Психолого-педагогические основы формирования готовности ребенка к школе
Информационное сопровождение темы: Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которой со стороны исследователей разных стран не иссякает во все времена. Вопросы подготовки дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находились в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились учебные заведения. Однако решение этой проблемы неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.
Так практика и теория воспитания и образования маленьких детей в рабовладельческих государствах, их своеобразие нашли отражение в художественных произведениях, в философских и социально-политических трудах.
Наиболее систематизировано они представлены в сочинениях философов Демокрита, Платона, Аристотеля.
Особую роль в вопросе воспитания ребенка и становлении его как личности Демокрит отводил обучению с раннего, более восприимчивого возраста, подчеркивая при этом взаимосвязь умственного воспитания, целью которого должно быть не накопление знаний, а развитие ума, упражнение в мышлении, и нравственного воспитания, считая, что именно из занятий умственным трудом рождается стыд, который составляет основу нравственности. И именно от природы и воспитания зависит становление личности .
Подготовку ребенка к дальнейшему обучению Платон видел в идеи государственного общественного воспитания детей с малых лет, через разработку важнейших положений о содержании и методах работы с детьми, в частности через детские игры как необходимого средства воспитания. Именно Платон впервые рассматривал вопросы воспитания маленьких детей в системе, полагая, что воспитание обозначает воздействие взрослых на детей, формирование в них нравственности и добродетели.
Исторически ценными являются взгляды Аристотеля на воспитание и обучение детей. Следуя своему принципу природосообразности, он отдавал предпочтение семейному воспитанию, особенно детям до 7 лет. Кроме того Аристотель дал общую характеристику дошкольного возраста, включающую сочетание физического, нравственного и умственного воспитание, а также учитывающую возрастные особенности детей. При сочетании этого родители могут готовить ребенка к обучению в школе, начиная с 5 лет.
Совершенно иной предстает картина воспитания и обучения в эпоху XIV-XVI века. Строгая дисциплина в школе и дома, физические наказания, раннее религиозно-нравственное воспитание- все это характерные черты средневековой педагогической практики. В работах М.Монтень, Ф.Рабле, Т.Мор и др. в противовес средневековой муштре выдвигается требование иначе относиться к личности, т.е. использовать игры, забавы, развивать наблюдательность; по-новому ставятся вопросы физического воспитания, развития речи детей; обсуждается вопрос о сроках начала систематического обучения маленьких детей. Именно уважение к личности ребенка, наглядный метод обучения, реальное содержание образования — стали ведущими проблемами этого времени. Гуманное отношение к ребенку, основанное на изучении его индивидуальных свойств, любовь к нему, умение развивать в нем стремление к созидательному усвоению знаний – вот, что больше всего ценили они в воспитателе.
Условия формирования готовности детей к обучению в школе в условиях ...
... готовности детей к обучению в школе в психолого-педагогической литературе 1.1 Понятие готовности ребёнка к обучению в школе В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает ... состоит в том, что сейчас очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение ...
Период 17-19 веков ознаменовался быстрым развитием теории и практики дошкольного воспитания. Кроме того, в связи с развитием мануфактуры и привлечением матерей к производственной деятельности ощущается необходимость в общественном воспитании и образовании детей. Так, идеи необходимости формирования теории общественного воспитания, проблема воспитания детей дошкольного возраста, прослеживаются в работах Я.А.Коменского, Д.Локка, Ж.-Ж.Руссо, Г.Песталоцци, Ф.Фребеля, Р.Оуэна, Ш.Фурье.
Одним из первых педагогов, занимавшихся подробной разработкой вопросов дошкольного воспитания и создавшим теорию воспитания и обучения дошкольников, был Я.А.Коменский .
В своем труде «Великая дидактика» он впервые сформулировал дидактические принципы обучения детей, которые в известной мере не утратили своего значения и до настоящего времени. Педагог раскрыл содержание и методы работы всех ступеней, провозглашенной им системы образования.
Развивая идеи, предложенные в «Великой дидактике» Я.А.Коменский составил для матерей, независимо от их сословной принадлежности, руководство по воспитанию детей до школы – «Материнская школа». В нем дана тщательная разработанная программа, а также методика воспитания и обучения маленьких детей, где должны закладываться основы физического, нравственного и умственного развития ребенка. Именно в дошкольном возрасте, мать должна раскрывать сведения о предметах и явлениях окружающей действительности. Особо следует отметить главу «Каким образом родители должны готовить детей к школе», где педагог изложил методику эмоциональной подготовки детей к школе, выдвинул показатели их готовности к систематическому обучению. Педагог призывал родителей, перед тем как их дети пойдут в школу, разъяснять им для чего стоит идти в школу и учиться. Родители должны внедрять детям любовь и доверие к будущим преподавателям, устранять у детей всякий страх перед школой.
Чтобы дети были воспитаны и подготовлены к жизни в области нравственности, Я.А.Коменский советовал родителям уже раннего возраста воспитывать в них стремление к деятельности, правдивости, мужественности, опрятности, вежливости, почтительности к старшим. Кроме этого, он считал важным уделять внимание любви и привычки к труду, который должен быть посильным и тесно связанным с их игровой деятельностью.
Психологическая готовность ребенка к школе 3
... детей дошкольного возраста к обучению в школе. Рассмотрение основных причин неподготовленности детей к школьному обучению. Проанализировать психологическую помощь детям с недостаточной готовностью к школьному обучению. Объектом исследования - дети ... уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной ...
