2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Для психологической службы образования характерны два направления работы: актуальное иперспективное.
В рамках актуального направления обсуждаются и решаются злободневные проблемы и вопросы, связанные с конкретными трудностями в обучении и воспитании детей, с нарушениями в их поведении, с трудностями в обшении (в той или иной системе отношений) и т.п.
В рамках перспективного направления осуществляются, реализуются своего рода прогностические программы с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его потенциальных возможностей для гармонического развития и формирования его психологической готовности к созидательной жизни в обществе. А это возможно только при создании благоприятных психологических условий для развития всех и каждого.
Оба направления связаны между собой, влияют друг на друга; но более определяющим является все-таки перспективное направление в достижении целей школьной психологической службы. При этом чрезвычайно важным моментом является осуществление практическим психологом стыковки начальной и конечной целей деятельности по отношению к ребенку.
На начальном этапе взаимодействия школьного психолога с ребенком определяется готовность ребенка к систематическому обучению в школе. Разработано и используется много программ комплексного обследования детей. Результаты позволяют находить оптимальные для данного ребенка способы обучения и воспитания.
На конечном этапе взаимодействия психолога со школьником целью является сформированность его психологической готовности к жизненному самоопределению, которое включает личностное, социальное и профессиональное самоопределение. Обратим особое внимание на указание специалистов о том, что речь идет не об окончательном, состоявшемся самоопределении старшеклассников, а именно о психологической готовности к такому самоопределению, которая включает в себя: а) сформированность на высоком уровне психологических структур, прежде всего самосознания школьников; б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность, внутреннее богатство личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, временные перспективы и ценностные ориентации; в) становление индивидуальности как результата развития и осознания своих способностей и интересов каждым старшеклассником.
Психологическая помощь детям с задержкой психического развития ...
... развитие интеллектуальных процессов. Клинико-психологическая структура каждого варианта ЗПР отличается своеобразным соотношением интеллектуальных и эмоционально-волевых нарушений. ЗПР конституционального происхождения наблюдается у детей ... -волевой сферы, так и в развитии познавательных процессов. В исследованиях клиницистов и психологов подчеркивается сложная иерархия структуры нарушений ...
Работа практического психолога в системе образования осуществляется по следующим основным направлениям: психологическое просвещение, психопрофилактическое, психодиагностическое, развивающее, психокоррекционное и консультативное.
Психологическое просвещение направлено на приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям. Просветительская деятельность психолога может осуществляться в разной форме (лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы и др.).
Основной смысл просветительской работы — знакомство с современным состоянием психологической науки, основными закономерностями и условиями психического развития человека. Просветительская деятельность психолога направлена на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся-
.
Психопрофилактическая работа — формирование педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.
Можно говорить о трех уровнях психопрофилактики. Первый уровень — первичная профилактика, направленная на детей, не имеющих значительных эмоциональных, поведенческих и учебных проблем. Второй уровень — вторичная профилактика, работа с детьми группы риска, у которых замечено появление соответствующих проблем. Третий уровень — третичная профилактика в работе с детьми с ярко выраженными и запущенными учебными и поведенческими проблемами. На этом уровне собственно профилактическая деятельность осуществляется параллельно с кор-рекционной.
В зависимости от типа учебно-воспитательного учреждения, в котором работает психолог, психопрофилактическая работа включает в себя:
• адаптацию детей к детскому саду, рекомендации родителям или лицам, их заменяющим, по оказанию помощи детям в адаптационный период;
• обследование детей при переходе из старшей группы в подготовительную в плане их готовности к обучению, подготовка для родителей или лиц, их заменяющих, и воспитателей рекомендаций по ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе;
• определение психологической готовности к обучению в школе для оптимального выбора учебного заведения, раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции;
• подготовка совместно с учителем программы индивидуальной работы с теми детьми, которые в этом нуждаются;
Этика психологической работы педагога психолога.
... развитии несовершеннолетних. Психологическая реабилитация Психологическая реабилитация предусматривает деятельность по: психологическому сопровождению детей, членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы ... педагога-психолога Практический психолог - специалист, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению в ситуациях, требующих психологического ...
