1. Роль механизмов идентификации в процессе становления личности

1. Роль механизмов идентификации в процессе становления личности

2. Природа и структура общения. Общение как взаимодействие

3. Психология индивидуальных различий по Майерс-Бригс. MBTI

1. Роль механизмов идентификации в процессе становления личности

ИДЕНТИФИКАЦИЯ — это понятие было введено Фрейдом, но широко распространилось за рамками психоанализа, в частности — в психологии социальной. Идентификация рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом роли социальной при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании установок социальных и пр. Современное понимание идентификации охватывает несколько пересекающихся областей психической реальности.

1. Преимущественное понимание — как процесс н результат самоотождествления с другим человеком, группой, образом или символом (см. также иитроекция) на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение их в свой внутренний мнр н принятие как собственных норм, ценностей н образцов. Уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. Открытое подражание как следование образцу особенно ярко выступает в дошкольном детстве.

2. Опознание чего-либо или кого-либо. В этом значении термин используется в психологии общей и в психологии инженерной и юридической, где понимается как процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании какого-либо признака или свойства, в результате чего устанавливается их сходство или различие. Благодаря идентификации происходит распознание образов, образование обобщений и их классификация, анализ знаковых систем и пр. Когда объект идентификации — человек, она выступает как процесс опознания того качества, на основании коего можно: 1) отнести личность к некоторому классу или типу — например, идентификация преступника; 2) признать личность целостной и идентичной самой себе.

3. Представление, видение субъектом другого человека как продолжения себя самого; наделение его своими чертами, чувствами, желаниями, например, родители, ожидающие от ребенка осуществления собственных честолюбивых замыслов.

4. Понимание н интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним. Здесь идентификация есть эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим — субъектом, группой, образцом; механизм постановки себя на место другого, что проявляется в виде погружения, перенесения индивидом себя в поле, пространство, обстоятельства другого индивида

5 стр., 2121 слов

Понимание в психологии. Предмет психологии понимания

... и основные положения психологии понимания.   Введение в предмет. Характеристика предмета понимания Цели и задачи изучения дисциплины. Понимание – это раскрытие смысловой стороны воспринимаемой предметной реальности, явлений, процессов, поведения, событий ...

и приводит к усвоению его смыслов личностных. Это позволяет моделировать смысловое поле партнера по общению, обеспечивает взаимопонимание и вызывает содействующее поведение. Как механизм взаимопонимания — это способ понимания другого через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта.

В психоанализе идентификация понимается как бессознательное отождествление, уподобление себя другой личности, вследствие чего появляется подражание в поведении и пр. Это понятие было введено Фрейдом, сначала — для интерпретации явлений патологической депрессии, позднее — для анализа сновидений и некоторых процессов, посредством коих маленький ребенок усваивает образцы поведения других значимых, формирует «сверх-Я», принимает женскую или мужскую роль и пр.

Идентификация — противоположность нарциссизму и играет огромную роль в поведении и психической жизни. Ее психологический смысл — в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее появление эмоциональной привязанности к другому человеку.

Идентификация — это защита от объекта, вызывающего страх, путем уподобления ему. Благодаря ей также достигается символическое обладание желаемым, но недосягаемым объектом. При расширительном толковании — неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности.

Идентификация может происходить с любым объектом — человеком, животным, предметом, идеей и пр. Механизм идентификации обеспечивает взаимную связь индивидов в социальной группе, создает аффективную общность как особое вживание, вчувствование, приобретая в некоторых случаях свойство «психической инфекции», столь характерной для толпы.

Фрейд выделил несколько типов идентификации. В младенчестве возникает идентификация первичная — примитивная форма эмоциональной привязанности ребенка к матери. Впоследствии эта «тотальная захваченность объектом» уступает место идентификации вторичной, играющей роль механизма защитного, благодаря коему ребенок справляется с беспокойством, вызванным угрожающим авторитетом, путем включения некоторых аспектов его поведения в собственные действия. Эта форма идентификации — предыстория комплекса Эдипова, когда маленький мальчик во всем хочет занять место отца и, боясь его наказания, копирует некоторые особенности его поведения. Эта парциальная идентификация амбивалентна н может проявляться в отношении как любимого лица, так и лиц ненавистных или вызывающих зависть. Особое значение этот тип идентификации приобретает при усвоении ребенком запретов родителей, при формировании у него устойчивости к искушениям, при развитии совести. Идентификация помогает ребенку справиться с комплексом Эдиповым. Это происходит к пяти-шести годам: ребенок как бы решает проблему, идентифицируясь с родителем своего пола. Т. е., не будучи в состоянии изменить ситуацию, вызвавшую зарождение комплекса Эдипова, и реализовать нелюбовь к отцу, мальчик старается принять его позицию и стать похожим на него.

