О сходстве и отличиях супервизии и психотерапии

Сходства и различия супервизии и личной терапии

Шмаков В.М.

Читать также: Особенности психодинамики групповой полимодальной супервизии

Ключевые слова: супервизия, психотерапия, личная терапия, психотерапевт, консультант, профессиональное и эмоциональное «выгорание», профессиональная идентичность, супервизионные отношения, фокусы супервизии, идентификация, интерпретация, фасилитация, параллелизм.

О терминологии и трудностях

«Настоящий терапевт – это тот, кто наряду с владением техниками достиг метавзгляда на терапию и психологию. Тот же, кто ещё не достиг обобщенного, мировоззренческого понимания, пока не может называться настоящим терапевтом…Терапевт сам по себе тонкий, сложный, очень чувствительный и ранимый инструмент терапии. Самое важное и дорогое, что есть в терапии. Дорогое, как в переносном так и в прямом смысле. И важно обращаться с самим собой, как с бесценным ресурсом» (Макаров В.В., 2006).

Супервизия (от supervidere — обозревать сверху) — это не только один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов в области психотерапии в форме их профессионального консультирования и анализа целесообразности и качества используемых практических подходов и методов психотерапии, но и один из методов ментальной экологии психотерапевта. Эта работа профилактирует, предупреждает профессиональное и эмоциональное «выгорание» специалиста.

И это особый вид психологической работы. Сам термин супервизия, как — «надзор», «наставничество» предполагает параллельный трансформационный процесс. Собственно у супервизии, прежде всего, есть две основные задачи: повышение личной эффективности специалиста в оказании помощи и рост его профессиональных навыков.

Как отмечают многие исследователи, именно проблемы отношений и личностные проблемы, влияющие на терапию, обусловливают больше критических инцидентов, ведущих к изменению терапевтической эффективности, чем какие-либо иные факторы. И способность специалиста обращаться за поддержкой и принимать помощь — одно из важнейших профессиональных качеств. А миф о том, что психолог это человек, который уже решил все свои проблемы и поэтому может консультировать других — всего лишь миф.

Когда обучающиеся получают профессиональное образование и начинают практику им обязательно предписывается прохождение супервизии. Но, предписанная обязательность супервизии не означает готовность специалиста к супервизии. И уязвимость супервизируемого терапевта скорее всего определяется изначально присутствующим страхом оценивания со стороны более опытного профессионала, возможной ограниченностью профессионального опыта, сомнениями по поводу своей компетентности в работе с теми или иными клиентами, неадекватным, чрезмерно тревожным отношением к возможным терапевтическим ошибкам и их последствиям. А страх оказаться профессионально неэффективным в силу своих личностных особенностей, получить негативную оценку своей работы от авторитетных профессионалов многими специалистами переживается болезненней, чем личностное несовершенство, наличие нерешенных личностных проблем. Это может вызывать затруднение в обращении за супервизией. И, возможно, проблема, прежде всего в том, что для многих специалистов супервизия воспринимается именно в первую очередь, действительно как личная психотерапия. А в некоторых случаях — и как «клинический разбор».

11 стр., 5070 слов

Глава II. ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СИМПТОМАТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ ...

... рассчитывать на успех (хотя бы и временный) проводимого лечения. В многосторонней проблеме онкологической деонтологии едва ли не самым важным является вопрос о степени информации ... принято указывать, что она предназначена для больного. Значительную группу больных, подлежащих симптоматической терапии, составляют больные, которые ранее получали длительное противоопухолевое лечение, с течением времени ...

О сходстве и отличиях супервизии и психотерапии

Супервизия и психотерапияотличаются целями и задачами.

Супервизия— это прежде всего, сотрудничество двух профессионалов, в ходе которого терапевт может описать и проанализировать свою работу в условиях конфиденциальности. И основная её цель — помочь ему наилучшим образом ответить на потребности клиента. Чтобы у начинающего терапевта не возникало сложностей, супервизор должен знать его работу, сильные и слабые стороны, уровень межличностных взаимодействий, индивидуальный стиль работы, области его гибкости, ригидности, уровень зрелости, набор навыков. Участие в супервизии позволяет консультанту поделиться своими чувствами, выявить и обозначить затруднения, возникшие в работе с клиентом, получить обратную связь, проанализировать причины своих затруднений, намечать стратегию и пути дальнейшей работы с клиентом. Таким образом, в процессе супервизии консультант развивает и совершенствует своё профессиональное мастерство, а основной мишенью — является конкретный случай работы с клиентом.

