среднего профессионального образования
Сергиевский губернский техникум
Программа психолого – педагогической практики
для специальности: 050704.52 «Дошкольное образование»
III курс
Сергиевск, 2011
ОДОБРЕНА предметной (цикловой) комиссией психолого-педагогических дисциплин Протокол № ________________ «___»____________________2011г |
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 050704.52 Дошкольное образование |
Председатель ПЦК _______________ Карачкова И.А. |
Зам. директора по реализации программ СПО __________________________ О.К. Лозбенева |
Автор: ______________________ Карачкова И.А. — преподаватель психолого-педагогических дисциплин
Рецензенты: _______________________________________________________
Пояснительная записка
Психоло — педагогическаяя практика – один из важнейших этапов профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений, способствует формированию профессиональных умений и навыков, составляющих основу педагогического мастерства. В ходе психолого — педагогической практики студенты закрепляют знания по теоретическим основам курсов психологии, дошкольной педагогики и частных методик.
Психолого-педагогическая практика проводится в течение 2-х недель на 3 курсе в 5 семестре.
Базой для проведения практики служат дошкольные образовательные учреждения Сергиеского района.
Цель практики:
* формирование у студентов целостного представления о воспитательно-образовательном комплексе современного дошкольного учреждения и воспитателе как главном субъекте воспитательного процесса в детском саду;
* привлечь внимание студентов к неповторимой индивидуальности каждого ребенка, к вопросам развития его личности в группе сверстников, влиянию личности педагога на ребенка.
Задачи практики:
* формирование профессионального интереса к педагогической деятельности воспитателя дошкольного учреждения, создание у студентов установки на формирование профессиональной позиции;
* изучение специфики труда воспитателя (функции и профессиональные обязанности педагога дошкольного учреждения);
* ознакомление с различными типами дошкольных учреждений, с особенностями организации работы в них;
* овладение элементарными навыками психолого-педагогических исследований, проектирования развития личности и коллектива с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Практика осуществляется на базе различных типов дошкольных образовательных учреждений.
В ходе практики студенты выполняют следующие виды деятельности:
- знакомятся с различными типами дошкольных учреждений, с особенностями организации их работы, учебно-материальной базой, методическим оснащением воспитательно-образовательного процесса, педагогическим процессом;
- наблюдают за детьми раннего и дошкольного возраста, изучают особенности их психического развития (сенсорной сферы, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, чувств волевой сферы, характера, своеобразия интересов, склонностей и проявления способностей в различных видах деятельности);
- выявляют в процессе наблюдения за общением ребенка со взрослыми и сверстниками;
- влияние общения ребенка со взрослыми на формирование его интереса к окружающему;
- направленность отношения к другим людям и к самому себе;
- стиль и формы общения ребенка со взрослыми;
- роль общения со сверстниками в становлении личности ребенка;
- опыт общения и совместной деятельности;
- потребность в общении, ее признаки, формы общения, избирательность в общении и ее мотивы.
В ходе практики студенты определяют:
- положение ребенка в системе личностных взаимоотношений в группе, его удовлетворенность в контакте со сверстниками.
В ходе практики студенты проводят:
- психолого-педагогическое обследование дошкольников;
- анализ педагогических ситуаций;
- выполняют задания по педагогике в группах раннего возраста (анализируют особенности предметно-развивающей среды, знакомятся с распределением обязанностей между воспитателем и помощником воспитателя, знакомятся с санитарно-просветительной работой, анализируют особенности организации режима дня и формирования культурно – гигиенических навыков (и в группах дошкольного возраста) анализируют особенности организации режима дня и культурно – гигиенических навыков в разных возрастных группах;
- анализируют содержание и методы сенсорного воспитания детей в разных возрастных группах; выявляют наличие познавательных интересов; анализируют учебную деятельность детей своей возрастной группы, условия эстетического воспитания).
В процессе практики студенты должны овладеть следующими умениями:
- -Наблюдать и анализировать специфику труда воспитателя и его помощника;
- -наблюдать, анализировать и планировать воспитательно-образовательную работу в ДОУ;
- -определять конкретные воспитательные задачи с учетом возрастных индивидуальных особенностей детей;
- -изучать личность ребенка, коллектив детей, продукты детской деятельности;
- -составлять психолого-педагогическую характеристику;
- -владеть педагогической рефлексией;
- -разрабатывать и изготовлять наглядные пособия, дидактический материал к занятиям и для работы с родителями.
