7. Характеристика мышления: виды, исследования, теории.
М. – высшая форма сознательного отражения и познания объективной реальности. М. – познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных свойств, связей и отношений предметов и явлений. Мышление опосредованно, то есть совершается через какие-либо средства, в качестве которых могут выступать действие, образ или слово. В М. отражаются обобщённые вещи. Единица М. – понятие, в которых отражаются существенные свойства класса предметов, родственных по какому-либо признаку. Существуют свойства, которые обнаруживаются при взаимодействии с объектами – это содержания понятия. Содержание может быть 2 видов: 1. Эмпирические –наглядно представленные свойства. 2. Теоретические – свойства класса предметов. Чем глубже обобщение, тем универсальнее понятие.
Понятие – обобщение класса предметов по их существенным признакам.
Суждение – высказывание об объектах, приписывание им свойств.
Умозаключение – общее суждение, связанное с ним частное суждение и вывод, основанный на данной связи.
Мышление рассматривается с двух позиций:
- М. как процесс решения задач (Вюрцбургская школа)
- М. как высшая психическая функция.(Л.С. Выготский)
В М. есть объект и есть субъект, объектом М. является задача и проблема. В задаче выделяются требования и условия, которые должны соблюдаться при преобразовании объекта. Субъект – человек, решающий задачу. Задача превратиться в проблему, когда она приобретает значение для субъекта. Проблемы- творческие задачи. Эвристика – новые способы решения проблемы.
Теории М.
- Ассоциативный подход:
Выделяют четыре типа ассоциаций: * по сходству, * по контрасту, * по отношению, * по сходству во времени и пространстве. Как таковая теория мышления в рамках ассоцианизма е существует, но можно сделать некоторые выводы из общей теории ассоцианистов. М. подразумевалось как образное М., предполагающее процесс смены образов. Развитие М. рассматривалось как процесс наполнения ассоциаций. Понятие – ассоциация представлений. Суждение- ассоциация понятий. Умозаключение – ассоциация понятий. Мыслительные процессы не могут быть предметом исследования, так как их нельзя изучить эмпирически, а лишь по продуктам, запечатлённым в культуре.
Понятие коммуникации и предмета теории коммуникаций
... коммуникации и предмет теории коммуникаций · Дискурс- логически целостная, опосредованная социально обусловленная единица коммуникации В теории коммуникации дискурс представлен социальным процессом, в который ... при обмене информацией познавательного или оценочного характера. Общение составило понятие «межличностная коммуникация» Общение представляет собой социально обусловленный обмен мыслями ...
- Мышление в классической психологии поведения.
М. – действия, научение. Исходные элементы анализа – это двигательные реакции, закономерности сочетания этих реакций и установление новых. М. выступает как научение, как образ навыка решения интеллектуально-практической задачи. Дайк выдвинул «теорию проб и ошибок»: в процессе решения задачи животное двигается хаотично, но если нужный результат получил подкрепление, то навык решения данной задачи закрепляется. Но данные исследования были проведены на животных и с трудом могут быть перенесены на человека.
М. как процесс переработки информации. Исходный момент – операции с условными символами («информационные процессы»).
Сочетание таких операций составляет алгоритм решения задач. Субъекту предоставляется исходное и конечное логическе выражение и способы преобразования. Идея опрограмма как способах решения задач дала основу когнитивной психологии, которая рассматривала М. как процесс переработки информации.
- Телеологический подход.
М. становится объектом экспериментального исследования. Наиболее полно этот подход был заявлен в Вюрцбургской школе. (Н. Ах, О. Кюльпе, А. Марбе, О. Зельц).
Мышление здесь рассматривалось как процесс решения задач. Основным понятием являлась «задача». Принципы данного направления:
* М. является специфическим процессом, суть которого в том, что субъект имеет направление на достижении цели – на поиск решения задачи.
* Мыслительный процесс обладает активностью – субъект осуществляет сознательный поиск решения задачи.
* Мыслительный акт – выделение, осознание отношения чувственных элементов структуры задачи.
