Программа изучения личности ребёнка

Этапы использования сведений об учащихся

Первый этап — общее знакомство с «лицом» класса:

  1. осмысление сведений по горизонтали, т.е. набор данных о каждом школьнике по строке (педагогические, психологические, демографические и другие особенности);
  2. формулирование прогностических решений в работе с отдельными учащимися;
  3. разработка индивидуальных педагогических программ по отношению к талантливым иди педагогически запущенным школьникам.

Второй этап — общее изучение данных диагностической карты:

  1. анализ суммарных сведений, расположенных по вертикали;
  2. выделение возможных решений, прогнозируемых на ближайшее и отдалённое будущее;
  3. внесение коррективов в состав параметров об учащихся для получения необходимой дополнительной информации о школьниках (по желанию классного руководителя).

Третий этап — постановка педагогических задач и определение спо­собов их решения:

  1. формулирование собственно педагогических задач — задач на изменение учащихся, на перевод их из одного состояния в другое;
  2. формулирование функциональной педагогической задачи — задачи на организацию воспитательного мероприятия, посредством которого педагоги достигают тех или иных образовательно-воспитательных целей.

4.1.2. Программа изучения личности учащегося1 (первый вариант)

Общие сведения об ученике

Фамилия, имя. Где живет ребенок. Где и кем работают его роди­тели. Состав семьи, ее культурный уровень. Взаимоотношения в се­мье. Режим и досуг ребенка. Участие ребенка в домашнем труде. Дру­зья и знакомые ребенка вне школы. Состояние здоровья ученика (по данным школьного врача).

Общий уровень развития ребенка

  1. Общее развитие. Культура речи, начитанность, регулярность чтения, устойчивость читательских интересов, посещение кино, театров и т.д.
  2. Отношение ребенка к учебному труду. Как ученик относится к сво­им занятиям в школе. Регулярность посещения учебных занятий. Внимателен ли на уроке. Систематически ли готовит домашнее Задание. Умеет ли самостоятельно организовать свой учебный труд. Заботится ли об усвоении пропущенного материала. Как относится к своим успехам и неудачам в учебном труде.
  1. Успеваемость ученика. Как успевает по различным предметам. Ка­кие предметы ученик любит. Какие предметы даются ему легко, а по каким он встречает затруднения.
  2. Отношение к физическому труду. Как ученик относится к работе по самообслуживанию. Любит ли ученик работать в школьных мастерских и на пришкольном участке. Охотно ли участвует в производительном труде в условиях арендного подряда, школьного кооператива. Деловые и нравственные качества ребенка.
  3. Уровень дисциплины ученика. Привиты ли ученику навыки и привычки культурного поведения. Организованность на уроке. Вежли­вость в обращении со взрослыми, товарищами. Опрятность.

6. Интересы и склонности ученика. Учебные интересы. Интересы в области литературы, искусства, науки, техники, спорта. Широта и устойчивость интересов. В каких кружках ученик работает. Какой профессией интересуется. Связаны ли его интересы с выбором будущей профессии.

27 стр., 13154 слов

Особенности усвоения навыка чтения у детей младшего школьного ...

... состав испытуемых § 2.2 Описание диагностики навыка чтения детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи § 2.3 Констатирующий этап эксперимента Заключение Список литературы Приложение ВВЕДЕНИЕ В настоящее ... А.Н. Корнева, это расстройство встречается у 2-3 % учеников общеобразовательных школ и у 50 % детей, обучающихся во вспомогательных школах. У мальчиков нарушения чтения выявляются ...

Основные черты личности ученика

  1. Общественное сознание. Мировоззрение. Гражданская позиция. Основная направленность идеалов и стремлений ученика, умение воплотить в конкретных делах — в учении, общественной работе, в труде. Мотивы учебной и общественной деятельности.
  2. Моральные качества ученика. Чувство любви к Отечеству. Интерес к событиям в стране. Готовность оказать помощь своим трудом школе и обществу.

Чувство коллективизма, чувство долга, ответственности, правдивость и честность, принципиальность, скромность. Отношение к родителям и членам семьи, отношение к учителям и старшим товарищам. Прояв­ляет ли учащийся чуткость, внимание к своим товарищам, оказывает ли им помощь.