В ходе практики студенты составляют индивидуальную психолого-педагогическую характеристику ребенка дошкольного возраста на основе комплексного экспериментального изучения уровня его развития и готовят рекомендации по дальнейшей коррекции развития психики ребенка. Характеристика «проходит» защиту перед воспитателем группы, которую посещает ребенок.
Самостоятельно изучают методическую литературу, используют полученные данные в практической работе.
Отчетная документация:
- дневник практики;
- справка о месте прохождения практики;
- аналитический отчет о ходе прохождения практики;
- отзыв – характеристика на студента;
- психолого-педагогическая характеристика на ребенка, прошедшая «защиту» в ДОУ;
- две разработки воспитательных мероприятий;
- дидактические пособия, сделанные руками студентов (для групп раннего и дошкольного возраста).
На данный вид практики отводится 74 часа. По итогам данного вида практики ставится «оценка».
Тематический план практики
№ п/п |
Содержание |
Количество часов |
1. |
Проведение установочной конференции: — ознакомление студентов с задачами, организацией, этапами практики, отчетной документацией, распределение по дошкольным учреждениям. |
|
2. |
Знакомство с администрацией дошкольного учреждения, нормативными документами, регулирующими работу дошкольных учреждений и групп, с преемственностью в работе воспитателей. |
|
3. |
Психолого – педагогические особенности детей дошкольного возраста. Психолого – педагогическая диагностика личности ребенка. Характеристика личности ребенка, упражнения в ее составлении. |
|
4. |
Система, особенности и направления работы воспитателя. Знакомство с нормативно правовым, учебно – методическим обеспечением работы воспитателя, его функциями, с планом работы. Подготовка воспитательных мероприятий согласно плана воспитателя, их проведение. |
|
5. |
Изготовление дидактического материала к занятиям. |
|
6. |
Организация и проведение воспитательного мероприятия. |
|
7. |
Оформление отчётной документации. Оценка по практике.
|
|
Виды деятельности студентов в ходе психолого — педагогической практики в группах по дням
№ п/п |
Программа психолого — педагогической практики |
Формы отчетности |
Дата время |
1 |
Условия работы детского сада, группы: специфика условий работы данного учреждения, комплектование групп. |
В дневнике фиксируются результаты беседы с заведующей или 6старшим воспитателем, в произвольной форме – общие впечатления о первом дне в дошкольном образовательном учреждении, группе раннего возраста, особенностях поведения детей раннего возраста в наблюдаемый период, воспитателях (задание № 1) |
1-ый день |
2 |
Материальные условия в группах детей: помещение группы, расположение всех комнат, виды и назначение мебели и оборудования, размещение их в группе, отбор пособий, игрушек, их расположение, групповая площадка для детей, ее оборудование. |
Описание материальных условий, таблица соотношения игрушек (задание № 1) |
1-ый день |
3 |
Построение развивающей среды. Особенности организации предметно-пространственной среды в группах, обеспечивающей психологический комфорт ребенку и воспитателю. Соответствие предметно-пространственной среды принципам построения развивающей среды. Анализ психолого-педагогической среды, окружающей ребенка. |
Анализ в дневнике, зарисовки, фото, видео (задание № 2)
|
2-ой день |
4 |
Специфика труда воспитателя. Распределение обязанностей между воспитателем и помощником воспитателя, культура внешнего вида воспитателя и его помощника. Хронометраж участия воспитателя и помощника воспитателя в организации и проведении режимных процессов и самостоятельной деятельности детей. Установки на личностно-ориентированное общение с детьми, повышение культуры педагогической деятельности (культуры речи, общения, внешнего вида). |
Анализ в дневнике, таблица распределения обязанностей между воспитателем и младшим воспитателем по вашей группе. Хронометраж сопоставить с примерным распределением обязанностей персонала.
