Особенности воспитания и развития детей 1-го года жизни

Период от 1 до 2,5—3 мес. У ребенка продолжают развиваться движения, появляются предречевые реакции, действия с игрушками.

Движения. Так, к месяцу малыш пытается поднять и удержать голову, лежа на животе; появляется осознанная улыбка. К 1,5 мес у ребенка наблюдаются значительные изменения мимики. К 3 мес поддерживаемый за туловище малыш может находиться в вертикальном положении; он достаточно хорошо держит голову; упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах; лежа на животе, опирается на предплечья и в такой позе может находиться несколько минут.

Речь. Уже к 1,5 мес ребенок способен тренировать речевой аппарат. Голосовые реакции совершенствуются — крик становится дифференцированным: по характеру крика можно определить, голоден ли ребенок, ощущает ли боль, хочет спать или его необходимо перепеленать. В определенной последовательности развиваются предречевые реакции: в 1,5 мес—гуление,в 2—3 мес— гуление.

Игра. К 1—1,5 мес у ребенка возникает зрительное и слуховое сосредоточение на игрушку, подвешенную над его грудью, а к 2 мес, спокойно бодрствуя, он рассматривает погремушки, следит глазами за ними. Случайно коснувшись игрушки, опущенной над грудью, ощупывает ее, а к 3 мес берет в руки кольцо от погремушки.

Развитие эмоций. Периоды непрерывного активного бодрствования постепенно увеличиваются до 1,5 ч. К 3 мес у ребенка можно часто наблюдать так называемый комплекс оживления, когда в ответ на разговор взрослого он, радостно улыбаясь, повизгивает и одновременно оживленно двигает руками и ногами.

В период от 2,5—3 до 5—6 месяцев у ребенка продолжают совершенствоваться движения, речь, игра, расширяется круг внимания, усложняются связи с внешним миром.

Движения. Стремясь достать игрушку, ребенок в 4 мес из положения лежа на спине поворачивается на бок, к 5 месяцам — со спины на живот, а к 6 месяцам — с живота на спину. Развивается мимика: быстрее и более четко подражает соответствующей мимике взрослого.

Речь. Продолжают развиваться предречевые реакции: к 4 месяцам — свирель ; к 5 месяцам подолгу певуче гулит, произнося нараспев различные звуки, к 6 месяцам начинает произносить слоги «ма», «ба», «па» и др., лепетать.

Игра. Примерно к 4 месяцам дети начинают различать цвет и форму предметов. Ребенок стремится схватить яркую игрушку, затем обследует ее губами, языком, деснами. Его внимание больше привлекают крупные игрушки, но в то же время удобные и вызывающие новые ощущения.

Развитие эмоций. К 4 месяцам ребенок громко смеется и «комплекс оживления» возникает у него даже без воздействия взрослого — малыш радуется при виде одной только игрушки.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные движения (раскачивания, кружения). Они болезненно реагируют на смену обстановки, на новые незнакомые вещи. Иногда у них возникают реакции ... коррекционной работы желательно научить детей приемлемым способам снятия эмоционального напряжения: 1. перенос гнева на безопасный предмет (резиновые игрушки, мячи, бумажные шарики, ...

В период от 5—6 до 9—10 месяцев у ребенка резко возрастает интерес к окружающему: взрослым, детям, животным, игрушкам и другим предметам.

Движения. В этом возрасте у детей развиваются движения, при помощи которых они активно перемещаются, изменяют положение тела, чтобы лучше увидеть взрослого или добраться до игрушки.

Речь. Продолжает развиваться речь: в 7—8,5 месяцев лепечет слоги «ба-ба-ба», «дя-дя-дя» и т. д., в 8,5—9,5 месяцев повторяет слоги с разнообразными интонациями (модулированный лепет), в 9,5—10 месяцев произносит первые слова, состоящие из повторных слогов «мама», «папа», «ам-ам» (есть).

Игра. Ребенок 7 месяцев рассматривает игрушку более внимательно, чем прежде, может также одновременно в обеих руках держать по игрушке.

В период от 9—10 до 12 месяцев происходит дальнейшее развитие движений, речи, игры, эмоций.

Движения. Дети уже много и достаточно быстро ползают, переползают невысокие предметы, взбираются на горку (из трех ступеней), спускаются с нее. К 11 месяцам они начинают стоять без поддержки

Речь. Для ребенка 11—12 месяцев некоторые слова, произносимые взрослыми, приобретают обобщающий характер; он показывает глаза у куклы, мишки и у мамы; по просьбе «дай куклу» приносит любую из находящихся в его поле зрения.

Игра. Дети продолжают знакомиться со свойствами игрушек, усложняя действия с ними.

Развитие эмоций. Эмоциональный мир ребенка к году расширяется и углубляется: зарождается чувство любви к матери, появляются дружеские отношения с другими детьми.

