Содержание
Введение 3
Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме изучения индивидуального подхода у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Определение понятия «индивидуальный подход» в современной психолого-педагогической литературе и его значение в осуществлении коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста 7
1.2. Клиническая характеристика детей старшего дошкольного возраста с комплексными нарушениями в развитии 16
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с комплексными нарушениями в развитии 25
1.4. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с комплексными нарушениями в развитии 32
Выводы по главе 1 38
Список литературы 40
Введение
На современном этапе развития специальной педагогики и психологии актуальными являются проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями развития.
Особую группу таких детей составляют дети с комплексными нарушениями развития. В связи с изменением нормативно-правовой базы и гуманизацией отношений в образовательном пространстве, возникла необходимость дальнейшей разработки подходов помощи детям с комплексными нарушениями развития, что обусловлено возрастающим их количеством, выявлением новых вариантов сочетанных нарушений и широкой распространенностью таких детей в специальных образовательных учреждениях.
В законе «Об образовании Российской Федерации», в разделе «Специальное образование», как отдельная категория, выделены дети со сложными нарушениями развития, что нацеливает специалистов на разработку образовательных условий, учитывающих особенности развития детей, имеющих сочетания двух и более первичных нарушений.
Вопросам изучения и обучения детей данной категории посвящены работы как отечественных ученых (Т.А.Басилова, М.Г.Блюмина, Г.П.Бертынь, Л.А. Головчиц, М.В. Жигорева, И.Ю.Левченко, В.И.Лубовский, И.Ф. Марковская, Е.М.Мастюкова, А.И.Мещеряков, М.С.Певзнер, Т.В.Розанова, И.А.Соколянский, В.Н.Чулков и др.), так и зарубежных исследователей (Р. Блах, М. Затт, Д. Лолли, Д. Фишер и др.).
Современные технологии изучения детей c отклонениями в развитии позволили выделить более 20 видов сложных и множественных нарушений, в которых могут сочетаться первичные сенсорные, двигательные, речевые, эмоциональные нарушения, а также сочетания этих дефектов с умственной отсталостью разной степени (Т.А. Басилова, Т.В.Розанова).
Развитие активного словаря у детей с умственной отсталостью старшего ...
... -педагогические особенности развития словарного состава детей умственно отсталых .3 Психолого-педагогические условия развития словаря детей с умственной отсталостью Глава 2. Развитие активного словаря у детей с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста на ...
Сочетание всех составных элементов комплексного нарушения — это не просто суммарное сложение отдельных нарушений, это сложная структура, в которой все имеющиеся нарушения оказывают влияние друг на друга, в результате чего мы имеем дело со сложным многофункциональным нарушением развития.
Анализ литературных источников позволяет заключить, что проблема особенностей психического развития детей с комплексными нарушениями дошкольного возраста и определения степени сформированности базовых компонентов психической деятельности, социального, речевого развития изучена недостаточно.
Современная концепция специального образования предполагает уровневый подход к организации и содержанию процесса обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями развития, индивидуализацию их педагогических маршрутов. Конкретизация этого подхода в системе дошкольного образования детей с комплексными нарушениями развития сегодня является одной из важных задач специальной педагогики.
Со времени появления первых публикаций (А.И.Мещеряков, М.С.Певзнер, Т.В.Розанова, И.А.Соколянский) по данной проблеме к настоящему времени накопилось много новых научных данных, анализ которых позволяет выделить ряд нерешенных вопросов:
— отсутствие общепринятой дефиниции понятий: «сложное нарушение», «комплексное нарушение», «множественное нарушение», «сложная структура нарушения», обусловливающей терминологическую неясность этих понятий и применения их в практике различными специалистами, работающими с детьми данной категории;
— недостаточность понимания сущности комплексного нарушения развития, которое требует осмысленного подхода к уяснению структуры комплексного дефекта, определению степени интенсивности взаимодействия ее компонентов, отражающихся на общем развитии ребенка;
— неразработанность индивидуального подхода к обучению и воспитанию детей с комплексными нарушениями развития.
Исходя из сказанного, можно утверждать, что остается нерешенной проблема изучения особенностей психического развития детей c комплексными нарушениями; разработки и осуществления индивидуального подхода в процессе психолого-педагогической помощи детям, имеющим сочетание двух и более первичных нарушений, что и обусловило актуальность исследования.
