ТЕМА №2. ЛИЧНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ
План
1 . Индивид. Личность. Индивидуальность.
2. Направленность личности как главная его характеристика (потребности, мотивы, интересы, идеалы, мировоззрение).
3.Психологическая структура личности.
В психологии широко употребляются близкие. но не тождественные понятия: индивид, личность, индивидуальность.
Особенностью человека как биологического существа является прямохождение, приспособления рук к трудовой деятельности, высокоразвитый мозг.
Как общественное существо человек обладает сознанием, благодаря которому способен не только сознательно отражать мир, но и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами. Факты принадлежности живого существа к человеческому роду сосредоточивается в понятии «индивид». В понятии «индивид» отражается родовая принадлежность человека.
Индивид (лат. individuum — неделимое) — человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens.
Ребенок рождается как индивид. Благодаря общению с взрослым он постепенно усваивает социальный опыт человечества и включается в систему общественных отношений, формирующих его потребности, интересы, мировоззрение, убеждения, т.е. развивают его как личность.
Главным в характеристике человека является его общественная сущность. О человеке как личности можно говорить только с определенного этапа его жизнедеятельности.
Личность — общественное существо, наделенное сознанием и психологическими характеристиками, устойчивыми, социально обусловленными и проявляющимися в общественных связях, отношениях с окружающим миром, другими людьми. что и определяет поведение человека.
Как индивид человек имеет такие признаки, как возраст, пол, образование, профессию, интересы. Личностью он становится в системе отношений с другими людьми. Личность — категория общественно -историческая.
Личность — результат сложного процесса социального развития человека. Процесс становления личности осуществляется в различных социальных отношениях:
• В процессе производства и использования, материальных благ;
• Политических отношений (свободный человек, имеет политические права или нет);
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
• идеологических отношений: становление личности к различным сторонам общественной жизни;
• Отношений в группе: разделяет или не разделяет психологию группы, в которую входит.
Но личность не пассивный объект тех или иных общественных отношений: она активно взаимодействует с обществом как системой этих отношений, является субъектом в системе деятельности.
Процесс становления личности длительный, сложный и имеет исторический характер. Поскольку личность является продуктом общественного развития, ее изучают различные науки: философия, социология, педагогика, психология, медицина и другие, но каждая в определенном аспекте.
Социология — как члена социальных и демографических групп населения.
Этика — как носителя моральных убеждений.
Педагогика — как объект обучения и воспитания.
Психология изучает закономерности развития и формирования личности.
Итак, личность — это конкретный человек, который находится в системе устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих (Анатолий Геннадьевич Маклаков).
Личность — конкретный человеческий индивид с индивидуально выявленными своеобразными умственными, эмоциональными, волевыми и физическими свойствами. ( С.Д.Максименко).
В результате накопления знаний и опыта у личности складывается определенный взгляд на окружающий мир, формируется способность к самостоятельному, сознательному отражению действительности, носит индивидуальный характер, и сочетается в понятии индивидуальность.
Индивидуальность каждой личности проявляется в специфических особенностях интеллекта, чувств, воли и других свойств личности.
2 . Направленность личности человека
Основу личности составляет ее структура, то есть относительно устойчивая связь и взаимодействие вех сторон личности как целостного образования. Почти все психологи ведущим компонентом структуры личности выделяют направленность личности.
Направленность является сложным личностным образованием, определяет все поведение личности, отношение к себе и окружающим.
Направленность — это устоявшаяся система важнейших целевых программ личности, определяет смысловое единство ее инициативного поведения, противостоит случайностям жизни.
Направленность выступает, как система, что формирует свойства личности, определяет ее психологический состав. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, субъективные отношения к различным сторонам действительности.
В современных исследованиях выделяют три основных вида направленности личности:
• Личная (престижная, эгоистическая)
Личность и характер человека 2
... характера отражают то, как действует человек, а черты личности — то, ради чего он действует. При этом очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и ... воздействий и воспитания определенный стиль отношений и поведения человека. Характер того или иного человека выражает определенный склад его потребностей и интересов, стремлений и целей, чувств и ...
