Характеристика контингента учащихся с задержкой психического развития

Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития

Пояснительная записка.

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС НОО является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — детей с задержкой психического развития.

Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития — это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с задержкой психического развития и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования являются:

· Закон Российской Федерации «Об образовании»;

· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

· СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса» (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189) раздел X.;

· Типовое положение об образовательном учреждении от 31.03.1997 г. №325-14-22;

· Закон области от 28.01.2005 № 1218-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в целях реализации ими права на образование»;

· Закон Вологодской области от 24.06.2005 № 1300-ОЗ «О внесении изменений в закон области «Об обеспечении питанием школьников в Вологодской области»;

· Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

· О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

· Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

· Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

· О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами.(Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.);

· Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ);

· Положение «О специальных коррекционных классах VII вида в общеобразовательных учреждениях» (Инструктивное письмо департамента образования Вологодской области от 03.06.2004 г. № 2004 г. № 08-13/1068);

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ... – руководитель, управляющий, занимает постоянную должность и наделен полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности; организатор конкретных видов работ, ...

Адаптированная программа на ступени начального общего образования сформирована для контингента детей с задержкой психического развития, учащихся в учреждении. Всё большее число ребят относят к группе риска — проблемным: интеллектуально пассивным, испытывающим трудности в обучении, поведении. Повышенная уязвимость детей из группы риска требует большего внимания к индивидуализации образовательного процесса с учетом социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей развития и обучения.

Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей с задержкой психического развития и оказание комплексной помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальной адаптации.

Задачи программы:

— своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными задержкой психического развития;

— определять особые образовательные потребности де­тей с задержкой психического развития;

-определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структу­рой нарушения развития и степенью его выраженности;

— создать условия, способствующие освоению детьми с задержкой психического развития основной образова­тельной программы начального общего образования и их ин­теграции в образовательном учреждении;

— осуществлять индивидуально ориентированную психо­лого-медико-педагогическую помощь детям с задержкой психического развития с учётом особенностей психическо­го и (или) физического развития, индивидуальных возмож­ностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

— обеспечить возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

— оказывать консультативную и методическую помощь ро­дителям (законным представителям) детей с задержкой психического развития по медицинским, социальным, пра­вовым и другим вопросам.

 

Содержание программы коррекционной работы определя­ют следующие принципы:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ре­бёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диаг­ностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений де­тей с задержкой психического развития, а также все­сторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помо­щи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

17 стр., 8457 слов

Задержка психического развития (зпр) и проблемы школьной неуспеваемости

... программы образования лиц с ограниченными возможностями, Дадим определение: К аномальным (от греч. anomalos — неправильный) относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития. ... позволили выделить две основные формы задержки психического развития: Задержку психического развития, обусловленную психическим и психофизическим инфантилизмом (неосложненным ...

Вариативность. Принцип предполагает создание вари­ативных условий для получения образования детьми, имею­щими различные недостатки в физическом и (или) психичес­ком развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законо­дательством прав родителей (законных представителей) детей с задержкой психического развития выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обяза­тельное согласование с родителями (законными представите­лями) вопроса о направлении (переводе) детей с задержкой психического развития в классы, занимающиеся по адаптированной образовательной программе.

Психолого-педагогические и организационные условия реализации программы:

-реализация коррекционно-развивающих мероприятий в соответствии с образовательным маршрутом ученика;

-наличие оборудования, учебных пособий, методик соответствующих типологии отклоняющего развитие детей и обеспечивающих адекватную среду жизнедеятельности;

-учет особенностей развития каждого ребенка;

-предоставление психологических и социальных индивидуальных консультаций;

-создание условий по охране и укреплению здоровья детей;

-формирование мотивационной готовности к обучению;

-развитие и совершенствование высших психических функций (память, внимание, восприятие, мышление, речь);

-развитие и совершенствование произвольности, регуляции собственного поведения, умения планировать и выполнять по плану учебные и внеучебные действия;

-совершенствование и развитие эмоционально-личностной сферы;

-коррекция детско-родительских отношений;

Кадровое обеспечение программы:

— учителя, прошедшие курсы повышения квалификации по вопросам психолого-педагогических основ коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР;

— учитель – логопед;

— педагог-психолог;

— воспитатели.