3. Волевые черты характера. Целеустремленность. Активность: решительность, смелость, самостоятельность, инициативность. Организованность: выдержка, самоконтроль, уверенность в себе, дисциплинированность. Стойкость, настойчивость, упорство, мужество, самокритичность, скромность.

4. Особенности темперамента школьника и его психических процессов. Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Быстро или медленно ребенок реагирует на вопросы, говорит, делает. Преобладают процессы возбуждения или тормозные процессы. Легко ли ученик переключается с одного дела на другое. Каковы особенно­сти интеллектуальных и эмоциональных процессов: речи, внимания,памяти, эмоций. Как ученик выражает свои чувства.

Характер социализации ребенка

1. Участие в общественной жизни класса: Интерес к жизни класса и степень активности в общественной работе. Работа в детских (юношеских) организациях.

7 стр., 3405 слов

Семья как институт социализации личности

... типа воспитания на формирование личности. 1.Роль семьи в развитии личности 1.1.Социализация личности в семье Решающую роль в воспитании играет семья. От того, в каких условиях растет ребенок, зависит его ... Здесь фактором формирования личности и развития психологической структуры личности выступает система общественных отношений Но приобретение своего опыта, пусть он и маленький, в семье в результате ...

2. Характер выполнения общественной работы. Добросовестность.

Умение довести начатое дело до конца. Умение вовлечь в работу других учеников. Имеет ли ученик организационные навыки.

3. Место ученика в классном коллективе. Связан ли ученик с коллективом или оторван от него. Отношение к нему учащихся класса. Пользуется ли уважением и авторитетом в классе

4.1.3. Программа изучения личности учащегося {второй вариант)

1. Общие сведения о ребенке:

  • фамилия, имя, отчество;
  • дата рождения;
  • домашний адрес.

2. Сведения о семье:

  • члены семьи: отец, мать и другие члены семьи, проживающие вместе с учеником. Год рождения каждого, образование, профессия, место работы, занимаемая должность;
  • социально-демографические условия семьи: многодетная, неполная, больные родители или инвалиды;
  • материальные или жилищно-бытовые условия: низкооплачиваемые, малообеспеченные, проживающие в плохих жилищно- бытовых и санитарногигиснических условиях; условия проживания ученика: наличие отдельной комнаты или угла, отдельного стола или отсутствие постоянного места для занятий, и т.д.;
  • характер взаимоотношений родителей и других членов семьи с учеником: «слепок» обожания, заботливость, дружба, доверие, равноправие, отчужденность, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность и т.д.; социально-психологические условия: неблагоприятный психологический климат семьи, педагогически несостоятельные родители, эмоционально конфликтные отношения в семье;
  • криминогенные условия: аморальный образ жизни родителей, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, социальный паразитизм, жестокое обращение с детьми.

Выводы: выявление и учет детей и подростков:

• оказавшихся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих здоровью и развитию; .

оставшихся без попечения родителей;

• нуждающихся в материальной помощи;

временно нуждающихся в проживании отдельно от родителей;

проживающих в группах социального риска.

3- Здоровье школьника:

физическое развитие;

духовное развитие;

отклонения в развитии;

хронические заболевания.

4. Особенности, личности школьника:

вступает ли в конфликтные отношения (если да, то редко или час­то) с родителями, учениками, учителями;

характер общительности (отсутствует, избирательный, большой);

проявление положительных качеств личности и форм поведения:

  • уважение к старшим;
  • внимательность, чуткость, доброта;
  • скромность;
  • трудолюбие,
  • добросовестность;

— самоорганизованность;

7 стр., 3379 слов

Тема 1. Общество, семья, личность

... нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми. Семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически — общим семейным ... и реализуется естественная потребность людей в продолжении рода, преобразованная социальными условиями и культурой. Именно этим объясняется запрет на близкородственные (характер этого ...

  • самостоятельность; .
  • дисциплинированность;
  • другие качества.

Проявление отрицательных форм поведения:

–– грубость;

  • индивидуализм, эгоизм;
  • зазнайство, высокомерие;
  • легкомыслие, беспечность;
  • лживость;
  • упрямство;
  • жестокость;
  • вредные привычки (курение, сквернословие);
  • другие отрицательные качества.