• проведение психологического обследования детей при поступлении в учреждение интернатного типа с целью создания
максимально благоприятных условий для развития детей и социально-психологической реабилитации;
• предупреждение у детей психологической перегрузки и невротических срывов, вызванных условиями их жизни, обучения и воспитания;
• создание благоприятного психологического микроклимата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, педагогов с коллегами и родителями, консультирование работников учреждения по широкому кругу проблем.
При профессионально грамотном решении задач психологической службы и дошкольный, и школьный психолог занимаются в основном психопрофилактической работой. Но если на одной из возрастных ступеней нормальные условия развития ребенка нарушаются, на последующей ступени приходится основное внимание сосредоточивать на коррекции и проводить специальную развивающую работу.
Психодиагностическая работа — психолого-педагогическое исследование детей на протяжении всего периода дошкольного детства и школьного, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин выявленных нарушений развития личности и интеллекта.
Для реализации этих задач практический психолог:
• проводит в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения его психического развития, соответствия развития возрастным нормам;
• проводит изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью ранней диагностики одаренности, обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, помощи в профессиональном и жизненном самоопределении;
• диагностирует психологические причины отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, причины нарушения поведения, уровень овладения необходимыми навыками и умениями;
• проводит диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляет психологические причины нарушения общения.
Психодиагностическая работа психолога предусматривает проведение и изучение практического запроса и формулировку психологической проблемы, выбор метода диагностики и проведение исследования, а также постановку психологического диагноза. Заключительным этапом работы можно считать разработку практических рекомендаций.
Развивающая и психокоррекционная работа — активное воздействие практического психолога на процесс формирования личности ребенка. Для осуществления развивающей и психокоррек-ционной работы практический психолог разрабатывает и осуществляет:
Диагностика психологических условий школьной образовательной ...
... психологического климата: Э= 1+1+1 ~1 3 Показатель удовлетворенности (У)«0,67; показатель демократичности (Д) «0,17; показатель содействия развитию ... большое значение события, происходящие в «школьной жизни»? а) да; б) не все; ... разработка и внедрение новых технологий, авторских программ и т.п.)? а) да; б) не ... в степени педагогического содействия у детей мотивации обучения, познавательных интересов и ...
• программы, направленные на формирование личности с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;
• программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии;
• программы психологической помощи детям и подросткам, оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуациях.
Программы развивающей и психокоррекционной работы включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с педагогом, родителями или лицами, их заменяющими.
Развивающая и коррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы практического психолога с отдельными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка.
Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения — центральной нервной системы или психического заболевания.
Консультативная работа психолога направлена на оказание помощи при решении человеком определенных проблем. Направления этой деятельности:
• консультирование администрации, педагогов, родителей, лиц, их заменяющих, по проблемам обучения и воспитания детей;
• консультирование детей, родителей, лиц, их заменяющих, по вопросам выбора учебного заведения и программы обучения при поступлении в школу, при переходе с одной ступени на другую;
• консультирование работников учреждений интернатного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам социально-психологической реабилитации детей;
• проведение совместных консультаций работников учебно-воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (школы-интернаты, детские дома), педагогов школ, в которых обучаются эти дети, представителей шефствующих организаций с целью обеспечения преемственности в работе с детьми;
• проведение индивидуальных и групповых консультаций детей по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и др.;
• консультирование администрации учреждения при составлении плана учебно-воспитательных мероприятий с учетом как возрастных особенностей детей, так и тех, что обусловлены организацией жизни, обучения и воспитания в каждом конкретном учреждении.
Организация деятельности школьного психолога в рамках
информатизации системы образования
Информационно – коммуникативные технологии пронизывают все сферы нашей жизни, и сегодня уже невозможно представить ее без компьютера и Интернета.
В профессиональной среде психологов образования не разработана единая концепция информатизации школьной психологической службы (ШПС), технологии реализации идей информатизации в конкретной школе. Но, несмотря на стихийность, информатизация все равно постепенно входит в психологию образования. Особенно это касается таких областей как диагностика, где разработано достаточно много компьютерных психодиагностических программ, использования ИКТ в качестве средства сопровождения деятельности психолога (компьютерные презентации и демонстрации с использованием медийной техники).