 

Методика организации и руководства дидактической игрой дошкольника

Направлены на формирование умений, с которыми в процессе самостоятельных упражнений дети еще овладеть не могут. Совершенствуются каждое умение уже в процессе самостоятельной деятельности ребенка. Игры – занятия с дидактическими – играми планируются с учетом ведущих линий развития, которые были определенны при рассмотрении каждого возрастного периода. В конце календарного месяца ребенку назначается индивидуальное занятие. В такой форме осуществляется большинство игр–занятий в первом полугодии жизни. В дидактические игры постепенно вводят более сложные правила. Разнообразные способы использование игрушек, с начало обращается внимание детей на общий вид предмета. В дальнейшем в играх с предметами обихода, или с дидактическими игрушками выделяется отдельные признаки предмета, цвет, форма, величина. Затем у детей формируют разнообразные пространственные ориентировки: высоко, низко, далеко, ближе, ниже, вперед, назад. В дидактических играх, как и на занятиях используются приемы наглядно – действенного обучения в частности показ, объяснение способов использования материалов и игрушек, включение речевых и двигательных поручений. Дети достают и называют игрушки «Чудесного мешочка», разыскивают их в комнате, отгадывают предметы на ощупь. Велика активность детей в разнообразных играх с куклами (выкупаем куклу, уложим куклу спать, угостим куклу).

Эти игры не только развивают речь детей. Активность детей поддерживается с помощью разнообразных вопросов детей и поручений. Развернутого действия во многих играх еще нет, и они проводятся по форе поручения, часто вводятся передвижения детей в комнате на участке, например игра «паровозик», или «поезд». Игры и упражнения с дидактическими игрушками незаменимы, когда в дополнении к занятиям необходимо потренировать детей в разнообразных действиях. Однако самостоятельная деятельность детям предоставляются только те игрушки, которыми они научились действовать во время занятий. Поэтому храниться они должны в определенном месте. Существенный вклад в разработку дидактических игр и включение их в систему обучения дошкольников внесли Т.В. Васильева, Т.А. Мусейбова, А.И. Сорокина, Л.И. Сысуева, Е.И. Удальцова, М. Монтессори, Ф. Фребель и др.

15 стр., 7372 слов

Сотрудничество и взаимодействие воспитателя с детьми как условие ...

... методах, формах и средствах общения воспитателя с детьми в разных возрастных группах. Гипотеза: Если общение воспитателя и детей будут основываться на сотрудничестве и взаимодействии, то процесс нравственного ... поведении многократно, и это способствует выработки привычек. Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ...

 

Характеристика методов формирования нравственного поведения.

Методы нравственного воспитания — это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя, педагога.

Упражнение — обеспечивает выработку и закрепление необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике.

Убеждение — направлено на формирование этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов.

И.Г. Щукина выделяет три группы методов:

— методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);

— методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

— методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

В процессе нравственного воспитания применяются и такие вспомогательные методы как поощрение и наказание. Они служат для одобрения положительного и суждения отрицательных поступков и действий. К методам нравственного воспитания относится так же личный пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение, на формирование морального облика.

В системе основных методов воспитательного воздействия как составная часть, средство и прием используется положительный пример. В педагогической литературе он рассматривается как самостоятельный метод и как компонент- методов формирования нравственного сознания и поведения

 

 

Планирование образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования.

Планирование — ключевая управленческая функция, полноценная реализация которой — один из главных факторов, обеспечивающих эффективность деятельности руководителя. Планирование позволяет устранить неопределенность, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться эффективного экономического функционирования и облегчить управленческий контроль.

Сущность планирования — направить деятельность ДОУ на выработку решений, направленных на адаптацию детского сада к постоянно изменяющимся условиям, нейтрализацию факторов, отрицательно влияющих на всю систему дошкольного образования в целом.

2 стр., 751 слов

Механизм нравственного воспитания детей дошкольного возраста. ...

... недоразвитием ее регулятивной функции. Механизм нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Методы и средства нравственного воспитания Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения ... связи,позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и ...

Применительно к управлению дошкольным учреждением планирование и прогнозирование заключается в определении зон ближайшего и перспективного развития детского сада в конкретных условиях педагогического анализа. Это деятельность участников педагогического процесса по оптимальному выбору реальных целей, путей их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.

Подготовка плана работы дошкольного учреждения предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность руководителя по обоснованию того, что предстоит сделать для достижения поставленных целей.

Планирование должно отвечать целому ряду принципиальных требований. Это единство долгосрочного и краткосрочного планирования, осуществление принципа сочетания государственных и общеобразовательных начал, обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования, стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.

Планирование будет эффективным, если соблюдаются три главных условия:

объективная оценка уровня работы дошкольного учреждения в момент планирования;

четкое представление тех результатов, уровня работы, которые к концу планируемого периода должны быть достигнуты;

выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.

Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности, мероприятий, подборе и расстановке конкретных исполнителей и в определении сроков исполнения. Деятельность дошкольного учреждения регламентируется многочисленными документами. Все они должны учитываться при составлении плана работы на год.

В процессе развития плана проходит его уточнение и корректировка в зависимости от объективных условий. Однако число таких поправок можно свести до минимума, если при формировании плана учитываются принципы научности, оптимальности, комплексности, перспективности, коллегиальности.

При разработке плана важно учесть результаты прошедшего учебного года и на их основе строить схему развития учреждения на новый период.