Гуманистическая психология 5

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинская Государственная Медицинская Академия

Кафедра психологии, психиатрии и наркологии

СРС

по дисциплине:Основы психологии

Тема: «Речь и общение».

Выполнила: студентка 134 гр.ОМФ

Сморкалова С.С.

Проверила: преподаватель

Кашалакова П.Р.

Караганда 2008

 

Содержание

Глава IПонятие термина «психологии» ……………………………стр.3

Глава IIВозникновение и развитие гуманистического и экзистенциального направлений……………………………………………..………………..стр. 4 -9

 

Глава IIIВзаимоотношение экзистенциальной и гуманистической парадигмы в психологии……………………………………………стр. 10 – 11

 

 

Вывод,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,..стр. 11

 

Список использованной литературы……………………………стр.12

Понятие психологии

I. Что изучает психология? Что эта за наука? Если задать эти вопросы студентам, не изучавшим данную науку, то можно услышать типичные ответы: «изучает поведение человека», «изучает мысли, чувства, желания человека», обязательно найдется шутник, который ответит: «изучает психов». Если не требовать строгой академичности и терминологической грамотности, то эти ответы можно частично признать близкими к истине. Действительно, психология изучает все перечисленное и еще многое другое. За долгую историю своего развития психология не раз меняла направление своих исследований.

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. По – видимому, люди начали задумываться над существованием некого духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку, например некую «Тень», обитающую в теле и покидающую его после смерти, или Богов которых считали ответственными за все действия людей. Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с теломи контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала как наука о душе.

14 стр., 6828 слов

Психология больного человека

... новых случаев онкологических заболеваний, причем 6 миллионов человек в течение года умерли от рака. Глава 1. ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА .1ПОНЯТИЕ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ БОЛЕЗНИ болезнь онкологический психологический ... ней. Болезнь приобретает для пациента свой психологический смысл. Д. Липовски (1983) изучает следующие типы реакций на информацию о заболевании ("значение болезни"): болезнь-угроза ...

 

 

II. Возникновение и развитие гуманистического и экзистенциального направлений.

Достаточно часто в психологической среде можно услышать формулировку «экзистенциально-гуманистическая психология». Однако, слияние двух этих направлений в одно, является не достаточно оправданным. Каждое из этих направлений имеет свою собственную историю возникновения, свой путь развития, своих персоналий, а главное, между ними есть значимые содержательные различия, которые и определяют специфичность и уникальность как гуманистического, так и экзистенциального направлений.

И хотя, зачастую, действительно, достаточно сложно отнести того или иного психолога только к какому-то одному из этих направлений (например, в случае В. Франкла),сразу представляется, что принципиальным в данном вопросе является не ярлык, будь то «гуманист» или «экзистенциалист», а именно позиция, на которой стоит автор, та методология, которая лежит в основе его научной или практической деятельности.

 

История развития гуманистического направления в психологии

Гуманистическая психология.

Гуманистическая психология признает главным предметом своего изучения личность как уникальную целостную систему, присущую только человеку возможность самоактуализации, которая является частью его природы. Для гуманистической психологии характерны оптимизм, вера в безграничность возможностей, в развитие потенциала (7).

Именно это направление в психологии и психотерапии выдвинуло рассмотрение проблемы самоактуализации личности на первый план. Одними из лидеров гуманистической психологии являются Карл Роджерс и Абрахам Маслоу

Абрахам Маслоу: Гуманистическое направление

Термин “гуманистическая психология” определён группой психологов во главе с Абрахамом Маслоу. Маслоу назвал свой подход — психологией третьей силы, противопоставляя её бихевиоризму и психоанализу. Гуманистической концепции свойственен экзистенциальный взгляд на человека. В качестве основных принципов выдвигается трактовка личности как единого целого, бесполезность исследований на животных, восприятие человека как существа положительного и созидательного в своей основе, акцент на изучение психического здоровья.