Достаточно важным для подготовки и дальнейшему систематическому обучению детей к школе Я.А.Коменский считал задачи умственного воспитания. Материнская школа, как полагал педагог, должна способствовать накоплению детьми с помощью органов чувств возможно большего запаса конкретных представлений об окружающем мире, развивать их мышление и речь.
В продолжение идеи общественного воспитания Ф.Фребель в 1837г. основал учреждение для детей дошкольного возраста, которое назвал «Детский сад». Главную цель воспитания он видел в развитии природных способностей ребенка. В труде « Воспитание человека» Ф.Фребель дает советы для родителей по подготовке детей к школе. И один из главных советов заключается в интеллектуальной подготовке детей – родители должны помогать детям осваивать родной язык, сопровождать определенные действия словом. В борьбе за то, чтобы как можно больше детей получили воспитание и обучение, Ф.Фребель не отступал и от идеи, заключавшейся в соединении обучения с игрой. Именно игру он считал ядром педагогики детского сада. По его мнению, игра для ребенка – это влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет.
Необходимо признать, что концепция Ф.Фребеля сыграла существенную роль в теории игры и не потеряла своего значения и в настоящее время.
Во-первых, это идея гармонического развития ребенка через игру.
Во-вторых, это диалектическое понимание игры как объективации внутреннего мира ребенка через его внешнюю деятельность, что приводит к познанию мира и самого себя.
В-третьих, развитие игры через единство духовной (эмоциональной) жизни ребенка и взрослого, значение действий и речи взрослого для появления и развития самодеятельной игры ребенка.
В-четвертых, принцип систематичности, преемственности, последовательного усложнения самого предметного материала, на котором реализуется игра ребенка.
В-пятых, необходимость согласованных действий воспитательниц детского сада и взрослых в семье, которые создают соответствующий дух игры.
А целенаправленную подготовку детей к обучению в школе Ф.Фребель видел именно через воспитание в детском саду. Он призывал вовлекать детей в разнообразную деятельность, развивать их тело, упражнять внешние чувства, знакомить их с людьми, природой. Именно в играх, веселье и невинных забавах, по мнению педагога, можно успешно подготовить ребенка к обучению в школе.
Из идей «свободного воспитания» исходила итальянский педагог, теоретик М.Монтессори. Она поставила ребенка в центр педагогического процесса и создала в детском саду все условия для «свободного» развития, самовоспитания и самообразования. Критикуя схоластические методы преподавания в школе и недостатки фребелевских детских садов, Монтессори поддерживала идею о недопустимости насилия над ребенком, требовала уважения личности воспитанников и в результате пришла к отрицанию активной воспитывающей роли педагога, провозглашая тем самым теорию самовоспитания и самообучения. Основной задачей воспитания она считала свободное воспитание всех способностей ребенка. Свобода в том, что ребенок свободен в своих наблюдениях в игровой деятельности, в выборе партнера. Взрослый, учитывая природные способности детей, должен использовать максимальное невмешательство в деятельность ребенка.
Программа формирования психологической готовности детей дошкольного ...
... 4.1 Методики исследования 39 4.2 Программа формирования психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе 43 4.3 Анализ результатов исследования 52 Заключение 54 Список ... является сохранение психического и физического здоровья детей, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка, оказание помощи семье в воспитании, адаптация к жизни в обществе. Продолжительность ...
М.Монтессори строго разграничивала работу и игру и не использовала игру в процессе обучения. Детской творческой игре, привлекавшей внимание многих мыслителей, философов, психологов, педагогов всех веков и стран мира она не придавала положительного значения, что делает ее теорию односторонней, а педагогический процесс структурно противоречивым, не удовлетворяющим естественных потребностей маленьких детей.
Но, вместе с тем, М.Монтессори, занимаясь вопросами дошкольного воспитания, делала акцент на интеллектуальную и сознательную сферу ребенка. Примером этого может служить разработанная ею методика элементарного обучения детей чтению и письму с 4 лет. А обучение детей к школе должно начинаться с 6 лет, именно в этом возрасте у детей созревает определенный центр головного мозга, который способен воспринимать материал.
Кроме того, М.Монтессори создала свою возрастную периодизацию,утверждая, что в каждой фазе развития ребенка педагог должен выявлять все его возможности, влияющие на все формирование и развития ребенка.
В вопросе подготовки детей к школьному обучению М.Монтессори основное внимание уделяла самостоятельным, индивидуальным занятиям детей с дидактическими материалами.
Таким образом, проблема подготовки детей к школьному обучению, прослеживается в трудах философов, педагогов как одна из важных и решающих. Все они уделяли большое внимание данному вопросу, освещая в своих трудах определенный аспект готовности старших дошкольников к обучению в школе. Важно отметить и особенности воспитания и обучения детей в России до XVIII века.
