I. Введение в психопатологию детского возраста

Светлана Вадимовна Несова (?)

13.10.14

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков или физических дефектов.

Психическое здоровье (психическая норма) – динамическая совокупность психических (индивидуально- и с

оциально-психологических) свойств конкретного человека, которая позволяет ему:

  1. Адекватно своему возрасту, полу и социальному положению познать окружающую действительность,
  2. Адаптироваться к ней,
  3. Выполнить свои биологические и социальные функции соответственно возникающим личным и общественным потребностям, общепринятой морали

Подходы к оценке нормы

  • Нозоцентрический – исключение отклонения от нормы в его развитии, поведении, способности адаптироваться к окружающей среде.
  • Нормоцентрический – сопоставление о данных психики индивида с имеющимися нормативами.

Критерии оценки здоровья

  • Психическое равновесие
  • Гармоничность организации психики
  • Адаптивные возможности личности

Комплексный подход к оценке психического здоровья

    • Свойств нормальной личности (Эмоциональная устойчивость, зрелость чувств, умение совладать с негативными переживаниями, свободное проявления чувств, сохранность оптимального самочувствия и т.д.)
  • Нормальные психические состояния
  • Нормальные психические процессы

Психические функции должны быть интегрированы, гармоничны, уравновешены

Оценка психической нормы в детской психопатологии

  • В процессе развития постоянно меняются функциональные возможности детской личности, и это потребует диагностики с учётом возрастной динамики
  • В связи с лабильностью детской психики всякая оценка должна производиться с учётом возможных отрицательных внешних воздействий, которые способны исказить истинное психическое состояние
  • Психическая норма развивающейся личности зависит и от кризисов, возникающих в процессе её формирования
  • От оценки соответствия психики ребёнка норме зависит его будущая судьба, так как диагностика определит его обучаемость, место учебных занятий и программу обучения

Отношение людей к психической норме

  • Магический подход (всё то, что является не нормой, является магическим — духи, бесы, проклятия, сглазы и т.д.)
  • Органический подход (у всех психических расстройств всегда есть телесная причина – например, теория Гиппократа)
  • Психологический подход (причина — психологические травмы, депривации, фрустрации и т.п.)
  • Интегральный подход (Павлов, Селье (теория стресса), Фрейд)

Факторы изменения отношения к нездоровому ребёнку

15 стр., 7296 слов

Теоретические подходы в изучении проблемы детских страхов в психологии

... развития и формирования личности ребенка. Детские страхи представляет собой неотъемлемое явление нормального процесса психического развития и социальной ... . Переживания страха необходимы для полноценного функционирования психики, так как она нуждается не только в позитивных ... Теоретические подходы в изучении проблемы детских страхов в психологии   Еще с давних времен проблема детских страхов ...

  • Начало XIX века – увеличение детской популяции
  • Ребёнок не является уменьшенной копией взрослого
  • Появление педагогов и врачей-психиатров

Основные события XX века:

  • Были получены определённы знания л психическом развитии и его гетерогенности у детей
  • Развитие динамической психиатрии (поиск причин возникновения психического расстройства в детстве)
  • Изучение подростковой преступности (детские суды и воспитательные дома)
  • Появление первых амбулаторных психиатрических учреждений
  • Наблюдения за детьми сменились активной работой с ними, исправлением их поведения и лечением
  • Изучение роли психической травмы
  • Создание методов исследования и лечения
  • Создание современных систематик психических болезней у детей
  • Возникновение связующей психиатрии

Детская психиатрия

клиническая дисциплина, изучающая этнологию, патогенез, клинику, распространённость детских и подростковых психических заболеваний, разрабатывающая методы их клинической и лабораторной диагностики, вопросы прогноза, профилактики, критерии экспертизы, порядок проведения социальной реабилитации.

Детская психопатология

раздел детской психиатрии, изучающий общие закономерности и развитие детский и подростковых психических заболеваний, психопатологических процессов и состояния, а также особенности наблюдаемых при них симптомов и синдромов.

