Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка»
Факультет психологии
Кафедра клинической психологии
Дифференциальная психология
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Результаты использования методов близнецового, семейного и приёмных детей в определении роли наследственности и среды в детерминации индивидуальных различий
Выполнила
студентка 3 к., в/о, 034гр.,
Василькова Леля
Минск, 2012
ВВЕДЕНИЕ
В дифференциальной психологии изучение индивидуальности осуществляется на базе системного подхода, который является методологической основой многочисленных исследований в различных областях современной науки.
Понятие «система» определяется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенное единство. В качестве общих характеристик любой системы выделяют следующие:
.Целостность — несводимость любой системы к сумме образующих ее частей и невыводимость из какой-либо части системы ее свойств как целого.
2.Структурность — связи и отношения элементов системы упорядочиваются в некоторую структуру, которая и определяет поведение системы в целом.
.Взаимосвязь со средой, которая может иметь «закрытый» (не изменяющий среду и систему) или «открытый» (преобразующий среду и систему) характер.
.Иерархичность. Каждый компонент системы может рассматриваться как система, в которую входит другая система, то есть каждый компонент системы может быть одновременно и элементом (подсистемой) данной системы, и сам включать в себя другую систему.
.Множественность описания. Каждая система, являясь сложным объектом, не может быть сведена только к какой-то одной картине, одному отображению. Для полного описания системы предполагается сосуществование множества ее отображений.
А.Я. Психология >> Описания психологических тестов. Ориентировочная ...
... спортсменах. 30. Изучать ботанику, зоологию, биологию. 31. Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам. 32. Читать о жизни и деятельности знаменитых геологов. 33. ... географическому кружке, изучать природу и жизнь родного края. 61. Составлять и собирать описания, изображения геологических объектов (минералов, слоев земли и т.п.). 62. Изучать организм человека, ...
Все перечисленные характеристики имеют прямое отношение к человеческой индивидуальности и принимаются во внимание при подборе конкретных методов ее изучения.
Взаимосвязь с внешней средой является одной из существенных характеристик индивидуальности как целостной системы. Окружающая среда, наряду с наследственными предпосылками, создает условия для формирования различий между людьми.
Для понимания роли наследственности и среды важно знать современные представления об этих понятиях.
Согласно традиционному взгляду, представленному в учебнике А. Анастази (1958), наследственность складывается из совокупности всех генов, которые передаются индивиду обоими родителями во время зачатия. Каждый индивид получает уникальную комбинацию генов, за исключением однояйцевых близнецов.
Под окружающей средой понимаются все стимулы, на которые реагирует организм: от внутриклеточной и межклеточной среды внутри самого организма до масштабных внешних влияний, с которыми он сталкивается от своего зачатия до самой смерти.
Наследственность и среда включают в себя большое количество разных факторов, взаимодействующих друг с другом в сложном комплексе, который действует на протяжении всей жизни индивида. В процессе этого взаимодействия наследственность определяет устойчивость существования индивида и границы, внутри которых он может развиваться. Среда обеспечивает изменчивость и возможность приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни.
При рассмотрении вопроса о роли наследственности и среды в формировании индивидуальных различий необходимо принимать во внимание ряд более частных положений, связанных с содержанием этих двух факторов:
·Простое физическое присутствие объектов не означает, что их следует относить к окружающей среде: необходимо, чтобы объект служил стимулом для индивида, оказывал на него влияние. Таким образом, окружающая среда у двух индивидов всегда будет различной, даже если поместить их в одни и те же условия;
·Не все, что имеется при рождении, относится к наследственности, так как пренатальная окружающая среда может оказывать влияние на основные характеристики организма;
·Следы средовых влияний могут быть весьма устойчивыми в психологическом облике индивида, хотя передаваться последующим поколениям генетически они не будут (например, нарушения развития ребенка в результате родовой травмы);
·Достижения родителей не могут передаваться детям через генетическую наследственность, при этом важную роль играет социальное наследование, под которымпонимается следование культурным образцам;
·Наследственность влияет на то, что может проявиться через большой промежуток времени после рождения при соответствующих условиях среды. Если таких условий не возникнет, наследственность может не проявиться. Следовательно, на наследуемые качества можно повлиять. Хотя наследственность отвечает за устойчивость вида, большинство наследственных признаков поддается изменению, и даже наследственные болезни не являются неизбежными;
Развитие физиологии и внутренней медицины в эпоху нового времени
... вв., тесно связанные с развитием медицины. а) создание клеточной теории (М. Шлейден и Т. Шванн, 1838―1839 гг.); б) открытие законов наследственности (Г. Мендель, 1866 г.). ... производить вскрытия умерших от болезней пациентов в целях познания «органических повреждений» внутренней среды организма, к которым приводит болезнь. Вскрытия еще не стали целью установления причины ...