Адаптированная образовательная программа позволяет реализовать личностно-ориентированный подход через медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению учащимся с задержкой психического развития стандарта образования. Она имеет подчиненную, вспомогательную функцию по отношению к Образовательной программе, может уточняться и корректироваться.

К числу основных условий необходимых для повышения эффективности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития относятся:

— введение системы регулярного, углубленного, комплексного и разностороннего изучения детей в процессе различных видов деятельности на уроке, во внеурочное время, в семье;

— интеграция полученных в ходе медицинского, психологического и педагогического изучения ребенка данных, объединяемых в симптомокомплексы;

— разработка и реализация педагогических технологий (диагностико-информационных, обучающе-образовательных, коррекционных, реабилитационных);

— объединение усилий педагогов, медицинских и социальных работников в оказании всесторонней помощи и поддержки детям с задержкой психического развития;

15 стр., 7437 слов

Социализация детей с задержкой психического развития в среду ...

... возраста. 2. Изучить условия социализации детей дошкольного возраста. 3. Изучить особенности развития детей с задержкой психического развития. 4. Рассмотреть средства социализации детей с задержкой психического развития. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ...

— расширение перечня педагогических, психотерапевтических, социальных и правовых услуг детям и родителям;

— развитие системы отношений в направлении педагог-ребенок-родитель-медицинские работники.

Практическая работа по реализации адаптированной образовательной программы предполагает: повышение уровня медико-психолого-педагогической компетентности психологов, педагогов, родителей; разработку новых педагогических технологий, учитывающих особенности детей с задержкой психического развития; координацию деятельности медицинских и образовательных учреждений по осуществлению комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения. Программа позволяет педагогам обеспечить возможность оптимального применения методов и приемов коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуально-типологических особенностей детей.

Теоретико-методологическими основаниями программы коррекционной работы является взаимосвязь трёх подходов:

— нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей;

— комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого-педагогических знаний о ребёнке;

— междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределённую деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка, отражающую, с одной стороны, специфику решения задач коррекции нарушенного развития детей конкретным содержанием профессиональной работы медицинских работников, педагогов и психологов, а с другой – интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта этого процесса (от осознания необходимости совместных действий к развитому сотрудничеству).

Структура и содержание программы:

1. Пояснительная записка.

2. Характеристика контингента учащихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями.

3. Пять модулей: концептуальный, диагностико-консультативный, коррекционно-развивающий, лечебно-профилактический, социально-педагогический.

Концептуальный модуль раскрывает сущность медико-психолого-педагогического сопровождения, его цели, задачи, содержание и формы соорганизации субъектов сопровождения.

Диагностико-консультативный модуль подразумевает составление программы изучения ребенка различными специалистами (педагогами, психологами, медицинскими работниками, педагогами-дефектологами) и консультативная деятельность.

Коррекционно-развивающиий модуль на основе диагностических данных обеспечивает создание педагогических условий для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в психическом развитии детей с ЗПР, способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся.

Лечебно-профилактический модуль предполагает проведение лечебно-профилактических мероприятий; соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий.

Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям.

Характеристика контингента учащихся с задержкой психического развития.

В МБОУ «СОШ №13» четыре класса, занимающихся по адаптивной программе для детей с задержкой психического развития. Всего на начало 2013-2014 учебного года 57 учащихся.

Особенности детей с задержкой психического развития в условиях образовательного процесса учреждения:

— Снижение работоспособности;

— повышенная истощаемость;

— неустойчивость внимания;

-более низкий уровень развития восприятия;

-недостаточная продуктивность произвольной памяти;

— отставание в развитии всех форм мышления;

— дефекты звукопроизношения;

— своеобразное поведение;

— бедный словарный запас;

— низкий навык самоконтроля;

— незрелость эмоционально-волевой сферы;

— ограниченный запас общих сведений и представлений;

— слабая техника чтения;

— трудности в счете, в решении задач.

Рекомендуемые условия обучения и воспитания:

— Организация классов, занимающихся по адаптивной программе для детей с ЗПР в школе;

— соответствие темпа, объема и сложности учебной программы реальным познавательным возможностям ребенка, уровню его когнитивной сферы, уровню подготовленности т.е. уже усвоенным знаниям и навыкам;

— целенаправленное развитие общеинтеллектуальной деятельности (умение осознавать учебные задачи, ориентироваться в условиях, осмысливать информацию);

— сотрудничество со взрослыми, оказание педагогом необходимой помощи ребенку с учетом его индивидуальных проблем;

— индивидуальная дозированная помощь ученику;

— развитие у ребенка чувствительности к помощи, способность воспринимать и принимать помощь;

— малая наполняемость класса (10-12 чел);

— щадящий режим, соблюдение гигиенических и валеологических требований

— специальная подготовка педагога;

-создание у ученика чувства защищенности и эмоционального комфорта;

— поддержка ученика учителями школы.