Психическая болезнь

— это заболевание всего организма с преимущественным поражением мозга и нарушением мозговой деятельности.

  • Извращается, нарушается отражательная деятельность, что ведёт к нарушению познания
  • Искажённое, неправильное, неадекватное восприятие и осмысление объективной действительности
  • Неправильное поведение больного
  • Затруднение приспособления к среде

Нарушения психики

Болезнь (нОзос) – болезненный процесс, динамическое, текущее образование.

Она в связи с определённым комплексом факторов имеет нозологическую специфичность, типичный для неё механизм возникновения, стереотип развития, течения, склонность к прогредиентности, эволюции или регрессу.

Примеры: шизофрения, психоз и т.д.

Патология (патос) – патологическое состояние, стойкое изменение, результат патологических процессов, процессов или порок, отклонение развития.

Это состояние – патологическое образование, не склонное к каким-либо существенным трансформациям, не имеющее определённых этиологических факторов и патогенетических механизмов, а также обладающее устойчивостью, резистентностью по отношению к терапии, стабильностью.

Примеры: Психопатия, инфантилизм, следствия энцефалита, травм и т.д.

Психические реакции – кратковременное изменение психики, длится не более 6 месяцев (эпилептическая или невротическая реакция).

12 стр., 5938 слов

Психические расстройства и заболевания

... дети чаще заболевают нервно-психическими расстройствами. Эти возрасты суть кризисы развития психики. Возрастные кризисы встречаются в ... сознания наблюдаются при интоксикационных, инфекционных, соматических заболеваниях, органических заболеваниях центральной нервной системы, эпилепсии. Так, ... эмоциональной слабости. Отмечаются головные боли, нарушение сна, вегетативные расстройства. При более тяжелой ...

Психоз – тяжёлое нарушение психики, характеризующееся:

  • Неадекватностью реакций
  • Нарушением отражения окружающего
  • Исчезновение критики к своим поступкам
  • Неспособность осмысления происходящего
  • Неспособность руководить собой, своими действиями и психическими проявлениями
  • Нарушение сознания, грубые изменения личности или дезинтеграцией всей психической деятельности

Непсихотические расстройства

Невроз – это симптомы и синдромы, сопровождающиеся критикой, адекватной оценкой окружения, а поведение больного, страдающего этими расстройствами, соответствует социально принятым нормам.

Типы психического реагирования организма и личности на вредность

  • Экзогенный (психические реакции, заболеваниями, причиной которым является органическое поражение мозга, травмы и т.д.)
  • Психогенный (реакции, заболевания, которые возникают после разного рода событий)
  • Эндогенный (реакции, заболевания, причиной которым являются наследственные факторы, хромоосомный сбой и т.д.)

Течение психических заболеваний

  • Непрерывное
  • Приступообразное
  • Смешанное
  • Волнообразное
  • Пароксизмальное (внезапное, кратковременный приступ, например, эпилепсия)
  • Прогредиентное (постепенное нарастание, усложнение симптомов, появление стойких нарушений)
  • Регредиентное (с каждым приступом число симптомов уменьшается – например, при Ч-М-травмах)

Исход психического заболевания

  • Дефект (стойкое продолжительное нарушение)
  • Выздоровление
  • Переход в хроническое состояние

Психопатология детей

  • Методологический подход к изучению нервно-психических заболеваний – эволюционно – динамический (онтогенетический)
  • Принцип единства биологического и социального в человеке в процессе формирования личности

Психический дизонтогенез

Выражается в различных нарушениях темпа, сроков развития психики в целом и отдельных её частей, а также в нарушении соотношения компонентов развивающейся психики ребёнка и подростка.

  • Асинхрония развития – сосуществование задержки своевременного развития одних функциональных систем и обогащающего развития других.
  • Ретардация – задержка своевременного развития или созревания одной или нескольких функциональных систем.
  • Акселерация – формирующаяся функциональная система развивается и созревает более быстрыми темпами, чем в норме.