·Сходство с родителями может зависеть как от наследственности, так и от окружающей среды. Различия между родителями и детьми могут быть также результатом действия каждого из факторов;
·Если задать вопрос, насколько интеллектуальные или личностные качества зависят от наследственности, а насколько от окружающей среды, то он окажется бессмысленным, поскольку ответов на него столько же, сколько существует индивидов. Необходимо изменить формулировку вопроса и спрашивать не насколько, а как осуществляется это влияние, т.е. какова мера и содержание этих влияний.
Подобную задачу перед собой ставили авторы интегративных моделей индивидуальности (В.С. Мерлин, Б.Г.Ананьев, Э.А. Голубева и др.).
Согласно единому мнению этих авторов, человек одновременно является и представителем биологического вида, имеющего длинную эволюционную историю, и членом общества, которое представляет собой результат исторического развития. Поэтому, рассматривая структуру психологических свойств, очень важно принимать во внимание факт взаимодействия биологических и социальных факторов, а также их комплексное влияние на формирование индивидуальности;
·По мере развития дифференциальной психологии происходит уточнение содержания понятий «наследственность» и «среда». В последнее время наследственность стала пониматься шире — не просто как отдельные признаки, влияющие на поведение (например, свойства нервной системы), но также и врожденные программы поведения, в том числе, и социального. Программы отличаются от сменяющихся под воздействием среды признаков тем, что в данном случае развитие предопределено; программа содержит в себе и время «запуска», и последовательность критических точек.
Понятие среды тоже изменилось. Это не просто ряд стимулов, на которые индивид реагирует в течение всей жизни (начиная от воздуха и пищи и кончая условиями образования и отношением друзей).
Это система взаимодействий человека и мира, в которой человек, по мере развития своей индивидуальности, постепенно приобретает ведущую роль.
Как пример можно привести ортогенетическую концепцию Х.Вернера (ортогенез — это теория развития живой природы).
Согласно данной концепции, все организмы рождаются с функциями (в том числе и психическими), зафиксированными на нижней точке своего развития. Взаимодействуя со средой, они приобретают новый опыт, который, в свою очередь, закрепляется в новых функциональных структурах, вновь определяющих минимум взаимодействия, но уже нового качества.
Исторические аспекты развития методов обучения 4
... Цель исследования: выявление особенностей развития методов обучения. Задачи исследования: изучение методов обучения выявление особенностей современных методов обучения проследить динамику развития методов обучения Объект исследования: методы обучения. Предмет исследования: методы обучения, используемые в ...
X. Вернер сравнивал организм с актером на сцене: в ходе развития происходит сдвиг от сцены к актеру. Чем выше стадия, тем чаще инициатива исходит от индивида, который становится все более активным, начинает манипулировать средой, а не только пассивно на нее откликаться.
Для изучения роли наследственности и среды в формировании индивидуальных различий, а также для анализа относительного влияния каждого из этих двух этих факторов на индивидуальные особенности человек используются следующие методы:
·метод близнецов;
·семейный метод;
·метод приемных детей.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
близнец семья наследственность
1.1Метод близнецов
Как известно, у большинства млекопитающих в одном помете рождается более одного детеныша. Это связано с тем, что во время овуляции происходит созревание нескольких яйцеклеток одновременно. У некоторых видов животных и у человека при овуляции обычно созревает лишь одна яйцеклетка и, следовательно, рождается только один детеныш. Но бывают и исключения — одновременно созревают и оплодотворяются две и более яйцеклеток. В этом случае рождается два (или более) детенышей, а тат как они происходят из разных оплодотворенных яйцеклеток (зигот), то их называют дизиготными близнецами (ДЗ).
Причем не всегда дизиготные близнецы имеют одного отца. Если женщина в период овуляции имела контакты с несколькими мужчинами то возможна ситуация в которой родившиеся ДЗ будут иметь разных отцов.
В ряде случаев при оплодотворении единственной созревшей яйцеклетки на начальных стадиях развития зигота делится на две части. Это явление приводит к рождению так называемых монозиготных близнецов (МЗ).
Так как МЗ происходят из одной зиготы, то они имеют одинаковый генетический набор, что и определяет их внешнюю схожесть. МЗ близнецы всегда однополые.
Так как МЗ близнецы развиваются из одной зиготы, то они генетически идентичны и все наблюдаемые различия в фенотипах должны быть связаны только с влиянием среды. Поэтому с первого взгляда, кажется, что для того, чтобы определить в какой степени изменчивость признака определяется генетическими факторами, достаточно установить уровень сходства МЗ близнецов. Это предположение было бы справедливым в том случае, если бы с момента рождения МЗ близнецы были бы разлучены и воспитывались в разных средах. Но в большинстве случаев такого не происходит, и близнецы воспитываются в одной среде. Поэтому для учета влияния общей среды в качестве контроля используют пары ДЗ близнецов. На ДЗ близнецов фактор общей среды действует в той же мере, что и МЗ близнецов, но общих генов у ДЗ близнецов примерно в два раза меньше. Следовательно, уровень генетически обусловленного сходства у ДЗ близнецов должен быть ниже, чем у МЗ близнецов.