Применительно взрослого субъекта идентификация связывается с симптомом невротическим, при коем у субъекта — из-за желания оказаться в положении объекта — возникают болезненные явления, характерные для последнего.

Для неортодоксального психоанализа (А. Фрейд, Д. Рапопорт) понятие идентификации стало центральным механизмом формирования способности Я-субъекта к саморазвитию. При этом между субъектом и отражаемым объектом происходит установление определенной эмоциональной связи, содержанием коей является переживание своей тождественности с объектом.

25 стр., 12489 слов

Глава III. Общение и взаимодействие людей

... организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей. Межличностные отношения отражают всевозможные, субъективные проявления человека в процессе его взаимодействия с ... образца осуждается. Можно сказать, что необходимым условием успешного межличностного общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга. Способность и умение ...

2. Природа и структура общения. Общение как взаимодействие

Общение — 1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера; 2) Осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый мотивами совместной деятельности.

Общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Таким образом, факт связи общения с деятельностью констатируется так или иначе всеми исследователями. В реальной практической деятельности человека главным вопросом является вопрос не о том, каким образом общается субъект, но по поводу чего он общается. Здесь вновь уместна аналогия с изучением деятельности: если там важен анализ предмета деятельности, то здесь важен в равной степени анализ предмета общения.

Три стороны общения, структура:

Коммуникативная сторона в узком смысле состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона О. означает процесс восприятия и познания др. друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от других.

Место взаимодействия в структуре общения.

Взаимодействие – случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт 2-х и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их деятельности, поведения, установок, отношений.

Взаимодействие (в узком смысле) – !) система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных причинной циклической зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией поведения другого. 2) взаимосвязь субъектов в совместной деятельности.

Существуют различные подходы к пониманию взаимосвязи общения и взаимодействия.

1. Содержание общения сводится к содержанию взаимодействия: отождествление общения и взаимодействия. И то, и то интерпретируется как коммуникация в узком смысле (т.е. как обмен информацией).

22 стр., 10904 слов

Категории психологии. (образ, мотив, отражение, психика, сознание, ...

... выполняющей определенные функции). Категория общения. Общение - многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый мотивами совместной деятельности. Общение включает в себя коммуникативный, ... сведений, мнений, которыми обмениваются люди. Интерактивный аспект общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. В общении люди ставят перед собой цель - ...

2. Понимания взаимодействия как формы, а общение – как содержания некоторого процесса.

3. Связанное, но самостоятельное существование общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции.

В отечественной психологии: взаимодействие выступает как организация совместных действий. Если коммуникативный процесс рождается на основе совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. В ходе деятельности для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами, созревшими в голове другого», которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа.

Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятельности, т.е. вырабатывать формы и нормы совместных действий.

Основные признаки межличностного взаимодействия:

Предметность. Наличие внешней цели, на которую направлены совместные усилия.

Эксплицированность. Доступность для стороннего наблюдателя и возможность регистрации (аудио/видео).

Ситуативность. Взаимодействие регламентировано нормами, правилами и т.п. в ситуации контакта.

Рефлексивная многозначность. Осознанные и неосознанные уровни взаимодействия. Широкое семантическое поле возможных интерпретаций.

Психологическое содержание процесса обмена действиями включает в себя три момента: 1. учет планов, «созревших в голове другог», и сопоставление их с собственными планами; 2. анализ вкладов каждого участника взаимодействия; 3. осмысление меры включенности во взаимодействие каждого из партнеров.

Структура взаимодействия.

