Государственное образовательное учреждение 10

среднего профессионального образования

Сергиевский губернский техникум

Программа психолого – педагогической практики

для специальности: 050704.52 «Дошкольное образование»

III курс

Сергиевск, 2011

ОДОБРЕНА

предметной (цикловой) комиссией

психолого-педагогических дисциплин

Протокол № ________________

«___»____________________2011г

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 050704.52 Дошкольное образование

Председатель ПЦК _______________

Карачкова И.А.

Зам. директора по реализации

программ СПО __________________________

О.К. Лозбенева

Автор: ______________________ Карачкова И.А. — преподаватель психолого-педагогических дисциплин

Рецензенты: _______________________________________________________

Пояснительная записка

Психоло — педагогическаяя практика – один из важнейших этапов профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений, способствует формированию профессиональных умений и навыков, составляющих основу педагогического мастерства. В ходе психолого — педагогической практики студенты закрепляют знания по теоретическим основам курсов психологии, дошкольной педагогики и частных методик.

Психолого-педагогическая практика проводится в течение 2-х недель на 3 курсе в 5 семестре.

Базой для проведения практики служат дошкольные образовательные учреждения Сергиеского района.

Цель практики:

* формирование у студентов целостного представления о воспитательно-образовательном комплексе современного дошкольного учреждения и воспитателе как главном субъекте воспитательного процесса в детском саду;

* привлечь внимание студентов к неповторимой индивидуальности каждого ребенка, к вопросам развития его личности в группе сверстников, влиянию личности педагога на ребенка.

Задачи практики:

* формирование профессионального интереса к педагогической деятельности воспитателя дошкольного учреждения, создание у студентов установки на формирование профессиональной позиции;

* изучение специфики труда воспитателя (функции и профессиональные обязанности педагога дошкольного учреждения);

* ознакомление с различными типами дошкольных учреждений, с особенностями организации работы в них;

* овладение элементарными навыками психолого-педагогических исследований, проектирования развития личности и коллектива с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Практика осуществляется на базе различных типов дошкольных образовательных учреждений.

В ходе практики студенты выполняют следующие виды деятельности:

  • знакомятся с различными типами дошкольных учреждений, с особенностями организации их работы, учебно-материальной базой, методическим оснащением воспитательно-образовательного процесса, педагогическим процессом;
  • наблюдают за детьми раннего и дошкольного возраста, изучают особенности их психического развития (сенсорной сферы, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, чувств волевой сферы, характера, своеобразия интересов, склонностей и проявления способностей в различных видах деятельности);
  • выявляют в процессе наблюдения за общением ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • влияние общения ребенка со взрослыми на формирование его интереса к окружающему;
  • направленность отношения к другим людям и к самому себе;
  • стиль и формы общения ребенка со взрослыми;
  • роль общения со сверстниками в становлении личности ребенка;
  • опыт общения и совместной деятельности;
  • потребность в общении, ее признаки, формы общения, избирательность в общении и ее мотивы.

В ходе практики студенты определяют:

  • положение ребенка в системе личностных взаимоотношений в группе, его удовлетворенность в контакте со сверстниками.

В ходе практики студенты проводят:

  • психолого-педагогическое обследование дошкольников;
  • анализ педагогических ситуаций;
  • выполняют задания по педагогике в группах раннего возраста (анализируют особенности предметно-развивающей среды, знакомятся с распределением обязанностей между воспитателем и помощником воспитателя, знакомятся с санитарно-просветительной работой, анализируют особенности организации режима дня и формирования культурно – гигиенических навыков (и в группах дошкольного возраста) анализируют особенности организации режима дня и культурно – гигиенических навыков в разных возрастных группах;
  • анализируют содержание и методы сенсорного воспитания детей в разных возрастных группах; выявляют наличие познавательных интересов; анализируют учебную деятельность детей своей возрастной группы, условия эстетического воспитания).

В процессе практики студенты должны овладеть следующими умениями:

  • -Наблюдать и анализировать специфику труда воспитателя и его помощника;
  • -наблюдать, анализировать и планировать воспитательно-образовательную работу в ДОУ;
  • -определять конкретные воспитательные задачи с учетом возрастных индивидуальных особенностей детей;
  • -изучать личность ребенка, коллектив детей, продукты детской деятельности;
  • -составлять психолого-педагогическую характеристику;
  • -владеть педагогической рефлексией;
  • -разрабатывать и изготовлять наглядные пособия, дидактический материал к занятиям и для работы с родителями.

