Лекция № 2 — 3.
Психика как предмет исследования психологии.
План.
- Понятие о психике.
- Функции психики.
- Эволюция психики.
- Структура психики человека.
- Психика и организм.
- Взаимосвязь психики и мозга человека.
- Общее и индивидуальное в психике человека.
- Понятие о психике.
Психика традиционно определяется как свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать через свои состояния окружающий объективный мир с его связями и отношениями.
Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики.
Во-первых, психика – это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.
Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Буквально это значит следующее: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире.
В то же время психика – это активное отражение мира или, другими словами, это субъективное избирательное отражение объективного мира.
Объективная реальность существует независимо от человека, она может быть отражена благодаря психике и стать субъективной, психической. Это отражение, принадлежа конкретному субъекту, зависит от его интересов, эмоций, особенностей органов чувств и уровня мышления. Поэтому одну и ту же информацию из объективной реальности разные люди воспринимают по-своему, совершенно в различных ракурсах, причем каждый из них обычно думает, что именно его восприятие самое верное. Таким образом, субъективная реальность может отличаться либо незначительно, либо весьма существенно от объективной.
Внешний мир воспринимается человеком двояко: репродуктивно – подобно тому, как пленка воспроизводит сфотографированные вещи (хотя даже простое репродуктивное восприятие требует активного участия ума), и созидательно, сознательно, постигая реальность, оживляя ее и воссоздавая этот новый материал посредством спонтанной активности мыслительных и эмоциональных процессов.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... в самом тесном взаимодействии и согласованности... Все оболочки, или тела человека, состоят из различных видов Материи, облекают его в порядке их уплотненности и завершают это плотной ... то, что делает плотное тело живым, сознательным существом. Умирая, уносит с собой он то, что одушевляло его физическое тело. Когда человек может сознательно выявляться в своем ...
Человек, утративший способность репродуктивного восприятия действительности (это происходит в результате тяжелого психического заболевания — психоза), безумен. Он строит в своем внутреннем мире реальность, которой полностью доверяет, и живет в ней, а общие факторы действительности, воспринимаемые всеми остальными людьми, для него нереальны. Когда человек видит предметы, не существующие во внешнем мире, а целиком являющиеся продуктом его воображения, у него случаются галлюцинации. Он интерпретирует события, полагаясь лишь на собственные чувства, разумно не осознавая происходящее в действительном мире. Он не в состоянии видеть реальность такой, какая она есть, он воспринимает ее только как символ и отражение его внутреннего мира.
Человек, утративший способность созидательно отражать действительность, видит только поверхность вещей. Он может фотографически воспроизвести в своем уме окружающий мир, действовать благодаря манипуляции вещами и людьми, как они предстают в этой его картине, но не способен заглянуть вглубь, понять сущность, закономерности, перспективы. Оба этих типа неадекватно, искаженно воспринимают мир.
Нормальный человек обладает обеими способностями – репродуктивной и созидательной, и это позволяет эффективно познавать объективную реальность, постигая не только то, что лежит на поверхности, но раскрывая сущность вещей, их скрытые вязи, их наиболее общие и существенные черты и освобождаясь от всего поверхностного и случайного.
На основе познания тенденций, закономерностей развития объективной реальности появляется особенность психики опережать ход событий, предвидеть результаты действий, поведения, социальных и природных процессов.
Выявляя причинно-следственные связи и закономерности развития мира, человек в своем воображении может сознательно намечать цели деятельности, планировать ее и тем самым предвидеть будущее. А это позволяет ему осознанно прилагать волевые усилия для преобразования настоящего в интересах будущего. И в этом смысле сознание как бы творит мир. Таким образом, при определенном развитии психика способна к так называемому опережающему отражению действительности. В таком случае можно говорить о первичности психики, сознания человека по отношению к отдельным сторонам проявлений материи.
Психика, с одной стороны, — отражение реальности, а вот с другой стороны – «придумывание» того, чего нет в действительности.
Порой это иллюзии, ошибки, отражение своих желаний как реальности, представление желаемого как действительного. Поэтому можно сказать, что психика – это не только отображение внешнего мира, но и своего внутреннего, психологического.
В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения.
