1. Становление психоанализа (теории Фрейда)

3

— делаю для себя (чтобы что-то вспомнить, что-то сохранить); поскольку не для печати, то данный текст несовершенен;

— можно давать этот текст обучающимся, но с обязательным предупреждением о том, что он не идеален, это означает и то, что, конечно, есть многие другие изложения Фрейда.

Вступление

Фрейда можно назвать открывателем бессознательного (до него на иррациональное/бессознательное обращали внимание: о нем учили на Востоке, его касались Декарт, Спиноза, Шопенгауэр, Гартман, Вунд, Джеймс, Сеченов – но в западной традиции именно Фрейд привлек к бессознательному всеобщее внимание).

В минимуме выпускник вуза должен помнить, что Фрейд известен этим, а также своей сексуальной теорией и тем, что он основатель психоанализа.

Фреда многие, не только романтические сударыни, считают больным и/или извращенцем. Даже если это так, в современной культуре (от философии до литературы и дизайна) он весьма широко представлен.

1. Становление психоанализа (теории Фрейда)

(берем через проблематику невроза, истерии и гипноза)

Невроз, истерия.

Невроз, истерия – странные действия, психологические срывы (например, девушка не может налить в стакан воды и выпить из него, как только она пытается сделать что-то подобное у нее начинается припадок).

Традиционно, невроз понимали как следствие физиологических нарушений внутренних органов (лечение, например, циркулярный душ или душ Шарко, душ придуманный известнейшим врачом, Шарко, именно для лечения душевнобольных).

Фрейд и Брейер (старший товарищ Фрейда, состоявшийся к этому времени врач) разработали концепцию психотравматического невроза, где последний понимался как защита от психологической травмы, знание о которой изгоняется из сознания, поскольку это знание невыносимо для человека, но это знание своеобразно сохраняется в виде болезненного, странного действия, т.е. невроз понимался как результат и следствие вытеснения (из сознания в бессознательное).

Обращаемся на базе данной теории к нашему случаю, почему девушка не могла пить из стакана? Однажды в гостях у знакомой англичанки она увидела, как мерзкая маленькая собака хозяйки лакала воду из ее стакана. «Фу, какая гадость» — подумала девушка про себя. Но из вежливости, робости (мама держала ее в ежовых рукавицах, и мама очень ценила эту женщину) она ничего не сказала, ни маме, ни англичанке. Этот неприятный случай девушка постаралась забыть …, вскоре возник невроз со стаканом воды.

11 стр., 5372 слов

Зигмунд Фрейд 9

... мотивов в регуляции человеческого поведения, утвердив тем самым новую ориентацию в психотерапии неврозов, Фрейд представил свое открытие ученому миру в категориях и схемах, легко уязвимых для ... том, что происходит в его собственной душе. Именно это знание принималось за незыблемый краеугольный камень психологии. Фрейд, опираясь на свой клинический опыт, его подорвал. Попытка вывести ...

Лечили неврозы Фрейд и Брейер так. С помощью «легкого гипноза», в беседе с пациентом, преодолевая его сопротивление (поскольку вытесненное знание касалось морально тяжелых проблем), узнавалось о причине/источнике невроза. Пациент, вспомнив об этом и сознательно примирившись с этим событием (девушка смогла произнести: «Ужасная женщина, отвратительная собака»), достигал катарсиса (греч., облегчение), в результате чего невротические действия исчезали (ср. в обыденной жизни: «Выговорись, легче станет»).

Гипноз.

Гипноз в это время очень популярен. На Фрейда большое впечатление произвел следующий случай. Даму на сцене погружают в гипноз, в этом состоянии ее просят раскрыть зонтик минут через пять, после того как ее выведут из гипнотического состояния. Она так и делает. На вопрос почему, зонтик был открыт, она отвечает, что решила посмотреть, ее ли это зонтик, не сломан ли он … Ответы очевидно ложные, но женщина абсолютно уверена в правоте своих ответов и самого решения (в психоанализе подобного рода объяснения получило название рационализация).