Метод близнецов был предложен Ф. Гальтоном в 1865 году, но окончательная разработка его основ была проведена Г. Сименсом в 1924 году. Сименс разработал надежный способ диагностики зиготности (метод полисимптомного сравнения), базирующийся на оценке сходства и различия близнецов по целому ряду параметров. Каждый параметр в отдельности не позволяет вынести суждения о зиготности близнецов, но использование комплекса параметров позволяет проводить более надежную диагностику. Кроме этого он предложил использовать в качестве объекта исследований не только МЗ близнецов, но и ДЗ близнецов. Принципы, заложенные Г. Сименсом в основу близнецового метода, не претерпели существенных изменений до настоящего времени.
Эффективные методы развития памяти детей дошкольного возраста
... . дать характеристику памяти; . выявить возрастные особенности развития памяти дошкольников; 3. рассмотреть способы диагностики и методы развития памяти детей старшего дошкольного возраста. . провести и ... описать экспериментальную деятельность по изучению и развитию памяти дошкольников. Актуальность ...
Метод близнецов в классическом варианте основывается на нескольких допущениях.
Во-первых, предполагается равенство сред для партнеров как в парах МЗ, так и парах ДЗ близнецов. В этом случае если изменчивость признака полностью определяется средой, то и МЗ и ДЗ близнецы должны иметь по этому признаку одинаково высокие внутрипарные корреляции близкие к 1,0. Если же изменчивость признака целиком зависит от генотипа, то коэффициент корреляции в группе МЗ близнецов должен быть близок к 1,0, а в группе ДЗ близнецов приблизительно равен 0,5 (т.е. степени родства ДЗ близнецов, схожести их генотипа).
Во вторых, предполагается отсутствие систематических различий между близнецами и одиночнорожденными. В обратном случае результаты близнецовых исследований нельзя переносить на популяцию в целом. Так же не должно быть систематических различий между самими типами близнецов.
Принцип оценки роли среды и генотипа по данным, полученным близнецовым методом понятен из Рис. 1. В верхней части Рис. 1 показаны факторы которые не регистрируются в близнецовом эксперименте (общая среда, различающаяся среда, ковариация генотипа и среды, экспериментальная ошибка).
Генотип и общая и различающаяся среда представляют собой латентные (неявные) переменные, не измеряемые непосредственно в ходе эксперимента. В нижней части рисунка приведены параметры, непосредственно измеряемые в ходе эксперимента (показатели интеллекта, скорость реакции и т.п. первого и второго близнецов).
Линии обозначают влияние латентных переменных на изучаемые характеристики.
Как видно из рисунка, корреляция между членами МЗ и ДЗ пар может определяться генотипом и общей средой. Если общая среда одинакова для членов МЗ и ДЗ пар близнецов, то сравнение внутрипарного сходства МЗ и ДЗ близнецов позволяет получить информацию о роли генотипа и среды в вариативности исследуемой характеристики.
Рис. 1. Генетические и средовые факторы, определяющие сходство близнецов, воспитывающихся вместе.
Если положение о равенстве средовых условий развития МЗ и ДЗ близнецов не соблюдается, то оценки компонент фенотипической дисперсии (наследуемость, дисперсии эффектов общей и различающейся среды) искажаются. Подобное искажение может происходить в ряде случаев:
) Средовые условия могут увеличивать внутрипарное сходство МЗ близнецов. Подчеркивание сходства окружающими может привести к появлению дополнительного (негенетического) сходства между членами МЗ пары близнецов. Это противоречит принятому допущению о равенстве общих сред для МЗ и ДЗ пар, так как для ДЗ пар подобное подчеркивание сходства менее характерно. В случае изучения признака слабо зависящего от специфических особенностей среды (например — психофизиологических характеристик) погрешность будет невелика. Но если признак чувствителен к такого рода особенностям близнецовой среды, то близнецовый метод малопригоден для его изучения, так как нарушается принцип равенства сред и общая среда будет вносить больший вклад в сходство МЗ близнецов, чем в сходство ДЗ близнецов.
Тема 1. Предмет, задачи и методы психологии развития. Психическое ...
К методам, исследующим развитие, относятся: метод наблюдения, метод близнецов, тестирование, метод опроса, продольный и поперечный срезы, формирующий и констатирующий эксперимент. Развитие, рассматриваемое как процесс ... свою возрастную периодизацию на концепции стадиального развития интеллекта. Стадии - уровни развития интеллекта ребенка, последовательно сменяются в процессе нарушения, достигнутого ...
