Программа изучения личности ребёнка

Этапы использования сведений об учащихся

Первый этап — общее знакомство с «лицом» класса:

  1. осмысление сведений по горизонтали, т.е. набор данных о каждом школьнике по строке (педагогические, психологические, демографические и другие особенности);
  2. формулирование прогностических решений в работе с отдельными учащимися;
  3. разработка индивидуальных педагогических программ по отношению к талантливым иди педагогически запущенным школьникам.

Второй этап — общее изучение данных диагностической карты:

  1. анализ суммарных сведений, расположенных по вертикали;
  2. выделение возможных решений, прогнозируемых на ближайшее и отдалённое будущее;
  3. внесение коррективов в состав параметров об учащихся для получения необходимой дополнительной информации о школьниках (по желанию классного руководителя).

Третий этап — постановка педагогических задач и определение спо­собов их решения:

  1. формулирование собственно педагогических задач — задач на изменение учащихся, на перевод их из одного состояния в другое;
  2. формулирование функциональной педагогической задачи — задачи на организацию воспитательного мероприятия, посредством которого педагоги достигают тех или иных образовательно-воспитательных целей.

4.1.2. Программа изучения личности учащегося1 (первый вариант)

Общие сведения об ученике

Фамилия, имя. Где живет ребенок. Где и кем работают его роди­тели. Состав семьи, ее культурный уровень. Взаимоотношения в се­мье. Режим и досуг ребенка. Участие ребенка в домашнем труде. Дру­зья и знакомые ребенка вне школы. Состояние здоровья ученика (по данным школьного врача).

Общий уровень развития ребенка

  1. Общее развитие. Культура речи, начитанность, регулярность чтения, устойчивость читательских интересов, посещение кино, театров и т.д.
  2. Отношение ребенка к учебному труду. Как ученик относится к сво­им занятиям в школе. Регулярность посещения учебных занятий. Внимателен ли на уроке. Систематически ли готовит домашнее Задание. Умеет ли самостоятельно организовать свой учебный труд. Заботится ли об усвоении пропущенного материала. Как относится к своим успехам и неудачам в учебном труде.
  1. Успеваемость ученика. Как успевает по различным предметам. Ка­кие предметы ученик любит. Какие предметы даются ему легко, а по каким он встречает затруднения.
  2. Отношение к физическому труду. Как ученик относится к работе по самообслуживанию. Любит ли ученик работать в школьных мастерских и на пришкольном участке. Охотно ли участвует в производительном труде в условиях арендного подряда, школьного кооператива. Деловые и нравственные качества ребенка.
  3. Уровень дисциплины ученика. Привиты ли ученику навыки и привычки культурного поведения. Организованность на уроке. Вежли­вость в обращении со взрослыми, товарищами. Опрятность.

6. Интересы и склонности ученика. Учебные интересы. Интересы в области литературы, искусства, науки, техники, спорта. Широта и устойчивость интересов. В каких кружках ученик работает. Какой профессией интересуется. Связаны ли его интересы с выбором будущей профессии.

27 стр., 13154 слов

Особенности усвоения навыка чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

... диагностики навыка чтения детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи § 2.3 Констатирующий этап эксперимента Заключение Список ... и возможностей читателя, его общей развитости, круга и уровня притязаний, интересов и потребностей, начитанности, жизненного ... смысла предложения; третьи возникают из-за нетвердого усвоения учеником графического образа каких-то букв и порождаемых этим ...

Основные черты личности ученика

  1. Общественное сознание. Мировоззрение. Гражданская позиция. Основная направленность идеалов и стремлений ученика, умение воплотить в конкретных делах — в учении, общественной работе, в труде. Мотивы учебной и общественной деятельности.
  2. Моральные качества ученика. Чувство любви к Отечеству. Интерес к событиям в стране. Готовность оказать помощь своим трудом школе и обществу.

Чувство коллективизма, чувство долга, ответственности, правдивость и честность, принципиальность, скромность. Отношение к родителям и членам семьи, отношение к учителям и старшим товарищам. Прояв­ляет ли учащийся чуткость, внимание к своим товарищам, оказывает ли им помощь.

4 стр., 1502 слов

влияние семьи и школы на формирование личности ребенка

Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ 7 1.1. СОВРЕМЕННАЯ РАБОТА СЕМЬИ И ШКОЛЫ, КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 7 1.2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА 11 1.3. ВЛИЯНИЕ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ РЕБЕНКА 15 ГЛАВА 2. МЕТОДЫ (ПРИЕМЫ) ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ...