Теория Маслоу описывает мотивацию в терминах иерархии потребностей. Низшие (основные) потребности должны быть разумно удовлетворены, прежде чем потребности высшего порядка станут доминантой побудительных сил в поведении человека. Иерархия потребностей в порядке доминирования следующая:

1) физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);

2) потребность в безопасности (стабильность, порядок);

3) потребности в любви и принадлежности (семья, дружба);

4) потребность в уважении (самоуважение, признание);

5) потребность в самоактуализации (развитие способностей).

Маслоу различал два типа мотивов у человека: дефицитарные мотивы и мотивы роста. Первые направлены на снижение напряжения, а вторые — на повышение напряжения посредством поиска новых и волнующих переживаний. Маслоу предположил, что оба рода мотивов биологически заложены в людях.

16 стр., 7575 слов

Проблемы личности в гуманистической психологии

... приводить к действительному познанию реальной жизни, живых людей; наметились тенденции частичной интеграции гуманистической психологии с другими школами и направлениями, в т. ч. с психоанализом и необихевиоризмом. ... были развиты многие из идей, образующих сегодня теоретический фундамент Гуманистической психологии. В трудах А. Маслоу, С. Джурарда, Ф. Бэррона, К. Роджерса разработаны представления о ...

Им было выделено несколько метапотребностей (например, истина, красота или справедливость), с помощью которых он описал самоактуализирующихся людей. Неудовлетворение метапотребностей должно вызывать метапатологии (например, апатия, цинизм и отчуждение).

Эмпирические исследования Маслоу сконцентрированы на концепции самоактуализации. Самоактуализирующиеся люди — “цвет” человечества, люди, живущие полной жизнью и достигшие потенциального уровня личностного развития. Их характеристики следующие:

более эффективное восприятие реальности;

принятие себя, других и природы;

непосредственность, простота и естественность;

центрированность на проблеме;

независимость: потребность в уединении;

автономия: независимость от культуры и окружения;

свежесть восприятия; вершинные переживания;

общественный интерес;

глубокие межличностные отношения;

демократический характер;

разграничение средств и целей;

философское чувство юмора;

креативность (творческие способности);

сопротивление окультуриванию.

Гуманистическая линия в психологии как явление культуры возникла в ответ на вторгшуюся в и подменившую собой культуру «милитаризацию» американского общества. «Две мировых войны, произошедшие за сравнительно короткое время, поставили перед наукой о человеке ряд вопросов, к которым она не была готова. Крушение оптимистического взгляда на прогресс человека, невиданные ранее масштабы жестокости, агрессии и разрушительности заставили вновь задуматься о природе человека, о движущих им импульсах и о взаимоотношениях личности и социальных структур».

Можно отметить также, что внутри психологического знания, гуманистическая психология появилась в противопоставление психоанализу и бихевиоризму как редукционистским и механистическим течениям. Первые работы психологов-гуманистов приходятся на 50-е годы ХХ столетия, однако расцвет данного направления произошел в конце 60-х – начале 70-х годов.

Как отмечает Д.А. Леонтьев, «Американская ассоциация гуманистической психологии в первые годы своего существования выдвинула следующее, достаточно размытое определение: «Гуманистическую психологию можно определить как третью основную ветвь психологических исследований (две другие ветви – это психоаналитическая и бихевиористская), которая занимается прежде всего теми человеческими способностями и потенциями, которые не нашли своего места ни в позитивистской или бихевиористской теории, ни в классической психоаналитической теории, например, креативность, любовь, самость, развитие, организм, удовлетворение базовых потребностей, самоактуализация, высшие ценности, бытие, становление, спонтанность, игра, юмор, привязанность, естественность, теплота, трансценденция эго, объективность, автономия, ответственность, психологическое здоровье и родственные понятия. Этот подход может также быть представлен работами К. Гольдштейна, Э. Фромма, К. Хорни, К. Роджерса, А. Маслоу, Г. Олпорта, А. Энгьяла, Ш. Бюллер, К. Мустакаса и т.д., а также некоторыми аспектами работ К. Юнга, А. Адлера, эго-психологов психоаналитического направления, экзистенциальных и феноменологических психологов (цит. по Quimann, 1985, р.25-26)

15 стр., 7115 слов

Психология мотивации человека

... гуманистической школы психологии. Классификация человеческих потребностей (иерархическая) последовательность, которых указывает на порядок появления потребностей в процессе онтогенеза и развитие в целом мотивационной сфера. Эту теорию предложит А. Маслоу. У человека ... потребностей» и «гуманистическая теория» [12; С., 14]. В отечественной психологии тоже пытались решить проблему мотивации человека. ...

