Тема 2. Сознание, его природа и особенности
Практическое занятие
- Развитие сознания в онтогенезе.
- Понятие о высших психических функциях.
- Концепция Л.С. Выготского о развитии психики человека.
- Сознательное и бессознательное в психике человека.
- Представление о бессознательном в работах З.Фрейда, К. Юнга.
- Механизмы психологической защиты (привести примеры психологических защит).
Выписать в тетрадь основные термины и понятия: высшие психические функции, сознание, бессознательное, зона ближайшего развития.
Тема 3. Методы психологии
Практическое занятие
- Особенности метода наблюдения. Типичные ошибки наблюдения.
- Метод эксперимента. Виды эксперимента. Основные характеристики.
- Сущность коммуникативных методов психологии (опрос, беседа, интервью).
- Тестирование как метод исследования в психологии. Виды тестов.
Выписать в тетрадь основные термины и понятия:методы исследования поведения, систематическое наблюдение, включенное наблюдение, ошибки наблюдателя, беседа, интервью, опрос, контент-анализ, анализ продуктов деятельности, проективные методы.
Литература к 1 разделу:
- Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: «ЧеРо», 2002. – 336с.
- Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – Питер, 2008. – 583с.
- Немов Р.С. Общая психология / Р.С. Немов. – Питер Питер Пресс, 2009. – 304с.
- Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология.Учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. – Высшее образование, 2006. – 484с.
- Рогов Е.И. Общая психология. Учебник для студ. вузов / Е.И. Рогов. – Владос, 2009. – 557с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практич. психолога Ч.1 / Е.И. Рогов. – Владос, 2009. – 384с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Электронный ресурс] / С.Л. Рубинштейн. — Режим доступа — http://psylib.org.ua/books/rubin01/index.htm
- Соколова Е.Е. Общая психология: в 7 томах /под ред. Б.С. Братуся. Том 1: Введение в психологию / / Е.Е. Соколова. – Академия, 2008. – 352с.
Дополнительная литература:
- Большунова Н.Я., Большунов А.Я.
2 стр., 563 слов
Направление 37.03.01 Психология профиль – Общая психология
... абстрагирование от процессов и явлений окружающего мира 18. Способности – это А. общий интеллектуальный потенциал личности Б. особенности личности, обеспечивающие успешность выполнения деятельности В. особенности ...
Конспекты лекций по общей психологии. Психология общения / Н.Я. Большунова, А.Я. Большунов. — Новосибирск: СНИ, 2002.
- Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология: Конспективное рассмотрение / Б.С. Братусь. — Московский психолого-социальный институт, 2001. – 88с.
- Выготский Л.С. Психология развития человека [Электронный ресурс] / Л.С. Выготский. — Режим доступа — http://yanko.lib.ru/books/psycho/vygotsky=ps_pzv_cheloveka=ann.htm
- Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы / В.Р. Дольник. — М.: МЦНМО, 2009. — 352с.
- Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов / М.И. Еникеев. – Проспект Велби, 2008. – 440с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М., 1981. – 584с.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология [Электронный ресурс] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Режим доступа — http://psylib.org.ua/books/petya01/txt00.htm
- Практическая психодиагностика / Ред.- сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах – М, 2006. – 480с.
- Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред.
Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. — М.: Смысл, 1997. – 336с.
- Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Учебное пособие / Е.Е. Соколова. – Смысл, 2008. – 685с.
- Столяренко Л.Д.,Самыгин С.И.,Столяренко В.Е.Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. – Феникс, 2009. — 636с.
- Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии [Электронный ресурс] / Т.А. Флоренская. — Режим доступа — http://dusha-orthodox.ru/biblioteka/florenskaya-t.a.-dialogi-o-vospitanii-i-zdorove-duhovno-orientirovannaya-psihoterapiya.html
- Чуприкова Н.И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки / Н.И. Чуприкова // Вопросы психологии. – 2004. — № 2.
- Шабельников В.К. Психология души / В.К. Шабельников. – М.: Академия, 2003. – 240с.
II раздел — Проблема деятельности в психологии
Тема 1. Категория деятельности в отечественной психологии Практическое занятие
- Субъектно-деятельностный подход С.Л. Рубинштейна: структура деятельности.
- Деятельностный подход А.Н. Леонтьева: структура деятельности, развитие деятельностей.
- Принцип преломления внешнего через внутреннее.
- Основные принципы психологической теории деятельности; деятельность – личность – сознание.
- Классификация видов деятельности.
- Понятие о ведущей деятельности как основание периодизации развития.
Выписать в тетрадь основные термины и понятия:деятельность, цель, деятельностный подход, субъектно-деятельностный подход.
