Исследования методом приемных детей

  1. Результаты исследований наследственных и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии.
    1. 6.1. Ранние исследования

С 20-х годов 20 века до 60-х годов 20 века. Выводы, полученные разл исследователями с помощью разл методов, были во многом сходны, а именно о вкладе генотипа в межиндивидуальную изменчивость интеллектуальных функций (примерно 70%).

В этот период в основном использовали близнецовый метод,и близнецов, живущих вместе. Во всех этих исследованиях было получено большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными по показателям интеллекта. Проводили сравнение близнецов с одиночнорожденными детьми с целью изучения границ обобщения получаемых данных, т е насколько переносимы результаты, полученные на близнецах, на всю популяцию вцелом.

Так как подробный анализ средовых отношений на начальном этапе развития психогенетики представлялся почти неразрешимой задачей, то стали использовать метод разлученных монозиготных близнецов. В исследовании Шилдса в 1962 г принимало участие 3 выборки: 34 пары монозиготных близнецов, выросших вместе; 38 пар разлученных монозиготных близнецов; контрольная группа дизиготных близнецов. Недостаток исследования: возраст всех близнецов был очень различным (от 8 до 59 лет); различные возрасты разлучения близнецов (21 пара была разлучена сразу после рождения, а остальные – от неск месяцев до 9 лет).

Коэффициент внутрипарного сходства по тестам интеллекта у разлученных монозиготных близнецов был 0,76, у монозиготных близнецов, выросших вместе 0,77, а у дизиготных 0,51.

Ньюмэн:показатели внутрипарного сходства по интеллектуальным тестам для 19 пар разлученных монозиготных близнецов от 0,51 до 0,73. для двух других выборок близнецов 0,91 и 0,64.

Джуел – Нилсен(60-е годы): 12 пар взрослых близнецов разл возраста (22-70 лет) – монозиготные разлученные в возрасте от рождения до 5 лет. Показатели внутрипарного сходства интеллекта: 0,78 для вербального интеллекта; 0,49 для неверб интеллекта; 0,62 для общего интеллекта.

Т о, проведенные исследования указывают на большее влияние наследственности, чем среды, но чистота проведенных исследований была признана недостаточной для окончательного вывода, а именно: возраст близнецов, возраст разлучения, маленькие объемы выборок, исследования на близнецах – можно ли переносить данные на популяцию в целом?

15 стр., 7478 слов

Интеллект: новый взгляд

... реакции (ВР). Рис.1. Соотношение между концепциями биологического, психометрического и социального интеллекта Ранние исследования К.Спирмана [94] и К.Берта [16] основывались на предположениях Ф.Гальтона ... справедливым даже для выборки студентов с незначительными вариациями уровня интеллекта. Результаты данного исследования убедительно продемонстрировали отсутствие эффекта новизны в способности к ...

Исследования методом приемных детей.

Наиболее известные исследования: Бергс, Лихи, Скодак. Во всех 3 исследованиях в качестве испытуемых привлекли большое количество семей. Берг: 214 семей, имеющих усыновленных детей и 105 контрольных семей. Лихи: 193 экспериментальные и контрольные семьи. Скодак: по 100 семей. В исследовании Бергс выборки контрольных и экспериментальных семей были уравнены по следующим показателям: возраст и пол детей; профессиональный статус отцов; регион проживания. Показатели интеллекта детей в обеих группах сопоставляли с интеллектуальными показателями родителей по тесту Бине. Корреляция интеллекта у детей и их приемных родителей: с матерью 0,19, с отцом 0,07. В контрольной группе детей с биологич родителями: с матерью 0,46, с отцом 0,45. до 70% вариативности общего интеллекта детей связано с генотипом, около 20% — с домашней средой, 10% — другие влияния среды.

Лихи: вычислял корреляции по той же схеме. Связь интеллекта приемного ребенка с приемными родителями: мать 0,24, отец 0,19. в контрольных семьях оба показателя 0,51.

Скодак: наблюдение в течение 15 лет. Обнаружил, что начиная с семилетнего возраста, усиливается сходство интеллекта детей с интеллектом их биологических родителей и снижается сходство с интеллектом приемных.

Т о, в ранних исследованиях интеллекта полученные результаты базировались на большом количестве допущений, что вызывало сомнения в их надежности. Поэтому америк исследователь Левонтин энтузиазм, сопутствующий развитию новой области психологии, приписывает к завышенной роли наследственности. К 1974 году были сформулированы жесткие требования к исследованиям в психогенетике:

1) исследования на больших репрезентативных выборках

2) обеспечение таких условий проведения тестирования и его обработки, чтобы знания о степени генетической связи родственников не влияли на результаты.

