Светлана Вадимовна Несова (?)
13.10.14
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков или физических дефектов.
Психическое здоровье (психическая норма) – динамическая совокупность психических (индивидуально- и с
оциально-психологических) свойств конкретного человека, которая позволяет ему:
- Адекватно своему возрасту, полу и социальному положению познать окружающую действительность,
- Адаптироваться к ней,
- Выполнить свои биологические и социальные функции соответственно возникающим личным и общественным потребностям, общепринятой морали
Подходы к оценке нормы
- Нозоцентрический – исключение отклонения от нормы в его развитии, поведении, способности адаптироваться к окружающей среде.
- Нормоцентрический – сопоставление о данных психики индивида с имеющимися нормативами.
Критерии оценки здоровья
- Психическое равновесие
- Гармоничность организации психики
- Адаптивные возможности личности
Комплексный подход к оценке психического здоровья
-
- Свойств нормальной личности (Эмоциональная устойчивость, зрелость чувств, умение совладать с негативными переживаниями, свободное проявления чувств, сохранность оптимального самочувствия и т.д.)
- Нормальные психические состояния
- Нормальные психические процессы
Психические функции должны быть интегрированы, гармоничны, уравновешены
Оценка психической нормы в детской психопатологии
- В процессе развития постоянно меняются функциональные возможности детской личности, и это потребует диагностики с учётом возрастной динамики
- В связи с лабильностью детской психики всякая оценка должна производиться с учётом возможных отрицательных внешних воздействий, которые способны исказить истинное психическое состояние
- Психическая норма развивающейся личности зависит и от кризисов, возникающих в процессе её формирования
- От оценки соответствия психики ребёнка норме зависит его будущая судьба, так как диагностика определит его обучаемость, место учебных занятий и программу обучения
Отношение людей к психической норме
- Магический подход (всё то, что является не нормой, является магическим — духи, бесы, проклятия, сглазы и т.д.)
- Органический подход (у всех психических расстройств всегда есть телесная причина – например, теория Гиппократа)
- Психологический подход (причина — психологические травмы, депривации, фрустрации и т.п.)
- Интегральный подход (Павлов, Селье (теория стресса), Фрейд)
Факторы изменения отношения к нездоровому ребёнку
Теоретические подходы в изучении проблемы детских страхов в психологии
... развития и формирования личности ребенка. Детские страхи представляет собой неотъемлемое явление нормального процесса психического развития и социальной ... . Переживания страха необходимы для полноценного функционирования психики, так как она нуждается не только в позитивных ... Теоретические подходы в изучении проблемы детских страхов в психологии Еще с давних времен проблема детских страхов ...
- Начало XIX века – увеличение детской популяции
- Ребёнок не является уменьшенной копией взрослого
- Появление педагогов и врачей-психиатров
Основные события XX века:
- Были получены определённы знания л психическом развитии и его гетерогенности у детей
- Развитие динамической психиатрии (поиск причин возникновения психического расстройства в детстве)
- Изучение подростковой преступности (детские суды и воспитательные дома)
- Появление первых амбулаторных психиатрических учреждений
- Наблюдения за детьми сменились активной работой с ними, исправлением их поведения и лечением
- Изучение роли психической травмы
- Создание методов исследования и лечения
- Создание современных систематик психических болезней у детей
- Возникновение связующей психиатрии
Детская психиатрия
— клиническая дисциплина, изучающая этнологию, патогенез, клинику, распространённость детских и подростковых психических заболеваний, разрабатывающая методы их клинической и лабораторной диагностики, вопросы прогноза, профилактики, критерии экспертизы, порядок проведения социальной реабилитации.
Детская психопатология
— раздел детской психиатрии, изучающий общие закономерности и развитие детский и подростковых психических заболеваний, психопатологических процессов и состояния, а также особенности наблюдаемых при них симптомов и синдромов.
Психическая болезнь
— это заболевание всего организма с преимущественным поражением мозга и нарушением мозговой деятельности.
- Извращается, нарушается отражательная деятельность, что ведёт к нарушению познания
- Искажённое, неправильное, неадекватное восприятие и осмысление объективной действительности
- Неправильное поведение больного
- Затруднение приспособления к среде
Нарушения психики
Болезнь (нОзос) – болезненный процесс, динамическое, текущее образование.
Она в связи с определённым комплексом факторов имеет нозологическую специфичность, типичный для неё механизм возникновения, стереотип развития, течения, склонность к прогредиентности, эволюции или регрессу.
Примеры: шизофрения, психоз и т.д.
Патология (патос) – патологическое состояние, стойкое изменение, результат патологических процессов, процессов или порок, отклонение развития.
Это состояние – патологическое образование, не склонное к каким-либо существенным трансформациям, не имеющее определённых этиологических факторов и патогенетических механизмов, а также обладающее устойчивостью, резистентностью по отношению к терапии, стабильностью.