) Средовые условия могут уменьшать внутрипарное сходство ДЗ близнецов. Так, в ряде исследований показано, что средовые условия развития имеют тенденцию увеличивать различия ДЗ близнецов: родители склонны акцентировать различия ДЗ близнецов (например, успехи в разных видах деятельности); сами близнецы стремятся подчеркнуть свою непохожесть. Это приводит к постепенному различию ДЗ близнецов. Если изучаемая психологическая характеристика формируется при участии способствующих диссимиляции средовых факторов, то показатель наследуемости будет завышен, как и в первом случае, поскольку общая среда будет вносить меньший вклад в сходство ДЗ близнецов, чем в сходство МЗ близнецов.
) Условия развития могут равным образом уменьшать сходство партнеров как МЗ, так и ДЗ пар. Часть их связана с периодом внутриутробного развития и родов, часть приходится на последующие этапы развития.
Во время внутриутробного развития близнецы часто оказываются в неравных условиях. Так, все питательные вещества и кислород поступают в плод через плаценту. Одному из близнецов может не доставать богатой кислородом и питательными веществами артериальной крови, возможный же избыток того и другого у второго близнеца также может не способствовать нормальному развитию. В этом случае при рождении наблюдается значительная разница между близнецами, в первую очередь в весе. Подобная разница может наблюдаться и у ДЗ близнецов и дихорионных МЗ близнецов из-за неравномерного сдавливания плацент при многоплодной беременности.
Этап родов также может обусловить сильные средовые различия для близнецов. Близнец, рождающийся первым, имеет больший шанс получить родовую травму. В то же время второй близнец чаще всего занимает в матке неправильное положение, что приводит к необходимости искусственного родовспоможения. Кроме того второй близнец дольше находится в родах и соответственно дольше и острее испытывает кислородное голодание, что отрицательно сказывается на развитии нервной системы.
Средовые различия между близнецами возникают и на последующих этапах развития даже при воспитании в одной семье. К этому чаще всего приводит предвзятое отношение родителей к каждому из близнецов, при этом физические особенности, возникшие на этапе внутриутробного развития и родов, усугубляются. Также часто происходит разделение обязанностей между близнецами, разделение пар по принципу лидер — ведомый.
Исследования методом приемных детей
... возраст близнецов, возраст разлучения, маленькие объемы выборок, исследования на близнецах – можно ли переносить данные на популяцию в целом? Исследования методом приемных детей. Наиболее ... стороны средового опыта близнецов, особенности семейного окружения, различия и сходства между близнецами, отношение к близнецам. Оказалось, что отношение родителей к монозиготным близнецам чаще бывает более ...
Таким образом, если средовые условия оказывают различное влияние на формирование изучаемой характеристики у МЗ и ДЗ близнецов, то показатель наследуемости этой характеристики может оказаться искаженным: заниженным, если общая среда вносит меньший вклад в сходство МЗ близнецов, чем в сходство ДЗ близнецов; завышенным — в противоположном случае.
Разновидности метода близнецов
Классический метод близнецов
В этом случае используется такая схема эксперимента, при которой выраженность исследуемого признака сопоставляется в парах МЗ и ДЗ близнецов и оценивается уровень внутрипарного сходства партнеров.
Метод контрольного близнеца
Этот метод используется на выборках МЗ близнецов. Так как МЗ близнецы весьма сходны по многим признакам, то из партнеров МЗ пар можно составить две выборки, уравненные по большому числу параметров. Такие выборки используют для исследования влияния конкретных средовых воздействий на изменчивость признака. При этом отобранная часть близнецов (по одному из каждой пары) подвергается специфическому воздействию, другая же часть является контрольной группой. Поскольку в эксперименте участвуют генетически идентичные люди, то этот способ можно считать моделью для изучения воздействия различных средовых факторов на одного и того же человека.
В этом случае проводится длительное наблюдение одних и тех же близнецовых пар. Фактически это сочетание классического близнецового метода с лонгитюдным. Широко используется для изучения влияния средовых и генетических факторов в развитии.
Метод близнецовых семей
Является сочетанием семейного и близнецового метода. При этом исследуются члены семей взрослых близнецовых пар. Дети МЗ близнецов по генетической конституции являются как бы детьми одного человека. Метод широко используется при изучении наследственных причин ряда заболеваний.
Исследование близнецов как пары
Предполагает исследование специфических близнецовых эффектов и особенностей внутрипарных отношений. Используется как вспомогательный метод для проверки справедливости гипотезы о равенстве средовых условий для партнеров МЗ и ДЗ пар.
Сопоставление близнецов с неблизнецами
Также вспомогательный метод, позволяющий оценить существенность разницы между близнецами и неблизнецами. Если разница между близнецами и остальными людьми не является значимой, то близнецы и остальные люди относятся к одной генеральной выборке и, следовательно, результаты близнецовых исследований можно распространять на всю популяцию.