Психотравматическая концепция невроза, указанный выше пример с гипнозом показали Фрейду неадекватность современных научных представлений о психике человека, исходящих из ее двухчастности, где телесное изучалось физиологией (например, рефлексы Павлова), а психическое, сознательное – психологией. На базе этих представлений указанные случая не объяснялись. Последнее вынуждало разрабатывать новое представление о психике, где должно было найти свое место бессознательное, в котором, очевидно, прятались причины неврозов и команда «раскрыть зонтик».

Работа с нервными, психическими больными (которое, по Фрейду, выбалтывают тайны здоровых людей, т.е. между невротиками и здоровыми людьми нет качественной разницы, невротики просто намного слабее здоровых людей), проблематика гипноза, анализ сновидений (по Фрейду, в этой области находится один из важнейших источников подтверждения психоанализа – «царская дорога к бессознательному»), анализ ошибок, описок и т.д. ведет Фрейда к психоанализу.

+ Фрейд с трудом гипнотизировал пациентов, поэтому он попытался не использовать гипноз – как оказалось, это пошло на пользу лечению. В результате оформилась классическая форма психоаналитической работы с пациентами: пациент лежит на кушетке (не очень мягкой), сзади него (вне поля зрения пациента) сидит врач, и они беседуют (часто по поводу снов пациента).

Врач старается направить пациента внутрь его бессознательного, о близости к которому часто говорят такие слова пациента: «Эта мысль не имеет значения», «Чушь какая-то, о чем здесь говорить», «Я бы не хотел говорить об этом» и т.д.

2. Основные идеи психоанализа Фрейда

Полезно выделять в творчестве Фрейда два этапа. Относительным, мягким водоразделом между ними может служить работа Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия» (1920).

14 стр., 6825 слов

Природа гипноза

... Он не увлекается эстрадными демонстрациями, а серьезно пробует различные варианты гипноза для лечения пациентов, строго ведет катамнез динамики лечения, стремится к максимально объективному диагностированию ... привели к возникновению медицинской гипнотерапии. В свою очередь работа З. Фрейда с гипнозом и гипнотическими состояниями оказала серьезнейшее влияние на разработку классического психоанализа. ...

В этой работе Фрейд разрабатывает метапсихологические (общие, философские) идеи – до этого Фрейд особо подчеркивал, что его теоретические идеи опираются на факты, взятые из работы с больными, анализа сновидений и т.д., т.е. Фрейд подчеркивал, что психоанализ – это научная теория ньютоновского типа, построенная при помощи гипотеко-дедуктивного метода. Метапсихологический анализ приводит Фрейда к открытию инстинкта смерти. Фрейд подчеркивает, что эта идея носит гипотетический характер (не является непосредственным опытным, клиническим выводом), но все больше и больше своего времени он уделяет разработке подобных идей. Многие психоаналитики весьма скептически относятся и к общему метапсихологическому подходу Фрейда, и к его конкретным идеям, полученным на этом пути.

2.1. Основные идеи первого этапа развития психоанализа

Основой и итогом этого этапа является первая структура психики (первая топика).

Эта структура психики исходит из следующего строения человеческой души, в которую входит:

сознание (не знает о содержании вне-сознательного; руководствуется принципом реальности, который требует, чтобы человек соотносил свои желания и реализовывал их в общественно разрешенной форме; принцип реальность развился из инстинкта самосохранения);

предсознание (включает: 1. просто забытое/неактуализированное знание – банальное наличие этого вне-сейчас-осознаваемого знания главный аргумент за наличие бессознательного вообще; 2. опасные/неприятные мысли; предсознание может быть открыто сознанию);

бессознательное (включает все глубокие асоциальные желания, вытесненные с детских лет; практически недоступно сознанию; руководствуется принципом удовольствия – стремлением к немедленной реализации любых потребностей, создающих неудовольствие для организма);

цензура (расположена/функционирует между сознанием и предсознанием, сознанием и бессознательным; руководствуется принципом реальности; бережет сознание от аморального содержания вне-сознательного, не пуская/искажая до неузнаваемости его содержание).