Однако в слове «психика» содержится и другой смысл. Если вдуматься в такие высказывания как «душа вышла из тела», «душа от страха в пятки ушла», «волнение души», то здесь есть движение. Движется же всегда что-то, то есть должен быть некоторый субстрат движения. В этом смысле субстрат психики в древних текстах связывали, например, с процессом питания, дыхания и его субстратом (воздухом), с мельчайшими атомами и др. В сегодняшней психофизиологии также интенсивно обсуждается проблема субстрата психики.
Жизненная и экологическая среда человека
... и домашняя среда. Все они могут и по своим функциям, и организационно весьма серьезно противоречить друг другу, что, естественно, влияет на здоровье, психику и мироощущение человека, перемещающегося в ... течение суток из одной среды в ...
На сегодняшний день известно лишь то, что психику нельзя свести только к нервной системе. Действительно, последняя – орган психики. При нарушении ее деятельности страдает, нарушается психика человека. Физики предполагают, что субстратом психики являются микролептоны – мельчайшие ядерные частицы. Существуют и другие гипотезы.
- Функции психики.
Проявления психики столь многогранны, что дать однозначный ответ на вопрос, в чем состоят функции психики, весьма сложно.
Например, если ограничиться утверждением, что психика обеспечивает приспособление к условиям внешней среды, то как объяснить такое явление как творчество? Следует ли рассматривать творчество как форму приспособления к социальным условиям, если очень часто творчество не столько способствует решению проблем человека, сколько доставляет ему эти проблемы?
Другой пример. Почему человек переживает особые чувства при знакомстве с выдающимся произведением искусства, будь то книга, картина, музыка или что-либо другое? Вряд ли это можно объяснить только приспособительными реакциями человека. И таких примеров, когда проявления разнообразных форм психического нельзя объяснить с позиции целесообразности, можно привести очень много.
Для того чтобы определить все функции психики, необходимо, видимо, перечислить все формы и характер ее проявления.
Существует одна сфера, в которой можно более точно определить функции психики. Это сфера взаимодействия организмов и окружающей среды. С этой точки зрения можно выделить три основные функции психики:
- отражение окружающей действительности;
- сохранение целостности организма;
- регуляция поведения.
Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.
- Эволюция психики.
Проблема происхождения психики является не только одной из самых сложных в научном познании, но и основополагающей.
В отечественной психологии данную проблему рассматривают с материалистической точки зрения, когда феномен психики объясняется эволюцией живой природы, а его существование рассматривается как свойство высокоорганизованной материи.
Существует весьма значительное количество форм живой материи, обладающих определенными психическими способностями. Эти формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств.
Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Это свойство – раздражимость. Живые организмы данного уровня реагируют лишь на биологически значимые для них факторы, причем их реагирование по своему характеру реактивно, то есть живой организм проявляет активность только после прямого воздействия на него фактора внешней среды.
Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву
... врезультате непрерывного и долговременного труда выковывались все без исключениястороны психики человека. Все перечисленные процессы стали контролироватьсясознанием, стали сознательными и управляемыми.Итак, ... приобретенных, условных рефлексах.Окружающая среда постоянноподбрасывает животному различные неожиданные задачи. Для их решения нужнодобавить к встроенным в психику программам новые, выученные, ...
Например, растения реагируют на освещенность, содержание микроэлементов в почве и т.д.
Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в значительной степени связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые соответственно имеют и более сложное анатомическое строение. Сочетание этих внутренних и внешних условий предопределяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям.
Отличительной чертой чувствительности по сравнению с раздражимостью является то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные. Кроме того, наличие чувствительности позволяет животному реагировать на имеющий для него смысл объект до непосредственного контакта с ним.
Например, собака избегает встречи с объектом, который заключает в себе определенную угрозу.
Само по себе появление у определенного класса животных чувствительности, или способности к ощущениям, может рассматриваться не только как зарождение психики, но и как появление принципиально нового типа приспособления к внешней среде. Основное отличие данного типа приспособления заключается в появлении особых процессов, связывающих животное со средой, — поведения.
Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Однако самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью самостоятельно, то есть без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение. Возможность осуществления такого поведения обусловлена наличием у человека сознания.
Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность.
Кроме того, благодаря сознанию человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе.
