СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ 1. Деловые, политические и моральные качества руководителя. Влияние личных качеств руководителя на его трудовое поведение. 2. Характеристика типов «трудных» боссов. 3. Личные качества женщины-руководителя. 4. Психологические типы неудачливых предпринимателей. 5. Оценка способностей и деятельности руководителя. Цель лекции: изучить требования, предъявляемое к личности ру-ководителя, рассмотреть влияние личностных качеств руководителя (в том числе, руководителя-женщины) на успешность его деятельно-сти, познакомиться с методами оценки способностей и деятельности руководителя. 1. Деловые, политические и моральные качества руководителя. Влияние личных качеств руководителя на его трудовое поведение. Для успешного управления трудовым коллективом руководитель должен обладать определенным набором качеств, которые подразделяются на деловые, политические и моральные. Деловые качества характеризуются наличием у руководителя высокой научно-технической и экономической подготовки и знаний в области государственного законодательства, педагогики, организа-торских способностей. Политические качества проявляются в его общественно-политической деятельности, привлечении трудящихся к управлению производством, искоренении бюрократизма, заботе об идеологиче-ском воспитании трудящихся. Моральные качества характеризуют руководителя с точки зре-ния нравственности, человечности, порядочности. В настоящий период мы переходим к новой управленческой фи-лософии, новой управленческой парадигме, что предопределено кар-динальным изменением внешней среды предприятия (ужесточение конкуренции на рынках сбыта, сокращение рынков сбыта в связи с возросшей массой конкурентов, сокращением материальных и сырье-вых ресурсов, наличием кризисных явлений и т.п.).
Все это требует новых, адекватных современным условиям, сис-тем управления на уровне предприятия и предъявляет жесткие тре-бования к личностным качествам руководителя. Известный специалист в области управленческого консультиро-вания Б. Карлофф выделяет следующие деловые качества, необходи-мые современному руководителю: а) умение смоделировать ситуацию, способность к анализу; б) умение быстро реагировать в непредвиденных ситуациях; в) способность разработать стратегию изменений; г) наличие организаторских способностей; д) способность использовать в ходе изменений надежные, пере-довые методы управления. Американские специалисты по управлению Г.Кунц и О’Донелл предлагают следующий перечень качеств, необходимых современ-ному руководителю: желание руководить; умственные способности; коммуникабельность и честность. Р. Гастенберг – один из руководителей крупнейшей в мире биз-неса корпорации «Дженерал моторз», определяя качества, которыми должен обладать в современных условиях менеджер, прежде всего, называет компетентность. Кроме того, он выделяет ответственность, умение чувствовать окружение, возникающие нужды, время, собы-тия, постоянно стремиться к саморазвитию и быть готовым к изме-нениям.
Методы развития физических качеств и способностей у детей перенесенным ДЦП
... в зависимости от нозологических форм. Цель работы - рассмотреть методы развития физических качеств и способностей у детей перенесенным ДЦП. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: ... реабилитацию в коррекции двигательной дисфункции при ДЦП; 2. Провести эмпирическое исследование физических качеств у детей перенесенных ДЦП; 3. Дать рекомендации родителям; 4. Сделать выводы ...
Руководитель, по мнению Р.Гастенберга, должен также об-ладать высокой работоспособностью и желанием быть лучшим. Ансофф И., американский классик стратегического управления, указывает на такие принципиально важные качества руководителя, как умение идти на риск, способность к решению социальных про-блем, а также профессиональное мастерство. Ансофф И. Выделяет шесть типов (архетипов) управляющих: ли-дер; администратор; плановик; предприниматель; государственный деятель (умеющий установить правильные взаимоотношения фирмы с ее социально-политическим окружением) и созидатель системы (обладающий высокой компетенцией, разнообразными способностя-ми и умением принятия управленческих решений в условиях инфор-мационного взрыва). Современные условия, ужесточение конкурентной борьбы тре-буют сочетания способностей всех шести архетипов управляющих, в то время как в начале века успех фирмы мог обеспечить руководи-тель, обладающий качествами одного – двух архетипов. К наиболее существенным личностным (моральным) качествам руководителя можно отнести следующие: уважение к подчиненным; дружелюбие; чувство юмора; умение находить индивидуальный под-ход к людям; порядочность. Руководитель, обладающий необходимыми качествами и способ-ностями, умело применяющий их на практике, пользуется заслужен-ным авторитетом у подчиненных, коллег и вышестоящего звена.