В ходе практики студенты составляют индивидуальную психолого-педагогическую характеристику ребенка дошкольного возраста на основе комплексного экспериментального изучения уровня его развития и готовят рекомендации по дальнейшей коррекции развития психики ребенка. Характеристика «проходит» защиту перед воспитателем группы, которую посещает ребенок.

Самостоятельно изучают методическую литературу, используют полученные данные в практической работе.

Отчетная документация:

  • дневник практики;
  • справка о месте прохождения практики;
  • аналитический отчет о ходе прохождения практики;
  • отзыв – характеристика на студента;
  • психолого-педагогическая характеристика на ребенка, прошедшая «защиту» в ДОУ;
  • две разработки воспитательных мероприятий;
  • дидактические пособия, сделанные руками студентов (для групп раннего и дошкольного возраста).

На данный вид практики отводится 74 часа. По итогам данного вида практики ставится «оценка».

Тематический план практики

п/п

Содержание

Количество

часов

1.

Проведение установочной конференции:

— ознакомление студентов с задачами, организацией, этапами практики, отчетной документацией, распределение по дошкольным учреждениям.

2.

Знакомство с администрацией дошкольного учреждения, нормативными документами, регулирующими работу дошкольных учреждений и групп, с преемственностью в

работе воспитателей.

3.

Психолого – педагогические особенности детей дошкольного возраста. Психолого – педагогическая диагностика личности ребенка. Характеристика личности ребенка, упражнения в ее составлении.

4.

Система, особенности и направления работы воспитателя. Знакомство с нормативно правовым, учебно – методическим обеспечением работы воспитателя, его функциями, с планом работы. Подготовка воспитательных мероприятий согласно плана воспитателя, их проведение.

5.

Изготовление дидактического материала к занятиям.

6.

Организация и проведение воспитательного мероприятия.

7.

Оформление отчётной документации. Оценка по практике.

Виды деятельности студентов в ходе психолого — педагогической практики в группах по дням

п/п

Программа

психолого — педагогической практики

Формы отчетности

Дата

время

1

Условия работы детского сада, группы: специфика условий работы данного учреждения, комплектование групп.

В дневнике фиксируются результаты беседы с заведующей или 6старшим воспитателем, в произвольной форме – общие впечатления о первом дне в дошкольном образовательном учреждении, группе раннего возраста, особенностях поведения детей раннего возраста в наблюдаемый период, воспитателях (задание № 1)

1-ый день

2

Материальные условия в группах детей: помещение группы, расположение всех комнат, виды и назначение мебели и оборудования, размещение их в группе, отбор пособий, игрушек, их расположение, групповая площадка для детей, ее оборудование.

Описание материальных условий, таблица соотношения игрушек (задание № 1)

1-ый день

3

Построение развивающей среды. Особенности организации предметно-пространственной среды в группах, обеспечивающей психологический комфорт ребенку и воспитателю. Соответствие предметно-пространственной среды принципам построения развивающей среды. Анализ психолого-педагогической среды, окружающей ребенка.

Анализ в дневнике, зарисовки, фото, видео (задание № 2)

2-ой день

4

Специфика труда воспитателя. Распределение обязанностей между воспитателем и помощником воспитателя, культура внешнего вида воспитателя и его помощника.

Хронометраж участия воспитателя и помощника воспитателя в организации и проведении режимных процессов и самостоятельной деятельности детей.

Установки на личностно-ориентированное общение с детьми, повышение культуры педагогической деятельности (культуры речи, общения, внешнего вида).

Анализ в дневнике, таблица распределения обязанностей между воспитателем и младшим воспитателем по вашей группе.

Хронометраж сопоставить с примерным распределением обязанностей персонала.

Анализ в дневнике

(задание № 2)

2-ой день

3-ий день

2-ой день

3-ий день

2-ой день

3-ий день

5

Программы воспитания и обучения детей. Изучение и анализ задач воспитания.

Отметить, по какой программе работает педагог, использование парциальных программ

1-й день

6

Режим дня в группах детей. Проведение хронометража режима дня 2-3 детей разных возрастных подгрупп. Распределение обязанностей между воспитателем и помощником воспитателя в течение дня. Особенности организации режимных процессов и воспитательной работы.

Условия для проведения режимных процессов. Длительность основных компонентов режима с последующей оценкой их соответствия возрастным нормам.

Приемы воспитания у детей культурно-гигиенических навыков при проведении режимных процессов: процесса кормления, укладывания детей на сон.