Психотерапия- система психологического воздействия на психику, а через неё — на весь организм с целью лечения или профилактики заболеваний и состояний дезадаптации, развития здоровья или достижения других целей (Макаров В.В., 2006).

Но психотерапия также решает проблемы связанные не только с нарушенными функциями человеческого организма, но и с различными проблемными ситуациями — межличностные отношения, профессиональные проблемы, экзистенциальные проблемы, так называемые проблемы «личностного роста».

Внешне супервизия отражает в первую очередь «ремесленный аспект» работы консультанта. Опытный «эксперт по межличностным отношениям» помогает начинающему психотерапевту системно видеть, осознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение. Сложности, возникающие в процессе профессиональной деятельности, только стимулируют внутренний конфликт психотерапевта и механизмы его психологической защиты и совладания.

6 стр., 2772 слов

Современные проблемы психологии личности

... Эмоции пол и отрицательные, а потребность – есть нехватка. Проблемы в достижении цели могут быть в плане действий или в ... Всегда надо представлять, какая поставлена цель. Если цель скрыта от клиента – это уже манипулирование. Возникновение эмоции: зачем, влияние этого ... Нуждается ли кто-нибудь в помощи, в чем нуждается (проблема) Какой характер должна приять эта помощь (накормить или удочка) ...

Однако лукавить не будем. По мнению Гесса (1980), если бы супервизоры обладали четкой моделью проведения супервизии, их интервенции в терапевтическом духе на супервизии имели бы меньше шансов оказаться неуместными. Бернс и Холлоуэй (1989) проверили эту идею и нашли в литературе квалифицированное подтверждение эффективности «консультирования» в супервизировании. Подобные интервенции считаются эффективными тогда, когда они непосредственно связаны с рассматриваемым случаем или с проблемами, непосредственно влияющими на профессиональное развитие терапевта.

Исходя из этого супервизия, наряду с обучением, включает элемент психологического развития специалистов. А развитие предполагает личностную трансформацию, которой способствует «взгляд», предлагаемый обучаемому и позволяющий ему вновь увидеть процесс, в который он вовлечен. Но это не навязанный ему взгляд супервизора. «Клиническая мудрость — это не то, что можно иметь; это состояние, к которому можно стремиться. Это то, чего мы, в конечном счете, хотим для своих супервизируемых, и то, в чем нуждаемся сами как клиницисты и супервизоры» (Э Уильямс, 1995).

Это достигается с помощью супервизорских ролей, супервизорского фокуса, визуальных и активных техник. Эти методы позволяют так представить терапевтическую систему (терапевт-клиент), что она может быть воспринята вся одновременно.

И супервизия — это прежде всего терапия терапии, а не терапевта, это «лечение» процесса лечения а не процесс лечения терапевта. В этом главное отличие супервизии от личной психотерапии. Супервизия может помочь обозначить личные проблемы консультанта, которые являются причиной его затруднений в работе с клиентом, но работа с этими проблемами должна быть отнесена к другому пространству» (Соловейчик М.Я, 2002).Если супервизируемый имеет проблемы мешающие обучению или работе, то такие блокады или контрпереносные явления — это как раз и есть «зерно для мельницы супервизора» (Abroms, G.M., 1977).

Супервидение находится за пределами личных предпочтений или отрицаний, приятий или неприятий супервизора и супервизируемого. И многие супервизируемые определяют «ценность» супервизии в способности супервизора «работать состоянием», в способности одновременно «обнулять» основания для положительных и отрицательных переносов, являющихся причиной сомнения и тревожности самого психотерапевта. И в способности делиться своим пониманием происходящего в терапии, своими предположительными действиями в тех или иных терапевтических ситуациях, своими эмоциональными состояниями, чувственными ощущениями в ходе самого процесса супервизии, интерпретациями и даже некоторой конфронтацией.

