Этапы использования сведений об учащихся
Первый этап — общее знакомство с «лицом» класса:
- осмысление сведений по горизонтали, т.е. набор данных о каждом школьнике по строке (педагогические, психологические, демографические и другие особенности);
- формулирование прогностических решений в работе с отдельными учащимися;
- разработка индивидуальных педагогических программ по отношению к талантливым иди педагогически запущенным школьникам.
Второй этап — общее изучение данных диагностической карты:
- анализ суммарных сведений, расположенных по вертикали;
- выделение возможных решений, прогнозируемых на ближайшее и отдалённое будущее;
- внесение коррективов в состав параметров об учащихся для получения необходимой дополнительной информации о школьниках (по желанию классного руководителя).
Третий этап — постановка педагогических задач и определение способов их решения:
- формулирование собственно педагогических задач — задач на изменение учащихся, на перевод их из одного состояния в другое;
- формулирование функциональной педагогической задачи — задачи на организацию воспитательного мероприятия, посредством которого педагоги достигают тех или иных образовательно-воспитательных целей.
4.1.2. Программа изучения личности учащегося1 (первый вариант)
Общие сведения об ученике
Фамилия, имя. Где живет ребенок. Где и кем работают его родители. Состав семьи, ее культурный уровень. Взаимоотношения в семье. Режим и досуг ребенка. Участие ребенка в домашнем труде. Друзья и знакомые ребенка вне школы. Состояние здоровья ученика (по данным школьного врача).
Общий уровень развития ребенка
- Общее развитие. Культура речи, начитанность, регулярность чтения, устойчивость читательских интересов, посещение кино, театров и т.д.
- Отношение ребенка к учебному труду. Как ученик относится к своим занятиям в школе. Регулярность посещения учебных занятий. Внимателен ли на уроке. Систематически ли готовит домашнее Задание. Умеет ли самостоятельно организовать свой учебный труд. Заботится ли об усвоении пропущенного материала. Как относится к своим успехам и неудачам в учебном труде.
- Успеваемость ученика. Как успевает по различным предметам. Какие предметы ученик любит. Какие предметы даются ему легко, а по каким он встречает затруднения.
- Отношение к физическому труду. Как ученик относится к работе по самообслуживанию. Любит ли ученик работать в школьных мастерских и на пришкольном участке. Охотно ли участвует в производительном труде в условиях арендного подряда, школьного кооператива. Деловые и нравственные качества ребенка.
- Уровень дисциплины ученика. Привиты ли ученику навыки и привычки культурного поведения. Организованность на уроке. Вежливость в обращении со взрослыми, товарищами. Опрятность.
6. Интересы и склонности ученика. Учебные интересы. Интересы в области литературы, искусства, науки, техники, спорта. Широта и устойчивость интересов. В каких кружках ученик работает. Какой профессией интересуется. Связаны ли его интересы с выбором будущей профессии.
Особенности усвоения навыка чтения у детей младшего школьного ...
... состав испытуемых § 2.2 Описание диагностики навыка чтения детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи § 2.3 Констатирующий этап эксперимента Заключение Список литературы Приложение ВВЕДЕНИЕ В настоящее ... А.Н. Корнева, это расстройство встречается у 2-3 % учеников общеобразовательных школ и у 50 % детей, обучающихся во вспомогательных школах. У мальчиков нарушения чтения выявляются ...
Основные черты личности ученика
- Общественное сознание. Мировоззрение. Гражданская позиция. Основная направленность идеалов и стремлений ученика, умение воплотить в конкретных делах — в учении, общественной работе, в труде. Мотивы учебной и общественной деятельности.
- Моральные качества ученика. Чувство любви к Отечеству. Интерес к событиям в стране. Готовность оказать помощь своим трудом школе и обществу.
Чувство коллективизма, чувство долга, ответственности, правдивость и честность, принципиальность, скромность. Отношение к родителям и членам семьи, отношение к учителям и старшим товарищам. Проявляет ли учащийся чуткость, внимание к своим товарищам, оказывает ли им помощь.