–– Способность к выбору самостоятельного занятия. Длительность проявления интереса к выбранному занятию.

Выводы: выявление и учет детей с асоциальным поведением:

  • уклонение от учебы;
  • бродяжничество, попрошайничество;
  • деяния, содержащие признаки преступления;
  • правонарушения;
  • употребление спиртных напитков, наркотиков или психотроп­ных веществ;
  • азартные игры и иные антиобщественные проявления.

5. Личность ученика в коллективе:

  • уровень притязаний (лидер, принятый, отверженный);
  • отношение к мнению коллектива, его требованиям и критическим замечаниям (серьезное, равнодушное, враждебное);
  • отношение к общественным поручениям (с удовольствием, равнодушно, не выполняет);
  • наличие друзей (их статус, интересы);
  • отношения с товарищами (равные, высокомерные, надменные, воспитывающие и др).

6. Отношение к учению:

  • отношение к учебным предметам (увлеченное, заинтересованное, безразличное, отрицательное);
  • наличие особых способностей к изучаемым предметам;
  • уровень внимания (высокий, средний, низкий); способность удерживать внимание;
  • уровень развития мышления (низкий, средний, высокий);
  • выполнение учебных обязанностей (обязательность, аккуратность, исполнительность, регулярность, небрежность, не обязательность);
  • проявление активности на уроке (высокая, средняя, низкая, отсут­ствует);
  • отношение к требованиям учителей (положительное, пассивно-положительное, безразличное, агрессивное).

4.1.4. Психолого-педагогическая карта учащегося

Школа Класс Фамилия, имя

Инструкция к заполнению: нужное обвести.

1. Индивидуально-психологические особенности

Темперамент:

  • реактивность (повышенная, малая);
  • активность (повышенная, пониженная);
  • пластичность;
  • темп психической реакции (быстрый, замедленный);
  • сензитивность (высокая, низкая);
  • эмоциональная возбудимость (повышенная, пониженная).
  • экстраверт — интраверт.

Характерные особенности личности школьника:

6 стр., 2669 слов

Конфликты в межличностных отношениях. Классификация конфликтов

... в связи с личностными особенностями конфликтующих, с ситуациями, создающими преграды на пути удовлетворения стремлений, желаний, интересов человека. Субъективные факторы приводят потенциальный ... или любая другая отрицательная оценка, критика, обвинение, насмешка, сарказм; – снисходительное отношение, т.е. проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности; – хвастовство, т.е. ...

  • дисциплинирован, не дисциплинирован;
  • конфликтует со сверстниками — не конфликтует;
  • конфликтует с учителями — не конфликтует;
  • агрессивное поведение^— спокойное, доброжелательное поведение;
  • педантизм — отсутствие педантизма;
  • трудно воспитуем — легко поддается воспитанию;
  • завышенная самооценка — заниженная самооценка.

2. Ведущие потребности . Степень социальной значимости

Метод незаконченных предложений:

Я хочу

Я люблю

Я буду

3. Деятельность А. Учение

  • Сильный ученик-слабый;
  • учится с интересом — учебой не интересуется; много читает — мало читает;
  • высокие интеллектуальные способности — низкие;
  • учение связано с будущей профессией — не связано.

Б. Склонности и интересы

  • Интересы:
  • Склонности:
  • Хорошие организаторские способности — отсутствие организаторских способностей

4. Общение А. В школе

  • Популярен — не популярен,
  • недругов нет — многие его недолюбливают;
  • любит быть на людях — замкнут;
  • высокий социальный статус — низкий;
  • общителен — робок, застенчив;
  • ориентация на собственное мнение — озабочен мнением окру­жающих;

• дурно влияет на учеников — опора педагога.

Б. В семье

  • Атмосфера теплая — конфликтная;
  • отношения доверительные — отчуждение;
  • жесткий контроль — слабый контроль;
  • самостоятельность ограничена — большая самостоятельность;
  • родители охотно сотрудничают со школой — находятся в проти­воречии.

5. Общие выводы и рекомендации:

  • учащемуся по самовоспитанию;
  • классному руководителю по развитию личности учащегося;

родителям по семейному воспитанию.

1Болдырев Н.И. Классный руководитель. – М.: Просвещение, 1976. – С. 236–238.