Так было отмечено некоторое отставание членов близнецовых пар в развитии от одиночнорожденных. Особенно эта разница заметна в раннем возрасте. Но сопоставление результатов исследования членов близнецовых пар, чей партнер умер в раннем детстве и одиночнорожденных не выявил существенной разницы в уровне развития. То есть особенности развития близнецов обусловлены не столько трудностями эмбрионального развития, сколько с особенностями воспитания близнецов как пары (семейные трудности при рождении близнецов, замкнутость близнецов в паре и т.п.).
Дети-близнецы, их психологические особенности
... исследования: мы предполагаем, что речевое развитие детей-близнецов дошкольного возраста отличается низким уровнем развития по сравнению со сверстниками. Методы исследования: анализ теоретических источников в рамках ... -Щербо И.В.) [4]. Чтобы различать монозиготных и дизиготных близнецов, в 1924 году Г.Сименс разработал «метод сходства» для выявления того или иного типа близнецовости, он сравнивал ...
Таким образом, близнецы несколько отличаются от всей популяции, но с возрастом эта разница заметно сглаживается и близнецы по большей части становятся сопоставимы с остальной популяцией.
Метод разлученных близнецов
Из-за особенностей развития ДЗ и МЗ пар близнецов классический близнецовый метод и его разновидности принято считать нежесткими экспериментами: в них невозможно однозначно разделить влияние генетических и средовых факторов, так как в силу ряда причин условия развития близнецовоказываются несопоставимыми.
Поэтому эксперименты, проведенные по вышеприведенным схемам требуют дополнительной верификации. Она может быть двух видов. Во-первых, можно проверить гипотезу о сходстве среды МЗ и ДЗ близнецов, т.е. доказать, что на исследуемую характеристику не влияют различия в среде МЗ и ДЗ близнецов. Но подобная проверка весьма трудна и обладает невысокой надежностью.
Во-вторых, данные исследований можно сопоставить с результатами исследований по жестким схемам, которые позволяют точно отделить влияние средовых факторов от генетических. Одним из таких методов и является метод разлученных близнецов.
В этом методе проводится внутрипарное сравнение близнецов, разлученных в раннем возрасте. Если МЗ близнецы были разлучены подобным образом и росли в разных условиях, то все их сходство должно быть определено их генной идентичностью, а различия — влиянием средовых факторов.
Монозиготные близнецы
Дизиготные близнецы
Рис. 2. Генетические и средовые факторы, определяющие сходство разлученных близнецов.
Метод частично разлученных близнецов
Этот метод состоит в сравнении внутрипарного сходства МЗ и ДЗ близнецов, живущих какое-то время врозь.
В этих исследованиях также можно определить в какой степени справедлив постулат о равенстве сред МЗ и ДЗ близнецов. Так, если МЗ близнецы живущие отдельно становятся все менее схожи друг с другом по некой психологической характеристике, а ДЗ близнецы, живущие врозь, не отличаются по внутрипарному сходству от вместе живущих ДЗ близнецов, то можно сделать вывод, что средовые условия МЗ и ДЗ неравноценны, а выводы о наследуемости изучаемой характеристики завышают показатель наследуемости этой характеристики.
Создание методико-психологического клуба "Школа приемных ...
... проекта – создание «методико-психологического клуба “Школа приемных родителей” по подготовке семей к усыновлению детей - сирот, при доме ребенка №2». 1.1 ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ПРОЕКТА Изменение экономических отношений ... интересов. В российской действительности появилось такое явление как социальное сиротство. Эти дети, имеющие родителей, но вынужденные жить вне своего дома - в детских домах, приютах, ...
1.2Семейный метод
В семейных исследованиях рассматривается сходство членов одной семьи друг с другом. Сравниваемые родственники могут принадлежать к одному поколению. К их числу относятся братья и сестры (сибсы ), родившиеся в одной семье и имеющие в среднем половину общих генов, а также родственники, имеющие меньшее генетическое сходство, — например, дети от разных браков — полусибсы (дети, имеющие одну и ту же мать, но разных отцов, или наоборот), двоюродные братья и сестры и т.д. Сравниваться могут и пары родственников, принадлежащие к разным поколениям: родители — с детьми, бабушки и дедушки — с внуками, тети и дяди-с племянниками.
Интерпретация результатов при таких сопоставлениях такая же, как и в методе близнецов: о влиянии генотипа можно говорить в тех случаях, когда большей степени родства сопутствует и большее сходство (корреляция) по изучаемой психологической характеристике, например, если сибсы похожи больше, чем полусибсы; родители и дети — больше, чем бабушкии внуки, и т.д.
Семейное исследование, как и классический близнецовый метод, относится к «нежестким» экспериментальным схемам: как правило, родственники, имеющие больше общих генов , имеют и более похожие условия жизни и больше возможностей влиять друг на друга, т.е. генетические и средовые условия, влияющие на сходство родственников, оказываются не независимыми друг от друга (см. Рис.3).