Деятельность психолога в связи с использованием ИКТ переходит на новый уровень. Психологами была разработана модель того, как может выглядеть ШПС при активном использовании в ней ИК–технологий.
Говоря об информатизации ШПС, можно выделить пять направлений, которые отражают основные возможности использования ИКТ в работе школьного психолога:
- Автоматизированное рабочее место психолога образования (АРМ).
- Единое сетевое пространство взаимодействия смежных специалистов школы.
- Дистанционная школьная психологическая служба.
- Интернет–проектирование как метод деятельности психолога.
- Медиа-уроки психологии.
В первую очередь АРМсвязывают с диагностической деятельностью психолога. Однако, данные системы АРМ не учитывают специфику деятельности школьного психолога, поэтому возможности тестирования, создания отчетов ограничены, хотя позволяют существенно помочь психологу в работе. Необходимо отметить, что определенные программы автоматизации тестирования, либо не адаптированы к специфике работы в школе, либо ориентированы на узкие области профессионального знания. Не принижая достоинств диагностического АРМ, важно заметить, что деятельность школьного психолога не сводится к одной диагностике.
Таким образом, вырисовывается единая структура АРМ школьного психолога, которая включает:
- Систему автоматизированной диагностики, аналитики, систематизации информации, состоящую из:
- Конструктора тестов
- Системы тестирования
- Системы обработки и интерпретации информации
- Система представления информации в разной форме (графическая, текстовые отчеты разного уровня)
- Психологические паспорта детей – базы данных, где содержится вся информация
- Информационно-методическую систему «Электронная библиотека», которая включает в себя разнообразные материалы в электронном виде: психологическую литературу, диагностический материал, коррекционно-развивающие программы, нормативно-правовую документацию, информационную базу контактов и т.д.
Рассмотрим следующий компонент информационной ШПС – дистанционная школьная психологическая служба (ДШПС).
ДШПС не претендует на то, чтобы заменить реальную работу психолога с детьми, педагогами, родителями, она дополняет ее через выстраивание дистанционных форм взаимодействия психолога с целевыми группами, позволяет более эффективно решать задачи развития. При этом условия для развития субъектов образовательного процесса задаются через различные Интернет – сервисы.
Потребность в организации ДШПС возникает не случайно – для этого есть ряд предпосылок:
- Родители просят выставить развивающие материалы в сеть Интернет, чтобы ребенок мог в любое время получить к ним доступ; школьники обсуждают свои проблемы в сети с ровесниками и взрослыми.
- Некоторые люди в силу своих личностных особенностей не могут прийти на очную консультацию к психологу, а так и он получает возможность решить свои проблемы.
- Дистанционными средствами зачастую можно намного быстрее добиться ответа, решить проблему, донести информацию до большинства представителей различных групп.
Следующим направлением использования ИКТ в работе школьного психолога можно рассматривать использование Интернет-проектирования в качестве метода коррекционно-развивающей работы психолога. В качестве примеров итоговых продуктов Интернет-проектирования можно привести следующие: сайт, компьютерная презентация, компьютерный рисунок, электронная книга, журнал, компьютерная игра, дистанционный конкурс и другие дистанционные мероприятия и т.д.
Включение детей в разработку и реализацию собственных Интернет-проектов обладает большим развивающим потенциалом и позволяет решать самые разнообразные психологические задачи: коррекционные, развивающие, образовательные.
Говоря о разработке детьми собственных Интернет-проектов, имеем в виду два возможных вида работы:
- Учебный Интернет-проект выполняется детьми в рамках уроков психологии, факультативной деятельности.
- Межпредметный Интернет-проект реализуется совместно психологом и учителем–предметником.
В рамках медиа-уроковИКТ выступает в большей степени как средство обучения.
Применительно к урокам психологии сформулированы следующие приемы использования ИКТ детьми и психологом на медиа-уроке:
- Работа ребят с компьютерными диагностическими программами;
- Работа учащихся с познавательными компьютерными конструкторами, позволяющая лучше узнать себя;
- Использование на уроке детьми для усвоения нового, закрепления программ офисного блока, графических редакторов, программ создания сайтов, мультиков;
- Использование Интернета на уроках учащимися для решения определенной проблемы;
- Использование компьютерных презентаций для трансляции учителем необходимого материала;
АРМ школьного психолога, дистанционная школьная психологическая служба, медиа-уроки, сетевое взаимодействие, Интернет-проектирование – эти элементы, отражающие основные линии использования ИКТ в деятельности школьного психолога, должны войти в деятельность психолога образования и стать такими же естественными, как и привычная работа психолога в школе.
