Индивидуальная работа учителя начальных классов с учащимися

Курсовая работа
По профилю «Начальное образование»
Тема: «Индивидуальная работа учителя начальных классов с учащимися»

Содержание

  • Введение
  • 1. Теоретические основы индивидуальной работы с учащимися в начальной школе
    • 1.1 Роль индивидуальной работы с младшими школьниками в образовательном процессе
    • 1.2 Особенности младших школьников, нуждающихся в индивидуальной работе с учителем
    • 1.3 Основные педагогические проблемы начальной школы
  • 2. Индивидуальная работа учителя начальных классов с учащимися
    • 2.1Типология индивидуальной работы с учащимися начальных классов
    • 2.2 Выбор вида и методов индивидуальной работы
    • 2.3 Примеры индивидуальной работы учителя в младшей школе
    • 2.4 Обсуждение результатов индивидуальной работы учителя в младших классах
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Введение
  • Общение — одна из самых сильных духовных потребностей человека.

    Вне общения не может происходить его развитие. Педагогическое общение ставит своей целью изменение в одном, нескольких или всех участниках общения [16].

  • Индивидуальный подход и обучение в коллективе не противоречат друг другу. А.С. Макаренко, призывая строить учебно-воспитательную работу с учётом индивидуальных особенностей учащихся, говорил о педагогике «индивидуального действия», рассчитанной на каждую конкретную личность со всем её индивидуальным своеобразием. Индивидуальный подход осуществляется в коллективе и с помощью коллектива [2].
  • Индивидуальное педагогическое воздействие на ребенка начинается с момента рождения. Вначале это общение с родителями и родственниками, затем — с другими ребятами и воспитателями в дошкольном учреждении.
  • Индивидуальную работу в школе следует начинать как можно раньше, потому что именно в младшем школьном возрасте ребёнок начинает проходить социализацию (усвоение норм и моральных правил общества).

    Он лучше усваивает информацию, стремительнее развивается. Кроме того, из психологии известно, что в данном возрасте одной из особенностей является любознательность. Главный вопрос маленького ребенка: «Почему?». Именно поэтому учителю начальных классов легко давать знания, а ребёнку — их принимать.

  • Когда мы говорим об индивидуальном подходе в обучении, то имеем в виду не приспособление целей и содержания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить максимально возможный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных способностей, активности, склонностей и дарований каждого ученика.
  • В индивидуальном подходе особенно нуждаются так называемые трудные ученики, малоспособные к обучению школьники, а также дети с выраженной задержкой развития. Индивидуального подхода требуют особо одаренные дети.
  • Таким образом, проблема и необходимость осуществления индивидуального подхода в обучении к учащимся начальных классов является актуальной в настоящее время.
  • Тесное двустороннее взаимодействие преподавателя и ученика позволяет значительно повысить уровень знания обучаемого и поднять квалификационный уровень обучающего.
  • Цель исследования настоящей работы: выявить психолого-педагогические условия, необходимые для организации индивидуальной работы с младшими школьниками в процессе обучения.
  • Для достижения указанной цели планируется решение следующих задач:
  • 1. Теоретически обосновать значение и роль индивидуального подхода в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста.
  • 2. Выявить индивидуально-психологические особенности ребенка.
  • 3. Рассмотреть понятие индивидуальной формы работы в педагогическом процессе.
  • 4. Изучить способы организации индивидуальной работы с младшими школьниками.
  • 5. Проанализировать результаты проделанной работы.
  • 1. Теоретические основы индивидуальной работы с учащимися в начальной школе

1.1 Роль индивидуальной работы с младшими школьниками в образовательном процессе

индивидуальный младший школьник учитель

Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители русской и зарубежной педагогики. Так, в педагогической системе Я.А.Коменского обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, причем выявлять эти особенности нужно постоянно и систематически.

К.Д.Ушинский разработал методику индивидуального подхода к детям. В то же время он предостерегал от общих рецептов индивидуального общения, подчеркивая тем самым творческий характер решения проблемы взаимодействия каждым преподавателем в каждом конкретном случае.

Критически используя наследие дореволюционной педагогики, Н.К.Крупская рассматривала развитие индивидуальных качеств ребенка как обязательное и необходимое условие воспитания [13].

В то же время Н.К.Крупская писала, что лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиться, поскольку коллектив не поглощает личность ребенка, а влияет на качество воспитания.

А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при решении ряда педагогических проблем: при организации и воспитании детского коллектива, при трудовом воспитании детей. У каждого ребенка, считал А.С.Макаренко, нужно выявить положительные стороны характера и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.

Проблема индивидуального подхода в обучении и воспитании детей получила развитие в педагогическом наследии В.А.Сухомлинского, который предлагал различные формы работы для развития индивидуальности каждого ребенка при воспитании его эстетических чувств.

Проблема индивидуализации процесса обучения не может быть успешно решена без знаний педагогом психологии. Советские психологи А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и другие занимались проблемой индивидуального подхода к формированию личности. Задавая своеобразные ориентир, современная психология предлагает следующее определение понятия личности: личность — индивидуальность, то есть неповторимое сочетание физических и психологических особенностей, присущих конкретному человеку и отличающих его от всех людей.