3. Волевые черты характера. Целеустремленность. Активность: решительность, смелость, самостоятельность, инициативность. Организованность: выдержка, самоконтроль, уверенность в себе, дисциплинированность. Стойкость, настойчивость, упорство, мужество, самокритичность, скромность.
4. Особенности темперамента школьника и его психических процессов. Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Быстро или медленно ребенок реагирует на вопросы, говорит, делает. Преобладают процессы возбуждения или тормозные процессы. Легко ли ученик переключается с одного дела на другое. Каковы особенности интеллектуальных и эмоциональных процессов: речи, внимания,памяти, эмоций. Как ученик выражает свои чувства.
Характер социализации ребенка
1. Участие в общественной жизни класса: Интерес к жизни класса и степень активности в общественной работе. Работа в детских (юношеских) организациях.
Семья как институт социализации личности
... типа воспитания на формирование личности. 1.Роль семьи в развитии личности 1.1.Социализация личности в семье Решающую роль в воспитании играет семья. От того, в каких условиях растет ребенок, зависит его ... Здесь фактором формирования личности и развития психологической структуры личности выступает система общественных отношений Но приобретение своего опыта, пусть он и маленький, в семье в результате ...
2. Характер выполнения общественной работы. Добросовестность.
Умение довести начатое дело до конца. Умение вовлечь в работу других учеников. Имеет ли ученик организационные навыки.
3. Место ученика в классном коллективе. Связан ли ученик с коллективом или оторван от него. Отношение к нему учащихся класса. Пользуется ли уважением и авторитетом в классе
4.1.3. Программа изучения личности учащегося {второй вариант)
1. Общие сведения о ребенке:
- фамилия, имя, отчество;
- дата рождения;
- домашний адрес.
2. Сведения о семье:
- члены семьи: отец, мать и другие члены семьи, проживающие вместе с учеником. Год рождения каждого, образование, профессия, место работы, занимаемая должность;
- социально-демографические условия семьи: многодетная, неполная, больные родители или инвалиды;
- материальные или жилищно-бытовые условия: низкооплачиваемые, малообеспеченные, проживающие в плохих жилищно- бытовых и санитарногигиснических условиях; условия проживания ученика: наличие отдельной комнаты или угла, отдельного стола или отсутствие постоянного места для занятий, и т.д.;
- характер взаимоотношений родителей и других членов семьи с учеником: «слепок» обожания, заботливость, дружба, доверие, равноправие, отчужденность, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность и т.д.; социально-психологические условия: неблагоприятный психологический климат семьи, педагогически несостоятельные родители, эмоционально конфликтные отношения в семье;
- криминогенные условия: аморальный образ жизни родителей, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, социальный паразитизм, жестокое обращение с детьми.
Выводы: выявление и учет детей и подростков:
• оказавшихся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих здоровью и развитию; .
оставшихся без попечения родителей;
• нуждающихся в материальной помощи;
временно нуждающихся в проживании отдельно от родителей;
проживающих в группах социального риска.
3- Здоровье школьника:
физическое развитие;
духовное развитие;
отклонения в развитии;
хронические заболевания.
4. Особенности, личности школьника:
вступает ли в конфликтные отношения (если да, то редко или часто) с родителями, учениками, учителями;
характер общительности (отсутствует, избирательный, большой);
проявление положительных качеств личности и форм поведения:
- уважение к старшим;
- внимательность, чуткость, доброта;
- скромность;
- трудолюбие,
- добросовестность;
— самоорганизованность;
Тема 1. Общество, семья, личность
... нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми. Семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически — общим семейным ... и реализуется естественная потребность людей в продолжении рода, преобразованная социальными условиями и культурой. Именно этим объясняется запрет на близкородственные (характер этого ...
- самостоятельность; .
- дисциплинированность;
- другие качества.
Проявление отрицательных форм поведения:
–– грубость;
- индивидуализм, эгоизм;
- зазнайство, высокомерие;
- легкомыслие, беспечность;
- лживость;
- упрямство;
- жестокость;
- вредные привычки (курение, сквернословие);
- другие отрицательные качества.