3. Концептуальный модуль.

В адаптированной образовательной программе медико-психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.

В основе сопровождения лежит единство четырёх функций: диагностика сущности возникшей проблемы; информация о сути проблемы и путях её решения; консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощь на этапе реализации плана решения.

Основными принципами сопровождения ребёнка в образовательном учреждении являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребёнка»); непрерывность сопровождения; мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения.

Основная цель сопровождения — оказание помощи в решении проблем.

Задачи сопровождения: правильный выбор образовательного маршрута; преодоление затруднений в учёбе; решение личностных проблем развития ребёнка; формирование здорового образа жизни.

Организационно-управленческой формой сопровождения является медико-психолого-педагогический консилиум. Его главные задачи:защита прав и интересов ребёнка; массовая диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса.

В школе создана служба, осуществляющаяпсихолого — медико-педагогическое сопровождение детей с ЗПР, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: заместитель директора по УВР, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, учителя, работающие по адаптированной образовательной программе, воспитатели и медицинский работник (фельдшер поликлиники МУЗ «ГБ №5», прикрепленной к школе).

Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляется на школьном психолого -медико-педагогическом консилиуме.

Прием в школу детей с задержкой психического развития осуществляется на основе заключения Территориальной психолого-медико-педагогической комиссиии ВО № 1, в котором указано, что ребенок может учиться в общеобразовательной школе по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР. На каждого учащегося заполняется и ведется в течение всего времени обучения психолого-педагогическая карта (см. приложение 1), дневник индивидуального сопровождения учащихся. В них фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности учющегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.

Переход детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу является кризисным. Поэтому приоритетным направлением деятельности службы сопровождения является профилактическая работа с детьми с ЗПР по предупреждению проблем адаптационного периода: социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.), познавательных (проблемы восприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении).

Основными направлениями работыслужбы сопровождения в течение всего периода обучения являются:

1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.

2. Аналитическая работа.

3. Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение школьных психолого-медико-педагогических консилиумов, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).

4. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.

5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).

6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ЗПР можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ЗПР в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Система

комплексного психолого – социально – педагогического сопровождения детей:

Классы Подструктуры личности Направления коррекционной работы Классный руководитель Педагог-психолог
Индивиду –ально — типологические особенности личности Дисгармония развития Нестабиль­ность и ри­гидность нервной сис­темы Неразвитость произволь­ности психи­ческих про­цессов в сравнении со сверстниками Понимание Сочувствие Снятие напряжения Рационализация воспитательно-об­разовательного про­цесса Выравнивание куль­турно-образо­вательных возмож­ностей детей Личностная пер­спектива Развитие произ­вольности в двига­тельной сфере. Развитие произ­вольности в позна­вательной сфере. Развитие произ­вольности в эмо­циональной сфере. Развитие произ­вольности в обще­нии и поведении Когнитивная трени­ровка Систематическая десенсибилизация
Свойства субъекта общения Высокая тре­вожность Слабая соци­альная реф­лексия Трудности общения Неадекватное поведение Низкий со­циальный статус Доверие к личности ребенка Формирование ре­ально осознаваемых мотивов поведения Формирование ре­ально действующих мотивов поведения Анализ конфликт­ных ситуаций Пример и авторитет педагога в отноше­нии к детям Позитивная ирра­диация авторитета педагога на отно­шения ребенка со сверстниками Игровая коррекция поведения . Развитие позитив­ного общения. Ролевое научение. Коммуникативные игры и упражнения. Расшатывание тра­диционных позици­онных ролей. Статусное переме­щение.    
Свойства субъекта деятельности Дисгармония мотивов учения Школьная тревожность Низкая учебно-познавательная активность Несформи- рованность основных. учебных уме­ний Слабая обу- чаемость Позитивное стимулирование Авансирование успеха Акцентуация достижений ребенка в деятельности Парциальная оценка результатов Наглядные опоры в обучении Комментируемое управление Создание учебных ситуаций с элементами новизны, за­нимательности , опоры на жизнен­ный опыт детей Поэтапное форми­рование умственных действий Опережающее кон­сультирование по трудным темам Щадящая учебная нагрузка Снижение значимости учителя Снижение силы потребностей, связанных с внутренней позицией школьниа Десенсибилизация к оцениванию. Формирование адекватной самооценки, школьных успехов Релаксация и эмоциональное отрегирование школьных страхов
Свойства субъекта самосознания Нарушенный образ «Я» Неадекватная Самооценка, школьная мотивация Неудовле- творенное притязание на признание Комплекс неполноцен- ности Безусловное принятие ребенка Выборочное игнорирование негативных поступков Эмоциональное поглаживание ребенка Позитивное побуждение к деятельности и общению Ожидание завтрашней радости Идентификация Подтверждение уникальности ребенка Развитие позитивно- го восприятия других Самовнушение («Я хочу», «Я могу», «Я буду») Отслеживание мотивации и самооценки