Сейчас наблюдается ретардация поколения.

Связь психопатологии с другими наукам

  • Общая психопатология, детская психиатрия
  • Психофармакология
  • Детская психология
  • Педагогика
  • Дефектология
  • Социальная психиатрия
  • Психогигиена и психопрофилактика

Классификация психических расстройств

Международная систематика болезней взрослых и детей

Психические расстройства, характерные для детского и подросткового возраста:

Разделы Р80-Р89(нарушение психологического развития)

Р90-Р98 (поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском или подростковом возрасте)

Методы детской психопатологии

  • Описательный метод
  • Понимание
  • Экспериментальный психопатологический метод
  • Нейробиологические методы
  • Генетические методы

Психический статус ребёнка

16 стр., 7749 слов

Влияния средовых факторов на развитие личности ребенка

... 1. Определить понятие «личности». 2. Изучить развитие личности ребенка 3. Проанализировать роль социальной среды в развитии личности дошкольника. 4. Провести исследование и анализ влияния средовых факторов на развитие личности ребенка. Успешное решение ...

  • Внешность
  • Ориентировка (сохранность сознания)
  • Чувственное восприятие
  • Мышление и вербализация
  • Память
  • Интеллект
  • Эмоции и настроение
  • Воля и внимание
  • Поведение
  • Анализ сновидений
  • Осуждение творчества детей (рисунков, рассказов)
  • Анализ игровой активности

II. Возникновение психических расстройств

Физиологические основы детской психопатологии

  • Ослабление основных нервных нарушения у детей, Копия 2 распр.нарушения у детей">процессов и нарушение их отношений
  • Охранительное торможение и гипнотические фазы (между сном и бодрствованием)
  • «Изолированные больные пункты» в коре больших полушарий
  • Разобщённая деятельность отделов мозга и его сигнальных систем
  • Единство физиологических мер защиты и патологии

Физиологические основы психогенных расстройств (неврозов)

  • Срывы высшей нервной деятельности в результате «перенапряжения нервных процессов» или их «ошибки»
  • В их происхождении участвует врождённая слабость нервной системы, ранние неоднократные заболевания или нарушения питания

Физиологические основы расстройств личности (психопатий – стойкого искажения характера)

Характер – совокупность стержневых психических свойств человека, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки, тех свойств, от которых прежде сего зависит, как ведёт себя человек в различных жизненных ситуациях.

Темперамент – это врождённые особенности ВНД, выражающиеся эмоциональным реагированием и двигательной активностью, включающие в себя тонус и темп психических проявления и характеризующееся силой, подвижностью и уравновешенностью основных нервных процессов.

Физиологические основы эпилепсии

  • Сила, взрывчатость и периодичность – характерные черты ВНД
  • Физиологическая основа типичных изменений личности при эпилепсии – преобладание инертности в процессах ВНД

Физиологические основы шизофрении

  • Наличие в больших полушариях мозга различных гипнотических фаз, дробного и расположенного в отдельных пунктах мозга торможения
  • «Разложение коры полушарий, расщепление нормальной, связанной работы их»

Психологические основы детской психопатологии

  • Формирование психопатологических расстройств находится в прямой зависимости от возрастных особенностей психики детей
  • Психика детей в процессе развития постоянно меняется, приобретая в каждом возрасте свои характерные черты

Возрастное развитие

  • Неравномерно, гетерохронно
  • Имеет периоды

Периодизации в детской психиатрии

Основа – формы реакций и особенности поведения (по В.В.Ковалёву):

5 стр., 2400 слов

Расстройства ощущений

... — симптом психических расстройств, прояв­ляющийся крайне разнообразными, всегда чрезвычайно субъективными, необычными ощущениями в теле, ... остановить поток представлений. Галлюцинации — это расстройства восприятия, при которых объекты или явления обнаруживаются ... психических заболеваниях: фантастический характер, возникают, когда нет препятствий к получению достоверной информации. Нередко основа ...

