Использование пальчиковой гимнастики, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Содержание……………………………………………………………………1

Введение..………………………………………………………………………2

Глава I. Теоретические основы по использованию пальчиковой

гимнастики у детей младшего дошкольного возраста…………..6

1.1.Сущность и значимость данной проблемы ……………..…6

1.2. Психофизические особенности детей младшего дошкольного

возраста в использовании пальчиковой гимнастики……………….……10

1.3. Пальчиковая гимнастика, как средство развития мелкой

моторики рук ………………………………………..……………………14

Вывод по первой главе…………………………..………………………19

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по использованию

пальчиковой гимнастики у детей младшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..20

2.1.Диагностика измерения интеллектуального развития

детей младшего дошкольного возраста по использованию

пальчиковой гимнастики в режиме дня в ДОУ……..20

2.2.Формирующий эксперимент по внедрению пальчиковой

гимнастики в режим дня младших дошкольников………….…..……..24

2.3.Контрольный этап эксперимента по использованию

пальчиковой гимнастики у детей младшего дошкольного возраста….31

Вывод по второй главе……………………….…………………….…35

Заключение…….………………………………….……………………………36

Литература….………………………………………………………………….38

Приложение …………………………………………………………………..40

ВВЕДЕНИЕ

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки и т.д. Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого).

Это приводит в дальнейшем к неуспеваемости в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере.

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков А.П.Н. (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, [14] JI.B. Антанова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (II.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева) с заиканием (Л.И. Белякова, Н.А. Рычкова).

11 стр., 5416 слов

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в ДОО

... можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять ... потенциал дидактических игрушек для детей младшего дошкольного возраста в ДОУ. 3. Описать опыт развития мелкой моторики посредством использования дидактических игрушек детей младшего дошкольного возраста в ДОО. Методы ...

Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является по мнению М.М. Кольцовой «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».[14]

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня его сенсомоторного развития. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение 6, так как полноценное восприятие

является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики (автор Белая А.Е. и Мирясова В.И.)

У детей с проблемами в развитии, как правило их формирование затруднено, а восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. У многих детей с проблемами развития отмечается недостаточностью двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности : недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации : неловкость, несогласованность движений рук. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с физическим недоразвитием.

5 стр., 2256 слов

Интеллектуальное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста

... развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Характеристика сенситивных периодов: развитие речи; развитие чувства порядка, развитие самостоятельности, развитие движений и действий, сенсорного развития, период восприятия мелких предметов, развития ... организации сенсорного развития дошкольников. Направления психолого-педагогической диагностики сенсорного развития ребенка: развитие моторики и ...

Недостаточное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения.

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.

Вопросы теории по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста рассматривали: М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. [9] Антакова-Фомина и другие.

Многие педагоги и психологи занимались проблемой изучения развития мелкой моторики пальцев у детей данного возраста (В.М. Бехберев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурме, Н.С. Лейтес, И.М. Сеченов и др.).

В своих работах они доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Методическими разработками по этой проблеме занимались: А.В. Запорожец, Г.А. Анокин, Г.К. Анокин, Н.И. Озерецкий и другие).

Актуальность проблемы сформированность тонких движений рук и определение уровня развития речи у детей первых лет жизни обусловило выбор темы нашего исследования «Использование пальчиковой гимнастики, как средства развития мелкой моторик рук у детей младшего дошкольного возраста»

Цель исследования: Дать теоретическое обоснование по данному исследованию и экспериментально проверить эффективность использования пальчиковой гимнастики в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

5 стр., 2213 слов

Формирование мелкой и артикуляционной моторики, особенности мелкой и артикуляционой моторики у дошкольников

... – личность детей дошкольного возраста. Предмет исследования – особенности развитии мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с минимальными мозговыми дисфункциями. Гипотеза – уровень развития мелкой и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с ...

Объект исследования: воспитательный образовательный процесс в ДОУ.

Предмет исследования: пальчиковая гимнастика, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза: использование пальчиковой гимнастики наиболее эффективно способствует развитию речи, мышлению, вниманию, памяти интеллекта у детей младшего возраста, если выполняется комплекс педагогических условий: разработана система мероприятий, направленных на развитие тонкой моторики кисти и пальцев рук;

— создана развивающая речевая среда, способствующая развитию пальчиковой моторики у детей данного возраста;

— Организованна работа с родителями по развитию мелкой моторики у детей.