Анализ в дневнике (задание № 2) |
2-ой день 3-ий день
2-ой день 3-ий день
2-ой день 3-ий день |
5 |
Программы воспитания и обучения детей. Изучение и анализ задач воспитания. |
Отметить, по какой программе работает педагог, использование парциальных программ |
1-й день |
6 |
Режим дня в группах детей. Проведение хронометража режима дня 2-3 детей разных возрастных подгрупп. Распределение обязанностей между воспитателем и помощником воспитателя в течение дня. Особенности организации режимных процессов и воспитательной работы. Условия для проведения режимных процессов. Длительность основных компонентов режима с последующей оценкой их соответствия возрастным нормам. Приемы воспитания у детей культурно-гигиенических навыков при проведении режимных процессов: процесса кормления, укладывания детей на сон. |
Протокол поминутного хронометража и наблюдений за детьми (задание № 3)
(задание № 3)
Отчет о воспитании культурно-гигиенических навыков при проведении режимных процессов (задание № 3) |
4-й день |
7 |
Организация бодрствования и методика проведения воспитательной работы. Условия, обеспечивающие активное бодрствование детей, их педагогическая целесообразность. |
Заполнение таблицы (задание № 4), анализ по вопросам. Сформулировать рекомендации по организации и усложнению самостоятельной деятельности детей |
4-й день 5-й день
4-й день 5-й день
|
8 |
Перспективный план и план-перечень игр-занятий. Виды занятий с детьми. Средства и приемы организа- ции бодрствования, их своеобразие. Приемы руководства воспитателя. |
Переписать перспективный план и перечень игр-занятий (задание № 6), Протокол № 1, 2 – проанализировать 2 занятия |
4-й день 5-й день
4-й день 5-й день
|
9 |
Наблюдение за ребенком. Особенности развития и по- ведения детей. Составление характеристики. |
Составить характеристику (задание № 5), запись беседы с медицинским работником и психологом |
1-я – 2-я недели |
10 |
Организация самостоятельной деятельности детей и проведение занятий. Организационные условия самостоятельной деятельности детей. Виды деятельности детей. |
Хронометраж, заполнить таблицу (задание № 6) |
2-я неделя |
11 |
Приемы руководства, осуществляемые воспитателем. Виды наблюдаемых занятий. Приемы обучения, исполь- зуемые на занятиях. |
Переписать конспекты занятий воспитателя, анализ в соответствии с вопросами (задание № 6) |
5-й день |
12 |
Методика проведения утренней гимнастики и занятий по развитию движений. |
Фотозапись гимнастики и занятия (задание № 7) |
1-я неделя (по плану воспитателя) |
13 |
Наблюдение в группах игровой дея- тельности детей. Методы руководства игрой детей. |
Заполнение таблицы (задание № 8), анализ по вопросам |
5-й день |
14 |
Ознакомление с планом оздоровительно-воспитательной работы, планом-перечнем индивидуальных игр-занятий, с видами планирования в группах
|
Переписать планы работы (задание № 9) |
6-й день (суббота) |
15 |
Ознакомление с содержанием программы работы по сенсорному воспитанию. Проверка уровня сенсорного развития детей. |
Заполнить таблицу, сравнить с показателями нервно-психического развития (задание № 10) |
2-я неделя |
16 |
Знакомство с содержанием работы заместителя заведующей (старшего воспитателя), различными формами работы с родителями. |
Оформить стенд, запись беседы с методистом (задание № 11) |
2-я неделя |
|
|
Документация по практике |
9-й день 10-й день |
Итого: |
Методические рекомендации к выполнению заданий по психолого — педагогической практике
Задания для студентов:
Задание 1.
Познакомьтесь с условиями работы детского сада. В беседе с заведующим, старшим воспитателем выясните специфику условий работы ДОУ, его вид, основное направление работы; получите сведения о комплектовании групп, материальных условиях их размещения.
Рекомендации по выполнению задания
Эффективность воспитательно-оздоровительной работы в группах детей во многом зависит от развивающих условий, функциональное назначение которых должно соответствовать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Проводится осмотр групповых помещений. Записи следует вести в такой последовательности:
- комнаты, их расположение, назначение, использование, соответствие санитарно-гигиеническим нормам и эстетическим требованиям;
- предметы мебели, их расстановка, назначение, использование, соответствие санитарно-гигиеническим нормам и эстетическим требованиям;
- пособия для проведения физически упражнений и оздоровительных мероприятий;
- пособия для проведения игр-занятий, соответствие их гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям;
- игрушки для детей, их виды, количество и размещение;
- площадка и ее оборудование.
По результатам осмотра составляется описание материальных условий группы, а также таблица соотношения количества игрушек:
Виды игрушек |
Перечень |
Количество |
|
общее |
на каждого ребенка |
||
|
|
|
|
Задание 2.
Изучите особенности организации предметно-пространственной среды, обеспечивающей психологический комфорт ребенку и воспитателю. Установите ее соответствие принципам построения развивающей среды.