Эта слегка затянутая цитата, однако, обрисовывает то проблемное поле, на котором развернулась гуманистическая психология, а так же тех теоретиков и практиков, которые участвовали в развитии этих идей.

Возможно в данной работе рассмотреть некоторые теоретические взгляды лишь одного из самых ярких представителей гуманистической парадигмы в психологии – Абрахама Маслоу.

А. Маслоу вместе с группой единомышленников в 1954 году образует движение «непризнанных» психологов – порядку сотни людей рассылаются работы, не нашедшие себе места в научных психологических журналах того времени. Постепенно эта группа людей объединяется в Ассоциацию Гуманистической Психологии (1961 год), руководство над которой берет на себя А. Маслоу. В 1961 году выходит и первый номер «Журнала гуманистической психологии» — главного и на то время единственного печатного органа гуманистических психологов.

Спустя менее чем десять лет, А. Маслоу как психолог, да и вся гуманистическая психология в целом, становится чрезвычайно популярной, в силу чего Маслоу избирают президентом Американской психологической ассоциации. Однако уже в 1970 году он уходит из жизни.

Как отмечает Д.А. Леонтьев, «…за период после 1970 года не вышло практически ни одной общетеоретической работы, открывающей для гуманистической психологии новые перспективы…При этом можно с уверенностью утверждать, что гуманистическая психология выполнила главную стоящую перед ней сверхзадачу, создав в профессиональном сообществе, да и не только в нем, интеллектуальную атмосферу, благоприятствующую новому, гуманистическому видению человека, от которого стало невозможным отмахиваться как от ненаучного»[17] . Более того, в научной психологической среде уже в те годы высказывались предположения о кризисе гуманистической психологии, а так же о том, что со смертью основных представителей исчезнет и само направление.

Вопрос о месте гуманистической психологии в системе научно-психологического знания, на мой взгляд, остается открытым; высказываются различные точки зрения, как поддерживающие, так критикующие те или иные аспекты этого подхода. Для того, чтобы сформулировать собственную позицию относительно этого вопроса, необходимо остановиться на некоторых теоретических выдержках из работ А. Маслоу, на примере которого мы и рассматриваем данное направление.

Говоря общее, Маслоу постарался описать личность в совершенно новых терминах, опираясь на ее положительные, здоровые проявления в отличие от большинства предшествующих ему авторов, выводящих те или иные личностные закономерности на основе анализа всевозможной патологии, или же с помощью статистических, усредненных норм. «Если мы хотим ответить на вопрос, насколько может вырасти человек, то обязательно нужно найти людей, которые уже выше других, и изучить их. Если мы хотим знать, насколько быстро может бежать человек, то незачем усреднять скорость индивидов, составляющих «хорошую выборку» из человеческой популяции; гораздо лучше собрать олимпийских чемпионов и посмотреть, как они могут бегать.

Если же мы хотим выяснить имеющиеся у человека возможности духовного роста, ценностного или нравственного развития, то я считаю, что мы можем узнать это лучше всего, изучая наиболее нравственных, наиболее приближающихся к идеалу святости людей». Безусловно, тот оптимизм, с которым А. Маслоу смотрит на возможность подобного исследования личности, с одной стороны притягивает своей «жизненностью», а с другой – отталкивает своей некоторой наивностью.