Диагностико-консультативный модуль. В данном модуле разрабатывается программа изучения ребенка различными специалистами (см. таблицу).

Педагог устанавливает усвоенный детьми объем знаний, умений, навыков; выявляет трудности, которые испытывают они в обучении, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены. Педагог отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях. В сложных случаях, когда педагог не может сам объяснить причину и добиться желаемых результатов, он обращается к специалистам (психологу, дефектологу, психоневрологу).

В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:

1. Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.

2. Изучение истории развития ребёнка. Подробный анализ собирает и анализирует врач. Психолог выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни).

Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты); семья, среда, в которой живет ребёнок (социально неблагополучная, ранняя депривация).

Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и другие).

3. Изучение работ ребёнка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).

4. Непосредственное обследование ребёнка. Беседа с целью уточнения мотивации, запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи.

5. Выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей психического развития детей.

6. Анализ материалов обследования. Психолог анализирует все полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся повторные обследования.

7. Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. Составление индивидуальных образовательных маршрутов медико-психолого-педагогического сопровождения.

В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других — формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и т.д.

Эти рекомендации психолог обсуждает с учителем, медицинским работником и родителями, осуществляя постоянное взаимодействие. Составляется комплексный план оказания ребенку медико-психолого-педагогической помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы. Обращается внимание на предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, проведение своевременных лечебно-оздоровительных мероприятий.

Таблица 12. Программа медико-психолого-педагогического изучения ребёнка.

Коррекционно-развивающий модуль

Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей).

Для детей выстраивается корреционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д.

Классы, занимающиеся по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

В школе сформированы 4 класса, занимающиеся по адаптированной программе для детей с ЗПР.

Обучение ведется по УМК «Перспективная начальная школа», которая обеспечивает организацию адаптационного периода обучения первоклассников в течение 2-х первых месяцев. Это способствует благоприятному вхождению ребенка в школьную жизнь, позволяет провести необходимую коррекционную работу.

Учебники разработаны с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения, в том числе для так называемых правополушарных детей. Система заданий комплекта предоставляет учащимся реализовывать право на выбор, на ошибку, на помощь, на успех, тем самым, способствуя созданию психологического комфорта при обучении.

Принцип вариативности и возможности выбора заданий активно используется на протяжении всего курса и позволяет каждому учащемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, соответствующем его способностям, особенностям развития и склонностям, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют формированию положительных внутренних мотивов учения.

Содержание и формы коррекционной работы учителя:

— наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);

— поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;

— составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребёнка.

— составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;

— контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;

— формирование микроклимата в классе, способствующего тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя в школе комфортно;

— ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.);

— организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

— формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

— обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;

— побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;

— установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

— использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

— максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;

— разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

— использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.

Еще одним условием успешного обучения детей с ЗПР является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу, и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ЗПР.

Цель коррекционно-развивающих занятий– коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.

Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях: создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению; повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:

Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих(стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.

Принцип единства диагностики и коррекцииреализуется в двух аспектах.

1. Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом).

2. Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.

Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.

Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

Принцип продуктивной обработки информациизаключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно — механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом и психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся.

Класс
Математика
Русский язык 0,5 0,5 0,5 0,5
Литературное чтение 0,5 0,5 0,5 0,5
Занятия с психологом

Однако указанное количество недельных часов (3 часа), отводимых на эти занятия в каждом классе, входит в нагрузку не каждого отдельно учащегося соответствующего класса, а учителя. На долю же каждого учащегося приходится в неделю от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах, укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков.