Учет индивидуальных особенностей для определения характера обучения необходим уже в начальной школе. Каждому ученику должна быть предоставлена возможность создания собственной образовательной траектории освоения учебных дисциплин [18].

Основными элементами индивидуальной образовательной деятельности ученика являются следующие:

— определение смысла деятельности (зачем я это делаю);

— постановка личной цели;

— составление плана деятельности в достижении цели;

— реализация плана;

— рефлексия (осознание собственной деятельности и ее результатов);

— оценка результатов деятельности.

А.В.Хуторской отмечает, что любой ученик способен найти, создать или предложить свой вариант решения любой задачи, относящейся к собственному обучению [18].

Учитель может и должен предлагать ученикам различные виды эмоционально-образовательной и логической деятельности. Но следует предоставить каждому ребенку право выбора этих видов при изучении одних и тех же образовательных объектов. В таком случае будет обеспечиваться не общая образовательная траектория для всех учеников, а индивидуальные траектории, приводящие учеников к созданию личностных образовательных продуктов, отличающихся объемом, содержанием, формой исполнения. Даже при одинаковых знаниях об изучаемых объектах индивидуальные образовательные продукты учеников различны, поскольку усвоенные ими виды деятельности и уровень развития отличаются.

По мнению Б.Т.Лихачева, цель индивидуально-личностного взаимодействия взрослых и детей имеет два одинаково важных аспекта: внешний — деловой, лежащий в основе общения, и внутренний, скрытый, духовно-нравственный, педагогический [14].

Атмосфера взаимной симпатии и расположения взаимодействия позволяет эффективно влиять на мотивы обучения, пробуждать личные стимулы, раскрывать жизненную перспективу ученика, удерживать его от необдуманных действий.

Парное взаимодействие становится сегодня едва ли не важнейшим каналом формирования отношения к событиям в обществе. Педагогу, как и любому гражданину, необходимо разбираться во всех актуальных проблемах общественной жизни. Для эффективного воспитательного воздействия недостаточно просто дать школьнику формальные ответы на злободневные вопросы. Важно выявить разные взгляды, поспорить, побудить высказать свое суждение, эмоционально рассказать о собственных мнениях и убеждениях [14].

Сближение воспитателя и воспитанника на почве реальных деловых увлечений открывает для взрослого детскую душу. Таким образом, парное воспитательное взаимодействие детей и взрослых имеет большое значение в становлении детской личности и индивидуальности. Оно не противостоит и не противоречит воспитанию в коллективе, а, наоборот, обогащает его, является его необходимым дополнением. Индивидуально-личностное взаимодействие обеспечивает индивидуальзацию воспитания в целостном педагогическом процессе [14].

Индивидуальный подход требует от воспитателя большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения ребенка. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных его особенностей. Это может быть состояние здоровья, особенности высшей нервной деятельности, условия окружающей среды. Различные отклонения в поведении ребенка на начальной стадии устранить легче; позже, когда они превратятся в привычку, устранять их гораздо труднее. Поэтому глубокий, всесторонний анализ всех поступков детей в младшем школьном возрасте особенно необходим.

По мнению педагогов-психологов, индивидуальный подход должен учитывать интересы каждого ребенка, особенности характера и темперамента, уровень физического и психического развития, условия его воспитания и развития в семье, отношения с окружающими, в частности со сверстниками в коллективе.

Индивидуальный подход в обучении и воспитании предполагает организацию педагогического взаимодействий не только с учетом особенностей ребенка, но также условий его жизнедеятельности [7].

Индивидуальный подход предполагает также побудительных причин поступков школьников. Различия в мотивах действий определяют и различия воспитательных мероприятий, которые должны быть осуществлены в связи с тем или иным поступком учащегося. [10].

1.2 Особенности младших школьников, нуждающихся в индивидуальной работе с учителем

Начало школьного периода характеризуется принципиальным изменением всей жизни ребенка. Главное при этом — совершенно новая система отношений с учителем, который в глазах ребенка является не заместителем родителей, а полномочным представителем общества [20].

Школьников, требующих индивидуальной работы с ними педагога, или индивидуального подхода, в соответствии с их особенностями можно объединить в следующие группы:

1) школьники с положительным отношением к учебе, но с невысокой способностью к обучению; исходя из оценочной системы, такие дети являются «неуспевающими»; в силу индивидуальных и социальных причин часть этих детей компенсирует свою неуспешность какой-либо практической деятельностью, часть — нет; у этой группы детей вырабатывается заниженная самооценка, что затрудняет работу в коллективе. Основная направленность работы с этими учащимися — развитие их мыслительной деятельности, логических действий и самостоятельности;

