I раздел — Введение в общую психологию

Тема 2. Сознание, его природа и особенности

Практическое занятие

  1. Развитие сознания в онтогенезе.
  2. Понятие о высших психических функциях.
  3. Концепция Л.С. Выготского о развитии психики человека.
  4. Сознательное и бессознательное в психике человека.
  5. Представление о бессознательном в работах З.Фрейда, К. Юнга.
  6. Механизмы психологической защиты (привести примеры психологических защит).

Выписать в тетрадь основные термины и понятия: высшие психические функции, сознание, бессознательное, зона ближайшего развития.

Тема 3. Методы психологии

Практическое занятие

  1. Особенности метода наблюдения. Типичные ошибки наблюдения.
  2. Метод эксперимента. Виды эксперимента. Основные характеристики.
  3. Сущность коммуникативных методов психологии (опрос, беседа, интервью).
  4. Тестирование как метод исследования в психологии. Виды тестов.

Выписать в тетрадь основные термины и понятия:методы исследования поведения, систематическое наблюдение, включенное наблю­дение, ошибки наблюдателя, беседа, интервью, опрос, контент-анализ, анализ про­дуктов деятельности, проективные методы.

Литература к 1 разделу:

  1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: «ЧеРо», 2002. – 336с.
  2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – Питер, 2008. – 583с.
  3. Немов Р.С. Общая психология / Р.С. Немов. – Питер Питер Пресс, 2009. – 304с.
  4. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология.Учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. – Высшее образование, 2006. – 484с.
  5. Рогов Е.И. Общая психология. Учебник для студ. вузов / Е.И. Рогов. – Владос, 2009. – 557с.
  6. Рогов Е.И. Настольная книга практич. психолога Ч.1 / Е.И. Рогов. – Владос, 2009. – 384с.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Электронный ресурс] / С.Л. Рубинштейн. — Режим доступа — http://psylib.org.ua/books/rubin01/index.htm
  8. Соколова Е.Е. Общая психология: в 7 томах /под ред. Б.С. Братуся. Том 1: Введение в психологию / / Е.Е. Соколова. – Академия, 2008. – 352с.

Дополнительная литература:

  1. Большунова Н.Я., Большунов А.Я.

    2 стр., 563 слов

    Направление 37.03.01 Психология профиль – Общая психология

    ... абстрагирование от процессов и явлений окружающего мира   18. Способности – это А. общий интеллектуальный потенциал личности Б. особенности личности, обеспечивающие успешность выполнения деятельности В. особенности ...

    Конспекты лекций по общей психологии. Психология общения / Н.Я. Большунова, А.Я. Большунов. — Новосибирск: СНИ, 2002.

  2. Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология: Конспективное рассмотрение / Б.С. Братусь. — Московский психолого-социальный институт, 2001. – 88с.
  3. Выготский Л.С. Психология развития человека [Электронный ресурс] / Л.С. Выготский. — Режим доступа — http://yanko.lib.ru/books/psycho/vygotsky=ps_pzv_cheloveka=ann.htm
  4. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы / В.Р. Дольник. — М.: МЦНМО, 2009. — 352с.
  5. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов / М.И. Еникеев. – Проспект Велби, 2008. – 440с.
  6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М., 1981. – 584с.
  7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология [Электронный ресурс] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Режим доступа — http://psylib.org.ua/books/petya01/txt00.htm
  8. Практическая психодиагностика / Ред.- сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах – М, 2006. – 480с.
  9. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред.

    Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. — М.: Смысл, 1997. – 336с.

  10. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Учебное пособие / Е.Е. Соколова. – Смысл, 2008. – 685с.
  11. Столяренко Л.Д.,Самыгин С.И.,Столяренко В.Е.Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. – Феникс, 2009. — 636с.
  12. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии [Электронный ресурс] / Т.А. Флоренская. — Режим доступа — http://dusha-orthodox.ru/biblioteka/florenskaya-t.a.-dialogi-o-vospitanii-i-zdorove-duhovno-orientirovannaya-psihoterapiya.html
  13. Чуприкова Н.И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки / Н.И. Чуприкова // Вопросы психологии. – 2004. — № 2.
  14. Шабельников В.К. Психология души / В.К. Шабельников. – М.: Академия, 2003. – 240с.