В онтогенезе (индивидуальном развитии организма) становление такой структуры психики происходит следующим образом. Родившегося ребенка (как и любое живое существо) окружают как хорошие, так и плохие впечатления/условия. Желательно, избавляться/избегать плохих: грязи, холода и т.д., а стремиться к хорошему, к удовольствию. Об удовлетворении потребностей, приносящих удовольствие, можно вспомнить/помечтать, но воображение/галлюцинации не помогают (воображаемая халва не дает реальной сладости и сытости).

Принцип удовольствия не может обеспечить выживание живого существа. Поэтому ребенок (с большой помощью общества) постепенно начинает ориентироваться на принцип реальности (веди себя хорошо и получишь конфету; в целом: осознание разности иллюзорного и реального удовлетворения потребностей; привычка отстрачивать удовольствие – сначала диплом НГТУ, а потом «Мерседес»; желание только приемлемых обществом целей).

Поскольку изначальный источник психической энергии выражает принцип удовольствия, то общество должно направить ребенка по пути сублимации (переориентация опасной/асоциальной психической энергии человека на социально приемлемые цели), по пути вытеснения из сознания (соответственно перевод в вне-сознательные сферы) всех социально неприемлемых мыслей/желаний. Но сила принципа удовольствия изначальна и велика, кроме того, социализация требует повсеместного ограничения (нельзя ругаться, плеваться, садиться за стол с грязными руками, подглядывать, читать чужие письма, на лекциях не болтать по сотовому и т.д.).

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... задача лишь в том, чтобы это соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не ... земных пут, тягостей вещей и всего, что связывает дух человека. Точно так же ко сну отходя, освобождается сознание от сора земного, чтобы свободным взлететь на крыльях ...

В итоге формируется такая психическая инстанция как цензура – защищающая сознание от мощного котла желаний, находящихся в бессознательных разделах души человека.

Этот взгляд на психику позволяет а) дать оригинальное прочтение психических болезней, снов, остроумного и т.д. б) «унижает» как сознание вообще, которое выступает и ширмой, и подвластным бессознательному (у всех у нас во множестве свои «стаканы с водой»), так и взрослое сознание, которое оказывается зависимым от неизвестной ему (забытой) психической истории своего детского развития.

Некоторые книги это периода и чуть об их проблематике.

«Толкование сновидений» (1900).

Современная медицина склонялась к бессмысленности сновидений, ближе к истине обыденное сознание, которое довольно заинтересовано относилось к сновидениям (сонники и ко).

По Фрейду, сны имеют глубокий смысл. Суть сна – исполнение желаний, в детских снах это очевидно (ребенку днем не дали съесть кило печенья – утром он хвалится, что во сне съел его целый вагон), во взрослых снах это становится ясно после специального анализа. В сновидении нужно видеть явное содержание сновидения (сам виденный сон) и скрытое содержание; механизм/путь образования сновидений: в течение дня происходит вытеснение, ночью происходит ослабление цензуры, осуществляется компромисс – желание, идущее из бессознательного, перерабатывается (методами: смещения, сгущения, драматизации и др.), в результате чего получается то явное, обычное, спутанное для бодрствующего сознания содержание сновидения, маскирующего его скрытое содержание, как только наступает утро, цензура восстанавливается в полном объеме – это объясняет повсеместное забывание сновидений. Функция сновидений – быть хранителями сна: «плохой» мальчик просыпается и орет: «Хочу носорога!», хороший – во сне играет с носорогом.

«Психопатология обыденной жизни» (1904).

Интересна, читабельна, в ней нет вызывающих сексуальных примеров – в этом плане вполне можно рекомендовать любому контингенту обучающихся. В последней главе книги деется суть или основная идея работы – все случающиеся с нами описки, очитки, забывания и т.п. так называемые случайные действия не являются случайными, а являются необходимыми, т.е. они детерминированы бессознательным человека, все они демонстрируют незаметную для нас взаимосвязь бессознательного, сознательного и цензуры в психике человека. Все остальное в книге заполнено примерами на эту идею: забывание в стихотворении слов: деньги, женитьба, старость; врач состоятельному пациенту: «Надеюсь, что вы еще не скоро встанете с постели»; подруга подруге: «эту прелестную новую шляпку ты сама обделала». + Лещенко.

