80-Общая характеристика психоаналитической ориентации в зарубежной социальной психологии

Вопрос № 80. Общая характеристика психоаналитической ориентации в зарубежной социальной психологии.

Психоаналитическая ориентация базируется на работах З.Фрейда. Психоанализ в социальной психологии не является популярным направлением, заимствуются некоторые положения психоанализа для интерпретации социально-психологических проблем. Социально-психологические проблемы Фрейд рассматривает в своих 2-ух работах:

1. «Массовая психология и анализ человеческого Я»;

2. «Тотем и табу».

Особенностью этих работ является то, что им рассматривается норма и в этих работах Фрейд впервые выходит за рамки отдельной личности, рассматривает социально-психологический аспект, который предполагает анализ групп.

Основной прием Фрейда — экстрапаляция, т.е. перенос действия психологических механизмов семьи на общество, на любую группу. Основные механизмы, которые связывают людей в группе — это идентификация и десуксализированное либидо.

Идентификация — уподобление себя другому, тем самым проявляется эмоциональная связь ребенка.

Либидо — влечение к другому объекту(человеку), имеющее сексуальную окраску.

Десуксализированное либидо -влечение к объекту, но сексуальная цель при этом отсутствует. Именно влечение без сексуальной цели способствует установлению длительных отношений. Сущность любой группы составляют эмоциональные либидоносные связи. Первичная группа (утверждает Фрейд)-это совокупность людей, принимающих лидера за идеал. Фрейд делает заключение о том, что в группе представлены 2 линии связи:

Связь лидера и рядового члена группы — эта связь односторонняя, есть эмоциональное влечение к лидеру, но нет обратного;

Связи между рядовыми членами группы- эти связи двухсторонние, для них характерна взаимность.

Все индивиды воспринимают внешний объект, это переносится в идеал «Я», происходит идентификация членов группы. Лидер — ключевая фигура, сплачивающая группу. Если вдруг нарушается связь с лидером, то это приведет к распаду группы. Лидер — это единственный член группы, у которого нет эмоциональной привязанности к кому-либо. Эмоции возникают у него только по отношению к самому себе-нарциссизм. Именно нарциссизм делает лидера уверенным в себе и независимым. Другие члена группы достичь этого качества не могут. Идентификация с лидером вовсе не означает положительного отношения к лидеру. Чувства к лидеру амбивалентны: с одной стороны, имеет место враждебность, из-за желания занять место лидера, с другой-идеализация, привязанность, зависимость от лидера. Группа по отношению к лидеру проявляет внушаемость, некритичность.

11 стр., 5319 слов

1. Общение как обмен информацией. Опишите четыре группы невербальных средств коммуникации (кинесика, экстралингвистика и паралингвистика, проксемика и визу

... группе. Для группы с базовыми навыками и квалифицированных. Лидер сокращает прямые указания и контроль, создает системы самоконтроля, приучает к самостоятельности, поощряет обратную связь, ... творения. 11. Опишите признаки высокоорганизованной группы (а.В.Петровский): сплочённость, коллективное самоопределение, эмоциональная идентификация, эталонность Группа – совокупность людей, определённым образом ...

Динамическая теория функционирования группы Байона создается в начале 50 гг 20 в. Основой теории является психотерапевтическая деятельность Байона, объект наблюдения -группа. Основной тезис теории состоит в том, что группа рассматривается как макровариант индивида. Это означает, что у группы есть те же самые параметры, что и у отдельной личности (потребности, мотивы, цели, эмоции).

Структура группы — утверждает, что в жизни группы можно выделить два уровня:

1. Выполнение группой какой-либо задачи. Группа действует осознанно и рационально.

2. Предполагает неосознаваемые вклады членов группы, за счет чего происходит формирование групповой субкультуры, групповых норм, идеалов, мифов.

Байон считает, что эти 2 уровня могут находиться в конфликте друг с другом, могут действовать как следствие групповые защитные механизмы, которые аналогичны индивидуальным.