Задачи исследования:

— Провести анализ психолого-педагогической литературы по развитию мелкой моторики у младших дошкольников.

— Выявить и экспериментально проверить целесообразность использования комплекса педагогических условий для формирования физических качеств у детей младшей группы.

— Разработать и практически проверить систему пальчиковых упражнений и игр.

Этапы исследования:

На 1 этапе подготовительном: уточнялись цель, задачи и основные понятия исследования, проводился анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования пальчиковой гимнастики, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

На 2 этапе формирующем: проводился констатирующий эксперимент и опытно-экспериментальная работа по решению вопроса целесообразности использования индивидуальных занятий, как средства развития мелкой моторики у младших дошкольников.

На 3 этапе обобщающем: проводилась повторная диагностика с целью проверки эффективности предложенной системы упражнений, уточнялись педагогические условия, делались выводы.

База опытно-экспериментальной работы: ДОУ «Сказка» с. Архангеловка , 2 младшая группа.

Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Глава I. Теоретические основы по использованию пальчиковой гимнастики у детей младшего дошкольного возраста.

1.1. Сущность и значимость данной проблемы.

Пальчиковая гимнастика — комплекс упражнений, позволяющий развивать и тренировать мышцы пальцев рук (автор Леонова Е..)

11 стр., 5391 слов

Развитие моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью

МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ КАФЕДРА ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Курсовая работа по дисциплине: Дошкольная специальная психология Тема: «Развитие моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью» Выполнил: студентка группы ...

Многие ученые (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, [14]А.В. Антакова-Фомина и др.) считают, овладевание движениями рук и пальцев имеет большое значение для развития ребенка в целом, в том числе речи, а для детей с нарушением зрения является эффективным средством формирования бисенсорного восприятия окружающего мира.

На их взгляд особую роль в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они позволяют корректировать движение каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций.

Пальчиковые игры организуют в водной части занятий или после напряженной зрительной работы в качестве активного отдыха. Они развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание.

Пальчиковые игры, как бы отображают реальность окружающего мира : предметы, животных, людей, явление природы. Если они сопровождаются стихами, то у детей развиваются речь и чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельность, что особенно необходимо детям с

различными отклонениями в здоровье и развитии. Японские ученые проводят тренировку пальцев рук у ребят в детских садах, с двух лет, считая, что это стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование палочками для еды, ложками, ножницами. Также заинтересовали упражнения, связанные с развитием пальцев рук детей всех возрастных групп, начиная с ясельной. Для повышения интереса детей к занятиям используются перчатки. На перчатках нанесены разные штрихи-глазки-пуговки и пр. начинать нужно с простых упражнений, типа «Мальчик-пальчик, где ты был?» необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями. Но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание уделять тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни.

Они утверждают, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.

3 стр., 1286 слов

кинезотерапия как метод развития ручной и общей моторики детей с нарушениями речи (заикание).

... для развития общей и ручной моторики детей с нарушениями речи. Установлено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь (М.М. Кольцова). В ... . 22. Степанова, Г.М. Анализ этиопатогенетических факторов нарушений голоса у детей [Текст] / Г.М. Степанова // Школьный логопед. - 2006. - №3. - С. 68-70 ...

В ряде исследований описана взаимосвязь развития мелкой моторики и развития речи в младшем дошкольном возрасте.

Ряд исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, [9]Е.А. Аркина и др.) считают, что недостаточное сенсорное развитие детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете положении в пространстве и т.п. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.[12]

С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Все другие формы познания: запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Большое значение в сенсорном развитии имеет формирование представлений о сенсорных эталонах — общепринятых образцах внешних свойств предметов. Усвоение сенсорных эталонов — сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон означает не просто умение правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых разных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение имеет обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов — эталонов, а также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению плановых действий.[12]

М.М. Кольцова в своих исследованиях отмечает развитие интеллекта дошкольников кинезиологическими упражнениями.

Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 200 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологии. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи).

2 стр., 695 слов

Диагностика музыкальных способностей детей

Диагностика музыкальных способностей детей Фамилия Имя Класс Интонация Метроритмическое чувство Память Эмоциональная отзывчивость Диапазон Качество певческого голоса Личностные особенности Светлова Виктория 6 В 5 Пассивный абсолютный слух 5 Справилась со всеми заданиями 5 Эмоциональна, музыкальна, чутко чувствует музыку a - g² Уверенный, звонкий Открытая, идет на контакт, но слегка застенчивая. ...

Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений.

Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое — гуманитарное, образное; левое — математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей.

Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов.

……..

ЛИТЕРАТУРА

1. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада [Текст] / Л. А. Венгер, Н. Б. Венгер, Э.Г. Пилюгина.- М.: Просвещение, 1988.-144 с.

2. Войскунский, А. Е. Я говорю, мы говорим [Текст] / А.Е. Войкунский.- М.: Просвещение,1989.- 200с.

3. Вавилова Е.Н. «Укрепляйте здоровье детей» М.П. 1986г.

4. Велитченко В.К. «Физкультура для ослабленных детей» М. «Физкультура и спорт»

5. Гаврилина, С.Е. Развиваем руки, чтобы и писать и красиво рисовать. [Текст] / С.Е. Гаврилина, Н.Л. Долбишева, А.Ю., Куров, В. Н. Куров, М., 2003.-180 с.

6. Гурушева Л.Г. «Диагностика уровня обученности детей дошкольного возраста» научная школа -2000 №10

7. Дубьев В.П. «Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи», дефектология 1999 №4

8. Доман Г. И Д., Ханн Б. «Как сделать ребенка физическисовершенным» М Аквариум 1999г.

9. Исенина, Е.И. Психологические основы речевого онтогенеза в начальном периоде [Текст] / Е.И. Исенина //Докт. дисс. — М.,1986.

10. Калмыкова, И.Г. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях [Текст] / И.Г. Калмыкова. — Ярославль: Академия развития, 1998.- 140 с.

11. Карпова, С.Н. Психология речевого развития ребенка [Текст] / С.Н. Карпова, Э.И. Труве. — Ростов-на-Дону, 1987.- 158с.

12. Кирпичникова, Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику [Текст] / Н. Кирпичникова // Дошкольное воспитание.- 2005.- № 2.- С.-76-78.

13. Кольцова, М.М. Движение и развитие сенсорной речи [Текст] / М.М. Кольцова.- М., 2000.-210с.

14. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка [Текст] / М.М. Кольцова.М.: Педагогика, 1973.- 144с.

15. Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры [Текст] / О.И. Крупенчук.- М.: Издательский дом. Литера.-2005.- 32с.- ISBN 5-94455-333-2.

16. Любина, Г.А. Рука развивает мозг [Текст] / Г.А. Любина. О.В. Желонкина // Ребёнок в детском саду.- 2003.- № 6. — С. 11-19.

17. Маркова, Е. Помогите детям увидеть мир многоцветным. Игры и упражнения для развития координации и точности движений [Текст] / Е. Маркова // Дошкольное воспитание. — 1996.- № 2.- С. 76-79.

18. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание.- 2005.- № 1.- С. 60-64.

19. Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников [Текст]: Пособие для родителей и педагогов / Л.П. Савина. — М.:ООО АСТ, 1999.- 220с.

20. Степаненкова Э.Я. «Теория и методика физического воспитания развития ребенка» 2002г.

21. Савина JI.И. «Пальчиковая гимнастика» М. 1999г.

22. Сиротюк А.К. «Коррекция развития интеллекта дошкольников» М. т.ц. Сфера 2003г.

23. Светов А.. Школьникова Н. «Физическая культура в семье» 1973г.

Диагностика умственного развития дошкольников» Под. Ред. Л.А.-М. 1978г.

24. Цвынтарный, Л. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст] / Л. Цвынтарный, М.С. Воронцова.- М.: Спб, 1999.-164с.

25. Шустова, И.Б. Игры для детей. [Текст] / И.Б. Шустова, Издательский дом Литература.-2005.- с. 230.