Примеры: Психопатия, инфантилизм, следствия энцефалита, травм и т.д.
Психические реакции – кратковременное изменение психики, длится не более 6 месяцев (эпилептическая или невротическая реакция).
Психические расстройства и заболевания
... дети чаще заболевают нервно-психическими расстройствами. Эти возрасты суть кризисы развития психики. Возрастные кризисы встречаются в ... сознания наблюдаются при интоксикационных, инфекционных, соматических заболеваниях, органических заболеваниях центральной нервной системы, эпилепсии. Так, ... эмоциональной слабости. Отмечаются головные боли, нарушение сна, вегетативные расстройства. При более тяжелой ...
Психоз – тяжёлое нарушение психики, характеризующееся:
- Неадекватностью реакций
- Нарушением отражения окружающего
- Исчезновение критики к своим поступкам
- Неспособность осмысления происходящего
- Неспособность руководить собой, своими действиями и психическими проявлениями
- Нарушение сознания, грубые изменения личности или дезинтеграцией всей психической деятельности
Непсихотические расстройства
Невроз – это симптомы и синдромы, сопровождающиеся критикой, адекватной оценкой окружения, а поведение больного, страдающего этими расстройствами, соответствует социально принятым нормам.
Типы психического реагирования организма и личности на вредность
- Экзогенный (психические реакции, заболеваниями, причиной которым является органическое поражение мозга, травмы и т.д.)
- Психогенный (реакции, заболевания, которые возникают после разного рода событий)
- Эндогенный (реакции, заболевания, причиной которым являются наследственные факторы, хромоосомный сбой и т.д.)
Течение психических заболеваний
- Непрерывное
- Приступообразное
- Смешанное
- Волнообразное
- Пароксизмальное (внезапное, кратковременный приступ, например, эпилепсия)
- Прогредиентное (постепенное нарастание, усложнение симптомов, появление стойких нарушений)
- Регредиентное (с каждым приступом число симптомов уменьшается – например, при Ч-М-травмах)
Исход психического заболевания
- Дефект (стойкое продолжительное нарушение)
- Выздоровление
- Переход в хроническое состояние
Психопатология детей
- Методологический подход к изучению нервно-психических заболеваний – эволюционно – динамический (онтогенетический)
- Принцип единства биологического и социального в человеке в процессе формирования личности
Психический дизонтогенез
Выражается в различных нарушениях темпа, сроков развития психики в целом и отдельных её частей, а также в нарушении соотношения компонентов развивающейся психики ребёнка и подростка.
- Асинхрония развития – сосуществование задержки своевременного развития одних функциональных систем и обогащающего развития других.
- Ретардация – задержка своевременного развития или созревания одной или нескольких функциональных систем.
- Акселерация – формирующаяся функциональная система развивается и созревает более быстрыми темпами, чем в норме.
Сейчас наблюдается ретардация поколения.
Связь психопатологии с другими наукам
- Общая психопатология, детская психиатрия
- Психофармакология
- Детская психология
- Педагогика
- Дефектология
- Социальная психиатрия
- Психогигиена и психопрофилактика
Классификация психических расстройств
Международная систематика болезней взрослых и детей
Психические расстройства, характерные для детского и подросткового возраста:
Разделы Р80-Р89(нарушение психологического развития)
Р90-Р98 (поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском или подростковом возрасте)
Методы детской психопатологии
- Описательный метод
- Понимание
- Экспериментальный психопатологический метод
- Нейробиологические методы
- Генетические методы
Психический статус ребёнка
Влияния средовых факторов на развитие личности ребенка
... 1. Определить понятие «личности». 2. Изучить развитие личности ребенка 3. Проанализировать роль социальной среды в развитии личности дошкольника. 4. Провести исследование и анализ влияния средовых факторов на развитие личности ребенка. Успешное решение ...
- Внешность
- Ориентировка (сохранность сознания)
- Чувственное восприятие
- Мышление и вербализация
- Память
- Интеллект
- Эмоции и настроение
- Воля и внимание
- Поведение
- Анализ сновидений
- Осуждение творчества детей (рисунков, рассказов)
- Анализ игровой активности
II. Возникновение психических расстройств
Физиологические основы детской психопатологии
- Ослабление основных нервных нарушения у детей, Копия 2 распр.нарушения у детей">процессов и нарушение их отношений
- Охранительное торможение и гипнотические фазы (между сном и бодрствованием)
- «Изолированные больные пункты» в коре больших полушарий
- Разобщённая деятельность отделов мозга и его сигнальных систем
- Единство физиологических мер защиты и патологии
Физиологические основы психогенных расстройств (неврозов)
- Срывы высшей нервной деятельности в результате «перенапряжения нервных процессов» или их «ошибки»
- В их происхождении участвует врождённая слабость нервной системы, ранние неоднократные заболевания или нарушения питания
Физиологические основы расстройств личности (психопатий – стойкого искажения характера)
Характер – совокупность стержневых психических свойств человека, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки, тех свойств, от которых прежде сего зависит, как ведёт себя человек в различных жизненных ситуациях.