По Зельцу, интеллектуальные операции — это дополнение комплекса, абстракция и репродукция сходства, анализ, синтез. Основным методом решения выступает комбинация операций.
Мыслительные операции:
- Базовые (анализ, синтез)
- Надстроечные (абстрагирование и анализ)
- Промежуточные (сравнение).
Суть анализа и синтеза – выявление закономерностей. Анализ и синтез взаимообратные процессы, в которых проявляется единство познавательной деятельности. Анализ может быть двух видов – анализ чувственных образов и мыслительный анализ словесных образов. Абстрагирование – форма анализа (выделение существенного).
Синтез предполагает объединение единиц в целое, образующее органическое единство. На уровне теоретического мышления синтез приобретает форму обобщения. Обобщение может быть двух видов – генерализация (осуществляется на первосигнальной системе) и понятийное обобщение (выделение общих свойств на основе анализа.).
Сравнение – единство анализа и синтеза.
- Целостный подход.
Гештальт-теория (Вертгеймер, Кёллер, Кофка).
Главное содержание психического процесса – целостные образования. Авторы занимались изучением специфики творческого мышления, роли прошлого опыта при решении задач. Решение задач состоит из нескольких фаз: 1. Нахождение принципа (алгоритма), 2. Идеи решения. 3. Проверка. 4. Реализация.
Мышление как процесс решения задач
... ситуации, отвлечься от несущественных свойств и отношений. Мышление как процесс решения задач Мышление часто развертывается как процесс решения задач. Эти задачи могут относиться к области природы, общественной жизни, ... обезьяна переходит к новой структуре, тем самым решая задачу. Наглядно-образное мышление. Здесь средством решения задачи является образ. В отличии от наглядно-действенного. в ...
- Генетический подход. Пиаже.
Изучение стадий развития мышления (интеллекта) – данные понятия не разведены в теории Пиаже. Стадии:
- Сенсомоторный (довербальный) от 0 до 1.5 лет. Симультанная схема действия.
- Наглядный (доопрециональный) от 1.5 до 7 – 8 лет. Овладение знаковой речью. Интуитивное представление объекта – принятие части за целое. Синктетизм – ориентация на внешние признаки.
- Конкретные операции. От 8 до 11-12 лет. Группировка наглядных представлений, которая сопровождается уверенностью в том, что наблюдаемые частные свойства взаимосвязаны.
- Формальных операций. С 11-12 лет. Переход к операциям абстрактного уровня.
Новые теории М.
- Когнитивный подход. (Найснер)
Объединяет ряд направлений, признающих «человека познающего».
Р. Солсо «Когнитивная психология»:
Мышление — это процесс формирования новой мысленной репрезентации; он включает преобразование информации в ходе сложного взаимодействия мысленных атрибутов суждения, абстрагирования, рассуждения, воображения и решения задач.
Мышление — наиболее содержательный элемент из трех составляющих умственного процесса, оно характеризуется скорее всеобъемлемостью, чем исключительностью. Когда мы читаем книгу, информация последовательно передается от сенсорного хранилища к хранилищу памяти. Затем эта новая информация преобразуется, «переваривается», и в результате появляется оригинальный продукт.
Учёные-когнитивисты исследовали становление понятий и появление суждений, здесь они исследовали основные законы логики.
Немалое внимание данные учёные уделяли пониманию М. как процессу решения задач.
Решение задач — это мышление, направленное на решение конкретной задачи и включающее формирование ответных реакций, а также выбор из возможных реакций.
В повседневной жизни мы встречаемся с бессчетным количеством задач, которые заставляют нас формировать стратегии ответов, выбирать возможные ответы и проверять ответные действия.
В данной теории разведено понимание М. и интеллекта: «В качестве рабочего определения мы предлагаем рассматривать человеческий интеллект как способность приобретать, воспроизводить и использовать знания для понимания конкретных и абстрактных понятий и отношений между объектами и идеями и использовать знания осмысленным способом.» Здесь уместно вспомнить 3мерную модель интеллекта Стернберга (1. Компонентный интеллект, отвечающий за аналитическое мышление, 2. Интеллект, основанный на опыте, 3. Контекстуальный интеллект, проявляющийся в социальном контексте.).