Работа с целым классом или с большим числом детей на этих занятиях не допускается. Учащиеся, удовлетворительно усваивающие учебный материал в ходе фронтальной работы, к индивидуальным занятиям не привлекаются, помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия привлекаются также учащиеся, не усвоившие материал вследствие пропусков уроков по болезни либо из-за «нерабочих» состояний (чрезмерной возбудимости или заторможенности) во время уроков.

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит учитель во внеурочное время. Во время индивидуальных занятий со свободными учениками работают воспитатель, логопед, психолог, либо дети находятся на занятиях по внеурочной деятельности. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим, работа в часы индивидуальных и групповых занятий должна быть ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся. Планируется не столько достижение отдельного результата (например: выучить таблицу умножения), сколько создание условий для развития ребенка.

Учет индивидуальных занятий осуществляется в классном журнале (при отсутствии страниц – в приложении к нему) так же, как по любому учебному предмету. На одной стороне заполняется список всех учащихся класса, фиксируются даты занятий, на другой – содержание (тема) занятия с каждым учеником (группой) в отдельности (с указанием фамилии или порядкового номера по списку).

При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки, этапы и основные направления коррекционной работы. Дети, успешно справляющиеся с программой, освобождаются от посещения коррекционно-развивающих занятий.

По мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении детей с ЗПР проектируется программа коррекционной работы в последующие годы обучения. Материал для коррекционных занятий может быть разработан на основе УМК «Перспективная начальная школа». Рассмотрим логику построения коррекционно-развивающих занятий (на примере отдельных тем некоторых учебных предметов, по неделям обучения):

Таблица 13.Коррекционно-развивающие занятия (на примере УМК «Перспективная начальная школа)

Сроки проведения занятий (3 ч. в неделю для учителя) Содержание учебных программ (1 класс)   Планируемые результаты коррекционной работы Задания для коррекции (УМК «ПНШ»)
Предметные Личностные и метапредметные Учебник (часть, стр.) Тетрадь (часть, стр.)
1 неделя Математика. Здравствуй, школа!Этот разноцветный мир.     Одинаковые и разные по форме. Ученик научится сравнивать предметы по форме (одинаковые и разные).

  Ученик научится определять цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, черный, коричневый).

Ученик получит возможность для формирования внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения. Ученик научится выделять форму и цвет как основные характеристики объектов окружающего мира. Ученик получит возможность для: развития тонкой моторики ведущей руки; формирования пространственных эталонов; развития концентрации и переключения внимания. 1-3     1-4,5   1-4,5,6,7   1-5,6   1-4,7,8 1-2,3     1-2,3

 

 

Сроки проведения занятий (3 ч. в неделю для учителя) Содержание учебных программ (1 класс)   Планируемые результаты коррекционной работы Задания для коррекции (УМК «ПНШ»)
Предметные Личностные и метапредметные Учебник (часть-стр.) Тетрадь (часть-стр.)
  1 неделя Чтение. Вводный урок. Знакомство с учебником.   Речь устная и письменная. Слушание сказки «Заюшкина избушка», беседа.   Сказка «Колобок». Текст. Предложение. Слово. Ученик научится различать основные структурные единицы языка (слово, предложение, текст).

  Ученик научится различать устную и письменную речь.

Ученик получит возможность для формирования мотивационной основы учебной деятельности.     Ученик получит возможность в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.   Ученик получит возможность для развития этических чувств; для формирования основных моральных норм.   4,5,6   4,5,6  
Письмо. Знакомство с новым предметом. Гигиенические правила письма. Ориентировка в пространстве. Письмо прямой линии. Пространственная ориентация. Рабочая строка. Точка начала письма. Письмо короткой и длинной прямой линии. Развитие пространственных представлений. Ученик научится правильно сидеть за партой и пользоваться письменными принадлежностями. Ученик научится выполнять узоры-бордюры и росчерки. Ученик получит возможность для формирования учебно-познавательной мотивации учения. У ученика формируется учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету. Ученик получит возможность для развития тонкой моторики кисти ведущей руки   1-2     1-2     1-3,4
Окружающий мир. Знакомство с героями учебного комплекта. Источники получения знаний об окружающем мире (органы чувств: глаза, уши, нос). Ученик научится различать органы чувств (нос, глаза, уши) и их функции (чувствуем запах, вкус, видим, слышим). Ученик научится формулировать и отвечать на вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений (Как? Зачем? Почему?).