Ав-торитет проявляется в полном признании руководителя и полном до-верии к нему. Реальный авторитет складывается из личного и слу-жебного авторитета и определяется умением руководителя оставать-ся в любых обстоятельствах выдержанным, тактичным, доброжела-тельным и справедливым. Личные качества руководителя определяют в зависимости от преобладания тех или иных качеств поведения. Достаточно распространенной в настоящий период является сле-дующая классификация типов руководителей, учитывающая лично-стные особенности. 1) руководитель антрепренер (новатор) – видит преимущества изменений в организации и берется за их реализацию; 2) руководитель – «распределитель ресурсов и работ» – умеет оптимально расставить сроки выполнения заданий и их последова-тельность, хороший организатор; 3) руководитель – «монитор» является связующим звеном между своей организацией и представителями других фирм и внешних ор-ганизаций. Это хороший политик и коммуникатор. 2. Характеристика типов «трудных» боссов. Далеко не все руководители обладают не-обходимым для успешной работы набором качеств. Имеется достаточное количество менедже-ров, истощающих время и силы своих подчиненных. Профессор Дж.Коннет Матейка выделяет 10 типов «трудных» боссов: 1.
Психологические особенности влияния руководителя на подчиненных
... и отчасти неофициальным в системе взаимодействия «руководитель-подчиненный», неофициальным с системе взаимодействия «лидер-последователи»). Вместе с тем, необходимо отметить, что в литературе обращается внимание на ... индивидуально-личностные особенности руководителя влияют на взаимоотношения в коллективе. Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи: 1. На ...
«Задира» – громок, грозен, любит, когда его боятся, контро-лирует всех. Общение с таким боссом должно быть следующим: следует ста-раться скрыть страх, так как его проявление только подзадорит «за-диру»; необходимо избегать «лобовых» столкновений, а после атаки, если она неизбежна, постарайтесь остаться дружелюбным и проявить уважение (но не подобострастие) к «задире»; если вы сможете про-явить твердость, то он поищет жертву в другом месте. 2. «Черепаха» – медлительный босс. Он обычно ленив, дружелю-бен, но имеет два недостатка: всегда откладывает принятие решений и обходится утверждениями общего характера, избегая конкретно-сти. Необходимо понять, что ваш руководитель ведет себя так пото-му, что он боится кого-либо обидеть или сделать ошибку. Это жертва взыскательного педантичного воспитания. Не осуждайте и поддер-живайте такого руководителя. Скажите, что ошибки в решении про-блемы естественны. Спросите, что он имел в виду, когда говорил двусмысленные слова. Окажите поддержку после того, как он принял решение. 3. «Боец» – это ходячая бомба с часовым механизмом. Для этого руководителя характерны постоянные взрывные атаки, едкий сар-казм, кипучая энергия. Подчиненный может попробовать направить его энергию в русло решаемых проблем или пойти в атаку, так как «боец» любит вызы-вающие ситуации.
Если подчиненный не чувствует в себе сил бо-роться, то им лучше отойти. 4. «Льстец» – постоянно улыбается, дружелюбен, говорит то, что собеседник хочет услышать. Он всегда всех одобряет, боится прямого разговора и прямого действия Не следует поддаваться на лесть руководителя, верить обещани-ям и попадаться на его условия. 5. «Пессимист» – всегда несчастен, вечно хнычет и жалеет себя. Ему кажется, что люди совершенно не заботятся о деле. Он тщатель-но скрывает свои собственные недочеты и ошибки. Подчиненному не стоит с ним спорить, поскольку это только ук-репляет его негативные взгляды. Необходимо выслушать, поправить, если это необходимо, изложить факты и взяться за работу самому, если это возможно, не ожидая помощи босса. 6. «Всезнайка» – он действительно знает много, но ведет себя так, как будто знает все. Он очень нетерпелив, не способен слушать, обычно обвиняет других. Подчиненный никогда не убедит его, по-этому следует предлагать альтернативы только на базе варианта «всезнайки». 7. «Интраверт» скрытен. Из него трудно «вытащить» информа-цию; он боится раскрываться; может многое предложить, но не мо-жет четко выразить свои мысли. Подчиненный должен попробовать вдохновить босса так, чтобы он говорил как можно дольше.
8. «Некомпетентный» руководитель многого не знает, но пре-тендует на то, что знает намного больше, чем на самом деле. Поэто-му он зачастую ворует идеи подчиненных и выдает их за свои. Если руководитель молодой, то более опытные подчиненные мо-гут помочь стать ему более компетентными. В остальных случаях следует документально подтверждать свой вклад в дела фирмы. 9. «Лентяй – разгильдяй» – в его работе беспорядок и хаос, он не может найти свои вещи, определить приоритеты задач. Его одежда обычно помята, испачкана. Такому боссу поможет поддержка подчиненных, когда он слу-чайно проявит аккуратность в своем поведении. 10. «Отклоняющийся» босс. Его «ненормальность» проявляется в прогулах, лени, пьянстве, наркомании и т.п. Такие аномалии необходимо документировать, чтобы предста-вить надежное свидетельство в случае необходимости. Кроме описанных выше качеств, особенно снижают эффектив-ность руководства панибратство; самопрезентация (чрезмерное стремление к тому, чтобы нравиться людям); самолюбование; кон-серватизм; излишнее честолюбие; деспотизм и т.п. 3. Личные качества женщины-руководителя. Женщин, особенно молодых специа-листов, нередко задевает тот факт, что на руководящие должности выдвигают преимущественно лиц мужского пола.