–– Способность к выбору самостоятельного занятия. Длительность проявления интереса к выбранному занятию.
Выводы: выявление и учет детей с асоциальным поведением:
- уклонение от учебы;
- бродяжничество, попрошайничество;
- деяния, содержащие признаки преступления;
- правонарушения;
- употребление спиртных напитков, наркотиков или психотропных веществ;
- азартные игры и иные антиобщественные проявления.
5. Личность ученика в коллективе:
- уровень притязаний (лидер, принятый, отверженный);
- отношение к мнению коллектива, его требованиям и критическим замечаниям (серьезное, равнодушное, враждебное);
- отношение к общественным поручениям (с удовольствием, равнодушно, не выполняет);
- наличие друзей (их статус, интересы);
- отношения с товарищами (равные, высокомерные, надменные, воспитывающие и др).
6. Отношение к учению:
- отношение к учебным предметам (увлеченное, заинтересованное, безразличное, отрицательное);
- наличие особых способностей к изучаемым предметам;
- уровень внимания (высокий, средний, низкий); способность удерживать внимание;
- уровень развития мышления (низкий, средний, высокий);
- выполнение учебных обязанностей (обязательность, аккуратность, исполнительность, регулярность, небрежность, не обязательность);
- проявление активности на уроке (высокая, средняя, низкая, отсутствует);
- отношение к требованиям учителей (положительное, пассивно-положительное, безразличное, агрессивное).
4.1.4. Психолого-педагогическая карта учащегося
Школа Класс Фамилия, имя
Инструкция к заполнению: нужное обвести.
1. Индивидуально-психологические особенности
Темперамент:
- реактивность (повышенная, малая);
- активность (повышенная, пониженная);
- пластичность;
- темп психической реакции (быстрый, замедленный);
- сензитивность (высокая, низкая);
- эмоциональная возбудимость (повышенная, пониженная).
- экстраверт — интраверт.
Характерные особенности личности школьника:
Конфликты в межличностных отношениях. Классификация конфликтов
... в связи с личностными особенностями конфликтующих, с ситуациями, создающими преграды на пути удовлетворения стремлений, желаний, интересов человека. Субъективные факторы приводят потенциальный ... или любая другая отрицательная оценка, критика, обвинение, насмешка, сарказм; – снисходительное отношение, т.е. проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности; – хвастовство, т.е. ...
- дисциплинирован, не дисциплинирован;
- конфликтует со сверстниками — не конфликтует;
- конфликтует с учителями — не конфликтует;
- агрессивное поведение^— спокойное, доброжелательное поведение;
- педантизм — отсутствие педантизма;
- трудно воспитуем — легко поддается воспитанию;
- завышенная самооценка — заниженная самооценка.
2. Ведущие потребности . Степень социальной значимости
Метод незаконченных предложений:
Я хочу
Я люблю
Я буду
3. Деятельность А. Учение
- Сильный ученик-слабый;
- учится с интересом — учебой не интересуется; много читает — мало читает;
- высокие интеллектуальные способности — низкие;
- учение связано с будущей профессией — не связано.
Б. Склонности и интересы
- Интересы:
- Склонности:
- Хорошие организаторские способности — отсутствие организаторских способностей
4. Общение А. В школе
- Популярен — не популярен,
- недругов нет — многие его недолюбливают;
- любит быть на людях — замкнут;
- высокий социальный статус — низкий;
- общителен — робок, застенчив;
- ориентация на собственное мнение — озабочен мнением окружающих;
• дурно влияет на учеников — опора педагога.
Б. В семье
- Атмосфера теплая — конфликтная;
- отношения доверительные — отчуждение;
- жесткий контроль — слабый контроль;
- самостоятельность ограничена — большая самостоятельность;
- родители охотно сотрудничают со школой — находятся в противоречии.
5. Общие выводы и рекомендации:
- учащемуся по самовоспитанию;
- классному руководителю по развитию личности учащегося;
родителям по семейному воспитанию.
1Болдырев Н.И. Классный руководитель. – М.: Просвещение, 1976. – С. 236–238.