Большое распространение получила т.н. теория действия, или теория социального действия (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс).

Они фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие др. на др и, как следствие этого, их изменения. Задача: поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии. В основе социальной д. лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, она – результат единичных действий. Единичное действие есть некоторый элементарный акт; из них впоследствии складываются системы действий. Каждый акт берется сам по себе, изолированно. Элементы: а) деятель, б) «другой» (объект, на который направлено действие), в) нормы (по которым организуется взаимодействие), г) ценности (которые принимает каждый участник), д) ситуация (в которой совершается действие).

Деятель мотивирован тем, что его действие направлено на реализацию его установок (потребностей).

В отношении «другого» деятель развивает систему ориентаций и ожиданий, которые определены как стремлением к достижению цели, так и учетом вероятных реакций другого. Может быть выделено 5 пар таких ориентаций, которые дают классификацию возможных видов взаимодействий и могут описать все виды человеческой деятельности. Несостоятельность теории: абстрактная схема действия не имела значения для эмпирического анализа действий, абстрактные элементы структуры действий не схватывают содержательную сторону действий (т.к. она задается содержанием социальной деятельности в целом).

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Утрата социального контекста: все богатство социальной деятельности выводится из психологии индивида.

Другой подход: описание ступеней развития структуры взаимодействия (Я. Щепаньский).

При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которое оно проходит. Центральное понятие для описания социального поведения – понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление: а) пространственного контакта, б) психического контакта (взаимная заинтересованность), в) социального контакта (совместная деятельность), г) взаимодействия («систематическое постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера»), д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий).

Анализ подхода: пространственный и психический контакты в этой схеме выступают как предпосылки индивидуального акта взаимодействия, и т.о., схема не снимает погрешностей предшествующей попытки. Но включение в число предпосылок взаимодействия «социального контакта», понятого как совместная деятельность, во многом меняет картину: если взаимодействие возникает как реализация совместной деятельности, то дорога к изучению его содержательной стороны остается открытой..

Подход к взаимодействию в транзактном анализе .Направление, предлагающее регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия (Э. Берн).

каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из 3-х позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти позиции не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии. Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к др. как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к др. с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться. В данном случае транзакции являются «пересекающимися».

Согласно теории обмена (Дж.Хоманс), каждый из нас стремится уравновесить вознаграждение и затраты, чтобы сделать наше взаимодействие устойчивым и приятным, при этом в основе лежит свой прежний опыт. В основе теории лежат четыре принципа:

чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;

если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от условий, то человек будет стремиться их воссоздать;

если вознаграждение велико, то человек готов затратить больше усилий для его получения;

когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей мере готов прилагать усилия для их удовлетворения.

С помощью данной теории могут быть описаны сложные виды взаимодействий: отношения власти, переговорный процесс. Эта теория рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Высокие вознаграждения могут приводить в потере активности.

5 стр., 2092 слов

Типология к.Г.Юнга и супружеская совместимость

... разрабатывать ещё сам Юнг, в типологии Майерс – Бриггс она не получила развития. Как правило, её сторонники лишь утверждают, что при желании любой тип может ужиться ... отношенияинтуитивно-логического экстравертассенсорно-логическим интровертомпредставляют собой довольно эффективное взаимодействие при решении деловых задач. Для разных видов взаимодействия подходят разные отношения. В семейной жизни ...

Символический интеракционизм (Дж. Мид и Г.Блумер). Согласно этой теории поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают. Дж. Мид выделил два типа действий:

незначимый жест (автоматический рефлекс типа моргания);

значимый жест (связан с осмыслением поступков и намерений другого человека).

Когда мы приписываем значение чему-то, оно становится символом, т.е. понятием, действием или предметом, выражающим смысл другого понятия, действия или предмета. Интерпретация символа является основой для ответной реакции. Благодаря этому люди учатся одинаково интерпретировать значение определенных символов.

Центральной идеей данной концепции является то, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями. К недостаткам данной теории можно отнести придание слишком большого значения символическим аспектам взаимодействий.

Управление впечатлениями (Э.Гофман). Согласно этой теории социальные ситуации взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления. Люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя “декорации” и “окружающую обстановку” для создания определенного впечатления о себе и других.