О характере и направлении семейного воспитания на Руси в этот период дает некоторое представление сборник наставлений, относящихся к семейному быту — «Домострой». В этом сборнике много внимания уделялось вопросам воспитания детей. «Домострой», обособляя семью от всего окружающего мира, рекомендовал суровые формы обращения хозяина дома с домочадцами, отца- с детьми. В детях требовалось воспитывать любовь к богу, страх перед ним, умение почитать служителей церкви, беспрекословно повиноваться старшим. Эти советы излагались в особой главе, которая так и называлась «Како детей своих воспитати во всяком наказании и страхе божии». Здесь же рекомендовалось обучать детей вежливости, всяким домашним работам и ремеслам, матери должны учить дочерей, а отцы- сыновей. В «Домострое» указано какими средствами и методами обучать детей. В данной главе автор требовал установить в доме строжайшую дисциплину и заставить сыновей и дочерей подчиняться установленному порядку. Немаловажную роль и значительный вклад в проблему подготовки детей к школе внесли деятели и педагоги, являющиеся сторонниками общественного воспитания Н.И.Новиков, А.Н.Радищев, В.Ф.Достоевский, А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, которые настойчиво боролись за воспитание и обучение детей с ранних лет. Одним из основных их требований являлось то, что учение должно быть приятным для детей, проводится без принуждения, опираться на детские склонности.
Психология высшей школы Психологические особенности обучения студентов
... на основе поэтапного усвоения умственных действий» Базовые категории Учебная деятельность Учение Обучение Научение Учебная деятельность-это процесс. В результате которого человек преобретает новое или ... внимание. Произвольное внимание-социально преобретенное внимание, формируется в процессе общения ребенка и взрослого. Послепроизвольное внимание. Человек в течение суток переживает пики ...
В вопросе подготовки детей к обучению в школе В.Ф.Одоевский делает акцент на то, что воспитатели (родители) должны, прежде всего, укрепить в ребенке те знания, которыми он владеет, а затем сообщать ему новые знания во время разговоров и чтения.
Основное внимание В.Ф.Одоевский уделял умственному развитию детей, считал, что это — путь приобретения ребенком личного опыта и дальнейшее осмысление данных этого опыта, а также развитие мышления в процессе этого осмысления под руководством взрослых.
Важна точка зрения В.Г.Белинского о первоначальном семейном воспитании и обучении детей. Считая, что воспитание детей является общественной задачей родителей, он выступал против обезличивания детей и насилия над ними, отстаивал необходимость бережного и любовного отношения к детям со стороны взрослых, уважения в них будущих строителей новой жизни. В.Г.Белинский уделял внимание эмоциональной и нравственной подготовленности детей. Об этом свидетельствует его акцент на большую впечатлительность детей дошкольного возраста, поэтому родители и воспитатели должны обращать большое внимание на то, что окружает их детей, делать строгий отбор развивающих средств. А именно нравственное воспитание детей, являясь общественной задачей родителей, служит основной цели — воспитание будущего человека.
Основоположник русской педагогики, в частности дошкольной педагогики, К.Д.Ушинский внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста педагог рассматривал как одну из сторон общей системы образования.
К.Д.Ушинский подчеркивал, что готовить детей к школе, в первую очередь, должны родители, семья.
В отличие от Ф.Фребеля и его последователей, он возражал против излишнего вмешательства воспитательницы в детскую игру, считая игру самостоятельной, свободной детской деятельностью.
Важно отметить, что К.Д.Ушинский особое внимание уделял вопросам развития речи детей и вопросам организации обучения. Так к 6 годам ребенок должен хорошо говорить на своем родном языке, для чего им было создано специальное пособие «Родное слово» и «Детский мир», в которых дается познавательный материал и описывается методика работы с этим материалом и с окружающим, рассчитанная на взаимную работу родителей и детей. В пособии «Родное слово» он доказывал, что школа, обучающая на чужом языке, задерживает естественное развитие сил и способностей детей, что она бессильна и бесполезна для развития детей и народа. Создавая эти пособия, педагог считал, что детям надо не просто сообщать знания, а развивать их.
Историческая заслуга К.Д.Ушинского заключается в том, что он изложил в соответствии с научными достижениями того времени психологические основы дидактики – теории обучения. Он дал ценнейшие указания, как надо в процессе обучения путем упражнения развивать активное внимание детей, как надо воспитывать сознательную память, закреплять в памяти учащихся учебный материал путем повторения, которое является органической частью процесса обучения, — все это говорит о том, что К.Д.Ушинский большое внимание уделял интеллектуальной готовности детей.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Важный акцент педагог делал на нравственный аспект воспитания, доказывая, что необходимо формировать у детей правильные представления о роли и значении труда в истории общества, в развитии человека.
Особо следует отметить, что именно К.Д.Ушинский впервые ввел термин «готовность к школе», подчеркивая, что данный вопрос не прост. К каждому ребенку необходимо подходить индивидуально, так как ускоренное или задержанное обучение ребенка может нанести вред его будущей подготовке к школе.
Проблемой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе занимались представители русской дошкольной педагогики 60-80-х годов XX века, — А.С.Симонович, Е.Н.Водовозова, П.Ф.Лесгафт, П.Ф.Каптерев и др. Они придавали особо важное значение систематической подготовке дошкольников в процессе воспитания к школе.
Являясь ученицей и последовательницей К.Д.Ушинского, Е.Н.Водовозова внесла свой значительный вклад в теорию дошкольного воспитания, главным образом семейного.
Выступая против преждевременного обучения детей грамоте, письму, счету и иностранным языкам, но, следуя указаниям К.Д.Ушинского, Е.Н.Водовозова рекомендовала «разумную подготовку» детей к школьному обучению уже в дошкольные годы. Эта подготовка должна заключаться в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их сил и способностей, в пробуждении у них интереса к учению.