Протокол поминутного хронометража и наблюдений за детьми (задание № 3)

(задание № 3)

Отчет о воспитании культурно-гигиенических навыков при проведении режимных процессов (задание № 3)

4-й день

7

Организация бодрствования и методика проведения воспитательной работы.

Условия, обеспечивающие активное бодрствование детей, их педагогическая целесообразность.

Заполнение таблицы (задание № 4), анализ по вопросам.

Сформулировать рекомендации по организации и усложнению самостоятельной деятельности детей

4-й день

5-й день

4-й день

5-й день

8

Перспективный план и план-перечень игр-занятий.

Виды занятий с детьми. Средства и приемы организа- ции бодрствования, их своеобразие. Приемы руководства воспитателя.

Переписать перспективный план и перечень игр-занятий (задание № 6),

Протокол № 1, 2 – проанализировать 2 занятия

4-й день

5-й день

4-й день

5-й день

9

Наблюдение за ребенком. Особенности развития и по- ведения детей. Составление характеристики.

Составить характеристику (задание № 5),

запись беседы с медицинским работником и психологом

1-я – 2-я

недели

10

Организация самостоятельной деятельности детей и проведение занятий. Организационные условия самостоятельной деятельности детей. Виды деятельности детей.

Хронометраж, заполнить таблицу (задание № 6)

2-я неделя

11

Приемы руководства, осуществляемые воспитателем. Виды наблюдаемых занятий. Приемы обучения, исполь- зуемые на занятиях.

Переписать конспекты занятий воспитателя, анализ в соответствии с вопросами (задание № 6)

5-й день

12

Методика проведения утренней гимнастики и занятий по развитию движений.

Фотозапись гимнастики и занятия (задание № 7)

1-я неделя (по плану воспитателя)

13

Наблюдение в группах игровой дея- тельности детей. Методы руководства игрой детей.

Заполнение таблицы (задание № 8), анализ по вопросам

5-й день

14

Ознакомление с планом оздоровительно-воспитательной работы, планом-перечнем индивидуальных игр-занятий, с видами планирования в группах

Переписать планы работы (задание № 9)

6-й день (суббота)

15

Ознакомление с содержанием программы работы по сенсорному воспитанию. Проверка уровня сенсорного развития детей.

Заполнить таблицу, сравнить с показателями нервно-психического развития (задание № 10)

2-я неделя

16

Знакомство с содержанием работы заместителя заведующей (старшего воспитателя), различными формами работы с родителями.

Оформить стенд, запись беседы с методистом (задание № 11)

2-я неделя

Документация по практике

9-й день

10-й день

Итого:

Методические рекомендации к выполнению заданий по психолого — педагогической практике

Задания для студентов:

Задание 1.

Познакомьтесь с условиями работы детского сада. В беседе с заведующим, старшим воспитателем выясните специфику условий работы ДОУ, его вид, основное направление работы; получите сведения о комплектовании групп, материальных условиях их размещения.

Рекомендации по выполнению задания

Эффективность воспитательно-оздоровительной работы в группах детей во многом зависит от развивающих условий, функциональное назначение которых должно соответствовать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Проводится осмотр групповых помещений. Записи следует вести в такой последовательности:

  • комнаты, их расположение, назначение, использование, соответствие санитарно-гигиеническим нормам и эстетическим требованиям;
  • предметы мебели, их расстановка, назначение, использование, соответствие санитарно-гигиеническим нормам и эстетическим требованиям;
  • пособия для проведения физически упражнений и оздоровительных мероприятий;
  • пособия для проведения игр-занятий, соответствие их гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям;
  • игрушки для детей, их виды, количество и размещение;
  • площадка и ее оборудование.

По результатам осмотра составляется описание материальных условий группы, а также таблица соотношения количества игрушек:

Виды

игрушек

Перечень

Количество

общее

на каждого ребенка

Задание 2.

Изучите особенности организации предметно-пространственной среды, обеспечивающей психологический комфорт ребенку и воспитателю. Установите ее соответствие принципам построения развивающей среды.