Женщина-руководитель
... договариваются, пытаются решить задачу, мотивируя исполнителей на личностном уровне. Итак, положительные качества женщин-руководителей заключаются в следующем: Женщины руководители более внимательно, усидчиво и ответственно относятся к рутинной работе. Они часто ...
Теоретически и женщины, и мужчины имеют равные возможно-сти стать руководителями, но фактически все выглядит несколько иначе. Основные препятствия на пути продвижения женщины заключа-ются в следующем: а) недостаток времени (из-за домашних забот женщина нередко отказывается от предлагаемой должности, даже если она ей соответ-ствует); б) внутренняя неготовность многих мужчин иметь руководителя – женщину. Требования, предъявляемые к женщине-руководителю в целом идентичны «мужскому набору правил», однако имеются и некоторые специфические отличия. В разных источниках подчеркивается важ-ность более чем ста качеств, необходимых женщинам, занимающим руководящие должности. Прежде всего, это женственность, обаяние, привлекательность. Женщина – руководитель, перенимающая худшие мужские качества (грубость, крикливость и т.п.) обычно не пользу-ется авторитетом у подчиненных. Вторая группа качеств, которые ценятся у женщины – руководи-теля, аналогична мужским: деловитость, дисциплина, знание дела, организованность и т.п. Эти качества имеют свой оттенок. Если су-хость, лаконичность, жесткость мужчины в деловом общении счита-ется нормальной, то со стороны женщины они воспринимаются как черствость, казарменность.
Подчиненные хотят видеть в женщине «милосердную»; «мягкую» деловитость, лишенную металлических конструкций и звучаний. У женщины – руководители имеются следующие преимущества перед руководителями мужчинами: а) обычно они точнее распознают особенности человека по внешнему облику, точнее улавливают ситуацию при общении; б) при планировании женщины обычно не строят отдаленных планов, они более ориентированы на реальность. Преимущества мужчины – руководителя перед женщиной – руко- водителем можно свести к ряду моментов: а) мужчины обычно смелы и чаще склонны к риску; б) от мужчин чаще можно ожидать творческих находок; в) обычно у мужчин лучше развиты математические способно-сти. Таким образом, можно прогнозировать, что женщина будет более успешна в качестве менеджера или второго лица при инициаторе де-ла. Однако успех для женщины не исключен и в качестве новатора, хотя этот вариант встречается значительно реже, чем у мужчин. 4. Психологические типы неудачливых предпринимателей. По данным Администрации мелкого биз-неса США, разоряется более 90% мелких предпринимателей. В нашей стране в последнее время также появилось мно-жество предпринимателей — неудачников. В чем же причины их неудачи? Р.
Хизрич и М.Питерс в своей книге «Предпринимательство» описывают восемь типажей предпринимате-лей, определенные черты которых мешают их успешной деятельно-сти: 1) «Флюгер». Для него характерна исключительная чувствитель-ность к определению перспективных направлений работы или разви-тия фирмы, но он редко доводит дело до конца и не любит разби-раться в мелочах; 2) «Простак». Он склонен все упрощать, считает, что любое но-вое предприятие можно создать в два счета; 3) «Недотрога» – настолько влюблен в свою идею, что каждого подозревает в намерении украсть ее. Эта недоверчивость и подозри-тельность мешает ему в установлении отношений взаимопомощи и доверия; 4) «Всезнающий» – обладает прекрасными познаниями в области теории, но эти знания редко подкреплены практическими навыками. 5) «Аккуратист» – настолько привык к порядку, что в критиче-скую минуту он теряется и неэффективно действует в ситуации не-определенности; 6) «Философ» – не слишком стремится воплотить идею в реаль-ное дело. Любит посещать различные семинары, участвовать в дис-куссиях. Он не рвется к конкретным делам и при первой возможно-сти передает их другим людям. 7) «Инопланетянин» – не имеет реальных идей и адекватной мо-тивации для создания собственного дела; 8) «Изобретатель» – больше заботится о своих изобретениях, чем о создании и развитии собственного дела.
Психология социально-психологические условия формирования имиджа ...