Ценность ранних исследований – даже не в выводах о роли наследственности и среды в формировании человека, а в том, что именно в них поставлена проблема, которая не поднималась в др отраслях психологии; шла разработка и апробация новых методов в психологии.

6.2. Современные психогенетические исследования интеллекта.

В современной психогенетике по – прежнему проводятся исследования близнецовым методом, однако большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов интерпретируется не как следствие, а как возможность влияния генотипа на межиндивидуальную вариативность признака.

Выборки стали большие. Например, в Америке проводили исследование по программе «Талант», охватившее 400тысяч старшеклассников (524 близнецовые пары).психологи стали регистрировать особенности среды. В аналогичном исследовании 1976 года под руководством Николс: близнецы были отобраны из 600 тысяч старшеклассников. Сравнивая моно – и дизиготных близнецов, автор большее внутрипарное сходство рассматривает как возможность общей близнецовой среды. Были выделены моменты: разные стороны средового опыта близнецов, особенности семейного окружения, различия и сходства между близнецами, отношение к близнецам. Оказалось, что отношение родителей к монозиготным близнецам чаще бывает более одинаковым, чем к дизиготным.

16 стр., 7732 слов

Профилактика агрессивности детей в современной семье

... на преступность). Гипотеза: Предполагается, причина увеличения детской агрессивности в семье, является уменьшение контактов родителей с детьми. Проблема исследования: Состоит в поиске причины увеличения случаев ... которых сила торможения является незначительной, но у которых относительно высокое стимульное сходство с фрустратором. Когнитивные модели помещают в центр рассмотрения эмоциональные и ...

Был сделан вывод: особенности ближайшей среды могут сказаться на сходстве показателей интеллекта.

70-е годы: национальный тест определения качества знаний. 1500 однополых близнецов. Показатели интеллекта по тесту Векслера: у монозиготных близнецов 102 балла, у дизиготных 103, у одиночнорожденных 105.

Постепенно близнецовый метод стал уступать исследованию семей. Некоторые проблемы нельзя было решить без лонгитюда.

Луисвиллское близнецовое исследование 1957 годапод руководством Фолкнера. К 1983 охватывало 500 пар близнецов от рождения до 15 лет. В тех же семьях велись наблюдения за 350 парами сиблингов: с трехлетнего возраста фиксировали интеллектуальные показатели, до 3 лет – наблюдение.Результаты:в первый год жизни сходство моно – и дизиготных близнецов было примерно одинаковым. Но с 18 месяцев сходство монозиготных значительно увеличивалось: коэффициент внутрипарного сходства 0,82. этот показатель не снижается до 15 лет. У дизиготных близнецов наибольшее сходство по когнитивным характеристикам в 36 месяцев. Затем это сходство снижается. При тестировании близнецов, их братьев и сестер в 8 – летнем возрасте получены одинаковые связи по показателям общего и вербального интеллекта для пар дизиготных близнецов с их сибсами. Это означает, что близнецовая ситуация не настолько велика, чтобы влиять по показателям внутрипарного сходства.

Гавайское семейное исследование: сопоставляли сибсов между собой, детей и родителей, родителей между собой. Брали 2 этнические группы – американцев японского и европейского происхождения. Когнитивные характеристики определялись по 15 когнитивным тестам. Было охвачено 6500 членов семей. Коэффициент корреляции показателей интеллекта у сибсов оказался незначительным, у родителей и детей – высокие уровни связи по показателям общий интеллект, пространственные и вербальные способности. Показатель наследуемости интеллекта у европейской выборки 0,5, у японской 0,43.

Колорадское исследование приемных детей:1975 – конец 80 –х. 200 приемных и контрольных семей. Усыновление в первые месяцы жизни, связь с биологической матерью заканчивалась через 4 дня. Эта программа на сегодняшний день шире, «чище» всех остальных. Взрослым давали не только тест на определение когнитивных способностей, но и на личностные особенности, темперамент. У детей первого года жизни фиксировали показатели умственного развития по шкалам Бейли. Наблюдения и оценки интеллекта детей первого года жизни велись самими родителями. Все сравниваемые между собой группы не отличались по демографическим показателям, и случайность распределения детей по семьям позволяет говорить о надежности данных.Результаты:дети 12 и 24 месяцев – данные говорят о сходстве показателей умственного развития детей и показателей общего интеллекта отцов, причем корреляции значимы во всех группах и их максимальные величины примерно 0,45 для приемных детей и их биологических отцов, и ниже с приемными отцами. Общие когнитивные способности биологических матерей оказывались значимо связанными с уровнем коммуникативных навыков детей, в частности, с жестами и артикуляцией. Связи с приемными матерями по этим же характеристикам обнаружены не были.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... знаний. Это требует от него высокой интеллектуальной подготовки, важнейшим показателем которой является музыкально-творческое развитие. Под музыкально-творческим развитием ... способностей дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к ...