Рекомендации по выполнению задания

— проанализируйте характеристики психолого-педагогической среды, окружающей ребенка, специфику труда воспитателя;

— настройтесь на личностно-ориентированное общение с детьми, вырабатывайте культуру педагогической деятельности (речи, общения, внешнего вида);

— обратите внимание, созданы ли в игровой комнате условия для предметной и ориентировочно-познавательной деятельности, индивидуальных игр, развития движений, приобщения малышей к изобразительной деятельности, сенсорного развития. Запись в дневнике можно вести по следующей схеме:

Вид

деятельности

Игрушки

и пособия

Количество

Психолого-

педагогический

анализ

— ознакомьтесь с интерьером группы, определите насколько он соответствует эстетическим требованиям, а предметно-пространственная среда — интересам ребенка и его психологическому здоровью. Что нужно сделать для улучшения предметно-пространственной среды, чтобы воспитанники группы чувствовали себя более комфортно?

В ходе изучения специфики труда воспитателя в группах выполняйте следующие требования:

— познакомьтесь с воспитателем и попытайтесь установить с ним доверительные отношения;

— обратите внимание на внешний вид воспитателя и его помощника;

— понаблюдайте за их работой, распределением обязанностей между ними. Проведите хронометраж участия воспитателя и его помощника в ходе режимных процессов. Хронометраж ведется по следующей форме:

Время

Режимный процесс

Деятельность

Воспитателя

Помощника воспитателя

Детей

При общении с детьми придерживайтесь следующих советов:

— подумайте, как можно быстро установить контакт с детьми и запомнить их имена;

— придумайте занятие или развлечение, которое заинтересовало бы детей и повысило ваш авторитет в глазах малышей;

— понаблюдайте за детьми и опишите проявления индивидуальности ребенка, которые вы заметили;

— ознакомьтесь с характеристиками индивидуально-типологических особенностей детей

— опишите наиболее запомнившегося вам ребенка;

— проанализируйте чувства, которые вы испытали, общаясь с детьми раннего возраста.

Задаиие 3.

Изучите режим дня в группах детей с физиолого-гигиенических позиций, степень вос- питания у детей культурно-гигиенических навыков.:

Оценка соответствия режима возрастным особенностям детей должна включать анализ следующих обязательных элементов:

— режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);

— продолжительность и место обязательных занятий;

— продолжительность основных занятий с детьми;

— время и кратность пребывания на воздухе;

— продолжительность и кратность сна;

— возможность обеспечения двигательной активности;

— ребенка по собственному выбору;

— обеспечение возможности игровой деятельности.

Познакомьтесь с различными типами режимов.

ре-жи-

ма

Воз-раст, лет

Кормление

Бодр-ствование (макси-мальная длитель- ность, ч)

Сон

Коли- чество часов сна, в сутки

Ко-ли-чест-во

интер-вал, ч

дневной

ночной

количество периодов

длитель- ность периода, ч

длитель- ность периода, ч

1

2

3

Дайте гигиеническую оценку основных режимных процессов: встрече детей, организации дневного сна, приему пищи, проведению прогулок, занятий, закаливающих мероприятий. Для этого проведите наблюдение за существующим распорядком дня в группе детей раннего возраста и определите его соответствие их возрастным особенностям.

Проведите поминутный хронометраж режимных процессов, наблюдая за 1 — 2 детьми. Результаты наблюдений занесите в протокол, одновременно отражая поминутное поведение детей.

Сделайте вывод об организации режимных процессов, соответствии нагрузок возрастным физиологическим особенностям, выявите детей с отклонениями в поведении, дайте рекомендации по совершенствованию организации режима на основании поминутного хронометража и наблюдений за детьми.

Наблюдение рекомендуется вести по следующей форме:

Время,

ч

Фамилия,

имя,

возраст

ребенка

Формы

активности

Деятельность

воспитатель

помощник

воспитателя

По данным наблюдений студенты должны представить анализ выполнения режима с точным указанием времени смещений (если они были) режимных процессов.

Студентам для выполнения задания необходимо ознакомиться с долгосрочным планированием работы; условиями и обстановкой в группах, особенностями проведения режимных процессов, выделить педагогические приемы воспитания у детей культурно-гигиенических навыков.

На основе наблюдений составляется отчет, в котором отражаются:

— условия и оборудование, необходимые для правильного проведения режимных процессов;

— продолжительность режимных процессов для детей разных возрастных подгрупп;

— педагогические приемы, применяемые воспитателем и его помощником;

— формы активности детей разных возрастных подгрупп.

Задание 4.

Примите участие в организации бодрствования и проведении воспитательной работы в группах детей.