2) школьники с высокими умственными способностями, но с резко отрицательным отношением к учебе; результат — неуспеваемость, желание заниматься только тем, что им нравится, конфликты в коллективе. Часть этих детей компенсируют нежелание выполнять задания учителя каким-либо другим интеллектуальным занятием (чтение); они тяготеют к коллективу, индивидуальные занятия приносят быстрый и реальный результат. Неуспех в обучении другой группы связан с устойчивой негативной моральной установкой по отношению к школе и учителю (зачастую из семьи или другой социальной группы людей); индивидуальные занятия приносят пользу по прошествии длительного времени;

3) школьники с низким уровень умственного развития и отрицательным отношением к учению. Противоречие здесь заключается в следующем: для того чтобы вызвать положительное отношение к учению, необходимо таким учащимся давать легкие задачи, но для того чтобы развить интеллект, нужны относительно трудные задачи. Целесообразно строить индивидуальную работу с такими детьми следующим образом: вначале давать легкие задания, чтобы дети начали получать удовольствие от самой учебной деятельности, и постепенно их усложнять (см. п.2.3).

Понятие «неуспевающие дети» довольно неточное, но в современной школе повсеместно применяемое. Эти дети прежде других нуждаются в индивидуализации процесса обучения. Целесообразно подробнее рассмотреть феномен неуспевающего ученика.

Неуспевающий ученик, находясь в коллективе, переживает ситуацию неуспеха каждодневно, при получении неудовлетворительных оценок. Это не способствует его личностному становлению и развитию, занижает его самооценку, создает множество комплексов коммуникативного плана.

10 стр., 4990 слов

Введение в профессиональную деятельность психолога в образовании

... же совпадение? Беседа, индивидуальный подход, элементы учительства объединяют консультирование священника и психолога. Работу священника и ... понятия священнослужитель. Что же, собственно говоря, составляет деятельность священника? Чаще всего в сознании возникает ... успешным, необходимо образование, воспитание и серьезная подготовка. Как методологически можно сопоставить работу практического психолога ...

4 стр., 1868 слов

Формирование у детей дошкольников психологической готовности к обучению в школе

... с изменением социальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Актуальность темы вызвана тем, что в связи с ... обучению, чрезвычайно возросла в период реформирования всей системы образования в стране, этим и обусловлен выбор темы курсового исследования. Цель курсовой работы: исследовать проблему психологической готовности к школе ...

3 стр., 1471 слов

Технология ведения случая в деятельности социального педагога школы.

... проанализировать технологию ведения случая в деятельности социального педагога школы. Задачи исследования: 1. Изучить технологии социальной работы. 2. Выяснить стандарт социальной работы и технология ведения случая в ... является постоянное расширение информационного поля, что усложняет выбор. Управляемость процесса обучения состоит в том, что право подбора информации (при допустимости участия ...

6 стр., 2859 слов

Коррекционная работа с детьми, склонными к суициду

... которые бывают и найти свое. Детям раздаются списки ценностей: счастливая семья, любимая работа, друзья, вера, любовь, богатство, свобода, машина, знания. Дети выбирают пять самых важных ценностей, ... и будущем; 2. помочь овладеть навыками групповой дискуссии; 3. обеспечить безопасности ребенка, снятие стрессового состояния. Каждое занятие развивающей программы имеет следующую структуру: вводная, ...

Под неуспеваемостью обычно понимаются итоговые неудовлетворительные отметки, а к причинам неуспеваемости относят все обстоятельства, которые предшествуют их получению.

Другая категория детей — «слабоуспевающие»; ими принято считать учащихся, которые имеют недостаточно высокие умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти. К этой категории обычно относят и тех, у кого отсутствует учебная мотивация.

Эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Они без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих.

16 стр., 7512 слов

Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей ...

... целенаправленной деятельностью. В связи с этим считается целесообразным начинать систематическое обучение детей не ... работы по ознакомлению детей с задержкой психического развития с жизнью школы ... детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями». [1;с.7] Мотивы достижения не связаны с какой-либо специфической деятельностью, а являются индивидуальной ...

Педагоги выделяют три основные причины неуспеваемости:

1. Физиологические.

2. Психологические.

3. Социальные.

Далее мы перечислим основные принципы изучения индивидуальных особенностей детей для выявления именно тех, которые нуждаются в индивидуальной с ними работе:

1) изучение личности ребёнка через его деятельность;

2) изучение положения школьника в коллективе;

3) изучение личности в развитии;

4) условия семейного воспитания.

Практика показывает, что наблюдательный и опытный учитель может определить индивидуальные особенности учеников часто интуитивно, подсознательно.

При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы. Известно, что максимально благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств — младший школьный возраст. Чем младше ребенок, тем непосредственнее воспитание, тем больше ребенок верит учителю, безоговорочно подчиняется авторитету. Поэтому в младшем школьном возрасте легче воспитывать положительные привычки, приучать к дисциплине, поведению в обществе.

Проектируя будущие результаты воспитания, надо помнить о потенциальном снижении возможностей воспитанников при выработке ряда качеств из-за уменьшения с возрастом пластичности нервной системы, нарастания психологической сопротивляемости внешнему воздействию и необратимости сензитивных периодов [9].