Темперамент – это врождённые особенности ВНД, выражающиеся эмоциональным реагированием и двигательной активностью, включающие в себя тонус и темп психических проявления и характеризующееся силой, подвижностью и уравновешенностью основных нервных процессов.
Физиологические основы эпилепсии
- Сила, взрывчатость и периодичность – характерные черты ВНД
- Физиологическая основа типичных изменений личности при эпилепсии – преобладание инертности в процессах ВНД
Физиологические основы шизофрении
- Наличие в больших полушариях мозга различных гипнотических фаз, дробного и расположенного в отдельных пунктах мозга торможения
- «Разложение коры полушарий, расщепление нормальной, связанной работы их»
Психологические основы детской психопатологии
- Формирование психопатологических расстройств находится в прямой зависимости от возрастных особенностей психики детей
- Психика детей в процессе развития постоянно меняется, приобретая в каждом возрасте свои характерные черты
Возрастное развитие
- Неравномерно, гетерохронно
- Имеет периоды
Периодизации в детской психиатрии
Основа – формы реакций и особенности поведения (по В.В.Ковалёву):
Расстройства ощущений
... — симптом психических расстройств, проявляющийся крайне разнообразными, всегда чрезвычайно субъективными, необычными ощущениями в теле, ... остановить поток представлений. Галлюцинации — это расстройства восприятия, при которых объекты или явления обнаруживаются ... психических заболеваниях: фантастический характер, возникают, когда нет препятствий к получению достоверной информации. Нередко основа ...
- соматовегетативный (0-3 года)
- психомоторный (4-10 лет)
- аффективный (7-12 лет)
- эмоционально-идеаторный (12-16 лет)
Роль общения со сверстниками
- обучаются самостоятельности, независимости
- помогает восприятию новой информации, расширяет представление о мире
- удовлетворяются потребности и развивающейся личности
- учатся поведению в трудных жизненных ситуациях
Факторы возникновения психических нарушений: стресс
Эустресс
Дистресс
Мобилизация защитных сил организма
Группы стрессоров
- Стрессоры активной деятельности
- Стрессоры оценок (оценка деятельности)
- Стрессоры рассогласования деятельности
- Физические и природные стрессоры
Действие стресса
- Первичная оценка – определяется угрожающий или благоприятный тип создавшейся ситуации
- Вторичная оценка – определение самоэффективноси
- Третичная оценка – изменения суждения
Факторы возникновения психических нарушений: социальное окружение
- Наличие социальных связей
- Привязанность, обеспечивающая безопасность
- Роль эмоциональной поддержки
Факторы возникновения психических нарушений: глобальные и общественные факторы
- Военные столкновения, межнациональные конфликты
- Экологические катастрофы, стихийные бедствия
- Трудные жизненные ситуации
Факторы, связанные с детскими учреждениями
- Поступление в школу
- Адаптация к школе, обучению
- Усложнение учебных программ
- Ориентация на высокие показатели
- Трудности детских коллективов
- Отношение учителя
Дидактогения – пагубное влияние процесса обучения
Дидактоскалогения
Семейные факторы
- Особенности семейной ситуации
- Социальная изоляция семьи
- Родительское давление
- Особенности родителя
- Нарушение семейных отношений
Соматогенные факторы
- Экзогенные (болезни, отравления, травмы
- Эндогенные (работают благодаря развёртыванию внутренних механизмов – наследственность):
- Синдромломкой Х-хромосомы (синдром Мартина-Белла) – умственная отсталость
- Синдром Клайнфельтера (XXY) или больше X
- Синдром Шерешевского-Тернера (Х)
- Синдром Дауна
- Финелкетонурия
- Синдром «лицо эльфа»
- Туберозный склероз
- Алкогольная энцефалопатия
III. Нарушения познавательных процессов
Ощущение – простейший психический процесс отражения окружающей объективной действительности, а также внутреннего состояния организма.
Виды ощущений
- Экстероцептивные — контактные и дистантные
- Интроцептивные
- Проприоцептивные (положение тела в пространстве, движения и т.д.)
Расстройства ощущений
Синестопатии – необычные неприятные ощущения без локализации, которые сложно описать, у них нет причин (распирание, жар, пульсация, покалывание, зуд и т.д.).
При атонических поражениях ГМ и шизофрении.
Парастезии – онемение конечностей, покалывание, мурашки (интоксикации, психогенное)
Аналгезии – отсутствие боли (паралич, шизофрения)
Взаимосвязь особенностей восприятия и дисграфических расстройств ...