Рекомендации по выполнению задания

В ходе выполнения задания рекомендуется придерживаться следующих требований:

— подробно ознакомьтесь с долгосрочным планированием работы в группе и планом-перечнем игр-занятий;

— определите педагогическую целесообразность условий и оборудования, своеобразие средств и приемов организации бодрствования;

— выделите содержание, средства и приемы, используемые воспитателем для формирования у детей навыков действий с предметами, основных движений;

— определите содержание работы и приемы, используемые воспитателем в общении с детьми.

Данные наблюдения суммируются, систематизируются и представляются в отчете, содержащим требования:

— продолжительность бодрствования детей разных возрастных подгрупп;

— условия и обстановка проведения бодрствования;

— особенности проявления-активности детей разных возрастных подгрупп;

— средства и приемы, используемые для поддержания у детей положительного эмоционального состояния;

— приемы обучения, применяемые персоналом группы в работе, для формирования у детей зрительного, слухового восприятия, речевых навыков общения, действий с предметами и др..

Задание 5.

Проведите наблюдение за ребенком для определения особенностей развития. Распределите детей для наблюдения за их поведением и составления характеристик (по одному ребенку на двух студентов).

План характеристики (фамилия, имя, дата рождения ребенка)

1. Краткие анамнестические данные:

— вес, рост при рождении;

— перенесенные заболевания;

— как развивался ребенок до поступления в детское учреждение и в период, предшествующий наблюдению за ним студентами.

2. Особенности развития и поведения ребенка в период наблюдения:

— внешний вид;

— физическое развитие (вес, рост в сравнении с нормой);

— нервно-психическое развитие — речь (пассивная и активная), движения, деятельность (предметная, отобразительная), навыки, умения;

— особенности поведения и настроение (бодрое, неустойчивое, грустное);

— взаимоотношения со взрослыми и детьми (инициативные, ответные).

3. Педагогические рекомендации по дальнейшему воспитанию ребенка.

Задание 6.

Организуйте самостоятельную деятельность детей в группе и проведите занятия с ними. Обратите внимание на особенности поведения детей, их взаимоотношения в процессе самостоятельной игровой деятельности.

Понаблюдайте организованные занятия, проведите хронометражные записи. Каждый студент ведет хронометраж за 1 — 2 детьми. Изменения в поведении малышей фиксируются каждые 5 мин по следующей форме:

Время, ч

Вид деятельности

Взаимоотношения между детьми

Общение со зврослым

Воздействие воспитателя

В хронометражных записях отражаются виды деятельности ребенка в наблюдаемый отрезок времени, его избирательное отношение к тому или иному виду деятельности, формы общения со сверстниками, инициативные формы общения со взрослым, участие воспитателя в деятельности малыша, выводы и рекомендации.

Обсуждение хронометражных записей позволяет составить представление об общем уровне самостоятельной деятельности всех детей группы и каждого ребенка индивидуально.

Группа третьего года жизни (первая младшая) считается переходной от раннего к дошкольному возрасту, поэтому целесообразно в период практики провести хронометраж занятий.

Результаты наблюдений отразите в протоколах № 1, 2.

Протокол № 1 поминутного хронометража занятия (20 мин.)

Дата

Номер ДОУ

Группа

Вид занятия

Фамилия, имя ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

п

п

о

о

о

о

з

з

з

з

з

з

з

з

з

Р

Р

Р

У

У

к

к

к

к

П — подготовка рабочего места;

О — объяснение и показ воспитателя;

З — выполнение задания;

Р — обсуждение полученных результатов;

У — уборка рабочего места;

К — отвлечение от занятий.

В протоколе фиксируются реакции, свидетельствующие о наступлении утомления.

Протокол № 2 хронометража реакций детей (20 мин.)

Фамилия, имя ребенка

Время занятия, мин

Итого

1 — 5

6 — 10

11 — 15

16 — 20

В

Т

О

К

в

1

1

в

в

2

в

т

3

2

всего

6

2

1

К — отвлечение от занятий;

В — реакции возбуждения;

Т — реакции торможения.

Анализ результатов хронометража позволяет выявить время развития утомления у большинства детей, определить детей с повышенной утомляемостью и потому требующих внимания воспитателя, медицинского персонала, родителей. На основании результатов хронометража вносятся коррективы в построение занятия.

