СПОСОБНОСТИ
О наличии у человека способностей к какой-то деятельности свидетельствуют два показателя: быстрота и легкость овладения деятельностью и качество достижений (значительно превосходят средний уровень).
Способности—индивидуальные особенности и свойства личности, которые являются условиями успешного выполнения какого-то вида деятельности.
ОСОБЕННОСТИ СПОСОБНОСТЕЙ
1 Способности развиваются на основе задатков— психофизиологических особенностей человека.
2 Если способность не развивается, то со временем она может быть утрачена.
3 Отдельные способности могут частично компенсировать отсутствие других способностей.
4. Всякая деятельность сложна и многогранна. Соответственно, способности имеют синтетический характер.
Например, способность к музыке нельзя свести только к музыкальному слуху. Для проявления данной способности нужны еще чувство ритма, гармонии, стремление
к прекрасному, трудолюбие и т. д.
КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
Выделяют естественные и специфические способности человека.
Естественные (природные, биологически обусловленные) способности формируются на основе врожденных задатков человека при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей. В данном случае можно говорить о способностях как о рефлексах, возможности реагирования на внешние раздражители.
Так, индивид с высокой вкусовой чувствительностью может прекрасно исполнять обязанности дегустатора.
Специфические способности проявляются в социальной среде. Имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде.
Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:
А. общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и
специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);
Память как специфическое свойство деятельности ЦНС
... а также связанные с ними структуры - мозжечок и кора больших полушарий, специфические и неспецифические таламические ядра. Роль этих структур была выявлена в экспериментах ... в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые. Сильные, эмоционально окрашенные впечатления, человек сохраняет дольше всего. Кратковременная память - центральный коммутирующий блок, обеспечивающий последовательное ...
Б. теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, успешность в мыслительной, аналитической деятельности и
практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
В. учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности; предопределяют скорость обучения и
творческие, связанные с успешностью в создании оригинального продукта: произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений; с нахождением новых способов выполнения деятельности.
Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) – талантом;
Г. способности к общению, взаимодействию с людьми и
предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.
Виды способностей | |||
Природные (биологически обусловленные) | Общие | Специальные | |
Психомоторика, восприятие, память, внимание | Способности, облегчающие усвоение любого вида деятельности. | Учебные способности определяют успешность обучения и усвоения знаний, умений, навыков. | Творческие способности определяют успешность создания предметов материальной и духовной культуры, производство новых вещей и идей. |
Общие способности — это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности
К общим умственным способностямотносят, например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенное внимание.
Общие способности подразделяются на
элементарные:присущи всем людям. К ним относят основные психические процессы человека (способности к психическому отражению действительности) — ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, воля.
сложные:этоспособности к различным видам деятельности — труду, игре, общению, обучению; наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и др.
Б. Специальные способности. Определяют успешность в определенных видах деятельности.
В соответствии с видами деятельности различаются специальные способности— графические, художественно-литературные, конкретно-научные (математические и др.), практически-организационные, практически-созидательные и др.
Специальные элементарные способности являются заметной выраженностью общих способностей, психических процессов.
Примерами специальных элементарных способностей можно считать музыкальный слух и глазомер.
Музыкальный слух — качество слухового восприятия, проявляющееся в способности к различению музыкальных звуков и точному воспроизведению их.
Специальные сложные способности присущи не всем людям. Они являются способностями к определенным видам профессиональной деятельности, возникшим в процессе развития человеческой культуры. Эти способности обычно называют профессиональными.
Общие способности | Специальные способности | ||
Такая система нндивидуалыно.-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности | Такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов | ||
в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной и т. и. | |||
Элементарные | Сложные | Элементарные | Сложные |
Присущие всем людям, хотя и в разной степени выраженные способности — основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, запоминать | Способности к общечеловеческим видам сложной деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом, присущие в тон или иной степени всем людям. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности | Способности, присущие не всем людям. Они предполагают определенную выраженность каких-то отдельных сторон психофизических процессов: глазомер, музыкальный слух, координацию движений | Способности, присущие не всем людям. Они являются способностями к определенным видам профессиональной деятельности (профессиональные способности). К ним относят музыкальные, художественные, литературные, инженерные и др. способности |
Исследование различных видов специальных способностей проводится главным образом в связи с профессиональной ориентацией и профотбором.