Рекомендации по выполнению задания
— проанализируйте характеристики психолого-педагогической среды, окружающей ребенка, специфику труда воспитателя;
— настройтесь на личностно-ориентированное общение с детьми, вырабатывайте культуру педагогической деятельности (речи, общения, внешнего вида);
— обратите внимание, созданы ли в игровой комнате условия для предметной и ориентировочно-познавательной деятельности, индивидуальных игр, развития движений, приобщения малышей к изобразительной деятельности, сенсорного развития. Запись в дневнике можно вести по следующей схеме:
Вид деятельности |
Игрушки и пособия |
Количество |
Психолого- педагогический анализ |
|
|
|
|
— ознакомьтесь с интерьером группы, определите насколько он соответствует эстетическим требованиям, а предметно-пространственная среда — интересам ребенка и его психологическому здоровью. Что нужно сделать для улучшения предметно-пространственной среды, чтобы воспитанники группы чувствовали себя более комфортно?
В ходе изучения специфики труда воспитателя в группах выполняйте следующие требования:
— познакомьтесь с воспитателем и попытайтесь установить с ним доверительные отношения;
— обратите внимание на внешний вид воспитателя и его помощника;
— понаблюдайте за их работой, распределением обязанностей между ними. Проведите хронометраж участия воспитателя и его помощника в ходе режимных процессов. Хронометраж ведется по следующей форме:
Время |
Режимный процесс |
Деятельность |
||
|
|
Воспитателя |
Помощника воспитателя |
Детей |
|
|
|
|
|
При общении с детьми придерживайтесь следующих советов:
— подумайте, как можно быстро установить контакт с детьми и запомнить их имена;
— придумайте занятие или развлечение, которое заинтересовало бы детей и повысило ваш авторитет в глазах малышей;
— понаблюдайте за детьми и опишите проявления индивидуальности ребенка, которые вы заметили;
— ознакомьтесь с характеристиками индивидуально-типологических особенностей детей
— опишите наиболее запомнившегося вам ребенка;
— проанализируйте чувства, которые вы испытали, общаясь с детьми раннего возраста.
Задаиие 3.
Изучите режим дня в группах детей с физиолого-гигиенических позиций, степень вос- питания у детей культурно-гигиенических навыков.:
Оценка соответствия режима возрастным особенностям детей должна включать анализ следующих обязательных элементов:
— режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);
— продолжительность и место обязательных занятий;
— продолжительность основных занятий с детьми;
— время и кратность пребывания на воздухе;
— продолжительность и кратность сна;
— возможность обеспечения двигательной активности;
— ребенка по собственному выбору;
— обеспечение возможности игровой деятельности.
Познакомьтесь с различными типами режимов.
№ ре-жи- ма |
Воз-раст, лет |
Кормление |
Бодр-ствование (макси-мальная длитель- ность, ч) |
Сон |
Коли- чество часов сна, в сутки |
|||
Ко-ли-чест-во |
интер-вал, ч |
дневной |
ночной |
|||||
количество периодов |
длитель- ность периода, ч |
длитель- ность периода, ч |
||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Дайте гигиеническую оценку основных режимных процессов: встрече детей, организации дневного сна, приему пищи, проведению прогулок, занятий, закаливающих мероприятий. Для этого проведите наблюдение за существующим распорядком дня в группе детей раннего возраста и определите его соответствие их возрастным особенностям.
Проведите поминутный хронометраж режимных процессов, наблюдая за 1 — 2 детьми. Результаты наблюдений занесите в протокол, одновременно отражая поминутное поведение детей.
Сделайте вывод об организации режимных процессов, соответствии нагрузок возрастным физиологическим особенностям, выявите детей с отклонениями в поведении, дайте рекомендации по совершенствованию организации режима на основании поминутного хронометража и наблюдений за детьми.
Наблюдение рекомендуется вести по следующей форме:
Время, ч |
Фамилия, имя, возраст ребенка |
Формы активности |
Деятельность |
|
воспитатель |
помощник воспитателя |
|||
|
|
|
|
|
По данным наблюдений студенты должны представить анализ выполнения режима с точным указанием времени смещений (если они были) режимных процессов.
Студентам для выполнения задания необходимо ознакомиться с долгосрочным планированием работы; условиями и обстановкой в группах, особенностями проведения режимных процессов, выделить педагогические приемы воспитания у детей культурно-гигиенических навыков.
На основе наблюдений составляется отчет, в котором отражаются:
— условия и оборудование, необходимые для правильного проведения режимных процессов;
— продолжительность режимных процессов для детей разных возрастных подгрупп;
— педагогические приемы, применяемые воспитателем и его помощником;
— формы активности детей разных возрастных подгрупп.
Задание 4.
Примите участие в организации бодрствования и проведении воспитательной работы в группах детей.
