Владивостокский Государственный Медицинский Университет
Факультет клинической психологии
Реферат
«Групповая психотерапия»
Владивосток
2006г.
I. Основные положения и понятия групповой психотерапии
Групповая психотерапия-психотерапевтический метод, специфика которогозаключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т.е. всесовокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участникамигруппы, включая группового психотерапевта, в лечебных целях.
Групповую психотерапиюследует отличать от коллективной психотерапии.
При коллективнойпсихотерапии объединение людей случайно, используются любыепсихотерапевтические методы. В этом случае психотерапевт воздействуетпсихологическими средствами на большое количество пациентов, но систематическине использует в лечебных целях ситуации, взаимоотношения и взаимодействия,возникающие между пациентами.
Коллектив-высшаяформа социального объединения людейдля достижения общей цели, отличающаяся высшей степенью организованностью ипсихологической сплоченностью.
Исходя из вышесказанного,в процессе психотерапевтической работы группы больных сформировывались какединое целое, а ее члены образовали содружество единомышленников, объединяютсяво имя осуществления единой цели. Коллективная психотерапия-это высшая формагрупповой психотерапии
В групповой психотерапиимотивом деятельности каждого индивида является его собственное выздоровление, агруппа и ее члены рассматриваются только как средство достижения этой цели.
Группа регулируетсяобщими ценностями и нормами, участники которой включены в согласованныедействия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивидуальныепотребности.
Основные признаки группы:
1.
Осознание участниками своейпринадлежности к группе;
2.
Установление определенных отношениймежду участниками группы;
3.
Внутренняя организация, включающаяраспределение обязанностей, лидерство, иерархию статусов;
4.
Действие «группового давления»,побуждающего участников вести себя в соответствии с принятыми в группе нормами;
5.
Наличие определенных изменений вовзглядах отдельных участников, обусловленных принадлежностью к группе.
В групповой психотерапиивыделяют следующие направления:
1. Психотерапевтическиегруппы, ориентированные на отдельную личность, больше обсуждаются проблемыотдельных участников (ортодоксальные участники, классический гештальт, классическая психодрамма).
Психотерапия неврозов
... Многое узнать о личности больного можно из реальных взаимодействий во время групповой психотерапии. Представление о неврозах как психогенных расстройствах, в развитии которых определяющая роль ... проводить нормализацию психосоматического статуса, подготовку к более плодотворному восприятию больным проводимой психотерапии. С этой целью проводятся удлиненные сеансы гипнотерапии по В.Е. Рожнову с ...
2. Группа,ориентированная на межличностные взаимодействия участников, акцент делается наотношения между участниками и терапевтом. Объект обсуждения-межличностноевзаимодействие, возникшее «здесь и теперь», т.е. межличностный опыт(межличностная групповая психотерапия, неофрейдисткоепсиходинамическое направление, транзактныйанализ, групповая недерективная психотерапия,т-группы, «группы встреч»).
3. Ориентация на группу,как совокупность. Акцент делается на групповые действия, коллективныеинициативы (групповой анализ, группа ориентированная на конфликт).
Такое разделение носитусловный характер, т.к. реальная психотерапия, по мнению КочюнасР., действует на всех трех уровнях.
II. Преимущества и ограничения групповой психотерапии
Преимущества групповойпсихотерапии:
1.
Экономичность денежных и временныхресурсов;
2.
Межличностное обучение, позволяющееболее глубоко познакомиться со стилем своего общения с другими людьми,приобрести более эффективные социальные навыки. В группе можно получитьразличные реакции и поддержку других ее членов на свое поведение увидеть с ихпомощью последствия и в последующем его моделировать.
3.
В группе «воссоздается» повседневнаяжизнь каждого участника, что позволяет им увидеть трудности и особенностипроблемы. Вероятность того, чтоусвоенные в группе новые способы поведения, изменившегося понимания себя исвоих отношений с другими будут перенесены в ситуации реальной жизни.
4.
Дополнительная возможностьсамосовершенствования. Участники группы обмениваются жизненным опытом, своимипроблемами и их разрешения, учатся на опыте друг друга.
Ограничения групповойпсихотерапии:
1.
Невсе люди могут эффективно решать свои проблемы в группе и мешают это делатьдругим членам группы.
2.
Конформностьповедения участников группы.
3.