Основными приемами обучения детей являются: показ образца, сопровождаемый словесным обозначением, непосредственные действия ребенка или его рукой, подсказ по ходу действия и др. Занятия (с небольшими изменениями) повторяются до полного усвоения их содержания детьми, а затем они усложняются. При этом меняются виды деятельности и характер активности ребенка. Обучение на занятиях протекает на фоне игрового, эмоционального общения

Студенты-практиканты подробно знакомятся с планом и конспектами занятий; проводят наблюдение двух занятий для разных возрастных подгрупп. Это необходимо для уяснения целей занятий, объема программного содержания, соответствия наглядно-действенных и словесных компонентов, проявляющегося в характере активности детей, степени участия в игровом, эмоциональном общении с детьми воспитателя.

Вопросы для обсуждения

1. Виды деятельности ребенка, их устойчивость, проявление избирательного отношения к тому или иному виду деятельности.

2. Формы общения малыша со сверстниками, возникновение инициативных форм общения со взрослым.

3. Какое значение имеет обучение на наблюдаемых занятиях в системе воспитательной работы с детьми данной группы?

Задание 7.

Изучите показатели физического развития детей, выделите особенности.

Познакомьтесь с особенностями и показателями фи- зического развития ребенка-, представленными в образовательных программах для детей. Изучите содержание работы по физическому воспитанию с детьми раннего возраста.

В «Истории развития ребенка» ознакомьтесь с результатами обследования врачом физического развития ребенка и его здоровья. В беседе с врачом или старшей медсестрой ДОУ выясните, насколько гармонично физическое развитие у малышей вашей группы. Выясните у врача (или медицинской сестры) детского сада, кто из детей имеет отклонения в физическом развитии.

На основании собранных данных проанализируйте развитие двигательных навыков у детей вашей группы, определите детей, чье физическое развитие соответствует возрасту ребят, опережает его или запаздывает, у кого из малышей имеются какие-либо отклонения. Далее, наблюдая за 2 — 3 детьми, обратите внимание, как и насколько правильно воспитатель регулирует: длительность сна; количество пищи; темп игр и физических упражнений; объем информации, даваемой на занятиях. Результаты фиксируются в дневнике по следующей схеме:

Фамилия, имя

ребенка

Группа

здоровья

Физическое развитие

Харак-тер

труда

Темп игр и физичес-ких упражне-ний

Актив-ность на занятиях

ЗР

ЧБ

ЭБ

Гарм.

Откл.

Условные обозначения и рекомендации к заполнению:

ЗР — здоровый ребенок, ни разу не болевший в тече- ние года;

ЧБ- часто болеющий (более 4 раз в году);

ЭБ- эпизодически болеющий (1-3 раза в году);

Гарм. — гармоническое соотношение роста, веса, ок- ружности грудной клетки (ОГ), правильная осанка, стопа;

Откл. — отклонения в физическом развитии (завышен- ный, заниженный рост, вес, окружность груди, наруше- ния в осанке, стопе).

Наблюдая за проведением утренней гимнастики и физкультурного занятия, обратите внимание на такие моменты, как:

— гигиенические условия: одежда, обувь детей, воспитателя, состояние оборудования, доступ свежего воздуха;

— соответствие задач образовательного, воспитательного и оздоровительного характера и содержания занятия возрасту и физическим возможностям детей;

— форму проведения и специализации занятия, в том числе по времени;

— соответствие способов организации детей их возможностям;

— физическую нагрузку на детей, реакцию их организма на нее;

— качество двигательных умений детей;

— активизацию умственной деятельности детей;

— эмоциональное состояние детей и воспитателя;

— меры безопасности и страховки детей;

— объяснение и показ воспитателем упражнений;

— индивидуальный подход к детям.

Задание 8.

Ознакомьтесь с долгосрочным планированием воспитательной работы в группе, организацией игровой самостоятельной деятельности детей, методами руководства ею. Уделите внимание общению с детьми, уяснению его роли в воспитательной работе.

Выполнение задания начинается с наблюдения за играми детей и поведением воспитателя в течение получаса и включает хронометраж и последующий анализ игровых навыков детей.

Своевременное развитие таких видов деятельности детей зависит от системы воспитательной

работы в группе.

Студенты наблюдают за двумя детьми и действиями воспитателя и его помощника, прямо или косвенно направленными на поддержание детской деятельности или введение новой. Полученные данные количественно суммируются, обобщаются и излагаются письменно в отчете, при этом освещаются следующие вопросы:

— общая продолжительность предметной и игровой деятельности детей разных возрастных подгрупп;

— характеристика игровых уголков и игрушек;

— виды и количество функциональных и других действий, выполненных детьми;

— темы, сюжеты отобразительных игр;

— совместные игры и характер отношений детей друг к другу;

— приемы руководства деятельностью детей.