Н.К.Крупская рассматривала вопросы преемственности между ступенями народного образования: детский сад, начальная школа, средняя школа. Она указывала на трудности перехода детей к обучению, если те не были своевременно подготовлены к школе, подчеркивая идею создания нулевых групп, в которых вся система работы должна строиться как «сочетание дошкольного дела со школьным» для обеспечения эффективного развития детей.
Безусловно, поступление ребенка в школу является переломным моментом в его жизни, в формировании его личности. Педагоги и психологи Е.И.Тихеева , Р.С.Буре, Г.Г.Петроченко, Ш.А.Амонашвили, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец и др., отмечали, что с переходом к систематическому обучению в школе завершается дошкольное детство и начинается период школьного возраста. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, как с взрослыми, так и со сверстниками, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Ими отмечается, что детям шестилетнего возраста свойственны черты характера, которые больше нужны при организации игры, у дошкольников наблюдается преобладание наглядно-действенного мышления. А у детей семилетнего возраста возникает тяга к учению. Причем желание учиться является основным мотивом, а поступление в школу выступает как условие реализации этого мотива. Для подготовки к новому образу жизни, к осуществлению новых форм деятельности, к успешному выполнению школьных обязанностей необходимо так организовать воспитание, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня физического и психического развития. Существенное значение для подготовки детей дошкольного возраста к школе имеет укрепление их здоровья и повышение работоспособности, развитие мышления и любознательности, воспитание определенных нравственно-волевых качеств, формирование элементов учебной деятельности: умения сосредотачиваться на учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания.
Готовность к школе детей эмигрантов
... с обучением в школе, где от ребенка требуют подчинения, более строго выполнения заданий и контролируют его деятельность. Проблема готовности к школе в среде детей эмигрантов в научной ... литературе практически не рассматривается. В основном уделяется внимание общей ситуации развития детей этой социальной ...
Данными учеными готовность к обучению в школе трактуется как общая развитость личности, позволяющая ребенку включиться в систематический процесс обучения и воспитания и успешно освоить его содержание; как целостная система свойств и качеств, которые должен приобрести дошкольник в своем физическом, умственном и эстетическом развитии.
По мнению отечественных педагогов Р.С.Буре, Т.И.Бабаевой, Т.В.Тарунтаевой, В.Г.Маралова, Е.Е.Кравцовой, Ф.А.Сохина, Л.И.Божович, Л.А.Парамоновой, А.П.Усовой, и др. подготовка к школе это сложный и длительный процесс, который готовит ребенка к новой деятельности в школе, к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности.
Работы Р.С.Буре посвящены проблеме воспитания нравственно-волевой готовности ребенка к школе в процессе обучения на занятиях. Ею была разработана система организации деятельности детей на занятиях, которая позволяет формировать у них положительное отношение к учению, нравственно-волевые качества, положительные взаимоотношения в группе. Педагог доказывала справедливость своего мнения, что процесс овладения новыми знаниями и умениями требует от дошкольника определенных волевых усилий. Деятельность на занятиях создает большие возможности для формирования у детей сосредоточенности, целеустремленности, настойчивости, умения не отвлекаться от дела, выполнять задание тщательно, аккуратно, следуя указаниям взрослого и самостоятельно используя их в своей работе. Характеризуя деятельность дошкольника в процессе занятий, автор подчеркивала, что определяющими нравственно-волевыми сторонами его поведения являются активность, дисциплинированность, отношение к деятельности.
Немаловажной является точка зрения Р.С.Буре, которая отмечала, что подготовка детей к школе включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание ребенка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые он будет изучать в школе.
Кроме того, Р.С.Буре акцентировала внимание на то, что педагогами и психологами выделены основные элементы, которые в совокупности дают представления об оптимальном уровне развития ребенка, о готовности его к поступлению в школу.
Это, во-первых, нравственно-волевая готовность к учебной деятельности в школе (интерес к занятиям, стремление преодолевать трудности, усидчивость, сдержанность, настойчивость, способность к длительному умственному напряжению при усвоении учебного материала); во-вторых, личная позиция (желание учиться, заниматься «серьезным делом», выполнять ответственные поручения); в-третьих, общая нравственная воспитанность: достижение определенного уровня в формировании нравственных качеств (трудолюбия, ответственности, самостоятельности, дисциплинированности и др.), которые, являясь отдельными сторонами нравственного облика ребенка, проявляются и в деятельности на уроке; в-четвертых, сформированность уважительного отношения к взрослым, и в первую очередь к учителю (готовность понимать его указания и следовать им в своей деятельности, подчиняться его распоряжениям и требованиям, проявлять уважение к взрослым в общении и в повседневной жизни); в-пятых, желание включиться в новый коллектив сверстников, умение устанавливать отношения с ними (доброжелательное отношение к ним, сформированность способов проявления уважения, отзывчивости, сопереживания, умения и желания принимать участие в коллективной деятельности ).
Проблема готовности ребёнка к школе. Понятие «готовность». Виды ...
... Компоненты психологической готовности к школе. -личностная готовность; - волевая готовность; -интеллектуальная готовность; -социальная. Личностная готовность подразумевает: 1.Определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий ... непосредственно с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения: «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности ...
Все названные элементы взаимосвязаны, утверждает Р.С.Буре, и оказывают влияние друг на друга, реализуются как в общем педагогическом процессе, так и в каждом из видов детской деятельности. Педагог отмечает, что подготовка детей к школе осуществляется во всей воспитательно-образовательной работе детского сада, но особое значение она отдает занятиям, считая, что эта форма организации деятельности детей в наибольшей мере приближает их к обязанностям ученика.