Некоторыегрупповые нормы, необходимые для эффективной работы группы могут создаватьиллюзию, т.к. в жизни они более желанны, чем реальны. Таким образом, группаможет стать для некоторых участников безопасной нишей, человек начинает жить вгруппе ничего не меняя в своей реальной жизни. Эти участники стремятся продлитьсвое существование группы без терапевта или ищут другие подобные группы.
Групповой уровень социального влияния и влияние в межличностном взаимодействии
... На какого человека группа оказывает максимальное влияние? Иными словами, какова диалектика взаимосвязи группового влияния и личностной устойчивости к нему?1 Четвертое. Как именно осуществляется групповое влияние? Или — каковы ... Что именно происходит, в чем выражается сам факт группового влияния? Иными словами, какова феноменология воздействия группы на личность? Заметим здесь же, что сегодня ...
III. История развитиягрупповой психотерапии
Один из первых, кто началиспользовать групповой подход, как метод лечения был бостонский врач Дж. Пратт. Он лечил он лечил больных туберкулезом, которые немогли позволить себе лечение в стационаре. С самого начала этот групповойподход в лечении имел чисто экономический смысл, но в последующем Пратт заметил, что сама группа и воздействие ее членов другна друга, обладает высоким психотерапевтическим фактором, который положительносказывается на течение основного заболевания.
Большое влияние наформирование групповой психотерапии оказали работы Фрейда, касающиеся изученияпсихологии масс и лидера. Его ученики Адлер, УэндерЛ., Шильдер П. одни из первых попытались использоватьпсихоанализ в лечении в групповых условиях. Так Адлер обратил внимание на значениесоциального окружения и проявления нарушения упациентов. Он считал, что группа представляет собой соответствующий контекстдля проявления эмоциональных нарушений и их коррекции, группа может формироватьи модифицировать взгляды и суждения. Работая с группой пациентов Адлерстремился добиваться понимания пациентами генеза их нарушения, а такжетрансформировать их позиции.
Родоначальником групповойпсихотерапии считают Я. Морено, основоположником психодраммы,ему же принадлежит термин «групповая психотерапия».
Среди представителейгуманистической психологии значительное влияние на групповую психотерапиюоказал К. Роджерс. Роджерспридавал большое значение групповым формам, считая, что в них психотерапевтявляется моделью для участников, способствуя тем самым устранению тревоги иразвитию самораскрытия, а отношения, складывающиеся между участниками группы,могут создавать оптимальные условия для терапевтического изменения. Его «терапияцентрированная на клиенте» и понятие об «энкаунтер-группы»заложили основу антиавторитарной недерективнойпсихотерапии.
Огромное влияние нагрупповую психотерапию оказали работы Левина в области групповой динамики,который полагал, что большинство эффективных изменений происходят в групповомконтексте. Левин рассматривал личностные расстройства как результат ипроявление нарушенных отношений с другими людьми и социальным окружением.Группа выступает в качестве инструмента коррекции нарушения взаимодействий,которое происходит в процессе обучения.
На развитие групповойпсихотерапии в России оказали влияние теоретики и практики Хек, Лидер, Кратховил из Восточной Европы.
Среди отечественныхсовременных ученных для развития групповой психотерапии свой вклад внесли ЛибихС. С., Гросман А. А., Иванов Н. В., Захаров А. И.
IV. Психотерапевтические группы
Существуют два основныхнаправления в понимании психокоррекционных групп.
Сторонники первогонаправления (Бредфорд, Гибб, Беннис)ориентируются на решения конкретных задач, обработку навыков межличностныхотношений. Руководитель не устраняется от лидерства и не редко выступает в ролинаставника. К таким группам относят: Т-группы, группы тренинга и умений.
Групповая психотерапия 4
... опыт (межличностная групповая психотерапия, неофрейдисткое психодинамическое направление, транзактный анализ, групповая недерективная психотерапия, т-группы, «группы встреч»). 3. Ориентация на группу, как совокупность. Акцент делается на групповые действия, коллективные инициативы (групповой анализ, группа ориентированная на конфликт). ...
Сторонники второгонаправления (Роджерс, Шутц,Перлз) ориентируются на гуманный демократическийстиль руководства. Акцент делается на чувства общности в отношении междучленами группы: группы встреч, гештальт группы.
Группы встреч
Группы встреч являютсятерапевтическими и психокоррекционными группами. Этигруппы возникли и достигли пика популярности в 60-70-х г. в США, затем получилираспространение по всему миру. Родоначальником группы встреч следует относить Роджерса, Мерфи и Шутца.