1.3 Основные педагогические проблемы начальной школы

Одно из основных противоречий учебной деятельности заключается в том, что, будучи общественной по смыслу, по содержанию и по форме осуществления, она в то же время индивидуальна по результату, т.е. усвоенные в процессе учебной деятельности знания, умения, навыки, способы действий являются приобретениями отдельного ученика [20].

Проблема современной школы — это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования с особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении.

Парадокс образования заключается в том, что классы формируются по возрастному принципу. Тем не менее давно известно, что все ученики разные: у них разный уровень восприятия, они пришли в школу по-разному подготовленными, у всех индивидуальная психика, способности к обучению и прочее. Когда же становится очевидным, что одним учащимся на уроках скучно, а другие не в состоянии усвоить материал, начинаются активные поиски «новых» методов обучения [3]. То есть помещение в одни и те же классы для одного и того же «всестороннего и гармоничного образования и развития» разных детей, объединенных только по возрастному принципу, не дает никаких положительных результатов.

8 стр., 3908 слов

Высшая нервная деятельность ребенка раннего возраста

... же раздражителя и не выдерживают действия многих сильных раздражителей. 4.Высшая нервная деятельность детей раннего возраста характеризуется неуравновешенностью двух основных нервных процессов: процессы возбуждения ... развитию значения слова, иначе говоря - обобщения. Если системное развитие сознания обучения не оказывает прямого влияния, то развитием обобщения и, следовательно, изменением смысловой ...

У каждого ребенка свои специфические способности: одни из них проявляются ярче (доминантные способности), другие — более тускло, и каждый имеет свой личностный «потолок» возможного развития. Образование, опирающееся на хорошо развитые доминантные способности, обеспечивает человеку такой уровень деятельности, которого не сможет достичь тот, у кого к этой деятельности меньше способностей [3].

Формирование учебных групп по характеру познавательных возможностей школьников — это принцип персонализированного образования и одновременно научного и гуманистического подхода к обучению. Это предложение одобрено не только педагогами, но и психологами, но в настоящий момент образовательная система построена по-старому.

Разработка и внедрение системы персонализированного образования должна помочь в решении данного противоречия, и иона должна производиться постепенно, начиная с 1-го класса школы. Результатов перестройки образовательной системы, т.е. получения полного эффекта от персонализированного образования, нельзя ожидать ранее периода жизни одного поколения [3].

Отсутствие индивидуального, персонализированного подхода в обучении ведет к ряду отрицательных последствий. И самым серьезным и нежелательным из них является возникновение так называемого смыслового барьера [17].

Термином «смысловой барьер» в психологии называют явление, заключающееся в том, что в силу разного отношения школьника и взрослого к одному и тому же явлению, поступку, поведению в целом ребенок оказывается невосприимчив к отдельным педагогическим воздействиям. В результате школьник, хорошо понимая и умея выполнить то, что от него требует воспитатель, не «принимает» это требование и не выполняет его.

Основной, наиболее значимой по своим последствиям причиной, ведущей к возникновению у ребенка «смыслового барьера», является игнорирование учителем мотивов, обусловивших тот или иной поступок.

Весомый вклад в продвижение личностно-ориентированного, индивидуализированного образования в школах России, и в начальной школе в частности, вносит система негосударственных образовательных учреждений (так называемые частные школы).

Эта система зародилась в начале 90-х годов ХХ века и поначалу развивалась достаточно активно. В силу социальных причин наполняемость классов в негосударственных школах была незначительной, зачастую в начальных классах не набиралось и 10 учеников. Эта ситуация позволила в полной мере реализовать на практике индивидуальный подход в процессе обучения, причем в прямом смысле этого слова.

Преимущества обучения в малокомплектных классах начальной школы:

— учитель во время урока имеет возможность пообщаться с каждым

учеником в отдельности, разобраться с проблемами каждого, объяснить каждому ребенку его задание;

— такая постановка учебного процесса создает комфортную атмосферу для всех его участников;

— малое количество учеников позволяет в случае необходимости свободно перемещаться по классу (взять книгу, подойти к товарищу и что-то тихо у него спросить и т.п.).

Это очень важно для младших школьников, у которых время в дошкольный период проходило преимущественно в игре;

— для некоторых учеников начальной школы проблематичным является «выступление на аудитории», поэтому беседы в небольшом коллективе снимают эту проблему;

— в силу сложившихся обстоятельств каждый ребенок имеет возможность работать в комфортном для него темпе и менять сферу деятельности, не вызывая негативной реакции учителя.

Таким образом, несмотря на большое количество проблем в индивидуальном подходе к обучения младших школьников, они решаются тем или иным способом.

2. Индивидуальная работа учителя начальных классов с учащимися

2.1 Типология индивидуальной работы с учащимися начальных классов

Условием достижения целей и задач личностно-ориентированного обучения является сохранение индивидуальных особенностей учеников, их уникальности, разноуровневости и разноплановости. Для этого применяются следующие способы:

— индивидуальные занятия на уроке;

— организация парной и групповой работы с использованием индивидуальных разноуровневых заданий;

— формулировка детям открытых заданий, которые предполагают их выполнение индивидуально каждым учеником («Мой образ зимы», «Моя математика», «Что я понимаю под словом» и т.п.);

— предложение ученикам составить план занятия для себя; выбрать содержание своего домашнего задания, тему творческой работы; индивидуальную образовательную программу по предмету на обозримый период времени [18].