Типы взаимодействиий. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видев взаимодействия на 2 противоположных вида: кооперация и конкуренция. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются позитивными с этой точки зрения. О вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил).

Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. Что касается другого типа взаимодействия – конкуренции, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте.

Взаимодействие как организация совместной деятельности. Подобно тому, как в индивидуальной деятельности ее цель раскрывается не на уровне отдельных действий, а лишь на уровне деятельности как таковой, в социальной психологии смысл взаимодействия раскрывается лишь при условии включенности их в некоторую общую деятельности

Формы, или модели (Уманский): 1) когда каждый участник делает свою часть работы независимо от других – «совместно-индивидуальная деятельность»; 2) когда общая задача выполняется последовательно каждым участником – «совместно-последовательная деятельность.»; 3) когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными – «совместно-взаимодействующая деятельность.».

Общественные отношения «даны» во взаимодействии через ту реальную социальную деятельность, частью которой взаимодействие является. Межличностные отношения также «даны» во взаимодействии: они определяют как тип взаимодействия, который возникает при данных конкретных условиях, так и степень выраженности этого типа.

1 стр., 467 слов

Юнг создал типологию личности, выделив тип интроверт и

... которая отражает интерсексуаль-ные связи, представления о противоположном поле: Анима   Юнг создал типологию личности, выделив тип интроверт и Экстраверт 46.Специальный механизм, помогающий развитию чувств: Компенсация 47. По ...

Присущая системе межличностных отношений эмоциональная основа, порождающая различные оценки, ориентации, установки партнеров, определенным образом «окрашивает» взаимодействие. Однако даже в условиях «плохих» межличностных отношений в группах, заданных определенной социальной деятельности, взаимодействие обязательно существует. Рассмотрение вырванного из контекста деятельности взаимодействия лишено смысла.

При анализе взаимодействия имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность: именно это осознание помогает ему корректировать свою стратегию. Только при этом условии м.б. вскрыт психологический механизм взаимодействия, возникающий на основе взаимопонимания между его участниками.

3. Психология индивидуальных различий по Майерс-Бригс. Mbti

Типология Майерс-Бриггс — система диагностики индивидуальных различий, возникшая на базе идей Юнга, и получившая мощное развитие за последние десятилетия в разных странах Европы и США.

Мировой опыт применения типологии Майерс-Бриггс

Диагностическая система Майерс–Бриггс нашла широкое применение в крупнейших западных компаниях, что говорит о ее практической надежности и валидности. Эта система диагностики не только имеет серьезное научное обоснование – она доказала свою эффективность и в реальной практике при многолетнем ее использовании. Например, в США до 70% выпускников средних школ проходят определение типа личности с помощью MBTI, что помогает им сориентироваться в выборе своего профессионального пути. Эта типология фактически интегрирована в систему государственного стандартизирования США. В частности, она одобрена Американской Психологической Ассоциацией, в качестве способа продолжения образования по «Категории 1 » для психологов.

Типология Майерс-Бриггс разрабатывалась Катариной Бриггс и ее дочерью Изабелью Майерс-Бриггс на основе работы «Психологические типы» Карла Густава Юнга. Первые публикации Кэтрин Бриггс относятся к концу 1920-х, первая версия теста — в 1942 году, первая версия руководства по использованию типологии — в 1944 году.Классический тестовый вариант определения типа известен как «опросник Майерс-Бриггс» [Myers-Briggs Type Indicator (MBTI)] .

Методика И.Маерс и К. Бриггс (Маерс — Бриггс) была основана на признании особенностей поведения отдельных личностей как врожденных характеристиках. Отсюда непродуктивность любых межличностных конфликтов между представителями разных типов менталитета.

Существуют разные способы диагностики типов по системе Майерс-Бриггс — интервью, проективные методы, ситуационно-поведенческое тестирование, а также классические тестовые варианты определения индивидуальных предпочтений.