Все многообразие профессий было предложено (Е. А. Климов) разделить на пять основных типов в зависимости от объекта, на который они направлены:
П — природа (растения, животные),
Т — техника (машины, материалы),
Ч — человек, группы людей,
3 — знаковая информация (книги, языки, коды, модели),
X — художественные образы (искусство).
При решении задач профориентации целесообразно определить прежде всего склонности молодого человека к перечисленным типам профессий.
Задатки — это только предпосылки, одно из условий развития способностей
Между задатками и способностями очень большая дистанция; между одними и другими — весь путь развития личности.
Способность исходит из требований деятельности и в деятельности и формируется.
2. Общую способность часто обозначают термином «ОДАРЕННОСТЬ».
Одаренность— это комплекс способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности.
Специальные способности определяются в отношении к отдельным специальным областям деятельности.
Внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одаренность индивида, соотнесенная с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности
В результате изучения ряда одаренных детей удалось выявить некоторые существенно важные способности, которые в совокупности образуют структуру умственной одаренности.
Важное качество одаренных детей — это внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе. Ребенок отдает себя целиком тому, что его заинтересовало.
Еще одно качество одаренности, неразрывно связанное с первым, заключается в том, что готовность к труду у одаренного ребенка перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в потребность трудиться. Неизменно повторяющийся факт при исследовании одаренных детей состоит в том, что эти дети обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к которой они способны. Интересующая их деятельность является одновременно и трудом и игрой.
Высокие достижения способных детей всегда связаны с их эмоциональной увлеченностью. Иными словами, повышенная мотивация и вызываемая ею напряженная активность являются признаками и неотъемлемыми условиями развития способностей.
Еще одна группа качеств связана непосредственно с интеллектуальной деятельностью: это особенности мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности.
В результате почти непрекращающейся деятельности одаренный ребенок успевает понять, узнать и освоить самостоятельно огромное количество материала. Объем усвоенных им знаний превышает тот, которому его мог бы научить педагог за короткий срок.
Исследователи утверждают, что у одаренных детей возможна синхронизация нескольких сенситивных периодов /см дополнительные материал ниже/, обычно сменяющих друг друга. Соответственно возможности развития их способностей многократно увеличиваются.
Только единство общих и специальных свойств, взятых в их взаимопроникновении, очерчивает истинный облик одаренности человека.
Особенно высокий уровень одаренности обозначают понятием «талант» и «гений».
3. ТАЛАНТ— это высокая способность к конкретному виду деятельности.
Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства.
Талантливыми также называют людей, способных быстро усваивать знания и правильно применять их в жизни и в своей деятельности. Это талантливые ученики и талантливые студенты, талантливые скрипачи и пианисты, талантливые инженеры и строители.
Талант человека, направляясь выраженной потребностью и творчестве, всегда отражает определенные общечеловеческие запросы. Развитие талантов решающим образом зависит от общественно-исторических условий.
4. ГЕНИАЛЬНОСТЬ— высший уровень способностей, воплощенный в эпохально значимые свершения.
Психические особенности одаренности и тем более гениальности проявляются в высокоразвитом интеллекте, нестандартности мышления, в его комбинаторных качествах, мощной интуиции.
Предпосылкой гениальных свершений служат творческая одержимость, страсть к поиску принципиально нового, стремление к наивысшим достижениям в различных сферах общечеловеческой культуры.
Одаренные люди отличаются ранним интенсивным психическим развитием.
Развитию одаренности и гениальности содействуют благоприятные социальные условия, не сковывающие нестандартные черты личности.
Гениальность— это наивысшая степень развития способностей, проявления творческих сил человека. Это создание качественно иных творений, открывающих новую эру в развитии культуры, науки, практики.
ПОКАЗАТЕЛИ,ПОЗВОЛЯЮЩИЕ СУДИТЬ О СПОСОБНОСТЯХ РЕБЕНКА:
1 скоростьпродвижения учащегося в овладении соответствующей деятельностью;
2 качественный и количественный уровень достижений;
3 склонность к занятиям данной деятельностью;