4 стр., 1595 слов

Психология 35

... Вертгеймер _1_,С. Шехтер _2_. 1.42.Соотнесите приемы воздействия на психику человека 1) гуманистической и 2) аналитической психологии: транс _2_, активное понимание _1_, доверие _2_, метафора _1_, ... Маслоу; Г – З. Фрейд. 1.32. Метод психологии … А – консультирование; Б – психотерапевтическая помощь; В– эксперимент; Г – иглоукалывание. 1.33. Среди традиционно выделяемых уровней поведения у человека ...

Очевиден подход А. Маслоу к личности человека как явлению уникальному, единственному и неповторимому. У человека можно чему-то научиться, можно на кого-то равняться в собственных достижениях, но сравнивать их (людей) одного с другим – занятие малопродуктивное. Ведь самоактуализация и личностный рост возможны только в случае прислушивания к своему собственному голосу, а не к чьему-либо чужому.

Безусловно, наиболее известным, часто используемым и до сих пор модным является разработка А. Маслоу иерархии потребностей. Многие психологи ссылаются на «пирамиду потребностей Маслоу» как на одну из самых эвристичных его идей. Однако, как известно, иерархическое расположение потребностей вызывает множество вопросов, наиболее значимый из которых – о возможности перехода с низшего на высший уровни, минуя промежуточный (возможны и иные комбинации).

Ответом на него является развитие самим Маслоу этой теории. Как известно, в более поздний период он формулирует представление о двухфакторной модели потребностей в рамках обновленной теории мотивации, в которой в один класс включены «базовые потребности» (в пище, привязанности, защите и т.д.), к другому же классу относятся «метапотребности» — потребности в справедливости, доброте, красоте и т.д. Важно подчеркнуть, что, по мнению Маслоу, и те и другие потребности являются врожденными или инстинктивными, в силу чего при неудовлетворении метапотребностей человек обнаруживает симптомы метапатологии – отчужденность, апатия, цинизм и т.д.

Деятельность по удовлетворению метапотребностей Маслоу называет «самоактуализацией» – эвристичным термином, прочно вошедшим в современную психологию. «Самоактуализирующиеся люди не столько мотивированы базовыми потребностями, сколько метамотивированы (метапотребностями или Б-ценностями)». Важно отметить также, что «само актуализация – это не только конечное состояние, но также и сам процесс актуализации потенций индивида в любое время, в любой степени»

Для понимания основ гуманистического подхода в психологии последнее утверждение может послужить принципиальным. Если самоактуализация, которая есть, с некоторыми оговорками, реализация человеком своей родовой сущности через актуализацию уже заложенных в него потенций, а приблизительно так и понимает самоактуализацию Маслоу, тогда можно с уверенностью сделать вывод об изначальной «заложенности» в человека того, что можно «актуализировать», тех корней, благодаря которым осуществляется «личностный рост». Этот потенциал выражается в инстинктивных метапотребностях, направляющих жизнь человека в определенное русло позитивного развития. Уже в самих терминах «самоактуализация» и «рост» заложены эти отношения.

III. Взаимоотношение экзистенциальной и гуманистической парадигмы в психологии

Рассмотрев в самом общем виде некоторые аспекты теорий экзистенциального и гуманистического направлений, мы можем сделать некоторые предположения о взаимоотношении этих течений на основе сравнения содержательных моментов каждого из направлений.

5 стр., 2096 слов

Темы ов для допуска к вступительному экзамену в аспирантуру по ...

... к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 19.00.13 – Психология развития; акмеология 1. А.Маслоу – гуманистическая теория личности. 2. Возрастные оптимумы в развитии личности 3. ... юности. Психическое и личностное развитие молодого человека. 20. Психическое развитие взрослого человека. Изучение психофизиологических функций зрелого человека в школе Б.Г.Ананьева. Роль самообразования в ...