Предмет исследования: влияния соревновательной деятельности на ...
... Цель работы: изучить влияние соревновательной деятельности на личность спортсмена Гипотеза: Предполагается, что соревновательная деятельность влияет на формирование личности спортсменов что, в конечном счете, ... коррективы в режим жизни и бытовые условия. Спортсмена характеризуют: 1.всестороннее физическое развитие, достигнутое на базе совершенствования в процессе спортивной деятельности жизненно ...
Тема 2. Потребности и мотивы Практическое занятие
- Понятие о потребностях, их классификация и виды.
- Мотивы, их место в структуре деятельности, классификация мотивов деятельности.
- Представления о потребностях и мотивах в концепции А. Маслоу.
- Понятие о потребностях и мотивах в работах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева.
- Классификации потребностей и мотивов в зарубежной психологии.
- Роль мотивов и потребностей в процессе развития личности.
Выписать в тетрадь основные термины и понятия: мотив, операция, действие,
ведущая деятельность, потребность, самоактуализация.
Литература ко 2 разделу:
- Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: «ЧеРо», 2002. – 336с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Электронный ресурс] / А.Н. Леонтьев. – Режим доступа — .
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб: Питер, 2003. — 712с.
- Соколова Е.Е. Общая психология: в 7 томах /под ред. Б.С. Братуся. Том 1: Введение в психологию / / Е.Е. Соколова. – Академия, 2008. – 352с.
Дополнительная литература
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология чел. взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология чел. судьбы: Пер. с англ. / Э. Берн // Общ. Ред. М.С. Мацковского; Послесловие Л.Г. Ионина и М.С. Мацковского. — СПб.: Лениздат, 1992. — 400с. – Режим доступа —
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М., 1981. – 584с.
- Маслоу А. Мотивация и личность / А.Маслоу // Перевод А.М.Татлыбаевой. — К.: PSYLIB, 2004. –Режим доступа — http://psylib.org.ua/books/masla01/
- Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. Учебное пособие / В.С. Мерлин. – Пермь, 1979. – 120с.
- Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Учебное пособие / Е.Е. Соколова. – Смысл, 2008. – 685с.
- Суворова Г.А. Психология деятельности / Г.А. Суворова. – М.: Пер Сэ, 2003. – 176с.
III раздел — Личность и индивидуальность
Тема 1. Понятия личности и индивидуальности и их структура
Практическое занятие (2ч.)
- Отношение понятий личность, индивид и индивидуальность. Свойства личности и индивидуальности.
- Проблема отношения биологического и социального в личности и индивидуальности.
- Сравнительная характеристика различных представлений о личности и индивидуальности.
- Понятие Я-концепции, ее структура и развитие.
- Понятие самооценки. Виды самооценки. Самооценка и уровень притязания личности.
Выписать в тетрадь основные термины и понятия: личность, человек, индивид, индивидуальность, субъект.
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I
... результаты в обучении. 2. Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. ... отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей; 3) понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже ...
Тема 2. Темперамент. Характер
Практическое занятие (4ч.)
- Понятие о темпераменте. Отличительные особенности темперамента.
- Физиологические основы темперамента.
- Свойства темперамента. Типы темперамента.
- Специфика детского темперамента.
- Понятие о характере. Структура характера.
- Типологии характера. Акцентуации характера.
- Условия и развитие характера. Отклонения в развитии характера.
Выписать в тетрадь основные термины и понятия:темперамент, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик, возбуждение, торможение, характер, акцентуация, гипертимность, дистимность, циклотимность, педантичность, эмотивность.
Тема 3. Способности. Направленность Практическое занятие
- Направленность личности и ее виды.
- Типология направленностей в работах В.И. Додонова.
- Способности и задатки. Виды задатков.
- Виды способностей.
- Критерии способностей.
- Способности и одаренность. Одаренные дети.
- Развитие и компенсация способностей.
Выписать в тетрадь основные термины и понятия: задатки, способность, одаренность, талант, гениальность.
Литература к 3 разделу:
- Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – Питер, 2008. – 583с.
- Немов Р.С. Общая психология / Р.С. Немов. – Питер Питер Пресс, 2009. – 304с.
- Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология.Учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. – Высшее образование, 2006. – 484с.
Дополнительная литература:
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.,1998.
- Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия / Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2009. — 464с.
- Левитов Н.Д. Проблема характера в современной психологии. Психология индивидуальных различий. Тексты / Н.Д. Левитов. – М., 1982. – С.69-73.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М., 1981. – 584с.