Ученик научится формулировать собственное мнение и позицию. Ученик научится: выделять существенную информацию из тексов; работать с информацией, представленной в разных формах.

3-5     4,5     4,5     4,5  
Сроки проведения занятий (3 ч. в неделю для учителя) Содержание учебных программ (1 класс)   Планируемые результаты коррекционной работы Задания для коррекции (УМК «ПНШ»)
Предметные Личностные и метапредметные Учебник (часть-стр.) Тетрадь (часть-стр.)
2 неделя Математика. Слева, справа, вверху, внизу.   Над, под, левее, правее, между.   Плоские геометрические фигуры. Ученик научится ориентироваться в окружающем пространстве, считая точкой отсчета себя или другой предмет.   Ученик научится ориентироваться на плоскости листа в клеточку, на странице книги.   Ученик научится узнавать и называть плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, овал, круг). Ученик получит возможность для обогащения сенсорного опыта и формирования пространственных эталонов. Ученик научится учитывать правила в планировании и контроле способа решения. Ученик научится работать с информацией, представленной в виде рисунка. Ученик получит возможность для развития наблюдательности. Ученик научится выделять форму и цвет как основные характеристики объектов окружающего мира. Ученик получит возможность для развития: тонкой моторики ведущей руки; творческого мышления 1-8,9,10,11     1-9,11     1-10     1-8,11   1-10,11   1-11 1-11     1-4 1-4  
Чтение. Как хлеб на стол пришел? Текст, предложение, слово. Интонация. «Доброе дело». Слова-предметы. Живые и неживые предметы. «Попугай». Текст. Живые и неживые предметы. Ученик научится различать слова – предметы. Ученик получит возможность для формирования эмпатии. Ученик научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. Ученик научится обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. 7,8         7,8,9      
             

Принципами построения занятий являются:

1) частая смена видов деятельности. Известно, что внимание детей с интеллектуальной недостаточностью очень неустойчивое, кратковременное и привлекается только ярким внешним видом предметов. Поэтому при смене объектов и видов деятельности внимание ребёнка снова привлекается и это даёт возможность продуктивно продолжать занятие;

2) повторяемость программного материала. Младшим школьникам с интеллектуальным недоразвитием требуется значительно большее количество повторений, чем детям с нормальным интеллектом. Занятия должны строиться так, чтобы повторение одних и тех же заданий происходило в новых ситуациях на новых предметах. Это необходимо по двум причинам: первая – чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям; вторая – для формирования переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации.

В период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на уроке, важно создавать ситуацию достижения успеха на индивидуально-групповых занятиях. С этой целью можно использовать систему условной качественно-количественной оценки достижений ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо также помнить и об особенностях восприятия детьми учебного материала и специфике мотивации их деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, заданий, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.

Выбор методов обучения осуществляется в соответствии с особенностями познавательной деятельности детей с трудностями в обучении, в связи с чем, важное место занимает метод «маленьких шагов» с большой детализацией, развернутостью действий в форме алгоритмов и использованием предметно-практической деятельности.

Коррекционная работа по программе направлена на коррекцию всей личности и включает все формы средового, личностного и коллективного воздействия на ребёнка и представлена следующими принципами:

— развитие интеллекта с опорой на «зону ближайшего развития»;

— развитие в адекватном темпе;

— вовлечение в интересную деятельность;

— воздействие через эмоциональную сферу;

— объяснение материала в интересной форме;

— гибкая система контроля знаний и их оценки.

 

Социально-педагогический модуль

1. Программы повышения профессиональной компетентности педагогов. Педагог должен быть знаком с особенностями развития данной неоднородной группы детей. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность разобраться в комплексе проблем, грамотно поставить вопрос перед психологами-консультантами, правильно интерпретировать их рекомендации, координировать работу учителей-предметников и родителей, вести коррекционные занятия с учениками, имеющими нарушения. Педагог под руководством психолога может провести диагностику, используя несложные методики. Все педагоги проходят курсы повышения квалификации на семинарах-практикумах, курсах переподготовки по направлению «Коррекционная педагогика в начальном образовании».