Цель исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Гипотеза исследования
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме индивидуального подхода в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с комплексными нарушениями в развитии.
2. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание основных понятий исследования: «индивидуальный подход», «комплексное нарушение», «сложное нарушение», «множественное нарушение», «сложная структура нарушения».
Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с речевыми нарушениями
... предполагается адаптация игр с учетом речевого развития дошкольников, в частности, для детей с низким речевым развитием сокращается объем вербальных заданий. Игрыпервойгруппы направлены ... быстроту реакции.направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Приемы элементарной библиотерапии.Библиотерапия предполагает психокоррекционное воздействие на детей с помощью чтения ...
3. Рассмотреть клинико-психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с комплексными нарушениями в развитии.
Теоретической основой исследования являются научные труды о сложных нарушениях развития (Т.А. Басилова, Т.А.Власова, Л.А. Головчиц, Е.Л. Гончарова, М.В. Жигорева, Т.В. Розанова и др.); об особенностях обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская); об индивидуальном подходе в обучении и воспитании детей с комплексными нарушениями в развитии (Т.А. Басилова, Т.В. Власова, Л.С. Выготский, Н.Н. Малофеев, А.И. Мещеряков, Н.М. Назарова, И.Ю. Левченко, Е.А. Стребелева и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы; наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста, имеющих комплексные нарушения, анкетирование педагогов, беседы с родителями, изучение анамнестических сведений о каждом ребенке с комплексным нарушением; психолого-педагогический эксперимент; качественный и количественный анализ результатов экспериментального исследования.
Экспериментальная база исследования: МДОУ ЦРР детский сад первой категории №181 г. Челябинска для детей с детским церебральным параличом.
Структура исследования
Практическая значимость исследования
Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме изучения индивидуального подхода у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Определение понятия «индивидуальный подход» в современной психолого-педагогической литературе и его значение в осуществлении коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной.
Я.А. Коменский разработал педагогическую систему, где весь процесс обучения и воспитания детей строиться с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, которые выявляться путем систематических наблюдений. Я.А. Коменский не сводил приспособление содержания, методов и приемов обучения к уровню подготовленности учащихся, а рассматривал его как средство продвижения каждого ученика к новым уровням развития [43].
К.Д. Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям и высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы. К.Д. Ушинский подчеркивал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [64, с.237].
Е.Н. Водовозова указывала на необходимость знания воспитателями и родителями научных основ психологии и физиологии ребенка, для того чтобы уметь всесторонне анализировать его поступки. В воспитании детей она отводила большую роль труду, считая его самым действенным, самым лучшим воспитательным средством. Вместе с тем она также предупреждала, что невозможно выработать единые правила подхода ко всем детям, без исключения, так как дети по своим индивидуальным особенностям очень разные [43].
Н.К. Крупская отмечала особое значение индивидуального подхода в развитии интересов и способностей детей. В её работах раскрывается значение индивидуального подхода для всестороннего развития личности ребенка в условиях воспитания в коллективе, развитие самого раннего возраста нравственных качеств, способностей, интересов в соответствии с задачами подготовки детей к жизни, к труду. Ее советы ориентируют воспитателя на гуманное отношение к ребенку, уважение его индивидуальности, стремление понять его сложный духовный мир [74, с.320].
Классификация сложных и множественных нарушений развития детей.
... д. Этот подход к классификации сложного нарушения у детей дошкольного возраста помогает нам понять неоднозначность течения многих видов сложного дефекта, возможность перехода этих детей из одной категории нарушений развития в ...
А.С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особ……..
Список литературы
1. Аксенова Л.И. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями // Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. -М., 2001.- 196 с.
2. Александрова Н.А. Результаты клинико-психологического изучения группы детей со сложными сенсорными нарушениями // Дефектология. 2008. №6. С. 29-37.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Лионова. Т.1.-М., 1980. 230 с.
4. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральными параличами (доречевой период).
М., 1989. — 52 с.
5. Баранова Н.Ю. Программы раннего вмешательства для детей с множественными нарушениями // Нет «необучаемых детей»: Книга о раннем вмешательстве / Под ред. Е.В. Кожевниковой, Е.В. Клочковой. СПб., 2007. С.152-175.
6. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб., 2001. — 320 с.
7. Басилова Т.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста со сложными и множественными нарушениями // Специальная дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. дефектол. факультетов/ Под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2001. С.369-390.