... 3. Выделить теоретические подходы к изучению взаимосвязи между особенностями восприятия и дисграфическими расстройствами. 4. Выявить и квалифицировать ошибки в письменных работах младших ... источников; эмпирические и интерпретационные методы. 1. Характеристика взаимосвязи особенностей восприятия и дисграфических расстройств у младших школьников с нарушениями зрения 1.1 Клинико–психолого- ...
Гипалгезии – уменьшение болевых ощущений (психогенное – аффект)
Анестезия – исчезновение ощущений (истерические расстройства)
Гипестезии – снижение силы ощущений (депрессия, оглушение сознания)
Гиперестезии – обострение ощущений (нервно-психическое истощение)
Синестезии – возникновение ощущений в органе чувств при раздражении другого анализатора
Восприятие
Отражение в сознании предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Виды восприятий:
- Зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, кинестезические, вкусовые
- Восприятия пространства, времени и движения
Расстройства восприятия
Агнозия – отсутствие восприятия (неузнавание) – при поражении ГМ, истерии
- Акустическая агнозия
- Оптическая агнозия
- Пространственная агнозия
- Тактильная агнозия
Нарушение интенсивности восприятия
Сенсорная гиперпатия – повышение интенсивности восприятия (причина — голодное истощение)
Сенсорная гипопатия – снижение интенсивности восприятия
Дереализация – отчуждение окружающей действительности
Деперсонализация соматопсихическая – будто исчезли все те явления, которые связаны с телом (не дышит, нет веса, чужое тело и т.д.)
Деперсонализация аутопсихическая (расстройство самосознания) – переживание изменённости своего я (нет мыслей, нет чувств, нет страха, нет горя, пустота и т.д.) При истощении, при психастении, при кризисах взросления, при психозах.
Искажение восприятия
Психосенсорные расстройства – нарушение восприятия перспективы, размеров, формы и т.д. При утомлении.
Оптиковестибулярные расстройства – стены рушатся, кровать летает, потолок трясётся и т.д. При алкоголизме.
Расстройство схемы тела (при поражении ГМ):
- Расстройства восприятия формы, величины и положения частей тела в пространстве
- Распад тела на части
- Ощущение ложных конечностей (или наличие двойника)
- Невосприятие собственного дефекта
Ошибки восприятия
Иллюзии – ошибочное восприятие реально существующих явлений (у слабовидящих, слабослышащих, например. Или в темноте мешок кажется котом)
Галлюцинации – ошибочное восприятие отсутствующего в реальности.
- Истинные — проецируются вовне, воспринимаемое чуждо. Псевдогаллюцинации – находятся во внутреннем пространстве – голове, теле, осознаются как аномальное.
- Элементарные – отдельные звуки, образы, Сложные — целые сцены.
- Гипногогические – при закрытых глазах перед засыпанием,
Слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные, вкусовые.
Внимание
Произвольная или непроизвольная избирательная направленность и сосредоточенность психической деятельности на определённый объект, значимый в данный момент.
Св-ва: избирательность, объём, устойчивость, распределение, переключаемость.
Расстройства ощущений и восприятия
... целостной работы всей психики, можно определить как восприятие. Расстройства ощущения Расстройства ощущений бывают связаны с поражением периферических и центральных ... при значительном шуме, особенно у людей со снижением слуха и зрения. Пользующемуся слуховым аппаратом может ... наличии тонкого слуха. Нарушение мышления также существенно влияет на результат восприятия: например, слабоумный больной может ...
Нарушения внимания
- Отвлекаемость (слабоумие, аутизим, гипертимы)
- Апрозексия (полная невозможность сосредоточиться) – поражение лобных долей, расстройство сознания, ранняя детская шизофрения, глубокая умственная отсталость)
- Прикованность (при депрессии, ипохондрии)
- Истощаемость внимания (снижение способности к длительному сосредоточению) – при астении, минимальной дисфункции ГМ, органические поражения ЦНС
- Сужение объёма внимания — неспособность удерживать большое число объектов в поле внимания (при прогрессивном параличе)
- Тугоподвижность внимания – неспособность к быстрому и частому переключению внимания – при эпилепсии
- Модально-неспецифические нарушения внимания и модально-специфические нарушения (концентрация на определённого типа объектах – зрительных, слуховых и т.д. – при поражении определённых зон ГМ)
Мышление
Процесс отражения общих свойств в вещах и явлениях, а также закономерных связей между ними, опосредствование, установление отношений и зависимостей, раскрытие внутренних связей и закономерностей.
Расстройства мышления
I Нарушение процесса мышления
- Ускоренное мышление
- Заторможенное мышление
- Прерывистое, задержка мыслей (шперрунг)
- Сгущение (агглютинация)