2. Психотерапевтическая работа с семьей. Цель – повышение уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Проводится на индивидуальных консультациях специалистами, на родительских собраниях.

Реализация индивидуального образовательного маршрута требует постоянного отслеживания направления развития детей, что делает необходимым разработку системы начальной, текущей и итоговой диагностики по годам обучения.

3. Этапы создания и реализации программы коррекционной работы.

Реализация программы осуществляется в четыре этапа: концептуальный, проектный, технологический, заключительный.

Первый этап — концептуальный направлен на раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, совместное обсуждение с педагогами школы предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение профессиональных ожиданий и функциональных обязанностей. В процессе формирования общих целей, задач, мотивов и смыслов формируется коллектив участников проекта (учителя начальных классов, психологи, медицинские работники, педагоги-дефектологи).

Коллективный субъект осваивает позиции теоретика, методолога и обсуждает основания проектирования программы коррекционной работы.

Второй этап – проектный — включает в себя: подготовку учителей к участию в реализации программы коррекционной работы и знакомство с комплектом документов, входящих в структуру программы: карта медико-психолого-педагогического сопровождения детей, диагностическая карта школьных трудностей, индивидуальный образовательный маршрут, дневник наблюдений.

Требования к специалистам, реализующим программу. Основной ресурс для реализации программы — человеческий (наличие специалистов, готовых работать с ребенком, испытывающим трудности в обучении).

Субъекты, осуществляющие сопровождение ребёнка, в ходе проектного этапа эксперимента реализуют несколько профессиональных позиций диагностическую, проектную, аналитическую, последовательное прохождение которых обеспечивает разработку проекта программы коррекционной работы:

Таблица 14. Направления и задачи коррекционной работы

Направления Задачи исследовательской работы Содержание и формы работы Ожидаемые результаты
Диагностическое Повышение компетентности педагогов по проблеме исследования. Диагностика школьных трудностей обучающихся. Дифференциация детей по уровню и типу их психического развития Реализация спецкурса для педагогов. Изучение индивидуальных карт медико-психолого-педагогической диагностики Анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение. Характеристика образовательной ситуации в школе. Диагностические портреты детей (карты медико-психолого-педагогической диагностики, диагностические карты школьных трудностей).

Характеристика дифференцированных групп учащихся

Проектное Проектирование образовательных маршрутов на основе данных диагностического исследования. Консультирование учителей при разработке индивидуальных образовательных маршрутов сопровождения и коррекции. Индивидуальные карты медико-психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ.
Аналитическое Обсуждение возможных вариантов решения проблемы, построение прогнозов эффективности программ коррекционной работы. Медико-психолого-педагогический консилиум. План заседаний медико-психолого-педагогического консилиума школы.

 

На третьем этапетехнологическом — осуществляется практическая реализация программы коррекционной работы. На основе индивидуальных карт медико-психолого-педагогической диагностики и карт медико-психолого-педагогического сопровождения определяются функции и содержание деятельности учителей начальных классов, родителей, психолога, учителя физкультуры, дефектолога, логопеда, медицинских работников.

Например, учителя за счёт часов внеурочной деятельности проводят индивидуальные и групповые коррекционные занятия, направленные на развитие зрительно-моторной координации, речи, внимания, памяти, пространственного восприятия, мышления, используя упражнения из УМК «Перспективная начальная школа».

Психолог в процессе индивидуальных и групповых занятий для коррекции когнитивной сферы, эмоционально-личностного развития ребёнка, регуляции собственных действий использует следующие приёмы: создание положительного эмоционального фона, заслуженное поощрение, организующую помощь, наращивание темпа деятельности на доступном материале, привитие навыков самоконтроля. Учитель физкультуры обеспечивает коррекцию физического развития и пространственной ориентации, проводит занятия лечебной физкультурой. Медицинская сестра осуществляет профилактику соматического состояния, коррекцию учебных и физических нагрузок, контролирует выполнение медицинских рекомендаций. В соответствии с индивидуальными картами медико-психолого-педагогического сопровождения специальные виды коррекционной деятельности осуществляют другие субъекты образовательного процесса.

Четвёртый этап — заключительный (аналитико-обобщающий) — включает в себя итоговую диагностику, совместный анализ результатов коррекционной работы, рефлексию.

Результатом коррекционной работы является достижение ребёнком с ЗПР планируемых результатов освоения Образовательной программы.