Т о, современные исследования интеллекта проводятся на более репрезентативных выборках, включая разные пары родственников, используя разл генетико – математич методы обработки. Все это привело к снижению показателя наследуемости с 0,7 до 0,5, т е только половина фенотипической вариативности показателей интеллекта связана с фактором генотипа.

Второе место после интеллекта по количеству исследований занимает темперамент. Темперамент в основном исследовали в детском возрасте.

1 подход: темперамент как стиль поведения. В Нью – Йорке проводится лонгитюд с детьми от 2 месяцев до подросткового возраста под руководством Томаса и Чеса (1977).

Т к темперамент отождествляли с поведенческим стилем, то было выделено 9 параметров темперамента. Был создан опросник, который заполняли родители детей. Они фиксировали уровень активности, ритмичность, реакции ребенка на приближение и удаление предметов (эмоц реакции), его настроение в течение дня, длительность внимания и др. была предпринята попытка проанализировать соотношение наследственности и среды, влияющее на индивидуальные различия по этим 9 параметрам. Результаты показали, что большее влияние оказывает наследственность. Данное исследование проводилось на большой выборке, внутри которой были 8 близнецовых пар и 26 пар сибсов.

Торгерсен (1982): участвовали 48 пар близнецов. Было показано, что с возрастом сходство монозиготных близнецов увеличивается, и начиная с 6 лет есть значительные отличия от дизиготных близнецов (по 6 параметрам, разработанным предыдущими авторами).

Лишь настроение и адаптивность оказались более связанными со средовыми факторами.

2 подход: критериальный подход к изучению темперамента. Басс, Пломин разработали5 критериев, по которым то или иное свойство м б отнесено к темпераменту:

1) это свойство д б относительно стабильным

2) это свойство д сохраняться в течение всей жизни

3) д б наследственно обусловленным

4) д иметь адаптивное значение

5) д проявляться не только у человека, но и у животных.

Этим критериям соответствуют 4 характеристики темперамента:

  1. эмоциональность
  2. активность
  3. социабельность
  4. импульсивность

Был составлен опросник и велись наблюдения за детьми, анализировалось внутрипарное сходство моно и дизиготных близнецов.

Оказалось, что данные о внутрипарном сходстве моно – и дизиготных близнецов такие: от 1 года до 9 лет м говорить о значительном вкладе генотипа в 3 характеристики из 4 (кроме социабельности).

4 стр., 1843 слов

Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу (адаптация ...

... на возбуждение, стимул; не обнаруживаются признаки запредельного торможения, прямая корреляция с высокими показателями по теппинг-тесту: быстрые включаемость в работу, врабатываемость и достижение высокой производительности; ...

3 подход: исследование темперамента для оценки личности ребенка. (с помощью опросника).

Пломин и Род разработали методику, объединив 2 предыдущих опросника. Из обеих методик были взяты 6 характеристик темперамента. Опросник заполнялся родителями. Оказалось, что внутрипарное сходство показателей у монозиготных близнецов значимо отличается от дизиготных близнецов по 5 из 6 показателей (за исключением эмоций).

4 подход: психобиологический. Центральное понятие: реактивность НС (ее возбудимость и способность к реагированию), саморегуляция. Выделение этих 2 понятий позволяет рассматривать темперамент как аффективно – мотивационную систему и предполагает существование3 уровней его проявления:

1ур: нейронный

2ур: физиологический

3ур: поведенческий

Для диагностики этих показателей Ротбарт был разработан опросник, по которому родители оценивали активность ребенка, разл состояния. До 1 года (по эмоциональности до 2 лет) различия во внутрипарном сходстве моно – и дизиготных близнецов незначимы.

ЕЩЕ ЕСТЬ В КНИГЕ РАВИЧ – ЩЕРБО С. 241-266, С. 363- 371.

МАЛЫХ ЕГОРОВА МЕШКОВА С. 295 ПРО СРЕДУ.