Рекомендации по выполнению задания
В ходе выполнения задания рекомендуется придерживаться следующих требований:
— подробно ознакомьтесь с долгосрочным планированием работы в группе и планом-перечнем игр-занятий;
— определите педагогическую целесообразность условий и оборудования, своеобразие средств и приемов организации бодрствования;
— выделите содержание, средства и приемы, используемые воспитателем для формирования у детей навыков действий с предметами, основных движений;
— определите содержание работы и приемы, используемые воспитателем в общении с детьми.
Данные наблюдения суммируются, систематизируются и представляются в отчете, содержащим требования:
— продолжительность бодрствования детей разных возрастных подгрупп;
— условия и обстановка проведения бодрствования;
— особенности проявления-активности детей разных возрастных подгрупп;
— средства и приемы, используемые для поддержания у детей положительного эмоционального состояния;
— приемы обучения, применяемые персоналом группы в работе, для формирования у детей зрительного, слухового восприятия, речевых навыков общения, действий с предметами и др..
Задание 5.
Проведите наблюдение за ребенком для определения особенностей развития. Распределите детей для наблюдения за их поведением и составления характеристик (по одному ребенку на двух студентов).
План характеристики (фамилия, имя, дата рождения ребенка)
1. Краткие анамнестические данные:
— вес, рост при рождении;
— перенесенные заболевания;
— как развивался ребенок до поступления в детское учреждение и в период, предшествующий наблюдению за ним студентами.
2. Особенности развития и поведения ребенка в период наблюдения:
— внешний вид;
— физическое развитие (вес, рост в сравнении с нормой);
— нервно-психическое развитие — речь (пассивная и активная), движения, деятельность (предметная, отобразительная), навыки, умения;
— особенности поведения и настроение (бодрое, неустойчивое, грустное);
— взаимоотношения со взрослыми и детьми (инициативные, ответные).
3. Педагогические рекомендации по дальнейшему воспитанию ребенка.
Задание 6.
Организуйте самостоятельную деятельность детей в группе и проведите занятия с ними. Обратите внимание на особенности поведения детей, их взаимоотношения в процессе самостоятельной игровой деятельности.
Понаблюдайте организованные занятия, проведите хронометражные записи. Каждый студент ведет хронометраж за 1 — 2 детьми. Изменения в поведении малышей фиксируются каждые 5 мин по следующей форме:
Время, ч |
Вид деятельности |
Взаимоотношения между детьми |
Общение со зврослым |
Воздействие воспитателя |
|
|
|
|
|
В хронометражных записях отражаются виды деятельности ребенка в наблюдаемый отрезок времени, его избирательное отношение к тому или иному виду деятельности, формы общения со сверстниками, инициативные формы общения со взрослым, участие воспитателя в деятельности малыша, выводы и рекомендации.
Обсуждение хронометражных записей позволяет составить представление об общем уровне самостоятельной деятельности всех детей группы и каждого ребенка индивидуально.
Группа третьего года жизни (первая младшая) считается переходной от раннего к дошкольному возрасту, поэтому целесообразно в период практики провести хронометраж занятий.
Результаты наблюдений отразите в протоколах № 1, 2.
Протокол № 1 поминутного хронометража занятия (20 мин.)
Дата |
Номер ДОУ |
||||||||||||||||||
Группа |
Вид занятия |
||||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка |
|||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
п |
п |
о |
о |
о |
о |
з |
з |
з |
з |
з |
з |
з |
з |
з |
Р |
Р |
Р |
У |
У |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
к |
к |
к |
|
|
П — подготовка рабочего места;
О — объяснение и показ воспитателя;
З — выполнение задания;
Р — обсуждение полученных результатов;
У — уборка рабочего места;
К — отвлечение от занятий.
В протоколе фиксируются реакции, свидетельствующие о наступлении утомления.
Протокол № 2 хронометража реакций детей (20 мин.)
Фамилия, имя ребенка |
Время занятия, мин |
Итого |
|||||
1 — 5 |
6 — 10 |
11 — 15 |
16 — 20 |
В |
Т |
О |
|
|
|
|
К |
в |
1 |
— |
1 |
|
|
|
в |
в |
2 |
— |
— |
|
|
|
в |
т |
3 |
2 |
— |
всего |
|
6 |
2 |
1 |
К — отвлечение от занятий;
В — реакции возбуждения;
Т — реакции торможения.
Анализ результатов хронометража позволяет выявить время развития утомления у большинства детей, определить детей с повышенной утомляемостью и потому требующих внимания воспитателя, медицинского персонала, родителей. На основании результатов хронометража вносятся коррективы в построение занятия.