В результате, всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет через свою «Я-концепцию» и на ее основе формирует свое поведение. Адекватность поведения человека в значительной степени определяется степенью его критичности. В упрощенном виде критичность – это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Именно способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, а также, исходя из этого сопоставления, формировать свое поведение отличает человека от животного.
Кроме того, наличие столь сложного механизма формирования и оперирования психическим образами определяет наличие у человека способности к сознательной деятельности, проявлением которой является труд.
Любой вид труда является деятельностью. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.
Рассматривая проблему эволюции психики человека, необходимо остановиться на концепции, автором которой является выдающийся российский ученый — Лев Семенович Выготский. Впоследствии ее стали называть культурно-исторической концепцией развития психики человека.
В концепции Л.С.Выготского можно выделить три составные части.
1. Ее основное содержание можно сформулировать в виде двух тезисов. Первый — тезис о том, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное, видоизменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. С появлением человека наблюдается противоположный процесс: человек действует на природу и видоизменяет ее. Второй тезис объясняет механизм изменения природы со стороны человека, который заключается в создании орудий труда.
2. Она содержит два положения. Первое положение заключается в том, что овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Под высшими психическими функциями Л.С.Выготский понимал способность человека заставить себя запомнить некоторый материал (произвольная память), обратить внимание на какой-либо предмет (произвольное внимание), организовать свою умственную деятельность (логическое мышление).
Второе положение заключается в том, что человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью особых орудий – знаков. Знаками Л.С.Выготский называл искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами.
Знаки были предметны. «Узелок на память» или зарубка на дереве выступают как знак, как средство, с помощью которого «овладевают» памятью.
3. В ней дается ответ на вопрос, откуда берутся средства-знаки. В процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Вполне вероятно, что первыми словами были слова-приказы. Но позднее в процессе деятельности человек стал обращать команды не на кого-нибудь, а на себя (интериоризация).
Так человек научился управлять своим поведением.
В процессе интериоризации происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки и др.) во внутренние (образы, элементы внутренней речи и др.).
В онтогенезе, по мнению Л.С.Выготского, наблюдается принципиально то же самое. Сначала взрослый действует словом на ребенка, побуждая что-то сделать. Потом ребенок перенимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого. И, наконец, ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.
Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь психического развития.
Если сравнить психику ребенка в первый год его жизни с тем уровнем психического развития, которого он достигает через пять-шесть лет жизни, то можно заметить не только количественное, но и качественное различие. Например, память маленького ребенка не просто слабее или сильнее. Чем у старшего школьника, — она у него иная. Маленькие дети, как правило, быстрее запоминают стихи или слова иностранного языка. Однако это не означает, что у школьника память хуже. Требования, предъявляемые к памяти школьника несравненно выше, чем возможности памяти маленького ребенка, а более легкое запоминание слов маленькими детьми определяется тем, что на разных этапах развития свойства памяти проявляются по-разному.
Следует отметить, что существует весьма большое количество подходов к проблеме развития психики ребенка. Но если большинство концепций рассматривают развитие как приспособление человека к окружающей его среде, то Л.С.Выготский осмысливает среду как источник развития высших психических функций человека. В зависимости от возраста изменяется роль среды в развитии, так как она определяется переживаниями ребенка.
Л.С.Выготский сформулировал ряд законов психического развития:
- детское развитие имеет свой ритм и темп, которые меняются в разные годы жизни (год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве);
- развитие есть цепь качественных изменений, и психика ребенка принципиально отличается от психики взрослых;
- развитие ребенка идет неравномерно: каждая сторона в его психике имеет свой оптимальный период развития.
- Л.С.Выготский обосновал закон развития высших психических функций. Они возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, сотрудничества с другими людьми и лишь потом они становятся индивидуальными функциями и способностями его самого.
Так, сначала речь – средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию.
- Детское развитие подчиняется не биологическим, а общественно-историческим законам. Движущая сила развития человека – обучение. Оно создает зону ближайшего развития, приводит в движение внутренние процессы.
Вначале для ребенка возможны только при взаимодействии со взрослыми и в сотрудничестве с товарищами. Однако затем, пронизывая весь внутренний ход развития, они становятся достоянием самого ребенка.