Студенты проводят соответствие развития воспитанников группы общим показателям нервно-психического развития детей данного возраста и передают собранную информацию воспитателю-методисту для демонстрации на групповом экране показателей развития детей.

Для установления контакта с детьми используют тактику игрового взаимодействия, о которой можно прочитать в журнале «Дошкольное воспитание» (Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре // Дошкольное воспитание. 1993. № 3.).

Рекомендуется развертывать игровые действия на виду у детей. Проявляя эмоциональную заинтересованность в игре, использовать непосредственный интерес наблюдающих за игрой детей, втягивать их в игру. В игровом процессе пояснять смысл своих действий и предполагаемый смысл действий детей («Буду мишку купать, он грязный. Это у меня мыло. Что это у тебя, Маша? Полотенце? Будешь вытирать мишку?» и т.п.).

Поиграв с детьми, следует подключаться на короткое время к действиям того или иного ребенка, комментируя и поощряя его игру и тем самым помогая малышу осознать смысл его действий. Развертывая игру с детьми, желательно сочетать реалистические игрушки с условными предметами-заместителями, чтобы действие с ними имело опору на реалистические игрушки, проясняющие ребенку смысл игровой ситуации. Обыгрывание новой игрушки проводить в совместной деятельности с дошкольниками, включая их в уже известные сюжетные контексты или развертывая новый сюжет.

Индивидуальное общение воспитателя, его помощника с каждым ребенком группы направлено на удовлетворение одной из основных социальных потребностей. Вместе с тем общение является одним из важных средств разностороннего воспитательного воздействия. Наблюдая за воспитателем и его помощником, студенты-практиканты определяют средства и формы организации общения, эмоциональные приемы и способы коммуникативных воздействий.

Студенты устанавливают непосредственный контакт с одним ребенко. В процессе общения с ним фиксируют его ответные действия, реакции, содержание общения, его длительность. Общаясь с ребенком, необходимо расположить его к себе, чему способствуют улыбка, ласковое слово, доброжелательность и игровой контакт.

Вопросы для обсуждения

  1. Каково содержание предметной и игровой деятельности детей второго — третьего года жизни?
  2. Какие приемы руководства деятельностью детей использует воспитатель?
  3. Какие рекомендации можно сформулировать по улучшению организации деятельности детей в группе?
  4. Какое содержание общения предпочитал ребенок, с которым был установлен непосредственный контакт?
  5. Какое значение имеют методика и характер общения воспитателя с каждым ребенком в группе ?

Задание 9.

Ознакомьтесь с оздоровительно-воспита­тельной работой в группах детей и при­мите участие в ней.

Студенты-практиканты изучают план оздоровительно-воспитательной работы, план-перечень индивидуальных игр-занятий, календарный план и сетку занятий на месяц. При этом они сопоставляют их содержание и структуру в такой последовательности:

— основные разделы перспективного (на три месяца) и календарного планов оздоровительно-воспитатель­ной работы;

— содержание планов — перспективного (на три меся­ца), игр-занятий и календарного;

— степень направленности планов на обеспечение все­стороннего, полноценного и своевременного разви­тия всех детей группы;

— содержание и организацию физического воспитания в планах и сетке занятий;

— планирование организации и содержания деятель­ности детей во время бодрствования;

— степень повторяемости и дифференцированности планируемых игр-занятий в разных возрастных под­группах;

— учет в планах индивидуальных особенностей де­тей.

Вопросы для обсуждения

1. Соответствует ли планирование оздоровительно-вос­питательной работы?

2. Соответствуют ли содержание и формы планирова­ния программе?

3. Как осуществляется индивидуальный подход в обу­чении детей раннего возраста?

4. Какие рекомендации можно сформулировать по улучшению планирования оздоровительно-воспитатель­ной работы в группе, индивидуальному подходу в обуче­нии?

Задание 10.

Ознакомьтесь с содержанием программы работы ДОУ, особен­ностями методики проведения занятий по этому разделу, (Занятие должно носить комплексный характер.) Прове­дите наблюдение за приемами работы воспитателя по раз­витию сенсорной культуры ребенка.

Студенты анализируют программу, по которой работа­ет детский сад. Это могут быть программы «Радуга», «Дом радости», «Золотой ключик», «Развитие», «Детство», «Ис­токи».

Студентам-практикантам необходимо ознакомиться с методами проверки уровня сенсорного развития у детей второго года жизни и научиться определять его (умение детей соотносить и группировать предметы по форме, ве­личине, цвету).