Свой взгляд на проблему готовности ребенка к школьному обучению раскрывала Л.И.Божович. Она убедительно доказывала, что переход к школьному обучению коренным образом изменяет весь образ жизни ребенка. Так как в этот период в его жизнь входит умения, новая, особенная деятельность поведения, обязательная, ответственная, требующая систематического организованного труда; кроме того, эта деятельность ставит перед ребенком задачу последовательного, преднамеренного усвоения знаний, обобщенных и систематизированных в основах наук, что предполагает совершенно иную, чем в дошкольном детстве структуру его познавательной деятельности.
Таким образом, Л.И.Божович приходит к выводу, что ребенок, став школьником, занимает новое по сравнению с дошкольником место в обществе. Он получает обязанности, которые накладывает на него общество, и несет за свою учебную деятельность серьезную ответственность перед школой и родителями. Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему общественных отношений и всего его образа жизни. Вопросами формирования социальной готовности детей к школе занимается Т.И.Бабаева. Она отмечает, что в процессе разнообразных видов активной деятельности (игры, рисования, лепка, конструирование, речевое общение, труд и т.д.) происходит зарождение важнейших «новообразований» развития, подготавливающих к выполнению новых задач. Необходимо, как утверждает Т.И.Бабаева, создавать условия для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка, где он приобретает опыт инициативного решения умственных и практических задач, умение учитывать позицию другого человека, вступать в сотрудничество, проявлять настойчивость в достижении цели.
Как считает Т.И. Бабаева, дошкольный возраст знаменует собой ответственный этап качественных приобретений во всех сферах развития ребенка. Данное утверждение педагог доказывает следующим образом: на основе детской пытливости и любознательности развивается у детей интерес к учению; познавательные способности и активность дошкольника становятся первоосновой для формирования теоретического мышления; опыт творческого участия в разнообразной деятельности составляет основу содержательной жизни маленького школьника; нравственно-волевые проявления дошкольника создают возможности для преодоления трудностей при решении учебных и практических задач; освоенные элементы специальных знаний и умений (математика, родной язык, природоведение и т.д.) становятся основой усвоения учебных предметов. И Т.И.Бабаева приходит к выводу, что формирующийся интерес к школе, стремление стать школьником создают эмоциональную психологическую установку к вступлению в новую жизнь.
Адаптация к школе детей с трудностями в обучении, обусловленными ...
... проблеме исследования. . Изучить особенности адаптации к школе детей с ЗПР. Глава 1. Адаптация к школе детей с трудностями обучения обусловленными задержкой психического развития .1 Адаптация: ... установки, личностные свойства, делающие ребенка хорошим учеником - послушным и старательным, неконфликтным. Еще одна трактовка термина «адаптация» выводит на понятие «готовность к развитию». Адаптированный ...
В своих трудах А.П.Усова занималась разработкой теории учебной деятельности детей в детском саду. Готовность детей старшего дошкольного возраста к школе, по её мнению определяется степенью сформированности умений слушать взрослого, следовать его указаниям при овладении познавательным содержанием, выделять учебную задачу, предупреждать и исправлять ошибки.
Ф.А.Сохин и Т.В.Тарунтаева считают, что для подготовки к новому образу жизни, к осуществлению новых форм деятельности, к успешному выполнению школьных обязанностей необходимо так организовать воспитание, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня физического и психического развития. Существенное значение для подготовки детей дошкольного возраста к школе, по мнению Ф.А.Сохина и Т.В.Тарунтаевой, имеет укрепление их здоровья и повышение работоспособности, развитие мышления и любознательности, воспитание определенных нравственно-волевых качеств, формирование элементов учебной деятельности: умения сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания.
Данные авторы констатируют, что проблема подготовки детей к школе имеет две стороны. Во-первых, они подчеркивают, что для успешного обучения в школе необходимо так организовывать всю воспитательную работу дошкольных учреждений, чтобы обеспечить высокий уровень общего развития детей. Во-вторых, для решения этой проблемы следует специально готовить дошкольников к усвоению тех предметов, которым ребенок будет обучаться в начальных классах школы. Таким образом, основное значение для подготовки детей к школе имеет организация общевоспитательной работы детского сада, направленной на всестороннее физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие ребенка.
Готовность к школе — Стр 2
В своём исследовании Л.А.Парамонова выделяет общую и специальную готовность к школе. Под общей готовностью она понимает гармоничное развитие ребенка, т.е. у него должны быть развиты все, а не отдельные стороны личности. Специальная готовность предполагает овладение детьми специфическими знаниями, навыками и умениями в учебном процессе.
Л.А.Парамонова отмечает, что общая и специальная подготовка не противоречат и не исключают друг друга. Специальная подготовка детей к усвоению содержания основных учебных предметов исходит из общей подготовки, соответствует ей и опирается на нее, и наоборот, содержание специальной подготовки должно строиться так, чтобы способствовать общей готовности к обучению.
Таким образом, подходя к необходимости выделения понятия «готовность к школе», необходимо отметить позицию Р.С.Буре, Л.А.Венгер, Г.Г.Кравцова, Г.М.Ляминой, Г.Г.Петроченко, рассматривающим понятие готовности к школе как многогранное развитие личности с позиции взаимосвязанных «общей» и «специальной» готовности.