- Процесс психического развития означает перестройку системы сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры благодаря развитию значения слова – обобщения. То есть вход в сознание возможен только через речь. Формируя обобщение, переводя его на более высокий уровень, обучение способно перестраивать всю систему сознания.
Идеи Л.С.Выготского были развиты в отечественной психологии.
Никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. И от того, как она состоится, зависит процесс развития. Последний – это самодвижение ребенка благодаря его деятельности с предметами, а факты наследственности и среды – лишь условия, которые определяют не суть процесса развития, а только различные вариации в пределах нормы.
Так, возникла идея о ведущем типе деятельности как критерии периодизации психического развития ребенка, автор которой А.Н.Леонтьев. вслед за ним, Даниил Борисович Эльконин рассмотрел каждый возраст, предложив следующие критерии:
- социальная ситуация развития;
- система отношений, в которую ребенок вступает в обществе;
- ведущий тип деятельности ребенка в этот период.
Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней перестаиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития, что приводит к появлению главных новообразований развития, которые обусловливают неизбежность изменений в социальной ситуации, приводят к кризису – переломной точке в детском развитии, отделяющей один возраст от другого.
Возрастная периодизация по Д.Б.Эльконину
Возрастной период |
Ведущая деятельность |
Объект познания |
Развивающаяся сфера психики
|
Новообразования возраста
|
Младенческий (0 – 1 год) |
Непосредственное эмоциональное общение |
Отношения |
Личностная (потребностно- мотивационная) |
Потребность в обще- нии. Эмоциональные отношения |
Раннее детство (1 – 3 года) |
Предметно- манипулятивная |
Предметы |
Познавательные процессы |
Речь и наглядно-дейст- венное мышление |
Дошкольный возраст (3 – 7 лет) |
Сюжетно-ролевая игра |
Отношения
|
Личностная (потрбностно- мотивационная) |
Потребность в общест- венно-значимой и общественно-оценива- емой деятельности |
Младший школьный возраст (7 – 11 лет) |
Учебно- познавательная |
Начала наук |
Интеллектуально- познавательная |
Произвольность. Внутренний план дейст- вия. Самоконтроль. Рефлексия |
Подростковый возраст (11 – 15 лет) |
Деятельность общения в про-цессе обучения и труда |
Основы наук. Система отноше-ний в разных ситуациях |
Личностная (потребностно- мотивационная) |
Стремление к «взрослости» |
Старший школьный возраст (15 – 17 лет)
|
Учебно- профессиональная
|
Основы наук и профессиональной деятельности
|
Интеллектуально- познавательная. Личностная (потребностно- мотивационная)
|
Мировоззрение. Профессиональные интересы
|
Следует отметить, что развитие психики не завершается в период юности. Определенная динамика психического развития отмечается и в более позднее время. Поэтому в современной психологии принято выделять еще два периода:
- акмеологический период развития, или период взрослости;
- период геронтогенеза.
Акмеологический период охватывает возраст от 18 до 60 лет. Акмеологический период характеризуется наиболее высоким уровнем интеллектуальных, творческих, профессиональных достижений.
В данном периоде выделяют две особые фазы. Первая фаза охватывает юность, молодость и начало среднего возраста и характеризуется общим фронтальным прогрессом функций.
В частности, объем и показатели переключаемости внимания нарастают к 33 годам, а затем начинают понижаться. Наиболее высокие показатели кратковременной вербальной памяти отмечаются в возрасте 18-30 лет. А после 33 начинают снижаться. Аналогичные изменения происходят и с интеллектом. Так, если уровень развития логической способности 20-летних принять за 100%, то в 30 лет он будет составлять 96%, в 40 – 87 %, в 50 – 80%, а в 60 – 75%.
Вторая фаза данного периода характеризуется специализацией психических функций применительно к определенной деятельности.
На этой фазе в качестве главных выступают операционные механизмы. У одних людей это глазомер, точность движений, у других – мышление, память, внимание. Достижение высокого уровня развития актуальных психических функций в зрелые годы возможно потому, что они находятся в условиях оптимальной нагрузки, усиленной мотивации, операционных преобразований.
Период геронтогенеза – это поздний период человеческой жизни. В целом данный период характеризуется угасанием физических и психических функций. Отмечается снижение возможностей памяти, внимания, мышления.