  1. соматовегетативный (0-3 года)
  2. психомоторный (4-10 лет)
  3. аффективный (7-12 лет)
  4. эмоционально-идеаторный (12-16 лет)

Роль общения со сверстниками

  • обучаются самостоятельности, независимости
  • помогает восприятию новой информации, расширяет представление о мире
  • удовлетворяются потребности и развивающейся личности
  • учатся поведению в трудных жизненных ситуациях

Факторы возникновения психических нарушений: стресс

Эустресс

Дистресс

Мобилизация защитных сил организма

Группы стрессоров

  • Стрессоры активной деятельности
  • Стрессоры оценок (оценка деятельности)
  • Стрессоры рассогласования деятельности
  • Физические и природные стрессоры

Действие стресса

  • Первичная оценка – определяется угрожающий или благоприятный тип создавшейся ситуации
  • Вторичная оценка – определение самоэффективноси
  • Третичная оценка – изменения суждения

Факторы возникновения психических нарушений: социальное окружение

  • Наличие социальных связей
  • Привязанность, обеспечивающая безопасность
  • Роль эмоциональной поддержки

Факторы возникновения психических нарушений: глобальные и общественные факторы

  • Военные столкновения, межнациональные конфликты
  • Экологические катастрофы, стихийные бедствия
  • Трудные жизненные ситуации

Факторы, связанные с детскими учреждениями

  • Поступление в школу
  • Адаптация к школе, обучению
  • Усложнение учебных программ
  • Ориентация на высокие показатели
  • Трудности детских коллективов
  • Отношение учителя

Дидактогения – пагубное влияние процесса обучения

Дидактоскалогения

Семейные факторы

  • Особенности семейной ситуации
  • Социальная изоляция семьи
  • Родительское давление
  • Особенности родителя
  • Нарушение семейных отношений

Соматогенные факторы

  • Экзогенные (болезни, отравления, травмы
  • Эндогенные (работают благодаря развёртыванию внутренних механизмов – наследственность):
  • Синдромломкой Х-хромосомы (синдром Мартина-Белла) – умственная отсталость
  • Синдром Клайнфельтера (XXY) или больше X
  • Синдром Шерешевского-Тернера (Х)
  • Синдром Дауна
  • Финелкетонурия
  • Синдром «лицо эльфа»
  • Туберозный склероз
  • Алкогольная энцефалопатия

III. Нарушения познавательных процессов

Ощущение – простейший психический процесс отражения окружающей объективной действительности, а также внутреннего состояния организма.

Виды ощущений

  • Экстероцептивные — контактные и дистантные
  • Интроцептивные
  • Проприоцептивные (положение тела в пространстве, движения и т.д.)

Расстройства ощущений

Синестопатии – необычные неприятные ощущения без локализации, которые сложно описать, у них нет причин (распирание, жар, пульсация, покалывание, зуд и т.д.).

При атонических поражениях ГМ и шизофрении.

Парастезии – онемение конечностей, покалывание, мурашки (интоксикации, психогенное)

Аналгезии – отсутствие боли (паралич, шизофрения)

27 стр., 13040 слов

Взаимосвязь особенностей восприятия и дисграфических расстройств ...

... 3. Выделить теоретические подходы к изучению взаимосвязи между особенностями восприятия и дисграфическими расстройствами. 4. Выявить и квалифицировать ошибки в письменных работах младших ... источников; эмпирические и интерпретационные методы. 1. Характеристика взаимосвязи особенностей восприятия и дисграфических расстройств у младших школьников с нарушениями зрения 1.1 Клинико–психолого- ...