Супервизор может выступать в роли консультанта, эксперта супервизируемому. Но, становясь ему терапевтом и действуя вне контекста его взаимоотношений с пациентом, супервизор вмешивается в личную жизнь своего подопечного и превышает свои полномочия. Если внутренние конфликты начинающего терапевта таковы, что с ними нельзя справиться в процессе обучения и, они не ориентированны на инсайты в супервизии, «…то он должен быть отослан на личную терапию, желательно к тому терапевту, кто не участвует в процессе его обучения. Таким образом, «супервизия и терапия – параллельные процессы» (Abroms, G.M. 1977).

9 стр., 4123 слов

Супервизия

... них; - путем анализа происходящего между терапевтом и клиентом в процессе терапии и происходящего между супервизором и супервизируемым в процессе супервизии разбираться в тонких оттенках терапевтических отношений; ... которой являются супервизор и супервизируемый терапевт, соединенные супервизорским контрактом и общей целью. Обобщая, можно говорить о 3-х основных функциях супервизий: - образовательная ...

Цель супервизии — превратить молодого специалиста в опытного психотерапевта, а не в опытного клиента. Если начинающий психотерапевт нуждается в психотерапии, то ее следует проводить другому профессионалу, а не супервизору.

Супервизия и психотерапияявляются параллельными категориями, связанными между собой в единую систему. Эта связь обеспечивается благодаря психодинамическому пространству созданному в супервизионной сессии и формированию положительного переноса, частью которого является бессознательная идентификация и подражание. И хотя супервизия может оказывать лечебное воздействие, а супервизор может быть великолепным психотерапевтом, она не является психотерапией. Если супервизор использует супервизию как вариант психотерапии, то он становится психотерапевтом, а супервизируемый — клиентом. И тогда при смешении этих двух функций возникает проблема двойственных отношений, которая может серьезно нивелировать все ценности самого процесса супервизии. А при наличии достаточно преобладающего психотерапевтического компонента — даже активно включать защитные механизмы супервизируемого.

Об особенностях процесса

«Параллелизм» супервизии и терапии обусловлен спецификой супервизии – параллельно — последововательным, синхронизированным психодинамическим процессом в контексте взаимоотношений психотерапевт-клиент. И каждому моменту времени процесса супервизии, соответствует характерологически-определенное, индивидуально-личностное психологическое состояние супервизора и супервизируемого. Созданное алгоритмом супервизии психодинамическое пространство способствует реализации переносных и контрпереносных импульсов, являющихся триггерами различных психических состояний супервизора и супервизируемого. Особый феномен супервизионной сессии достигается в соблюдении именно такой параллельности процесса и «ожидании» эффектов обусловленных структурой супервизии.

В случае «прояснения» у супервизируемого, или «отреагировании, завершения эмоциональных процессов», (например, в вариантах супервизии с использованием активных техник, гештальт или системно-феноменологической, драматической, ролевой компоненты супервизии) можно говорить о явной психотерапевтической составляющей процесса. Коммуникация в супервизии сама предполагает психологическую интервенцию. Однако, последняя должна в первую очередь, служить целям супервизии, а не психотерапии.

Супервизор должен осознавать «где он и где супервизируемый находятся сейчас, и чувствовать границы своей ответственности в каждый момент супервизии. И тогда мы различаем, что есть и терапия самой терапии и терапия терапевта в контексте его взаимоотношений с клиентом. В таком случае легко разрешается супервизорское затруднение: «вылечить» процесс лечения, «вылечив» консультанта (и тогда стать психотерапевтом супервизируемому) или помочь ему самому осознать проблемы мешающие оказать эффективную помощь клиенту, используя только стимулирующие и помогающие роли фасилитатора, консультанта и эксперта.

Многие условия, оговоренные в супервизионном контракте при групповой и индивидуальной работе: намерения, роли, границы, способы работы, уровни супервизии, использование времени, приоритеты, не только формирут супервизионные отношения, но и способствуют соблюдению границ супервизии и психотерапии. И именно заявленные уровни, компетентность ведущего в процессе супервизии осторожно-бережно регулируют глубину воздействий в процессе супервизии и помогают избежать фундаментальных ошибок взаимодействия: ошибок в подходе, в анализе и интерпретации. Очень важно, чтобы супервизор почувствовал уровень запроса. Если начинающего терапевта больше беспокоят вопросы типа: «Смогу ли я..?», «Следует ли мне…? «Как лучше…?», то у специалиста имеющего больший профессиональный опыт и уверенность уже возможен запрос: «Что происходит со мной в процессе консультирования…?», «Как влияет это на качество терапии?», «Какая степень самораскрытия необходима в процессе супервизии?».

