Тема 14. Психологическая характеристика личности

Тема 14. Психологическая характеристика личности

План:

  1. Общее представление о структуре личности.
  2. Различные подходы к периодизации развития личности.
  3. Теории личности в психологии.
  4. Методы изучения личности: описательные, объяснительные, типологии. Способы познания личности.
  5. Самосознание и самоотношение личности.
  6. Личность с позиции деятельностного подхода.
  7. Индивид. Личность. Индивидуальность.
  8. Социализация личности. Факторы и условия развития личности.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие три составные части личности выдвинул З.Фрейд в своей теории?
  2. Сколько стадий психосоциального развития в теории личности Э.Эриксона?
  3. Какие три основные жизненные цели выделял А.Адлер?
  4. Какие два типа личности выделил К.Юнг?
  5. Что включает в себя понятие «личность»?
  6. Каковы механизмы развития личности?
  7. Какими критериями обладает сформированная личность?
  8. Как представлена личность в работах К.К. Платонова?
  9. В чем сущность отличия эпигенетической концепции Э. Эриксона от психоаналитической концепции З. Фрейда?
  10. В чем сущность экзистенциальной теории личности?
  11. Охарактеризуйте прогрессивное значение гуманистической концепции личности для современной школы.
  12. Раскройте понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Покажите их различия.
  13. Что объединяет понятия «индивид», «личность», «индивидуальность»?
  14. По каким внешним проявлениям личности можно судить об уровне ее развития и общественной ценности?
  15. Под влиянием каких факторов складывается образ «Я»?
  16. Какое влияние оказали основные положения психоанализа на развитие отечественной психологии?
  17. Как соотносятся потребности и интересы с мотивами поведения личности?
  18. Что называют физической, психической и социальной активностью личности?
  19. В чем проявляется активность и направленность личности?
  20. Какую роль играет самосознание в психической организации человека?
  21. Охарактеризуйте структуру самосознания личности.
  22. Какую роль играет самооценка и уровень притязаний в становлении самосознания личности?

Практические задания:

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... поведения людей в организации, на основе которых сформировал теории: теория Х – «теория понукания» теория У – «теория гуманизма» теория Z – «теория группизма» М. Паркер Фоллет 1-я кто ... при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...

1. Определите, какие из перечисленных характеристик относятся к личности, а какие — не относятся (по Е.Е. Сапоговой).

Способности, убеждения, характер, моральные свойства, направленность, мотивы, мировоззрение, самосознание, отношения, активность, мышление, уровень личной культуры, навыки, талант, темперамент, инстинкты, знания, социальная установка, возрастные особенности, память, воля, желания, потребности, идеалы, самостоятельность, чувства, индивидуальность, авторитетность.

2. Заполните таблицу «Основные теории личности»:

Теория личности

Автор (ы)

Основные положения

Классический психоанализ З.Фрейда

Аналитическая теория К.Г.Юнга

Теория индивидуальной психологии А. Адлера

Теория психосоциального развития Э.Эриксона

Теория черт личности Г.Оллпорта

Теория факторного анализа черт личности Р.Кеттелла

Бихевиористские теории

Теория личностных конструктов Дж.Келли

Теории гуманистической психологии

3. Приведите в соответствие следующие вопросы (по Н.Д. Твороговой):

  1. Относятся приведенные характеристики к личности или индивиду?

1.Личность

А. Свойство определяется включенностью в систему социальных отношений

2.Индивид

Б. Человек как представитель вида

В. Свойство проявляется в совместной деятельности и общении

Г. Темперамент

Д. Направленность

  1. К какой подструктуре личности (согласно К.К. Платонову) относятся:

1.Подструктура биологических свойств

А. Убеждения, мировоззрения, интересы

2.Подструктура форм отражения

Б. Особенности познавательных процессов

3.Подструктура опыта

В. Темперамент

4.Подструктура направленности

Г. Умения, знания, привычки

5.Характер и способности

Д. Особенности эмоциональных процессов

  1. О какой подструктуре личности идет речь:

1.Подструктура биологических свойств

А. Формирование подструктуры связано с развитием самосознания.

2.Подструктура форм отражения

Б. Состоит из элементов других подструктур личности

3.Подструктура направленности

В. Биологические факторы оказывают на подструктуру минимальное влияние

4.Характер и способности

4. Выберите правильный ответ в нижепредложенных предложениях:

1. Кто является представителем индивидуальной психотерапии: а) Э.Эриксон; б) Ж.Пиаже; в) А.Адлер; г) все ответы верны.

2. Кто является основоположником психоанализа: а) З. Фрейд; б) К.Юнг; в) А. Маслоу; г) все ответы верны.

3. Какая стадия НЕ относится к теории развития личности Фрейда: а) анальная; б) сенсомоторная; в) фаллическая; г) все ответы верны.

4. Кто является самым большим архетипом по К.Юнгу: а) отец; б) социум; в) мать; г) все ответы верны.