Работа выполняется методом экспериментальных зада­ний. Перед ребенком поочередно расставляют пособия для восприятия формы, величины, цвета и предлагают: «Сде­лай так же», «Дай такой же», «Дай красный (синий, зеле­ный, желтый)». Три точных действия указывают на сформированность умения. Наличие или отсутствие указанно­го действия обозначается знаками плюс (+) и минус (—).

Каждый студент обследует четырех детей.

В процессе проверки ведется запись по форме:

Фамилия,

имя, возраст

ребенка

Дата, время

Порядок предъяв­ления игрушек

Игрушки

Инструк­ция экс­перимен­татора

Действия ребенка

Полученные данные анализируются и представляются в виде следующей таблицы:

Фамилия, имя, возраст ребенка

Восприятие (называет, соотносит, отождествляет)

величина

форма

цвет

С полученными данными следует ознакомить воспита­теля труппы для использования их при составлении плана занятия и в индивидуальной работе с детьми.

В ходе наблюдения занятия внимание обращается на:

— организационные условия работы с детьми;

— наглядность в проведении занятий;

— разнообразие приемов обучения;

— эмоциональное состояние детей, уровень их позна­вательной активности;

— стиль общения воспитателя с детьми, его индивиду­альную работу с ними.

Во время практики в ДОУ студенты овладевают про­фессиональными умениями и навыками воспитателя груп­пы детей.

Задание 11.

Ознакомьтесь с содержанием работы стар­шего воспитателя, материалами методического кабинета, различными формами работы с родителями, принятыми.

Анализируя работу ДОУ и его педагогов с родителями, необходимо учитывать составленные аналитические справ­ки о такой деятельности, индивидуальные коллективные ее формы, работу родительского комитета, состояние пропа­ганды педагогических знаний (уголок для родителей, тема­тические выставки, лекции, беседы, дни открытых дверей).

Примерные темы для бесед с родителями

1. Домашний режим ребенка. Его соответствие режиму яслей.

  1. Продолжительность дневного сна в выходные дни, условия засыпания.
  2. Аппетит малыша дома.
  3. Положительные и отрицательные привычки.
  4. Любимые игрушки. Партнеры по игре. Порядок хра­нения игрушек.
  5. Особенности формирующегося характера, наследствен­ные черты и др.

Самостоятельная работа студентов в группах детей проводится по заданию руководителя практики и педагогов ДОУ.

Ознакомившись с перечнем практикуемых для детей группы подвижных игр, практикант вы­бирает понравившуюся игру, обсуждает ее с воспитателем группы, готовит конспект и самостоятельно проводит с детьми запланированную игру. При необходимости его дополняют изготовленны­ми наглядными пособиями.

Студенты самостоятельно проводят утреннюю гимнас­тику с детьми, подвижные игры на прогулке, кормление, умывание, закаливающие процедуры, одевание и раздева­ние, укладывание спать и др.

Итогом самостоятельной работы является проведение открытых занятий с последующим коллективным обсуж­дением, а также написание отчетов, подготовку отчетной документации к конференции.

Список используемой литературы

Основная:

1.Авдеева Н.Н., Мещерякова С. В. Вы и младенец. — М., 1991.

2.Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. — М.,1992.

3.Аминов Н.А., Морозова Н.А.. СмятскихА.Л. Психодиагностика педа­гогических способностей. -М., 1994.

4.АникееваН.П. Воспитание игрой. -М., 1987,

5. АртемоваЛ.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольни­ков.-М., 1992.

6. ГалигузоваЛ.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести лет. О психологии маленького ребенка. — М., 1996.

7. Галанова А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М.: АРКТИ, 2002.

8. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы: Пер. с фин. -М., 1993.

9.ЭльконинД.Б. Психология игры. -М., 1978.

Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. — М.,1984.

Дополнительная:

  1. Конвенция о правах ребенка – Вестник образования, 1991 г, № 10.
  2. Макаренко А. С. Книга для родителей, соч. т. 4. – М., 1960 г.
  3. Сухомлинский В. А. Сердце отдают детям – Киев, 1994 г.
  4. Мир детства: дошкольник – М., 1979 г.
  5. Детство. Программа развития и обучения в детском саду – С.П., 1995 г.
  6. Программа «Развитие» (основные положения) – М., 1994 г.
  7. Радуга. Программа и руководство для воспитателей – М., 1994 г.
  8. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети – М., 1985 г.