Шутцдля интенсификации групповыхпроцессов поощрял интенсивность чувств и столкновение участников между собой,использовал различные групповые игры и техники.
Он так же выделилосновные признаки группы встреч:
1. Открытость и честностьдостигается через реализацию групповой ценности, как самораскрытие. В группевстреч поощряются самораскрытие участников друг другу, что позволяет установитьдоверительные отношения друг с другом.
Лафт выделилусловия, при котором возможно самораскрытие:
1)
взаимоотношениямежду людьми строятся на основе взаимопонимания;
2)
темасамораскрытия связана с ситуацией, объединяющей людей;
3)
самораскрытиепроисходит постепенно.
Самораскрытиюсоответствует термин аутентичность. Аутентичность-умение быть в согласии среальным течением жизненных событий. Аутентичная личность выражает себяспонтанно, открыто, высказывая свои мысли и выражая себя открыто.
Аутентичности человекможет достичь, если чувствует себя в безопасности и в окружениидоброжелательности и доверия.
2. Осознание самого себясвоего телесного и психологического «Я» происходит посредством выражения своихистинных чувств, мыслей и обратной связи между участниками группы.
Самопознание начинается стого, что человек узнает о своих слабых и сильных сторонах. После чегоанализируются неудачи в межличностных отношениях.
Для стимуляции ксамопознанию используется метод конфронтации, эффективность которого зависит отвзаимопонимания в группе. Группа искренне заинтересована помочь своемуучастнику, тогда как последний, заинтересован в исследовании своих чувств иповедения.
Осознание эмоцийспособствует сближению людей и сплоченности группы. В группе осознанныеэмоциональные реакции апробируются, затем переносятся в повседневную жизнь испособствуют лучшей адаптации во внешней социальной среде.
3. Ответственность.Участники должны отвечать за свое поведение, которое они демонстрируют или откоторого отказываются в группе. Кайзер Х. считает, что как только группойпроцесс сформировался и пациент активно вступил в него, ответственность заисходящее лечение с этого момента должен нести психотерапевт.
4. Внимание к чувствам.Одной из целей психотерапии является создание в группе оптимальногоэмоционального напряжения, но без психотерапевтического потенциала группа можетбыстро трансформироваться в деструктивный заряд и распасться.
Этические требования к проведению деловых бесед, встреч, переговоров
... Виды делового общения представителей юридических профессий: I. Повседневное служебное общение: 1. Беседы, встречи, переговоры. 2. Прием посетителей. 3. Совещания, собрания, заседания, конференции. 4. Посещение организаций, ... позиции, заставить его принять ваше решение и условия. Естественно, не каждая деловая встреча или беседа требует детальной проработки всех ее аспектов, но при ответственных ...
5. «Здесь и теперь»участники группы ориентированы на события, происходящие настоящее время в группеи за ее приделами.
Исходя из вышесказанного,выделяют основные правила группы встреч:
1)
открытость и честность в общении другс другом;
2)
формирование чувств над мыслями;
3)
принцип «здесь и сейчас».
На первых сессияхгрупповой психотерапии предварительно оговаривается, что все участники группывстреч отвечают за себя и результат их изменений зависит от их самих.
Техники, используемые вгруппах встреч:
1.
Установлениеконтактов основывается на желании каждого участника ощутить свою принадлежностьк группе. Знакомство начинается с контактов в мини группах или парах. На Западепоощряется физический контакт.
2.
Построениедоверительных контактов. Некоторые участники могут испытывать затруднения приустановлении контактов. Для осознания чувства одиночества и преодоления барьеранедоверия используются специальные упражнения.
3.
Изучениеконфликтов. Часто конфликтные ситуации возникают на той стадии групповогопроцесса, когда на первый план выходят соревнования, соперничество, борьба залидерство. Психотерапевт поощряет членов группы, вступивших в конфронтацию,способных внимательно выслушивать друг друга, прямо и откровенно высказываться,пытающихся осознать не только свои чувства и поведение, но и поведениесоперника. В этом случае могут быть использованы физические упражнения, котораяпозволяет установить обратную связь между конфликтующими участниками.
4.
Анализсопротивления.
Ялом выделил общиеположения группы встреч:
1.
Составгруппы колеблется около 8-20 человек, такое количество будет достаточно дляэффективного взаимодействия между членами группы;
2.