3. Волевые черты характера. Целеустремленность. Активность: решительность, смелость, самостоятельность, инициативность. Организованность: выдержка, самоконтроль, уверенность в себе, дисциплинированность. Стойкость, настойчивость, упорство, мужество, самокритичность, скромность.

4. Особенности темперамента школьника и его психических процессов. Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Быстро или медленно ребенок реагирует на вопросы, говорит, делает. Преобладают процессы возбуждения или тормозные процессы. Легко ли ученик переключается с одного дела на другое. Каковы особенно­сти интеллектуальных и эмоциональных процессов: речи, внимания,памяти, эмоций. Как ученик выражает свои чувства.

Характер социализации ребенка

1. Участие в общественной жизни класса: Интерес к жизни класса и степень активности в общественной работе. Работа в детских (юношеских) организациях.

2. Характер выполнения общественной работы. Добросовестность.

Умение довести начатое дело до конца. Умение вовлечь в работу других учеников. Имеет ли ученик организационные навыки.

3. Место ученика в классном коллективе. Связан ли ученик с коллективом или оторван от него. Отношение к нему учащихся класса. Пользуется ли уважением и авторитетом в классе

4.1.3. Программа изучения личности учащегося {второй вариант)

1. Общие сведения о ребенке:

  • фамилия, имя, отчество;
  • дата рождения;
  • домашний адрес.

2. Сведения о семье:

  • члены семьи: отец, мать и другие члены семьи, проживающие вместе с учеником. Год рождения каждого, образование, профессия, место работы, занимаемая должность;
  • социально-демографические условия семьи: многодетная, неполная, больные родители или инвалиды;
  • материальные или жилищно-бытовые условия: низкооплачиваемые, малообеспеченные, проживающие в плохих жилищно- бытовых и санитарногигиснических условиях; условия проживания ученика: наличие отдельной комнаты или угла, отдельного стола или отсутствие постоянного места для занятий, и т.д.;
  • характер взаимоотношений родителей и других членов семьи с учеником: «слепок» обожания, заботливость, дружба, доверие, равноправие, отчужденность, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность и т.д.; социально-психологические условия: неблагоприятный психологический климат семьи, педагогически несостоятельные родители, эмоционально конфликтные отношения в семье;
  • криминогенные условия: аморальный образ жизни родителей, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, социальный паразитизм, жестокое обращение с детьми.

Выводы: выявление и учет детей и подростков:

4 стр., 1762 слов

ПСИХОДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ТИПОВ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА . Семья как объект психологического исследования и воздействия 7 1.1. Молодая семья, ее задачи и особенности 7 1.2. Профили брака, типы семейных отношений и их детерминанты 23 1.3. Особенности диагностики межличностных супружеских отношений. 31 Выводы по первой главе 39 ГЛАВА . Организация социально-психологической помощи семье 40 2.1 Постановка проблемы, ...

• оказавшихся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих здоровью и развитию; .

оставшихся без попечения родителей;

• нуждающихся в материальной помощи;

временно нуждающихся в проживании отдельно от родителей;

проживающих в группах социального риска.

3- Здоровье школьника:

физическое развитие;

духовное развитие;

отклонения в развитии;

хронические заболевания.

4. Особенности, личности школьника:

вступает ли в конфликтные отношения (если да, то редко или час­то) с родителями, учениками, учителями;

характер общительности (отсутствует, избирательный, большой);

проявление положительных качеств личности и форм поведения:

  • уважение к старшим;
  • внимательность, чуткость, доброта;
  • скромность;
  • трудолюбие,
  • добросовестность;

— самоорганизованность;

1 стр., 440 слов

Центрация, основанная на интересах (проявлениях) своей сущности (педагога) и сущности других людей (учащихся, родителей, коллег, администраторов), называет

Автором «теории черт» является Олпорт Юнг Шульц Бандура Корректурный тест, позволяющий исследовать устойчивость внимания, был предложен французским психологом.. Жане Бурдоном Бине Пиаже Теоретико-методологическое ядро современной научной психологии составляет _____психология. Общая Экспериментальная Индивидуальная Дифференциальная Процесс активного взаимодействия субъекта с миром , во время ...

  • самостоятельность; .
  • дисциплинированность;
  • другие качества.

Проявление отрицательных форм поведения:

–– грубость;

  • индивидуализм, эгоизм;
  • зазнайство, высокомерие;
  • легкомыслие, беспечность;
  • лживость;
  • упрямство;
  • жестокость;
  • вредные привычки (курение, сквернословие);
  • другие отрицательные качества.

–– Способность к выбору самостоятельного занятия. Длительность проявления интереса к выбранному занятию.