Общая готовность к школе выражается в достижении ребенком такого уровня физического, умственного, нравственного и эстетического развития, который создает необходимую основу для его активного вхождения в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала.
Специальная готовность к школе является важным дополнением общей готовности. Она определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений, навыков, которые необходимы для изучения ряда учебных предметов.
В своем исследовании Я.Л.Коломенский предлагает расширить понятие «готовность к школе» новым аспектом «социально-психологической готовности», которая связана с появлением у детей, поступающих в школу, нового соотношения между «детским обществом» и обществом «взрослых»: изменения положения ребенка в коллективе; изменения его социально-психологического статуса.
Таким образом, анализируя исследования как философов и педагогов прошлого, так и отечественных педагогов и психологов, мы можем сделать вывод, что все они говорят о важности проблемы готовности детей к обучению в школе. Они выделяют определенную сферу подготовленности дошкольников к школе, раскрывая, в частности, интеллектуальную, эмоциональную, познавательную, физическую, мотивационную, нравственную и другие стороны данной проблемы.
В настоящее время для специалистов: педагогов и психологов, работающих в системе дошкольного образования, одной из наиболее важных проблем является проблема готовности ребенка к школьному обучению. Увеличение школьной нагрузки, внедрение разнообразных образовательных программ, интенсификация обучения — с одной стороны, и ухудшающееся здоровье детей – с другой стороны, заставляют дошкольные учреждения и родителей искать варианты такой подготовки, которая бы смогла обеспечить ребенку нормальную адаптацию к школе и хотя бы частично разгрузить его на первых, самых сложных этапах обучения. Возникнув непосредственно из потребностей практики, и, оставаясь долгое время предметом прикладных исследований, проблема готовности детей к школьному обучению становится одной из фундаментальных проблем в системе наук о человеке и его развитии и имеет свою историю.
В 50-60гг 20в. активно проводятся исследования, связанные с подготовкой детей к усвоению арифметики в школе (А.М. Леушина), проводятся работы по обучению детей основам грамоты /чтения, письма/ в старших группах детских садов (А.В. Воскресенская); изучаются проблемы личностной готовности к школьному обучению и формирования учебных мотивов (Л.И. Божович); умственной готовности детей к школе (А.А. Люблинская, А.В. Запорожец).
Исследования, выполненные в 70 г., показали, что готовность ребенка к школе имеет многокомпонентную структуру, предполагающую освоение детьми систематизированных знаний из разных областей действительности, что обеспечивает ребенку основы правильного миропонимания, общий кругозор, необходимый для усвоения содержания школьного образования.
Одной из задач дошкольного обучения является подготовка детей к школе. (Крылова С.А.).
Переход ребенка в школу – качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан с изменением «социальной ситуации развития», с личностными новообразованиями, которые Л.С. Выготский назвал «кризисом семи лет».
Результатом подготовки является готовность к школе (Козлова С.А., Куликова Т.А.).
Эти два термина связаны между собой причинно-следственными отношениями: готовность к школе непосредственно зависит от качества подготовки.
Психологи и педагоги выделяют общую и специальную готовность к школе. Следовательно, в дошкольных учреждениях должна осуществляться общая и специальная подготовка.
Под специальной подготовкой понимается приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечивают ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтения, письмо, окружающий мир).
В содержании понятия общая подготовка (и готовность) входит психологическая, нравственно-волевая, физическая подготовка.
Между обозначенными направлениями подготовки и готовности существует тесная, взаимообуславливающая результат, связь. Поэтому, очень важно, чтобы педагог знал специфику работы по каждому направлению и вместе с семьей помогал ребенку достичь готовности к школе. (Комарова Т.С., Баранова С.П.).
При переходе в школу меняется образ жизни ребенка, его социальная позиция. Новая социальная позиция требует умений самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным и дисциплинированным, произвольно управлять своим поведением и деятельностью, знать и соблюдать правила культурного поведения, уметь общаться с детьми и взрослыми.
Недооценка необходимости общей подготовки к школе приводит к формализации процесса обучения, к снижению внимания к решению главной задачи формирования личности ребенка.
Нередки случаи, когда при хорошей интеллектуальной готовности, ребенок все же плохо учится. Значит, причину следует искать в дефектах не специальной готовности к обучению в школе, а общей.
Готовность к обучению в школе – совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению, которая обусловлена созреванием организма ребенка, в частности, его нервной системы, уровнем развития психических процессов, степенью сформированности личности. В широком плане под готовностью к систематическому обучению понимается такой уровень развития ребенка, который даст ему возможность достаточно легко адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности.
Прежде всего, надо, чтобы ребенок физически был готов к смене образа жизни и занятий. Физическая готовность к школе предполагает: общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, работоспособность, выносливость. Ослабленные дети будут часто болеть, быстро утомляться, их работоспособность будет падать – все это не может не отразиться на качестве обучения и состоянии здоровья, поэтому уже с раннего возраста ребенка воспитателю и родителям следует заботиться о его здоровье, формировать выносливость (С.М. Громбах, А.В. Запорожец, М.Ю. Кистяковская, О.А. Лосева, Н.Т. Терехова и др.).
В. Кенеман, Д.В. Хухлаевой, Т.И. Осокиной, в образовательных программах «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки» даны содержательные характеристики физической готовности по возрастным группам.