Ограниченияво времени, часто в сжатые дни и часы;
3.
Социальные группы: процесс образования, классификация, групповая динамика
... ее членами с точки зрения других людей. К основным характеристикам группы относятся - состав - структура - групповые процессы - нормы - ценности - система санкций. Но самой большой ... проблемой исследования групп является их классификация. Исследователи предлагали огромное количество решения этой ...
Концентрация«здесь и сейчас»;
4.
Трансэтикетностьи поддержка группы встреч традиционных общественныхвзглядов;
5.
Ценностьмежличностной ценности, конфронтации, повышения эмоциональной экспрессивности исамораскрытия.
На сегодняшний деньсуществует несколько модификаций группы встреч. «Группымарафона», которые собираются относительно редко, но работают по 12—48 часовкряду. Этот тип групп, разработанный Фредом Столлером(Stoller, 1972) и Джорджем Бахом(Bach, 1966), ориентирован на психоанализ.
«Группы обнажения»,предложенные Полем Биндримом (Bindrim, 1968).
Эти группысобираются в теплом бассейне; упражнения в них ориентированы на сенсорныеосязания и заканчиваются обнажением, которое, по мнению Биндрима,помогает участникам полностью снять тревогу по поводу своего тела и стимулируетк откровенности и самораскрытию.
Недостаткамигруппы встреч, как считает Курт Бак, являетсяинтенсивность эмоционального переживания часто возникающие в группе встреч, невсегда полезны для определенной категории больных. Атмосфера взаимногоуважения и поддержки в группах, по его мнению, чаще всего культивируется искусственно,и после того, как пациент из «тепличных условий» вновь попадает в обычнуюсреду, адаптироваться ему бывает еще труднее, чем до группы. В итоге,подчеркивает Бак, некоторые пациенты становятся «постоянными участниками групп»и не в состоянии адаптироваться к обычной социальной среде.
В связи сэтим встает вопрос о тщательном предварительном отборе, кандидатов в группывстреч. Это должны быть люди, которые, с одной стороны, достаточно толерантны кконфронтация, эмоциональным встряскам, а с другой — способны перенестигрупповой опыт в обычную социальную среду.
Valom, Lieberman, 1971; Hartley,Roback, Abramowitzдают психологический портрет тех больных, которым «встречи»приносят ухудшение. Эти люди в большей степени, чем другие, не уверены в себе,имеют низкую самооценку, нереалистические ожидания какого-то «особого» эффектаот лечения в группе, а также склонны избегать сложных, психотравмирующих ситуаций.Иными словами, это люди, которые чрезмерно уязвимы, не умеют строить адекватныхмежличностных отношений и возлагают чрезмерную надежду на «встречи», онидолжны быть отнесены к группе риска.
И наконец,все сходятся на том, что результат лечения в группах встреч во многом зависитот психотерапевта, от его умения дозировать эмоциональную напряженность вгруппе, а главное — не делать КЗ группы встреч социального и психологического«протеза», вовремя и правильно сориентировать членов группы на адаптацию вреальной социальной среде.
Группы тренинга (Т-группы)
Первая группа тренинга(Т-группа) возникла случайно. Несколько специалистов в области естественныхнаук (Лиленд Брэдфорд,Рональд Ли ппитт, КуртЛевин) создали в 1946 г.группу из деловых людей и бизнесменов, целью которой было совместное изучениеосновных социальных законов (например, закон найма на работу) и «проигрывание»различных ситуаций, связанных с их применением. Помимо выработки отпимальных вариантов решений и поведения, связанных сприменением законов, эта группа несла в себе первый опыт самораскрытия и самоосознания с помощью получения обратной связи.
Поведение экспрессивное
... (прическа, одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее ... Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и ...
Группы быстро приобрелипопулярность как новый эффективный метод обучения, и уже в следующем году в г.Бетеле (штат Мэн) была создана национальная лаборатория тренинга (НЛТ).
Основнымизадачами Т-групп, или, как их тогда называли, «групп тренинга базовых умений»,было обучение ее участников основным законам межличностного общения, умениюруководить и принимать правильные решения в трудных ситуациях. Естественно,такие группы на первых порах не были ориентированы на терапию.