7 стр., 3448 слов

Характер 10

... искусствам: живописи, музыке, театру, литературе. Они любят веселиться, развлекаться, получать от жизни удовольствия, часто являются душой разного рода компаний. Атлетики - это люди с ... активной, провоцирующей стороной. Часто бывает раздражительным, угрюмым, необщительным. Среди положительных черт характера: добросовестность, аккуратность, любит животных и маленьких детей. 5. Застревающий тип. ...

«Три очерка по теории сексуальности» (1904).

Здесь излагаются взгляды Фрейда на сексуальность – для многих неприемлемая книга. Фрейд начинает ее с того, что обычное понимание сексуальности (начинается в юности, состоит во влечении к противоположному полу, стремится браку, в котором главное в соединении гениталий для продолжения рода, т.е. в обычном отношении к сексуальности выражен примат генитальности) не выдерживает никакой критики или оставляет за пределами рассмотрения колоссальный материал (сексуальные перверсии, фетишизм, скотоложство, детский онанизм и т.д. и т.п.).

Сохраняя этот материал, Фрейд начинает соотносить сексуальность с получением удовольствия, вообще, к примеру, прием пищи также начинает пониматься в контексте сексуального удовольствия, удовлетворения. Фрейд соотносит сексуальность с принципом удовольствия вообще, с первоначальной энергией человека вообще. Для отражения этого нового содержания сексуальности вводится новое понятие Либидо. Далее, Фрейд утверждает, что сексуальное развитие начинается с самого рождения, т.е. он считает, что существует детская сексуальность. Этапы развития последней: 1 этап — оральная фаза (1 год жизни), эрогенная зона – слизистые оболочки рта и губ («Кто видел, как ребенок насыщенный отпадает от груди с раскрасневшимися щеками и с блаженной улыбкой погружается в сон, тот должен будет сознаться, что эта картина имеет характер типичного выражения сексуального удовлетворения»); 2 этап – садистско-анальная фаза (2-3 гг. жизни), эрогенная зона – слизистая оболочка заднего прохода (задержка каловых масс, боль и сладость при их прохождении; сидение на горшке как подарок); 3 этап – фаллическая фаза (4-6 гг. жизни), эрогенная зона пенис/клитор (время детского онанизма); где-то в это время начинают формироваться комплекс Эдипа у мальчиков (любовь к своей матери и ненависть к отцу-сопернику; «Гамлет», «Братья Карамазовы») и противоположный комплекс Электры у девочек (+ почему мы не хотим маленьких братику/сестренку? Мы знаем что они наши соперники!!!); 4 этап – латентная фаза, где формируются мощные запреты на аномальную сексуальность; 5 этап – генитальная фаза (с начала пубертатного периода), где частные сексуальные влечения подчиняются нормальной (т.е. общественно приемлемой форме) половой деятельности, т.е. сексуальной целью является заключение брака для порождения потомства или сексуальной целью является соединение гениталий, а сексуальным объектом выступает лицо противоположного пола.

+обморок/«улет» от поцелуя – свидетельство недостаточно преодоленной оральной фазы; +любовь человека именно к проституткам/замужним женщинам может говорить о недостаточно преодоленном комплексе Эдипа.

«Пять лекций по психоанализу» (1909).

Краткое, четкое, понятное, с хорошими примерами изложение основных положений психоанализа.

«Тотем и табу» (1913).

Попытка объяснить становление общества через психоанализ: реальное убийство отца ввергло сыновей в ужас и страх от ожидания подобного отношения к ним со стороны их детей – тем самым появилось основополагающее общественное табу: запрет на убийство родителей.