Основными приемами обучения детей являются: показ образца, сопровождаемый словесным обозначением, непосредственные действия ребенка или его рукой, подсказ по ходу действия и др. Занятия (с небольшими изменениями) повторяются до полного усвоения их содержания детьми, а затем они усложняются. При этом меняются виды деятельности и характер активности ребенка. Обучение на занятиях протекает на фоне игрового, эмоционального общения
Студенты-практиканты подробно знакомятся с планом и конспектами занятий; проводят наблюдение двух занятий для разных возрастных подгрупп. Это необходимо для уяснения целей занятий, объема программного содержания, соответствия наглядно-действенных и словесных компонентов, проявляющегося в характере активности детей, степени участия в игровом, эмоциональном общении с детьми воспитателя.
Вопросы для обсуждения
1. Виды деятельности ребенка, их устойчивость, проявление избирательного отношения к тому или иному виду деятельности.
2. Формы общения малыша со сверстниками, возникновение инициативных форм общения со взрослым.
3. Какое значение имеет обучение на наблюдаемых занятиях в системе воспитательной работы с детьми данной группы?
Задание 7.
Изучите показатели физического развития детей, выделите особенности.
Познакомьтесь с особенностями и показателями фи- зического развития ребенка-, представленными в образовательных программах для детей. Изучите содержание работы по физическому воспитанию с детьми раннего возраста.
В «Истории развития ребенка» ознакомьтесь с результатами обследования врачом физического развития ребенка и его здоровья. В беседе с врачом или старшей медсестрой ДОУ выясните, насколько гармонично физическое развитие у малышей вашей группы. Выясните у врача (или медицинской сестры) детского сада, кто из детей имеет отклонения в физическом развитии.
На основании собранных данных проанализируйте развитие двигательных навыков у детей вашей группы, определите детей, чье физическое развитие соответствует возрасту ребят, опережает его или запаздывает, у кого из малышей имеются какие-либо отклонения. Далее, наблюдая за 2 — 3 детьми, обратите внимание, как и насколько правильно воспитатель регулирует: длительность сна; количество пищи; темп игр и физических упражнений; объем информации, даваемой на занятиях. Результаты фиксируются в дневнике по следующей схеме:
Фамилия, имя ребенка |
Группа здоровья |
Физическое развитие |
Харак-тер труда |
Темп игр и физичес-ких упражне-ний |
Актив-ность на занятиях |
|||
|
ЗР |
ЧБ |
ЭБ |
Гарм. |
Откл. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условные обозначения и рекомендации к заполнению:
ЗР — здоровый ребенок, ни разу не болевший в тече- ние года;
ЧБ- часто болеющий (более 4 раз в году);
ЭБ- эпизодически болеющий (1-3 раза в году);
Гарм. — гармоническое соотношение роста, веса, ок- ружности грудной клетки (ОГ), правильная осанка, стопа;
Откл. — отклонения в физическом развитии (завышен- ный, заниженный рост, вес, окружность груди, наруше- ния в осанке, стопе).
Наблюдая за проведением утренней гимнастики и физкультурного занятия, обратите внимание на такие моменты, как:
— гигиенические условия: одежда, обувь детей, воспитателя, состояние оборудования, доступ свежего воздуха;
— соответствие задач образовательного, воспитательного и оздоровительного характера и содержания занятия возрасту и физическим возможностям детей;
— форму проведения и специализации занятия, в том числе по времени;
— соответствие способов организации детей их возможностям;
— физическую нагрузку на детей, реакцию их организма на нее;
— качество двигательных умений детей;
— активизацию умственной деятельности детей;
— эмоциональное состояние детей и воспитателя;
— меры безопасности и страховки детей;
— объяснение и показ воспитателем упражнений;
— индивидуальный подход к детям.
Задание 8.
Ознакомьтесь с долгосрочным планированием воспитательной работы в группе, организацией игровой самостоятельной деятельности детей, методами руководства ею. Уделите внимание общению с детьми, уяснению его роли в воспитательной работе.
Выполнение задания начинается с наблюдения за играми детей и поведением воспитателя в течение получаса и включает хронометраж и последующий анализ игровых навыков детей.
Своевременное развитие таких видов деятельности детей зависит от системы воспитательной
работы в группе.