В индивидуальной работе с детьми педагогам целесообразно руководствоваться следующими принципами:

— установление и развитие не только деловых, но в большей степени межличностных контактов на уровне «учитель-ученик»;

— уважение самооценки личности ученика;

— вовлечение ученика в максимально возможное количество видов деятельности для выявления его способностей и свойств характера;

— постоянное и постепенное усложнение заданий и повышение требовательности к ученику в ходе личностно-ориентированного взаимодействия;

— создание адекватной психологической атмосферы при взаимодействии, которая является эффективным средством реализации программы обучения и воспитания [19].

Современные отечественные педагоги предлагают следующие формы индивидуальной работы с учащимися [12]:

— индивидуальный подход на уроках в классе, использование элементов дифференцированного обучения, инновационных технологий, проведение нестандартных форм уроков;

— дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;

— подготовка к участию и участие в школьных и районных олимпиадах;

— проектная деятельность учащихся;

— участие в работе творческих кружков, внеклассных мероприятий;

— участие в конкурсах, играх, викторинах.

В условиях современной школы проектная деятельность младших школьников оказывает большое положительное воздействие на становление индивидуальных личностных качества ученика. Работа над проектом осуществляется под непосредственным руководством учителя, что является характерным примером индивидуальной работы с учеником.

Выделяются следующие этапы этого вида индивидуальной учебной деятельности [10]:

— мотивационный (учитель представляет общий замысел, создаёт положительную мотивацию; обсуждает с учеником идею);

— планирующий (ученик во взаимодействии с учителем предлагает тему и цель проекта, формулирует задачи, совместно вырабатывается план действий);

— подготовительный (ученик собирает материал, работает с литературой и другими источниками; учитель наблюдает, координирует);

— рефлексивно-оценочный (ученик представляет проект, участвует в коллективном обсуждении и оценке результатов работы).

В индивидуальной работе учителя с учеником важно не только взаимодействие на уроке, но также вовлечение ученика в участие во внеклассных мероприятиях.

Внеурочная, внеклассная индивидуальная работа является одним из успешных способов работы с детьми, и его можно определить как способ организации свободной самостоятельной деятельности ребенка при целесообразном руководстве педагога. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм внеклассной работы. В основе их классификации заложены главные средства воспитательного воздействия: слово, переживание, деятельность, игра, психологические упражнения (тренинг).

Отсюда пять способов воспитательной работы с младшими школьниками:

— словесно — логические;

— образно — художественные;

— трудовые;

— игровые;

— психологические.

Индивидуальная работа с учащимися предполагает также коллективные, фронтальные, групповые формы деятельности, коллективно-мотивационное учение, усиление акцента в обучении на самостоятельность в познавательной деятельности.

Раскрытие и совершенствование индивидуальности в начальной школе происходит в процессе овладения знаниями основ наук. Поэтому попытка ввести индивидуализацию учения посредством освобождения школьника от учебных предметов, которые ему трудно даются, и усиление тех, которыми он легко овладевает, не является правильной с точки зрения всестороннего развития личности.

Нельзя признать правильным и решение вопроса об индивидуализации учения посредством сокращения программы для одних учеников и видоизменения её для других. Приспосабливаться к уровню развития учащихся — значит выявить у ребенка слабыми сторонами и отказаться от средств их преодоления [5].

Таким образом, использование индивидуальных форм работы предполагает решение важнейшей задачи: изучить ученика, рассмотреть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, и опираться на эти знания в процессе взаимодействия. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности.

2.2 Выбор вида и методов индивидуальной работы

Путь к развитию индивидуальности ребенка проходит через развитие интересов, потребностей, склонностей каждого из них. Невнимание к индивидуальным особенностям нежелательным последствиям: способные ребята могут утратить интерес к учению и попасть в разряд так называемых «трудных детей». А основное отличие школьника от дошкольника, как известно, заключается в наличие у школьников мотивации к учению. Воспитание в школе предполагает знание личности каждого ученика, ибо без учета индивидуальности учащихся невозможно добиться успешного обучения и воспитания [8].

Для успешного формирования личности школьника педагог должен быть знаком с основными типами высшей нервной деятельности, которые соответствуют, по И.П. Павлову, следующим темпераментам: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Эффективность индивидуальной работы с учеником младших классов целиком зависит от профессионализма педагога, его умения изучать личность и помнить о ее неповторимости и уникальности. Учитывая это, учитель правильно определит формы и методы воспитательного воздействия и педагогического взаимодействия. Таким образом, в процессе взаимодействия от преподавателя требуется не только педагогическая подготовка, но также знание возрастной психологии, физиологии и технологии воспитания и обучения.