8. Басилова Т.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: Пособие дляродителей / Т.А.Басилова, Н.А. Александрова. М., 2008. -111с.
9. Басилова Т.А. Психология детей со сложными нарушениями развития // Основы специальной психологии/ Под ред. JI.B. Кузнецовой. М., 2002. С. 374-389.
10. Бертынь Г.П., Певзнер М.С., Мареева Р.А. Синдромы Маршала и Ушера наследственные формы слепоглухоты(клинико-психолого-иедагогическое изучение) // Дефектология. 1988. №2. С.35 — 43.
11. Бескина Р.М., Виноградова М.Д. Идеи А.С. Макаренко сегодня. — М.: Знание, 1988. – 80с.
12. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 240с.
13. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб., 2004. — 251 с.
14. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. -М., 1973.- 175с.
15. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие / М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256с.
16. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб., 2004. -144с.
Воспитание и обучение детей с нарушением развития
... Физическая активность в семье - новый подход к реабилитации детей с нарушениями развития С.И. Филимонова ... Рекомендации врача родителям детей с нарушениями развития Бертынь Г.П. Фестиваль ... детей с ОНР 2-го уровня Микляева Ю.В. Сказка о четырех братьях Домарев К.П. В каком пособии ...
17. Волковская Т.Н. Сравнительное изучение особенностей развития дошкольников с общим недоразвитиемречи и задержкой психического развития: Монография. М., 2003. — 122 с.
18. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: (программно-методические материалы) / Под ред. И.М. Бгажноковой. — М., 2007. 239 с.
19. Выготский Л.С. Основные проблемы современной дефектологии // Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общ. Ред. В.М. Астапова, И.В. Микадзе. СПб., 2002. С. 10 — 47.
20. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001. — 304 с.
21. Грюневальд К., Бакк А. Как учить и развивать детей с нарушениями развития: Курс лекций и практическихзанятий для персонала медицинских учреждений. СПб., 2000. — 136 с.
22. Дайк Я. ван. Подход к обучению и диагностике детей с множественными сенсорными нарушениями // Дефектология. 1990. № 1. С. 36-45.
23. Данилова JI.A. Методы коррекции психического и речевого развития у детей с церебральным параличом. Л., 1977. — 96 с.
24. Дети с ограниченными возможностями: проблемы инновационных тенденций обучения и воспитания: Хрестоматия /Сост. Л.В. Калинникова, Н.Д. Соколова М., 2005. — 448 с.
25. Дети с отклонениями в развитии / Под ред. М.С. Певзнер. М., 1966.- 188 с.
26. Дети с отклонениями в развитии: Метод. пособие / Авт.-сост. Н.Д. Шматко. М., 2001. — 128 с.
27. Дети со сложными нарушениями развития. Психофизиологические исследования / Под ред. Л.П.Григорьевой. М., 2006. -352 с.
28. Дефектологический словарь: В 2 т./ Под ред. В. Гудониса, Б.П.Пузанова. М., 2007. С. 360-361.
29. Диагностика и коррекция аномалий психического развития у детей (клинико-психологические основы): Сб. науч. трудов / Под ред. Е.М. Мастюковой, И.Ф.Марковской. М., 1988. — 189 с.
30. Дошкольное воспитание аномальных детей /Под ред. Л.П. Носковой. М., 1993. — 223 с.
31. Дубровина И.В., Данилов Е.Е., Прихожан A.M. Психология. М., 2003. — 464 с.
32. Екжанова ,Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-разивающее обучение и воспитание: Программа дошк. образ оват. учрежд. компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. -М., 2003. — 272 с.
33. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ, высш. учеб. заведений / М. В. Жигорева. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 240 с.
34. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственнойотсталостью. М., 2002. — 112 с.
35. Запорожец А.В. Избранные психологические труды // Собр. соч.: В 2 т. М., 1986. Т.1. — 320 с.
36. Зетта М., МакЛетчи Б., Лолли Д. Создание образовательной программы для слепоглухих детей: Материалы семинара. — Сергиев Посад, 2006. — 10с.
37. Зоткин А.О., Проскуровская И.Д. Индивидуально-ориентированная педагогика: Сб. науч. тр. по материалам 2-й межрегиональной научной тьюторской конференции и региональных семинаров. — М., Томск, 1997. С. 121.