Студенты наблюдают за двумя детьми и действиями воспитателя и его помощника, прямо или косвенно направленными на поддержание детской деятельности или введение новой. Полученные данные количественно суммируются, обобщаются и излагаются письменно в отчете, при этом освещаются следующие вопросы:
— общая продолжительность предметной и игровой деятельности детей разных возрастных подгрупп;
— характеристика игровых уголков и игрушек;
— виды и количество функциональных и других действий, выполненных детьми;
— темы, сюжеты отобразительных игр;
— совместные игры и характер отношений детей друг к другу;
— приемы руководства деятельностью детей.
Студенты проводят соответствие развития воспитанников группы общим показателям нервно-психического развития детей данного возраста и передают собранную информацию воспитателю-методисту для демонстрации на групповом экране показателей развития детей.
Для установления контакта с детьми используют тактику игрового взаимодействия, о которой можно прочитать в журнале «Дошкольное воспитание» (Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре // Дошкольное воспитание. 1993. № 3.).
Рекомендуется развертывать игровые действия на виду у детей. Проявляя эмоциональную заинтересованность в игре, использовать непосредственный интерес наблюдающих за игрой детей, втягивать их в игру. В игровом процессе пояснять смысл своих действий и предполагаемый смысл действий детей («Буду мишку купать, он грязный. Это у меня мыло. Что это у тебя, Маша? Полотенце? Будешь вытирать мишку?» и т.п.).
Поиграв с детьми, следует подключаться на короткое время к действиям того или иного ребенка, комментируя и поощряя его игру и тем самым помогая малышу осознать смысл его действий. Развертывая игру с детьми, желательно сочетать реалистические игрушки с условными предметами-заместителями, чтобы действие с ними имело опору на реалистические игрушки, проясняющие ребенку смысл игровой ситуации. Обыгрывание новой игрушки проводить в совместной деятельности с дошкольниками, включая их в уже известные сюжетные контексты или развертывая новый сюжет.
Индивидуальное общение воспитателя, его помощника с каждым ребенком группы направлено на удовлетворение одной из основных социальных потребностей. Вместе с тем общение является одним из важных средств разностороннего воспитательного воздействия. Наблюдая за воспитателем и его помощником, студенты-практиканты определяют средства и формы организации общения, эмоциональные приемы и способы коммуникативных воздействий.
Студенты устанавливают непосредственный контакт с одним ребенко. В процессе общения с ним фиксируют его ответные действия, реакции, содержание общения, его длительность. Общаясь с ребенком, необходимо расположить его к себе, чему способствуют улыбка, ласковое слово, доброжелательность и игровой контакт.
Вопросы для обсуждения
- Каково содержание предметной и игровой деятельности детей второго — третьего года жизни?
- Какие приемы руководства деятельностью детей использует воспитатель?
- Какие рекомендации можно сформулировать по улучшению организации деятельности детей в группе?
- Какое содержание общения предпочитал ребенок, с которым был установлен непосредственный контакт?
- Какое значение имеют методика и характер общения воспитателя с каждым ребенком в группе ?
Задание 9.
Ознакомьтесь с оздоровительно-воспитательной работой в группах детей и примите участие в ней.
Студенты-практиканты изучают план оздоровительно-воспитательной работы, план-перечень индивидуальных игр-занятий, календарный план и сетку занятий на месяц. При этом они сопоставляют их содержание и структуру в такой последовательности:
— основные разделы перспективного (на три месяца) и календарного планов оздоровительно-воспитательной работы;
— содержание планов — перспективного (на три месяца), игр-занятий и календарного;
— степень направленности планов на обеспечение всестороннего, полноценного и своевременного развития всех детей группы;
— содержание и организацию физического воспитания в планах и сетке занятий;
— планирование организации и содержания деятельности детей во время бодрствования;
— степень повторяемости и дифференцированности планируемых игр-занятий в разных возрастных подгруппах;
— учет в планах индивидуальных особенностей детей.
Вопросы для обсуждения
1. Соответствует ли планирование оздоровительно-воспитательной работы?
2. Соответствуют ли содержание и формы планирования программе?
3. Как осуществляется индивидуальный подход в обучении детей раннего возраста?
4. Какие рекомендации можно сформулировать по улучшению планирования оздоровительно-воспитательной работы в группе, индивидуальному подходу в обучении?
Задание 10.
Ознакомьтесь с содержанием программы работы ДОУ, особенностями методики проведения занятий по этому разделу, (Занятие должно носить комплексный характер.) Проведите наблюдение за приемами работы воспитателя по развитию сенсорной культуры ребенка.
Студенты анализируют программу, по которой работает детский сад. Это могут быть программы «Радуга», «Дом радости», «Золотой ключик», «Развитие», «Детство», «Истоки».