Основными способами изучения индивидуальных особенностей школьников являются: систематические наблюдения за учеником, индивидуальные и групповые беседы на различные темы, дополнительные учебные и внеучебные занятия с последующим их анализом, изучение положения ребенка в коллективе, его отношений к товарищам, его позиции в группе. Также используются анкетирование, интервьюирование, тестирование, социометрия, метод экспертных оценок, анализ документации, эксперимент и др. [12].

Индивидуализация обучения определяется как организация процесса обучения в любой форме и любыми методами с учетом индивидуальных особенностей учащегося:

1) от группового обучения до полностью независимого индивидуального;

2) варьирование форм, методов обучения, учебного материала, а также конкретных образовательных задач для каждого конкретного учащегося;

3) использование индивидуального обучения в различных вариациях: по всем предметам, по отдельным предметам, по отдельным темам учебного материала.

Особое значение при выборе методов и форм индивидуальной работы необходимо учесть следующие моменты [13]:

1) в общении с ребенком очень важно доброжелательное отношение;

2) учителю необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в личности каждого школьника, опираться на это положительное в индивидуальной работе;

3) хорошие результаты дает открыто выражаемое доверие к нравственным стимулам так называемых «трудных» детей.

При выборе методов работы необходимо учитывать темперамент ребенка. Темперамент характеризует поведенческую сторону человека: тонус, динамику поведения, уравновешенность. Он сказывается на активности и работоспособности ребенка, его коммуникативых способностях. Так, школьникам с высоким интеллектом необходима известная свобода самостоятельного выбора действий в учебной и внеучебной работе с целью их разностороннего развития и саморазвития.

В индивидуальной работе с одаренными детьми особое внимание нужно уделить квалификации преподавателя. Здесь должны быть талантливые учителя-воспитатели, владеющие новейшими технологиями и методиками обучения и воспитания.

Таким образом, индивидуализация обучения предполагает организацию учебной деятельности в соответствии с особенностями, возможностями и уровнем развития ребенка. Но при этом чрезвычайно важно обратить внимание на то, чтобы у учащегося формировался свой, индивидуальный стиль работы. То есть обучение при индивидуальном контакте с преподавателем должно создавать максимальные условия для расцвета самобытности и творчества ученика [6].

При индивидуальном общении необходимо использовать методы поощрения и наказания. Эти методы оказывают различное влияние на процесс и результат, как положительный, так и отрицательный. Всё зависит от конкретного ученика. Одного полезно похвалить для укрепления веры в свои силы; по отношению к другому от похвалы лучше воздержаться, чтобы не привести его к самоуспокоению и излишней самоуверенности. Наказанием для одних детей может служить простое осуждение, для других нужно применять более жесткие формы взыскания [19].

При применении поощрений и взысканий положительную роль играет именно общение «с глазу на глаз», поскольку ребенок не имеет возможности сравнивать отношение учителя к себе и другим детям. Это помогает избегать неосмотрительных, необоснованных, неквалифицированных выводов о необъективности педагога.

2.3 Примеры индивидуальной работы учителя в младшей школе

Главной задачей при работе с детьми является овладение правилами поведения. Общие методы и средства воспитания должны конкретизироваться применительно к разным детям, к их нравственному опыту. Индивидуальную работу с детьми необходимо вести в тесном контакте с родителями, определяя единую линию воспитательного воздействия, опираясь на сильные стороны личности школьника [15].

А) Индивидуализация при обучении математике младших школьников.

Индивидуализацию обучения можно организовать в разнообразных формах, которые зависят от индивидуальных предпочтений учителя, особенности класса, возраста учащихся.

В организации индивидуальной самостоятельной работы учащихся помогают различные наборы карточек с заданиями различной степени трудности, которые учитель предлагает детям, учитывая успехи в обучении каждого.

Нами использовались карточки с тремя видами заданий:

1 вариант — самый трудный

2 вариант — менее сложный

3 вариант — самый легкий.

На начальном этапе обучения каждый ученик имел возможность выбрать для себя наиболее оптимальный вариант и уровень сложности.

В своей работе мы пользовались карточками с заданиями по темам «Сложение и вычитание в пределах 100», «Внетабличное умножение и деление», «Умножение и деление многозначных чисел».

Другой набор карточек включал в себя и дополнительные задания различной степени трудности. Причем в этом случае не всегда более сложному основному задания соответствовало сложное дополнительное. Здесь мы учитывали психологический аспект: слабо успевающий школьник, опасаясь получения плохой оценки, выбирал для себя задание невысокой степени сложности. Поскольку зачастую самооценка ученика заведомо снижена, задание им выполнялось успешно. Без опасения ученик брался за выполнение дополнительного задания, и часто это также было успешно. Таким образом, преодолевался психологический барьер, снималась боязнь неудач, вселялась вера в собственные силы.

В индивидуальной работе учитывались потребности сильных учеников. Таким детям давались заведомо усложненные задания. Особенностью работы с математически сильными школьниками мы использовали еще следующий прием: в формулировке условия задачи допускали фактическую ошибку. Цель — повысить внимательность детей к материалу, бдительность к фактам, предлагаемым учителем. Эта работа дает очень высокий положительный эффект: у ребенка повышается самооценка, вселяется уверенность в собственные силы.