Гипалгезии – уменьшение болевых ощущений (психогенное – аффект)

Анестезия – исчезновение ощущений (истерические расстройства)

Гипестезии – снижение силы ощущений (депрессия, оглушение сознания)

Гиперестезии – обострение ощущений (нервно-психическое истощение)

Синестезии – возникновение ощущений в органе чувств при раздражении другого анализатора

Восприятие

Отражение в сознании предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Виды восприятий:

  • Зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, кинестезические, вкусовые
  • Восприятия пространства, времени и движения

Расстройства восприятия

Агнозия – отсутствие восприятия (неузнавание) – при поражении ГМ, истерии

  • Акустическая агнозия
  • Оптическая агнозия
  • Пространственная агнозия
  • Тактильная агнозия

Нарушение интенсивности восприятия

Сенсорная гиперпатия – повышение интенсивности восприятия (причина — голодное истощение)

Сенсорная гипопатия – снижение интенсивности восприятия

Дереализация – отчуждение окружающей действительности

Деперсонализация соматопсихическая – будто исчезли все те явления, которые связаны с телом (не дышит, нет веса, чужое тело и т.д.)

Деперсонализация аутопсихическая (расстройство самосознания) – переживание изменённости своего я (нет мыслей, нет чувств, нет страха, нет горя, пустота и т.д.) При истощении, при психастении, при кризисах взросления, при психозах.

Искажение восприятия

Психосенсорные расстройства – нарушение восприятия перспективы, размеров, формы и т.д. При утомлении.

Оптиковестибулярные расстройства – стены рушатся, кровать летает, потолок трясётся и т.д. При алкоголизме.

Расстройство схемы тела (при поражении ГМ):

  1. Расстройства восприятия формы, величины и положения частей тела в пространстве
  2. Распад тела на части
  3. Ощущение ложных конечностей (или наличие двойника)
  4. Невосприятие собственного дефекта

Ошибки восприятия

Иллюзии – ошибочное восприятие реально существующих явлений (у слабовидящих, слабослышащих, например. Или в темноте мешок кажется котом)

Галлюцинации – ошибочное восприятие отсутствующего в реальности.

  1. Истинные — проецируются вовне, воспринимаемое чуждо. Псевдогаллюцинации – находятся во внутреннем пространстве – голове, теле, осознаются как аномальное.
  2. Элементарные – отдельные звуки, образы, Сложные — целые сцены.
  3. Гипногогические – при закрытых глазах перед засыпанием,

Слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные, вкусовые.

Внимание

Произвольная или непроизвольная избирательная направленность и сосредоточенность психической деятельности на определённый объект, значимый в данный момент.

Св-ва: избирательность, объём, устойчивость, распределение, переключаемость.

8 стр., 3795 слов

Расстройства ощущений и восприятия

... целостной работы всей психики, можно определить как восприятие. Расстройства ощущения Расстройства ощущений бывают связаны с поражением периферических и центральных ... при значительном шуме, особенно у людей со снижением слуха и зрения. Пользующемуся слуховым аппаратом может ... наличии тонкого слуха. Нарушение мышления также существенно влияет на результат восприятия: например, слабоумный больной может ...

Нарушения внимания

  • Отвлекаемость (слабоумие, аутизим, гипертимы)
  • Апрозексия (полная невозможность сосредоточиться) – поражение лобных долей, расстройство сознания, ранняя детская шизофрения, глубокая умственная отсталость)
  • Прикованность (при депрессии, ипохондрии)
  • Истощаемость внимания (снижение способности к длительному сосредоточению) – при астении, минимальной дисфункции ГМ, органические поражения ЦНС
  • Сужение объёма внимания — неспособность удерживать большое число объектов в поле внимания (при прогрессивном параличе)
  • Тугоподвижность внимания – неспособность к быстрому и частому переключению внимания – при эпилепсии
  • Модально-неспецифические нарушения внимания и модально-специфические нарушения (концентрация на определённого типа объектах – зрительных, слуховых и т.д. – при поражении определённых зон ГМ)

Мышление

Процесс отражения общих свойств в вещах и явлениях, а также закономерных связей между ними, опосредствование, установление отношений и зависимостей, раскрытие внутренних связей и закономерностей.

Расстройства мышления

I Нарушение процесса мышления

  • Ускоренное мышление
  • Заторможенное мышление
  • Прерывистое, задержка мыслей (шперрунг)
  • Сгущение (агглютинация)