... носителя. Во-вторых, женщина-руководитель обладает высоким уровнем успешности деятельности, социальной зрелости и развития ряда профессионально важных социально-психологических качеств. Теоретико-методологическую основу ... добившихся успеха во многом, благодаря своим личным и профессиональным качествам. Это предприниматели, менеджеры, политические лидеры, активно влияющие на экономические и ...
Если указанные черты выражены умеренно, то они не представ-ляют опасности, но при яркой их выраженности шансов на успех у такого предпринимателя мало. Следует помнить, что указанные типажи были описаны в ходе исследований, проведенных в США. Поэтому остается открытым во-прос, насколько эти личностные особенности характерны для отече-ственных предпринимателей. А.Н. Воронин считает, что восемь типов неудачливых предпри-нимателей применительно к нашим условиям можно свести к четы-рем: 1) «Рубаха-парень» – страдающий завышенной самооценкой; 2) «Супермен» – наделенный средним или низким интеллектом, сочетающимся со смелостью и уверенностью в собственных силах; 3) «Волк-одиночка»». Этот тип характеризуется замкнутостью, погруженностью в себя, нежеланием вступать в социальные контак-ты; 4) «Формальный руководитель» – разделяет общепринятые нормы и правила, требует беспрекословного подчинения и не вникает в чу-жие проблемы. 5. Оценка способностей и деятельности руководителя. Актуальность проблемы оценки способностей и деятельности руководителей возникла в нашей стране более 70 лет назад, но до сих пор нет единого мнения относительно того, по каким параметрам следует оценивать руководителей.
Очевидно, что простое перечисление и проверка наличия лично-стных качеств не является универсальной оценкой. В развитых зару-бежных странах уже давно отказались от такой оценки, ибо как пока-зала управленческая практика, совершенно не обязательно имеется связь между наличием этих качеств и успешной деятельностью руко-водителя. В случае оценки не только личностных и деловых качеств, но и степени сложности и результативности труда также возникает ряд затруднений: во-первых, управленческая деятельность не является четко структурированной, то есть ее нельзя разложить на отдельно взятые элементы, которые можно было бы измерить и оценить степень их сложности; во-вторых, при оценке трудно избежать субъективности, источ-ник которой кроется в участии самих людей (психологов, экспертов) в этой процедуре. Помимо этого, оценивают поведение руководителя в разных си-туациях, а также средства и методы его деятельности, соответст-вующие ситуации. Параметры оценки используют в различных соче-таниях, в зависимости от цели и задач исследования. Для оценки труда руководителя применяют следующие группы методов: а) описательные – базируются только на качественных характе-ристиках (награды, перемещения и т.п.).
Психология труда Занятие 2
... прямо или косвенно обусловливают успешное выполнение деятельности. Понятие «функциональные состояния» используется для оценки «энергетических» аспектов труда субъекта, для характеристики эффективности его деятельности и поведения человека в целом (в ...
б) количественные – основаны на ранее разработанных показате-лях, характеризующих знания, опыт работы, уровень образования и т.п. в) смешанные методы включают описательные и количественные элементы. Способности и качество деятельности руководителя исследуют, используя такие социологические методы, как беседа, тестирование, деловые игры и т.п. Вопросы для самоконтроля 1. Охарактеризовать качества, необходимые для успешного руково-дства. 2. Привести классификацию типов руководителей, учитывающую личностные особенности. 3. Какими качествами должна обладать женщина-руководитель? 4. Выделить психологические типы неудачливых предпринимателей. 5. Как можно оценить способности и деятельность руководителя? Литература 1. Дворецкая Г.В., Махнарылов В.П. Социология труда. – К.: Вища шк., 1990. – С.143-147, 191-222. 2. Иванов Ю. Типология руководителей по соционическим типам. // Упр. перс. – 2000. — № 6 (48).
– С. 46-51. 3. Курс практической психологии / Автор-сост. Р.Р.Кашапов. – Ижевск.: Изд-во Удм.ун-та, 1997. – 448с. 4. Сероштан Н.А и др. Социология труда. – Харьков: Основа, 1990. – С.65-81. 5. Социально-психологические проблемы производственного коллек-тива /Отв.ред. Е.В.Шорохова и др. – М.: Наука, 1983. – С.124-171. 6. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 512 с. 7. Станкин М.И. Психология управления. – М.: «Бизнес-школа «Ин-тел-Синтез», 1999. – С.234-297. 8. Сухарев В. Этика и психология делового человека. – М.: Гранд, 1997. –С.246-257. 9. Филиппов П.В. Управление кадрами на предприятии. – М.: Знание, 1985.- С.33. 10. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех. – М.: Про-гресс, 1993. – С.156-158. 11. Щекин Г.В. Практическая психология менеджмента. – К.: Ук-раина, 1994. – С.19-20, 86-87.