- Мерлин В.С.Психология индивидуальности [Текст]: избранные психологические труды / В.С. Мерлин. — Воронеж: Модэк, 1996. — 448с.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология [Электронный ресурс] / А.В.
Петровский, М.Г. Ярошевский. – Режим доступа — http://psylib.org.ua/books/petya01/txt00.htm
- Психология и психоанализ характера. Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах- М, 2007. — 640с.
- Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия / Сост. А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2000. – 320с.
- Райгородский Д.Я. Психология личности: хрестоматия / Д.Я. Райгородский. – Бахрах-М, 2008. – 1056с.
- Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Учебное пособие / Е.Е. Соколова. – Смысл, 2008. – 685с.
- Стреляу Я. Роль темпенрамента в психическом развитии / Я. Стреляу. –т М.: Прогресс, 1982. – 231с.
- Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии [Электронный ресурс] / Т.А. Флоренская. — Режим доступа — http://dusha-orthodox.ru/biblioteka/florenskaya-t.a.-dialogi-o-vospitanii-i-zdorove-duhovno-orientirovannaya-psihoterapiya.html
IV раздел — Психические процессы и состояния
Тема 1.Ощущения. Восприятие Практическое занятие
- Общее представление об ощущениях.
- Классификация ощущений.
- Характеристика видов ощущений.
- Закон Вебера-Фехнера
- Общее представление о восприятии.
- Восприятие времени,
- Иллюзии восприятия (подготовить наглядный материал: видео, фото)
Выписать в тетрадь основные термины и понятия: ощущение, анализатор, рецептор, чувствительность, абсолютный порог,minпорог ощущения,maxпорог ощущения, порог различия, адаптация, синестезия, сенсибилизация, интероцептивные ощущения, экстероцептивные ощущения, проприоцептивные ощущения, раздражитель, константность восприятия, иллюзия.
Тема 1. Психология мышления
... (с.87-96). Линдсей Г. Творческое и критическое мышление (с.149-152); Майер Г. Психология эмоционального мышления (с.123-129); Теплов Б.М. Ум полководца (с.332 ... Экспериментальное исследование продуктивного мышления в психологии было начато работами Карла Дункера. “интеллектуальное” - визуальное мышление Понятие “визуальное мышление” было введено в психологию Рудольфом Арнхеймом, американским ...
Тема 2. Внимание. Воображение
Практическое занятие
- Свойства внимания.
- Виды внимания.
- Способы организации внимания.
- Понятие о воображении, способы создания образов воображения.
- Виды воображения: воссоздающее и творческое, непроизвольное и произвольное, мечта.
- Воображение и творчество.
Выписать в тетрадь основные термины и понятия: внимание, концентрация, устойчивость, переключение, распределение, произвольное внимание, непроизвольное внимание, воображение, творчество, мечта, образ.
Тема 3. Память
Практическое занятие
- Память и ее процессы.
- Классификация и виды памяти.
- Проблема истинности и устойчивости воспоминаний.
— корреспондентный подход
— потеря доступа к информации и ошибки времени
— эффект веера
— ретроспективное означивание прошлого опыта
5. Автобиографическая память личности.
Выписать в тетрадь основные термины и понятия:память, узнавание, воспроизведение, запечатление, «эффект края», долговременная, кратковременная, сенсорная, оперативная память.
Тема 4. Мышление. Речь
Практическое занятие
- Понятие о мышлении. Отличительные особенности мышления.
- Мышление человека и логика
- Мышление и ассоциация.
- Мышление и эмоции.
- Развитие мышления в онтогенезе.
- Речь и язык. Проблема единицы речи и языка.
- Функции речи.
- Классификация видов речи.
- Развитие речи в онтогенезе.
- Внутренняя речь и мышление.
Выписать в тетрадь основные термины и понятия: мышление, интеллект, анализ, синтез, абстракция, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация, речь, язык, внутренняя речь, эгоцентрическая речь, диалог, монолог.
Упражнения на развитие мышления, воображения, внимания, памяти
... не всех познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания. Упражнения, направленные на развитие мышления Загадки Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки ... укажет большее число различных функций предмета. Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и ...
Тема 5. Воля Практическое занятие
- Понятие воли в психологии.
- Особенности волевых действий и их функции.
- Классификация волевых действий. Простое волевое действие, его характеристика.
- Характеристика сложного волевого действия, его структуры и этапы.
- Волевые состояния личности.
- Волевые качества личности и их характеристика.
Выписать в тетрадь основные термины и понятия: воля, волевое регулирование поведения, волевое усилие.
Тема 6. Эмоции. Стресс Практическое занятие
- Понятие об эмоциях и чувствах. Переживание как основа чувств и эмоций.