Отличия между людьми можно, в очень обобщенном виде, свести к следующим противопоставлениям:

* экстраверты — интроверты E-I : первые черпают энергию в общении с людьми, могут поддержать любую беседу, воспринимают информацию по мере поступления, контактны; вторые нуждаются в уединении для обработки информации, хотя, чисто внешне, они могут не иметь видимых проблем в общении;

* здравомыслие-интуиция S-N : первые принимают решения, исходя из каждодневного практического опыта — собственного и окружающих, не склонны фантазировать; вторые полагаются на внутренний голос, предчувствия, мало соотнося их со стереотипами поведения в подобных ситуациях (поступают не «как принято», а «по наитию»);

4 стр., 1585 слов

Типология конфликтных личностей 2

... коллективом так, что его "устами глаголет истина". В отличие от первых четырех типов этот тип (как и предыдущий) является "ситуативным", т.е. проявляется только при создании определенной ... одну из классификаций, предло­женную Робертом М. Бремсоном, в которую входят такие типы людей, как «агрессивисты», «жалобщики», «молчуны», «сверхпокладистые», «вечные пессимисты», «нерешительные» (стопоры) и др. ...

* логичность-чувствование T-F : первые в обработке информации и принятии решений опираются на простую логику, объективность, действуют по четким законам и правилам; вторые руководствуются этическими категориями, им присущи субъективизм и гуманность;

* рассудительность-импульсивность J-P : (эта пара была добавлена в основную классификацию известными психологами Маерс и Бриггс): первые планируют свои действия и стараются придерживаться выработанной стратегии; вторые сохраняют широкий спектр вариантов действий в зависимости от обстоятельств.

Исходя из возможных комбинаций выделенных пар, были выделены 4 наиболее устойчивые сочетания — психотипы. Каждый тип подразделяется еще на 4 психологических портрета — в зависимости от особенностей проявления характеристик каждого психотипа (или типа менталитета).

Генерализованные типы (архетипы) имеют следующие обозначения: SP, SJ, NF и NT. В зависимости от особенностей характерологических проявлений того или иного архетипа возможны следующие подтипы: ESFP, ISPP, ESTP,ISTP; ESFJ, ISFJ, ESTJ, ISTJ; ENFJ. INFJ.ENFP, INFP; ENTJ, INTJ, ENTP, 1NTP. Общие характеристики типа, в принципе, верны и для подтипа, но особенности личности накладывают свой отпечаток на инверсионные возможности проявления.

Процентное соотношение представителей всех основных типов в России примерно следующее: 30% SP, 40% SJ, 25% NF, 5% NT. Особенности региона могут влиять на соотношение. Например, в районах пионерного (экстремального) освоения представителей типа SP может быть больше (до 50%), в научных центрах может быть несколько выше средней доля NT (до 7-10%), в староосвоенных районах «красного пояса» доля SJ может доходить до 60-70%.

Myers-Briggs Type Indicator предназначен для определения одного из 16 типов личности. Он включает в себя 8 шкал, объединенных попарно. Назначение типологии и тестов — помочь человеку в определении его индивидуальных предпочтений, — какие полюса шкал ему болеесоответствуют.

1. Шкала E—I— ориентация сознания:

Е(Еxtraversion, экстраверсия) — ориентация сознания наружу, на объекты,I(Introversion, интроверсия) — ориентация сознания внутрь, на субъекта;

2. Шкала S—N— способ ориентировки в ситуации:

S(Sensing, ощущение) — ориентировка на конкретную информацию,N(iNtuition, интуиция) — ориентировка на обобщённую информацию;

3. Шкала T—F— основа принятия решений:

T(Thinking, мышление) — рациональное взвешивание альтернатив;F(Feeling, чувство) — принятие решений на эмоциональной основе;

4. Шкала J—P— способ подготовки решений:

J(Judging, суждение) — предпочтение планировать и заранее упорядочивать информацию,P(Perceiving, восприятие) — предпочтение действовать без детальной предварительной подготовки, больше ориентируясь по обстоятельствам.

Сочетание шкал дает обозначение одного из 16 типов, например: ENTP, ISFJ и т. д.

11 стр., 5130 слов

Типология личностных расстройств

Характерны эгоцентрическая узость мышления, взглядов, оценок и интересов, тенденция к стойкой фиксации на определенных идеях, большая аффективная заряженность значимых переживаний, стеничность и упорство в достижении поставленных целей. Параноики высокомерны, чванливы, бездушны, им менее всего свойственна готовность к самоограничению и проявлению подлинного альтруизма. Их отличают также ...