5. Что НЕ является функцией психики по Юнгу: а) ощущение; б) внимание; в) мышление; г) все ответы верны.

6. Сколько длится второй период (дооперациональное мышление) у детей по Пиаже: а) от рождения до двух лет; б) от двух лет до семи; в) от семи до одиннадцати лет; г) все ответы верны.

7. От чего зависит развитие интеллекта: а) семьи; б) среды; в) способностей; г) все ответы верны.

8. Какой 4 уровень мотивации по А. Маслоу: а) уровень самооценки; б) уровень безопасности; в) физиологический уровень; г) все ответы верны.

9. В чем состоит конфликт восьмой стадии развития личности по Э.Эриксону: а) конфликт между доверием и недоверием; б) конфликт между близостью и одиночеством; в) конфликт ценности и безнадежности; г) все ответы верны.

10. Кто ввел первым термин «комплекс неполноценности»: а) А. Маслоу; б) А. Адлер; в) К. Юнг; г) все ответы верны.

11. Человек — это живое телесное существо, жизнедеятельность которого: а) оказывает воздействия на мир и на самого человека; б) направлена на развитие социума; в) ориентирована на получение энергии; г) все ответы неверны.

12. Индивид – это: а) единичный представитель человеческого рода; б) носитель социальных черт человечества; в) индивид обладает рядом признаков; г) все ответы верны; е) все ответы неверны.

13. Личность: а) составляющая индивидуальности; б) «вершина» всей структуры человеческих свойств; в) направляется развитием индивидуальности; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

14. Индивидуальность – это: а) слияние социального и биологического; б) «глубина» личности и субъекта; в) никогда не угасает; г) все ответы верны.

Творческое задание:

  1. Существует точка зрения, что древний грек не был личностью, не обладал самосознанием себя как ответственной личности. Это мнение основывается, в частности, на анализе древнегреческой литературы (И.С. Кон).

    Насколько правомерен такой подход к изучению личности людей исторического прошлого? Может ли это соответствовать реальности?

  2. Составьте схему, отражающую факторы и условия развития личности.

Задания для самостоятельной работы:

1. Из приведенных суждений отберите верные и аргументируйте свой выбор.

  1. Человека как индивида характеризуют цвет глаз и волос.
  2. Важнейшими элементами психологической структуры личности являются способности и темперамент.
  3. Личностные свойства, обусловленные социально – это инстинкты.
  4. Человека можно считать сложившейся личностью, если в его мотивах есть иерархия.
  5. В становлении личности участвует процесс освоения социальных ролей.

2. Вставьте пропущенные слова в нижепредставленные утверждения:

1. Личность – индивид занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно – полезную деятельность и отличающийся присущими только ему ..…

2. Процесс развития личности ..…

3. Впервые попытку структурировать личность предпринял ..…

4. … это место человека в системе сложившихся социальных отношений

5. Способность к сознательному руководству сознательным поведением осуществляется на основе …..

6. ..… совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

7. ..… высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.

3. Прокомментируйте следующие определения личности. Какое из них кажется вам наиболее правильным? Поясните, как представленные определения превратить в более полные и точные (по Е.Е. Сапоговой).

1. Под личностью понимается совокупность тех относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других.

2. Личность — это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению.

3. Личность — это индивидуально выраженное всеобщее.

4. Личность — дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем.

5. Личность — совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.

6. Личность — ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино разные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Основная литература:

  1. Асмолов А.А. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. М.:Академия, 2010. 448с.
  2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 2006. С. 60-80.
  3. Клонингер С. Теории личности. СПб:Питер, 2008.
  4. Общая психология и психология личности / Под ред. А.А. Реана. М.:АСТ, 2009. 640с.
  5. Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельского. М.:АСТ, 2009. 624с.

Дополнительная литература:

  1. Гуревич П.С. Психология личности. М.:Юнити-Дана, 2009. 560с.
  2. Кеттелл Р., Айзенк Г., Оллпорт Г. Психология индивидуальности. Факторные теории личности. М.:Прайм-Еврознак, 2007. 128с.
  3. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.:Питер, 2009. 464с.
  4. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Учеб. пособ. к спецкурсу. – Пермь, 1990.
  5. Психология XXI века / Под ред. В.Н.Дружинина. М., 2003. С.454-466.
  6. Симонов П. В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность. М.:Наука,1984. 161с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.psychology.ru/
  2. http://psychology.net.ru/
  3. http://www.flogiston.ru/
  4. http://www.psihotest.ru/
  5. http://psycatalog.ru/
  6. http://psycheya.ru/lib_index.html

Основные понятия темы: индивид, индивидуальность, активность, конформность, социализация, установка, самооценка, притязание, эмпатия, личность, структура личности, направленность личности, интересы, ценностные ориентации, личностный смысл; развитие личности; механизмы развития личности.