субъективное время отстает от объективного.
Поэтому субъективно переживаемое время медленно и равномерно. Его всегда хватает, даже есть некоторый избыток. У этого типа выражены интроверсия и стабильность, высокий уровень возбуждения и торможения, которые уравновешивают друг друга. Он ориентирован в прошлое, к изменениям привыкает медленно и с большим трудом. Еще один тип (ч = 0,9 с) — «равновесный». Субъективно переживаемое время течет не очень быстро и в жизни его почти хватает.
По показателю теста Г. Айзенка, он находится на условном нуле (отметка 12 по показателю интроверсии — экстраверсии и показателю нейротизма).
У него средний уровень возбуждения и торможения, которые уравновешивают друг друга, нет ориентации в будущее, как у «чистых» холериков и сангвиников, или в прошлое, как у «чистых» меланхоликов и флегматиков. Он живет настоящим, а отличительной особенностью его поведения является осторожность без боязни.
Темперамент и эмоции
Темперамент трудно изменить на диаметрально противоположный. Невозможно из меланхолика сделать сангвиника. Рано или поздно меланхолик сорвется, особенно в сложных жизненных обстоятельствах. Но как все-таки удержать нейротизм в рамках «приличия»? Один из способов предлагают специалисты по музыкальной психотерапии. Для молодежи лучше всего подойдет современная музыкальная группа, в «арсенале» которой — световые и музыкальные приемы своеобразного массового гипнотизма. Ритм и темп воздействия (частота 4—5 Гц) рассчитан на здоровый молодой организм и вызывает синхронизацию цветомузыкальных воздействий с биоритмами участников представления.
Музыканты и участники сливаются как бы в единое целое. Для публики постарше и музыка, и темп другие. Синхронизация идет более сложная: от мажорного к минорному, от подъема к спаду переживаний, от оптимизма к пессимизму и т. д. Можно ли самому себе «прописать» музыкальные рецепты? Специалисты-психологи, занимающиеся этим, отвечают утвердительно и предлагают пакеты программ классической музыки.
Но надо еще уметь правильно определить свое состояние. А для этого необходимо пройти достаточно тщательное тестирование эмоциональных состояний (тревожности, раздражительности) и свойств личности (подозрительности).
Кроме того, существует большая вариативность субъективных предпочтений того или иного музыкального произведения. Это связано с нашей эмоциональной памятью: у каждого свой эмоциональный опыт, свои ассоциации музыкальных образов и конкретных переживаний (от положительных, индифферентных до отрицательных).
Например, у кого-то звучание «Лунной сонаты» Бетховена совпало с тяжелыми событиями и переживаниями.
И это уже накладывает свой отпечаток на отношение к произведению. У другого нет субъективных наслоений, и он ощущает ее более «объективно». Кроме того, роль музыки в жизни каждого различна, что зависит от музыкальности слуха, в том числе слуховой чувствительности, от наличия культуры ощущения музыки.
34. генотип и среда в развитии темперамента и личности
... под влиянием обучения и воспитания формируются особенности характера и личности человека. В итоге свойства темперамента, образно говоря, «маскируются», поэтому некоторые исследователи считают, ... протяженность некоторой деятельности и способность продолжать деятельность, несмотря на трудности ее выполнения). А.Торгерсен провела исследования всех перечисленных выше свойств темперамента у близнецов ...
Влияние темперамента на профессию
Важность учета различных типов темперамента обусловливается особенностями освоения профессий людьми, их поведения, а также индивидуального стиля деятельности. В узком смысле слова индивидуальный стиль деятельности — это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у личности, стремящейся к наилучшему выполнению возложенных на нее обязанностей.
Например, на основе инертности сама собой возникает склонность не отрываться от начатого дела, легко осуществляются мягкие и плавные движения, возникает предпочтение стереотипных способов реализации задач, пунктуальное соблюдение существующего порядка. А на основе подвижности стихийно складываются противоположные черты. Таким образом, лица, тяготеющие к разнообразной работе, характеризуются чаще всего подвижностью нервных процессов. Отдающие предпочтение кропотливой работе, требующей терпения,— их инертностью.
Монотонную работу выбирают обладатели слабой нервной системы, инертных нервных процессов с преобладанием «внешнего» торможения. Лица с типологическим комплексом боязливости (слабая нервная система, подвижность торможения и преобладание «внешнего» возбуждения) избегают занятий, связанных с риском и опасностью. Склонность к определенному виду деятельности имеет полуосознанный, сходный с влечением характер, он отражает безотчетное стремление человека получить удовлетворение в определенном виде активности.