- Способы и средства выражения эмоций и чувств.
- Классификация эмоций, чувств и их виды.
- Эмоциональные состояния личности.
- Мотивация и эмоциональная сфера личности.
- Функциональная ассимметрия мозга и эмоции.
- Особенности развития эмоций у ребенка.
Выписать в тетрадь основные термины и понятия: воля, волевое регулирование поведения, волевое усилие, внимание, концентрация, устойчивость, переключение, распределение, произвольное внимание, непроизвольное внимание.
Литература к 4 разделу:
- Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: «ЧеРо», 2002. – 336с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Электронный ресурс] / А.Н. Леонтьев. – Режим доступа — .
- Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – Питер, 2008. – 583с.
- Немов Р.С. Общая психология / Р.С. Немов. – Питер Питер Пресс, 2009. – 304с.
- Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология.Учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. – Высшее образование, 2006. – 484с.
- Нуркова В.В. Совершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности. – М.,2000.
- Рогов Е.И. Общая психология. Учебник для студ. вузов / Е.И. Рогов. – Владос, 2009. – 557с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практич. психолога Ч.1 / Е.И. Рогов. – Владос, 2009. – 384с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб: Питер, 2003. — 712с.
- Соколова Е.Е. Общая психология: в 7 томах / под ред. Б.С. Братуся. Том 1: Введение в психологию / / Е.Е. Соколова. – Академия, 2008. – 352с.
- Блонский П.П. Память и мышление.// Избр. педаг. и психол. соч. В 2-х т. Т.2.
- Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти.
- Психология памяти : хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер.
- Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М., 1966
- Блонский П.П. Память и мышление.// Избр. педаг. и психол. соч. В 2-х т. Т.2. – М., 1979
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. // Собр соч. В 6 т. Т 3. М., 1983.
- Жане П. Психология памяти М., 1998
- Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М., 1961.
- Клацки Р. Память человека. – М., 1978.
- Брунер Дж. Психология познания- М.: Прогресс, 1977.
- Брушлинский А.В.Культурно-историческая теория мышления. – М.: Высшая школа, 1968.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. – М.: Мысль, 1970.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. – М.: Мысль, 1979.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М.: МГУ, 1982.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление.- М.: Прогресс, 1987.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. // Собр. соч. В 6 т. Т 3. М., 1983.
- Мышление: процесс. Деятельность, общение: Наука, 1982.
- Психология мышления — М.: Прогресс, 1965.
- Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: «Академия», 2005.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – М., 1987.
- Никифорова О.И. К вопросу о воображении. /Вопросы психологии. 1972. № 2.
- Донских О.А. Происхождение языка как философская проблема. Новосибирск: Наука, 1984.
- Журавлев А.П. Звук и смысл. – М.: Просвещение, 1991.
- Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб.: МиМ, 1998.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл; ИЦ Академия, 2005.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969.
- Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. –М.: Наука, 1981.
- Соколов А.И. Внутренняя речь и мышление. – М.: Просвещение, 1967.
- Аргайл Д.М. Психология счастья. — М., 1990.
- Василюк Ф.Е. Психология переживаний. — М., 1984.
- Додонов Б.И. Эмоция как ценность.- М., 1978.
- Додонов Б.И. В мире эмоций. — М., 1987.
- Изард К.Э. Психология эмоций. — М., 2000.
- Психология мотивации и эмоций/ под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В Фаликман.. – М.: ЧеРо, МПСИ, Омега-Л, 2006.
- Психология эмоций. Тексты /Под ред. В.К. ВилюнасаЮ Ю.Б. Гипенрейтер. – М.: МГУ, 1984.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. — М.: Прогресс, 1979.
- Селье Г. Стресс без дисстресса. — М.: Прогресс, 1982.
- Селье Г. На уровне целого организма.- М.: Наука, 1972.
- Симонов П.В. Эмоциональный мозг. — М., 1981.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.,1998.
- Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. – М., 1976.
- Симонов П.В. Мотивированный мозг. – М.,1987.
- Шопенгауэр А. Понятие воли./Изб. пр. – М.: Просвещение, 1992.
- Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М., 1995.
- Лаут Г.В. Нарушения внимания у детей = Training mit Aufmerkeitsgestorten Kinder / G.W. Lauth, P.F.Schlottke: тренинг и развивающие игры: учебное пособие: пер. с нем. / Г.В. Лаут, П.Ф. Шлотке; ред. А.Б. Холмогорова. – 5-е изд., перераб. – Москва: Академия, 2008. – 368 с.
- Психология внимания. Тексты. /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – М., 2000.