14 стр., 6666 слов

Психодинамическая терапия как метод психотерапии

... жизни пациента и минимизируют рассмотрение аспектов взаимоотношений «терапевт-клиент» (при условии, что они не препятствуют проведению терапии). Кроме того, психодинамические формы психотерапии, помимо традиционных, используют ... фантазий и их латентного (скрытого) содержания, а другой занимает однократная поддерживающая сессия [31, С. 28].. При этом необходимо отметить, что разница в местоположении ...

Глубинный уровень супервизионной сессии определяется самой её спецификой, её структурой, которая собственно соответствует структуре терапевтической (консультативной) сессии. «Как и в консультативной сессии, при супервизии необходимо соблюдать структуру сессии (от установления контакта до заземления), использовать навыки консультирования и соблюдать принципы обратной связи. Таким образом, супервизорская сессия имеет определенный формат и именно в этом её специфика, именно этим определяется её отличие, например, от дружеской беседы коллег на профессиональные темы…» (Соловейчик М.Я., 2001).

Контракт, конфиденциальность, взаимоуважение, информативность, конкретность, наблюдение, концентрация внимания на поведении, а не на личности (что человек делает, а не каким по нашему мнению он является), описательность и отсутствие утверждений и оценок, использование в речи глаголов действия, а не прилагательных, которые предполагают характеристику качеств, и обеспечивают качество такой глубинной работы. И минимизируют психотерапевтические интервенции.

Акцентирование внимание только на деталях заявленного случая, «ремесле» терапии, не способствовует полному осознаванию личных «препятствий» для профессиональной реализации консультанта, и в свою очередь — максимально эффективной супервизии. Излишне идентифицируясь, придерживаясь разговоров исключительно о клиентах и случае, супервизоры бывают даже не в состоянии разобраться, почему знания, суждения и интуиция их супервизируемого оказываются неэффективными. Они замкнуты в роли дидактического учителя, причем даже внутри этой роли действуют ригидно, к великому огорчению и фрустрации их обучаемых. Чем глубже уровень супервизии, тем глубиннее работа с self супервизируемого, тем лучше достигается основная цель самой супервизии: и терапия процесса терапии и помощь терапевту в развитии его профессиональной идентичности в контексте индивидуально-личностных изменений.

Терапия внутри супервизии приводит к некоторому размыванию границ и может ухудшить ситуацию в системе «терапевт — клиент». Если супервизиру­емый испытывает тревогу относительно своего функционирования как терапевта, то работа на эту тему, ориентированная на инсайт, может усугубить его беспокойство. Тем не менее, иногда помощь супервизируемым в их терапевтической работе (связанная с их личными чувствами на сессиях) необходима и уместна. Это может быть помощь в понимании собственных стереотипов, способов концептуализации, “неразрешенных проблем”, которые могут влиять на ход сессий; в осознании того, что препятствует и что способствует осуществлению терапевтических интервенций с конкретным клиентом и как поддержать в себе интерес к экспериментированию, то есть отход от стереотипов. Некоторые попытки «вызволить» обучаемого из его тупика могут включать в себя процессы, внешне напоминающие терапию; в подобных беседах существенны их длительность и интенции, на которых они основаны.

14 стр., 6748 слов

Музыкальная терапия: проблемы и перспективы

... условиях современной общественной жизни. Цель работы: Изучить само явление музыкальной терапии, определить проблемы, найти перспективы развития. Задачи: Провести обзор литературных источников на тему ... музыкальной терапии и выделить основные ее направления. Определить проблемы музыкотерапии. Предположить перспективы развития музыкальной терапии в России. Часть 1. ...

Если эти процессы принимают систематический характер, супервизор рискует превратиться в терапевта, а его супервизируемый — в клиента. «Цель супервизии — сделать начинающих терапевтов опытными терапевтами, а не опытными клиентами. Прохождение терапии — не способ научиться проводить ее». Можно еще добавить: «А тем более — прохождение терапии в супервизии» (Mead, E. (1990).

Где разделяющая грань между супервизией и терапией?