Однако следует отметь, что протекание данного периода в значительной степени определяется индивидуальными особенностями человека. На позднем этапе онтогенеза роль личности, ее социального статуса, ее включенности в систему общественных связей особенно велика для сохранения трудоспособности человека. Особое значение для противостояния инволюции человека имеет его творчество.
Таким образом, можно сделать ряд выводов.
Во-первых, возникновение сознание у человека имеет как биологическую, так и культурно-общественную обусловленность. В результате эволюции природы нервная система и в первую очередь головной мозг достигли уровня развития, позволяющего человеку заниматься трудом. Под воздействием труда, носящего коллективный характер, у человека начали развиваться психические процессы, обусловившие возникновение сознания – высшего уровня психического развития, присущего только человеку.
Во-вторых, развитие психики ребенка во многом повторяет закономерности общественно-исторического развития человека. Приведенная характеристика стадий развития психики ребенка является иллюстрацией того, как в процессе развития благодаря разнообразным формам деятельности происходит формирование сознания будущего члена человеческого общества.
В-третьих, приведенный материал свидетельствует о том, что возникновение сознания вне общества невозможно. Основными условиями возникновения и развития сознания являются соответствующий уровень биологической организации, наличие социального окружения и коллективный труд. Специфически человеческий путь онтогенеза состоит в усвоении общественно-исторического опыта в процессе обучения и воспитания – общественно выработанных способов передачи человеческого опыта. Эти способы обеспечивают полноценное развитие психики ребенка.
Лекция 2-3 — Стр 2
- Структура психики человека.
В своих проявлениях психика сложна и многообразна. Выделяют три большие группы психических явлений:
1) психические процессы;
2) психические состояния;
3) психические свойства.
Психические процессы – это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.
Они подразделяются на познавательные (ощущения, восприятия, представления, память, мышление, воображение, речь, внимание), эмоциональные (эмоции, чувства), волевые (воля).
Психическое состояние – определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Наиболее изучены общее психическое состояние (например, внимание, проявляющее на уровне активной сосредоточенности или рассеянности) и эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное, депрессия, воодушевление, творческий подъем и т.п.).
Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.
Психические свойства – устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для того или иного человека.
Они синтезируются и создают сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:
- жизненную позицию (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);
- темперамент (систему природных свойств личности (подвижность, уравновешенность поведения и тону активности), характеризующую динамическую сторону поведения);
- способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);
- характер как систему отношений и способов поведения.
- Психика и организм.
Организм – это нечто входящее в состав более широкого единства, откуда оно возникло. Наш человеческий организм – дитя природы. Процесс систематического обмена продуктами есть глубинная, фундаментальная связь нашего существования с природой. А функция психики и состоит, собственно, в отображении, удержании, воспроизведении и развитии этого единства всех природных сил.
Тот факт, что наши тело и психика включены во всеобщую связность мировых процессов и как-то удерживают в себе природу как целое, означает воздействие природных пульсаций и ритмов на наш организм и наши психические состояния.
Все эти влияния можно представить в виде некоторых кругов:
- Целое космической жизни.В древности говорили о рождении под определенной звездой, то есть о некотором состоянии мира и космических процессов, которые оказывают влияния на нашу психику и, соответственно, жизнь, ее образ.
- Целое Солнечной системы. Давно было замечено, что, например, вспышки на Солнце, повышение его радиоактивности непосредственно влияют на классовые психические состояния.
- Жизнь Земли. На психобиологическую организацию, несомненно, влияет климат вместе со всеми природными условиями. Теплый климат связан во специфическим психическим комплексом и структурой, которые можно обозначить как «душевную легкость». Действительно, люди, живущие в подобных климатических условиях, более экспрессивны, подвижны, «свободны», динамичны. Напротив, те, кто пребывает в условиях холода, отличаются строгостью, организованностью, их жизнь ритмична, и свойства психики таких людей оказываются соответствующими. Умеренный же климат определяет нечто вроде средней психической организации (уравновешенность, сдержанность и пр.).