II раздел — Проблема деятельности в психологии

Тема 1. Категория деятельности в отечественной психологии Практическое занятие

  1. Субъектно-деятельностный подход С.Л. Рубинштейна: структура деятельности.
  2. Деятельностный подход А.Н. Леонтьева: структура деятельности, развитие деятельностей.
  3. Принцип преломления внешнего через внутреннее.
  4. Основные принципы психологической теории деятельности; деятельность – личность – сознание.
  5. Классификация видов деятельности.
  6. Понятие о ведущей деятельности как основание периодизации развития.

Выписать в тетрадь основные термины и понятия:деятельность, цель, деятельностный подход, субъектно-деятельностный подход.

13 стр., 6242 слов

Предмет исследования: влияния соревновательной деятельности на ...

... Цель работы: изучить влияние соревновательной деятельности на личность спортсмена Гипотеза: Предполагается, что соревновательная деятельность влияет на формирование личности спортсменов что, в конечном счете, ... коррективы в режим жизни и бытовые условия. Спортсмена характеризуют: 1.всестороннее физическое развитие, достигнутое на базе совершенствования в процессе спортивной деятельности жизненно ...

Тема 2. Потребности и мотивы Практическое занятие

  1. Понятие о потребностях, их классификация и виды.
  2. Мотивы, их место в структуре деятельности, классификация мотивов деятельности.
  3. Представления о потребностях и мотивах в концепции А. Маслоу.
  4. Понятие о потребностях и мотивах в работах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева.
  5. Классификации потребностей и мотивов в зарубежной психологии.
  6. Роль мотивов и потребностей в процессе развития личности.

Выписать в тетрадь основные термины и понятия: мотив, операция, действие,

ведущая деятельность, потребность, самоактуализация.

Литература ко 2 разделу:

  1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: «ЧеРо», 2002. – 336с.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Электронный ресурс] / А.Н. Леонтьев. – Режим доступа — .
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб: Питер, 2003. — 712с.
  4. Соколова Е.Е. Общая психология: в 7 томах /под ред. Б.С. Братуся. Том 1: Введение в психологию / / Е.Е. Соколова. – Академия, 2008. – 352с.

Дополнительная литература

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология чел. взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология чел. судьбы: Пер. с англ. / Э. Берн // Общ. Ред. М.С. Мацковского; Послесловие Л.Г. Ионина и М.С. Мацковского. — СПб.: Лениздат, 1992. — 400с. – Режим доступа —
  2. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М., 1981. – 584с.
  3. Маслоу А. Мотивация и личность / А.Маслоу // Перевод А.М.Татлыбаевой. — К.: PSYLIB, 2004. –Режим доступа — http://psylib.org.ua/books/masla01/
  4. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. Учебное пособие / В.С. Мерлин. – Пермь, 1979. – 120с.
  5. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Учебное пособие / Е.Е. Соколова. – Смысл, 2008. – 685с.
  6. Суворова Г.А. Психология деятельности / Г.А. Суворова. – М.: Пер Сэ, 2003. – 176с.

III раздел — Личность и индивидуальность

Тема 1. Понятия личности и индивидуальности и их структура

Практическое занятие (2ч.)

  1. Отношение понятий личность, индивид и индивидуальность. Свойства личности и индивидуальности.
  2. Проблема отношения биологического и социального в личности и индивидуальности.
  3. Сравнительная характеристика различных представлений о личности и индивидуальности.
  4. Понятие Я-концепции, ее структура и развитие.
  5. Понятие самооценки. Виды самооценки. Самооценка и уровень притязания личности.