• Групповая (альтруистическое или общественная)
• Деловая (интерес к делу, к познанию действительности).
Личная направленность возникает вследствие преобладания мотивов собственного благополучия, самоутверждения. Групповая направленность имеет место тогда, когда поступки человека побуждают интересы организации и других людей. Деловая направленность порождается самой деятельностью, через увлечение ею. Это может быть направленность на науку, спорт, профессию, искусство.
Направленность может проявляться в различных сферах жизнедеятельности человека. Например, можно говорить о морально — политической направленности человека (либеральной или консервативной), профессиональной направленности (технической или гуманитарной), бытовой направленности (на дом, на семью или друзей).
В основе направленности личности лежат потребности. Поведение человека в значительной степени зависит от того, какие потребности у нее развиты. Что такое потребности?
Потребность — это нужда в чем-либо, которую человек переживает и осознает.
Потребности могут быть природные и социальные, их роль и происхождение не одинаковы. Естественные потребности возникают в процессе взаимодействия человека с природной средой, они являются врожденными и передаются генетически.
К природным потребностям относят: голод, жажда, сон, размножение. Различая биологические потребности и социальные, следует иметь в виду, что потребности человека являются социализированными, поскольку все они преломляются через конкретный уровень культуры, отношения между людьми. Удовлетворение биологических потребностей выступает основным условием сохранения организма и вида.
Социальные потребности делятся на материальные, духовные и общественные. Удовлетворение материальных потребностей связано с развитием духовных (познание, отдых) и общественных (потребность в контактах, социальное признание, смысл жизни) потребностей. Эти потребности развиты у разных людей далеко не одинаково.
Примером одного из подходов к иерархическому развитию потребностей является пирамида потребностей А. Маслоу. Согласно данной концепции все потребности личности подразделяются на пять основных групп:
А ) физиологические потребности
Б ) потребности самосохранения
В) социальные потребности
Г ) потребности в уважении
Д ) потребности самоактуализации.
Развитие потребностей связано также с мировоззрением.
Под мировоззрением личности понимают систему взглядов и убеждений человека, что базируется на философских, экономических, политических знаниях. Убеждения выступают при этом как осознанные потребности личности, побуждающие ее поступать в соответствии со своими ценностными ориентациями.
Мировоззрение личности проявляется в идеалах, целях, притязаниях, установках, социальных нормах поведения. Мировоззрение влияет на выбор мотивов личности и развитие ее интересов.
На основе потребностей формируются мотивы — осознанные побуждения человека к деятельности. Мотивы тесно связаны с потребностями. Мотивами могут выступать и потребности, и интересы, и стремления и желания. Совокупность мотивов поведения и деятельности рассматривается как мотивационная сфера личности. В целом эта сфера является динамичной и изменяется в зависимости от многих обстоятельств. Однако ядром мотивационной сферы, ее «стержнем» выступают относительно устойчивые и доминирующие мотивы (именно в них очередь проявляется направленность личности).
Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению ...
... умение разбираться в людях. С помощью теста Томаса мы попробуем оценить наших кандидатов на поведения в конфликтных ... проведения результаты отражают возможности индивида проявлять определенные формы поведения в конфликтных ситуациях. Социально-демографические характеристики Респондент ... т компромисс и попытается его не допустить. томас личность конфликт диагностика Вывод: В целом наше предположение ...
Понятие мотивация в психологии используется в двух значениях:
• как система факторов, обусловливающих поведение (цели, интересы, потребности, мотивы, намерения);
• как характеристика процесса, что поддерживает поведенческую активность.
Различают три группы мотивов:
• простые, к которым относят влечения, желания, хотения;
• сложные, к которым относят интересы, склонности, идеалы;
• случайные, к которым относят чувства, привычки и аффекты.
Среди простых мотивов прежде всего выделяют влечение, или неосознанную потребность человека.
Когда человек осознает свои потребности, но они еще не выступают как сильное побуждение к действию, говорят о желании.
Желание — это недостаточно сильный мотив.
Хотение — это активный мотив, побуждающий к действию.