Природа определяет также и первичные условия производственной деятельности людей, ее характер, способы, ритм, вообще, общий характер движений, психодинамику, ритмику всего поведения и реагирования. Так, степной житель привык окидывать пространство одним взором, и совсем по-другому ведет себя житель гор – его ориентация в пространстве иная.
- Природные ритмы.Например, отражается смена времен года (сравните «весеннее настроение» и «осеннее настроение»).
Кроме того, даже времени суток соответствуют определенные склонности: утру – рассеянность; дню – сосредоточенность, активность; вечеру – прекращение деятельности, склонность к размышлению, рефлексии, а ночи – покой, сон, погружение в себя и одновременно отдых. Сюда можно добавить еще и метеорологические изменения и их ритмы. У людей порой болят раны, обостряются заболевания.
Таким образом, речь идет о природной психике, развитие которой не идет вразрез с процессами в природе, не противоречит ее закономерностям и органично им.
Человеческая, сложно организованная психика может сформироваться и успешно действовать лишь при определенных биологических условиях, к которым относятся: уровень содержания кислорода в крови и клетках мозга, температура тела, обмен веществ и т.п. Существует огромное количество подобных органических параметров, без которых психика нормального функционировать не будет.
Практически любое заболевание приводит к повышенной раздражительности, утомляемости, к эмоциональной нестабильности, то есть к изменению психологического тонуса. Одно лишь поступление желчи в кровь (желтуха) сопровождается значительными изменениями в психике: подавленностью, раздражительностью, тоскливым настроением, апатией, угнетением интеллектуальных функций. Отсюда выражение «желчный характер». Много легенд связано с подагрой (отложение в суставах соли мочевой кислоты), которую считают первопричиной одаренности многих знаменитостей. Эта кислота, уровень которой в крови больного подагрой очень высок, по химическому составу близка к пуринам – веществам, возбуждающим нервную систему и сердечную деятельность (кофеин, теофиллин).
У людей в крови мочевой кислоты в десятки раз больше, чем у животных. Именно она помогает нашим нервным клеткам работать эффективнее. Следовательно, увеличение ее содержания в организме стимулирует психическую активность. Поэтому подагрики, как правило, отличаются необычайной работоспособностью, целенаправленностью.
Итак, целостность души (психики) и тела – сущностная черта человека. С одной стороны, функционирование телесное и работа мозга обусловливают психическую деятельность, с другой же – от второй зависит телесное здоровье и самочувствие человека. (В здоровом теле – здоровый дух.) Но в то же время тело и душа – качественно различающиеся субстанции, и их отождествлять нельзя.
Организм и нервная система участвуют в регуляции энергетических возможностей человека и его темперамента.
Для психической деятельности важны следующие особенности человеческого организма: возраст, пол, строение нервной системы и мозга, тип телосложения, генетические аномалии и уровень гормональной активности.
- Взаимосвязь психики и мозга человека.
Как известно, нервная система – центр деятельности всего организма — выполняет две главные функции. Первая – передачи информации, за которую ответственны периферическая нервная система и связанные с нею рецепторы (чувствительные элементы, находящиеся в коже, глазах, ушах, во рту и пр.) и эффекторы (железы и мышцы).
Вторая, без которой бессмысленна и первая функция, — интеграция и переработка получаемой информации и программирование наиболее адекватной реакции. Ее выполняет центральная нервная система. Это означает широкий диапазон процессов – от простейших рефлексов на уровне спинного мозга до самых сложных мыслительных операций, выполняемых высшими отделами мозга.
Центральная нервная система состоит из спинного мозга и различных структур головного мозга. Повреждение или неадекватное функционирование любого ее участка вызывает специфические нарушения в работе организма и психики. Наиболее сильно на последнюю влияет полноценность и адекватность функционирования головного мозга, особенно его коры. В ней выделяются:
- сенсорные зоны, куда поступает информация от органов чувств и рецепторов и обрабатывается там;
- моторные зоны, которые управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека;
- ассоциативные зоны, которые служат для переработки информации.
Нервная система человека включает центральную и вегетативную системы (симпатическую и парасимпатическую, которые имеют разную степень активации, обусловливая различие в физиологических и поведенческих процессах людей).