Интеллектуальная готовность включает в себя, в первую очередь, сформированность у старших дошкольников образного и основ словесно-логического мышления (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, Н.Н. Поддъяков, Т. В. Тарунтаева и др.), навыков учебной деятельности, культуры умственного труда, которая тесно связана с формированием предпосылок учебной деятельности.
В содержании социально-психологической, нравственно-волевой готовности к школе можно выделить следующие компоненты: готовность к учению (обучению) и готовность к новому образу жизни.
Готовность к учению (обучению) предполагает наличие определенного уровня развития самостоятельности. Исследователями К.П. Кузовковой, Г.Н. Годиной установлено, что самостоятельность начинает формироваться уже с младшего дошкольного возраста и при внимательном отношении взрослых к этой проблеме она может приобрести характер довольно устойчивых проявлений в разнообразной деятельности. Возможно и формирование ответственности (К.С. Климова).
Старшие дошкольники способны ответственно относиться к заданиям, которые предлагает взрослый. Ребенок запоминает поставленную перед ним цель, способен удерживать её довольно долго и выполнять. Для того, чтобы быть готовым к учению, ребенку надо уметь доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым. И эти качества, по данным исследований (Н.А. Стародубова, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре) и практики, успешно формируются к концу дошкольного возраста. Непременной характеристикой готовности к обучению служат наличие интереса к знаниям (Р.И. Жуковская, Ф.С. Левин-Щурина, Т.А. Куликова), а также способность к произвольным действиям (З.И. Истомина).
Готовность к новому образу жизни предполагает умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками (Т.А. Репина, Р.А. Иванкова и др.), умение общаться с детьми и взрослыми (М.И. Лисина, А.Г. Рузская).
Новый образ жизни требует определенных личностных качеств, таких, как честность, инициативность, умелость, оптимизм и др. При установлении взаимоотношений с одноклассниками дети не всегда умеют без конфликтов и обид отстаивать свою точку зрения, не заискивать перед другими, но и не противопоставлять себя другим. Эта наука дается ребенку легко, как показывают исследования Е.В. Субботского, Т.И. Пониманской, Л.А. Пеньевской, если в дошкольном детстве заложить ее фундамент.
Коммуникативная готовность — умение детей строить свои отношения со взрослыми и сверстниками. Педагогическими условиями являются: организация различных видов и форм общения ребенка со взрослыми и детьми, развитие произвольности поведения, изменение позиции ребенка по отношению к взрослому и детям. Формирование социально-нравственной готовности предполагает учет типа поведения детей в условиях обучения , приход от игровой ситуации общения со взрослыми к коммуникативной
Перечисленные выше характеристики социальной, нравственно-волевой готовности формируются постепенно в процессе всей жизни ребенка от рождения до 6 лет в семье и дошкольном учреждении на занятиях и вне них.
По мнению, Д.В. Сергеевой, Т.А. Куликовой, К.С. Климова, готовность к обучению можно формировать путем сближения дошкольных и школьных форм организации и методов обучения. Конечно, не следует превращать детский сад в школу, но должно быть общее: обязательность, систематичность проведения занятий. Это вырабатывает стереотип поведения, создает психологическую обстановку на обязательность обучения; аналогичными могут быть и отдельные методы, приемы (игровые); могут совпадать и отдельные требования к детям: отвечать по одному, не мешать товарищам, слушать их ответы, выполнять задания воспитателя и др.
С точки зрения нравственно-волевой подготовки к школе важно обратить внимание на интерес ребенка к занятиям, на то, что рождает желание заниматься. Р.С. Буре отмечает, что желанию заниматься способствуют такие факторы как возможность удовлетворения потребности в познании; наличие трудностей, связанных с содержанием, объемом, способами выполнения; возможность эти трудности преодолевать и получать положительную оценку взрослого. Оценку, а не отметку, как это будет в школе. Ш.А. Амонашвили не рекомендует ставить отметки даже первоклассникам. Отметка представляет собой педагогическую Бабу – Ягу, переодетую в добрую фею, — так образно выразил свое отношение к отметке ученый.
Стимулом нравственно-волевого развития служат соподчинение мотивов, введение мотивов общественной пользы (Г.Н. Годин, С. А. Козлова).
Подготовка к новому образу жизни происходит в повседневной жизни, где закрепляются нравственные нормы, создаются условия для практики морального поведения. Говорить о социальной (в том числе и нравственно-волевой) готовности к школе допустимо только тогда, когда необходимые качества сформированы прочно и могут быть перенесены ребенком в новые условия.
Содержательную характеристику социально-нравственной готовности дополняет готовность трудовая. В исследованиях Л.И. Сайгушевой определен термин «трудовая активность», показателями которой являются инициативность, готовность к труду, осознание необходимости трудиться на благо других людей, удовлетворенность процессом труда и его результатом.
Психологическая готовность к школе предполагает также сформированность мотива учения. Известно, что интерес к школе у детей проявляется очень рано, происходит это под влиянием наблюдений за старшими детьми – учениками, рассказов взрослых о школе, как о привлекательной для ребенка перспективе его развития; действует также эффект «привлекательного неизвестного» (С.А. Козлова).
Отвечая на вопрос, почему им хочется в школу, дети старшего дошкольного возраста зачастую отвечают: «Потому, что мне купят ранец», «Потому, что там учится мой брат» и т.п. Среди этих мотивов нет главного – мотива учения (хочу многому научиться, хочу научиться читать, писать, решать задачи).