Теория развития группы Бенниса и Шепарда — рассматриваются процессы, которые происходят в Т-группах, или группах тренинга межличностных отношений. Авторы теории были тренерами Т-групп. На основе наблюдений, они пришли к выводу, что процесс группового развития происходит через преодоление помех (валидной коммуникации).

Основная помеха-ситуация неопределенности, в которой оказываются участники в самом начале работы группы. Эта неопределенность касается:

23 стр., 11393 слов

ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ В. БЕННИСА И Г. ШЕПАРДА

... постулат межличностных потребностей, постулат непрерывности отношений, постулат совместимости; постулат развития группы. Влияние удовлетворения/неудовлетворения межличностных потребностей на формирование ... для постоянного подогрева энтузиазма и веры сторонников.   В целом становится ясно, что ...   С самого начала, в первой подфазе, группа сталкивается со следующей ситуацией. Участники ожидают, ...

1. Вопроса о власти (лидере) в группе;

2. Вопроса о взаимозависимости членов группы.

Выделаются 2 фазы группового развития: а) Решается вопрос о лидере; б) Решается вопрос о характере отношений.

В каждой из 2-ух фаз выделяется по 3 подфазы

1-ая подфаза-группа ожидает, что тренер возьмет на себя лидерские полномочия, но тренер отказывается от лидерства, он заявляет о своей позиции, как одного из участников. Такое поведение тренера вызывает неудовлетворенность членами группы, начинается дискуссия, обсуждение того, что и зачем они здесь делают.

2-ая подфаза- дискуссия достигает своего апогея, среди участников группы формируется 2 лагеря:сторонники сильного лидера и сторонники более демократичного лидера. У каждой подгруппы уже есть некие кандидаты на роль лидера.

3-ья подфаза- вопрос о лидере решается. Если лидер не видвинут, то группа распадается. Как только лидер выдвинут, идет переход на 2-ую фазу:

4-ая подфаза- всеобщей любви-снятие напряжения в группе, дискуссия ориентирована на то, каковы нормы внутригруппового взаимодействия.

5-ая подфаза- среди участников группы четко представлены сторонники близких отношений и выделяются сторонники отдаленных отношений. Если лидером был выдвинут демократ, то нормой будут близкие отношения, если авторит.-то отдаленные отношения.

6-ая подфаза-оценивания, группа оценивает каждого участника, оценивает изменения, которые произошли в каждом участнике.

Трехмерная теория межличностного поведения В. Шутца. Создана в 1958г. Основной тезис-фрейдовский тезис о том, что социальная жизнь взрослого человека практически полностью предопределяется его детством. Формулирует 4 постулата, которые составляют содержание этой теории.

1. Постулат о 3-ех базовых межличностных потребностях:

а)потребность включения — это потребность быть членом группы;

б)потребность в контроле — стремление быть контролируемым или контролировать (опекать)других;

5 стр., 2190 слов

Бщение как потребность существования человека

В связи с вышеизложенным, рассмотрим проблему генезиса общения как потребности человека. И первый вопрос - существует ли вообще такая потребность? Почти все психологи, которые пытаются дать классификацию потребностей (needs), включают сюда и потребность в общении. Известная классификация Гилфорда относит ее к социальным потребностям. Г. Кеттел говорит про "инстинкт общения". Потребность общаться в ...

в)потребность в любви -стремление устанавливать близкие эмоциональные отношения с другими людьми.

Эти потребности по своей значимости аналогичны биологическим, через них человек обеспечивает свое социальное выживание. Возможны варианты оптимального удовлетворения этих потребностей и возможны отклонения, которые чреваты психическими расстройствами, суицидами. В ситуации отклонения у человека есть возможность адаптации, эти образцы адаптации формируются уже в детстве. Затем ребенок переносит их во взрослое состояние.