Д. Кейрси (D. Keirsey), развивая идеи Майерс и Бриггс, выделяет четыре группы типов, называя ихтемпераментами: NT, NF, SJ, SP.

Отличие от Юнга. В типологии Майерс-Бриггс и типологии Юнга используются разные функциональные модели типа.

Юнг в отношении рациональности и иррациональности также применял термины «суждение» и «восприятие»:

«Я обозначаю оба предыдущих типа как рациональные или как типы суждения, потому что они оба характеризуются приматом функций разумного суждения.

«Я обозначаю оба очерченных типа как иррациональные на том уже указанном основании, что они основывают весь свой образ действия не на суждении разума, а на абсолютной силе восприятия.»

Таким образом, Изабель Майерс «суждением»/«восприятием» не вводила нового понятия, а лишь выбрала одно из обозначений Юнга для «рациональности»/«иррациональности». Однако при этом, изменив функциональную модель типов Юнга.

Принципиальные отличия в моделях типа этих типологий существуют для интровертных типов. Интровертные типы в типологии Майерс-Бриггс имеют доминирующую и вспомогательную функции как у юнговских типов с иным значением рациональный/иррациональный (решающий/воспринимающий).

Например интровертный тип с доминирующим мышлением (это рациональная/решающая функция) у Юнга является рациональным, а в типологии Майерс-Бриггс иррациональным/воспринимающим; на примере конкретных типов — тип INTP в типологии Майерс-Бриггс имеет первые 2 функции как у юнговского типа INTJ (интровертный мыслительный с вспомогательной интуицией), и наоборот. У Юнга рациональными называются только типы с доминирующей рациональной функцией, а иррациональными только типы с доминирующей иррациональной функцией, и это не зависит от признака экстраверсии/интроверсии типа.

Также, у некоторых последователей Майерс-Бриггс (Joe Butt, Marina Heiss) наблюдается отличие в функциональной модели в отношении параметра экстраверсия-интроверсия у 3-й функции. У Юнга параметр экстраверсия-интроверсия 3-й функции отличается от такового у доминирующей функции, в то время как у некоторых последователей Майерс-Бриггс он совпадает.

Другое отличие между типологиями в том, что понимание последователями Майерс-Бриггс содержания 8 функций (их 8 с учётом экстраверсии/интроверсии) Юнга может отличаться как от понимания другими последователями, так и самим Юнгом. Это является следствием того, что уделив большое внимание развитию MBTI, значительно лучше были проработаны бинарные признаки, лежащие в основе данного теста, нежели функции Юнга.

Критика. Рядом исследователей подвергается сомнению научная основа тестового метода диагностики типа личности по системе Майерс-Бриггс. Часть этих сомнений связаны с отсутствием у Изабель Майерс и Кэтрин Бриггс — исходных разработчиков MBTI, какой-либо психологической квалификации, и в частности в области психометрии. Не известно о применении ими традиционных для разработки тестов методов определения валидности, надёжности, внутренней согласованности.

Неоднократно были измерены валидность MBTI, в том числе его конструктная валидность, внутренняя согласованность, тест-ретестовая надёжность

Кроме самого теста MBTI, спорны, в виду отсутствия достаточной научной обоснованности, некоторые ключевые моменты типологии Майерс-Бриггс. Так отсутствует серьёзное экспериментальное обоснование функциональной модели типа применяемой в типологии Майерс-Бриггс, и в частности обоснованность её отличия от модели Юнга. Отсутствует экспериментальное обоснование корректности понимания 8 юнговских функций (их 8 с учётом экстраверсии/интроверсии) последователями Майерс-Бриггс. Отсутствует экспериментальное обоснование многого в описаниях типов (т. н. профилей типов), встречаемых в книгах и Интернет.

В целом, учитывая недостаточную экспериментальную обоснованность и результаты некоторых экспериментов, значительно противоречащие теории и друг другу, мировое научное сообщество критически настроено к типологии Майерс-Бриггс, как и типологии Юнга вцелом.