Для начала обратимся к дискуссии, развернувшейся внутри гуманистической психологии в связи с вопросом о сходствах и различиях экзистенциального и «непосредственно» гуманистического направлений. Д.А. Леонтьев отмечает: «В конце 1980-х годов в американском журнале Ассоциации гуманистической психологии развернулась дискуссия. Открывалась она статьей под названием «Две гуманистических психологии или одна?» Дж. Роуэна. Он обратил внимание на то, что даже взгляды основателей гуманистической психологии характеризуются существенными расхождениями»[21] . Расхождения эти видны и из нашего, достаточно поверхностного анализа некоторых идей двух направлений. «Например, К. Гольдштейн, А. Маслоу и К. Роджерс говорят о том, что человеку присуща некая внутренняя сила – тенденция к самоактуализации, направляющая его развитие в сторону наиболее полного раскрытия, разворачивания заложенных в нем возможностей, сил и способностей. Это как бы основная идея ведущего гуманистического подхода к личности. Но в рамках этого же движения есть авторы, такие как Р. Мэй, О. Марер, Р. Лэнг, считающие, что такой силы нет, а направление развития человека определяется исключительно выборами, которые он делает. Это противопоставление является одним из наиболее ключевых противоречий…»

Если вспомнить одно из заглавных утверждений ведущего экзистенциального философа Ж.-П. Сартра «Существование предшествует сущности», становится более понятной та позиция, на которой стоят психологи-экзистенциалисты – позиция необходимости для каждого человека совершать в своей жизни ответственные выборы. Жизнь, существование – и есть череда этих свободно-ответственных выборов. Сущность же напрямую зависит от тех шагов, которые мы делаем, от наших ответственных поступков (в понимании последних М.М. Бахтиным).

«Неправильные» для того или иного человека выборы приводят к патологии, «правильные» — к обретению смысла существования, внутренней и внешней гармонии.

В противовес экзистенциалистам, психологи гуманистического направления, как уже отмечалось, постулируют наличие неких изначально данных человеку потенций, возможностей, «задатков» развития. Далее человек вправе как актуализировать эти заложенные возможности, так и проходить мимо них. Удовлетворение метапотребностей, изначально существующих у человека, по Маслоу, ведет к самоактуализации и «пиковым переживаниям», неудовлетворение – к метапатологии.

Таким образом, налицо одно из наиболее фундаментальных различий экзистенциального и гуманистического направлений, в силу которого экзистенциалисты «выглядят» менее радужно и оптимистично, нежели их коллеги гуманисты. Отсюда и меньшая популярность, по мнению Д.А. Леонтьева, экзистенциальной психотерапии: «Экзистенциальная психология сложна, а сложное никогда не сможет стать популярным. чтобы сделать идею популярной, ее надо упростить, а с экзистенциальной психологией это не получается…В Европе экзистенциальные взгляды более разработаны, более развернуты и популярны, чем в США, что объясняется большей способностью европейского менталитета воспринимать философские идеи»

8 стр., 3599 слов

Семинар 4-5. Психология человека и труд

... 1999. Ø Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. Ø Психология / Под ред Сосновского Б.А. М.: Юрайт, 2005. Ø Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие ... Эриксон, К. Хорни). o Когнитивный подход в психологии (У. Найссер, А. Пайвио, Ж. Пиаже, Д. Келли). o Гуманистические теории личности (Г. Оллпорт, Г.а. Мюррей, Г. ...

Далее можно отметить некоторые различия между гуманизмом экзистенциализмом по критерию «взаимоотношений индивида с обществом». Для гуманистов, как полагает Д. А. Леонтьев, «…присутствовала мысль, что внешние социальные явления больше препятствуют, чем способствуют самоактуализации….В рамках экзистенциализма была сформулирована принципиально противоположная личностно-центрированной диалогическая позиция, суть которой заключается в том, что, наоборот, условием самрактуализации является некий конструктивный диалог, общение, контакт с другим человеком, воспринимаемым во всей его целостности». Однако, это утверждение можно сразу же оспорить, приведя всего одно высказывание К. Роджерса: «…Человек принадлежит к определенному виду и имеет видовые характеристики. Одна из них, я считаю, заключается в том, что он неизлечимо социален; он имеет глубокую потребность во взаимоотношениях». По всей видимости, в связи с отсутствием как у гуманистов, так и у экзистенциалистов четко и однозначно изложенной, структурированной теории, мы никогда не сможем до конца «развести» две эти линии. Да и настолько ли это нужно?