Одни невольно «краснеют» в напряженных ситуациях, «у них на лице написаны их переживания», потеют, теряются. У них преобладает активность парасимпатической нервной системы, которая в нервных окончаниях выделяет ацетилхолин, в результате расширяются сосуды кожи, но уменьшается частота сердечных сокращений, глубина дыхания, то есть она не столько мобилизует организм для активных физических действий, сколько расслабляет, охраняет, пытается восстановить ресурсы.
Другие люди в напряженных ситуациях бледнеют, внешне они более выдержанны, но активнее действуют. У них преобладает активность симпатической нервной системы, при стрессах выделяется адреналин, происходит усиление сердечных сокращений, учащается дыхание, повышается энергетическая и кислородная обеспеченность организма, и это мобилизует его для активной физической деятельности (но интеллектуальная бывает несколько сумбурной, решения выносятся поспешно).
Вертикальный контур регуляции нервной системы человека складывается благодаря взаимодействию подкорковых образований и коры головного мозга. Первые являются физиологическим генератором энергии. Вертикальное информационно-энергетическое регулирование – главное для нервно-психической регуляции. Кроме того, оно тесно связано не только с этими подкорковыми образованиями, но и с обменными процессами организма.
Горизонтальный контур регуляции предполагает взаимодействие правого и левого полушарий головного мозга. У большинства людей наблюдается частичное преобладание активности левого полушария, которое берет на себя основные информационные и логические функции по обработке информации и активно управляет, прежде всего, правой рукой человека, делая ее ведущей. 80-90% современных людей – правши. В левом, доминирующем, полушарии расположены центры речи. Психические различия людей, их способности зависят от того, какое из двух полушарий лучше развито, более активно функционирует.
Правшихарактеризуются ведущей правой рукой (она осуществляет тонкие манипуляции с мелкими предметами), ведущим правым глазом, повышенной активностью левого полушария, которое осуществляет аналитическую, логическую, символическую обработку информации, поступающей из внешнего мира. Поэтому правши склонны решать проблемы логическим путем, предпочитают точные факты, любят конструктивные и ясные предписания, им легче сделать логический вывод, чем создать новую идею; они вполне адекватны и разговорчивы, скорее конформисты; учитывают чужое мнение; оптимистичны; предпочитают организации, имеющие ясную и четкую структуру.
Левшихарактеризуются ведущей левой рукой (ею легче писать, делать тонкие движения), ведущим левым глазом, повышенной активностью правого полушария, которое берет на себя информационные и эмоционально-образные функции. Они решают проблемы скорее интуитивным путем, чем логическим способом, создают новые идеи; творят в разных сферах деятельности; эмоции, образы и предчувствия помогают им решать как жизненные, так и профессиональные проблемы; имеют более оригинальный и независимый стиль мышления и суждений; предпочитают работать в таких организациях, где поощряется инициатива, гибкость; предпочитают задачи и профессии типа «человек — человек», которые даются им достаточно легко.
Люди со смешанным типом регуляции чаще всего являются бывшими левшами: их врожденный генотип – правополушарная обработка информации, а фенотип, приобретенный в процессе воспитания в «правосторонней цивилизации», приводит к симметрии. Скрытая правополушарность (леворукость) может проявляться в экстремальных условиях, она дает преимущество в спорте, например в боксе.
Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности.
Впервые взаимодействия отдельных полушарий мозга были экспериментально изучены в 60-е гг. XX в. профессором психологии Калифорнийского технологического института Роджером Сперри. В 1981 г. за исследования в этой области ему была присуждена Нобелевская премия.
Для изучения работы изолированного полушария применяют такой прием: у каждого полушария есть своя сонная артерия, по которой к нему поступает кровь. Если в эту артерию ввести наркотизирующее средство, то получившее его полушарие быстро заснет, а другое, прежде чем присоединиться к первому, успеет проявить свою сущность.
Эксперименты показали, что при отключении правого полушария люди не могли определить текущее время суток, время года, не могли ориентироваться в конкретном пространстве – найти дорогу домой, не чувствовали направления «выше — ниже», не узнавали лиц своих знакомых и т.д.