- Личностный подход.
Мыслительная деятельность рассматривается как направленная реальными побуждениями или мотивами. М. зависит от эмоционального состояния субъекта и его личностных характеристик. Данный подход своими корнями имеет психоанализ и гуманистическую психологию. Психоаналитики предполагала, что на основе изучения снов и ассоциаций может быть выявлен механизм творческого М. Гуманистический подход рассматривал потребность в самоактуализации в качестве основной. Франкл полагал, что человеческая мыслительная деятельность осуществляется в рамках поиска смысла человеческого существования.
Проблема готовности ребёнка к школе. Понятие «готовность». Виды ...
... адаптации пройдёт безболезненно. Готовность к школе - состояние, при котором ребёнок созрел для школьного обучения. Готовность к школе бывает: -физической Физическая готовность ... включающее выделение фигуры из фона; концентрация внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; логическое запоминание; сенсомоторная координация; умение ...
- Исторический подход.
«Нет человека вне культуры». Человека сопричастен конкретным историческим условиям и социальным установкам, что структурирует сознательное представление мира. Все исторические тенденции влияют на М. В зарубежной психологии этим стали заниматься Дюркгейм, Леви-Стросс и Леви –Брюлль. Леви-Брюлль выдвигает идею о качественных различиях в первобытном и современном мышлении: первобытное мышление нечувствительно к логическим противоречиям, мышление эмоционально насыщено, представления непроницаемы для объективного опыта.
В отечественной психологии Л. С. Выготским была сформулирована культурно-историческая концепция. М. рассматривалось как высшая психическая функция(ВПФ), предполагающая использование культурных средств отражения или опосредования. Понимание М. как ВПФ связано с проблемой соотнесения М. и речи. Главную роль к концепции Выготского играют знаки, которые отражают реальность на двух уровнях: 1. Физический (непосредственный), 2. Мыслительный (опосредованный).
Для понимания окружающего человеку необходимо осуществить ряд операций:
- Формирование знаний о мире.
- Фиксация этих знаний для передачи (семиотическая система)
- Сопоставление знаний для открытия существенных сторон и связей.
- Использование сохранённых форм мыслительной деятельности и знаковых систем.
М. обладает 4 взаимосвязанными признаками:
1. человеческий мыслительный акт является социально разделённым м речь является средством коммуникации.
2. М. возникает как процесс опосредованный сначала материальными объектами, а птом системой знаков.
3. М. предполагает связь с речью. М. обладает системным строением и речь является инструментом, с помощью которого эта система существует как целостное психическое образование.
4. Логическое М. является производным. Речь – система средств, с помощью которой человек может управлять мыслительными процессами.
Л.С. Выготский «Развитие речи и мышления» из собрания сочинений:
Маленький ребёнок мыслит «глыбами», связанно. Выготский вводит понятие «синкртетичность» (свойство М., характеризующееся отсутствием расчленения и отделения понятий.) Синкретичный характер, то есть М. ситуациями, держится в области словесного М. у школьников и является преобразующей формой у дошкольников. Ребёнок при синкретичном М. ребёнок связывает всё со всем, что может быть объединено по внешним впечатлениям. «Таким образом, синкретичность заключается в бессвязной связности мышления». В данном случае ребёнок объединяет объекты на основе внешних связей. Связь впечатлений ребёнок воспринимает как связь вещей.
Известно, что ребёнок говорит сначала отдельные слова, затем фразы, затем набирает круг отрывочных фраз и явлений. В 5-6 лет ребёнок устанавливает связь между предметами. Если ребёнка 5 лет попросить сыграть то, что изображено, то получится то, что мог бы рассказать ребёнок 12 лет, то есть связанный рассказ. Развитие речи ребёнка влияет на М. и перестраивает его. М. начинает развиваться до развития речи.
Зачатки М. обнаруживаются у детей 10 месяцев. Ребёнок 9-12 месяцев по мимо инстинктов обнаруживают навыки, которые вырабатываются в раннем детстве. При употреблении орудий улавливает основные связи между предметами. Ребёнок 10 месяцев, чтобы пододвинуть предмет, не просто пытается взять его, а сам создаёт связь и отношения между предметами.