Позже Т-группы по своемуцелевому назначению стали делиться на группы умений (подготовка руководителей,деловых людей), группы межличностных отношений (проблемы семьи, секса) игруппы «сенситивности» (группы, ориентированные нарост и самосовершенствование личности, преодоление нерешительности и т. п.).Тем не менее акцент в Т-группах еще долгое время делался на обучении здоровыхлюдей таким ролевым функциям, как общение с начальством и подчиненными,выработка оптимальных решений в трудных ситуациях, поиск методов улучшенияорганизаторской деятельности и т. п. (Shein, Bennis, 1965).
Родоначальники Т-групп воснове своего, как они считали, обучающего метода видели следующие позитивныеначала:
• применение общественных наук (психология,социология) в практической жизни;
• ориентация на демократические (в противовесавторитарным) методы обучения;
• способность в процессеобучения устанавливать отношения взаимопонимания и взаимопомощи, готовностьвникнуть в проблемы любого члена группы.
Группа — это реальный мирв миниатюре. В ней существуют те же, что и «в жизни», проблемы межличностныхотношений, поведения, принятиярешений и т. д. Тем не менее от реального мира эта искусственно созданнаялаборатория отличается тем, что:
• в Т-группе каждый может быть иэкспериментатором, и предметом эксперимента;
• здесь возможно решениезадач, которые неразрешимы в реальной жизни;
• занятия в группепредполагают «психологическую безопасность», что обеспечивает «чистоту»эксперимента.
Чем ближе задачи Т-группык решению вопросов роста личности, межличностных отношений и чем успешнееавторитарные методы руководства заменяются неавторитарными,демократическими, тем больше Т-группа (особенно ее сенситивный тип)приближается к группе встреч. Иногда границы между этими группами и вовсе стираются.
Т-группы отличаются отгруппы встреч, прежде всего тем, в т-группе акцент делается процесс на взаимообучения обучение участников. Таким образом, обучениеявляется скорее результатом опыта самой группы, нежели разъяснений и рекомендацийруководителя. Кроме того, в т-группах значение имеет совершенствование личностии анализ развития группы, т.е. того, что происходит в группе, когда онапроходит стадии своего развития.
Основная цель т-группы-совершенствование навыков межличностного общения истремления перенести приобретенные знания, навыки и умения в реальную жизнь.
Основные черты т-группы:
1.
Помочь участникам понять, могут ли изменения, происходящие вгруппе и в них самих, способствовать тому, чтобы они лучше себя чувствовали вобщении с другими людьми;
Препараты группы регулируют процессы торможения и возбуждения ...
... аллергические реакции, повышение возбудимости. Противопоказан при беременности. Седативные средства Препараты группы регулируют процессы торможения и возбуждения в коре головного мозга Классификация I. Бромиды: ... привыкание и пристрастие, синдром отмены. Противопоказания: поражение печени, почек, миастения, в процессе работы, требующей быстрой реакции и координации движений, запрещено совмещать с ...
2.
Позволяет своим участникам повысить уровень компетентности вмежличностном общении. Участникам показывают, что каждый член группы помогающийучиться является учителем;
3.
Принцип «здесь и сейчас».
Обучение тому, какучиться, включает в себя отдельные этапы:
• Представление самогосебя. Представление самого себя — это процесс самораскрытия. Наиболееэффективной моделью самораскрытия является «окно Джогари»,названное так в честь его изобретателей Джозефа Лафтаи Гарри Инграма.
В соответствии с моделью«Джогари» можно представить, что каждый человексодержит в себе четыре зоны личности: «арену», «видимое», «слепое пятно» и«неизвестное».
«Арена» — это зона нашего Я, окоторой знаю я и знают другие. Это «пространство» личности, открытое и дляменя, и для других.
«Видимое» — это то, что я о себезнаю, а другие нет (любовный роман, Рис. 20. «Окно Джогари» страх перед начальником и т. п.).
«Слепое пятно» —это то, что другие знаютобо мне, а я — нет (привычка перебивать говорящего и т. п.).
«Неизвестное» — это то, что скрыто и отменя и от других. Сюда же включаются и скрытые потенциалы любой личности.Условно эта зона совпадает с зоной бессознательного.
«Окно Джогари»наглядно показывает, что расширить контакты — это значит прежде всего увеличить«арену». Когда участники любой группы встречаются впервые, «арена» обычнобывает небольшой. По мере того как растет взаимопонимание в группе,увеличивается доверие к партнерам, повышается степень самораскрытия, расширяетсяи «арена» каждого из ее участников.