В связи с этим, в рамках экспериментальной схемы семейного исследования более надежным для определения роли генотипа и среды является сопоставление двоюродных братьев и сестер с троюродными (поскольку и те и другие, по крайней мере, не живут обычно под одной крышей), чем родных братьев и сестер с двоюродными.
Рис.3
Еще одна проблема возникает при сравнении родственников, принадлежащих к разным поколениям, например, родителей и детей. Во-первых, влияние генотипа на некоторые психологические особенности может изменяться с возрастом. Во-вторых, методы диагностики психологических особенностей, рассчитанные на людей разного возраста, могут быть не вполне сопоставимы. В связи с этим роль генотипических факторов в исследованиях родителей и детей может занижаться: дети могут оказаться непохожими на родителей по какой-либо характеристике, вариативность которой в значительной степени связана с генотипом.Выходом из этой ситуации может быть только проведение долговременных исследований: обследовать родителей по какой-либо характеристике, подождать, пока их дети вырастут до взрослого возраста (того, в котором обследовались их родители), и повторить исследование на детях.
.3Метод приемных детей
Исследование усыновленных детей является жесткой экспериментальной схемой, позволяющей четко развести влияние генетических и средовых факторов. Эта схема включает в себя, во-первых, сопоставление детей и их биологических родителей и, во-вторых, сопоставление детей и их родителей-усыновителей. Если дети были усыновлены в первые дни жизни и никогда не видели своих биологических родителей, то с ними они имеют только общие гены. С родителями-усыновителями, с которыми дети прожили всю жизнь, у детей нет никакого генетического сходства, но зато есть общие средовые условия (см. табл. 1).
Теоретически ожидаемые корреляции детей, усыновленных с момента рождения в другую семью, с их биологическими родственниками (родителями, сибсами) и родственниками из приемной семьи (приемными родителями, неродными сибсами) при генетической и средовой детерминации вариативности признака
Вариативность признака формируется исключительно в результате аддитивного взаимодействия геновВариативность признака формируется исключительно в результате средовых влияний и не зависит от генотипаRБИОЛRПРИЕМRБИОЛRПРИЕМ0,50,00,01,0
В таблице отражен главный принцип работы метода приемных детей. Однако реальные коэффициенты корреляции могут значительно отличаться от идеальных. Более высокая корреляция детей с биологическими родителями свидетельствует в пользу генотипических влияний, большая же корреляция с родителями-усыновителями — в пользу средовых. (Эффекты внутриутробной среды у усыновленных детей определяются их биологическими матерями, поэтому нельзя считать, что у таких детей нет элементов общей среды с их биологическими матерями. Если изучаемый признак чувствителен к влияниям внутриутробной среды, то в схемах исследования необходимо учитывать и материнский эффект.) Варианты этой схемы включают в себя, дополнительно к сопоставлению родителей и детей, еще и сравнение детей, не имеющих генетического сходства, но усыновленных в одну семью (см. Рис. 4).
Рис.4
Поскольку отказ от своих детей и их последующее усыновление представляет собой явно не обыденную ситуацию, чистота метода приемных детей при исследовании психологических характеристик может подвергаться сомнению. Возможно ли набрать достаточно большую выборку детей, которые были усыновлены в первые дни жизни? Нет ли патологий у матерей, отказавшихся от своих детей (психических заболеваний, алкоголизма и т.д.), которые могут передаваться по наследству и через которые будут «преломляться» психологические особенности детей (что и приведет к сходству детей с их биологическими матерями)? Существует одно из наиболее крупных исследований — Колорадское исследование приемных детей (DeFries J.C., Plomin R., Fulker D.W., 1994 ).
Оно является хорошим доказательством того, что в исследовании приемных детей можно достаточно надежно развести генетические и средовые факторы, влияющие на изменчивость различных характеристик.
Прежде всего, выяснилось, что можно найти такую социальную группу, в которой психически нормальные и социально не деградировавшие женщины отказываются от своих детей. Ими оказались незамужние молодые женщины, в основном студентки, католического вероисповедания, которые по религиозным мотивам не могли избавиться от ребенка на первых стадиях беременности, но по разным причинам не могли или не хотели оставлять ребенка у себя (боялись осуждения родственников, не имели достаточно прочного материального положения, чтобы создать нормальные условия для ребенка, считали, что ребенку будет лучше в семье, где есть не только мать, но и отец и т.д.).
Католическая община помогает таким женщинам найти семьи, которые хотят усыновить ребенка.
В таких случаях известен отец ребенка, и поэтому в исследовании могут быть получены и использованы данные не только матери, но и отца (социально-демографические параметры, показатели ряда психологических характеристик).
Для исследования были отобраны такие дети, которых усыновили в первый месяц жизни, при этом биологические матери проводили вместе с ребенком не более недели (в среднем 4 дня) и больше никогда с ним не встречались.