2. Постулат относительной преемственности и непрерывности: в сфере межличностных отношений взрослый воспроизводит опыт раннего детства, при этом этот опыт представляет либо собственную позицию ребенка, либо позицию родителей. Отсюда возможны варианты удовлетворения потребностей:

а) потребность включения — в родительской семье ребенок лишен контактов с родителями, либо ребенок может быть насыщен контактами с родителями, т.е. потребность включения полностью удовлетворена. Когда эта потребность не удовлетворяется формируется тревога, чтобы снизить эту тревогу человек вырабатывает определенные образцы поведения. 1-ый вариант-недостаточность социального поведения (похожа на интроверсию)-уход от контактов, дистанция в общении, неучастие в групповых делах. 2-ой вариант — сверхсоциальное поведение — поисковая активность в контактах, требует постоянного внимания со стороны группы, навязывает себя группе. 3-ий вариант -социальное поведение-человек чувствует себя комфортно и в одиночестве, и вместе с группой.

б)потребность в контроле — в родительской семье ребенок может столкнуться с ситуацией гиперопеки (все контролируется), полюсом будет гипоопека. Оба варианта формируют тревогу. Для снятия этой тревоги может быть сформировано: 1. отказывающееся поведение-отказ от ответственности, не способен руководить, принимать решения; 2. автократическое поведение-стремление доминировать над окружающими, принятие решения не только за себя, но и за других. Тяжелыми будут ситуации подчинения; 3. адекватный вариант поведения Шутц называет демократическое поведение — комфортно и в ситуации доминирования, и в ситуации подчинения.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не ...

в)потребность в любви- в родительской семье — эмоциональное отвержение ребенка родителями, противоположность — полное эмоциональное принятие. Если потребность в любви не удовлетворяется в детстве, то у взрослого человека формируется: 1.недостаточно личностное поведение-недостаточность социально тесных контактов, или контактов много, но они поверхностны; 2. сверхличностное поведение- от всех окружающих требует любви, не умеет выстраивать дистанцированные отношения; 3. личностное поведение-адекватный вариант, человек чувствует себя комфортно и в близких, и в дистантных отношениях.

3. Постулат о совместимости межличностных отношений.

Два человека совместимы, если они могут вместе работать в гармонии. Основой совместимости является соотнесение поведения человека и поведения желаемого им от других в каждой из 3-ех сфер межличностных потребностей. Выделяют 2 вида совместимости:

А)..Совместимость, основанная на взаимном обмене — совместимость будет максимальной, если сумма выражаемого и желаемого в поведении человека будет равна сумме того же самого у другого человека.

Б).

Реципрокная совместимость-степень, в которой поведение одного человека максимально согласовано с желанием другого. Это ситуация дополнения (один доминирует, другой подчиняется)

4. Постулат о групповом развитии.

Применение идеи о 3-ех межличностных потребностях по отношению к развитию группы. Этапы группового развития по Шутцу

А) Этап включения — каждый потенциальный участник группы решает вопрос остаться в группе или выйти из нее.

Б) Этап контроля -происходит распределение власти, выдвигается лидер.

В) Этап любви -суть этапа в том, что в группе начинают формироваться эмоциональные связи.

6 стр., 2885 слов

32 Нормат поведение в малой группе

Нормативное поведение в малой группе: влияние большинства и меньшинства. Проблема групповой сплоченности. Групповое принятие решений: основные феномены и проблема эффективности. План ответа Нормативное поведение в группе. Влияние большинства. Влияние меньшинства. Проблема групповой сплоченности. Групповое принятие решений. Основные феномены. Проблема эффективности. Ответ: Нормативное поведение в ...

Рассматривает так же процесс распада группы — распад рассматривается в обратном направлении развития группы.

Общий итог рассмотрения психоаналитической ориентации — концентрирует внимание на специфике человека. Негативный момент психоанализа — сведение межличностных отношений к сугубо эмоциональным

2