Выписать в тетрадь основные термины и понятия: личность, человек, индивид, индивидуальность, субъект.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... результаты в обучении. 2. Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. ... отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей; 3) понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже ...

Тема 2. Темперамент. Характер

Практическое занятие (4ч.)

  1. Понятие о темпераменте. Отличительные особенности темперамента.
  2. Физиологические основы темперамента.
  3. Свойства темперамента. Типы темперамента.
  4. Специфика детского темперамента.
  5. Понятие о характере. Структура характера.
  6. Типологии характера. Акцентуации характера.
  7. Условия и развитие характера. Отклонения в развитии характера.

Выписать в тетрадь основные термины и понятия:темперамент, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик, возбуждение, торможение, характер, акцентуация, гипертимность, дистимность, циклотимность, педантичность, эмотивность.

Тема 3. Способности. Направленность Практическое занятие

  1. Направленность личности и ее виды.
  2. Типология направленностей в работах В.И. Додонова.
  3. Способности и задатки. Виды задатков.
  4. Виды способностей.
  5. Критерии способностей.
  6. Способности и одаренность. Одаренные дети.
  7. Развитие и компенсация способностей.

Выписать в тетрадь основные термины и понятия: задатки, способность, одаренность, талант, гениальность.

Литература к 3 разделу:

  1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – Питер, 2008. – 583с.
  2. Немов Р.С. Общая психология / Р.С. Немов. – Питер Питер Пресс, 2009. – 304с.
  3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология.Учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. – Высшее образование, 2006. – 484с.

Дополнительная литература:

  1. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.,1998.
  2. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия / Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2009. — 464с.
  3. Левитов Н.Д. Проблема характера в современной психологии. Психология индивидуальных различий. Тексты / Н.Д. Левитов. – М., 1982. – С.69-73.
  4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М., 1981. – 584с.
  5. Мерлин В.С.Психология индивидуальности [Текст]: избранные психологические труды / В.С. Мерлин. — Воронеж: Модэк, 1996. — 448с.
  6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология [Электронный ресурс] / А.В.

    Петровский, М.Г. Ярошевский. – Режим доступа — http://psylib.org.ua/books/petya01/txt00.htm

  7. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах- М, 2007. — 640с.
  8. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия / Сост. А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2000. – 320с.
  9. Райгородский Д.Я. Психология личности: хрестоматия / Д.Я. Райгородский. – Бахрах-М, 2008. – 1056с.
  10. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Учебное пособие / Е.Е. Соколова. – Смысл, 2008. – 685с.
  11. Стреляу Я. Роль темпенрамента в психическом развитии / Я. Стреляу. –т М.: Прогресс, 1982. – 231с.
  12. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии [Электронный ресурс] / Т.А. Флоренская. — Режим доступа — http://dusha-orthodox.ru/biblioteka/florenskaya-t.a.-dialogi-o-vospitanii-i-zdorove-duhovno-orientirovannaya-psihoterapiya.html

IV раздел — Психические процессы и состояния

Тема 1.Ощущения. Восприятие Практическое занятие

  1. Общее представление об ощущениях.
  2. Классификация ощущений.
  3. Характеристика видов ощущений.
  4. Закон Вебера-Фехнера
  5. Общее представление о восприятии.
  6. Восприятие времени,
  7. Иллюзии восприятия (подготовить наглядный материал: видео, фото)

Выписать в тетрадь основные термины и понятия: ощущение, анализатор, рецептор, чувствительность, абсолютный порог,minпорог ощущения,maxпорог ощущения, порог различия, адаптация, синестезия, сенсибилизация, интероцептивные ощущения, экстероцептивные ощущения, проприоцептивные ощущения, раздражитель, константность восприятия, иллюзия.