Социально-экономический статус биологических матерей, естественно, был ниже, чем статус семей-усыновителей (они были моложе, многие из них еще не получили профессию).
Однако родители тех, кто отказался от детей — биологические бабушки и дедушки приемных детей — не отличались по социально-экономическому статусу от бабушек и дедушек в семьях-усыновителях. Биологические родители (и матери, и отцы) не отличались от родителей-усыновителей по своим интеллектуальным характеристикам, причем совпали не только средние показатели интеллекта, но и факторная структура измерявшихся переменных.
Корреляции между показателями интеллекта биологических родителей и родителей-усыновителей были близки к нулю. Незначимыми оказались и корреляции образования и профессионального статуса. Это говорит о том, что при усыновлении дети случайно распределялись по семьям: не было такого, чтобы ребенок более образованной биологической матери попадал в более образованную семью, а ребенок менее образованной матери — в менее образованную. Случайное распределение детей по семьям позволяет говорить о четком разделении в эксперименте генетических и средовых влияний.
Число приемных детей, которое было отобрано примерно за 10 лет, приближается к 300, т.е. выборка достаточно большая для того, чтобы выводы исследования могли быть надежными. Для повышения надежности данных в исследование включены также и контрольные семьи — обычные семьи, в которых сопоставляется сходство родителей и их собственных детей. Сравнение данных, полученных в приемных семьях, с данными, полученными в обычных семьях, позволяет проверить, не различаются ли стили родительско-детских отношений в двух типах семей.
В настоящее время дети, участвующие в Колорадском исследовании приемных детей, уже стали взрослыми, но исследование на этом этапе не оканчивается. Авторы предполагают проследить экспериментальную выборку до того времени, когда дети приблизятся к возрасту своих родителей, и их обследование можно будет провести теми же самыми психологическими методами.
Таким образом, схема исследования приемных детей, позволяющая надежно развести генетические и средовые факторы , влияющие на индивидуальные различия, может быть осуществлена в реальном эксперименте. Вместе с тем, многие исследователи считают, что метод приемных детей вряд ли будет играть существенную роль в будущих исследованиях, но связано это не с разрешающей способностью самого метода, а с традициями усыновления. Прежде всего, в ряде стран, и в частности в нашей, тайна усыновления охраняется законом: детям не принято сообщать о факте усыновления и, живя в приемной семье, они считают, что живут со своими биологическими родителями. В этих случаях проведение исследования приемных детей не представляется возможным. В тех странах, где факт усыновления не принято скрывать от детей, например, в США, где проведены наиболее многочисленные и чистые исследования приемных детей, постепенно меняется практика усыновления: все большее распространение получают такие варианты усыновления, при которых биологические родители ребенка, отдавая его в другую семью, не прекращают контакты с ним и принимают самое деятельное участие в его воспитании. Такая ситуация, несомненно, свидетельствует о либерализации взглядов в обществе (исчезает стигматизация матерей-одиночек, окружающие терпимее относятся к отдавшим своего ребенка в другую семью, если это не ущемляет интересов ребенка, и так далее).
Однако такой вариант усыновления, если он станет общепринятым, сделает невозможным проведение исследований, поскольку не позволит надежно развести генетические и средовые факторы, влияющие на изменчивость изучаемых характеристик.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из способов проверки надежности результатов, получаемых при исследовании роли наследственности и среды в разных психологических характеристиках, является сопоставление результатов, полученных разными методами.
Допустим, при исследовании одной и той же психологической характеристики близнецовым и семейным методами , а также методом приемных детей были получены результаты, приведенные в табл. 2. Эти результаты свидетельствуют о том, что все индивидуальные различия по изучаемой характеристике определяются генотипом: МЗ близнецы оказываются полностью идентичны по этой характеристике, остальные родственники похожи в той степени, которая соответствует их генетическому сходству (корреляции родителей и детей равны 0,5; корреляции сибсов равны 0,5; корреляции родителей и приемных детей равны 0,0).
Во втором примере корреляции между родственниками определяются на 50% наследуемостью и на 25% — общей средой, поэтому сходство между МЗ близнецами будет составлять 50% от их генетического сходства (напомним, что у МЗ близнецов генетическое сходство составляет 100%) плюс сходство за счет общей среды (25%), т.е. в результате корреляция между МЗ близнецами составит 0,75. Сходство между ДЗ близнецами будет складываться таким же образом: поскольку генетическое сходство ДЗ близнецов составляет 50%, при 50-процентной наследуемости мы будем иметь 25% сходства за счет общих генов и 25% — за счет общей среды, соответственно корреляция для ДЗ близнецов составит 0,5. Сходство приемных детей и усыновивших их родителей будет определяться только общей средой (25%), поэтому их корреляция составит 0,25.