Можно сказать и о рассогласовании гуманистов и экзистенциалистов относительно понимания природы и сути добра и зла. По словам Д.А. Леонтьева, «К. Роджерс настаивал, что природе человека присуще изначальное добро, а источник зла лежит вне природы человека, где-то во внешней реальности. Р. Мэй достаточно убедительно возразил ему, что зло вообще нельзя объяснить, если считать, что в природе человека заложено только добро. С точки зрения экзистенциалистского подхода, человек не расположен априори ни к добру, ни к злу. Он выбирает или то, или другое, а тем самым творит и то, и другое».

Можно обобщить описанные выше различия таким образом, что проблематика как экзистенциального, так и гуманистического направлений в психологии, схожа, однородна, а зачастую и просто едина, причем эти вопросы специфичны именно для этих подходов. Однако, отношение самих психологов к изучаемым ими вопросам – различное, что и делает необходимым рассмотрение взаимоотношения этих линий.

Так же, хотелось отметить, что, хоть в данной работе я и не затрагивал идеи отечественных авторов, их вклад в развитие гуманистической и экзистенциальной парадигмы в психологии, философии и культуры неоспорим. Более того, в связи с тем, что данная проблематика в связи с внешними причинами могла рассматриваться и обсуждаться советскими психологами лишь в неявной форме, в их идеях, как мне кажется, можно, как раз, обнаружить обоснованное «сплетение» обоих подходов – и гуманистического, и экзистенциального. Некоторые работы М.М. Бахтина, М.К. Мамардашвили, С. Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выгодского и других авторов находятся в идейном диалоге с идеями экзистенциалистов и гуманистов.

Завершая данную работу, мне бы хотелось привести, хоть и не дословно, высказывание блистательного отечественного кинорежиссера-мультипликатора Ю.Б. Норштейна, в котором, на мой взгляд, и отражается взаимоотношение экзистенциальной и гуманистической парадигмы в психологии. Техники и средства, которые он использовал для создания эффекта растворения ёжика в тумане в одноименном мультфильме, по его словам, принципиально очень просты. Но эта простота – «стоит на узких рельсах» — если режиссер даст волю своей свободе в погоне за наиболее красивыми, точными и интересными средствами выражения, у него слишком велик шанс потерять простоту.

14 стр., 6557 слов

Психология ФЕПО -14 2011-12

... «Лекциях о душе человека и животных» (1863). «Отец» экспериментальной психологии. Десятитомная «Психологии народов» (1900—1920). Как исследователь психологии народов предлагал изучить поведение, инстинкты и реакции народов с ... презентацией ими норм культуры, ценностей, идеалов и переработкой их на основе имеющихся смыслов и мотивов в поступки и поведение в целом. Эффективность воспитания зависит от ...

Список литературы

1. Зейгарник Б.В. Теории личности в современной психологии// В сб. Б.В. Зейгарник. Психология личности: норма и патология. Москва-Воронеж, 1998.

2. Калина Н.Ф. Первая книга о Dasein-анализе//в кн. Л. Бинсвангер, Бытие-в-мире. Рефл-Бук, Ваклер, 1999.

3. Леонтьев Д.А. Гуманистическая психология как социокультурное явление// В сб. Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., Смысл, 1997.

4. Леонтьев Д.А. Что такое экзистенциальная психология?// В сб. Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., Смысл, 1997.

5. Лэнг Р. Расколотое «Я».М., Академия, Спб, Белый кролик, 1995.

6. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., Смысл, 1999.

7. Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. // «Экзистенциализм». М., АГРАФ, 2001.

8. Тиллих П. и Роджерс К. : диалог//Московский Психотерапевтический Журнал, 1994 №2

9. Тихонравов Ю.В., Экзистенциальная психология. М., ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.

10. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., Прогресс, 1990

11. Леонтьев Д.А. Что такое экзистенциальная психология?// В сб. Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., Смысл, 1997. Стр.40

12. Леонтьев Д.А. Гуманистическая психология как социокультурное явление// В сб. Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., Смысл, 1997. Стр.21