6 стр., 2638 слов

Тема 1. Психология мышления

... (с.87-96). Линдсей Г. Творческое и критическое мышление (с.149-152); Майер Г. Психология эмоционального мышления (с.123-129); Теплов Б.М. Ум полководца (с.332 ... Экспериментальное исследование продуктивного мышления в психологии было начато работами Карла Дункера. “интеллектуальное” - визуальное мышление Понятие “визуальное мышление” было введено в психологию Рудольфом Арнхеймом, американским ...

Тема 2. Внимание. Воображение

Практическое занятие

  1. Свойства внимания.
  2. Виды внимания.
  3. Способы организации внимания.
  4. Понятие о воображении, способы создания образов воображения.
  5. Виды воображения: воссоздающее и творческое, непроизвольное и произвольное, мечта.
  6. Воображение и творчество.

Выписать в тетрадь основные термины и понятия: внимание, концентрация, устойчивость, переключение, распределение, произвольное внимание, непроизвольное внимание, воображение, творчество, мечта, образ.

Тема 3. Память

Практическое занятие

  1. Память и ее процессы.
  2. Классификация и виды памяти.
  3. Проблема истинности и устойчивости воспоминаний.

— корреспондентный подход

— потеря доступа к информации и ошибки времени

— эффект веера

— ретроспективное означивание прошлого опыта

5. Автобиографическая память личности.

Выписать в тетрадь основные термины и понятия:память, узнавание, воспроизведение, запечатление, «эффект края», долговременная, кратковременная, сенсорная, оперативная память.

Тема 4. Мышление. Речь

Практическое занятие

  1. Понятие о мышлении. Отличительные особенности мышления.
  2. Мышление человека и логика
  3. Мышление и ассоциация.
  4. Мышление и эмоции.
  5. Развитие мышления в онтогенезе.
  6. Речь и язык. Проблема единицы речи и языка.
  7. Функции речи.
  8. Классификация видов речи.
  9. Развитие речи в онтогенезе.
  10. Внутренняя речь и мышление.

Выписать в тетрадь основные термины и понятия: мышление, интеллект, анализ, синтез, абстракция, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация, речь, язык, внутренняя речь, эгоцентрическая речь, диалог, монолог.

9 стр., 4027 слов

Упражнения на развитие мышления, воображения, внимания, памяти

... не всех познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания. Упражнения, направленные на развитие мышления Загадки Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки ... укажет большее число различных функций предмета. Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и ...

Тема 5. Воля Практическое занятие

  1. Понятие воли в психологии.
  2. Особенности волевых действий и их функции.
  3. Классификация волевых действий. Простое волевое действие, его характеристика.
  4. Характеристика сложного волевого действия, его структуры и этапы.
  5. Волевые состояния личности.
  6. Волевые качества личности и их характеристика.

Выписать в тетрадь основные термины и понятия: воля, волевое регулирование поведения, волевое усилие.

Тема 6. Эмоции. Стресс Практическое занятие

  1. Понятие об эмоциях и чувствах. Переживание как основа чувств и эмоций.
  2. Способы и средства выражения эмоций и чувств.
  3. Классификация эмоций, чувств и их виды.
  4. Эмоциональные состояния личности.
  5. Мотивация и эмоциональная сфера личности.
  6. Функциональная ассимметрия мозга и эмоции.
  7. Особенности развития эмоций у ребенка.

Выписать в тетрадь основные термины и понятия: воля, волевое регулирование поведения, волевое усилие, внимание, концентрация, устойчивость, переключение, распределение, произвольное внимание, непроизвольное внимание.