9 стр., 4498 слов

Этапы исследования методом наблюдения

... испытуемым какую-либо конкретную задачу и прослеживает строение соответствующих действий испытуемого, характер используемых при этом средств в процессе решения по­ставленной задачи ... метода обработки результатов. Собственно наблюдение. Обработка и интерпретация полученной информации. овседневной жизни) и лабораторным. Преимущества метода наблюдения Наблюдение позволяет непосредственно охватить и ...

(в принципе, уже эта работа носит общий, метапсихологический, философский характер, т.е. вполне могла бы быть включена в следующий, второй этап развития психоанализа Фрейда, но лучше только иметь в виду этот ее характер, а второй этап начинать с самой вызывающей, новой работы Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия»).

2.2. Основные идеи второго этапа развития психоанализа

Фрейд сам указывал на то, что многие его метапсихологические идеи носят гипотетический характер. Фрейд не считал, что эти идеи принципиально оторваны от всего того, что он открыл ранее. Но все-таки высказанное, например, в «По ту сторону принципа удовольствия» для многих (как сторонников, так и противников Фрейда) весьма отличатся от всего того что было у Фрейда раньше и опиралось на прямой опыт.

«По ту сторону принципа удовольствия» (1920).

Кратко и главное: работа с ранеными первой мировой привела Фрейда к идее борьбы в нашей душе влечения к жизни – Эроса (Либидо) и влечения к смерти – Танатоса (так потом стали многие, но не все, называть этот инстинкт).

Метафизическое обоснование Танатоса: живое произошло из неживого, любой шаг по пути появления нового более сложного живого сталкивается с трудностью осуществления, поэтому всегда существует тенденция возврата живого к более простому состоянию, в пределе, к неживому. Последнее в этом случае ассоциируется со спокойствием, отсутствием не только активности, но и страдания (принцип нирваны).

В данной работе Фрейд снимает прежнее противопоставление принципа удовольствия, сексуальности и принципа реальности. Теперь сексуальность, удовольствие и стремление выжить (принцип реальности) объединяются в борьбе против влечения к смерти. Хотя последнее противостояние может носить только тактический, а не стратегический характер. Фрейд, скорее всего, склонялся к тому, что влечение к смерти, в конечном счете, включает в себя и стремление к жизни, т.к. организм, вообще стремится не к получению удовольствия, а к снятию неудовольствия, т.е. не к «нападению, а к защите», все это логично ведет к тому, что влечение к смерти, спокойствию носит первичный и более сильный характер.

Немного цитат из данной работы (отражающих минимум и без многих нужных разъяснений):

«В психоаналитической теории мы без колебания принимаем, что течение психических процессов автоматически регулируется принципом удовольствия, возбуждаясь каждый раз связанным с неудовольствием напряжением и принимая затем направление, совпадающее, в конечном счете, с уменьшением этого напряжения, другими словами, с устранением неудовольствия или получением удовольствия. …

Новый и удивительный факт … «навязчивые повторения» воспроизводят также и такие переживания из прошлого, которые не содержат никакой возможности удовольствия. …

Теперь мы переходим к спекуляции, иногда далеко заходящей, которую каждый, в зависимости от своей личной установки, может принять или отвергнуть. Дальнейшая попытка последовательной разработки этой идеи сделана только из любопытства, заставляющего посмотреть, куда это может привести. …

2 стр., 763 слов

2 ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА И НЕОФРЕЙДИЗМ, СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

... деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность подсознательного — принципу реальности. Главной в философии Зигмунда Фрейда была идея о том, что поведением ... влечения Эго (инстинкты смерти, агрессии, разрушения); — половые инстинкты (инстинкты жизни). Фрейд предлагает рассматривать сознание личности как систему внешних запретов и правил (Супер-эго), ...