Влияние свойств нервной системы (силы, подвижности, уравновешенности) и связанных с ними типологических особенностей личности на мотивацию деятельности проявляется в том, что у людей с определенным темпераментом обнаруживается предпочтение определенному типу профессиональной деятельности. Темперамент людей играет важнейшую роль при их взаимовосприятии и совместимости в процессе труда. Например, когда управленческий коллектив, состоящий наполовину из холериков, на четверть из флегматиков и на столько же из меланхоликов, должен быстро принимать решения и действовать, в его функционировании очень часто могут возникать напряженные моменты.
Наибольшая совместимость между людьми на производстве (в звеньях и бригадах), а также в брачно-семейных отношениях (т. е. в малых группах) достигается при сочетании людей с противоположными темпераментами.
Темперамент и характер
Черты темперамента, представляющие собой особенности динамической стороны психики,— лишь одна из предпосылок формирования характера (в переводе с греческого — «чеканка»).
Под характером понимают совокупность складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении устойчивых индивидуальных особенностей личности.
Их сочетание определяет типичные для человека способы поведения. Характер, как и темперамент, зависит от его физиологических особенностей и прежде всего от типа нервной системы. Вместе с тем он не является врожденным, а формируется жизненными обстоятельствами.
Зная характер личности, можно предвидеть, как она будет вести себя в тех или иных обстоятельствах. Таким образом, в характере человека как бы заложена программа его обычного поведения в типичных ситуациях. В истории психологии существовало множество попыток предугадывать характер в зависимости от формы черепа, строения лица, конструкции тела, почерка, что дало жизнь таким теориям, как физиогномика, френология, графология и другим. Конечно, сегодня мы понимаем, что так прямо трактовать эту зависимость нельзя, как и то, что определенная взаимосвязь между привычным выражением лица и складом характера, видимо, существует.
Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности ...
... игровой Цель исследования: Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности дошкольника, разработать рекомендации по организации игровой деятельности в дошкольном учреждении. Объект - исследования личности дошкольника. Предмет- игра - как средство ...
Еще Чарльз Дарвин в своей книге «О выражении чувств у человека и животных» писал, что каждый индивидуум сокращает преимущественно только определенные мускулы лица, следуя своим личным склонностям, эти мускулы могут быть сильнее развиты, и поэтому линии и морщины лица, образуемые их обычным сокращением, могут сделаться более глубокими и видными.
Эти идеи легли в основу психологических истолкований мимики. Например, поднятая верхняя губа, вывороченная наружу, в силу чего борозда, идущая от носа к губам, становится глубже, а крылья носа поднимаются, придает лицу выражение скорби. Такие черты лица типичны для людей с раздражительным характером или же склонных к грусти. Если верхняя губа приподнята только с одной стороны, обнажая зубы, то на лице появляется жесткая, выражающая ненависть или бросающая вызов улыбка.
А лицо, на котором такая улыбка появляется часто, приобретает выражение жестокости. Опускание углов губ придает лицу выражение печали, а выраженное в более сильной степени обозначает презрение. При этом удлиняется борозда от носа к углу губ и, охватывая соответствующий угол, образует вокруг него складку. Такой признак чаще встречается у людей надменных, гордых, исполненных сознания превосходства над другими, самовлюбленных.
Список используемой литературы 1. Берн Э. Игры в которые играют люди. Люди, которые играют в игры/Пер. с англ. Под редакцией Н. Бурыкиной, Р. Кучкаровой. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.
Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1997, стр. 256-266. 3. Доценко Е.Л. Механизм межличностной манипуляции//Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология, 1993 — №4. 4. Козлов Н.И. Семнадцать мгновений успеха: стратегии лидерства. – М.: ООО «Издательство АСТ», ОАО ВЗОИ, 2004, стр. 202-204. 5. Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс» 2000, стр. 53-59. 6. Робинсон Д. 101 ключевая идея: Психология/Пер. с англ. О.Перфильева. – М.: Фаир-пресс, 2001, стр. 73-75. 7. Тарасов В.К. Искусство управленческой борьбы. – СПб.: Политехника, 1998. 8. Фромм Э. Человек для себя/ Пер. с англ. Д.Н. Дудинский. – Мн.: ООО «Попурри», 2000, стр. 433-436. 9. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб.: Питер. 10. Шапарь В.Б. Психология для всех и каждого. – Харьков: Торсинг; Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002, стр. 322-346.