Если в группе не удаетсясоздать атмосферу взаимопонимания, а уровень доверия друг к другу достаточнонизок, то и эффект воздействия такой группы на ее участников бывает невысоким.
• Обратная связь. Обратнаясвязь осуществляется в тех случаях, когда одни участники группы сообщают освоих реакциях на поведение других с целью откорректировать «курс» ихповедения. В свою очередь участники, получившие такой «сигнал» от других,имеют возможность откорректировать свое поведение.
Обратная связь ватмосфере искренности и взаимодоверия дает отдельным членам группы информациюоб их «слепых пятнах», обеспечивает лучшее понимание всеми участниками сутигруппового процесса.
Лучше, когда обратнаясвязь проявляется эмоциональной реакцией на поведение партнера, а не критикой иоценкой самого Партнера и его поведения.
Корректирующеевоздействие обратной связи тем более эффективно, чем более единодушныучастники группы в своей оценке поведения одного из партнеров.
• Экспериментирование. Экспериментированиев группе основано на активном поиске различных вариантов поведения водинаковых (или различных) ситуациях.
Такой поиск может бытьуспешным лишь в том случае, если экспериментирующие участники могут получитьот группы ясную и точную обратную связь без страха за последствия своегоповедения в той ни иной ситуации.
Поведение как психофизиологический феномен
... т. п. Групповое поведение — совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов. Просоциальное поведение — поведение человека, в ... потребительское, манипулятивное, конфликтное; массовое; групповое; просоциальное; антисоциальное; помогающее; конкурентное; девиантное (отклоняющееся); противоправное и др. Массовое поведение — активность масс, не ...
Важным условием работыгруппы является сосредоточение внимания на принципе здесь и теперь. Этотпринцип актуален для всех типов учебных и лечебных групп. Все реакции должныисходить из конкретной ситуации, а не носить характер повествования илиназидания. Главным итогом группового процесса является внимание к непосредственномуопыту и конкретным ощущениям.
Роль руководителя в Т-группахсостоит в том, чтобы вовлечьучастников в совместную работу по исследованию их соотношений и поведения,организовать групповой процесс, а потом незаметно устраниться от директивногоруководства.
Основная ошибкабольшинства руководителей заключается в стремлении активно включиться вгрупповой процесс, «вытянуть» группу из тупиковой ситуации. В действительности,такие действия руководителя только мешают группе реализовать свои резервныевозможности. В действительности, такие действия руководителя только мешаютгруппе реализовать свои резервные возможности.
В тех случаях, когдаработа в Т-группе ограничена во времени, меняется и роль наставника.Руководитель такой «краткосрочной» группы должен быть более активен, чаше вступатьв конфронтацию с участниками, обеспечивать обратную связь.
Т-группа с укороченным срокомдействия чаще всего бывает «структурированной». В такой группе руководительзадает тон занятиям (дает конкретное задание, формирует ситуацию), а группа вырабатываетсвой вариант решения. «Запланированность действий»хорошо зарекомендовала себя при решении различного рода конфликтных ситуаций.
Противоположностью«структурированной» группе может служить так называемая тэвистокскаямодель группы. Она была предложена Уилфридом Байоном в 1959 г., а название группы происходит от Тэвистокскойклиники и Тэвистокского института человеческих отношенийв Лондоне, где Байон занимался исследованием так Называемых«малых учебных групп».
Основное внимание в этихгруппах сосредоточивается на индивидуальном развитии и уникальности каждойличности. В тэвистокской группе в качестве допущенияпринимается, что высказывания одного участника и его поведение, отраженное вгрупповом зеркале, разделяются другими участниками, а сама группа ведет себякак взаимосвязанная система, в которой целое оказывается чем-то большим,нежели сумма его частей. Руководителю в тэвистокскойгруппе Байона отводится пассивная роль. В то времякак члены группы исследуют особенности собственного поведения, руководительгруппы остается в тени.
V. Групповой процесс
Кельман(Kelman, 1963) рассматриваетгрупповую психотерапию как «ситуацию социального влияния», а в групповомпроцессе выделю три этапа: податливость; идентификацию; присвоение.
По Кельману,члены психотерапевтической группы, во-первых, подвержены влиянию психотерапевтаи других участников группы; во-вторых, идентифицируются с психотерапевтом идруг с другом; в-третьих, присваивают себе групповой опыт. Кельмансчитает, что для достижения терапевтического эффекта мало одной «податливостинормам и правилам группы — необходимо еще усвоить выученное и овладеть им.Члены группы должны усвоить новые навыки чувствования (податливость),отреагировать их на группе (идентификация) и применить к специфическимситуациям реальной жизни (применение).