Проявление навязчивых повторений … отличается непреодолимым, а там, где находится в противоречии с принципом удовольствия «демоническим» характером. … Даже при приятных переживаниях ребенок не может насытиться этим повторением. … Эта черта характера должны впоследствии исчезнуть. Услышанная во второй раз острота пройдет почти незамеченной …

Влечение, с этой точки зрения, можно было бы определить как наличие в живых организмах стремления к восстановлению какого-либо прежнего состояния, которое под влиянием внешних препятствий живое существо вынуждено было оставить … выражение косности в органической жизни. … целью всякой жизни является смерть …

Многим из нас было бы тяжело отказаться от веры в то, что в самом человеке пребывает стремление к усовершенствованию, которое привело его на современную высоту его духовного развития и этической сублимации … Но я лично не верю в существования такого внутреннего стремления … постоянное стремление к дальнейшему становится легко понятным как последствие того вытеснения, на котором построено самое ценное в культуре … из разности между полученным и требуемым удовольствием … возникает побуждающий момент, который и не позволяет остановиться …»

«Психология масс и анализ человеческого Я» (1921).

Предпринята попытка понять как массы людей становятся восторженными поклонниками вождей, тиранов;

«Я и Оно» (1923).

Сформирована вторая модель психики; Оно – бессознательное; Я (Эго) – сознание, Сверх-Я (Супер-Эго) – (общественные запреты, ставшие частью психики человека, его совестью).

«Достоевский и отцеубийство» (1928).

Одна из статей, где доказывается, что все гениальные люди находятся на грани психологического срыва, гениальные произведения культуры есть следствие/итог борьбы мощнейших бессознательных сил с сознанием – подобной силы бессознательное дает человеку только два выхода, либо гениальное произведение, либо психическая болезнь.

«Недовольство культурой» (1930).

Фрейд весьма пессимистично смотрит на будущее человечества: каждый шаг культуры, это шаг «затягивания гаек» — как долго это может продолжаться? Не являются ли войны естественной формой выпускания «лишнего пара»?

«Почему война» (1933).

Открытое письмо А. Эйнштейну, который попросил Фрейда высказаться о войне. Фрейд сомневается в том, что война может исчезнуть из жизни людей. Кроме того, Фрейд твердо заявляет, что «мы верим в существования инстинкта разрушения и уничтожения», который и лежит в основе убийства, самоубийства и войны.

«Анализ конечный и бесконечный» (1937).

Фрейда мучает вопрос, возможно ли вообще найти истину, погружаясь в глубины человеческой психики? (вопрос, в частности, провоцируется тем, что у ряда пациентов болезнь вновь возвращается).

На этот вопрос он не может найти ответа

3. Направления/пункты критики Фрейда

Критикуют: пансексуальность; биологизм и антиисторизм (к примеру, вечность комплекса Эдипа); не проясненность «эффекта плацебо» — внушения (подозревают, что Фрейд внушал пациентам свои сексуальные идеи); свободные параллели между больными и здоровыми; образ психики, ориентирующийся на гомеостаз; идеи Фрейда о том, что нас определяет детство, к примеру, по Адлеру нас определяет цель в будущем.

14 стр., 6952 слов

Роль науки в жизни общества

... которых оно возникает и развивается. Говоря о социальной обусловленности жизни науки, следует различать несколько аспектов. Особенности общественного развития в ... этим и определяется специфика научного исследования и значения науки. Наука отличается от обыденного сознания тем, что представляет собой ... лидерами которых являлись В. Вундт, И. П. Павлов, 3. Фрейд, К. Левин, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский и ...

Традиционно, много критикуется поздний Фрейд то, что сам Фрейд относил к философским, далеко уходящим от конкретных данных теоретическим обобщениям.

Имеет ли Фрейд отношение к науке, зависит от критериев научности. Если использовать предлагаемые позитивизмом сильные, физикалистские критерии, то психоанализ вряд ли будет иметь отношение к науке (сравните результат физического эксперимента и результат беседы врача с психическим больным).

Но узость позитивистских критериев критикуется. Исходя из более широких критериев научности (которые предлагают многие сторонники гуманитарного знания), психоанализ может быть отнесен к науке. По это предполагает и то, что к науке будет отнесены и критики Фрейда (Юнг, Фромм и др.).