В настоящее время учителя математики сталкиваются с проблемой решения младшими школьниками текстовых математических задач. Проблема вызвана следующими причинами:

— младшие школьники нередко испытывают затруднения в чтении текста;

— большой объем текста иногда приводит к тому, что ученик теряет логическую нить самого задания.

Тем не менее, решение текстовых задач является обязательным видом учебной работы в младшей школе.

Индивидуальный подход в данном случае оказывает неоценимую помощь в решении данной проблемы. Во-первых, учитель выбирает задачи для учащихся, зная их способности; во-вторых, при работе по индивидуальной карточке ученик тратит именно ему необходимое время для решения; в-третьих, индивидуальная работа подразумевает непременную возможность использовать помощь учителя в случае необходимости, в-четвертых, наиболее способные дети при решении сложных текстовых задач учатся математическому моделированию — составлению своеобразной схемы, логической цепочки пошагового решения задачи.

Б) Индивидуальная работа в младшей школе при изучении дисциплины «Окружающий мир»

Обучение младших школьников данной дисциплине предоставляет широкие возможности для индивидуальной работы. А это, в свою очередь, помогает в раскрепощении ребенка, повышении самооценки, ощущении своих возможностей в достижениях успешных результатов в изучении других предметов.

Механизмом реализации индивидуального подхода здесь выступает деятельностная парадигма образования, предусматривающая развитие всех качеств личности учащегося.

Содержание экологического образования в начальной школе основывается именно на применении индивидуального подхода к обучению. Основные принципы курса сформулированы следующим образом:

1) «Я учусь экологическому мышлению»;

2) «Я учусь управлять собой» (экологическая этика, экология человека);

3) «Я учусь действовать» (социальная экология).

Как видно из данных формулировок, здесь в полной мере учитываются личностные качества ребенка.

Обучение курсу «Окружающий мир» с использованием личностно-ориентированного, индивидуального подхода, позволяет решать следующие задачи:

— осознание собственного Я в человеческом обществе;

— развитие восприятия себя как части окружающего мира, обладающей индивидуальными особенностями;

— стимулирование собственного познавательного интереса;

— воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами (коммуникативные навыки);

— формирование умения занимать собственную жизненную позицию и выражать активное отношение к асоциальным проявлениям;

— формирование ответственного отношения к собственному здоровью и здоровому образу жизни.

Таким образом, особенностью экологического образования начальной школы является максимально полное использование возрастных особенностей младших школьников для достижения наивысших результатов в формировании экологической культуры.

Экологическая культура включает следующие основные компоненты:

— интерес к природе;

— знания о природе и ее охране;

— эстетические и нравственные чувства к природе;

— позитивная деятельность в природе;

— мотивы, определяющие поступки в природе.

Все эти качества проявляются при взаимодействии с учителем. В начальной школе, как было отмечено, индивидуальные контакты с преподавателем наиболее важны. Познание окружающего мира — тому пример. На уроках по окружающему миру мы, как правило, использовали иллюстративно-описательные методы воздействия, работая с группой учащихся. Индивидуальность же проявлялась при формулировке домашнего задания. Учащимся предлагалось:

— провести наблюдения на живой природе;

— рассказать о своих домашних питомцах;

— оформить свои наблюдения в любой удобной для ребенка форме: эссе, фотографии, коллаж, рисунок и т.п.

Такие виды заданий не только развивают индивидуальные качества учеников, но и позволяет им занять достойное место в коллективе (при демонстрации результатов работы).

2.4 Обсуждение результатов индивидуальной работы учителя в младших классах

В современной школе в настоящее время реализуется личностно-ориентированное образование, в основе которого лежит деятельностный подход. Несмотря на то, что обучение по-прежнему остается групповым (обучение в классах), индивидуальный подход используется повсеместно. Особенно важно это в начальной школе, когда дети попадают в новую для себя социальную среду. Слово «хочу» заменяется словом «надо», на смену игре приходят обязательные занятия. И здесь важно не отвратить ребенка от школы, от процесса обучения. Важно привить любовь к учению, навыки добывания знаний, потребность в обучении. Для этого учителю, кроме узко профессиональных знаний, нужны знания в области психологии, физиологии, зачастую — медицины. К счастью, в настоящее время практически все учебные заведения располагают собственной психологической службой. В ходе выполнения настоящей работы мы проанализировали два блока занятий по дисциплинам учебного плана начальной школы — «Математика» и «Окружающий мир». В обоих случаях активно использовался метод индивидуальной работы. Принцип подхода к решению проблемы индивидуализации обучения и составления заданий мы описали в п.2.3.Для выяснения результатов нашей работы были проведены следующие мероприятия:

Мероприятие

Результат

1) контрольная работа по математике с использованием карточек с заданиями «скрытой» сложности

— положительные оценки;

— позитивный эмоциональный настрой «Я могу!»;

— желание выполнить как можно больше заданий, повышая их сложность;

— дружелюбная атмосфера в классе.