Теоретические аспекты проблемы формирования нормального уровня ...
... работах, где поднимаются вопросы адекватности самооценки, это понятие отвечает понятию «представление о себе». В других работах ... старшего дошкольного возраста будет эффективным, если: - определено сущность понятия «самооценка»; - выделены особенности развития самооценки в старшем ... психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности ...
Натуральное М. основано на свойствах нервного аппарата, отличается конкретностью того, что имеется перед ребёнком, смыканием имеющегося в более или менее готовые ситуации, динамикой образов. Когда глаза ребёнка направлены на два предмета, происходит замыкание, образуется связь одного предмета с другим, ребёнок переходит от натуральной формы М. к культурной. Это имеет место, когда ребёнок переходит к М. с помощью речи.
При наблюдении двух форм М. у ребёнка – при помощи наглядной ситуации и при помощи слов – мы замечаем те же изменения, что и при развитии речи. Сначала ребёнок действует, а потом говорит, и его слова являются результатом практической деятельности. К 5 годам ребёнок переходит к одновременному проявлению речи и М. при решении задачи. Здесь речь прояляется в виде эгоцентрической речи, возникает М. во время действия. В школьном возрасте ребёнок сначала планирует действия, а потом практически их реализует.
Товарищи, я тут в вкратце опишу становление понятий. Это тоже к Выготскому можно. Так, напомню.
3 ступени:
- До 3 лет. Ребёнок мыслит «глыбами». Синкретичность. На данной ступени имеется динамика, заключающаяся в усложнении связей. Эта ступень делится на 3 этапа:
- Период «проб и ошибок» — группа предметов берётся наугад и её составляющие легко меняются.
- Период руководства субъективными связями, основанными на восприятии.
- Период появления синкретичного образа – приведение предметов к одному значению. Построение синктерического образа является эквивалентом понятий.
- М. в комплексах. Объединение предметов происходит на основе реально существующих связей, но они могут быть ситуативны. Следовательно, М. становится объективным. Выделяют 5 форм комплексной системы:
- Ассоциативный – любая связь с любым из признаков.
- Коллекция – взаимное дополнение по одному признаку
- Цепной – объединение звеньев в цепь с возможностью переносов признака через звенья.
- Диффузный – признак, объединяющий предметы становится смутным, размытым.
- Псевдопонятия – имеет признаки понятия, но сохраняет свойства комплекса.
- Развитие расчленения, анализа и абстрагирования. Фазы:
- Приближенность к псевдопонятию
- Потенциальное понятие – практическое отнесение к кругу предметов.
- Понятия с присущей им сигнификативностью.
Виды М.
- По средствам:
- Наглядно-действенное (средство — действие): Решение задачи осуществляется с помощью практического преобразования ситуации.
- Наглядно-образное (средство-образ): в образе зафиксировано видение предмета с разных сторон. Ситуация преобразуется в плане образа.
- Словесно-логическое (средство — слово): характеризуется использованием понятий, логических конструкций, существующих языковых средств.
- По направлению:
- Реалистическое – направленное на внешнюю среду.
- Аутестическое – направленное внутрь, внутренний диалог.
- * Интуитивное – свёрнутое, минимально осознанное.
- Аналитическое – развёрнутое, осознанное.
- * Репродуктивное
- Продуктивное
- По типу решаемых задач:
* Практическое – создание схем и алгоритма действия.
Ребенок в очаге чрезвычайной ситуации: оценка состояния и психологическая помощь
... особенностям оказания пострадавшим детям экстренной психологической помощи в очаге чрезвычайной ситуации, отметим основные мероприятия, осуществляемые ... чрезвычайной ситуации, следует указать специфику чрезвычайной ситуации, возрастные особенности маленького пострадавшего и особенности реакции на происходящее значимых для него взрослых. Переходя к ...
* Теоретическое – познание законов, правил.
Что касается исследований, то тут тоже самое, что в теориях – Пиаже, Выготский, когнитивисты.