Студентам-практикантам необходимо ознакомиться с методами проверки уровня сенсорного развития у детей второго года жизни и научиться определять его (умение детей соотносить и группировать предметы по форме, величине, цвету).
Работа выполняется методом экспериментальных заданий. Перед ребенком поочередно расставляют пособия для восприятия формы, величины, цвета и предлагают: «Сделай так же», «Дай такой же», «Дай красный (синий, зеленый, желтый)». Три точных действия указывают на сформированность умения. Наличие или отсутствие указанного действия обозначается знаками плюс (+) и минус (—).
Каждый студент обследует четырех детей.
В процессе проверки ведется запись по форме:
Фамилия, имя, возраст ребенка |
Дата, время |
Порядок предъявления игрушек |
Игрушки |
Инструкция экспериментатора |
Действия ребенка |
|
|
|
|
|
|
Полученные данные анализируются и представляются в виде следующей таблицы:
Фамилия, имя, возраст ребенка
|
Восприятие (называет, соотносит, отождествляет) |
||
величина |
форма |
цвет |
|
|
|
|
|
С полученными данными следует ознакомить воспитателя труппы для использования их при составлении плана занятия и в индивидуальной работе с детьми.
В ходе наблюдения занятия внимание обращается на:
— организационные условия работы с детьми;
— наглядность в проведении занятий;
— разнообразие приемов обучения;
— эмоциональное состояние детей, уровень их познавательной активности;
— стиль общения воспитателя с детьми, его индивидуальную работу с ними.
Во время практики в ДОУ студенты овладевают профессиональными умениями и навыками воспитателя группы детей.
Задание 11.
Ознакомьтесь с содержанием работы старшего воспитателя, материалами методического кабинета, различными формами работы с родителями, принятыми.
Анализируя работу ДОУ и его педагогов с родителями, необходимо учитывать составленные аналитические справки о такой деятельности, индивидуальные коллективные ее формы, работу родительского комитета, состояние пропаганды педагогических знаний (уголок для родителей, тематические выставки, лекции, беседы, дни открытых дверей).
Примерные темы для бесед с родителями
1. Домашний режим ребенка. Его соответствие режиму яслей.
- Продолжительность дневного сна в выходные дни, условия засыпания.
- Аппетит малыша дома.
- Положительные и отрицательные привычки.
- Любимые игрушки. Партнеры по игре. Порядок хранения игрушек.
- Особенности формирующегося характера, наследственные черты и др.
Самостоятельная работа студентов в группах детей проводится по заданию руководителя практики и педагогов ДОУ.
Ознакомившись с перечнем практикуемых для детей группы подвижных игр, практикант выбирает понравившуюся игру, обсуждает ее с воспитателем группы, готовит конспект и самостоятельно проводит с детьми запланированную игру. При необходимости его дополняют изготовленными наглядными пособиями.
Студенты самостоятельно проводят утреннюю гимнастику с детьми, подвижные игры на прогулке, кормление, умывание, закаливающие процедуры, одевание и раздевание, укладывание спать и др.
Итогом самостоятельной работы является проведение открытых занятий с последующим коллективным обсуждением, а также написание отчетов, подготовку отчетной документации к конференции.
Список используемой литературы
Основная:
1.Авдеева Н.Н., Мещерякова С. В. Вы и младенец. — М., 1991.
2.Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. — М.,1992.
3.Аминов Н.А., Морозова Н.А.. СмятскихА.Л. Психодиагностика педагогических способностей. -М., 1994.
4.АникееваН.П. Воспитание игрой. -М., 1987,
5. АртемоваЛ.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.-М., 1992.
6. ГалигузоваЛ.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести лет. О психологии маленького ребенка. — М., 1996.
7. Галанова А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М.: АРКТИ, 2002.
8. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы: Пер. с фин. -М., 1993.
9.ЭльконинД.Б. Психология игры. -М., 1978.
Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. — М.,1984.
Дополнительная:
- Конвенция о правах ребенка – Вестник образования, 1991 г, № 10.
- Макаренко А. С. Книга для родителей, соч. т. 4. – М., 1960 г.
- Сухомлинский В. А. Сердце отдают детям – Киев, 1994 г.
- Мир детства: дошкольник – М., 1979 г.
- Детство. Программа развития и обучения в детском саду – С.П., 1995 г.
- Программа «Развитие» (основные положения) – М., 1994 г.
- Радуга. Программа и руководство для воспитателей – М., 1994 г.
- Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети – М., 1985 г.