В третьем примере сходство между родственниками определяется только средовыми параметрами (25% за счет общей среды), поэтому для тех родственников, которые имеют общую среду, корреляция будет равна 0,25.
Таблица 2
Корреляции между парами родственников при разных значениях наследуемости общей и различающейся среды (по:Plomin R., 1990)
Пример 1Пример 2Пример 3МЗ близнецы1,000,750,25ДЗ близнецы0,500,500,25Родители-дети Сибсы (родные)0,500,500,25Биологические родители и их дети, усыновленные в другую семью0,500,250,00Генетически не связанные люди, живущие вместе (родители-усыновители и приемные дети или приемные братья и сестры)0,000,250,25Наследуемость Общая среда Различающаяся среда1,00 0,00 0,000,50 0,25 0,250,00 0,25 0,75
Все три приведенных примера демонстрируют результаты, которые получаются в тех случаях, когда данные, полученные разными методами, не вступают в противоречие. Если же результаты исследования одной и той же психологической характеристики, полученной разными методами, не совпадут, то можно выяснить причины, изменяющие внутрипарное сходство тех или иных родственников. Например, если сходство ДЗ близнецов превышает сходство сибсов , можно предположить влияние специфических близнецовых эффектов , имеющих средовое происхождение и увеличивающих сходство ДЗ близнецов.
Выводы
1.Классический метод близнецов предполагает сопоставление уровня сходства в парах МЗ и ДЗ близнецов и основан на следующих допущениях: равенство сред для партнеров как в парах МЗ, так и в парах ДЗ близнецов; отсутствие систематических различий между близнецами и неблизнецами; отсутствие систематических различий между МЗ и ДЗ близнецами;
2.При чисто генетической детерминации индивидуальных различий (аддитивный эффект действия генов) величина корреляции между партнерами МЗ близнецовых пар должна приближаться к 1,0, а между близнецами ДЗ пар — к 0,5;
.При средовой детерминации индивидуальных различий величина корреляций как МЗ, так и ДЗ близнецов должна приближаться к 1,0 (в силу общности среды);
.Допущение о равенстве сред для близнецовых партнеров может нарушаться в силу следующих причин:
существуют специфические средовые условия, увеличивающие сходство МЗ близнецов;
существуют специфические средовые условия, уменьшающие сходство ДЗ близнецов;
существует ряд средовых условий, приводящих к неравноценности сред для партнеров как в парах МЗ, так и в прах ДЗ близнецов, что уменьшает их сходство.
5.Если изучаемая психологическая характеристика чувствительна к тем средовым условиям, равенство которых нарушается, показатель наследуемости, получаемый в близнецовом исследовании, может искажаться;
6.Помимо классического варианта, существует несколько разновидностей близнецового метода, в частности, метод разлученных близнецов, позволяющий наиболее четко разделить наследственные и средовые влияния;
.При изучении количественных признаков можно проводить семейные исследования (семейный метод) — сопоставлять сходство друг с другом членов одной семьи;
.О влиянии генотипа говорят в тех случаях, когда большей степени родства соответствует большее сходство (корреляция) по изучаемой характеристике;
.Семейный метод не позволяет четко развести средовые и генетические влияния и относится к «нежестким» экспериментальным схемам, поскольку родственники, имеющие больше общих генов, имеют и более похожие условия среды;
.К сложностям семейных исследований можно отнести различия в возрасте между родственниками, принадлежащими к разным поколениям;
.Метод приемных детей является жесткой экспериментальной схемой, позволяющей четко разводить влияния генетических и средовых факторов на изменчивость изучаемых психологических характеристик;
.Высокая корреляция между детьми и биологическими родителями свидетельствует о генотипических влияниях на изменчивость изучаемой характеристики. Высокая корреляция между детьми и родителями-усыновителями свидетельствует о средовых влияниях;
.В ряде стран (в том числе и Республике Беларусь), в связи с существующими там традициями усыновления (тайна усыновления охраняется законом), применение метода приемных детей практически невозможно;
.Сопоставление результатов исследования одной и той же психологической характеристики с применением разных методов — близнецового, семейного и метода приемных детей — позволяет оценивать их надежность;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Большой психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко. М.; С-Пб, 2003.
2.Гальтон Ф. Наследственность таланта. М.: Мысль, 1996.
.Егорова М.С. Генетика поведения: психологический аспект. М.: SocioLogos, 1995.
.Канаев И.И. Близнецы. М., 1959.
.Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993.
.Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М., 1956.
.Малых С. Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики. М., 1998.
.Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо М., 1988.
.Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова и др. М., 1983.
.Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. М., 1999.
.Ушаков Г.К. (ред.) Особенности развития близнецов. М., 1977.
.Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. В 3-х т. М., 1989-1990.
.Фридрих В. Близнецы. М., 1985.
.Штерн К. Основы генетики человека. М, 1965.
.Эрман Л., Парсонс П. Генетика поведения и эволюция. М., 1984.