Интерес — это направленность личности на определенный предмет, явление. В интересах более всего выражается познавательная потребность человека. Наличие интересов выступает благоприятной предпосылкой деятельности и обучения.
Более высоким и по содержанию и по силе побудительных мотивов есть идеал. Идеал — это высшая форма мотивации, выражает основные направления личных стремлений человека. Идеалом может быть норма поведения (мужество, выносливость, принципиальность, конкретная личность в целом, литературный герой и даже отдельная идея).
Идеал не всегда осознается, но он существует в «психологическом подполье». Однако равнение на идеал — осознанное.
Итак, мотивационная сфера является сложным образованием. Мотивы различаются не только по содержанию, но и по уровню осознанности, устойчивости. Направленность личности является результатом возникновения устойчиво доминирующих мотивов поведения, а также других особенностей личности, которые помогают или мешают реализовать мотивы.
3. Психологическая структура личности
Социально — психологическая структура личности по А.В.Петровскому:
Движущей силой развития личности являются противоречия между потребностями человека и его реальных возможностей, и обусловливает включение индивида в социальные отношения.
Учитывая сложность и многогранность этих отношений, в структуре личности выделяют три уровня анализа:
1. Интраиндивидний уровень — (внутренний) — личность рассматривается как система качеств индивида представленных в направленности, темпераменте, характере и способностях.
С точки зрения социологии, личностью является каждый человек, ...
... социального поведения человека. 9. Идентичность – социальное качество, которое является результатом сознательного и эмоционального отождествления индивида с другими людьми, социальной общностью или идеалом. ... регулятором инстинктивных реакций;представляет собой сознание и самосознание личности, контролирует поведение человека в соответствии с требованиями рациональности (разумности) и реальности ...
При этом направленность ориентирует деятельность и общение человека — задает цель. Способности — обеспечивают их успешность. Характер определяет типичные способы поведения, поступки на пути к достижению цели. Темперамент — задает энергетический базис, оказывая влияние на силу, частоту, проявления психики.
2. На интериндивидном уровне личность рассматривается в системе ее межличностных отношений (социальная роль, статус, позиция, социальная установка).
3. Метаиндивидный уровень характеризует то влияние, что личность оказывает на других людей, причем не только при непосредственном взаимодействии, но и после него (отраженная субъективность).
Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
Социальный статус характеризует положение субъекта в системе его межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.
Реализацией социального статуса служит социальная роль личности , а также ее социальная позиция как отношение к собственному социальному статусу и социальной роли. Важными характеристиками социального статуса является престиж и авторитет как своеобразная мера признания окружающими заслуг индивида .
Престиж — мера признания обществом заслуг индивида , результат соотнесения социально значимых характеристик субъекта со школой ценностей , сложившейся в данной общности .
Авторитет — признание за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности.
Авторитет может и не совпадать с властью — им может пользоваться индивид, не наделен соответствующими полномочиями, но который является, своего рода, нравственным образцом и в силу этого обладает высокой степенью референтности для окружающих.
Социальная установка — это закодированная модель конечного результата деятельности, это особое психическое состояние, предусматривает поведение в будущей ситуации. Специфика будущего поведения личности заранее задана в виде установки, т.е. до проявления самого поведения.
Предвзятость, что составляет сущность многих установок, или является результатом поспешных и недостаточно обоснованных выводов из некоторых фактов личного опыта человека, или это результат некритического усвоения стереотипов мышления — стандартизированных суждений, принятых в определенной общественной группе.
Роль — социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса, позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
Вопрос 1 Человек как биосоциальная система. Соотношение природного ...
... Г. Мид, Р. Линтон и др.). Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус – это положение, занимаемое личностью в обществе, характеризующееся определенными правами и обязанностями, ...
Роль представляет собой социально — типичную систему поведения (совокупность действий), принятая в данном обществе для реализации тех прав и обязанностей личности, вытекающих из ее позиции (Р.Х.Шакуров).
Роль можно представить как механизм, с помощью которого общественные интересы детерминируют поведение индивидов (А.Кречмар ).
6