Если на интеллектуальном уровне выключение правого полушария особенно не отражается, то с эмоциональным состоянием творится следующее. Человека охватывает эйфория: он беспрерывно сыплет глупыми шутками. Появляется словоохотливость. Весь пассивный словарь человека становится активным, на каждый вопрос дается подробнейший ответ, изложенный в высшей степени литературно, сложными грамматическими конструкциями. Правда, голос при этом иногда становится сиплым, человек гнусавит, сюсюкает, шепелявит, ставит ударения не на тех слогах, во фразах выделяет интонацией предлоги и союзы. Все это производит странное и тягостное впечатление. Вместе с правым полушарием человек лишается и творческой способности. Художник, скульптор, композитор, ученый – все они перестают творить.
Полная противоположность – отключение левого полушария. Творческие способности, не связанные с вербализацией (словесным описанием) форм, остаются. Композитор продолжает сочинять музыку, скульптор лепит, физик не без успеха размышляет о своем предмете. Но от хорошего настроения не остается и следа. Во взоре тоска и печаль. В немногословных репликах сквозят отчаяние и мрачный скепсис. Мир представляется только в черном свете.
Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий. Асимметрия полушарий мозга – это динамическое образование. Функциональная специфика полушарий изменяется под влиянием как генетических, так и социальных факторов.
В процессе онтогенеза происходит постепенное ее нарастание (наиболее сильной она становится в среднем возрасте, а к старости постепенно нивелируется).
Центры речи в левом полушарии развиваются главным образом не от говорения, а от писания: упражнение в письме активизирует, тренирует. Но дело тут не в участии правой руки. Если европейского мальчика-правшу отдать учиться в китайскую школу, центры речи и письма постепенно переместятся у него в правое полушарие, ибо в восприятии иероглифов, которым он научится, зрительные зоны участвуют неизмеримо активнее речевых. Обратный процесс произойдет у китайского мальчика, переехавшего в Европу.
Если человек останется на всю жизнь неграмотным и будет занят рутинной работой, межполушарная асимметрия у него почти не разовьется.
Если же поражено одно полушарие, возможна частичная взаимозаменяемость функций и компенсация работы одного, за счет другого.
Именно специализация полушарий позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Специализация полушарий как бы порождает в мозге двух собеседников и создает физиологическую основу для творчества.
Следует, однако, подчеркнуть, что нормальное осуществление любой функции – это результат работы всего мозга в целом.
Психические свойства, будучи результатом нейрофизиологической работы мозга, включают в себя характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, с помощью которых возникает психическое. Преобразование сигналов, совершающееся в мозгу, воспринимается человеком как события, разворачивающиеся вне его – во внешнем пространстве и мире.
Еще К.Маркс писал, что «световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаз».
Отсюда следует, что характеристики психических процессов, реализуемые мозгом, не проистекают исключительно из закономерностей его функционирования. Психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны.
7. Общее и индивидуальное в психике человека.
Человек появился на Земле в результате длительного процесса историко-эволюционного развития и тесно связан своими корнями с животным миром.
По критериям зоологической систематики вид «человека разумного» (Homo sapiens) относится к царству животных, типу хордовых, классу млекопитающих, отделу приматов, в который он входит в составе особого семейства гоминид.
Каждый человек как представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности, то есть строение тела обусловливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудии труда и т.д. Всеми этими чертами младенец человека отличается от детеныша животного. Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии «индивид».
Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens.
В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда.
Человек как индивид обладает определенными свойствами. Выделяют первичные и вторичные свойства индивида. К первичным относятся свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека.
Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество – он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта – носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.
Понятие «субъект» по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, то есть личность, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.
Прежде чем охарактеризовать человека как субъекта, необходимо уяснить смысл понятия «субъект». Чаще всего это понятие употребляется совместно с понятием «объект». Объект и субъект всегда находятся в определенной взаимосвязи. Объект – это существующие независимо от нашего сознания предмет или явление реального мира, выступающие в виде цели, на которую обращена активность человека – субъекта воздействия. Человек всегда окружен определенными предметами или сталкивается с явлениями реального мира. В зависимости от того, на что или на кого обращена его активность, тот или иной предмет может выступать в качестве объекта. Объектом может быть и сама деятельность человека.
Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание – то высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект – это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.
Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека – его индивидуальность.
Индивидуальность — совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.
Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.
В результате, можно сделать вывод о том, что человек – один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природу и социальную сущность.