2) беседа в классе о «любимых» и «нелюбимых» предметах, причинах этого явления

— большинство впервые отметили математику как любимый предмет;

— объяснение негативного отношения к предмету по причине сложности усвоения материала.

3) составление индивидуальных планов посещения детьми факультативных занятий, кружков и т.п.

— желание учеников посещать факультативные занятия по математике;

— желание попробовать свои силы при участии в олимпиаде по предмету

4) коллективная экскурсия в зоопарк

— активное участие в обсуждении всех вопросов по ходу экскурсии, отсутствие комплекса «зажатости»;

— желание рассказать о своих домашних животных;

— заинтересованность в общении с одноклассниками.

5) планирование проектной работы по дисциплине «Окружающий мир» на четверть

— практически 100%-ное желание участвовать в работе над проектом экологического характера;

— у замкнутых до этого времени ребят появилось желание работать в группе;

— эмоциональный положительный настрой на посильное участие в оформлении проекта, создании стенгазеты и др.: в зависимости от личных предпочтений дети выбирали для себя роль художника, фотографа, дизайнера-оформителя.

Из приведенной таблицы виден очевидный положительный эффект от применения индивидуального обучения в младших классах.

Необходимо указать еще один важный момент, являющийся результатом личностно-ориентированного образования, учитывающего индивидуальные особенности ребенка.

В настоящее время, время компьютерных технологий, информация меняется и обновляется достаточно быстро, если не сказать — стремительно. Если раньше учитель «нес» знания ребенку и был «истиной в конечной инстанции», то сейчас источников информации огромное количества, а навыки общения с техникой ребенок получает с малых лет. В сложившейся ситуации основной задачей современного образования является научить ребенка самостоятельно добывать знания, чтобы быть востребованным в обществе долгое время.

Индивидуализация обучения младших школьников резко повышает мотивацию к учению, а это, в свою очередь, сопровождается желанием больше узнать, продвинуться в своей познавательной деятельности.

Заключение

Таким образом, индивидуальный подход является одним из важнейших принципов обучения. В индивидуальном подходе нуждается каждый ученик. Индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом, предполагающим творческое развитие личности ученика.

Индивидуализация учения в начальных классах состоит в том, чтобы увидеть не только недостатки подготовки ребёнка к школе, но и особенности его психофизиологического развития и строить учебный процесс, исходя из этих возможностей и особенностей.

В ходе настоящей работы цель была достигнута: мы определили условия, необходимые для организации индивидуальной работы с младшими школьниками.

Нами были решены задачи:

1. Теоретически обоснована и роль индивидуального подхода в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста.

2. Выявлены индивидуально-психологические особенности ребенка, нуждающегося в индивидуальном общении с учителем.

3. Рассмотреть основные подходы к организации индивидуальной работы в педагогическом процессе младшей школы.

4. Приведены примеры организации индивидуальной работы с младшими школьниками.

Список использованной литературы

1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников по русскому языку / Л.И. Айдарова. — М.: Просвещение, 2011. — 28 c.

2. Акимова М.К. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход / М.К. Акимова, В.П. Козлова. — М.: Просвещение, 2002. — 158 c.

3. Беспалько В.П. Психологические парадоксы образования. Журнал «Педагогика», 2000, № 5, с.13-20.

4. Богданова Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка / Т.Г. Богданова, Т.В.Корнилова. — М.: Просвещение, 2009. — 138 c.

5. Болотникова О.П. Развитие рефлексивных действий как условие становления личностных новообразований младшего школьного возраста / О.П. Болотникова. — М.: Педагогика, 2003. — 24 с.

6. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. — М.: Владос-Пресс, 2005. — 159 с.

7. Волочков А.А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте / А.А. Волочков, Б.А. Вяткин. — М., 2009. — 10 с.

8. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия / В.В. Давыдов. — М.: Просвещение, 2003. — 378 с.

9.Данилова Е.Е. Ценность младшего школьного возраста. — М.: ТЦ «Сфера», 1997.

10. Еремеева В.Д. Нейропсихолог о дифференциации обучения / В.Д. Еремеева. — М., 2007. — 108 с.

11. Занков М.В. Индивидуальные варианты развития младших школьников / М.В. Занков. — СПб.: Питер, 2011. — 281 с.

12. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка / Л.И. Ковальчук. — М.: Просвещение, 2008. — 115 с.

13. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. — Спб.: КАРО, 2006. — 368 с.

14. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. — М.: Юрайт-М, 2001. — 607 с.

15. Петрова Л.И. Индивидуальный подход в воспитании младших школьников / Л.И. Петрова. — М.: Феникс, 2007. — 336 с.

16.Самоненко Ю.А. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 277 с.

17.Славина Л.С. Знать ребенка, чтобы воспитывать. — М.: Знание, 1976.

18. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001. — 544 с.

19. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания / Н.Е. Щуркова. СПб.: Питер, 2010. — 350 с.

20.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.

Размещено на