Литература к 4 разделу:

  1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: «ЧеРо», 2002. – 336с.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Электронный ресурс] / А.Н. Леонтьев. – Режим доступа — .
  3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – Питер, 2008. – 583с.
  4. Немов Р.С. Общая психология / Р.С. Немов. – Питер Питер Пресс, 2009. – 304с.
  5. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология.Учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. – Высшее образование, 2006. – 484с.
  6. Нуркова В.В. Совершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности. – М.,2000.
  7. Рогов Е.И. Общая психология. Учебник для студ. вузов / Е.И. Рогов. – Владос, 2009. – 557с.
  8. Рогов Е.И. Настольная книга практич. психолога Ч.1 / Е.И. Рогов. – Владос, 2009. – 384с.
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб: Питер, 2003. — 712с.
  10. Соколова Е.Е. Общая психология: в 7 томах / под ред. Б.С. Братуся. Том 1: Введение в психологию / / Е.Е. Соколова. – Академия, 2008. – 352с.
  11. Блонский П.П. Память и мышление.// Избр. педаг. и психол. соч. В 2-х т. Т.2.
  12. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти.
  13. Психология памяти : хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер.
  14. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М., 1966
  15. Блонский П.П. Память и мышление.// Избр. педаг. и психол. соч. В 2-х т. Т.2. – М., 1979
  16. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. // Собр соч. В 6 т. Т 3. М., 1983.
  17. Жане П. Психология памяти М., 1998
  18. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М., 1961.
  19. Клацки Р. Память человека. – М., 1978.
  20. Брунер Дж. Психология познания- М.: Прогресс, 1977.
  21. Брушлинский А.В.Культурно-историческая теория мышления. – М.: Высшая школа, 1968.
  22. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. – М.: Мысль, 1970.
  23. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. – М.: Мысль, 1979.
  24. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М.: МГУ, 1982.
  25. Вертгеймер М. Продуктивное мышление.- М.: Прогресс, 1987.
  26. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. // Собр. соч. В 6 т. Т 3. М., 1983.
  27. Мышление: процесс. Деятельность, общение: Наука, 1982.
  28. Психология мышления — М.: Прогресс, 1965.
  29. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: «Академия», 2005.
  30. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
  31. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – М., 1987.
  32. Никифорова О.И. К вопросу о воображении. /Вопросы психологии. 1972. № 2.
  33. Донских О.А. Происхождение языка как философская проблема. Новосибирск: Наука, 1984.
  34. Журавлев А.П. Звук и смысл. – М.: Просвещение, 1991.
  35. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб.: МиМ, 1998.
  36. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл; ИЦ Академия, 2005.
  37. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969.
  38. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. –М.: Наука, 1981.
  39. Соколов А.И. Внутренняя речь и мышление. – М.: Просвещение, 1967.
  40. Аргайл Д.М. Психология счастья. — М., 1990.
  41. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. — М., 1984.
  42. Додонов Б.И. Эмоция как ценность.- М., 1978.
  43. Додонов Б.И. В мире эмоций. — М., 1987.
  44. Изард К.Э. Психология эмоций. — М., 2000.
  45. Психология мотивации и эмоций/ под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В Фаликман.. – М.: ЧеРо, МПСИ, Омега-Л, 2006.
  46. Психология эмоций. Тексты /Под ред. В.К. ВилюнасаЮ Ю.Б. Гипенрейтер. – М.: МГУ, 1984.
  47. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. — М.: Прогресс, 1979.
  48. Селье Г. Стресс без дисстресса. — М.: Прогресс, 1982.
  49. Селье Г. На уровне целого организма.- М.: Наука, 1972.
  50. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. — М., 1981.
  51. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.,1998.
  52. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. – М., 1976.
  53. Симонов П.В. Мотивированный мозг. – М.,1987.
  54. Шопенгауэр А. Понятие воли./Изб. пр. – М.: Просвещение, 1992.
  55. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М., 1995.
  56. Лаут Г.В. Нарушения внимания у детей = Training mit Aufmerkeitsgestorten Kinder / G.W. Lauth, P.F.Schlottke: тренинг и развивающие игры: учебное пособие: пер. с нем. / Г.В. Лаут, П.Ф. Шлотке; ред. А.Б. Холмогорова. – 5-е изд., перераб. – Москва: Академия, 2008. – 368 с.
  57. Психология внимания. Тексты. /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – М., 2000.