В представленном материале использованы разработки Болсуновской Н.А., педагога-психолога, руководителя сетевого методического объединения Федерации Интернет-образования.
Психолог в образовании Что такое психологическая служба образования? Это не один педагог-психолог. Служба – структура с единой управленческой вертикалью, конкретной миссией и понятными задачами. Решить вопрос о том, какой психолог нужен школе, – удел, естественно, директора. На административном уровне должны быть проанализированы и выделены сначала задачи, решение которых без психолога невозможно, а затем сформулированы требования к профессиональным умениям принимаемого на работу специалиста. Профессия психолога у нас в стране и в крае является относительно молодой. До 40% работающих в образовании педагогов-психологов – молодые специалисты с разным уровнем профессиональной подготовки. К сожалению, многие руководители не всегда четко понимают, каково место психолога в образовании. Сегодня психологической службе приходится доказывать, отстаивать свое право на существование. Почему это происходит? Ведь на этапе становления практической психологии образования, многие образовательные учреждения ратовали за появление психолога в школе. А в последние годы намечается тенденция сокращения психологов из системы образования. Первая причина – неопределенность взглядов психологов и чиновников системы образования на то, чем должна заниматься психологическая служба. На практике многие психологи занимаются консультированием. И это правильный подход, но с точки зрения управления это неверно. Руководителю образования важно, чтобы каждый специалист решал целостные задачи этой структуры: работал бы на развитие, сохранение, усиление ее влияния. На федеральном, региональном уровнях сегодня нет четкой управленческой структуры, позволяющей определять порядок выполнения приоритетных направлений деятельности в соответствии с запросами системы образования и с учетом реальных возможностей службы. Вторая причина — у государственных органов нет внятной стратегии действий, а без поддержки управленческой стороны ( на федеральном, региональном, городском) уровнях эта задача будет решаться с трудом. Третья причина – нет отчетливой линии координации психологической службой. Ни в крае, ни в регионе нет координационного совета. Есть попытки его создания на федеральном уровне. Но пока это поиск. Четвертая причина — до сих пор не утвержден статус психолога, его функциональные обязанности. А ведь система практической психологии образования зародилась именно как система государственного управления. И она должна была решить следующие задачи: •гуманизации системы образования; •создание широкой психолого-педагогической поддержки учителям, родителям, детям; •разработка практической психологии как современной науки. На сегодняшний день из этих задач решена только задача создания службы практической психологии образования. Миссия – проектировать сферу образования – не выполнена. Роль психолога, которая обозначилась в 90-х годах – проектирование образования, создание развивающих программ, развитие механизмов управления, эта роль, к сожалению, ослабевает. Зачем психолог в школе, если он не может в полном объеме выполнять функциональные обязанности! Такой вопрос стал предметом обсуждения на страницах печати. Отсюда возникают трудности формулирования запроса к специалисту: а что же он может и умеет вообще? У руководителей наступает разочарование, и при этом зачастую психолога нагружают не той работой, к которой его готовили в вузе (заменяет педагога, работает в лагере, дежурит и т.д.). Содержание работы психолога отличается от работы учителя (воспитателя) по нескольким параметрам: •ориентировка не на оценивание ученика, а на выявление его проблем с целью их разрешения; •решение проблем учеников часто зависит от действий психолога, идущих вразрез с педагогическими требованиями; •недостаток профессиональной поддержки на рабочем месте, так как правило в школе 1 ставка психолога; •большое разнообразие в запросах к деятельности психолога; •отсутствие общепринятых критериев оценки эффективности деятельности психолога. Существующее противоречие между высокими требованиями и ожиданиями социальной среды и возможностями среднестатистического специалиста-психолога становится причиной его дезадаптации, негативно сказывающейся на эффективности работы. Поставленные администрацией задачи не могут быть осуществлены в полной мере и в силу недостаточного кадрового ресурса (один психолог на всю школу), и неотработанной системы управления службой. Очень валено, чтобы администрация понимала и сформировала у коллектива установку, что психолог не гипнотизер, не волшебник, не все сразу может решить. Многие виды деятельности психолога не приносят быстрый результат (коррекция, диагностика). Приходя работать в образовательное учреждение, психологи сталкиваются с рядом проблем и трудностей:
Как помочь педагогу-психологу? Как показывает практика, таких вариантов существует несколько: Вариант 1: директор берет психолога под совершенно конкретные задачи (проведение эксперимента, введение инноваций). Задача психолога услышать запрос, соотнести со своими профессиональными возможностями и интересами. Вариант 2: психолога в школу берут «вообще». Ни у директора, ни у его подчиненных нет четкого представления, зачем он нужен, что он может. Задача психолога – глубоко изучить проблемы и запросы, сформулировать их директору, совместно определить содержания деятельности. Например, адаптация первоклассников, адаптация перехода детей в среднее звено, профориентация старшеклассников, работа с одаренными детьми. ВариантЗ: директор определяет для себя круг проблем, для решения которых ему нужен психолог. Задача психолога – осмыслить запрос. Действительно ли он адресован психологу? Нет ли здесь переноса (много сложных детей, родители не участвуют в их воспитании). В любой модели директор обязан помочь психологу организовать его профессиональную деятельность:
Появление психолога расширяет и меняет функционал учителя. Эти изменения необходимо обсудить и принять управленческие решения, иначе психолог будет выстраивать взаимоотношения на личном уровне, что не всегда эффективно. Это могут быть посещение уроков, диагностика, совместная разработка коррекционно-развивающих программ и др.
Новые возможности в организации деятельности практических психологов.
Сегодняшние дети 4-5 лет живут в мире информатизации как естественной среде. Им не нужно этому миру учиться, а учителю приходится делать это специально.
Меняются времена, меняется школа со своими задачами, возможностями. И сегодня школе нужен специалист-психолог, готовый решать те задачи, которые стоят перед конкретной школой и конкретными детьми. Нужен не просто специалист широкого профиля, а нужен грамотный, узконаправленный специалист, который приносил бы пользу образованию.
Проектно – аналитическая игра для педагогического коллектива (г. Управление школой; № 16 – 05) Цель: определение изменений образовательной среды школы, которые связаны с деятельностью школьной психологической службы. Подготовка: заранее разработать (либо подготовить варианты моделей М. Битяновой) модель деятельности психолога в конкретной школе с обозначением цели, задач, основных направлений и алгоритмов деятельности (согласовать модель с администрацией). Игру ведет зам. директора. Часть 1: Психолог представляет модель целостно с привлечением наглядных средств : схем, таблиц. Например: Модель психологической службы образования Цель: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ситуациях взаимодействия «родитель — ученик — учитель» Задачи: •Содействие учащимся в решении актуальных задач развития, обучения и социализации; •Содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития в школе; •Содействие родителям в воспитании обучающихся, в преодолении отклонений в социальном и психологическом здоровье ребенка. Направления работы: •Психодиагностика (диагностический минимум, углубленная психодиагностика); •Психокоррекционная и развивающая работа (развивающая работа, консультирование и психокоррекционная работа); •Просвещение и консультирование педагогов и родителей (Просвещение, консультирование педагогов по вопросам обучения и воспитания, консультирование педагогов по содержательным и методическим вопросам обучения и воспитания,посредническтво в конфликтных ситуациях) Часть 2: Постановка вопросов для обсуждения: Какие новые профессиональные и личные возможности открываются перед различными специалистами школы (классными руководителями, преподавателями-предметниками, администрацией)? Каковы границы профессиональной компетентности психолога в рамках данной модели (что не охвачено деятельностью психолога, и что с этим делать?)? Какие новые обязанности и направления деятельности появляются у различных специалистов школы с реализацией данной модели психологической работы? Какие управленческие решения в связи с этим необходимо принять?
|
||||||||
Основные виды деятельности Word — Стр 2
690003, Приморский край, г. Владивосток, ул. Станюковича 28 тел./факс: (4232) 41-43-77 (приемная), (4232) 51-44-35 (ректор) E-mail: pippkro@rambler.ru |