Одаренные дети: особенности их развития и воспитания
... случаях причиной замаскированности проявлений одаренности являются те или иные трудности развития ребенка. Например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.д. могут ... и форм одаренности, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития. Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей ...
38. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: Книга для родителей. М., 1993. -64 с.
39. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. Киев, — 1987. — 272 с.
40. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2006. — 320 с.
41. Катаева А. А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М., 1998. — 208 с. (С.9).
42. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет.сада .-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
43. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студентов средних пед. учеб. заведений. — М: Издательский центр «Академия», 1998. – 432с.
44. Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата / Л.С. Сековец, JI.M. Тонконог и др. М., 2003. — 45 с.
45. Лалаева Р.И. Особенности речевого развития умственно отсталых дошкольников // Дефектология. 2003. № 3. С. 29 33.
46. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студ. пед. институтов. М.,1990. — 143 с.
47. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. -М.,1989. 168 с.
48. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. М., 2007. 152 с.
49. Левченко И.Ю., Ткачева В.В., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич. Дошкольный возраст. М., 2008. -198 с.
50. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб.пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992. – 528с.
51. Логопедия /Сост. Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др. / Под. ред. Л.С. Волковой. М., 1989. — 528 с.
52. Макаров С.П. Технология индивидуального обучения // Педагогический вестник. – 1994г.-№1.-с.2-10.
53. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практич. пособие. М., 2000. — 124 с.
54. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2003. — 208 с.
55. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х ч.-М., 1996.- 182 с.
56. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб., 2000. — 168 с.
57. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. -М., 1985. С. 91-102.
58. Мастюкова Е.М., Переслени Л.И., Певзнер М.С. К проблеме диагностики структуры интеллектуальных нарушений у детей с церебральным параличом // Диагностика и коррекция аномалий психического развития у детей. М., 1988. С.57-71.
59. Мещеряков А.И. Опыт обучения детей, страдающих множественными дефектами // Дефектология. 1973. №3. С. 65-69.
60. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб., 2001. — 352 с.
61. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др./ Под ред. Л.В.Кузнецовой. М., 2002. — 480 с.
Особенности певческой деятельности у детей дошкольного возраста ...
... Особенности певческой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением развития речи ». Цель исследования - изучить особенности певческих навыков у детей дошкольного возраста с нарушением речи. Объект исследования - ... Логоритмически игры для детей младшего дошкольного возраста. Изд. «Композитор». Санкт-Петербург, 2012. 5. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. пособие для студентов пед. ...
62. Певзнер М.С., Бертынь Г.П., Мареева Р.А. Клинико-психолого-педагогическое изучение умственно отсталых детей с глубокими нарушениями зрения и слуха//Дефектология. 1980. №4. С.9-15.
63. Петрова В.Г. Умственно отсталые дети // Специальная психология /Под. ред. В.И.Лубовского. М., 2006. С.34-79.
64. Подласый И.П. Педагогика: Учеб.пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. — М: Просвещение: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1996. – 432с.
65. Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни: Метод, пособие. -М., 2003.-160 с.
66. Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития /Под ред. Л.А.Головчиц. М., 2003. — 128 с.
67. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общ. ред. В.М.Астапова, Ю.В. Микадзе. -СПб., 2001.-256 с.
68. Рубинштейн С.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 181-191.
69. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2000. — 208 с.
70. Специальная дошкольная педагогика /Под ред. Е.А. Стребелевой. -М.,2001.-311 с.
71. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Сост. В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др./ Под. ред. В.И. Лубовского. 3-е изд., стер. — М., 2006. — 464 с.
72. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 1990.
73. Филичева Т.Б,, Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. М., 2009. — 189 с.
74. Харламов И.Ф. Педагогика. Учеб. пособие. – М.: Высш.шк., 1990. 576с.
75. Чиркова Т. Учет индивидуально-психологических особенностей детей // Дошкольное воспитание. — 1986. — №5. – С.38-42.
76. Чулков В.Н. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития // Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. -М., 2001. С 332-345.
77. Шевченко С.Г. Коррекционно-развиваюшее обучение. Организационно-педагогические аспекты: Метод, пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. — М., 1999. 136 с.
78. Шипицына JI.M. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителей. СПб., 2004. -336 с.
79. Шипицына JI.M., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. М., 2004. — 368 с.
80. Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек.- М.: Знание, 1986. – 80 с.