Лишь появление таких мотивов может свидетельствовать о психологической, мотивационной готовности ребенка к обучению в школе. Формируются такие мотивы постепенно. Они «вырастают» из прочных познавательных интересов, умения прилагать усилия для получения новых знаний и подкрепляются положительной оценкой взрослого.
Из наблюдений Азарова Ю.П., Куликовой Т.А. следует, что в последние годы учителя, родители, стали чаще говорить о трудностях адаптации детей к условиям школьного обучения.
Исследователями выявлено, что указанные трудности – следствия не только внешних условий: недостаточно квалифицированные учителя, переполненные классы; сколько внутренних, отражающих особенности развития детей ,поступающих в школу.
Основные идеи готовности ребенка к школе в исследованиях: развитие самостоятельности (К.П. Кузовкова, Г.Н. Година), формирование ответственности /К.С. Климова/, уметь доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированными, усидчивыми (Н.С. Стародубова, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре), а также наличие интереса к знаниям (Р.И. Жуковская), умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками (Т.А. Репина, Р.И. Иванова,М.И. Лисина, А.Г. Рузская), развитие личностных качеств: честность, умелость, оптимизм (Е.В. Субботский, Л.И. Пеньевская ).
Специальная готовность к обучению в школе уделяет особое внимание тем областям знаний, которые будут востребованы именно в начальной школе: чтению, письму, математике, знакомству с окружающим миром (Н.В.Дурова, А.Н. Давидчук, И.Е. Журова, Л.Н. Невская, Т.В. Тарунтаева)
К концу дошкольного возраста, овладев элементами грамоты и специфическими детскими видами деятельности (прежде всего игрой, конструированием и рисованием), ребенок начинает проявлять осознанность и произвольность, которые делают возможным контроль и планирование, осознание и обобщение способов решения различных задач, что и является основной предпосылкой учебной деятельности.
По мнению Т.В. Тарунтаевой, Е.Е. Шулешко, готовность к школе можно охарактеризовать как комплекс определенных умений: сохранять по собственному желанию рабочую позу, входить в общий ритм и темп работы на занятиях, поддерживать совместные усилия и находить партнера по работе, следовать в ходе занятия единому для группы детей замыслу общего дела, доводить свой замысел до конца.
Подготовка детей к школе должна быть для педагогов ДОУ не самоцелью, а результатом полнокровной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности детей, удовлетворяющей их интересы и потребности на протяжении всего дошкольного детства.
Для решения проблемы преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и начальной школы необходима координация деятельности педагогических коллективов данных образовательных учреждений.
Правильно организованная координационная работа, основная цель которой заключается в решении проблемы адаптации первоклассников к условиям школьной жизни, включает в себя следующие параметры:
1. Выработать общие взгляды на ребенка, как субъекта образовательного процесса, на процесс его вхождения в школьную жизнь, организацию его подготовки к школьному обучению в детском саду, дома и, в дальнейшем, в школе.
2.Согласовать учебные программы, по которым работают ДОУ и начальная школа, чтобы избежать дублирования знаний и умений.
3.Организовать взаимодействие воспитателей ДОУ и учителей начальной школы на таком уровне, когда они смогут на своем педагогическом языке говорить о будущем первокласснике, вырабатывать текущие оперативные оценки, определяющие успешность и неуспешность выбранных самим педагогом способов работы с конкретным ребенком. Это позволит им высказываться более свободно и доверительно, постепенно превращая взаимоотношении с детьми в субъект — субъектные.
Для успешного функционирования системы «детский сад – школа» необходимо тесное сотрудничество между двумя социальными институтами. Преемственность – основная форма связи между детским садом и школой. Варианты взаимодействия ДОУ с общеобразовательными учреждениями:
- начальные классы общеобразовательных учреждений размещаются в ДОУ;
- объединение общеобразовательных учреждений в комплексы на основе заключения договоров о сотрудничестве по различным направлениям их образовательной деятельности.
Основные линии преемственности при различных вариантах взаимодействия ДОУ с общеобразовательными учреждениями: преемственность образовательных программ, стандартов дошкольного и школьного образования, диагностических требований к достижениям детей.
Основные формы преемственности в работе ДОУ и начальной школы на этапе модернизации российского образования:
- проведение совместных (ДОУ и школа) Советов педагогов, совещаний и круглых столов по координации проблемы преемственности;
- организация приема детей в начальную школу на базе ДОУ;
- общение учителей 1ых классов со своими будущими учениками (в подготовительной группе детского сада);
- организация совместных (дошкольники и первоклассники) календарно — обрядовых праздников на базе ДОУ и начальной школы;
- взаимосвязь психологических служб ДОУ и начальной школы и др.
- В условиях модернизации образования, перехода на 12- летний срок обучения, остро ставится вопрос об особенностях шестилетних детей. Разработана Комплексная программа педагогической поддержки адаптации младших школьников в образовательно-развивающей среде /2007/. Данная программа направлена на формирование и развитие навыков, которые помогут первоклассникам преодолеть проблемы, возникающие в процессе школьной адаптации.
Таким образом, необходимо рассматривать преемственность ДОУ и начальной школы как связь и согласованность каждого компонента образования /целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации/, обеспечивающих эффективное развитие ребенка. Только при таком подходе реализация преемственности между указанными звеньями образования станет одним из условий непрерывного образования детей.