Когда именно супервизия превращается в терапию? Это насущная проблема. Супервизоры, работающие с фасилитаторской, консультативной позиции, нередко задаются вопросами: где разделяющая грань между супервизией и терапией? Какая степень личностной работы законна в супервизии? Эмпирическое правило при вовлечении личностных проблем следующее: обсуждение личностного материала терапевта на супервизорской сессии всегда должно быть связано с профессиональными проблемами и должно завершаться исследованием того, где в своей профессиональной практике супервизируемый видит основания применить то, что он сейчас увидел и понял. Личностный материал должен появляться на супервизорской сессии только в том случае, если он непосредственно влияет на профессиональную работу терапевта с клиентами либо на супервизорские отношения или же, напротив, испытывает их влияние.

Опытный супервизор должен чётко различать, «поле» супервизии, границы и контекст личной терапии. Например, в шестифокусном подходе Э. Уильямса прослеживается нарастание уровня осознавания личностных проблем супервизируемого влияющих на качество супервизии вместе с последовательным переходом из терапевтической системы (терапевт-клиент) в супервизионную (супервизор-супервизируемый).

И здесь есть одна особенность: в процессе супервизии часто наблюдается тенденция участников процесса подстраиваться друг к другу путем переноса характера отношений с «терапевтической системы» в «супервизорскую систему», и наоборот.

По мнению P.Hawkins и R.Shohet (1989), в процессе супервизии супервизируемый терапевт может «воспроизводить» своего клиента и превращать супервизора в своего терапевта, а в работе с клиентом он «воспроизводит» характер отношений с супервизором, обращаясь с клиентом таким образом, как супервизор обращался с ним во время супервизии. Очень важна чувствительность супервизора к происходящему в отношениях «здесь и сейчас» с тем, чтобы вовремя обратить внимание терапевта на этот момент.

«Фокусировка на состоянии супервизируемого полезна, потому что при супервидении терапевт в определенном смысле «репрезентирует» терапевтическую систему — взаимодействие терапевта и клиента. Супервизируемый как бы «несет в себе» клиента, и его состояние является сообщением о том, что происходит в терапии. Второе преимущество этой фокусировки связано с процессом развития самого супервизируемого — с его постепенным прогрессом… в понимании связей своих личностных проблем с проблемами клиентов. Здесь подразумеваются связи не в виде изоморфизмов или «параллельных процессов»,… а более глубинные факторы, такие, как страх, потеря, горе и тревога» (Уильямс Э., 2001).

2 стр., 727 слов

Супервизия в системе дополнительного психологического обучения

... в ситуацию супервизируемого. Следовательно первостепенной задачей супервизора является умение создать условия, в которых процесс может ... помогает сформировать супервизор.Первый год супервизия имеет обучающий уровень, предполагающий личностно-профессиональную поддержку, через позитивную ... эмоциональные реакции клиентов, направленные на терапевта, который не имеет возможности отреагирования. Все ...

Параллельная, лично-терапевтическая составляющая в супервизионном процессе скорее направлена на поиск «камней преткновения», чем на работу с ними. И поэтому её нельзя рассматривать именно как собственно психотерапию. Эти «камни преткновения» есть у каждого кто действительно жив и чувствует. Задачи супервизии «тронуть» эти камни, отметить, обозначить, даже может быть переместить их так, чтобы расчистить путь к ясности — что с этим делать. Что с этим делать, когда и как это может влиять на профессиональную идентификацию, личную эффективность – решает сам супервизируемый.

И ещё: сколь бы компетентными ни были рекомендации супервизора, они полезны лишь в том случае, когда обучаемый в состоянии воспринять их, «унести их с собой». Но иногда он не может этого сделать в силу индивидуально-личностных причин. Он не в состоянии отдать себе отчет в определенной информации о себе, о других или об отношениях, которая позволила бы ему продвинуться вперед. Супервизорская рекомендация может не соответствовать его «картине мира», образованной взаимосвязанными впечатлениями, внутренним субъективным опытом, ожиданиями и эмоциями, которые могут ограничивать его в способности «слышать» своих супервизоров или клиентов. Это ещё один повод для «проработки» специалистом внутриличностных проблем отдельно от супервизии, именно в процессе отдельной личной психотерапии.