Выводы: выявление и учет детей с асоциальным поведением:

  • уклонение от учебы;
  • бродяжничество, попрошайничество;
  • деяния, содержащие признаки преступления;
  • правонарушения;
  • употребление спиртных напитков, наркотиков или психотроп­ных веществ;
  • азартные игры и иные антиобщественные проявления.

5. Личность ученика в коллективе:

  • уровень притязаний (лидер, принятый, отверженный);
  • отношение к мнению коллектива, его требованиям и критическим замечаниям (серьезное, равнодушное, враждебное);
  • отношение к общественным поручениям (с удовольствием, равнодушно, не выполняет);
  • наличие друзей (их статус, интересы);
  • отношения с товарищами (равные, высокомерные, надменные, воспитывающие и др).

6. Отношение к учению:

  • отношение к учебным предметам (увлеченное, заинтересованное, безразличное, отрицательное);
  • наличие особых способностей к изучаемым предметам;
  • уровень внимания (высокий, средний, низкий); способность удерживать внимание;
  • уровень развития мышления (низкий, средний, высокий);
  • выполнение учебных обязанностей (обязательность, аккуратность, исполнительность, регулярность, небрежность, не обязательность);
  • проявление активности на уроке (высокая, средняя, низкая, отсут­ствует);
  • отношение к требованиям учителей (положительное, пассивно-положительное, безразличное, агрессивное).

4.1.4. Психолого-педагогическая карта учащегося

12 стр., 5607 слов

Регулирование конфликтных отношений в коллективе

Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра гуманитарных и социальных наук КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: « Конфликтология » Вариант № 9 Выполнил: Гребенкина О. В. У.П. заочная ускоренная курс 59 УКЦ /2010 Научный руководитель: Решетникова И.Г. Тюмень, 2011 Содержание 1.Конструктивное разрешение конфликтов. .1 Формы, ...

Школа Класс Фамилия, имя

Инструкция к заполнению: нужное обвести.

1. Индивидуально-психологические особенности

Темперамент:

  • реактивность (повышенная, малая);
  • активность (повышенная, пониженная);
  • пластичность;
  • темп психической реакции (быстрый, замедленный);
  • сензитивность (высокая, низкая);
  • эмоциональная возбудимость (повышенная, пониженная).
  • экстраверт — интраверт.

Характерные особенности личности школьника:

  • дисциплинирован, не дисциплинирован;
  • конфликтует со сверстниками — не конфликтует;
  • конфликтует с учителями — не конфликтует;
  • агрессивное поведение^— спокойное, доброжелательное поведение;
  • педантизм — отсутствие педантизма;
  • трудно воспитуем — легко поддается воспитанию;
  • завышенная самооценка — заниженная самооценка.

2. Ведущие потребности . Степень социальной значимости

Метод незаконченных предложений:

Я хочу

Я люблю

8 стр., 3920 слов

Биологический подход как один из подходов воспитания личности

Содержание ВВЕДЕНИЕ 1. Биологические факторы в развитии личности ребенка 2. Индивидуально-типологические особенности личности 2.1.Темперамент - биологический фундамент личности 2.1.1 Понятие темперамента 2.1.2 Типология темпераментов 2.1.3 Темперамент и стиль деятельности личности 2.2. Характер 2.2.1 Характер. Основные черты 2.2.2 Темперамент в структуре характера 2.3. Способности 2.3.1 Теория ...

Я буду

3. Деятельность А. Учение

  • Сильный ученик-слабый;
  • учится с интересом — учебой не интересуется; много читает — мало читает;
  • высокие интеллектуальные способности — низкие;
  • учение связано с будущей профессией — не связано.

Б. Склонности и интересы

  • Интересы:
  • Склонности:
  • Хорошие организаторские способности — отсутствие организаторских способностей

4. Общение А. В школе

  • Популярен — не популярен,
  • недругов нет — многие его недолюбливают;
  • любит быть на людях — замкнут;
  • высокий социальный статус — низкий;
  • общителен — робок, застенчив;
  • ориентация на собственное мнение — озабочен мнением окру­жающих;

• дурно влияет на учеников — опора педагога.

Б. В семье

  • Атмосфера теплая — конфликтная;
  • отношения доверительные — отчуждение;
  • жесткий контроль — слабый контроль;
  • самостоятельность ограничена — большая самостоятельность;
  • родители охотно сотрудничают со школой — находятся в проти­воречии.

5. Общие выводы и рекомендации:

  • учащемуся по самовоспитанию;
  • классному руководителю по развитию личности учащегося;

родителям по семейному воспитанию.

1Болдырев Н.И. Классный руководитель. – М.: Просвещение, 1976. – С. 236–238.