Психокоррекционнаягруппа с момента еесоздания до завершения лечебного процесса проходит несколько стадий своего развития.
Большинствоисследователей этого вопроса приходят к выводу о том, что групповой процесс,начинаясь со стадии адаптации, через разрешение внутри групповыхконфликтов (вторая стадия) приходит в конечном итоге к сплоченности иэффективному решению проблем (Tuckman, 1965; Bennis, Shepard,1974 и др.).
Кратохвил(Kratochvil, 1978) выделяет четырефазы группового развития.
Первая фаза (ориентация изависимость).
Происходит адаптация к новым людям и ориентация: «Что это залечение?», «Что будем делать?», «Как мне это поможет?» Члены группывстревожены, неуверенны, зависимы. Одни замыкаются в себе, другие рассказываютпро свои заболевания, но при этом все ждут информации и указаний от психотерапевта.
Вторая фаза (конфликты и протест).Появляется тенденция к самоутверждению, начинается распределение ролей:активные и пассивные, лидирующие и «угнетенные», «любимчики» и «нелюбимчики» и т. п. Возникает недовольство как другдругом, так и психотерапевтом, а в конечном результате — разочарование в самомметоде лечения.
Если на первом этапеформирования группы психотерапевт для всех членов группы был кумиром, то теперьон сбрасывается с пьедестала, низводится до уровня «бездельника и шарлатана».Недовольство психотерапевтом еще более усиливается, если он отказывается отлидирующей, авторитарной роли. Эмоционально-стрессовый накал достигает своегоапогея: обсуждения больного превращаются в «товарищеский суд», беседа спсихотерапевтом — в конфликт. Если психотерапевт недостаточно опытен, то наэтой фазе возможен развал группы.
Третья фаза (развитие и сотрудничество).Снижается эмоциональная напряженность, уменьшаются число и острота конфликтов»Наступает консолидация групповых норм и ценностей. Борьба за лидерствоотступает на задний план. Появляется потребность в своей принадлежности кгруппе, актуальным становится чувство ответственности за общие интересы. Междучленами группы зарождаются взаимопонимание, искренность, интимность. Диалоги становятсяболее откровенными и доверительными. У индивидуума появляется чувствобезопасности, уверенность в том, что группа его защитит. Появляется желаниеоткрываться, нормализуются отношения с психотерапевтом.
Четвертая фаза (целенаправленнаядеятельность).
Группа становится рабочим коллективом, зрелой социальнойсистемой. Ее члены размышляют, советуются, принимают решения. Налаживается положительнаяобратная связь, которая не нарушается даже в тех случаях, когда к обсуждениюсознательно допускаются отрицательные эмоции и конфликты.
В отечественнойпсихотерапии принято выделять адаптационную, фрустрируюиую,конструктивную и реализационную фазы групповой динамик. В принципеэта динамика ничем не отличается от динамик, описанных Роджерсом,Кратохвилом и др.
VI. Факторы психотерапевтической группы
Межличностное научение/узнавание представляет собой усвоение человеком того, какего воспринимают другие люди. В группе возникает возможность исследованияположительных и отрицательных эмоциональных реакций, а также анализа новыхформ поведения. Члены группы могут открыто просить друг друга о помощи иподдержке и демонстрировать сколь угодно сильные аффекты, способствующиеприобретению корригирующего эмоционального опыта. Группа выступает каксоциальный микрокосм, внутри которого личность может получить значительныйопыт. Многие клиенты считают, что больше получили от группы, чем от ведущегогруппу терапевта.
Катарсис. Когда долгое времясдерживаемые чувства вины, беспомощности, злости или другие «недопустимые»побуждения находят выход в группе, это приносит чувство облегчения и освобождения.В результате катарсиса усиливается сплоченность группы, что создает условия дляинтенсивного взаимодействия членов группы друг с другом в обстановкебезопасности и понимания.
Сплоченность. Стабильный составучастников группы является необходимым условием эффективной работыдолгосрочной групповой терапии. Большинство терапевтических групп на раннихэтапах проходят через фазу нестабильности, когда одни клиенты покидают группу,а другие присоединяются к ней, затем наступает длительная фаза стабильности, накоторую и приходится основная масса терапевтической работы. Непрерывно